Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика выполнения выпускной квалификационной работы бакалавров физико-математического образования, профиль информатика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все вышесказанное обуславливает необходимость введения в штатное расписание общеобразовательных школ заместителя директора по информатизации образовательного процесса, в должностные обязанности которого предполагается включить планирование, реализацию и координацию работ, связанных с использованием информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях (Инф.письмо МО РФ… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ систем подготовки бакалавров в
  • Российской Федерации и за рубежом
    • 1. 1. Анализ тенденций развития подготовки бакалавров физико-математического образования профиль информатика в системе непрерывного образования
    • 1. 2. Системы подготовки бакалавров в различных странах
    • 1. 3. Научно-методический анализ исследований проблемы самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов вузов
    • 1. 4. Анализ квалификационных требований к структуре и содержанию подготовки и Государственной аттестации бакалавра физико-математического образования профиль
  • Информатика
  • Выводы по Главе
  • Глава 2. Методическая система выполнения ВКР бакалавра физико-математического образования профиль информатика
    • 2. 1. Виды и формы научно-исследовательской работы студентов
    • 2. 2. Принципы отбора содержания учебной дисциплины
  • Основы научных исследований"
    • 2. 3. Этапы выполнения выпускной квалификационной работы как компоненты научно-методического сопровождения ВКР
    • 2. 4. Методика выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра образования по направлению 540 200 Физико-математическое образование профиль
  • Информатика
    • 2. 4. 1. Методика проведения информационного поиска
    • 2. 4. 2. Технология теоретических и экспериментальных исследований
    • 2. 4. 3. Методика представления научных результатов
  • Выводы по Главе
    • Глава 3. Опытно — экспериментальная проверка результатов теоретических исследований
    • 3. 1. Организация педагогического эксперимента
    • 3. 2. Содержание поискового и констатирующих этапов педагогического эксперимента
    • 3. 3. Содержание формирующего этапа педагогического эксперимента
  • Выводы по Главе

Методика выполнения выпускной квалификационной работы бакалавров физико-математического образования, профиль информатика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Необходимость модернизации подготовки бакалавров физико-математического образования по профилю информатика, как компонента системы педагогического образования, определяется задачами Концепции модернизации российского образования [3], внутренними закономерностями развития педагогического образования и перспективными потребностями развития личности, общества, государства и выполняет задачу кадрового обеспечения всех ступеней образования.

В настоящее время существенно расширяется сфера деятельности учителя информатики в связи с увеличением объема использования в школах информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Внедрение мультимедийных и интернет-технологий в обучение, создание школьных систем автоматизированного обслуживания процесса обучения и административного управления, использование в общеобразовательной школе средств дистанционного обучения. Вследствие этого существенно увеличивается не только учебно-воспитательная, но и научно-исследовательская нагрузка на учителей информатики [23].

Все вышесказанное обуславливает необходимость введения в штатное расписание общеобразовательных школ заместителя директора по информатизации образовательного процесса, в должностные обязанности которого предполагается включить планирование, реализацию и координацию работ, связанных с использованием информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях (Инф.письмо МО РФ № 132/48 от 12.03.02). На эту должность рекомендуется привлечение учителей информатики, с предварительным повышением его квалификационного уровня по вопросам организации учебно-воспитательного процесса и готовности к проведению самостоятельных научных исследований применения информационных технологий в профессионально-педагогической деятельности.

Это обуславливает необходимость ориентации процесса подготовки бакалавров по направлению 540 200 Физико-математическое образование профиль 540 203 Информатика не только на педагогическую, но и научно-исследовательскую работу в предметной области «информатика».

Государственный образовательный стандарт по направлению подготовки бакалавра 540 200 Физико-математическое образование по профилю 540 202 Информатика [1], согласно квалификационной характеристике, предъявляет требования к структуре, объему и содержанию выпускной квалификационной работе как к научному исследованию на основании положения об итоговой государственной аттестации выпускника высшего педагогического учебного заведения. Эти требования, утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации, должны быть обеспечены методическими рекомендациями учебно-методической комиссии (УМК) по информатике в составе учебно-методического объединения (УМО) по педагогическому образованию.

