Методы воспитания.
Педагогика
Наконец, метод воспитания всегда определяется личными и профессиональными качествами салюго воспитателя. В практике воспитания нетрудно заметить, что существуют педагоги, главный «конек» у которых — слово: они артистически ярко говорят, прекрасные рассказчики и знатоки тысяч историй. Другие, напротив, немногословны, но дети вокруг них — как рой пчел: что-то мастерят, прилаживают, придумывают. Это… Читать ещё >
Методы воспитания. Педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие метода воспитания. Классификация методов воспитания
Воспитание детей — ответственное, серьезное и творческое дело. Поэтому всякий, кто принимается за него, встает перед вопросом «как»: как заговорить с детьми, как их занять, как успокоить и как развеселить, как объяснить, чтобы поняли, и как сказать, чтобы поверили? Все эго — вопросы о методах воспитания.
В энциклопедическом словаре понятие «метод» определяется как способ достижения какой-либо цели, как способ действия. Итак, основная часть определения метода воспитания — «способ действия воспитателя». Но воспитатель может действовать по-разному:
- — воздействовать на ребенка, и тогда это существо будет представляться ему мягким воском, он будет ждать от своего воздействия немедленного результата в поведении подопечного;
- — противодействовать, т. е. искоренять что-то дурное в ребенке, бороться с какими-то его представлениями и взглядами, привычками и комплексами;
- — содействовать — значит помогать, соучаствовать;
- — взаимодействовать, т. е. сотрудничать, действовать одновременно с ребенком,"рука в руку".
Во всех этих случаях действие воспитателя будет организовано разными способами, потому что цель — первое обстоятельство, которое определяет выбор метода воспитания.
Метод воспитания — это способ целенаправленного обращения к мотивационно-ценностной сфере личности воспитанника.
Поиск метода у воспитателя происходит в связи с содержанием деятельности воспитанников: игра потребует одних методов, разговор по душам — других, приобщение к общественно значимому труду — третьих.
Кроме того, метод воспитания всегда реализует определенное средство воспитания. Средством воспитания в педагогической теории принято считать явления окружающей действительности, которые воспитатель подчиняет своему влиянию и использует в практике воспитания. По существу, средства воспитания — это все явления окружающего мира: природа, искусство, традиции, различная деятельность, слово и т. п. Некоторые средства всегда «под рукой», например, слово, поэтому значительная часть методов воспитания — словесные. Здесь еще сказывается древняя традиция в культурах многих народов менять ценностные позиции подрастающих детей и молодежи с помощью внушающих практик, наставлений старейшин, менторства учителей. Есть средства забытые, мало употребляемые в современном воспитании, как, скажем, природа. Она воспитывала человека еще в древности, в дописьменный период развития цивилизации. Человек так глубоко ощущал и осознавал себя частью природы, что даже отдельные ее проявления вызывали у него столь сильные переживания, что заставляли изменить что-то в своей жизни, в отношениях с окружающими, в поведении. Мы же сейчас воспринимаем природу чаще как «зону отдыха», поэтому воспитательных методов в этой области немного.
Кроме того, метод воспитания всегда зависит от конкретных особенностей ребенка и его «социальной ситуации развития» (Выготский), т. е. от влияния на ребенка социальной среды и его отношений к этим влияниям. Поэтому существуют методы воспитания, которые невозможно применить в воспитании дошкольников, но они совершенно необходимы воспитателю подростков, а есть такие, которые исчерпывают свой воспитательный потенциал в раннем детстве ребенка и просто уже не нужны воспитателю старшеклассника.
Наконец, метод воспитания всегда определяется личными и профессиональными качествами салюго воспитателя. В практике воспитания нетрудно заметить, что существуют педагоги, главный «конек» у которых — слово: они артистически ярко говорят, прекрасные рассказчики и знатоки тысяч историй. Другие, напротив, немногословны, но дети вокруг них — как рой пчел: что-то мастерят, прилаживают, придумывают. Это очень важно, чтобы метод воспитания был личностно одухотворен. Дети сразу чувствуют, «от себя» ли действует воспитатель, вкладывает ли он душу, ум, терпение в свое взаимодействие с ними или выполняет формальную меру воздействия.
Характеризуя методы воспитания, нельзя не упомянуть еще одну категорию — прием воспитания. Это — составная часть метода, один из его «кирпичиков». Например, беседа с младшими школьниками, которая длится всего 15—20 мин, строится как целая система приемов: нужен прием яркого начала разговора, чтобы дети заинтересовались темой, прием обращения к их жизненному опыту, чтобы включились в диалог, начали высказываться и соотносить свои представления с мнением товарищей, нужны приемы удержания и переключения внимания, приемы завершения беседы.
