Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Учение Дэвида Гартли

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учение о малых вибрациях давало объяснение механизму возникновения идей в их отличие от ощущений. Первичными считались большие вибрации в нервной системе, возникающие под воздействием на нее «пульсаций» внешнего мира, а внутренний мир — «мир идей» выступал как миниатюрная копия реального взаимодействия организма с миром внешним. Схема Гартли была не «настоящей», а воображаемой физиологией… Читать ещё >

Учение Дэвида Гартли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наиболее глубоко проблематика ассоциативной теории разработана в трудах английского врача и философа Дэвида Гартли (1705−1757). Он, по мнению специалистов в области истории психологии, положил начало «классическому ассоцианизму». Ассоциация в его учении превращается в универсальную категорию, объясняющую всю психическую деятельность.

В юности Дэвид Гартли готовился к теологической карьере. Это позволило ему получить солидную философскую подготовку. Но неожиданно для окружающих он отказался от теологии и занялся медициной. Историки психологии считают, что, несмотря на фундаментальность трудов Аристотеля, Дж. Локка и ряда других ученых, именно книга Д. Гартли «Наблюдения над человеком» положила начато классическому ассоцианизму (М. Г. Ярошевский и др.).

Д. Гартли предпринял попытку реализации масштабной социально-психологической задачи — создать инструментарий для управления поведением людей на основе знания точных законов, подобных законам ньютоновской физики. Это, как он полагал, позволит формировать у людей твердые морально-религиозные убеждения и даст возможность усовершенствовать общество. Опора на физику сближает учение Д. Гартли с декартовской психофизиологией, но Р. Декарт опирался при этом не на теорию И. Ньютона, а на собственную физику. В учении Д. Гартли, в отличие от декартовского, не остается места ни для души, ни для рефлексии, ни для каких бы то ни было иных внетелесных сил.

Кроме Исаака Ньютона, значительное влияние на концепцию Д. Гартли оказали:

  • — труды Б. Спинозы, отстаивавшего эквивалентность и неотделимость психического и физического;
  • — сенсуалистический подход Дж. Локка, подчеркивающего производность высших, интеллектуальных явлений от элементарных сенсорных;
  • — утверждение Г. В. Лейбница о разделении психического на «сознательное» и «бессознательное» .

Практикующий врач Д. Гартли не мог не опираться также на достижения современной ему медицины и нейрофизиологии, связанные с различением уровней нервной деятельности. Однако основная идея его теории — учение о вибрациях — родилась, по собственному утверждению Д. Гартли, под влиянием таких трудов И. Ньютона, как «Математические начала натуральной философии» (1687) и «Оптика» (1704).

Д. Гартли утверждал, что нервная система подчиняется физическим законам, а продукты ее деятельности включаются в строго причинный ряд, ничем нс отличающийся от действия причин во внешнем физическом мире. Это касается поведения всего организма — от восприятия вибраций во внешней среде через вибрации нервов и мозгового вещества к вибрациям мышц.

Психические процессы, с его точки зрения, неотделимы от своей физиологической основы, поэтому они также ставились в однозначную зависимость от характера вибраций. Все нервные вибрации Д. Гартли разделял на большие и малые. Большие возникают в черепно-мозговых и спинномозговых нервах, а их миниатюрные копии — малые вибрации — продуцируются в белом веществе головного мозга.

Учение о малых вибрациях давало объяснение механизму возникновения идей в их отличие от ощущений. Первичными считались большие вибрации в нервной системе, возникающие под воздействием на нее «пульсаций» внешнего мира, а внутренний мир — «мир идей» выступал как миниатюрная копия реального взаимодействия организма с миром внешним.

Описывая механизм действия психики, Д. Гартли утверждает, что малые вибрации, однажды возникнув, сохраняются и накапливаются. Они, таким образом, создают новый орган, который опосредствует последующие реакции на новые внешние влияния. Это отличает человеческий организм от других физических объектов, делая его «обучающей системой», имеющей собственную историю. Основой обучения в теории Д. Гартли считается память. Она способна запечатлевать и воспроизводить следы внешних воздействий. Для Д. Гартли память — не просто один из психических процессов, это общее, фундаментальное свойство нервной организации.

" Схема Гартли была не «настоящей», а воображаемой физиологией мозга, — пишет, характеризуя его теорию, известный историк психологии М. Г. Ярошевский, — но в условиях XVIII в. она давала единственную возможность представить объективную динамику психических процессов, не обращаясь в след за Лейбницем к душе как объяснительному понятию"[1].

  • [1] Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. 2-е изд. М., 1974. С. 138.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой