Методика визуализированного обучения педагогов-бакалавров профиля «Информатика» дисциплинам предметной подготовки
Диссертация
Теоретико-методологические основания исследования: положения в области информатизации образования и профессиональной подготовки учителей информатики в педагогическом вузе (A.A. Абдукадыров, М. М. Абдуразаков, С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун, A.JI. Денисова, М. И. Жалдак, С. Д. Каракозов, К. К. Колин, Э. И. Кузнецов, М. П. Лапчик, И. В. Марусева, Д. Ш. Матрос, A.B. Могилев, Н. И. Пак, И. В… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема понимания учебной информации в профессиональной подготовке педагога-бакалавра по профилю «Информатика»
- 1. 1. Современные требования к профессиональной подготовке педагогов-бакалавров профиля «Информатика»
- 1. 2. Анализ проблемы понимания учебной информации
- 1. 3. Особенности восприятия и понимания информации и знаний педагогами-бакалаврами профиля «Информатика»
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Информационная модель понимания фундаментальных дисциплин предметной подготовки
- 2. 1. Тезаурусная модель понимания, измерители и диагностики
- 2. 2. Методы и средства визуализации учебной информации фундаментальных дисциплин
- 2. 3. Требования к представлению учебного материала с помощью методов визуализации информации и знаний
- Выводы по второй главе
- Глава 3. Методика визуализированного обучения фундаментальным дисциплинам
- 3. 1. Основные компоненты методики визуализированного обучения педагогов-бакалавров профиля «Информатика», на примере курса «Математическая физика»
- 3. 2. Результаты педагогического эксперимента по апробации методики визуализированного обучения фундаментальным дисциплинам
- Выводы по третьей главе
Список литературы
- Баландина И. В. Методическая система подготовки будущих учителей информатики к применению технологий компьютерной визуализации / И. В. Баландина // Молодой ученый. 2011. — № 7. Т.2. — С. 75−77.
- Барышкин, А.Г. Основные параметры визуализации учебной информации/ А. Г. Барышкин, H.A. Резник // Компьютерные инструменты в образовании. СПб.: Информатизация образования, 2005, N7. — С. 38−44.
- Болонский процесс: глоссарий (на основе опыта мониторингового> 1 t исследования) / Авт. сост.: В. И. Байденко, O.JI. Ворожейкина, E.H.
- Карачарова, H.A. Селезнева, JI.H. Тарасюк / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко и д-ра тех. наук, профессора H.A. Селезневой.
- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 148 с.
- Бореев Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев. М.: Высшая школа, 2002.-511 с.
- Бордовский Г. А. Подготовка учителей информатики в педагогических вуз. Электронный ресурс. // Российская коммуникативная ассоциация. URL: http://www.russcomm.ru/rcanews/2007/20 070 309.shtml
- Булынин A.M. Эволюция ценностей высшего педагогического образования: Историко-педагогический аспект: дис.докт. пед. наук: 13.00.01. М., 1998.-333 с.
- Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. -М.: Смысл, 1998. 685 с.
- Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.
- Ветров, Ю. Визуализация данных: классификация Электронный ресурс./ Ю. Ветров // Материалы сайта «Эксперимент.ру» URL: http://experiment.ru/technologies/data-visualization-l/
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 540 200 физико-математическое образование. Степень (квалификация) бакалавр физико-математического образования (профиль «информатика»). — М., 2004.
- Гришкун В.В. От компьютерной науки к фундаментальной информатике / В. В. Гришкун, И. В. Левченко // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». М.: МГПУ, Томск, 2008. № 5 (15).-С. 40−46.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблема его понимания. М.: Педагогика, 1982. — 176 с.
- Злыднева Т. П. Организация исследовательской деятельности студентов университета в процессе профессиональной подготовки: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Магнитогорск, 2006. — 204 с.
- Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1998. — 232 с.
- Знаков В.В. Понимание как проблема психологии мышления / В. В. Знаков // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 18−26.
- Козырева O.A. Профессиональная педагогическая компетентность учителя: феноменология понятия /O.A. Козырева // Вестник ТГПУ -2(80). Томск, 2009. — С. 17−23
- Колесник, В. Ментальные карты Электронный ресурс./ В. Колесник // Материалы сайта «Колесник.ру» URL: http://kolesnik.ru/2005/mindmapping/
- Колин К.К. Информационный подход в методологии познания Электронный ресурс. / К. К. Колин // Филосовский портал. URL: www.philosophy.ru/scm/TEZ/25 .doc
- Колин К. К. Эволюция информатики / К. К. Колин // «Информационные технологии». 2005. — № 1. — С.2−16.
- Компетентностный подход в педагогическом образовании. Коллективная монография./ Под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Родионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 392 с.
- Коменский Я.А. Великая дидактика //Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. — 656 с. — (Пед. б-ка). — С. 242−476.
- Коржавина Н.В. Активизация понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий. Дисс.. канд. пед. наук. 13.00.01. Екатеринбург, 2007. — 201 с.
