Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие предметной деятельности в раннем детстве

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Постепенно предметные действия, возникнув внутри деятельности общения как средство ее осуществления, как способ налаживания контактов со взрослым, начинают приобретать все более самостоятельный характер. Мотив деятельности ребенка начинает смещаться со взрослого на общественный предмет, культурно фиксированный способ его употребления. Тем самым общение перестает быть деятельностью в собственном… Читать ещё >

Развитие предметной деятельности в раннем детстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. В чём состоит своеобразие предметной деятельности детей раннего возраста?
  • 2. Почему в период раннего возраста предметная деятельность рассматривается в качестве ведущей?
  • 3. Чем обусловлено выделение разновидностей предметной деятельности? Какова последовательность их развития?
  • 4. Какие методы использует взрослый, обеспечивая содействие формированию предметных действий?

Сущность предметной деятельности

Деятельность в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) рассматривается как форма активности человека, направленной на познание и преобразование окружающей действительности или самого себя. Отличительной характеристикой деятельности является ее мотивированность. Мотивом называется то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается. В отличие от потребности, неудовлетворенность которой человек переживает как состояние дискомфорта, не связанное с чем-либо конкретным, мотив всегда опредмечен, то есть имеет определенную направленность, хотя может и не осознаваться субъектом (человеком, осуществляющим деятельность).

Необходимо различать предмет и объект деятельности. Объект — это любой предмет окружающего мира, явление или феномен, который изменяется или изучается субъектом. Он существует сам по себе (объективно), тогда как предмет деятельности представляет собой отношение, возникающее между действующим субъектом и объектом и отражающееся в мотиве деятельности.

Разнообразие предметов и мотивов обусловливает существование различных видов деятельности, осуществляемых с одними и теми же объектами. Например, матрешка может стать объектом как предметной, так и игровой или изобразительной деятельности. Когда малыша привлекают происходящие с игрушкой видоизменения.

(была одна матрешка — стало много), мы говорим, что ее конструкция становится для него предметом деятельности, а освоение способа действия с ней — мотивом. Если ребенок «ведет матрешек на зарядку», «кормит их завтраком», относится к ним как к детям, то он осуществляет игровую деятельность, мотивом которой становится выполнение роли воспитателя. Когда дошкольник раскрашивает матрешку, он выступает субъектом изобразительной деятельности, и в этом случае предметом становится воплощаемый им художественный образ, а мотивом — самореализация или проявление заботы о других людях, которым он хочет подарить свою игрушку.

Деятельность складывается из отдельных действий. Их отличительной характеристикой является наличие цели, в той или иной степени осознаваемой субъектом. Таким образом, если деятельность соотносится с мотивами, то действие — с целью. Деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, входящее в состав другой деятельности. Обращаясь к вышеприведенному примеру, можно заметить, что, используя матрешек в игровой деятельности, ребенок первоначально должен был выполнить предметное действие — разобрать исходную игрушку.

В реальности одну и ту же форму активности субъекта мы можем рассматривать и как деятельность (со стороны мотива), и как действие (со стороны цели).

Среди разнообразия видов деятельности, осваиваемых ребенком в том или ином возрастном периоде, особое место занимает так называемая ведущая деятельность, рассматриваемая отечественными психологами (В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) как критерий периодизации психического развития, показатель психологического возраста ребенка.

Та или иная деятельность признается ведущей отнюдь не по формальному признаку ее преобладания по времени над другими видами. Статус ведущей присваивается деятельности, которая оказывает наиболее существенное влияние на становление возрастных психологических новообразований, определяющих уровень развития ребенка в целом, перестройку основных психических процессов и личностных характеристик, а также имеет исключительное значение в возникновении и дифференциации других видов деятельности, задающих перспективу развития на следующих возрастных этапах.

В период раннего возраста ведущей является предметная деятельность. Она представляет собой сложное психическое образование, не сводимое к внешне наблюдаемому моторному акту — движению руки с предметом. По утверждению Д. Б. Эльконина, квинтэссенция предметной деятельности детей раннего возраста заключается в понятии предметного действия, определяемого как «действие с предметом в соответствии с приданной ему общественной функцией и общественно выработанным способом его использования»[1].

Как отмечал ученый, в человеческом мире не существует физических предметов, в нем безраздельно господствуют общественные предметы, удовлетворяющие определенным исторически выработанным способом социально сформированные потребности. Даже объекты природы выступают для человека как включенные в определенную общественную жизнь, как социальная природа. Соответственно система «ребенок — предмет», по мнению Д. Б. Эльконина, всегда представляет собой систему «ребенок — общественный предмет», так как в каждом объекте деятельности для малыша наиболее значимыми оказываются культурно фиксированные способы его употребления, а не физические, пространственные свойства; последние служат лишь ориентирами для выполнения предметных действий.

Предметная деятельность формируется в конце первого года жизни ребенка. Первоначально ее развитие происходит внутри ведущей в период младенчества деятельности общения, которое во втором полугодии становится предметно опосредованным, приобретает, в терминологии М. И. Лисиной, ситуативно-деловую форму. Среди мотивов общения начинает доминировать деловой мотив: взрослый привлекает младенца с точки зрения его умения действовать с предметами как помощник в действиях, как образец этих действий, как носитель оценки, ценитель достижений малыша. Изменяются и способы общения: к экспрессивно-мимическим средствам общения, осваиваемым младенцем в первые месяцы жизни, присоединяются новые — предметно-действенные (локомоторные и предметные действия, позы, жесты).

Постепенно предметные действия, возникнув внутри деятельности общения как средство ее осуществления, как способ налаживания контактов со взрослым, начинают приобретать все более самостоятельный характер. Мотив деятельности ребенка начинает смещаться со взрослого на общественный предмет, культурно фиксированный способ его употребления. Тем самым общение перестает быть деятельностью в собственном смысле этого слова и становится формой организации предметной деятельности. Оно выступает как средство ее осуществления, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Но, уступив свое ведущее место предметной деятельности, общение в раннем возрасте продолжает интенсивно развиваться и становится речевым, то есть опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность.

Социальную ситуацию развития ребенка в период раннего возраста Д. Б. Эльконин представляет как ситуацию совместной со взрослым деятельности, содержанием которой является усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые открылись малышу и стали его миром. На смену отношению «ребенок — взрослый», характеризующему социальную ситуацию развития в период младенчества (ситуацию неразрывного единства малыша и взрослого), приходит отношение «ребенок — ПРЕДМЕТ — взрослый». За предметами малыш еще не видит другого человека, без которого не может овладеть способами их употребления. Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого, таким образом, содержит в себе противоречие, заключающееся в том, что способ действия с тем или иным объектом принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие находит свое разрешение в предметной деятельности, сущностной характеристикой которой выступает использование предметов в соответствии с культурно фиксированными способами их употребления.

Предметное действие двойственно по своей природе. С одной стороны, оно заключает в себе общий способ употребления объекта, отражающий его социальное назначение (функцию), с другой — технику, конкретные приемы выполнения действия с этим объектом, предполагающие учет его физических свойств. Усвоение предметных действий начинается с установления связи объекта с его назначением. Ребенок сперва начинает понимать, для чего нужна та или иная вещь, а потом овладевает самой техникой ее употребления.

Предметный мир, предстающий перед малышом, разнообразен и многофункционален. По характеру и степени закрепленности общественного предназначения предметы можно разделить на три группы. Большинство объектов конструируется в соответствии с их функцией, и потому их устройство как бы «несет в себе» социальное назначение. К их числу относятся, во-первых, предметыорудия, которые служат для воздействия на другие объекты и материалы, во-вторых, предметы одежды, обуви, различные вместилища и т. п., в-третьих, различные дидактические игрушки.

Некоторые предметы по своему устройству и внешним свойствам могли бы служить для самых разных целей, но их употребление определено правилами, нарушать которые не разрешается. Так, например, полотенце, носовой платок, салфетка и тряпка для пыли по физическим свойствам сходны между собой, но каждый из этих объектов, тем не менее, используется только в конкретных целях.

Особую группу составляют предметы, не имеющие строго закрепленного значения, они могут употребляться по-разному в зависимости от обстоятельств и потому носят название полифункциональных. Это — природный и строительный материал, сюжетно-образные и некоторые другие игрушки.

Функциональное разнообразие окружающих ребенка объектов в сочетании с двойственной природой предметных действий обусловливает построение типологии последних.

  • [1] Эльконин Д. Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве //Детская психология / ред.-сост. БД. Эльконин. 4-е изд. М.: Академия, 2007. С. 315−316.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой