Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическая организация воспитания гражданственности в общеобразовательной школе: на материале преподавания литературы в старших классах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современные исследователи рассматривают гражданственность как интегративное качество личности, которое предполагает гражданско-правовое сознание (В.М. Елин, М. В. Кускова, И. И. Павлова, С. А. Тугутова, C.B. Шевченко, C.B. Широ и др.) — гражданскую культуру (С.И. Карпушкин, О. В. Омеличкин, A.C. Щитников и др.) — гражданскую позицию (Э.П. Стрельникова, JI.JI. Хоружая и др.) — гражданские чувства… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Педагогическая организация воспитания гражданственности как инновационная категория
    • 1. ¡-.Педагогические понятия «содержание», «условия», «методы», «средства», «формы» как составляющие инновационной категории «педагогическая организация воспитания гражданственности»
      • 1. 2. Гражданственность как объект воспитания в общеобразовательной школе
      • 1. 3. Этапы развития воспитания гражданственности в российской педагогике
        • 1. 3. 1. Воспитание гражданина в отечественной педагогике в период IX—XVIII вв.
        • 1. 3. 2. Национально-патриотическое воспитание в общественно-педагогической мысли XIX в
    • 1. З.З. Проблемы воспитания гражданственности в педагогике послеоктябрьского периода
  • ГЛАВА 2. Ценностно-смысловое содержание учебного предмета «литература» и его воспитательный потенциал как средство воспитания гражданственности
    • 2. 1. Анализ ценностно-смыслового содержания учебного предмета «литература»
    • 2. 2. Преподавание литературы в старших классах на основе аксиологического подхода
    • 2. 3. Организация экспериментального исследования представления учащихся и педагогов о гражданственности
  • ГЛАВА 3. Педагогическая организация воспитания гражданственности в системе преподавания литературы в старших классах

Педагогическая организация воспитания гражданственности в общеобразовательной школе: на материале преподавания литературы в старших классах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в России, выявили необходимость формулирования новых целей, идей, ценностных ориентаций населения. Одной из первоочередных задач российского образования в условиях становления современного общества стало формирование граждан, обладающих чувством ответственности за страну, уважающих законы государства, приемлющих гражданские ценности.

Анализ нормативно-правовых документов последних десятилетий показал, что гражданское воспитание является приоритетным направлением воспитательной и образовательной деятельности. Такой подход зафиксирован в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992), в котором образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства». Среди основных принципов государственной политики в Законе названы «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (гл. 1, ст. 2). Приоритетность гражданского воспитания подчёркнута в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в которой сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Значимость воспитания будущего гражданина отражена в Государственном образовательном стандарте общего образования (ГОС), где определена необходимость усиления «воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности», а также «усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся». В российской школе (Е.В. Бондаревская, О. С. Газман, И. А. Зимняя, В. А. Караковский, В. М. Коротов, Н. Б. Крылова, Б. Т. Лихачев, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, Н. Д. Никандров. В. А. Сухомлинский, Н. Е. Щуркова, А. Эллис и др.) особо важным становится формирование гражданственности школьника (Г.Я. Гревцева, А. Г. Голев, Е. В. Известнова, Т. Н. Османкина, Г. Н. Филонов и др.).

Вместе с тем анализ результатов опросов, проведённых Фондом общественного мнения РФ (2002), показывает, что свыше половины опрошенных (55%) заявили о незнании своих гражданских прав. Такие качества, как готовность и способность активно участвовать в делах общества и государства, пользоваться правами и выполнять обязанности, отмечались респондентами очень редко. Это демонстрирует низкий уровень гражданственности взрослых россиян, уже получивших общее и профессиональное образование. Выполненное в данном исследовании анкетирование старшеклассников также подтверждает низкий уровень гражданских знаний. Так, из числа 223 опрошенных учащихся старших классов только 52% были уверены в знании прав и обязанностей гражданина, 31% респондентов затруднились с ответом, остальные ответили отрицательно. Результаты анкетирования показывают необходимость педагогической организации целенаправленного воспитания гражданственности школьников.