- Коробов Е.Т. Понимание как дидактическая проблема Электронный ресурс./ Е. Т. Коробов // Московский психологический журнал. 2005. № 11. — URL: http://magazine.mospsy.ru/nomerl 1/slO.shtml
- Кузнецов А. А, Бешенков С. А., Ракитина Е. А. Современный курс информатики//Информатика и образование. 2004. — № 2. — С.2−8.
- Кузьминов Я.И. Проект профессионального стандарта / И. Я. Кузьминов, B.JI. Матросов, В. Д. Шадриков // Вестник образования. 2007, № 7.
- Лаптев В.В., Швецкий М. В. Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики: теория и практика многоуровнего педагогического университетского образования. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. — 508 с.
- Левченко И.В. Развитие системы методической подготовки учителя информатики в условиях фундаментализации образования: Автореф. Дис. .д-ра пед.наук. М., 2009. 46 с.
- Луков В.А. Тезаурусный подход: исходные положения. Электронный ресурс. / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». -2008, № 9 — URL: http://www.zpu-journal.rU/e-zpu/2008/9/LukovsThesaurusApproach/
- Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской. М: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 320 с.
- Любутин К.Н. Понимание: деятельностный подход к проблеме определения сущности явления / К. Н. Любутин, П. Н. Кондратов // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. Екатеринбург, 2007, Вып. 7. — С. 75−90.,, it I ' I
- Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001. — 592 с.
- Манько Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности // Известия Алтайскогогосударственного университета Барнаул: Алтайский государственный университет, 2009. Вып. 2(62). 230 с. — С. 22−29
- Немов P.C. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
- Никифоров A.M. Понимание понимания пониманием Электронный ресурс. / A.M. Никифоров // Материалы Российского междисциплинарного семинара по темпорологии. 2005. URL: http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/nikiforovponimanie.htm
- Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004. 67 с.
- Одноколова (Дорошенко) Е. Г. Разработка электронных учебников с использованием метода локального гипертекстового сворачивания информации / Е. Г. Одноколова (Дорошенко) // Информатика и образование. -2008. № 6. С. 108−109.
- Осмольская М.И. Наглядные методы обучения: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений М.: Издательский центр «Академия»,, 2009. — 192 с.
- Пак Н. И. Информационный подход в обучении / Н. И. Пак // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2010. — С. 25−29.
- Пак Н. И. Нелинейные технологии обучения в курсах информатики и информационных технологий: дис .д-ра. пед. наук: 13.00.02. Красноярск, 2000. 246 с.
- Пак Н.И. О нелинейных технологиях обучения // Информатика и образование. 1997. № 5. С. 11−14.
- Пак Н.И. О концепции информационного подхода в обучении / Н. И. Пак // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, 2011(1)/ Краснояр.гос.пед.ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2011. — с. 91−98
- Пак Н.И. О сущности проективного подхода в обучении и проектировании образовательных систем / Н. И. Пак // Педагогическая информатика. 2006. № 1. — С. 39−44.
- Пак Н. И. Проективный подход в обучении как информационный процесс: монография. /Краснояр.гос.пед.ун-т им. В. П. Астафьева. -Красноярск, 2008. 112 с.
- Пак Н. И. Представление учебного гипертекста на основе идей ассоциативно-рекурсивного восприятия информации / Н. И. Пак, Л. Б. Хегай // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2009. № 3. — С. 32−37.
- Пак, Н. И. Феномен обучения с позиции информационного подхода / Н. И. Пак // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Инновационная интегрированная система профессионального образования: проблемы и пути развития». Красноярск, 2011.
- Пахомова Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики // Информатика и образование. 1996. № 1. С. 46−50.
- Пахомова Н.Ю. Метод проектов: функции и структура учебного проекта // Технологическое образование. 1997. № 1. С. 92−96.
- Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
- Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Под ред. B.C. Кукушина. Серия «Педагогическое образование». — М.: ИКЦ «Март" — Ростов н/Д: Издательский центра «Март», 2004. — 336 с.
- Педагогический энциклопедический словарь/ гл. Ред. Б.М. Бим-Бад- ред.кол. М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
- Племенюк М.Г. Проблема понимания в педагогической науке / М. Г. Племенюк // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. СПб., 2009. — N 83. — С. 17−28.
- Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования. Направление подготовки 50 100 Педагогическое образование. Профиль «Информатика». -М., 2010.
- Ракитина, Е.А. Теоретические основы построения концепции непрерывного курса информатики / Е. А. Ракитина. М.: Информатика и образование, 2002. — 88 с
- Рапуто, А.Г. Визуализация как неотъемлемая составляющая процесса обучения преподавателей / А. Г. Рапуто // Международный журнал экспериментального образования. 2010, № 5.
- Резник H.A. Дизайнерские приемы визуализации учебной информации / H.A. Резник, А. Г. Барышкин // Компьютерные инструменты в образовании. СПб.: Изд-во ЦПО «Информатизация образования». — 2005, N4.-С. 57−60.
- Резник H.A. Визуализация учебного контента в современном информационном пространстве Электронный ресурс. / H.A. Резник//I
- Визуальная школа. URL: http://vischool.rxt.ru/texts/rez07mgpu.htm
- Резник Н.А. Методические основы обучения математике в средней школе с использованием средств развития визуального мышления: Дис. докт. пед. наук. СПб., 1997. — 350 с.
- Рукосуева Д.А. Уравнения математической физики: учебное пособие / Д. А. Рукосуева, В. М. Садовский // Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2009. — 178 с.
- Рукосуева, Д.А. Методология информационного подхода к визуализации абстрактных понятий курса «Информатика» / Д. А. Рукосуева, М. А. Сокольская, Э. А. Нигматулина //Ершовская конференция по информатике 2011: доклады и тезисы. Новосибирск, 2011. — С. 93−98.
- Рыжова Н. И. Развитие методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области: Автореф.,, у дисс. докт. пед. наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 43 с.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. 80 с.
- Сергеев А.Г. Компетентность и компетенции: монография / А. Г. Сергеев — Владим. гос. ун-т. Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. -107 с.
- Скибицкий Э.Г. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие / Э. Г. Скибицкий, И. Э. Толстова, В. Г. Шефель. Новосибирск: НГАУ, 2008. — 166 с.
- Сливина Н.А. Профессиональные математические пакеты в образовании Электронный ресурс. / Н.а. Сливина // Педагогические иинформационные технологии в образовании. № 2. — URL: http://scholar.urc.ac.m:8002/Teachers/methodics/journal/numero2/slivina.html.
- Слинкин Д.А. Использование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Екатеринбург, 2001.166 с.
- Смирнов А. А. Понимание. В кн.: Психология / Под ред. К. Н. Корнилова, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова. М., 1948. — 229 с.
- Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М, 1966. — 168 с.
- Советский энциклопедический словарь/ гл. ред. A.M. Прохоров. -4-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989, — 1632 с.
- Солсо P.JI. Когнитивная психология. 6-е изд. СПб.: Питер, 2006. -589 с.
- Степанов А.Н., Бендюков М. А., Соломин И. Л. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда СПб: Литера плюс, 1997, — 224 с.
- Стефанова Н.Л. Теоретические основы развития системы методической подготовки учителя математики в педагогическом вузе: Дис. д-ра пед. наук. СПб, 1996. — 366 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.-672 с.
- Тарасова, О. И. Фактор понимания в современном образовании: атореф. дис.. д-ра фил. Наук / О. И. Тарасова. Волгоград: б.и., 2011. — 48 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 50 100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»). -М., 2009
- Федорова Г. А. Методическая подготовка будущих учителей информатики к организации проектной деятельности учащихся: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Омск, 2004. 166 с.
- Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 -1970.
- Хегай Л.Б. Методика создания и использования телекоммуникационных проектов в базовом курсе информатики: дис. .канд. пед. наук: 13.00.02. Красноярск, 2002. 128 с.
- Швецкий М. В. Методическая система фундаментальной1 ¦ '''in I' 1 <подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -СПб., 1994.-36 с.
- Яковлева Е.В. Учет психологических особенностей мышления студентов в процессе формирования логической культуры / Е. В. Яковлева // Известия высших учебных заведений поволжский регион общественные наук. 2007, № 1. — С. 69−74.
- Cognitive processes in comprehension. Edited by Marcel Adam just, Patricia A. Carpenter, Carnegie-Mellon University, Lawrence Erlbaum associates, publishers Hillsdale. New Jersey, 1977. — 332 p.
- Gallargo J. Assessing understanding in mathematics: steps towards an operative model/J. Gallardo, J.L. Gonzalez// For the Learning of Mathematics 26,2 (July, 2006). FLM Publishing Association, Edmonton, Alberta, Canada. 2006. -P. 10−15
- Nicolaou A.A. A new theoretical model for understanding fractions at the elementary school Electronic resource. / A.A. Nicolaou, D. Pitta-Pantazi. University of Cyprus, 2010. URL: http://www.cerme7.univ.rzeszow.p1/WG/2/CERME7WG2Nicolaou-Pitta.pdf
- Shank P. The Value of Multimedia in Learning Electronic resource. / P. Shank // Adobe Design Center. USA, 2005. — URL: http://www.adobe.com/designcenter/thinktank/valuemedia/TheValueofMultim edia.pdf.
- Structure of Language and Its Mathematical Aspects. Proceedings of symposia in applied mathematics, vol. XII, 1961, pp. 6−24.
- Tergan, S., Keller, T. Knowledge and Information Visualization: Searching for Synergies, Berlin, 2005. 385 c.
- Tuning Education Structures in Europe Electronic resource./ Phases I-V, 2003−2008. URL: www.tuning.uni-deusto.org/tuningeu.