Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы реформы средней общеобразовательной школы в деятельности Министерства народного просвещения России в конце ХIХ — начале ХХ века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Новые открытия и успехи естественных наук произвели переворот в сознании человека, когда гуманитарное образование стало восприниматься не как самое главное, лишь овладение естественными науками позволяло молодому поколению утвердиться в обществе, найти свое место в жизни. В этих условиях возникает новый тип учебного заведения — реальные училища, дававшие общее образование с усиленным изучением… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Средняя общеобразовательная школа в России к концу XIX века
    • 1. 1. Характеристика состояния среднего образования к концу XIX века
    • 1. 2. Проблемы средней школы в педагогической науке
  • Глава 2. Проекты реформы средней общеобразовательной школы в конце XIX — начале XX века
    • 2. 1. Разработка проектов реформы средней общеобразовательной школы при министрах Н. П. Боголепове, П. С. Ванновском,
  • П.М. Кауфмане и А.Н. Шварце
    • 2. 2. Проект реформы средней школы П. Н. Игнатьева и попытки реализации его основных положений на практике

Проблемы реформы средней общеобразовательной школы в деятельности Министерства народного просвещения России в конце ХIХ — начале ХХ века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие средней школы на современном этапе проходит в сложных условиях реформирования всей системы образования. В настоящее время идет поиск наиболее оптимальных путей замены прежней школьной системы на новую, ориентированную на обучение и воспитание активной, творческой личности. В связи с этим пересматриваются цели и содержание среднего образования, структура средней школы, появляются нетрадиционные для нашего времени типы учебных заведений — гимназии, лицеи, колледжи. Однако создание последних нередко сводится лишь к смене названия, не затрагивая сущности и задач учебно — воспитательной работы, которые, по-видимому, должны быть специфичными для каждого типа школы.

В развитии средней школы в России складывались свои тенденции и закономерности, определявшиеся ходом исторического развития, потребностями общества, которые необходимо учитывать при разработке и проведении реформ в настоящее время.

Именно поэтому становится актуальным изучение исторического опыта процесса реформирования средней школы, а особенно в период конца XIX — начала XX века, потому что те общеисторические условия развития страны и образования напоминают нынешние.

На рубеже двух веков в России происходили важные политические и социально — экономические изменения, которые касались всех сторон жизни, включая культурологические, национальные, нравственные и другие компоненты. Именно в этих условиях стал ощущаться кризис традиционной школы, не удовлетворявшей уже потребности общества в подготовке нового типа личности. Цели среднего образования, структура, содержание и даже методика обучения вызывали критику различных слоев общества. Представляет особый интерес позиция Министерства народного просвещения в решении данной.

Г % проблемы. Признав критику в обществе не лишенной основания, Ми* нистерство, в свою очередь, не торопилось с радикальными изменениями, осознавая по всей видимости, что учебное дело наиболее консервативное звено всей системы. Реформа средней школы разрабатывалась очень тщательно, на первый взгляд современников — очень медленно, по-видимому, это свидетельствует и об ответственности разработчиков реформы за свои действия, так как ни одно звено государственной системы не подвергалось столь часто реформированию как образование. Министерство не торопилось изменять и существующие типы средних учебных заведений — классические гимназии и реальные училища, допуская в тоже время поиски новых типов школы.

Характерной чертой политики Министерства в области просвещения является обращение к широким слоям общественности, ведущим преподавателям и учителям высшей и средней школы, известным.

• педагогам для участия в разработке проектов реформы средней школы. Необходимо отметить, что в этот период были выдвинуты предложения, в значительной степени отвечающие духу своего времени, развитию передовой педагогической мысли в России и за рубежом и нашедшие воплощение в создании принципиально новой средней школы уже после октябрьских событии 1917 года, чем доказали свою перспективность. i В последнее время, в связи с усилением интереса к периоду конца.

XIX — начала XX века в России, в частности к истории образования, не может не привлечь внимание политика Министерства народного просвещения в области реформирования средней общеобразовательной школы. Этот аспект деятельности Министерства народного просвещения в большей или меньшей степени затрагивался в общих работах,.

• посвященных истории среднего образования в России.1 Есть литература и о деятельности самого Министерства народного просвещения, но | нужно отметить, что достаточно обстоятельно была охарактеризована деятельность министерства в XIX веке, период же начала XX века затрагивается весьма поверхностно, несмотря на его насыщенность реформаторскими поисками.

Развернувшаяся в обществе дискуссия о судьбах средней школы находила широкое отражение на страницах периодической печати, в таких журналах как «Журнал Министерства народного просвещения», «Русская школа», «Свободное воспитание» и др. Активно обсуждались вопросы о преимуществах и недостатках классической гимназии и реальных училищ, о целях и содержании среднего образования и в другой литературе педагогического характера.2.

Работы данного периода содержат не только критику, но и ре.

• альные предложения реформирования средней школы, некоторые из них нашли свое воплощение в реорганизации учебного дела, например, ученые-педагоги настаивали па создании нескольких типов среднего образования, применения принципа индивидуализации обучения,.

1 См.:Алешинцсв И. История г имназического образования. — Спб., 1912. — 346 е.- Белявский А. В. Краткое описание истории гимназии в России. — Спб., 1908. — 24с.- Григорьев В. В. Исторический очерк русской школы. — М., 1900 — 587с.- Григорьев С. С. Средняя школа по нашим законам. -Спб., 1900. — 96с.- Каллаш В. В. Очерки, но истории школы и просвещения. — М., 1902. — 273с.- Ковалевский М. Н. Средняя школа // История России в XIX в 9 томах. Т.4. — Снб., 1907. — С.128−185. Краткий обзор деятельности Министерства народного просвещения за время управления покойного министра H.П. Боголепова (12 февраля 1898 — 14 февраля 1901). — Спб., 1901. 83с.- Краткий исторический обзор хода работ, но реформе средней школы Министерства народного просвещения с 1871 года. — Спб., 1914. — 56с.- Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802−1902. — Спб., 1902. — 785с.- Синицкий Е. Из истории Министерства народного просвещения. — М., 1903. — 70с.- Соболевский А. И. Шварц. — М., 1916. — 124с. и др. «См.: Ананьин С. Очерки по педагогике средней школы. Образовательные идеалы нашего времени // Журнал Министерства народного просвещения. — 1914. — № 1. — с. 56 -93. Андреев E.H. Школьное дело в России. Наши общие и специальные школы. — СПб., 1882. — 232с.- Андреевский И. С. Классическое и реальное образование. — Глухов., 1900. — 52с.- Бирюков П. И. Школа и жизнь. — Казань., 1909.

— 12с.- Боголепов В. П. Естественно-исторические основы общеобразовательной школы. — М., 1910. -92с.- Вахтеров В. П. Спорные вопросы образования. — М., 1907. — 61с.- Вессель H.X. Наша средняя общеобразовательная школа. — СПб., 1903. — 34с.- Гартвиг А. Ф. Школьная реформа снизу. — М., 1908.

— 203с. и др. введения практических работ для организации самостоятельной деятельности учащихся и т. д.

Педагогическая мысль в конце XIX — начале XX века значительно опережала педагогическую практику, выдвигались новые идеалы в образовании. Именно поэтому в проектах реформы средней школы того времени находили отражение идеи, опережавшие практику школьного обучения и воспитания, но оставшиеся невостребованными по вполне объективным историческим причинам.1.

Историки педагогики советского периода, исследуя проблемы развития среднего образования в дореволюционной России, еще в 20 -40-е годы попутно затрагивали вопрос о поисках путей его реформирования.2 Это можно сказать и о литературе по истории отечественной школы и педагогики, изданной в 50 — 90-е годы.3 Правда при этом нельзя упускать из виду, что вся эта литература была чрезмерно заи-деологизирована изаполитизирована.

Но как бы там ни было, специальных исследований, посвященных деятельности дореволюционного Министерства народного про См.: Арсеньев B.C. Мысли о желательных началах воспитания. — М., 1904. — 22 е.- Блонский П. Как мыслить среднюю школу? // Вестник воспитания. — 1914. — № 9 — С.1- 46. Галанин Д. Д. Образование и обучение. — М., 1912 — 67с.- Ганчберг Ф. Основные идеи современной педагогики // Русская школа. -1914, — № 3. — С.112−129. Демков М. И. Очерки по истории русской педагогики. — М., 1919. — 144с.- Зор-генфрей Г. Г. В средней школе. — СПб., 1906. — 32с.- Каптерев П. Ф. Современные задачи народною образования в России. — М., 1913. — 212с.- Чарполуский В. И. Основные вопросы организации школы в России. — СПб., 1909. — 131с.- Чехов Н. В. Свободная школа. Опыт организации средней школы нового типа. — М., — 1907. — 39с. и др. Богданов А. Русская школа.(Прежде и теперь. Заметки) — Известия отдела образования при Олонецком губиснолкоме Совета красноармейских, рабочих и крестьянских депутатов. — 1918. — № 67. -С.105−107. Веселое М. О. Учебные планы начальной и средней школы. — М., — 1939. — 80с.- Он же. О специализации и фуркации в средней школе дореволюционной России // Сов.педагогика. — 1939. -№ 7. — С.10−22. Волнистова З. И. Проекты реформы средней школы в России в конце XIX — начале XX века // Труды Ворошпловоградского пед. ин-та. — Пятигорск, 1940. — т.2, — С.83−98 и др. ' Бендриков K.F. Школьная система в России перед Февральской революцией // Народное образование. — 1947. — № 3. — С.41−60. Ганелнп Ш. И. Очерки, но истории средней школы в России во второй половине XIX века. — М.-1954. — 304с.- Доватор Р. Л. Русская трудовая школа конца XIX — начала XX вв. // Сов. педагогика. — 1990. — № 10. — С. 117−121. Егоров С. Ф. Теория образования в педагогике России в начале ХХв. Историко-педагогический очерк. — М., 1987. — 150с.- Константинов Н. А. Очерки по истории средней школы. — М., 1956. — 246с.- Королев Ф. Ф. Народное образование в России накануне февральской революции 1917 года // Сов. педагогика. — 1951. — № 12. — С.41−67. и др. свещения по реформированию средней школы, до настоящего времени не проводилось.

Именно данное обстоятельство и обусловило выбор темы исследования: «Проблемы реформы средней общеобразовательной школы в деятельности Министерства народного просвещения России в конце XIX — начале XX века.» В предлагаемой работе предпринята попытка целостно рассмотреть деятельность Министерства народного просвещения дореволюционной России по подготовке и проведению реформы средней школы.

Объектом данного исследования является развитие средней общеобразовательной школы в России в конце XIX — начале XX века.

Предмет исследования — деятельность Министерства народного просвещения по разработке проектов реформы средней школы.

В связи с этим перед автором стояла конкретная цель: охарак.

• теризовать подготовку и разработку проектов реформы средней школы по инициативе Министерства народного просвещения, выявить их основные направления и попытки реализовать их на практике.

В ходе исследования предполагалось решить следующие задачи:

1. Охарактеризовать проблемы средней школы в изменяющихся политических и социально-экономических условиях.

2. Выявить участие педагогической науки в поисках путей реформирования средней школы.

3. Охарактеризовать попытки Министерства народного просвещения наметить пути реформы среднего образования в России.

4. Выявить влияние отдельных положений проектов реформы средней школы на развитие школьной практики.

Источники исследования: научно-педагогическая и методичел екая литература, учебники и учебные пособия для средней школы, общая и педагогическая периодика, архивные документы.

Методы исследования: теоретический анализ, историко-педагогический и сравнительно-сопоставительный анализ использованных литературных источников и архивных документов.

Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что:

1. Дана характеристика деятельности Министерства народного просвещения, направленной на преодоление существующих недостатков основных типов средней школы — классических гимназий и реальных училищ, с одной стороны, стремившейся сохранить традиционную систему образования, а с другой стороны, создать единую общеобразовательную школу, ориентированную на удовлетворение потребностей широких кругов общества.

2. Раскрыто соотношение влияния педагогической мысли и состояния школьной практики на разработку проектов реформы средней школы в условиях, когда естественный консерватизм последней приходил в противоречие с прогрессивным развитием новой педагогики, когда смена образовательного идеала — от развития ума к всестороннему развитию личности — стала возможной с развитием науки о воспитании и образовании, а также психологии, медицины, естественных наук и др.

3. Охарактеризованы основные направления поисков путей реформирования средней школы в различных проектах — переход от «школы учебы» к «школе труда», разработка идеи единой школы, с последующей полифуркацией, гармоничное сочетание естественнонаучной подготовки с гуманитарными знаниями в школьном курсе.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут быть использованы в процессе преподавания истории педагогики в высших учебных заведениях, в процессе дальнейшего изучения истории отечественной школы и педагогики, а также в практике реформирования современной средней школы.

На защиту выносятся следующие положения:

— в период конца XIX — начала XX века необходимость реформирования средней общеобразовательной школы была обусловлена целым рядом объективных причин: усилившимся политическим и экономическим развитием общества, изменениями его социальной структуры, развитием педагогической мысли в России и за рубежом, застойным характером школьной практики. Цели и содержание среднего образования, их консервативный характер, существующие типы средней школы вызывали критику в обществе, так как не удовлетворяли его потребностей;

— разработка проектов реформы средней школы осуществлялась с привлечением ученых, педагогов, преподавателей высшей и средней школы, представителей различных общественных организаций, что поощрялось Министерством народного просвещения. В результате наметилась тенденция к переходу от существовавшей системы среднего образования к созданию единой школы путем сближения младших классов классических гимназий и реальных училищ при министре П. С. Ванновском, с последующим разделением — бифуркацией и поли-фуркацией в проекте П. Н. Игнатьева.;

— в проектах реформы средней школы при министре П. Н. Игнатьеве уже четко прослеживался переход к единой школе, предлагалось использовать новые принципы воспитания и обучения, акцентировалось внимание учительства к развитию личности учащихся, их самостоятельности, творческого отношения к процессу учения, чему должна была способствовать индивидуализация обучения.

Заключение

.

В развитии школы в разные периоды проявляются общие закономерности, которые характеризуются взаимосвязью и взаимовлиянием школы и потребностей общества, определяющих цели и задачи, содержание образования, методы и средства обучения, С одной стороны, государство и общество как бы дают школе социальный заказ на подготовку востребованного типа личности, но с другой стороны, сама система образования может оказывать серьезное влияние на развитие общества.

Однако следует констатировать тот факт, что в истории большинства государств, в том числе и России, школа была и остается наиболее консервативным социальным институтом. Консерватизм школы проявляется в стремлении, может быть непроизвольном, сохранить традиционный характер образования, обучения и воспитания подрастающего поколения, что на деле препятствует подготовке новых людей, востребуемых быстро меняющимися социально-экономическими условиями жизни общества.

Данное противоречие приводит к тому, что в каждый исторический период возникают проекты реформирования школы, меняются ставящиеся перед ней задачи.

Все это чрезвычайно ярко обнаруживается при рассмотрении истории нашей отечественной школы во второй половине XIX — начале XX века.

Период конца XIX века — начала XX в истории России, давно изучаемый историками, экономистами, социологами, педагогами, остается одним их интереснейший периодов в развитии нашего отечества. Экономический скачок, потрясший мировое сообщество, высокий уровень развития культуры, науки, искусства соседствовали с пережитками феодального строя, с нищетой и безграмотностью значительной части населения. Особенности развития России в конце XIX — начале XX века, естественно, находили отражение и в развитии системы образования.

Одной из острейших проблем тогдашнего общества являлась проблема средней школы. Классическая школа ставила своей целью развитие интеллекта как основы гуманитарного образования, основы духовности и нравственности личности, средством достижения этой цели являлось изучение древних языков — латинского и греческого. Ее выпускники ориентировались в большинстве случаев на поступление в университет. В условиях социально — экономического развития страны такой тип образования приходил в противоречие с быстро изменявшимися потребностями общества, которое нуждалось в людях, подготовленных к практической деятельности.

Новые открытия и успехи естественных наук произвели переворот в сознании человека, когда гуманитарное образование стало восприниматься не как самое главное, лишь овладение естественными науками позволяло молодому поколению утвердиться в обществе, найти свое место в жизни. В этих условиях возникает новый тип учебного заведения — реальные училища, дававшие общее образование с усиленным изучением естественно-научных предметов и готовящие как к поступлению в высшие технические учебные заведения, так и непосредственно к практической деятельности. Развитие среднего образования в России в конце XIX века как раз и характеризовалось борьбой реального и гуманитарного образования, противостоянием классических гимназий и реальных училищ.

Исторически система образования в России отражала многосо-словность общества, для каждого сословия существовала своя школа. С развитием общества, с политическим и экономическим усилением ранее не привилегированных сословий появляется тенденция к созданию единой школы. Классические гимназии были не только мало доступны для широких масс, но и практически не нужны им. Поэтому реальное образование, позволявшее определиться в жизни, поддерживали средние слои общества.

Критика традиционной системы образования, требования реформирования школы на основе реального образования являлись характерным чертами этого периода. Министерство народного просвещения не торопилось с коренными преобразованиями школы, сохраняя традиционную систему образования, но вместе с тем по его инициативе достаточно тщательно разрабатывались разные проекты реформы средней школы, стало ощущаться стремление к созданию единой школы.

Основным вопросом, требовавшим немедленного решения, был вопрос о целях и задачах средней школы, выработке нового образовательного идеала. Вместо древних языков, ставших практически бесполезными в курсе школьных предметов, нужно было найти основу для гуманитарного образования, чтобы сбалансировать наметившуюся тенденцию сделать среднее образование сугубо практически ориентированным.

Наибольший интерес представляли проекты реформы средней школы, разрабатывавшиеся при министрах Н. П. Боголепове, П.С. Ван-новском, П. Н. Игнатьеве. Если в министерстве Н. П. Боголепова при сохранении двух основных типов средней школы наметилось сближение двух первых классов данных типов, то при П. С. Ванновском это направление получило уже практическое воплощение. Наивысшей точкой в деле реформирования средней школы являлась деятельность министра П. Н. Игнатьева. По его проекту должна была быть единая средняя школа с общей начальной ступенью и полифуркацией на старшей ступени обучения. Предполагалось выделить гуманитарно-классическое, новогуманитарное, реальное естественное и реальное математическое направления. Данное разделение на несколько направлений должно было способствовать большему учету интересов учащихся и местных условий.

В работе всех комиссий по реформе средней школы принимали участие деятели министерства, представители государственных структур, различных министерств и ведомств и, что особенно значимо, ученые, педагоги, учителя-практики, которые вносили много интересных предложений. Важно отметить, что в конце XIX — начале XX века Министерство народного просвещения в своей деятельности учитывало достижения педагогической науки и школьной практики.

В развитии педагогической науки в конце XIX — начале XX века произошли изменения, которые привели к разработке новых подходов к обучению и воспитанию школьников. Развитие естественных наук не могло не влиять на развитие педагогики, на ее сближение с физиологией, психологией и медициной. Это нашло отражение при разработке вопроса об учете индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и воспитания. Воспитание самостоятельной, творческой личности стало целью образования.

В проектах реформы средней общеобразовательной школы нашли отражение не только педагогические взгляды данного периода, но и были выдвинуты перспективные идеи, например, концентрическая система обученияшкола, построенная на принципе индивидуализации обучения и воспитаниянаправленность обучения на самостоятельную и творческую деятельность учащихся и др. Происходившие изменения во взглядах на содержание среднего образования привели к увеличению доли естественных предметов в учебных планах, введению новых предметов, таких как физическое воспитание, ручной труд, музыка. При разработке новых типов школы принимались во внимание индивидуальные и возрастные особенности детей, их склонности, это нашло отражение особенно в проекте П. Н. Игнатьева, который отстаивал идею многопрофильности образования в зависимости от потребностей и интересов учащихся.

Реализация новых целей и задач школы в положениях реформы П. Н. Игнатьева предполагала использование новых форм и методов обучения, направленных на развитие у учащихся самостоятельного творческого мышления, воспитания научно-критического отношения к полученным знаниям.

Особенности исторического развития повлияли на реализацию проектов реформы на практике. К сожалению, лишь отдельные положения смогли быть воплощены в школьной жизни, все остальные разработки остались на бумаге вследствие военных действий и Февральской революции 1917 года.

Изучение богатейшего материала по истории реформирования средней общеобразовательной школы, по деятельности Министерства народного просвещения позволяет не только понять смысл предлагавшихся реформ, но и использовать некоторые из их идей в ходе реформирования современной школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н. Педагогическая периодическая печать (1803−1916гг.). Библиографический обзор / Под ред. Е. И. Медынского. М.: Учпедгиз, 1937. — 131с.
  2. А. А-в «К вопросу о педагогической свободе» // Журнал Министерства народного просвещения. 1908. -№ 1. — С.1−31.
  3. В.К. Наука и жизнь. СПб.: Б.и., 1906. — 360с.
  4. Г. В. Родители, учителя, ученики. Жизнь средней школы за последние годы. Родительские комитеты и организации. СПб.: Б.и., 1907. -218с.
  5. П. Правила и программы всех классов мужских гимназий и прогимназий, ведомства Министерства народного просвещения.- Одесса.: Б.и., 1917. 222с.
  6. И.А. История гимназического образования в России (XVIII XIX вв.). — СПб.: О. Богданова, 1912. — 346с.
  7. Ан С. А. Светский и религиозный подходы к общему образованию в русской философско педагогической мысли (конца XIX — начало XX века) / Алтайск. краевой ин-т повышения квалификации работников образования. — Барнаул: АКИКРО, 1993. — 131с.
  8. С. Очерки по педагогике средней школы. Образовательные идеалы нашего времени // Журнал Министерства народного просвещения. 1914. — № 1. — С.56−93.
  9. Е.Н. Школьное дело в России: Наши общие и специальные школы. СПб.: Тип. С. Добродеева, 1882. — VIII. 247, 232с.
  10. И.В. Классическое и реальное образование. -Глухов: Печатня наслед. Шумицкого, 1900. 52с.
  11. И. В. Научные основы педагогики. Киев: Б.и., 1903. — 136с.
  12. К.У. Понятие «организация процесса обучения» как историко-педагогическая категория // Новые исследования в педагогических науках. 1977. — № 2 (30). — С.3−5.
  13. B.C. Мысли о желательных началах воспитания. -М.:Б.и., 1904. -22с.
  14. А.В. Краткое обозрение истории гимназий в России. -СПб.: Б.и., 1908. -24с.
  15. К.Е. Школьная система перед Февральской революцией // Народное образование. 1947. — № 3. — С. 41−60.
  16. Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / Ред. сост. Л. И. Новикова и И.Н. Сиземская- -М.:Моск. психол-соц. ин-т: Флинта, 1999. 310с.
  17. П.И. Школа и жизнь. Казань: Б.и., 1909. — 12с.
  18. П.П. Как мыслить среднюю школу? // Вестник воспитания. 1914. — № 9 — С. 1−46.
  19. П.П. Школа и общественный строй // Избранные педагогические произведения.- М.: Из-во АПН, 1961. С.160−185.
  20. А. Русская школа (Прежде и теперь Заметки) // «Изв. Отд. Образования при губ. исполнительном комитете Совета красноармейских, рабочих и крестьянских депутатов». 1918. — № 67. -С.106−107.
  21. И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР (Историко статистические очерки). — М.: Статистика, 1964. — 195с.
  22. Л.П. Естественно исторические основы общеобразовательной школы. — М.: Тип. Т-ва И. Н. Кушнарев и К., 1910. — 92с.
  23. Н.Ф. О некоторых вопросах истории народного образования дореволюционной России // Сов. педагогика. 1953. — № 3. -С.71−79.
  24. В. К вопросу о в средней школе // Вестник школы. -1914. -№ 20. -С.362−363.
  25. Н.А. Участие русских ученых в подготовке реформы школы в конце XIX начале XX века // Проблемы совершенствования воспитания и обучения в школе. — М.: Из-во АПН, 1975. — С.115−124.
  26. В.П. Спорные вопросы образования. М.: Б.и., 1907. -61с.
  27. К.П. Реформа современной школы по воззрением В.А.Лая // Свободное воспитание. 1913−14. — № 7, 8, 9.
  28. М.А. Идея всестороннего развития в истории демократической педагогики // Сов. педагогика- 1964. № 7. — С.83−96.
  29. М.О. Учебные планы начальной и средней школы. -М.: Учпедгиз, 1939. 80с.
  30. М.О. О специализации и фуркации в средней школе дореволюционной России // Сов. педагогика. 1939. — № 7. — С. 10−22.
  31. Н.Х. Наша средняя общеобразовательная школа. -СПб.: Тип.-литогаф. В. В. Комарова, 1903. 68с.
  32. Н.Х. Очерки об общем образовании в системе народного образования в России. Сост. В. Я. Струминский. М.: Учпедгиз, 1959. -319с.
  33. Е. Французская, американская и русская средняя школа на Парижской Всемирной выставке 1900г. Отчет о командировке на выставку учителя Одесской IV гимназии Е. Ветнека Одесса: Б.и., 1901. — 104с.
  34. Р. Школа и наука. Речь, произнесенная при вступлении автора на должность ректора Берлинского университета в 1892. -М.: Б.и., 1893. -26с.
  35. В. Наши гимназия и общество // Семья и школа. -1872. -№ 8. -С.279−294.
  36. Е.М. Реформа классицизма или реформа средней школы? Варшава: Тип. Рундо, 1901. — 102с.
  37. С.Ю. Избранные воспоминания.- М.: «Мысль», 1991.708с.
  38. Д. Сборник всех программ и правил для поступления в гимназии и женские учебные заведения 1879−1880. М.: Тип. Ф. К. Иогансона, 1879. — 469с.
  39. Д. Сборник всех программ и правил для поступления в гимназии и женские учебные заведения всех ведомств на 18 861 887, М.: Тип. Ф. К. Иогансона, 1886. — 624с.
  40. З.И. Проекты реформы средней школы в России в конце XIX начале XX вв // Труды Ворошиловского пед. ин-та. — Пятигорск, 1940. — т.2 — С.83−98.
  41. Д.Д. Образование и обучение. М.: Б.и., 1912. — 67с.
  42. Ф. Основные идеи современной педагогики // Русская школа. 1914. -№ 3. — С. 112−129.
  43. Ш. И. Основные вопросы методики урока в дореволюционной школе// Сов. педагогика. 1943. -№ 11−12. — С. 15−22.
  44. Ш. И. Очерки по истории средней школы в России 2 половины XIX в. М.: Учпедгиз, 1954. — 304с.
  45. А.Ф. Школьная реформа снизу. М.: Из-во Сытина, 1908. -203с.
  46. Ге Ф. История образования и воспитания. М.: Б.и., 1912.657с.
  47. А.И. Предположительная реформа нашей средней школы. СПб.: Б.и., 1901. — 112с.
  48. А.И. К истории Ученого комитета Министерства народного просвещения. СПб.: Сенатская типография, 1902. — 202с.
  49. С. Разгром средней школы и необходимость в ней реформ. М.: Б.и., 1906. — 57с.
  50. А. Что такое народное образование и каким оно должно быть?— Пг.: Б.и., 1917. 15с.
  51. Гимназия. Педагогический журнал. Ревель, 1888−1896.
  52. А.Ю. Проблема отношений педагогов и воспитанников в дореволюционной русской школе и педагогике (2 пол. XIX начало XX в) // Новые исследования в педагогических науках. — 1973. -№ 7(ХХ). — С. 10−12.
  53. Готалов Готлиб А. Г. Современные педагогические течения. -Херсон: Б.и., 1925. — 193с.
  54. Т.Н. Ослабление классического преподавания в гимназиях и неизбежные последствия этой перемены // Грановский Т. И. Сочинения. СПб. тип. А. И. Мамонтова, 1905. С. 345. — 367.
  55. Граф де ля Фер Горькая правда о нашей средней школе. -Киев: Б.и., 1913. -20с.
  56. В.В. Исторический очерк русской школы. Сост.
  57. B.В Григорьев, М.: Б.и., 1900. — 587с.
  58. С.С. Средняя школа по нашим законам: (Исторический очерк). СПб.: Б.и., 1900. — 96с.
  59. Г. К вопросу о реформе системы среднего образования в особенности же классических гимназий. СПб.:Б.и., 1906. — 59с.
  60. Л. Проблемы всеобщей единой школы. СПб.:Б.и., 1914. — 135с.
  61. Н.Г. Чем должна быть русская общеобразовательная школа // Журнал Министерства народного просвещения. -1900. -№ 7. -С.23−65.
  62. М.И. Влияние западно-европейской педагогики на русскую педагогику // Журнал Министерства народного просвещения. 1910. -№ 5. -С.29−60.
  63. Демков М. И Государственная педагогика, ее развитие и задачи // Журнал Министерства народного просвещения. 1913. — № 6.1. C.200−235.
  64. М.И. Очерки по истории русской педагогики. -М.:Б.и., 1919. 144с.
  65. М.И. Педагогика, ее современное положение и предстоящие задачи // Журнал Министерства народного просвещения. -1910. -№ 11. -С.80−102.
  66. К.Н. Всеобщее обучение. Сборник законов и правительственных распоряжений. Вып 1−3, СПб.:Б.и., 1913−1916. — 214с.
  67. В.Ф. Очерки по истории среднешкольного движения. -СПб.:Б.и., 1909.- 70с.• 69. Дмитриев Н. В. Национальная школа. СПб.:Б.и., 1913. 185с.
  68. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России: Пособие для преподавателей. М.: Интерфакс, 1994. — 241с.
  69. Доватор P. J1. Проблемы трудового воспитания и обучения в прогрессивной русской педагогики (конец XIX начало XX вв.) // Сов. педагогика. — 1978. — № 2. — С. 105−113.
  70. Доватор P. J1. Вклад прогрессивный русской педагогики конца XIX начала XX века в разработку теории нравственного воспитания // Сов. педагогика. — 1982. — № 2. — С.98−101.
  71. Доватор P. J1. Педагогическая журналистика в годы первойрусской революции в России // Сов.педагогиа. 1985. — № 4. — С. 102−106.
  72. Доватор P. J1. Русская трудовая школа конца XIX начала XX века//Сов. педагогика. — 1990. -№ 10. — С. 117−121.
  73. Н.П. Какая нам нужна средняя школа? Ярославль: Б.и., 1903.- 43с.
  74. Е. Средняя школа нового типа в западноевропейский государствах. Сост. Е. Джунковская, СПб.: С. и А. Че-рушников, 1902. — 251с.
  75. Я. К вопросу о школьной реформе: организация единой общеобразовательной школы. Б.м., Б.и., 1906. — 28с.
  76. П.В. Начальные основания педагогики, методики и дидактики. СПб.: Б.и., 1895. — 543с.
  77. С.Ф. Проблема активности и самостоятельности в русской дидактике начала XX века до 1917 // Сов. педагогика. 1965.1,-С.86−93.• 81. Егоров С. Ф. Методические искания в русской школе начала
  78. XX века в связи в проблемой активизации учебного процесса // Новыеисследования в пед. науках. 1965. — № 4. — С. 166−170.
  79. С.Ф. Теория образования в педагогике России в начале XX века. Историко педагогический очерк. — М.:Педагогика, 1987. — 150с.
  80. Ф.В. Государственная система школ. СПб. — М., Б.и., 1901. — 80с.
  81. Ф.П. О некоторых желаемых улучшениях в гимназическом обучении. СПб.: тип. «Обществ, польза», 1889. — 128с.
  82. Е. Реформа средней школы и национальное воспитание по материалам министерства народного просвещения // Вестник воспитания. 1916. — С. 1−24.
  83. А.И. О лучшей постановке учебного дела в средних учебных заведениях // Русская школа. 1901, — № 1. — С. 122−134.
  84. Женские гимназии и прогимназии Министерства народного просвещения. 1858−1905. СПб.:Б.и., 1905. — 139с.
  85. Журнал Министерства народного просвещения. Спб., 18 991 917.
  86. А. Современные реформаторы воспитания и образования // Свободное воспитание. 1913−14. — № 3. — С.3−25.
  87. Ф.Ф. Древний мир и мы. СПб.: Сенатская тип., 1903.-123с.
  88. Н.С. Развитие активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения в общественных и частных средних школах России // Ученые записки ЛГПУ им. А. И. Герцена. т.297. -1966.-С.26−61.
  89. С.Ф. Средняя школа за последние годы. Ученические волнения 1905 1906г. и их значения. Общий очерк и материалы. -СПб.: В. М. Вольф, 1909. — 294с.
  90. С.А. Очерки по истории педагогики по Западе и в России. Вологда: Вологод. обл. отд-ние Гос. изд-ва, 1922. — 245с.
  91. Г. Г. В средней школе. СПб.: Б.и., 1906. — 32с.
  92. Г. Г. Вопросы современной школы. СПб.: тип. т-ва М. О. Вольф, 1907. — 83с.
  93. Н.Н. Проблема единой школы // Трудовая шко• ла в свете истории и современности. -М.: Госиздат, 1924. С. 93−107.
  94. История России. Вторая половина XIX ХХвв. / Под ред. Б. В. Леванова. — Брянск: Российское педагогическое агенство, 1994 -224 с.
  95. К реформе средней школы // Русская школа. 1900. — № 1−2.
  96. С. Что произошло с народным образованием в России за годы I мировой войны.? // Известия Всероссийского союза городов. -1918. -№ 6−8. С.57−59.
  97. В.В. Очерки по истории школы и просвещения. -М.: Б.и., 1902. -273с.
  98. П.А. По поводу отношения некоторой части нашего общества к классическим гимназиям. М.: Б.и., 1890. — 13с.
  99. П.А. Классицизм, как необходимая основа гимназического образования. -М.: Б.и., 1891. 203с.1. 108. Капнист П. А. Заметка по поводу статьи Данилевского оединой школе" Павла Капниста. СПб.: Б.и., 1896. — 18с.
  100. П.А. К вопросу о реорганизации среднего образования. СПб.: «Товарищество Художественной печатни», 1901. — 107с.
  101. В.А. Гимназическое образование: история и современность Минск: Бел. НИИ образования МОРБ, 1992. — 70с.
  102. П.Ф. Современные задачи народного образования ! в России. М.: Б.И., 1913. — 80с.
  103. П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. СПб.: «Земля», 1914. — 212с.
  104. П.Ф. Подготовка преподавателей средней школы // Вестник школы, 1914. — № 1. — С.3−7.
  105. П.Ф. Дидактические очерки. Пг.: Б.и., 1915.434с.
  106. П.Ф. История русской педагогии. Пг.: «О. Бог* данова», 1915. -746с.
  107. Г. Ф. Образовательная ситуация в России в I половине XX века. Ростов н/Д.: Из-во Рос. пед. ун-та, 1994. — 278с.
  108. Н.В. Средняя школа и права по образованию. М.: Б.и., 1909. — 15с.
  109. А.А. О предстоящей реформе нашего образования // Русский вестник. 1902.- № 277. — С.303−331.
  110. В.И. Основания педагогики. В 2-х частях. -СПб.: Б.и., 1871−1872. 2ч.
  111. В.И. Педагогическая мысль конца XIX начала XX века о связи умственного развития и самовоспитания в развитии личности школьника // Психолого — педагогические проблемы формирования активности личности учащихся. — Тюмень, 1971. — С.111−128.
  112. А.В. Материалы к вопросу о постановке среднего образования в России. Одесса: Б.и., 1904. — 52с.
  113. Е.П. Международные педагогические конгрессы 1900 и 1901 годов // Журнал Министерства народного просвещения. 1902. -№ 1. — С.1−24.
  114. Е.П. К вопросу о подготовке преподавателей средне учебных заведений // Журнал министерства народного просвещения. — 1903. — № 6. — С.450−476.
  115. М.Н. Средняя школа // История России в XIX века. СПб., 1907, в 9 т. Т.4, ч.2, вып.14, 15. — С.128−185.
  116. П. Образование и наука // Москва. 1990. -№ 11. -С.160−170.
  117. Н.Л. Из истории подготовки проекта реформы средней шкоды в России при министре народного просвещения графе Игнатьеве (1915−1916 гг.) // Сов. педагогика. 1943.- № 8−9.- С. 2838.
  118. Н.А. Очерки по истории средней шкоды. М.: Учпедгиз, 1956. -246с.
  119. Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирно-исторического процесса. М.:ИТП и МИО, 1994.- 265с.
  120. Ф.Ф. Народное образование в России накануне февральской революции 1917 года // Сов. педагогика. 1951. — № 12. -С.41−67.
  121. Н.В. Педагогический труд в русской школе // Сов. педагогика. 1985. — № 4. — С.123−126.
  122. А. Что ждет от школы наша страна для своего обновления // Журнал министерства народного просвещения. 1908. -№ 9. — С.86−106.
  123. А.А. Русская педагогическая мысль накануне революции // Новая школа. 1918. — № 3. — С.165−168.
  124. Краткий обзор деятельности Министерства народного просвещения за время управления покойного министра Н. П. Боголепова (12 февраля 1898 14февевраля 1901гг.). — СПб.:Б.и., 1901. — 83с.
  125. Краткий исторический обзор хода работ по реформе средней школы Министерства народного просвещения с 1871 года. -Пг.:Б.и., 1915. 56с.
  126. B.C. Общие и военные школы. СПб.:Б.и., 1899 г.113с.
  127. Кризис русской школы. Торжество политической реакции. Крушение университетов М.: Б.и., 1914. — 272с.
  128. Н.А. Какая школа нужна России. СПб.:Б.и., 1907.-40с.
  129. Н.Н. Некоторые вопросы учебно-воспитательной работы передовых средних школ в России в начале XX века // Ученые записки / Курганский пед.институт. 1961. — вып.З. — Т.1. — С.41−71.
  130. Н.Н. Основные вопросы реформы средней общеобразовательной школы (гимназий и реальных училищ) в период нового революционного и первой мировой войны. Уч. зап. МОПИ им. Н. К. Крупской. -Т.68. вып. 6. 1958. — С.93−131.
  131. А.Н. Опытный подсчет современного состояния нашего образования. СПб.:Б.и., 1912. — 49с.
  132. М.А. Общеобразовательная школа в русском государстве. СПб.:Б.и., 1908. — 83с.
  133. Лай В. А. Школа действия. П.:Б.и., 1920. — 158с.
  134. П.Ф. О преподавании наук в средних учебных заведениях // Избранные педагогические сочинения М.: Педагогика, 1988. С.353−365.
  135. Т.В. Классицизм и реализм (Основные вопросы реформируемой школы). М.:Б.и., 1903. — 67с.
  136. Т.В. Мысли педагога о реформе школы. СПб.: Б.и., 1912. -89с.
  137. С. Значение теории интереса в организации и метода преподавания в классической школе. М.:Б.и., 1898. — 95с.
  138. С. О подготовке учителей средней школе. -М.:Б.и., 1898.- 35с.
  139. С. К вопросу о реставрации классической школы. Варшава: Б.и., 1914. — 32с.
  140. М.И. Индивидуальный подход к детям в историчееком развитии // История педагогики и современность / Ученые записки ЛГПИ им Герцена, Т.377, 1970. С. 290 — 315.
  141. Е.Л. Грехи и нужды нашей средней школы. -СПб.'.Б.и., 1900. -131с. I 152. Масловский А. Ф. Русская общеобразовательная школа.
  142. Мысли отца семейства по поводу предстоящей реформы средней школы. СПб.: Б.и., 1900. — 26с.
  143. Материалы по реформе средней школы. Пг.: Сенатская типография,^. 5.- 548с.
  144. Е.Н. История педагогики в связи с экономическим развитием общества. В Зт. М.:Раб. просвещения, 1929. Зт.
  145. Е.Н. История русской педагогики с древнейших «времен до Великой пролетарской революции. Пособие для аспирантов.» М.: Учпедгиз, 1936. 472с.
  146. Е.Н. История русской педагогики до Великой октябрьской социалистической революции. Учебное пособие для педвузов. -М.: Учпедгиз, 1938.- 512с.
  147. Е.Н. Из истории русской педагогической мысли // Сов. педагогика. 1944. — № 1. — С. 11 -17.
  148. И.В. Петр Семенович Ванновский (Министр народного просвещения). СПб.: Б.и., 1908. — 46с.
  149. П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3-х т. М.: Изд. группа «Прогресс-Культура»: Ред. газ. «Труд», 1994. — Т.2. -491с.
  150. М.В. Некоторые вопросы обучения в передовых общественных и частных школах России начала XX века // Новые исследования в педагогических науках. 1967. — № 9. — С. 106−110.
  151. М.В. Из опыта совместной работы семьи и школы в дореволюционной России // Новые исследования в пед. науках. -1974. -№ 9(ХХП). С.11−13.
  152. М.В. Общественные педагогические и просветительные организации дореволюционной России (сер. XIX нач. XX века). — М.: ИТП и МИО РАО, 1993. — 163с.
  153. Мор Я.Г. К вопросу об обременении учеников наших гимназии в зависимости от их положения в семье и домашней обстановке СПб.: Б.и., 1911.-55с.
  154. Мор Я.Г. К вопросу об обременении учеников наших гимназий. СПб.:Б.и., 1911.- 67с.
  155. А. Философско педагогическая мысль и школьная практика в современной Германии // Журнал министерства народного просвещения. — 1909. — № 2. — С. 173−197.
  156. Мусин Пушкин А. А. Чем должна быть наша средняя общеобразовательная школа. — Б. м., б.и., 1902. — 44с.
  157. Мусин Пушкин А. В. Некоторые общие соображения по вопросу о задачах низшего, среднего, высшего образования. — СПб.: Б.и., 1914.-28с.
  158. Мусин Пушкин А. А. Среднеобразовательная школа в России и ее значение. — Б. м., б.и., 1915. — 163с.
  159. Назначение школы. СПб.: Б.и., 1906. — 16с.
  160. Народное образование / С предислов. И. В. Владиславлева. -М.: Высшая школа: Студ. изд-во, 1916. 85с.
  161. Народное образование и педагогическая мысль России кануна и начала империализма: Сб. науч. трудов. АПН СССР / Под ред. Э. Д. Днепрова. М.: НИИОП, 1980. — 294с.
  162. К. Гимназическая педагогика // Гимназия. 1888. -№ 1−8.
  163. Г. Из резолюций Николая Романова «Красный архив». Т.2(63). — 1934. -С.130 — 132.
  164. Новейшие законоположения и распоряжения по женским гимназиям и прогимназиям и другим учебным заведениям ведомства Министерства народного просвещения. Одесса: Б.и., 1916. — 31с.
  165. Об устройстве общеобразовательной школы. М.: тип. Г. Лисснера и А. Гетеля, 1901. — 20с.
  166. Обзор деятельности ведомства Министерства народного просвещения за время царствования императора Александра III (с 2 март 1881 по 20 окт. 1894). — СПб.: Сенатская типография, 1901. -432с.
  167. Обзор деятельности, учрежденной с высочайшего соизволения при Министерстве народного просвещения, комиссии по преобразованию средней школы // Журнал Министерства народного просвещения. 1901. -№ 7. — С.1−78.
  168. A.M. Ближайшие практические вопросы народного образования в России. М., 1910. — 207с.
  169. А. Об отношении государства к народному образованию. СПб.: Б.и., 1872. — 626с.
  170. А.Н. Образование и воспитание. СПб.: Б.и., 1897. — 120с.
  171. А.Н. Основные вопросы воспитания. -СПб.:Б.и., 1899.- 32.
  172. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (ХУ111−1 полов. XIX века) / Отв. ред. М. Ф. Шабаева. М.: Педагогика, 1973. — 605с.
  173. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (2 половина XIX века) / Отв. ред. А. И. Пискунов. М.: Педагогика, 1978. -600с.
  174. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (Конец XIX начало XX века.) / Отв. ред. Э. Д. Днепров. — М.: педагогика, 1991. — 445с.
  175. А.П. Реформа среднего образования // Вестник воспитания. -№ 1. 1905. — С. 1−58.
  176. А.П. Реформа среднего образования. М.: Б.и., 1908. -65с.
  177. А.П. О типах средней общеобразовательной школы. // Избранные педагогические труды. М., 1959. — С.45- 50.
  178. Ф. Образование. М.: Б.и., 1900. -41с.
  179. Ф. Общеобразовательная школа будущего. СПб.: Знание, 1901. — 79с.
  180. Ф. Педагогика. СПб.: Просвещение, 1913. — 306с.
  181. В.И. О задачах средней школы. Киев.: Б.и., 1900. — 8с.
  182. Н. Образовательные задачи России в виду предстоящего переворота политико-экономических отношений ее с народами Запада и Востока, вызываемого распространением наших железных путей. СПб.Б.и., 1899. — 15с.
  183. Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. 496с.
  184. К.П. Новая школа. М.: Победоносцев, 1899.120с.
  185. Полный сборник правил и программ всех высших, средних и низших, общеобразовательных, специальных и профессиональных учебных заведений России. М.: Б.и., 1912. — 368с.
  186. В.В. Биологический метод // Избранные педагогические труды.- М.: Из-во АПН, 1957. с.43−51.
  187. С.Н. К вопросу о реформе средней школы. Тула: Б.и., 1916. — 100с.
  188. Правила и программы реальных училищ ведомства Министерства народного просвещения. М.: Изд-во В. А. Маврицкого, 1900 — 198с.
  189. Правила и программы всех классов реальных училищ ведомства Министерства народного просвещения. Одесса: Б.и., 1916. -204с.
  190. Правила и программы всех классов мужских гимназий ведомства Министерства народного просвещения. Одесса: Б.и., 1917 -222с.
  191. Проект Высших городских училищ. Б.м., б.г., — 26с.
  192. Проект реформирования средней школы. Доклад совещания, образованного Гос. Думой для разработки проекта реформы средней школы. СПб.:Б.и., 1912. — 77с.
  193. Производительные силы России. Под ред. В. И. Ковалевского. СПб.:Б.и., 1896. — 1246с.
  194. С.А. Заметки о сельских школах. Спб.: Синодальная типография, 1883. 123с.
  195. С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения 1802 1902. — СПб.:Мин-во нар. просвещения, 1902. — 785с.
  196. С.В. О задачах средней школы нашего времени. М.: Б.и., 1908. — Юс.
  197. В.В. Сумерки просвещения. М.: Просвещение, 1990. -620с.
  198. Т. Школьная политика в освещении наших партий // Заветы. 1914. — № 7. — С.7−15.
  199. Г. Итоги и ожидания (К вопросу о реформе средней школы) // Вестник школы. 1905. — № 3. — С. 103−119.
  200. Г. Организация управления средними учебными заведениями. М.:Б.и., 1908. — 48с.
  201. Д. Различные типы школ и образования, получаемого в них современными русскими людьми. М.: Ромашков, 1897. -97с.
  202. А.Н. Что сделала III Гос. Дума для народного образования. СПб.:Б.и., 1912. — 255с.
  203. Российское образование история и современность / Под ред С. Ф. Егорова. — М.: ИТП и МИО РАО, 1994. — 253с.
  204. Российское образование на рубеже двух веков./ Под ред. С. Ф. Егорова. М.: ИТП и МИО РАО, 1996. — 26с.• 216. Рошин А. Г. Грамотность и народное образование в России в XIX и начале XX века. // Исторические записки, т.37. 1951. С.28−80.
  205. П. Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики, примененной к учебным предметам начального образования. Вильна: Б.и., 1871. — 131с.
  206. Русские ведомости. 1915 год
  207. Е. Из истории Министерства народного просвещения. М.: Б.и., 1903. — 70с.
  208. Н.Е. Об организме гимназии. М.: Б.и., 1889.200с.
  209. Н.Е. Недуги нашего учебного дела. М.: Б.и., 1896. -215с.
  210. В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX века. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 312с.
  211. Совещание попечителей учебных округов // Журнал Министерства народного просвещения 1904. -№ 11.- С.9−17.
  212. П.А. История педагогических систем. СПб.: Б.и., 1913.- 613с.
  213. Е. Тип новой школы. Доклад, читаемый в Лиге народного образования. СПб.: Б.и., 1907. — 16с.
  214. Е.Ф. Немецкое влияние в русской школе. Казань: Б.и., 1915.-73с.
  215. А. Свободное воспитание // Журнал Мини1 стерства народного просвещения. -1915. № 1. — С.47−93.
  216. Н. Борьба за школу. Из прошлого и настоящего на Западе и в России. М.: Сабашниковы, 1910. — 239с.
  217. Средняя школа. / Сборник с пред. Г. Зоргенфрей. СПб.: Образование, 1914. — 156с.
  218. С.Л. Обозрение проектов реформы средней школы в России преимущественно в последнее шестилетие (1899−1905). -СПб.Б.и., 1907. -68с.
  219. С.Л. Из истории вопроса о материальном положении персонала мужских гимназий и реальных училищ // Журнал Министерства народного просвещения. 1909. — № 1. — С. 1−18.
  220. С.Л. К вопросу о педагогической подготовке преподавателей средней школы в России // Журнал Министерства народного просвещения. 1909. — № 3. — С. 1−35.
  221. В.Я. Педагогические сочинения.- М.: Изд-во АПН, * 1954.-400с.
  222. Е. Настоящее состояние средней школы и средства ее возрождения. М.:Б.и., 1910. — 117с.
  223. П. Очерки науки и воспитания. Харьков.: Б.и., 1866. — 254с.
  224. Д. Об основах организации средней школы. -СПб.: Б.и., 1900. 129с.
  225. И. «Единство школы», как требование русских политических партий. СПб.: Синодальная типография, 1908. — 57с.
  226. А. Английский педагог о русской школе // Журнал Министерства народного просвещения. 1910. — № 4. — С.167−201.
  227. Труды высочайше учрежденной Комиссии по вопросу об улучшениях средней общеобразовательной школы. В 8 т. СПб.: Тип. СПб. тюрьмы, 1900. 8 т.
  228. Э. Россия в 1914 году // Знание-сила.- 1991.- № 2. с. 1316.
  229. Учебные планы и примерные программы предметов, преподаваемых в реальных училищах Министерства народного просвещения. Спб.: тип. И. И. Глазунова,! 873. — 90с.
  230. Учебные планы и примерные программы предметов, преподаваемых в мужских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Спб.: Б.и., 1895. — 182с.
  231. Учебные планы и примерные программы предметов, преподаваемых в реальных училищах Министерства народного просвещения. Спб.: тип. И. И. Глазунова, 1898. — 161с.
  232. В. К вопросу о единой школе // Журнал Министерства народного просвещения. -1905. № 4. — С. 172−194.
  233. Ф.В. Школа и характер. Материально-педагогические проблемы школьной жизни СПб.: Б.и., 1914. — 96с.
  234. Филиппов Реформа гимназий и университетов // Научное обозрение. 1901. — № 5−6.
  235. Н.В. Школа в России в конце XIX начале XX вв.: Государственные и частные гимназии, прогимназии, дополняющее обучение, экстернат. Метод, пособие. — JL: Ленинградское предприятие «Экстерн», 1991.-96с.
  236. Э.Ф. К реформе средней школе // Журнал Министерства народного просвещения. 1915. — № 8. — С. 190−201.
  237. Хрестоматия по истории педагогики. Под общ. ред. С. А. Каменева. В 4 т. М.: Гос.учеб. пед. изд. «Образцовая» тип., 1934−1936. 4 т.
  238. П. Опыт устройства общеобразовательной школы с целью большей подготовки учащихся к жизни. М.:Б.и., 1912. -68с.
  239. В.И. Итоги общественной мысли в области народного образования. СПб.: Знание, 1906. — 79с.
  240. В.И. Основные вопросы организации школы в России. СПб.: Знание, 1909. — 131с.
  241. В.И. Основные принципы системы народного просвещения в эпоху русской революции 1905г. // Народное просвещение. 1925. -№ 10−11. -С.34−38.
  242. С.А. Учебные планы общеобразовательной школы в дореволюционной России // Известия Академии педагогических наук РСФСР. Вып.33. 1951. С.151−215.
  243. Н.В. Свободная школа. Опыт организации средней школе нового типа. М.: Сытин, 1907. — 39с.
  244. Н.В. Народное образование в России с 60-х XIX века.- М.:Б.и., 1912. -224с.
  245. Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии. М.: Изд-во т-ва «Мир», 1923. — 149с.
  246. М.Б. Курс педагогики. СПб.:Б.и., 1875. — 288с.
  247. А. Из деятельности Министерства народного просвещения. Ученый комитет и его метод. М.: Сенат тип., 1910. -23с.
  248. П.Н. Педагогическая подготовка учителя средней школы в царской России // Пед. образование. 1935. -№ 4. — С.64−72.
  249. П.Н. Педагогическая подготовка учителя средней школы в дореволюционной России // Сов. педагогика. 1946. -№ 12. -С.49−61.
  250. Школа России накануне и в период революции 1905−1907. Сбор. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. педагогики: Под ред. Э. Д. Днепрова, Б. К. Тебиева. М.: АПН СССР, 1985. — 219с.
  251. Школьная подготовка второй русской революции. СПб.: Б.и., 1913. — 194с.
  252. В. Гимназии и реальные училища.(Воспитание и обучение) // Гимназия. 1891. — № 1- № 2.
  253. А.П. Социально педагогические условия умственного развития русского народа. — СПб.: Б.и., 1870. — 332с.
  254. М.И. Подготовка учителей средней школы в дореволюционной России. Пед. ин-т им. П. Г. Шелапутина в Москве. // Сов. педагогика. 1955. — № 10. — С.90−104.
  255. М.И. Профессионально педагогическая направленность в подготовке учителей средней школы в дореволюционной России // Сов. педагогика. — 1953. — № 3. — С.84−96.
  256. П.Д. Курс общей педагогики. Чтение о воспитании. М.:Б.и., 1865. -404с.
  257. Л.И. Гуманитарные и реальные начала в средней школе. М.: Б.и., 1915. — 40с.
  258. Е. Новейшие течения европейской педагогики в направлении самодеятельности учащихся. М.:Б.и., 1918. — 96с.
  259. К.П. Мысли о воспитании и обучении. СПб.: Б.и., 1898. -229с.
  260. Ф.Л. Вопрос о реформе среднеобразовательной школы, рассматриваемой с исторической, практической и идеальной точки зрения. Киев.Б.и., 1901. — 52с.
  261. А. Какова должна быть средняя школа. Юрьев: Б.и., 1914. -82с.1. Архивные материалы
  262. Реформа средней школы. Общие основания и вопросы. -РГИА, ф.733, оп.168, д. И82, 224л.
  263. Совещание по реформе средней школы в апреле 1915. РГИА, ф.733, оп.168, д. 1206, 342л.
  264. Совещание съезда попечителей учебных округов февраль 1915, март 1916.-РГИА, ф.733, оп.168, д. 1207,223л.
  265. О некоторых изменениях в постановке преподавания предметов в средних учебных заведениях. РГИА, ф.733, оп.168, д. 1488, 235л.
  266. Уставы и программы учебных заведений ведомства Департамента торговли и мануфактур, министерства государственных иму-ществ и военного ведомства. РГИА, ф.733, оп.228, д. 11, 271л.
  267. Уставы и программы учебных заведений ведомства Министерства внутренних дел. РГИА, ф. 733, оп.228, д. 14, 167л
  268. Справка о деятельности Министерства народного просвещения при бывшем министре И. И. Толстом. РГИА, ф.733, оп.228, д. 62, 6л.
  269. Диссертации и авторефераты диссертаций
  270. Ан. С. А. Философские обоснования русской педагогической мысли конца XIX начала XX вв.: Дис.. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1994. — 263с.
  271. В.Г. Проблемы национальной школы в Государственной Думе I- IV созывов: Дис.. канд. пед. наук.- СПб., 1992. 206с.
  272. Н.Н. Проблема нравственного идеала в теории воспитания в России во 2 половине XIX начале XX вв.: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1996. — 141с.
  273. А.Ю. Народное учительство в России в общественном движении конца XIX начала XX вв.: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1991, — 209с.
  274. В.В. Проблема формирования личности в русской психологической мысли XIX начала XX вв.: Дис.. канд. пед. наук.-Л., 1987, — 355с.
  275. Р 6. Васильева О. И. Профессиональное совершенствование учителя средних учебных заведений России Второй половины XIX начала XX вв.: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — М., 1996. — 17с.
  276. В.И. Борьба партии большевиков за народное просвещение в период подготовки буржуазно-демократической революции (конец XIX- март 1917 г.): Дис. .канд. пед.наук. М., 1950. — 475с.
  277. Н.С. Становление и развитие естественнонаучной теории семейного воспитания в России, конец XIX начало XX веков: Дис. .канд. пед.наук. — Владимир, 1995. — 254с.
  278. Ю.И. Формирование теории обучения ручному труду как самостоятельному школьному предмету, а русской педагогике конца XIX-начала XX вв.:Дис. .канд. пед. наук. Владимир, 1995. -178с.
  279. С.Ф. Основные проблемы дидактики в России в конце XIX начале XX в.: Дис. .д-ра пед. наук. — М., 1981. — 415с.
  280. Н.И. Детский труд, ученичество и образование детей-рабочих в России конца XIX начала XX вв.: Дис. .канд. пед. наук. — Саранск, 1993. — 219с.
  281. Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века: Дис. .канд. пед. наук. Ростов/н.Д., 1994. — 296с.
  282. Н.Н. Вопросы реформы средней общеобразовательной школы Министерства народного просвещения в период нового революционного подъема и первой мировой войны (1910 -февр.1917г).: Дис. .канд. пед.наук. М., 1958. — 376с.
  283. Л.Н. Журнал «Русская школа» (1890−1917) о народном образовании, обучении и воспитании: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1975. -261с.
  284. М.В. Передовые школы нового типа, созданные общественной и частной инициативой в России в начале XX в.: Дис.. канд. пед. наук. М., 1966. — 311с.
  285. А.В. Проблема введения всеобщего начального обучения в дореволюционной России (1861−1916г.):Дис. .д-ра пед.наук. -М., 1970. -923с.
  286. Т.А. Влияние традиций на инновационные процессы в сфере образования в России, конец 19 начало 20 в.: Дис. .канд. пед. наук. — Новосибирск, 1998. — 205с.
  287. А.В. Гимназии и лицеи в истории образовательных систем: Автореф.. канд. пед. наук. Алматы, 1998. — 23с.
  288. З.А. Журнал «Вестник воспитания» и его общественно-педагогическое направление:Дис.. канд. пед. наук. Л., 1967. — 465с.
  289. Т.А. Становление и развитие социальной педагогики в России начала XX века: Дис. .канд. пед.наук. М., 1995. — 165с.
  290. В.Г. Политика царизма в вопросах образования (1907−1911гг.): Дис.. канд. истор.наук. Л., 1975. — 193с.
  291. М.В. Развитие гуманитарной направленности содержания гимназического образования в России второй половины XIX -начала XX века: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1999. -19с.
  292. .Г. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России конца XIX-начала XX в.: Дис. .д-ра пед. наук. М., 1991. — 379с.
  293. А.А. Гимназии Москвы В конце XIX начале XX века: Автореф. дис.. канд. истор. наук. — М., 1998. -16с.ч
  294. Т.А. Проблема развивающего обучения в русской педагогике и методике начального обучения во второй половине XIX начале XX в.: Дис.. канд. пед.наук. — М., 1995. — 141с.
  295. Р.В. Системно-концептуальный анализ реформ среднего образования в России в конце XX века: Дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1997. — 285с.
  296. А.Н. Общественно-педагогическое движение как фактор формирования государственной образовательной политики России 60−80-х годов XIX века: Дис.. канд. пед.наук. СПб., 1996. -284с.
Заполнить форму текущей работой