Современные исследователи рассматривают гражданственность как интегративное качество личности, которое предполагает гражданско-правовое сознание (В.М. Елин, М. В. Кускова, И. И. Павлова, С. А. Тугутова, C.B. Шевченко, C.B. Широ и др.) — гражданскую культуру (С.И. Карпушкин, О. В. Омеличкин, A.C. Щитников и др.) — гражданскую позицию (Э.П. Стрельникова, JI.JI. Хоружая и др.) — гражданские чувства (М.Б. Зимис, H.A. Шатунова и др.) — гражданскую зрелость (Ю.А. Маринкина, М. П. Чумакова и др.) — гражданскую активность (В.А. Ямалетдинова и др.) — гражданскую ответственность (Н.И. Шевченко и др.), гражданскую позицию (Т.Н. Кобелева и др.). В работах И. А. Зимней, A.M. Князева гражданственность рассмотрена как одна из ключевых компетентностей современного человека.

Проблема воспитания гражданственности занимает значительное место в общей тематике педагогических исследований. В диссертационных работах внимание уделяется историко-педагогическим аспектам гражданского воспитания (С.И. Беленцов, JI.B. Кузнецова, И. Ю. Синельников, И. В. Суколенов и др.) — формированию гражданских качеств у учащейся молодёжи (C.B. Анохин, В. Н. Власова, И. М. Дуранов, Т. Н. Османкина, и др.), содержанию гражданского образования школьников в общеобразовательных учреждениях (Г.А. Коновалова, P.M. Салихова, H.A. Сиволобова и др.). Ценности гражданского общества, формируемые в условиях общеобразовательной школы, исследованы в работе В. П. Голованова. Роль учителя как субъекта взаимодействия в воспитании гражданственности определена в работах C.B. Акутиной, JI.B. Лазаревой и др. В исследованиях подчёркнута значимость содержания учебных дисциплин в воспитании гражданственности: гуманитарных учебных дисциплин (В.К. Сенина) — истории и обществознания (Г.Я. Гревцева, Е. В. Известнова и др.) — иностранного языка (Ф.Х. Сахапова, М. Б. Янукян и др.). Проблемы гражданского воспитания за рубежом рассмотрены в работах Даваа Жагдиейн (Монголия), Вл. Крысяк (Польша), И. Шенберга (Латвия) С. Френе (Франция), М. А. Якобсон (США) и др. Организация гражданского воспитания в системе дополнительного образования и внеклассной работы представлена в работах А. М. Бабаева, Н. С. Попова, М. А. Шкробовой и др.

В то же время проведенный анализ педагогических исследований показал, что, несмотря на многоплановость разработанности воспитания гражданственности, проблема педагогической организации воспитания гражданственности старшеклассников средствами учебного предмета «литература» с экспертным выделением ценностей, соотносимых с понятием «гражданственность», ещё не нашла достаточного отражения в исследованиях и специально не рассматривалась.

Значительная роль в организации гражданского воспитания (Л.Н. Боголюбов, Т. В. Болотина, Е. В. Бондаревская, А. С. Гаязов, О. В. Газман, C.B. Кульневич, Г. Н. Филонов и др.), которое осуществляется на основе изначально сформированных в процессе семейного воспитания в дошкольном возрасте уважении к окружающим, духовности, нравственности, принадлежит школе. Особенно важной является ступень старшей школы (C.B. Алабжин, Г. Я. Гревцева, Л. И. Кожохарь, В. К. Сенина, В. К. Сенина, Ю. А. Танюхин, Н. В. Шатунова и др.), так как она, по свидетельству психологов, есть «завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная деятельность школьника».

Под ценностями в работе понимаются специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное), заключённые в явлениях общественной жизни. Теоретический анализ педагогической литературы показал, что исследователями, педагогами выделены общечеловеческие ценности — Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек (В.А. Караковский) — ценности в образовании — наука, объективное знание, истина (В.Н. Сорока-Россинский) — ценности Веры, Надежды, Любви, Истины (Б.Т.Лихачев) — ценность личного и национального Достоинства: честь, самостоятельность, жизненная и профессиональная компетентность, любовь к Родине, чувство общности и принадлежности семье (Н.Д. Никандров). Интерес представляет выполненная ИЛ. Зимней классификация ценностей по таким основаниям, как бытийные ценности: Жизнь, Культура, Бытие, Созиданиенравственные (как отношение к высшей реальности): Добро, Истина, Свобода, Вера, Красотаморальные (как отношения между людьми): Достоинство, Честь, Долг, Ответственность, Толерантность и др. Однако в ряду ценностей авторы не фиксируют отношение к государству, предполагающее ответственность за судьбу страны, уважение к правам и свободам личности, способность участвовать в решении дел сообщества, своей страны как важную гражданскую ценность, которую необходимо формировать у школьников в процессе обучения и воспитания, в том числе и через содержание учебных предметов.

Проведенный анализ содержания учебных дисциплин в ГОС общего образования позволил выделить дидактические единицы, соотносимые с воспитанием гражданственности. Данные анализа свидетельствуют, что преимущественно они представлены такими предметами, как «история», «обществознание», «литература». Анкетирование старшеклассников также показывает, что среди наиболее значимых для воспитания гражданственности дисциплин они выделяют следующие: историю — 85%, обществознание — 80%, и в меньшей степени — литературу (54%). Вместе с тем, как свидетельствует вся история художественной культуры, литература имеет значительный воспитательный потенциал, так как даёт совокупность знаний о человеке, его предназначении, роли в жизни общества, нравственных идеалахона предполагает усвоение знаний на эмоциональной основе. Учебный процесс на уроках литературы основан на принципе единства познания, переживания и действия, в содержании учебных материалов находят отражение образцы духовности, гуманизма и гражданственности. Это предопределило необходимость на основе выделенной для исследования из образовательной области «Филология» учебной дисциплины «литература» показать, как через ценностно-смысловое содержание, комплекс форм и средств на основе аксиологического, личностно-деятельностного подходов и принципов гуманизма (означающего совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности), духовности (представляющей отношение человека к миру в процессе овладения им социальными ценностями, обогащающими внутренний мир и способствующими его целостному развитию), преемственности (предполагающей для обучающихся различных возрастных категорий взаимообусловленность основного и дополнительного образования, а также социально-значимой деятельности), интегративности (заключающейся во взаимодействии различных учебных дисциплин), системности (представляющей совокупность таких компонентов: содержание литературы как учебного предметаценностные ориентации, соотносимые с гражданственностьюпозиция учителя, позиция ученика и системообразующий фактор — воспитание гражданственности старшеклассников) возможна педагогическая организация воспитания гражданственности школьников на основе разработанной структурной модели воспитания гражданственности старшеклассников и программы реализации этой модели.

Проведённый анализ позволил выявить противоречие между значительным воспитательным потенциалом, обусловленным традиционно высоко оцениваемым содержанием учебного предмета «литература», и отсутствием педагогической организации воспитания гражданственности, реализующей в полной мере данный потенциал для воспитания гражданственности старшеклассников.

Выявленное противоречие определило проблему исследования: влияние воспитательного потенциала учебной дисциплины «литература» на гражданское становление старших школьников и выявление комплекса педагогических условий, обеспечивающих наибольшую эффективность его реализации при целенаправленной педагогической организации данного процесса.

Объект исследования: воспитание гражданственности в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: педагогическая организация воспитания гражданственности старшеклассников.

Цель исследования: теоретически обосновать педагогическую организацию воспитания гражданственности старшеклассников на материале обучения литературе.

Задачи исследования:

1. На основе анализа педагогической, психологической отечественной и зарубежной литературы выявить значимость проблемы воспитания гражданственности в школе.

2. Обобщить и структурировать основные составляющие (ценности), определяющие гражданственность как социальную компетентность.

3. Изучить представления старшеклассников и педагогов о воспитании гражданственности и выявить место гражданственности в системе личностно-значимых ценностей учащихся.

4. Провести системный анализ используемых в преподавании литературы учебников, выделить основные, соотносимые с программой, и определить литературные произведения для изучения в 10−11 классах.

5. Выполнить анализ учебных материалов, образовательной программы, Государственного образовательного стандарта по учебной дисциплине «литература» с целью выявления дидактических единиц, имеющих воспитательный потенциал, соотносимый с воспитанием гражданственности.

6. Определить содержание, средства, способы (методы), педагогические условия и формы обучения, релевантные воспитанию гражданственности в процессе преподавания литературы.

7. На основе аксиологического и личностно-деятельностного подходов разработать модель и программу педагогической организации воспитания гражданственности старших школьников в общеобразовательной школе в процессе преподавания литературы в системе базового и дополнительного образования.

В соответствии с целью исследования выдвинута гипотеза:

Воспитание гражданственности в процессе преподавания учебной дисциплины «литература» в старших классах школе может быть объектом педагогической организации при условии предварительного определения и последовательного структурирования ценностно-смыслового, соотносимого с воспитанием гражданственности, потенциала изучаемых произведений, разработки и последовательной реализации программы поэтапного освоения ценностей.

Методологической основой исследования стали гуманистические идеи воспитания (К.Д. Ушинский, A.C. Макаренко, Б. Т. Лихачев, Д. С. Лихачев, В. А. Караковский, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий, Н. Е. Щуркова и др.) — идеи единства человека и социальной среды (Б.Т. Лихачёв, Г. Н. Филонов, И. С. Кон и др.) — теория социализации личности, понимаемая как включение ребёнка в систему общественных отношений (В.А. Караковский, В. М. Коротов, И. С. Кон, A.B. Мудрик, В. А. Ядов и др.).

Теоретической основой послужили концепция смыслообразующей функции ценностей А. Н. Леонтьева, В. П. Зинченко, концепция направленности личности К. К. Платонова и теория ценностных отношений В. Н. Мясищеваконцепция влияния ценностей и установок на социализацию и индивидуализацию личности Г. М. Андреевой, М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой и др.

Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, исторической, психологической, педагогической литературы, моделированиеизучение и обобщение передового и массового педагогического опытаобработка документациианкетированиевключённое наблюдениебеседавзаимои самооценкасамоотчёты учащихсяопытно-экспериментальная работа.

Научная новизна исследования определяется:

— введением и теоретическим обоснованием содержания понятия «педагогическая организация воспитания гражданственности» применительно к конкретной социальной компетентности;

— представлением метода анализа и определения воспитательного потенциала литературного произведения;

— теоретическим обоснованием, разработкой модели и программы её реализации в воспитании гражданственности старших школьников на основе выявления ценностей, содержащихся в литературном произведении и соотносимых с понятием «гражданственность».

Теоретическая значимость исследования состоит:

— в уточнении содержания понятий «гражданственность», «гражданское воспитание», «воспитание гражданственности»;

— в детерминации процесса воспитания за счёт введения понятия педагогическая организация" как более широкого, включающего содержание, средства, способы (методы), педагогические условия и формы обучения, релевантные воспитанию гражданственности в процессе преподавания.

Практическая значимость исследования состоит в разработке программы педагогической организации воспитания гражданственности старших школьников в общеобразовательных учреждениях средствами литературы в системе базового и дополнительного образования, программ дополнительного образования.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе государственных образовательных учреждений средних общеобразовательных школ города Москвы и муниципального образовательного учреждения средней школы № 3 п. Новосергиевка Оренбургской области.

Этапы исследования:

1 этап (2003;2004). На первом этапе исследования в теоретическом плане осуществлялся анализ философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, были определены тема и цель исследования, поставлены задачи, сформулирована гипотеза. В практическом плане осуществлялся констатирующий этап эксперимента, в процессе которого велось наблюдение за учебно-воспитательным процессом, проводились беседы с учителями и учащимися с целью поиска наиболее эффективных форм воспитания гражданственности у старшеклассников, выявления ценностного ряда гуманитарных дисциплин и возможностей реализации воспитательных функций средствами русского языка и литературы.

2 этап (2004;2005). На втором этапе исследования уточнялись гипотеза и теоретические положения, разрабатывалась программа воспитания гражданственности старшеклассников средствами предметов гуманитарного циклаопределялись условия, способствующие реализации программы воспитания гражданственности старших школьников, был выполнен анализ, структурирование учебных материалов, программ, ГОС с целью выявления дидактических единиц, соотносимых с гражданскими ценностями.

3 этап (2005;2006). На третьем этапе исследования осуществлялась реализация программы воспитания гражданственности, углублялись и обобщались материалы исследования, разрабатывались методические рекомендациибыл подготовлен текст диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

I. Педагогическая организация воспитания гражданственности в процессе преподавания литературы в школе рассматривается как целостное комплексное образование, включающее организацию содержания (ценностно-смысловое содержание литературного произведения) — средств и способов, внешних и внутренних условий воспитания гражданственности, а также организацию контроля усвоения при разных формах организации образовательного процесса.

II. Педагогическая организация воспитания гражданственности в процессе преподавания литературы в школе представлена моделью, включающей:

— организацию содержания воспитания, то есть ценностно-смысловое содержание;

— организацию деятельности учителя;

— организацию деятельности учащегося;

— организацию совместной деятельности учителя и учащегося;

— организацию контроля присвоения гражданских ценностей учащимися.

III. Программа педагогической организации воспитания гражданственности в процессе изучения литературы в школе, предполагающая определённый алгоритм действий, состоящая из основной и инвариантной (определяющейся спецификой художественного произведения) частей, является результативной, так как вызывает положительное отношение школьников к гражданственности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций, выступлений на V, VI Международных конференциях «Образование в XXI веке глазами детей и взрослых», на окружных круглых столах «Гражданско-патриотическое воспитание в системе работы общеобразовательной школы», «Межрегиональное сотрудничество в системе гражданско-патриотического воспитания школьников» и др.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по третьей главе.

Учебный предмет «литература», обладая комплексом педагогических средств и условий, влияет на воспитание гражданственности старшеклассников. Содержание воспитания гражданственности включает целенаправленно выделенный круг литературных произведений, наиболее концентрированно включающих ценности гражданского воспитания.

Представленная структурная модель педагогической организации воспитания гражданственности средствами учебного предмета «литература» включает содержание деятельности учителя и деятельности ученика, их совместную деятельность, направленную на присвоение гражданских ценностей, а также организацию контроля присвоения гражданских ценностей. При проектировании модели учитывались особенности личности, характерные для возрастного периода старших школьников как времени станлевления мировоззрения и формирования жизненной позиции.

Модель педагогической организации воспитания гражданственности предполагает определённую программу воспитания гражданственности, определённую по критериям времени, содержания и специфики литературного произведения и включающую организацию содержания воспитания гражданственностиорганизацию методов и способов обученияформы организации и контроля.

Воспитание гражданственности в процессе преподавания учебного предмета «литература» в старших классах может быть объектом педагогической организации при условии предварительного определения и последовательного структурирования ценностно-смыслового, соотносимого с воспитанием гражданственности, потенциала изучаемых произведений, разработки реализации программы поэтапного присвоения ценностей.

Заключение

.

Становление духовного мира личности, формирование внутренней её потребности в непрерывном совершенствовании — цель литературного образования. Воспитание подрастающего поколения немыслимо сегодня без создания условий для гражданского развития личности. Отечественная литература является основной производной частью и носителем воспитательных ценностейсодержит богатый потенциал гуманных, патриотических, духовно-нравственных идей, способствующих становлению Гражданина.

Анализ социокультурной ситуации в России, поиска путей выхода из кризиса, изучение зарубежного и российского опыта воспитания убеждают, что актуализация в российском обществе, педагогической науке задачи создания адекватной сегодняшним реалиям системы воспитания гражданственности имеет объективно необходимый, исторически закономерный и педагогически целесообразный характер.

Проведённый теоретический анализ показывает, что смысл, вкладываемый в понятия «гражданин», «гражданственность», «гражданское воспитание», менялся с развитием истории. История отечественного воспитания гражданственности тесно связана с историей становления российского общества, его экономическим, политическим, культурным развитием. Выполненное исследование позволило также подчеркнуть, что становление Гражданина России невозможно без формирования системы ценностей российской культуры, изучения родного языка и литературы, постижения Отечественной истории в общеобразовательной школе.

Результаты экспериментальной работы подтвердили предположение, что среди многообразия внешних и внутренних факторов важное значение для повышения эффективности процесса воспитания гражданственности имеют методически выверенное использование ценностно-смыслового содержания учебной дисциплины «литература», определение педагогических условий, средств, наиболее соответствующих воспитанию гражданственности, а также психологически обоснованная работа со школьниками с учётом возрастных особенностей.

Исследование показало, что осуществление гражданского воспитания учащихся будет наиболее эффективным, если воспитательно-образовательный процесс будет педагогически организован с учетом, того, что:

• развитие гражданских качеств личности осуществляется в рамках ценностного подхода, предполагающего усвоение в процессе воспитания гражданских ценностей, включающих такие ценности, как: патриотизм, любовь к Родине, гражданский долг, ответственность, достоинство, честь, совесть и др.

• выявлено и структурировано ценностно-смысловое содержание учебной дисциплины «литература», воспитательный потенциал предмета;

• определена программа специально организованной деятельности учащегося, деятельности учителя, совместной деятельности учащегося и учителя с целью усвоения гражданских ценностей.

Проведённый системный анализ учебных материалов, образовательных программ, ГОС позволил выявить дидактические единицы, имеющие воспитательный потенциал, необходимый для развития личности Гражданина. Для каждого произведения, изучаемого в старших классах, с помощью метода экспертных судей был осуществлён отбор ценностно-смыслового материала, наиболее соотносимого с воспитанием гражданственности.

Выполненное теоретическое исследование и полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты позволяют сделать вывод о достижении в целом цели исследования — теоретически обосновать педагогическую организацию воспитания гражданственности старшеклассников на материале обучения литературе.

Педагогическая организация воспитания гражданственности в процессе преподавания литературы в школе в работе представлена моделью и программой педагогической организации воспитания гражданственности в процессе изучения литературы в школе в старших классах.

Результаты, полученные в ходе начального и конечного анкетирования, свидетельствуют, что при целенаправленной педагогической организации повышается эффективность гражданственности.

Это позволяет сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза: воспитание гражданственности в процессе преподавания учебной дисциплины «литература» в старших классах школе может быть объектом педагогической организации при условии предварительного определения и последовательного структурирования ценностно-смыслового, соотносимого с воспитанием гражданственности, потенциала изучаемых произведений, разработки и последовательной реализации программы поэтапного освоения ценностей — нашла своё подтверждение.

Проблема педагогической организации воспитания гражданственности в процессе преподавания литературы сложна и требует дальнейшего изучения. Дальнейшее развитие и углубление проблемы может быть связано с преемственностью воспитания гражданственности на всех ступенях школьного образованияразработкой системных диагностик уровня гражданской воспитанности, а также стандартов воспитания гражданственности, обеспечивающих вхождение гражданина в федеральное и мировое гражданское пространство.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аксиологические приоритеты сфере образования и воспитания (история и современность): Материалы XVIII сессии научного Совета по проблемам истории образования и воспитания. Октябрь 1997.-М.: 1997.-370с.
  2. , C.B. Педагогические условия нравственного формирования личности старшеклассника в общеобразовательной средней школе: Автореф. дис.канд.пед.наук:13.00.01/С.В.Алабжин:Челяб.гос.пед.ун-т.-Челябинск, 2000.-24с.
  3. Андреев, В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Издание второе/ Андреев В.И.-Казань, Центр инновационных технологий, 2000.-606с
  4. Активные методы обучения: Учебно-методическое пособие/Е.Р.Аргуноваи др. -М.:-2005.-104с
  5. Антология педагогической мысли Древней Ркси и Русского государства XIV-XVIlBB./Сост.С. Д. Бабишин -М.: Педагогика, 1985.-363 с
  6. Бабаев А. М. Педагогические условия гражданского воспитания учащихся: (На примере шк.рус. нац. культуры): Автореф. дис. Канд.пед.наук: 13.00.01/Бабаев: Кемер.гос.ун-т. -Кемерово, 2000.-24с.
  7. Беленцов, С.И. Социально-гражданское воспитание в России в конце XIX -начале XX /с.и.Беленцов: Департамент образования г. Курска.-Курск: ЮМЭКС, 2002.-64с.
  8. В.А. Воспитание в системе дополнительного образования детей. Монография.-М.: Эслан, 2005.-88с
  9. Г. Н.Бида//Организация гражданского образования.-Челябинск, 1998 г.-С24−28
  10. Блонский, П. П. Педология: Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений / под.ред. В. А. Сластёнина.-М.: Владос, 2000.-287С
  11. , В.А. Компетентностная модель: от идеи и образовательной программе/В. А. Болтов, В.В.Сериков// ПЕДАГОГИКА: Научно=торет журн. РАО, Труд.кол.ред.:-М.: Педагогика.2003.-№ 10.-С.8−14
  12. Бондаревская, Е. В. Педагогика: Учебное пособие/ Е. В. Бондаревская, С .В .Кульневич,-М. :-Ростов-на-Дону, 1999. -559с
  13. , Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности: (основн. Положения концепции воспитания в изменяющихся социал. условиях) /Е.В.Бондаревская-Ростов -на-Дону, 1995.-32с
  14. , Н.И. Ценностные ориентации и педагогичкские условия их развития в образовательном процессе/ Н.И.Быкова//Наука образования.-0мск, 2001. Вып. 19, ч.1 .-С. 312−322
  15. , О.И. Развитие идей гражданского воспитания подрастающего поколения (историко-педагогический аспект). Дисс, канд. пед.наук./ О. И. Волжина.-М., 1991 г.-167с.
  16. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания/ Под ред В. А. Березиной и др. -М, Издательский центр «Вентана-Граф», 2002.-3 84с
  17. Воспитание гражданина в советской школе./ Под ред. Г. Н.Филонова-М.: Педагогика, 1990г-176с.
  18. Выготский, Л. С. Педагогическая психология.-М., 1991- 366с.
  19. , О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы/О.С.Газман, Вейс P.M. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования.-М., 1995-С.27−33
  20. Гаязов, А. С. Гражданское воспитание в новых условиях развития российской государственности/А.С.Гаязов/ЯТонятийный аппарат педагогики и образования.-Екатеринбург, 2001.-Вып.4.-С. 359−370
  21. Гаязов, А. С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодёжи на современном этапе: Автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01ч/А.С. Гаязов-Бирс.гос. пед.ин.т.-Челябинск, 1996.-40с
  22. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-пресс, 1995.-447с
  23. Гликман, И. З. Гражданское воспитание школьников в современных условиях/И.З.Гликман//наука и школа-2002.-№ 5.-С.40−42
