Проблемы реформы средней общеобразовательной школы в деятельности Министерства народного просвещения России в конце ХIХ — начале ХХ века
![Диссертация: Проблемы реформы средней общеобразовательной школы в деятельности Министерства народного просвещения России в конце ХIХ — начале ХХ века](https://westud.ru/work/2998361/cover.png)
Диссертация
Новые открытия и успехи естественных наук произвели переворот в сознании человека, когда гуманитарное образование стало восприниматься не как самое главное, лишь овладение естественными науками позволяло молодому поколению утвердиться в обществе, найти свое место в жизни. В этих условиях возникает новый тип учебного заведения — реальные училища, дававшие общее образование с усиленным изучением… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Средняя общеобразовательная школа в России к концу XIX века
- 1. 1. Характеристика состояния среднего образования к концу XIX века
- 1. 2. Проблемы средней школы в педагогической науке
- Глава 2. Проекты реформы средней общеобразовательной школы в конце XIX — начале XX века
- 2. 1. Разработка проектов реформы средней общеобразовательной школы при министрах Н. П. Боголепове, П. С. Ванновском,
- П.М. Кауфмане и А.Н. Шварце
- 2. 2. Проект реформы средней школы П. Н. Игнатьева и попытки реализации его основных положений на практике
Список литературы
- Аблов Н.Н. Педагогическая периодическая печать (1803−1916гг.). Библиографический обзор / Под ред. Е. И. Медынского. М.: Учпедгиз, 1937. — 131с.
- А. А-в «К вопросу о педагогической свободе» // Журнал Министерства народного просвещения. 1908. -№ 1. — С.1−31.
- Агафонов В.К. Наука и жизнь. СПб.: Б.и., 1906. — 360с.
- Аграев Г. В. Родители, учителя, ученики. Жизнь средней школы за последние годы. Родительские комитеты и организации. СПб.: Б.и., 1907. -218с.
- Алексеев П. Правила и программы всех классов мужских гимназий и прогимназий, ведомства Министерства народного просвещения.- Одесса.: Б.и., 1917. 222с.
- Алешинцев И.А. История гимназического образования в России (XVIII XIX вв.). — СПб.: О. Богданова, 1912. — 346с.
- Ан С. А. Светский и религиозный подходы к общему образованию в русской философско педагогической мысли (конца XIX — начало XX века) / Алтайск. краевой ин-т повышения квалификации работников образования. — Барнаул: АКИКРО, 1993. — 131с.
- Ананьин С. Очерки по педагогике средней школы. Образовательные идеалы нашего времени // Журнал Министерства народного просвещения. 1914. — № 1. — С.56−93.
- Андреев Е.Н. Школьное дело в России: Наши общие и специальные школы. СПб.: Тип. С. Добродеева, 1882. — VIII. 247, 232с.
- Андреевский И.В. Классическое и реальное образование. -Глухов: Печатня наслед. Шумицкого, 1900. 52с.
- Андреевский И. В. Научные основы педагогики. Киев: Б.и., 1903. — 136с.
- Анисимов К.У. Понятие «организация процесса обучения» как историко-педагогическая категория // Новые исследования в педагогических науках. 1977. — № 2 (30). — С.3−5.
- Арсеньев B.C. Мысли о желательных началах воспитания. -М.:Б.и., 1904. -22с.
- Белявский А.В. Краткое обозрение истории гимназий в России. -СПб.: Б.и., 1908. -24с.
- Бендриков К.Е. Школьная система перед Февральской революцией // Народное образование. 1947. — № 3. — С. 41−60.
- Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / Ред. сост. Л. И. Новикова и И.Н. Сиземская- -М.:Моск. психол-соц. ин-т: Флинта, 1999. 310с.
- Бирюков П.И. Школа и жизнь. Казань: Б.и., 1909. — 12с.
- Блонский П.П. Как мыслить среднюю школу? // Вестник воспитания. 1914. — № 9 — С. 1−46.
- Блонский П.П. Школа и общественный строй // Избранные педагогические произведения.- М.: Из-во АПН, 1961. С.160−185.
- Богданов А. Русская школа (Прежде и теперь Заметки) // «Изв. Отд. Образования при губ. исполнительном комитете Совета красноармейских, рабочих и крестьянских депутатов». 1918. — № 67. -С.106−107.
- Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР (Историко статистические очерки). — М.: Статистика, 1964. — 195с.
- Боголепов Л.П. Естественно исторические основы общеобразовательной школы. — М.: Тип. Т-ва И. Н. Кушнарев и К., 1910. — 92с.
- Борисенко Н.Ф. О некоторых вопросах истории народного образования дореволюционной России // Сов. педагогика. 1953. — № 3. -С.71−79.
- Будде В. К вопросу о в средней школе // Вестник школы. -1914. -№ 20. -С.362−363.
- Бусыгина Н.А. Участие русских ученых в подготовке реформы школы в конце XIX начале XX века // Проблемы совершенствования воспитания и обучения в школе. — М.: Из-во АПН, 1975. — С.115−124.
- Вахтеров В.П. Спорные вопросы образования. М.: Б.и., 1907. -61с.
- Вентцель К.П. Реформа современной школы по воззрением В.А.Лая // Свободное воспитание. 1913−14. — № 7, 8, 9.