Все сказанное выше подтверждает необходимость пересмотра подходов к структуре, содержанию и форме выпускной квалификационной работы (ВКР). Однако в исследованиях по теории и методике обучения информатике проблема обучения выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования по профилю информатика исследована недостаточно полно.

Для выполнения данной работы и издания методических рекомендаций для работы над ВКР в предметной образовательной области Информатика необходимо проведение специальных научно-педагогических исследований по данной проблеме.

Отдельные аспекты этой проблемы рассматривались в методологических исследованиях по информатизации образования (Ю.К.Бабанский [14], Г. А. Бордовский [27], В. А. Извозчиков [30], В. В. Лаптев [75], И. В. Роберт [100]) и в исследованиях, посвященных проблемам становления и развития информационного общества (Е.З.Власова [39], И. Б. Готская [48], В. А. Извозчиков.

59], В. В. Лаптев [74], И. А. Румянцев [102], Б. Я. Советов [108.], М. В. Швецкий [122]).

Исследованиями в области применения объектно-ориентированного проектирования содержания обучения информационным технологиям и практико-ориентированным моделям обучения учащихся Интернет-образованию посвящены работы Е. В. Барановой [15] и И. В. Симоновой [104].

Метод демонстрационных примеров на основе компьютерных моделей и упражнение как метод обучения теоретическим основам информатики исследовались в работах В. В. Лаптева, М. В. Швецкого [75] и Н. И. Рыжовой [103].

Применение маркетингового подхода к проектированию методической системы обучения информатике исследовался в работах И. Б. Готской [47].

Проведенный научно-методический анализ исследований по теории и методике обучения информатике показал ограниченный круг исследований по вопросам теории и методики выполнения самостоятельных научных исследований, как одного из аспектов подготовки бакалавров физико-математического образования по профилю информатика.

Все вышесказанное обуславливает необходимость и актуальность проведения исследования научно-методической проблемы «Методика выполнения выпускной квалификационной работы бакалаврами Физико-математического образования по профилю Информатика».

Проблема исследования заключается в поиске путей разрешения противоречия между существующем уровнем готовности учителей информатики к самостоятельной научно-исследовательской работе и задачами, необходимость решения которых возникает у бакалавров физико-математического образования по профилю информатика в процессе осуществления профессионально-педагогической деятельности, в контексте изменяющихся требований к их подготовке в условиях модернизации и реформирования системы образования.

Целыо исследования является разработка теоретических основ и методики выполнения выпускной квалификационной работы бакалаврами физико-математического образования по профилю информатика.

Объектом исследования является процесс подготовки студента к выполнению одной из составляющих итоговой аттестации — выпускной квалификационной работы бакалавра по направлению 540 200 Физико-математическое образование профиль 540 203 Информатика.

Предметом исследования является методика выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра по направлению 540 200 Физико-математическое образование по профилю 540 203 Информатика, как научного исследования, которая будет способствовать повышению готовности выпускника к дальнейшему проведению самостоятельных научных исследований в предметной области «информатика».

Гипотеза исследования: готовность бакалавров физико-математического образования по профилю информатика к самостоятельной научно-исследовательской работе, необходимой в дальнейшей профессионально-педагогической деятельности, можно повысить путем освоения ими методики проведения самостоятельных научных исследований в предметной области «информатика» и ее использования при выполнении выпускной квалификационной работы, являющейся самостоятельным научным исследованием.

Задачи исследования:

1. Изучить отечественные системы подготовки и итоговой аттестации бакалавров физико-математического образования по профилю информатика в контексте перехода на многоуровневую систему образования.

2. Проанализировать зарубежный опыт систем подготовки и аттестации бакалавров в предметной области информатика.

3. Изучить состояние проблемы готовности бакалавров физико-математического образования по профилю информатика к самостоятельной научно-исследовательской работе, в процессе подготовки к аттестации на примере выполнения выпускной квалификационной работы.

4. Разработать и обосновать теоретический базис и методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалаврами физико-математического образования по профилю информатика, как самостоятельного научного исследования.

5. Выявить возможности совершенствования научно-исследовательской деятельности бакалавров физико-математического образования по профилю информатика при выполнении обязательных и необязательных видов научно-исследовательской работы в процессе обучения.

6. Экспериментально апробировать разработанную методику выполнения выпускной квалификационной работы бакалавров физико-математического образования по профилю информатика.

Теоретическо-методологической базой исследования являются:

• концептуальные подходы к организации научного сопровождения образовательного процесса в педагогическом университете (В.И.Богословский [21]);

• методическое сопровождение научно-исследовательской работы студентов (Д.Г.Петрова, А. А. Рычков, С. Ф. Эхов [12]).

• науковедческие работы по проблемам современной науки, ее структуре, функциям (М.С.Каган [60], В. П. Карцев [61], П. В. Копнин [68], В. А. Лекторский [78], А. Л. Никифоров [88], А. И. Ракитов [97], В. С. Степин [112], В. С. Швырев [123], Г. П. Щедровицкий [124]);

• исследования, посвященные проблемам информационного общества (Е.З.Власова [40], И. Б. Готская [47], С. Г. Григорьев [49], В. А. Извозчиков [28], В. В. Лаптев [74], И. А. Румянцев [102], Б. Я. Советов [108], ГЛО. Соколова [110], Е. А. Тумалева [116];

• результаты исследований по проблеме организации и управления наукой и образованием (А.П.Беляева [17], В. П. Беспалько [18], В. А. Бордовский [26], А. Е. Марон [84], В. П. Соломин [111] В. В. Чекмарев [121]);

• работы, посвященные методологии и сущности непрерывного педагогического образования, его содержанию, технологиям, результатам (И.С.Батракова [16], Е. В. Бондаревская [25], Г. А. Бордовский [29], З. И. Васильева [37], С. Г. Вершловский [38], В. И. Данильчук [50], В. А. Козырев [66], Н. В. Кузьмина [73], Н. Ф. Радионова [96], В. А. Сластенин [106], В. П. Соломин [111]).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

• изучение и анализ научной, учебно-методической и специальной литературы, предметных программ по информатике, Государственных образовательных стандартов для педагогических вузов по направлению 540 200 Физико-математическое образование профиль 540 203 Информатика.

• анализ результатов научных исследований в предметной области подготовки учителя информатики.

• обобщение передового педагогического опытаанкетированиеинтервьюирование преподавателей, студентов, выпускниковнаблюдение за учебным процессом;

• проведение педагогического эксперимента и использование методов математической статистики для обработки его результатов.

Исследование проводилось с 1999 по 2004 гг. и включало в себя следующие три этапа.

На первом этапе исследования (1999;2002 гг.) с целью определения степени разработанности проблемы исследования проводился анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследованияобобщение отечественного и зарубежного опыта подготовки бакалаврованализировался опыт проведения студентами самостоятельных научных исследований, изучался опыт работы преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена. Были сформулированы объект и предмет исследования, рабочая гипотеза, цель, задачи исследования и определены методы их решения.

На втором этапе (2002;2004 гг.) проводилось обоснование теоретического базиса и разработка методических рекомендаций по выполнению ВКР как самостоятельного научного исследования бакалаврами физико-математического образования по профилю информатика.

На третьем этапе исследования (2004;2005 гг.) проводилась апробация разработанной методики в рамках освоения учебной дисциплины «Основы научных исследований» и выполнения бакалаврами физико-математического образования по профилю информатика в процессе формирующего этапа педагогического эксперимента на факультете математики РГПУ им. А. И. Герцена. Проводился анализ и обобщение полученных результатов, коррекция исходной гипотезы исследования, оформление результатов диссертационного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Выполнение выпускной квалификационной работы бакалаврами физико-математического образования по профилю информатика повышает готовность студентов к самостоятельной научно-исследовательской работе в рамках дальнейшей профессионально-педагогической деятельности.

2. Обучение в рамках дисциплины «Основы научных исследований» методике выполнения самостоятельных научных исследований ведет к повышению готовности студентов к самостоятельной научно-исследовательской работе, в рамках основной образовательной программы.

3. Применение разработанной методики выпускниками — бакалаврами физико-математического образования по профилю информатика позволяет совершенствовать научно-исследовательскую деятельность при прохождении итоговой государственной аттестации, в частности, при выполнении выпускной квалификационной работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в теории и методике обучения информатике выпускная квалификационная работа рассматривается как самостоятельное научное исследование, методика проведения которого ориентирована на повышение готовности бакалавра по направлению 540 200 Физико-математическое образование профиль 540 203 Информатика к дальнейшей профессионально-педагогической деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

• прогнозировании приоритетных видов профессиональной деятельности бакалавра физико-математического образования профиль информатика в системе образования, целыо которых должно являться уточнение проблемной тематики ВКР;

• разработке и обосновании поэтапной структуры выполнения выпускной квалификационной работы как самостоятельного научного исследования бакалавров физико-математического образования по профилю информатика;

• разработке технологической карты научных исследований ориентированной на формирование теоретического базиса методики выполнения выпускной квалификационной работы;

• уточнении классификации типов выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования по профилю информатика в соответствии с нормативными документами Министерства образования и науки.

Практическая значимость результатов исследования состоит:

• в разработке методики выполнения выпускной квалификационной работы как инструмента проведения самостоятельных научных исследований для повышения готовности бакалавров физико-математического образования по профилю информатика к научноисследовательской работе в процессе дальнейшей профессионально-педагогической деятельности;

• разработке технологии проведения научных исследований, целью которых являются практическое сопровождение процесса проведения различных этапов выполнения выпускной квалификационной работы бакалавров физико-математического образования по профилю информатика;

• разработке программы учебной дисциплины «Основы научных исследований» (блок общепрофессиональных дисциплин ОПД.Ф.04) способствующей изучению методики проведения самостоятельных научных исследований;

• создании методических рекомендаций по выполнению ВКР бакалаврами образования профиля информатика.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования определяется научной состоятельностью исходных теоретических положенийвыбором методов исследования и применением методик, адекватных поставленным целям и задачам исследованиярепрезентативностью и непротиворечивостью результатов опытно-экспериментальной работы, которые на качественном и количественном уровнях подтвердили эффективность разработанных теоретических положений и методических рекомендаций по выполнению выпускной квалификационной работы бакалаврами образования профиль информатиканепротиворечивостью проведенного исследования современным достижениям педагогики, психологии, теории и методики обучения информатике.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

В ходе проведения педагогического эксперимента контролировалась такая интегративная характеристика личности студентов как готовность к использованию методики проведения самостоятельных научных исследований в будущей профессиональной педагогической деятельности, включающая в себя три компоненты — мотивационную, познавательную и эмоционально-волевую, каждая из которых имеет пять уровней — знакомство, осведомленность, элементарная готовность, функциональная готовность, системная готовность.

Экспериментальная работа осуществлялась в течение 3-х лет в три этапапоисковый, констатирующий и формирующий этапы на кафедре информатики факультета математики РГПУ им. А. И. Герцена среди выпускников по направлению 540 100 Естествознание профиль 540 206 Информатика (выпуск 2002 и 2003 годов) направления 540 200 Физико-математическое образование профиль 540 203 Информатика (выпуск 2004 года).

Поисковый этап педагогического эксперимента показал необходимость проведения студентами самостоятельных научных исследований не только в рамках ВКР, но и на всем протяжении освоения профессионально-образовательной программы 540 200 Физико-математическое образование профиль 540 203 Информатика.

Констатирующий этап педагогического эксперимента показал, что при традиционном обучении интегративная готовность студентов к проведению самостоятельных научных исследований попадает во второй интервал и соответствует уровню Осведомленность.