Педагогика как наука всегда стремилась теоретически упорядочить огромное множество методов воспитания, существующих в реальном воспитательном процессе. Проблема классификации методов воспитания остается по сей день одной из спорных теоретических проблем. Время от времени крупные ученые проводят бурные дискуссии на страницах научных журналов и на конференциях, на какое-то время договариваются об общих позициях. Но как только что-то уточняется или пересматривается в понимании сущности самого воспитания, так вновь возникают новые классификации методов воспитания.
В основе любой классификации методов воспитания лежит определенный критерий, т. е. главный признак, на основании которого методы группируются и обособляются.
В 1960;е гг. общепринятой была классификация методов воспитания, состоящая всего из двух групп. Все методы воспитания делились в зависимости от того, на что они направлены — на сознание ребенка или на его поведение. Считалось, что сознание и поведение — это и есть главные области воспитательного воздействия.
В 1970;е гг. значительная часть теоретиков педагогики принимала классификацию методов воспитания на основе трех главных направлений деятельности воспитателя:
- — методов целенаправленного формирования качеств личности;
- — методов стимулирования естественного саморазвития личности;
- — методов коррекции развития личности.
Самая уязвимая область этой классификации — всего три направления деятельности воспитателя; их, безусловно, намного больше.
В конце 1970;х — начале 1980;х гг. в педагогике оформилась концепция деятельностного подхода к воспитанию. С этих позиций ленинградские педагоги Т. Е. Конникова и Г. Е. Щукина предложили классификацию методов воспитания, где главный критерий — функция метода по отношению к деятельности воспитанников, ибо воспитание — это организация их деятельности. В этой классификации рассматривалось три группы методов воспитания:
- — методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности;
- — методы формирования общественного сознания;
- — методы стимуляции деятельности.
Известный современный московский ученый и педагог-новатор В. А. Караковский использует несложную классификацию методов воспитания, и ей доверяют многие воспитатели-практики. В качестве критерия своей классификации Караковский избрал средства воспитания и выделил шесть групп методов:
- — методы воспитания словом;
- — методы воспитания делом;
- — методы воспитания ситуацией;
- — методы воспитания игрой;
- — методы воспитания общением;
- — методы воспитания отношениями.
Если заглянуть в учебник педагогики известного в начале XX в. немецкого педагога Ф. Паульсена, изданный в Санкт-Петербурге в 1913 г. (по которому учились во всех педагогических институтах дореволюционной России), то можно заметить, что здесь вопрос о классификации методов воспитания не обсуждается. Паульсен подробно описывает, как воспитывать дисциплину, храбрость, настойчивость, правдивость, рассудительность, честь, любовь к Родине и человечность. Для каждой добродетели он определяет свой набор методов, дает советы по их использованию. Такое руководство, наверняка, привлекало педагогов своей конкретностью и кажущейся практичностью. Но такой подход нельзя признать правильным с позиций современного представления о ребенке, его развитии и воспитании. В «Словаре по этике» описано более 1500 нравственных качеств личности, а по Паульсену выходит, что каждому из них следует подобрать свой набор методов воспитания. А если еще учесть, что ребенок живет, развивается, и в каждый момент он уже в чем-то другой, то станет понятно, почему педагогика не может построить некую универсальную технологию, чтобы подобранная система методов воспитания гарантировала строго определенный результат.
Значит ли это, что вопрос о классификации методов воспитания придется оставить за пределами научной теории? Напротив, следует разобраться в природе общих методов воспитания, понять их механизм, возможности и ограничения, а приступая к воспитанию детей на практике — выстраивать свою систему методов. Поскольку приходится учитывать особенности огромного многообразия методов, то встает вопрос: «Что является общим для всех методов воспитания?» Если вспомнить, что предметом воспитания выступает социальный опыт детей, их деятельность и отношение к миру и с миром, к себе и с самим собой, то станет понятным, почему все множество методов воспитания можно сгруппировать и выстроить в следующую систему:
- — первая группа — методы организации социального опыта воспитанников;
- — вторая группа — методы осмысления воспитанниками своего социального опыта, мотивации их деятельности и поведения;
- — третья группа — методы стимулирования и коррекции действий и отношений воспитанников.