- Верченко М.А. Идея всестороннего развития в истории демократической педагогики // Сов. педагогика- 1964. № 7. — С.83−96.
- Веселов М.О. Учебные планы начальной и средней школы. -М.: Учпедгиз, 1939. 80с.
- Веселов М.О. О специализации и фуркации в средней школе дореволюционной России // Сов. педагогика. 1939. — № 7. — С. 10−22.
- Вессель Н.Х. Наша средняя общеобразовательная школа. -СПб.: Тип.-литогаф. В. В. Комарова, 1903. 68с.
- Вессель Н.Х. Очерки об общем образовании в системе народного образования в России. Сост. В. Я. Струминский. М.: Учпедгиз, 1959. -319с.
- Ветнек Е. Французская, американская и русская средняя школа на Парижской Всемирной выставке 1900г. Отчет о командировке на выставку учителя Одесской IV гимназии Е. Ветнека Одесса: Б.и., 1901. — 104с.
- Вирхов Р. Школа и наука. Речь, произнесенная при вступлении автора на должность ректора Берлинского университета в 1892. -М.: Б.и., 1893. -26с.
- Витевский В. Наши гимназия и общество // Семья и школа. -1872. -№ 8. -С.279−294.
- Витошинский Е.М. Реформа классицизма или реформа средней школы? Варшава: Тип. Рундо, 1901. — 102с.
- Витте С.Ю. Избранные воспоминания.- М.: «Мысль», 1991.708с.
- Влахопулов Д. Сборник всех программ и правил для поступления в гимназии и женские учебные заведения 1879−1880. М.: Тип. Ф. К. Иогансона, 1879. — 469с.
- Влахопулов Д. Сборник всех программ и правил для поступления в гимназии и женские учебные заведения всех ведомств на 18 861 887, М.: Тип. Ф. К. Иогансона, 1886. — 624с.
- Волнистова З.И. Проекты реформы средней школы в России в конце XIX начале XX вв // Труды Ворошиловского пед. ин-та. — Пятигорск, 1940. — т.2 — С.83−98.
- Галанин Д.Д. Образование и обучение. М.: Б.и., 1912. — 67с.
- Ганзберг Ф. Основные идеи современной педагогики // Русская школа. 1914. -№ 3. — С. 112−129.
- Ганелин Ш. И. Основные вопросы методики урока в дореволюционной школе// Сов. педагогика. 1943. -№ 11−12. — С. 15−22.
- Ганелин Ш. И. Очерки по истории средней школы в России 2 половины XIX в. М.: Учпедгиз, 1954. — 304с.
- Гартвич А.Ф. Школьная реформа снизу. М.: Из-во Сытина, 1908. -203с.
- Ге Ф. История образования и воспитания. М.: Б.и., 1912.657с.
- Георгиевский А.И. Предположительная реформа нашей средней школы. СПб.: Б.и., 1901. — 112с.
- Георгиевский А.И. К истории Ученого комитета Министерства народного просвещения. СПб.: Сенатская типография, 1902. — 202с.
- Герц С. Разгром средней школы и необходимость в ней реформ. М.: Б.и., 1906. — 57с.
- Гизетти А. Что такое народное образование и каким оно должно быть?— Пг.: Б.и., 1917. 15с.
- Гимназия. Педагогический журнал. Ревель, 1888−1896.
- Гордин А.Ю. Проблема отношений педагогов и воспитанников в дореволюционной русской школе и педагогике (2 пол. XIX начало XX в) // Новые исследования в педагогических науках. — 1973. -№ 7(ХХ). — С. 10−12.
- Готалов Готлиб А. Г. Современные педагогические течения. -Херсон: Б.и., 1925. — 193с.
- Грановский Т.Н. Ослабление классического преподавания в гимназиях и неизбежные последствия этой перемены // Грановский Т. И. Сочинения. СПб. тип. А. И. Мамонтова, 1905. С. 345. — 367.
- Граф де ля Фер Горькая правда о нашей средней школе. -Киев: Б.и., 1913. -20с.
- Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы. Сост.
- B.В Григорьев, М.: Б.и., 1900. — 587с.
- Григорьев С.С. Средняя школа по нашим законам: (Исторический очерк). СПб.: Б.и., 1900. — 96с.
- Гуревич Г. К вопросу о реформе системы среднего образования в особенности же классических гимназий. СПб.:Б.и., 1906. — 59с.
- Гурлитт Л. Проблемы всеобщей единой школы. СПб.:Б.и., 1914. — 135с.
- Дебольский Н.Г. Чем должна быть русская общеобразовательная школа // Журнал Министерства народного просвещения. -1900. -№ 7. -С.23−65.
- Демков М.И. Влияние западно-европейской педагогики на русскую педагогику // Журнал Министерства народного просвещения. 1910. -№ 5. -С.29−60.
- Демков М. И Государственная педагогика, ее развитие и задачи // Журнал Министерства народного просвещения. 1913. — № 6.1. C.200−235.
- Демков М.И. Очерки по истории русской педагогики. -М.:Б.и., 1919. 144с.
- Демков М.И. Педагогика, ее современное положение и предстоящие задачи // Журнал Министерства народного просвещения. -1910. -№ 11. -С.80−102.
- Денисов К.Н. Всеобщее обучение. Сборник законов и правительственных распоряжений. Вып 1−3, СПб.:Б.и., 1913−1916. — 214с.
- Динзе В.Ф. Очерки по истории среднешкольного движения. -СПб.:Б.и., 1909.- 70с.• 69. Дмитриев Н. В. Национальная школа. СПб.:Б.и., 1913. 185с.
- Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России: Пособие для преподавателей. М.: Интерфакс, 1994. — 241с.
- Доватор P. J1. Проблемы трудового воспитания и обучения в прогрессивной русской педагогики (конец XIX начало XX вв.) // Сов. педагогика. — 1978. — № 2. — С. 105−113.
- Доватор P. J1. Вклад прогрессивный русской педагогики конца XIX начала XX века в разработку теории нравственного воспитания // Сов. педагогика. — 1982. — № 2. — С.98−101.
- Доватор P. J1. Педагогическая журналистика в годы первойрусской революции в России // Сов.педагогиа. 1985. — № 4. — С. 102−106.
- Доватор P. J1. Русская трудовая школа конца XIX начала XX века//Сов. педагогика. — 1990. -№ 10. — С. 117−121.
- Дружинин Н.П. Какая нам нужна средняя школа? Ярославль: Б.и., 1903.- 43с.
- Джунковская Е. Средняя школа нового типа в западноевропейский государствах. Сост. Е. Джунковская, СПб.: С. и А. Че-рушников, 1902. — 251с.
- Душечкин Я. К вопросу о школьной реформе: организация единой общеобразовательной школы. Б.м., Б.и., 1906. — 28с.
- Евстафьев П.В. Начальные основания педагогики, методики и дидактики. СПб.: Б.и., 1895. — 543с.
- Егоров С.Ф. Проблема активности и самостоятельности в русской дидактике начала XX века до 1917 // Сов. педагогика. 1965.1,-С.86−93.• 81. Егоров С. Ф. Методические искания в русской школе начала
- XX века в связи в проблемой активизации учебного процесса // Новыеисследования в пед. науках. 1965. — № 4. — С. 166−170.
- Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России в начале XX века. Историко педагогический очерк. — М.:Педагогика, 1987. — 150с.
- Езерский Ф.В. Государственная система школ. СПб. — М., Б.и., 1901. — 80с.
- Еленев Ф.П. О некоторых желаемых улучшениях в гимназическом обучении. СПб.: тип. «Обществ, польза», 1889. — 128с.
- Ефимов Е. Реформа средней школы и национальное воспитание по материалам министерства народного просвещения // Вестник воспитания. 1916. — С. 1−24.
- Желобовский А.И. О лучшей постановке учебного дела в средних учебных заведениях // Русская школа. 1901, — № 1. — С. 122−134.
- Женские гимназии и прогимназии Министерства народного просвещения. 1858−1905. СПб.:Б.и., 1905. — 139с.
- Журнал Министерства народного просвещения. Спб., 18 991 917.
- Зеленко А. Современные реформаторы воспитания и образования // Свободное воспитание. 1913−14. — № 3. — С.3−25.
- Зелинский Ф.Ф. Древний мир и мы. СПб.: Сенатская тип., 1903.-123с.
- Зенченко Н.С. Развитие активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения в общественных и частных средних школах России // Ученые записки ЛГПУ им. А. И. Герцена. т.297. -1966.-С.26−61.
- Знаменский С.Ф. Средняя школа за последние годы. Ученические волнения 1905 1906г. и их значения. Общий очерк и материалы. -СПб.: В. М. Вольф, 1909. — 294с.
- Золотарев С.А. Очерки по истории педагогики по Западе и в России. Вологда: Вологод. обл. отд-ние Гос. изд-ва, 1922. — 245с.
- Зоргенфрей Г. Г. В средней школе. СПб.: Б.и., 1906. — 32с.
- Зоргенфрей Г. Г. Вопросы современной школы. СПб.: тип. т-ва М. О. Вольф, 1907. — 83с.
- Иорданский Н.Н. Проблема единой школы // Трудовая шко• ла в свете истории и современности. -М.: Госиздат, 1924. С. 93−107.
- История России. Вторая половина XIX ХХвв. / Под ред. Б. В. Леванова. — Брянск: Российское педагогическое агенство, 1994 -224 с.
- К реформе средней школы // Русская школа. 1900. — № 1−2.
- Казанцев С. Что произошло с народным образованием в России за годы I мировой войны.? // Известия Всероссийского союза городов. -1918. -№ 6−8. С.57−59.
- Каллаш В.В. Очерки по истории школы и просвещения. -М.: Б.и., 1902. -273с.
- Капнист П.А. По поводу отношения некоторой части нашего общества к классическим гимназиям. М.: Б.и., 1890. — 13с.
- Капнист П.А. Классицизм, как необходимая основа гимназического образования. -М.: Б.и., 1891. 203с.1. 108. Капнист П. А. Заметка по поводу статьи Данилевского оединой школе" Павла Капниста. СПб.: Б.и., 1896. — 18с.
- Капнист П.А. К вопросу о реорганизации среднего образования. СПб.: «Товарищество Художественной печатни», 1901. — 107с.
- Капранова В.А. Гимназическое образование: история и современность Минск: Бел. НИИ образования МОРБ, 1992. — 70с.
- Каптерев П.Ф. Современные задачи народного образования ! в России. М.: Б.И., 1913. — 80с.
- Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. СПб.: «Земля», 1914. — 212с.
- Каптерев П.Ф. Подготовка преподавателей средней школы // Вестник школы, 1914. — № 1. — С.3−7.
- Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Пг.: Б.и., 1915.434с.
- Каптерев П.Ф. История русской педагогии. Пг.: «О. Бог* данова», 1915. -746с.
- Карпова Г. Ф. Образовательная ситуация в России в I половине XX века. Ростов н/Д.: Из-во Рос. пед. ун-та, 1994. — 278с.
- Кашин Н.В. Средняя школа и права по образованию. М.: Б.и., 1909. — 15с.
- Киреев А.А. О предстоящей реформе нашего образования // Русский вестник. 1902.- № 277. — С.303−331.
- Классовский В.И. Основания педагогики. В 2-х частях. -СПб.: Б.и., 1871−1872. 2ч.
- Клейменов В.И. Педагогическая мысль конца XIX начала XX века о связи умственного развития и самовоспитания в развитии личности школьника // Психолого — педагогические проблемы формирования активности личности учащихся. — Тюмень, 1971. — С.111−128.
- Клоссовский А.В. Материалы к вопросу о постановке среднего образования в России. Одесса: Б.и., 1904. — 52с.
- Ковалевский Е.П. Международные педагогические конгрессы 1900 и 1901 годов // Журнал Министерства народного просвещения. 1902. -№ 1. — С.1−24.
- Ковалевский Е.П. К вопросу о подготовке преподавателей средне учебных заведений // Журнал министерства народного просвещения. — 1903. — № 6. — С.450−476.
- Ковалевский М.Н. Средняя школа // История России в XIX века. СПб., 1907, в 9 т. Т.4, ч.2, вып.14, 15. — С.128−185.
- Ковалевский П. Образование и наука // Москва. 1990. -№ 11. -С.160−170.
- Константинов Н.Л. Из истории подготовки проекта реформы средней шкоды в России при министре народного просвещения графе Игнатьеве (1915−1916 гг.) // Сов. педагогика. 1943.- № 8−9.- С. 2838.
- Константинов Н.А. Очерки по истории средней шкоды. М.: Учпедгиз, 1956. -246с.
- Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирно-исторического процесса. М.:ИТП и МИО, 1994.- 265с.
- Королев Ф.Ф. Народное образование в России накануне февральской революции 1917 года // Сов. педагогика. 1951. — № 12. -С.41−67.
- Котряхов Н.В. Педагогический труд в русской школе // Сов. педагогика. 1985. — № 4. — С.123−126.
- Красев А. Что ждет от школы наша страна для своего обновления // Журнал министерства народного просвещения. 1908. -№ 9. — С.86−106.
- Красновский А.А. Русская педагогическая мысль накануне революции // Новая школа. 1918. — № 3. — С.165−168.
- Краткий обзор деятельности Министерства народного просвещения за время управления покойного министра Н. П. Боголепова (12 февраля 1898 14февевраля 1901гг.). — СПб.:Б.и., 1901. — 83с.
- Краткий исторический обзор хода работ по реформе средней школы Министерства народного просвещения с 1871 года. -Пг.:Б.и., 1915. 56с.
- Кривенко B.C. Общие и военные школы. СПб.:Б.и., 1899 г.113с.
- Кризис русской школы. Торжество политической реакции. Крушение университетов М.: Б.и., 1914. — 272с.
- Крюков Н.А. Какая школа нужна России. СПб.:Б.и., 1907.-40с.
- Кузьмин Н.Н. Некоторые вопросы учебно-воспитательной работы передовых средних школ в России в начале XX века // Ученые записки / Курганский пед.институт. 1961. — вып.З. — Т.1. — С.41−71.
- Кузьмин Н.Н. Основные вопросы реформы средней общеобразовательной школы (гимназий и реальных училищ) в период нового революционного и первой мировой войны. Уч. зап. МОПИ им. Н. К. Крупской. -Т.68. вып. 6. 1958. — С.93−131.
- Куломзин А.Н. Опытный подсчет современного состояния нашего образования. СПб.:Б.и., 1912. — 49с.
- Куплетский М.А. Общеобразовательная школа в русском государстве. СПб.:Б.и., 1908. — 83с.
- Лай В. А. Школа действия. П.:Б.и., 1920. — 158с.
- Лесгафт П.Ф. О преподавании наук в средних учебных заведениях // Избранные педагогические сочинения М.: Педагогика, 1988. С.353−365.
- Локот Т.В. Классицизм и реализм (Основные вопросы реформируемой школы). М.:Б.и., 1903. — 67с.
- Локот Т.В. Мысли педагога о реформе школы. СПб.: Б.и., 1912. -89с.
- Любомудров С. Значение теории интереса в организации и метода преподавания в классической школе. М.:Б.и., 1898. — 95с.
- Любомудров С. О подготовке учителей средней школе. -М.:Б.и., 1898.- 35с.
- Любомудров С. К вопросу о реставрации классической школы. Варшава: Б.и., 1914. — 32с.
- Любицина М.И. Индивидуальный подход к детям в историчееком развитии // История педагогики и современность / Ученые записки ЛГПИ им Герцена, Т.377, 1970. С. 290 — 315.
- Марков Е.Л. Грехи и нужды нашей средней школы. -СПб.'.Б.и., 1900. -131с. I 152. Масловский А. Ф. Русская общеобразовательная школа.
- Мысли отца семейства по поводу предстоящей реформы средней школы. СПб.: Б.и., 1900. — 26с.
- Материалы по реформе средней школы. Пг.: Сенатская типография,^. 5.- 548с.
- Медынский Е.Н. История педагогики в связи с экономическим развитием общества. В Зт. М.:Раб. просвещения, 1929. Зт.
- Медынский Е.Н. История русской педагогики с древнейших «времен до Великой пролетарской революции. Пособие для аспирантов.» М.: Учпедгиз, 1936. 472с.
- Медынский Е.Н. История русской педагогики до Великой октябрьской социалистической революции. Учебное пособие для педвузов. -М.: Учпедгиз, 1938.- 512с.
- Медынский Е.Н. Из истории русской педагогической мысли // Сов. педагогика. 1944. — № 1. — С. 11 -17.
- Мещанинов И.В. Петр Семенович Ванновский (Министр народного просвещения). СПб.: Б.и., 1908. — 46с.
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3-х т. М.: Изд. группа «Прогресс-Культура»: Ред. газ. «Труд», 1994. — Т.2. -491с.
- Михайлова М.В. Некоторые вопросы обучения в передовых общественных и частных школах России начала XX века // Новые исследования в педагогических науках. 1967. — № 9. — С. 106−110.
- Михайлова М.В. Из опыта совместной работы семьи и школы в дореволюционной России // Новые исследования в пед. науках. -1974. -№ 9(ХХП). С.11−13.
- Михайлова М.В. Общественные педагогические и просветительные организации дореволюционной России (сер. XIX нач. XX века). — М.: ИТП и МИО РАО, 1993. — 163с.
- Мор Я.Г. К вопросу об обременении учеников наших гимназии в зависимости от их положения в семье и домашней обстановке СПб.: Б.и., 1911.-55с.
- Мор Я.Г. К вопросу об обременении учеников наших гимназий. СПб.:Б.и., 1911.- 67с.
- Музыченко А. Философско педагогическая мысль и школьная практика в современной Германии // Журнал министерства народного просвещения. — 1909. — № 2. — С. 173−197.
- Мусин Пушкин А. А. Чем должна быть наша средняя общеобразовательная школа. — Б. м., б.и., 1902. — 44с.
- Мусин Пушкин А. В. Некоторые общие соображения по вопросу о задачах низшего, среднего, высшего образования. — СПб.: Б.и., 1914.-28с.
- Мусин Пушкин А. А. Среднеобразовательная школа в России и ее значение. — Б. м., б.и., 1915. — 163с.
- Назначение школы. СПб.: Б.и., 1906. — 16с.
- Народное образование / С предислов. И. В. Владиславлева. -М.: Высшая школа: Студ. изд-во, 1916. 85с.
- Народное образование и педагогическая мысль России кануна и начала империализма: Сб. науч. трудов. АПН СССР / Под ред. Э. Д. Днепрова. М.: НИИОП, 1980. — 294с.
- Негельсбах К. Гимназическая педагогика // Гимназия. 1888. -№ 1−8.
- Никольская Г. Из резолюций Николая Романова «Красный архив». Т.2(63). — 1934. -С.130 — 132.
- Новейшие законоположения и распоряжения по женским гимназиям и прогимназиям и другим учебным заведениям ведомства Министерства народного просвещения. Одесса: Б.и., 1916. — 31с.
- Об устройстве общеобразовательной школы. М.: тип. Г. Лисснера и А. Гетеля, 1901. — 20с.
- Обзор деятельности ведомства Министерства народного просвещения за время царствования императора Александра III (с 2 март 1881 по 20 окт. 1894). — СПб.: Сенатская типография, 1901. -432с.
- Обзор деятельности, учрежденной с высочайшего соизволения при Министерстве народного просвещения, комиссии по преобразованию средней школы // Журнал Министерства народного просвещения. 1901. -№ 7. — С.1−78.
- Обухов A.M. Ближайшие практические вопросы народного образования в России. М., 1910. — 207с.
- Окольский А. Об отношении государства к народному образованию. СПб.: Б.и., 1872. — 626с.
- Острогорский А.Н. Образование и воспитание. СПб.: Б.и., 1897. — 120с.
- Острогорский А.Н. Основные вопросы воспитания. -СПб.:Б.и., 1899.- 32.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (ХУ111−1 полов. XIX века) / Отв. ред. М. Ф. Шабаева. М.: Педагогика, 1973. — 605с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (2 половина XIX века) / Отв. ред. А. И. Пискунов. М.: Педагогика, 1978. -600с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (Конец XIX начало XX века.) / Отв. ред. Э. Д. Днепров. — М.: педагогика, 1991. — 445с.
- Павлов А.П. Реформа среднего образования // Вестник воспитания. -№ 1. 1905. — С. 1−58.
- Павлов А.П. Реформа среднего образования. М.: Б.и., 1908. -65с.
- Павлов А.П. О типах средней общеобразовательной школы. // Избранные педагогические труды. М., 1959. — С.45- 50.
- Паульсен Ф. Образование. М.: Б.и., 1900. -41с.
- Паульсен Ф. Общеобразовательная школа будущего. СПб.: Знание, 1901. — 79с.
- Паульсен Ф. Педагогика. СПб.: Просвещение, 1913. — 306с.
- Петр В.И. О задачах средней школы. Киев.: Б.и., 1900. — 8с.
- Петров Н. Образовательные задачи России в виду предстоящего переворота политико-экономических отношений ее с народами Запада и Востока, вызываемого распространением наших железных путей. СПб.Б.и., 1899. — 15с.
- Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. 496с.
- Победоносцев К.П. Новая школа. М.: Победоносцев, 1899.120с.
- Полный сборник правил и программ всех высших, средних и низших, общеобразовательных, специальных и профессиональных учебных заведений России. М.: Б.и., 1912. — 368с.
- Половцев В.В. Биологический метод // Избранные педагогические труды.- М.: Из-во АПН, 1957. с.43−51.
- Поляков С.Н. К вопросу о реформе средней школы. Тула: Б.и., 1916. — 100с.
- Правила и программы реальных училищ ведомства Министерства народного просвещения. М.: Изд-во В. А. Маврицкого, 1900 — 198с.
- Правила и программы всех классов реальных училищ ведомства Министерства народного просвещения. Одесса: Б.и., 1916. -204с.
- Правила и программы всех классов мужских гимназий ведомства Министерства народного просвещения. Одесса: Б.и., 1917 -222с.
- Проект Высших городских училищ. Б.м., б.г., — 26с.
- Проект реформирования средней школы. Доклад совещания, образованного Гос. Думой для разработки проекта реформы средней школы. СПб.:Б.и., 1912. — 77с.
- Производительные силы России. Под ред. В. И. Ковалевского. СПб.:Б.и., 1896. — 1246с.
- Рачинский С.А. Заметки о сельских школах. Спб.: Синодальная типография, 1883. 123с.
- Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения 1802 1902. — СПб.:Мин-во нар. просвещения, 1902. — 785с.
- Рождественский С.В. О задачах средней школы нашего времени. М.: Б.и., 1908. — Юс.
- Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Просвещение, 1990. -620с.
- Розов Т. Школьная политика в освещении наших партий // Заветы. 1914. — № 7. — С.7−15.
- Роков Г. Итоги и ожидания (К вопросу о реформе средней школы) // Вестник школы. 1905. — № 3. — С. 103−119.
- Роков Г. Организация управления средними учебными заведениями. М.:Б.и., 1908. — 48с.
- Ромашков Д. Различные типы школ и образования, получаемого в них современными русскими людьми. М.: Ромашков, 1897. -97с.
- Ропп А.Н. Что сделала III Гос. Дума для народного образования. СПб.:Б.и., 1912. — 255с.
- Российское образование история и современность / Под ред С. Ф. Егорова. — М.: ИТП и МИО РАО, 1994. — 253с.
- Российское образование на рубеже двух веков./ Под ред. С. Ф. Егорова. М.: ИТП и МИО РАО, 1996. — 26с.• 216. Рошин А. Г. Грамотность и народное образование в России в XIX и начале XX века. // Исторические записки, т.37. 1951. С.28−80.
- Рощин П. Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики, примененной к учебным предметам начального образования. Вильна: Б.и., 1871. — 131с.
- Русские ведомости. 1915 год
- Синицкий Е. Из истории Министерства народного просвещения. М.: Б.и., 1903. — 70с.
- Скворцов Н.Е. Об организме гимназии. М.: Б.и., 1889.200с.
- Скворцов Н.Е. Недуги нашего учебного дела. М.: Б.и., 1896. -215с.
- Смирнов В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX века. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 312с.
- Совещание попечителей учебных округов // Журнал Министерства народного просвещения 1904. -№ 11.- С.9−17.
- Соколов П.А. История педагогических систем. СПб.: Б.и., 1913.- 613с.
- Соловьева Е. Тип новой школы. Доклад, читаемый в Лиге народного образования. СПб.: Б.и., 1907. — 16с.
- Сосунцов Е.Ф. Немецкое влияние в русской школе. Казань: Б.и., 1915.-73с.
- Спасский А. Свободное воспитание // Журнал Мини1 стерства народного просвещения. -1915. № 1. — С.47−93.
- Сперанский Н. Борьба за школу. Из прошлого и настоящего на Западе и в России. М.: Сабашниковы, 1910. — 239с.
- Средняя школа. / Сборник с пред. Г. Зоргенфрей. СПб.: Образование, 1914. — 156с.
- Степанов С.Л. Обозрение проектов реформы средней школы в России преимущественно в последнее шестилетие (1899−1905). -СПб.Б.и., 1907. -68с.
- Степанов С.Л. Из истории вопроса о материальном положении персонала мужских гимназий и реальных училищ // Журнал Министерства народного просвещения. 1909. — № 1. — С. 1−18.
- Степанов С.Л. К вопросу о педагогической подготовке преподавателей средней школы в России // Журнал Министерства народного просвещения. 1909. — № 3. — С. 1−35.
- Стоюнин В.Я. Педагогические сочинения.- М.: Изд-во АПН, * 1954.-400с.
- Стратонов Е. Настоящее состояние средней школы и средства ее возрождения. М.:Б.и., 1910. — 117с.
- Тимошенко П. Очерки науки и воспитания. Харьков.: Б.и., 1866. — 254с.
- Тихомиров Д. Об основах организации средней школы. -СПб.: Б.и., 1900. 129с.
- Тичер И. «Единство школы», как требование русских политических партий. СПб.: Синодальная типография, 1908. — 57с.
- Трошин А. Английский педагог о русской школе // Журнал Министерства народного просвещения. 1910. — № 4. — С.167−201.
- Труды высочайше учрежденной Комиссии по вопросу об улучшениях средней общеобразовательной школы. В 8 т. СПб.: Тип. СПб. тюрьмы, 1900. 8 т.
- Тэри Э. Россия в 1914 году // Знание-сила.- 1991.- № 2. с. 1316.
- Учебные планы и примерные программы предметов, преподаваемых в реальных училищах Министерства народного просвещения. Спб.: тип. И. И. Глазунова,! 873. — 90с.
- Учебные планы и примерные программы предметов, преподаваемых в мужских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Спб.: Б.и., 1895. — 182с.
- Учебные планы и примерные программы предметов, преподаваемых в реальных училищах Министерства народного просвещения. Спб.: тип. И. И. Глазунова, 1898. — 161с.
- Фармаковский В. К вопросу о единой школе // Журнал Министерства народного просвещения. -1905. № 4. — С. 172−194.
- Ферстер Ф.В. Школа и характер. Материально-педагогические проблемы школьной жизни СПб.: Б.и., 1914. — 96с.
- Филиппов Реформа гимназий и университетов // Научное обозрение. 1901. — № 5−6.
- Флит Н.В. Школа в России в конце XIX начале XX вв.: Государственные и частные гимназии, прогимназии, дополняющее обучение, экстернат. Метод, пособие. — JL: Ленинградское предприятие «Экстерн», 1991.-96с.
- Фосс Э.Ф. К реформе средней школе // Журнал Министерства народного просвещения. 1915. — № 8. — С. 190−201.
- Хрестоматия по истории педагогики. Под общ. ред. С. А. Каменева. В 4 т. М.: Гос.учеб. пед. изд. «Образцовая» тип., 1934−1936. 4 т.
- Христианович П. Опыт устройства общеобразовательной школы с целью большей подготовки учащихся к жизни. М.:Б.и., 1912. -68с.
- Чарнолуский В.И. Итоги общественной мысли в области народного образования. СПб.: Знание, 1906. — 79с.
- Чарнолуский В.И. Основные вопросы организации школы в России. СПб.: Знание, 1909. — 131с.
- Чарнолуский В.И. Основные принципы системы народного просвещения в эпоху русской революции 1905г. // Народное просвещение. 1925. -№ 10−11. -С.34−38.
- Черепанов С.А. Учебные планы общеобразовательной школы в дореволюционной России // Известия Академии педагогических наук РСФСР. Вып.33. 1951. С.151−215.
- Чехов Н.В. Свободная школа. Опыт организации средней школе нового типа. М.: Сытин, 1907. — 39с.
- Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х XIX века.- М.:Б.и., 1912. -224с.
- Чехов Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии. М.: Изд-во т-ва «Мир», 1923. — 149с.
- Чистяков М.Б. Курс педагогики. СПб.:Б.и., 1875. — 288с.
- Шапошников А. Из деятельности Министерства народного просвещения. Ученый комитет и его метод. М.: Сенат тип., 1910. -23с.
- Шимбирев П.Н. Педагогическая подготовка учителя средней школы в царской России // Пед. образование. 1935. -№ 4. — С.64−72.
- Шимбирев П.Н. Педагогическая подготовка учителя средней школы в дореволюционной России // Сов. педагогика. 1946. -№ 12. -С.49−61.
- Школа России накануне и в период революции 1905−1907. Сбор. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. педагогики: Под ред. Э. Д. Днепрова, Б. К. Тебиева. М.: АПН СССР, 1985. — 219с.
- Школьная подготовка второй русской революции. СПб.: Б.и., 1913. — 194с.
- Шрадер В. Гимназии и реальные училища.(Воспитание и обучение) // Гимназия. 1891. — № 1- № 2.
- Щапов А.П. Социально педагогические условия умственного развития русского народа. — СПб.: Б.и., 1870. — 332с.
- Эскин М.И. Подготовка учителей средней школы в дореволюционной России. Пед. ин-т им. П. Г. Шелапутина в Москве. // Сов. педагогика. 1955. — № 10. — С.90−104.
- Эскин М.И. Профессионально педагогическая направленность в подготовке учителей средней школы в дореволюционной России // Сов. педагогика. — 1953. — № 3. — С.84−96.
- Юркевич П.Д. Курс общей педагогики. Чтение о воспитании. М.:Б.и., 1865. -404с.
- Явдык Л.И. Гуманитарные и реальные начала в средней школе. М.: Б.и., 1915. — 40с.
- Янжул Е. Новейшие течения европейской педагогики в направлении самодеятельности учащихся. М.:Б.и., 1918. — 96с.
- Яновский К.П. Мысли о воспитании и обучении. СПб.: Б.и., 1898. -229с.
- Яреш Ф.Л. Вопрос о реформе среднеобразовательной школы, рассматриваемой с исторической, практической и идеальной точки зрения. Киев.Б.и., 1901. — 52с.
- Яроцкий А. Какова должна быть средняя школа. Юрьев: Б.и., 1914. -82с.1. Архивные материалы
- Реформа средней школы. Общие основания и вопросы. -РГИА, ф.733, оп.168, д. И82, 224л.
- Совещание по реформе средней школы в апреле 1915. РГИА, ф.733, оп.168, д. 1206, 342л.
- Совещание съезда попечителей учебных округов февраль 1915, март 1916.-РГИА, ф.733, оп.168, д. 1207,223л.
- О некоторых изменениях в постановке преподавания предметов в средних учебных заведениях. РГИА, ф.733, оп.168, д. 1488, 235л.
- Уставы и программы учебных заведений ведомства Департамента торговли и мануфактур, министерства государственных иму-ществ и военного ведомства. РГИА, ф.733, оп.228, д. 11, 271л.
- Уставы и программы учебных заведений ведомства Министерства внутренних дел. РГИА, ф. 733, оп.228, д. 14, 167л
- Справка о деятельности Министерства народного просвещения при бывшем министре И. И. Толстом. РГИА, ф.733, оп.228, д. 62, 6л.
- Диссертации и авторефераты диссертаций
- Ан. С. А. Философские обоснования русской педагогической мысли конца XIX начала XX вв.: Дис.. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1994. — 263с.
- Бабин В.Г. Проблемы национальной школы в Государственной Думе I- IV созывов: Дис.. канд. пед. наук.- СПб., 1992. 206с.
- Баркова Н.Н. Проблема нравственного идеала в теории воспитания в России во 2 половине XIX начале XX вв.: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1996. — 141с.
- Бутов А.Ю. Народное учительство в России в общественном движении конца XIX начала XX вв.: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1991, — 209с.
- Большакова В.В. Проблема формирования личности в русской психологической мысли XIX начала XX вв.: Дис.. канд. пед. наук.-Л., 1987, — 355с.
- Р 6. Васильева О. И. Профессиональное совершенствование учителя средних учебных заведений России Второй половины XIX начала XX вв.: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — М., 1996. — 17с.
- Волков В.И. Борьба партии большевиков за народное просвещение в период подготовки буржуазно-демократической революции (конец XIX- март 1917 г.): Дис. .канд. пед.наук. М., 1950. — 475с.
- Даведьянова Н.С. Становление и развитие естественнонаучной теории семейного воспитания в России, конец XIX начало XX веков: Дис. .канд. пед.наук. — Владимир, 1995. — 254с.
- Дорошенко Ю.И. Формирование теории обучения ручному труду как самостоятельному школьному предмету, а русской педагогике конца XIX-начала XX вв.:Дис. .канд. пед. наук. Владимир, 1995. -178с.
- Егоров С.Ф. Основные проблемы дидактики в России в конце XIX начале XX в.: Дис. .д-ра пед. наук. — М., 1981. — 415с.
- Еналиева Н.И. Детский труд, ученичество и образование детей-рабочих в России конца XIX начала XX вв.: Дис. .канд. пед. наук. — Саранск, 1993. — 219с.
- Карпова Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века: Дис. .канд. пед. наук. Ростов/н.Д., 1994. — 296с.
- Кузьмин Н.Н. Вопросы реформы средней общеобразовательной школы Министерства народного просвещения в период нового революционного подъема и первой мировой войны (1910 -февр.1917г).: Дис. .канд. пед.наук. М., 1958. — 376с.
- Литвин Л.Н. Журнал «Русская школа» (1890−1917) о народном образовании, обучении и воспитании: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1975. -261с.
- Михайлова М.В. Передовые школы нового типа, созданные общественной и частной инициативой в России в начале XX в.: Дис.. канд. пед. наук. М., 1966. — 311с.
- Ососков А.В. Проблема введения всеобщего начального обучения в дореволюционной России (1861−1916г.):Дис. .д-ра пед.наук. -М., 1970. -923с.
- Поцукова Т.А. Влияние традиций на инновационные процессы в сфере образования в России, конец 19 начало 20 в.: Дис. .канд. пед. наук. — Новосибирск, 1998. — 205с.
- Перминов А.В. Гимназии и лицеи в истории образовательных систем: Автореф.. канд. пед. наук. Алматы, 1998. — 23с.
- Полуяткова З.А. Журнал «Вестник воспитания» и его общественно-педагогическое направление:Дис.. канд. пед. наук. Л., 1967. — 465с.
- Ромм Т.А. Становление и развитие социальной педагогики в России начала XX века: Дис. .канд. пед.наук. М., 1995. — 165с.
- Савелова В.Г. Политика царизма в вопросах образования (1907−1911гг.): Дис.. канд. истор.наук. Л., 1975. — 193с.
- Савин М.В. Развитие гуманитарной направленности содержания гимназического образования в России второй половины XIX -начала XX века: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1999. -19с.
- Тебиев Б.Г. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России конца XIX-начала XX в.: Дис. .д-ра пед. наук. М., 1991. — 379с.
- Черняев А.А. Гимназии Москвы В конце XIX начале XX века: Автореф. дис.. канд. истор. наук. — М., 1998. -16с.ч
- Шаптукаева Т.А. Проблема развивающего обучения в русской педагогике и методике начального обучения во второй половине XIX начале XX в.: Дис.. канд. пед.наук. — М., 1995. — 141с.
- Шакиров Р.В. Системно-концептуальный анализ реформ среднего образования в России в конце XX века: Дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1997. — 285с.
- Шевелев А.Н. Общественно-педагогическое движение как фактор формирования государственной образовательной политики России 60−80-х годов XIX века: Дис.. канд. пед.наук. СПб., 1996. -284с.