Формирующий этап педагогического эксперимента, в ходе которого осуществлялось активное использование методики выполнения ВКР как самостоятельного научного исследования, показал, что интегративная готовность в экспериментальной группе соответствует уровню Функциональной готовности, в то время как в контрольной группе — уровню Осведомленности.

Заключение

.

В данной работе проанализировано современное состояние самостоятельной научной деятельности студентов при выполнении обязательных и необязательных видов НИР. По результатам анализа сделан вывод, что недостаточное участие студентов в необязательных видах НИР вызвано помимо малой доступности информации о них, так и недостаточностью информации о формах и методах проведения научных исследований.

В исследовании рассмотрен мировой опыт подготовки бакалавров, их квалификационная характеристика и структура подготовки, проведен анализ государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 540 200 Физико-математическое образование профиль 540 203 Информатика. Рассмотрена процедура итоговой аттестации, одним из основных этапов которой является проведение научных исследований при выполнении выпускником квалификационной работы, которая служит основанием оценки его готовности к самостоятельным научным исследованиям в будущей профессионально-педагогической деятельности бакалавра образования, профиль информатика.

Разработана и обоснована методика, при обучении которой выпускник подходит к выполнению ВКР, как самостоятельного научного исследования, соответствующего классификации нормативных актов, регламентирующих научные работы, направленного на совершенствование навыков проведения самостоятельных исследований, повышение готовности к их выполнению и использование полученных знаний и умений в дальнейшей профессиональной деятельности.

Основные научные результаты исследования можно сформулировать следующим образом:

1. Выявлены особенности системы подготовки бакалавров в зарубежной практике и РФ и итоговой аттестации бакалавров физикоматематического образования профиль информатика в контексте перехода на многоуровневую систему образования.

2. Исследованы характеристики уровней готовности студентов к самостоятельной научной работе в будущей профессионально-педагогической деятельности для оценки методического обеспечения выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика.

3. Разработан и обоснован теоретический базис и методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы как самостоятельного научного исследования.

4. Выявлены возможности совершенствования научно-исследовательской деятельности студентов при выполнении обязательных и необязательных видов НИР в процессе обучения, включая исследования по теме ВКР.

5. Экспериментально подтвержден результат применения разработанной методики выполнения ВКР бакалавров физико-математического образования профиль информатика.

На основе полученных научных результатов подтверждена гипотеза повышения мотивационной, познавательной и эмоционально-волевой готовности бакалавров физико-математического образования профиля информатика при выполнении выпускной квалификационной работы на базе методических рекомендаций, ориентированных на проведение самостоятельных научных исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Государственный стандарт высшего профессионального образования реализуются принцип непрерывности образования. Издательство РГПУ им. А. И. Герцена 2000.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации
  4. Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001−2010 годы
  5. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.
  6. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996
  7. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996
  8. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды»
  9. Федеральная целевая программа «Создание системы открытого образования в России»
  10. Федеральная целевая программа «Электронная Россия»
  11. А.Т., Губинский А. И. Методические указания по работе над кандидатской диссертацией по техническим наукам. Харьков. УЗПИ, 1988, 64 с.
  12. Ю.К. Школа в условиях информационного взрыва // Перспективы: вопросы образования.— 1983.— № 2.— С. 5−21.
  13. Е.В. Теория и практика объектно-ориентированного проектирования содержания обучения средствам информационных технологий. Автореферат дисс.д.п.н. СПб, 2003
  14. И.С.Батракова, В. В. Бабияк, А. В. Бердышев Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. 540 000 Педагогические науки / и др.- РГПУ. УМО по направлениям пед.образования. СПб., 2000. — 411 с.
  15. В.П. Основы теории педагогических систем. Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж: Изд. ВГУ, 1977
  16. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192с.
  17. В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: методологические характеристики. —СПб., 2000,—142 с.
  18. В. И. Васильев A.A. Извозчиков В. А. Информационные системы, словарь. СПб.: РГПУ, 1998
  19. Болонский процесс: информация к размышлению, РГПУ им. А. И. Герцена, СПб, 2003.
  20. В.А. Учитель информатики должен стать организатором, а учитель предметник пользователем. //Информатика в образовании № 1 2002, с. 2−8
  21. Е.В. Воспитание как возражение гражданина, человека культуры и нравственность- г.1, с 11−42
  22. В.А. Современные проблемы совершенствования образовательного процесса в педагогических вузах. СПб., 1997
  23. Г. А. Актуальные проблемы современной профессиональной подготовки специалиста. // Подготовка специалиста в области образования. СПб., 1996.
  24. Г. А. Извозчиков В.А. Исаев Ю. В. Морозов В.В. Информатика в понятиях и терминах. М.: Просвещение, 1991
  25. Г. А. Извозчиков В.А. Петрунько A.B. Кибернетический подход к информационным технологиям в непрерывном образовании. СПб: Образование, 1994
  26. Г. А. Извозчиков В.А. Румянцев И. А. Слуцкий A.M. Проблемы педагогики информационного общества и основы педагогической информатики. СПб. 1989
  27. Г. А. Извозчиков В.А. Слуцкий A.M. Тумалева Е. А. Электронно-коммуникативные средства, системы и технологии обучения. СПб.: Образование, 1995. 236 с.
  28. В.А. Дидактические особенности управления качеством подготовки специалистов в высшей школе США. М.: 1982.
  29. В.М. Методические основы выпускной квалификационной работы бакалавра. Материалы конференции «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития. СПб. 2002.
  30. В.М. Методические исследования содержания практико-ориентированной выпускной квалификационной работы бакалавра информатики. Региональная информатика 2002. Материалы конференции. Часть 2. СПб., 2002. с. 57
  31. В.М. Выпускная квалификационная работа бакалавра физико-математического образования профиль информатика. Учебное пособие. Издательство РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2004. 93 с.
  32. Васильева 3. И., Андреева И. Н., Буторина Т. С. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений по дисциплине „Педагогика“ (Блок ОПД)
  33. С.Г., Абрамова И. Г., Воронцова В. Г., Шипицына JI.M. Родители в ответе за воспитание детей: Методическое пособие/ Ин-т спец. педагогики и психологии Междунар. ун-та семьи и ребенка им. Р.Валленберга.- СПб., 2002, — 42 с.
  34. Е.З. Теоретические основы и практика использования адаптивных технологий обучения в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза. Дис. д.п.н. СПб. 1999.- 412с.
  35. Е.З., Ильина Т. Ю., Копыльцов A.B. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие. СПб., 2002.
  36. Л.С. Собрание сочинений в 6 томах, т.2
  37. П.Я. О психологических основах программированного обучения. М.: Знание, 1967.
  38. .С. Философия образования. -М.: МПСИ, Флинта, 1998, 432с.
  39. В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб.пособие. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1992. — 154 с.
  40. . А. Моделирование как метод научного исследования
  41. И. Б. Маркетинговое проектирование методической системы обучения информатике студентов педвузов: Монография.— В СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.— 114 с.
  42. И.Б. Методическая система обучения информатике студентов педвузов в условиях рыночной экономики (теоретические основы, практика проектирования): Автореф. дис. докт. пед. наук.— СПб, 1999.— 41 с.
  43. С.Г., Гришкун В. В. Информационные и коммуникационные технологии в современном открытом образовании. Образовательный портал http://www.ido.edu.ru/open/ikt/
  44. В.И. Единство теоретической и практической подготовки учителей математики и физики в условиях реформы школы Сб. науч. тр. Отв. В. И. Данильчук Волгоград. Изд-во ВГПИ им. А. С. Серафимовича г.1987
  45. Э. Эффективная презентация. Пер. с англ. Минск: Амалфея, 1996, 208 с.
  46. Н.П. Проблемы управления системой высшего образования в Японии // Университетское управление: практика и анализ. № 1 2002
  47. Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. Л.: ЛГПИ, 1986. 79 с.
  48. В. И. Методология и методика дидактического исследования.— М.: Педагогика, 1982.— 160 с.
  49. В. И., Гриценко Л. И. Основы дидактики высшей школы. — Тюмень: ТГУ, 1978 — 92 с.
  50. Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации. М.: Педагогика, 1993, с.42
  51. В.А., Тумалева Е. А., Шилова О. Н. Исследование информационных потребностей студентов. СПб., 1999.
  52. М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997
  53. В.П. Социальная психология науки и проблемы историко-научных исследований. М., 1984. С.244−245
  54. Л.Г. Научное творчество студентов. М.: МГУ, 1982, 108 с.
  55. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллинн: Валгус, 1980. 336 с.
  56. В.Г. Образование и цивилизация // Информатика и образование, № 5, 1996, с. 21 -28.
  57. М.В. Инновации в мировой педагогике. Обучение на основе исследовании, игр, дискуссий. Рига: Ассоциация „Развивающее обучение“, 1995. 176с.
  58. В.А. Теоретические основы развития гуманитарнойобразовательной среды педагогического университета: Дис. д-р пед. наук /Институт образования взрослых РАО (ИОВ РАО) 387 с.
  59. К.К. Информатизация образования как фундаментальная проблема // „Дистанционное образование“, 1998, № 4.
  60. П.В. Характеристики ученого и личности // II Копнинские чтения: Материалы междунар. филос. семинара. Томск, 1997. С. 5−12.
  61. В.В. Информационно-лексический анализ научного исследования. Киев: Hayкова думка, 1976, 147 с.
  62. В. В. Методология педагогического исследования.— Самара: Изд-во СамГПИг 1994.— 165 с.
  63. Г. А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения (теоретические основы, экспериментальные исследования). -М.: Прометей, 1996
  64. Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте. Автореф. дисс. докт.пед.наук. —М., 1990.— 38 с.
  65. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Автореферат дисс. доктора педагогических наук. 1965. Л. ЛГУ
  66. В. В. Швецкий М.В. Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики. Теория и практика многоуровневого педагогического университетского образования // СПб.: Изд. СПбГУ, 2000. 508 с.
  67. В.В., Рыжова И. И., Швецкий М. В. Методическая теория обучения информатике. Аспекты фундаментальной подготовки.— СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.— 352 с.
  68. Лапчик М. И. Численные методы: учеб. пособие — М.: Academia, 2004, 383 с.
  69. B.C. Содержание образования.— М.: Высшая шк., 1989.— 360 с.
  70. В.А., Ойзерман Т. И. Теория познания. М., 1991
  71. И.Я. Дидактические основы методов обучения, М.: Педагогика, 1981.185с.
  72. Логика и методология науки. IV Всесоюзный симпозиум. — М.: Наука, 1967. —340 с.
  73. Н.В. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере. Финансы и статистика, 2005, 255 с.
  74. А.К. и др. Психология : учебник: для пед. специальностей Моск. пед. гос. ун-т, Каф. психологии .— М.: Юрайт: Юрайт-Издат, 2004 .— 660
  75. А.Е., Колесникова А. И., Тонконогая Е. П. и др. Основы андрагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений (под ред. Колесниковой И.И.) 2003
  76. Марцешок-Кухарук Л. О. Основы науковедения: Учебно-методическое пособие. Киев: Укр. НИИНТИ. 1990, 72 с.
  77. Научные студенческие работы. Общие требования к содержанию и оформлению. Под ред. Г. А. Коростеловой. Хабаровск: ХИНХ, 1989, 27 с.
  78. А.Л. Философия науки: история и методология. М. Идея-Пресс г.2001
  79. A.M. Как работать над диссертацией.М.: Педнаука, 1993.
  80. Основы научных исследований и техники экспериментов. Текст лекций. Челябинск: ЧПИ, 1989, 125 с.
  81. Основы научных исследований: Учеб. для техн. вузов / Под ред. В. И. Крутова, В. В. Попова. М., 1989. С. 37.
  82. Панько В. П. Исследовательский и эвристический методы обучения учащихся как средство умственного воспитания учащихся, 1983
  83. Пидкасистый П. И, Самостоятельная деятельность учащихся. — М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
  84. А.И., Воробьев Г. В. Теория и практика педагогического эксперимента. М.: 1979
  85. Н.Ф., Тряпицына А. П. Исследование проблем высшего педагогического образования как путь совершенствования многоуровневой подготовки специалиста в сфере образования // Подготовка специалистов в области образования. С.-Пб, 1999.
  86. А.И. Историческое познание. Системно-гносеологический подход. М., 1982. -С. 128−129
  87. Л.А. Вокруг „Основ общей психоологии“ / Л. А. Регуш, В. В. Семикин // Проблема субъекта в психологической науке /РАН. Ин-т психологии. М., 2000. — С.121−132.
  88. И.А., Ткачук В. И. Основы педагогики высшей школы.— Днепропетровск: ДГУ, 1980.— 95 с.
  89. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.205с.
  90. ЮЬРудзит Р.Б. О некоторых методических принципах. Вестник высшей школы. 1981, вып. 1, с. 15.
  91. И.А. Многоуровневое образование по информатике новый этап подготовки педагогических кадров // Педагогическая информатика, 1993 № 1
  92. Н.И. Развитие методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области: Автореф. дисс. д-ра пед. наук.— СПб., 2000.— 43 с.
  93. И.В. Концептуальные модели обучения практико-ориентированных учащихся Интернет-образованию. Автореферат дисс.д.п.н. СПб., 1998
  94. М.Н. Методология и методика педагогического исследования. М.: 1986
  95. Юб.Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр „Академия“, 2002. — 576 с.
  96. В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. Выступление на пленарном заседании Первой российской конференции по экологической психологии. (Москва, 3−5 декабря 1996 г)
  97. .Я. Информационные технологии: Учеб. для студ. вузов, по напр. подгот. дипломированных спец. „Информатика и вычислительная техника“ и „Информационные системы“ М.: Высш. шк., 2003. 263с.
  98. В.М. Стандарты в управлении качеством образования. Монография. Нижний Новгород: ННГУ им. Лобачевского, 1993, 95 с
  99. Ю.Соколова Г. Ю. Извозчиков В.А. Информационная картина мира. Методологические аспекты.: М. Наука и образование № 4, 2000 с. 19−36
  100. В. С. Теоретическое знание. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 744 с.
  101. H.JI. Теоретические основы развития системы методическойподготовки учителя математики в педагогическом вузе: Автореф. дисс.докт.пед.наук. — Санкт-Петербург, 1996.
  102. И4.Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации» постановление Правительства РФ от 05.04.2001
  103. А.П. Современные тенденции развития педагогической науки. -Педагогика в ВУЗе: наука и учебный предмет. СПб, РГПУ, 2000, с.24−31.
  104. Пб.Тумалева Е. А. Школа информационной цивилизации «Интеллект-ХХГ: Над чем думать, что знать и что делать директору школы Серия: Библиотека директора школы. М.1998
  105. Федеральный информационный портал Информика http://www.informika.ru
  106. Федерация интернет образование. Словарь педагогических терминов Словарь. ги (http://dictionary-fio.ru)
  107. Философия и методология науки / Под ред. В. И. Купцова. — М.: Аспект Пресс, 1996. —551 с.
  108. P.A. Михеев О. В. Основы научных исследований. Учебное пособие для студентов. М: МГИ, 1990, 144 с.
  109. В.В.Чекмарев Социодинамика процессов управления образовательным производством // Университетское управление. 2003. N2(25). С. 18−24.
  110. М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования: Автореф. дисс. докт.пед.наук. — СПб., 1994. —36 с.
  111. B.C. Анализ научного познания: Основные направления, формы, проблемы. -М.: Наука, 1988. 176 с
  112. Г. П. Проблемы методологии системного исследования.— М., 1964.—48 с
  113. З.П. О методике научно-исследовательской работы. Киев: Вища школа, 1978, 130 с.
Заполнить форму текущей работой