  24. Гражданское воспитание за рубежом: США, ФРГ, Франция. Экспресс информация. Вып.1 (109)-М.:1987−56с.
  25. Гражданское образование в информационный век. Сб. материалов международной конференции.- Красноярск, 1999−115с.
  26. ЗЬГревцева, Г. Я. Воспитание граджданственности у старшекласников средствами общественных дисциплин: Автореф. дисс. канд. пед наук: 13.00.06/Г.Я.Гревцева- Челяб.гос. пед ун-т.-Челябинск, 1998.-26с
  27. Гревцева, Г. Я. Гражданское воспитание как фактор социализации школьников. Автореф. дисс. д-ра пед наук: 13.00.06/Г.Я.Гревцева- Челяб.гос. пед ун-т.-Челябинск, 2006.-42с.
  28. Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики: Учебник для вузов.-М., Владос, 2004−160с.
  29. Голев, А. Г. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений у старшеклссников: Учебно-метод.пособие по педагогике/А.Голев: Пятигор.гос.лингв.ун-т.- Пятигорск, Изд-во Пятигор.гос.лингв. ун-та, 1996.-55с.
  30. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006−2010 годы» Книга издана Московским городским советом ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов, 84с
  31. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения: пер. с англ./ред С.ШехтерЮ. Ред.Н.Воскресенская При участии А. Иоффе и Ч Уайта-2-е изд.-М.:ЗАО «Учит.газ.», 1998.-190с
  32. Гражданское образование и воспитание школьников/Г.П.Богомолова и др. -Ростов н/Д: Гин-го, 2000.-53с.: с ил.
  33. Гражданское образование: формирование активной жизненной позиции гражданина: Сб.ст.для методистов и преподавателей обществ. дисциплин/ А. С. Аникеев, Л. Д. Апсенина и др. .-М.: Веди-принт.2001.-282с.
  34. Гражданское развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы. Учебно-воспитательном процессе./Г.Г.Солодова и др.-Кемерово, 1997.-107с.
  35. Демков, М. И. Очерки по истории русской педагогики: Для народных учителей и учительниц, учительских семинарий и институтов, женских институтов и гимназий.-М.-Пг. 1916.-366с.
  36. Дудник, С. И. Гражданское общество и современные тенденции развития образования в России: (Соц. аспекты)/С.И.Дудник//Образование и гражданское общество./Спб.2002.-Вып. 1 .-С.5−7
  37. Ильин, Мысли о воспитании.
  38. Ильина, Т. А. Педагогика. Курс лекций./ Т. А. Ильина,-М.: Просвещение, 1984.-279с
  39. Известнова, Е. В. Формирование гражданственности воспитанников в процессе правового воспитания. Дисс. канд. пед наук./Е.В.Известнова М.: 1988.-184с.
  40. Каландарашвили, З. Н. Изучение гражданско-правовых дисциплин в средних общеобразовательных школах России как фактор социальнойадаптации молодёжи: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/З.Н.Каландарашвили-Спб.,-24с
  41. КараковскийДА. Стать человеком: Общечеловеческие ценности-основа целостного учебно-воспитательного процесса/В.А.Караковский -М., 1993.-80с
  42. Карпушкин, С. И. Формирование гражданской и правовой культуры российской молодёжи/С.И.Карпушкин:Науч.-исслед. Центр.-М.б Социум, 2001.-160с
  43. , A.M. Методические рекомендации по обучению гимназистов началам научного исследования.-М., 2001−31с.
  44. Концепция гражданского образования в общеобразовательных школах/Подгот. И. В. Следзевский и др.//Преподавание истории и обществознания в шк.-2002.-№ 4.-С. 17−23
  45. Коджаспирова, Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-М.:Владос, 2003.-169с
  46. , В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса: Учебное пособие для слушателей ФПК директоров школ и студентов пед. ин-тов.-М.'.Просвещение, 1983.-224с
  47. , В.О. О нравственности и русской культуре. -М.:2006.-300с
  48. Князев, А. М. Гражданственность личности: Монография.-М.: 2003,-100с
  49. Князев, А. М. Воспитание гражданственности. 4.1. Воспитание человека и гражданина как философско-педагогическая проблема. Монография.-М.б Изд-во РАГС, 2007.-184с.
  50. Князев, А. М. Воспитание гражданственности. Ч.2.Экспериментальное исследование воспитания гражданственности. Монография.-М.: Изд-во РАГС, 2007.-208с.
  51. , Г. Б. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли-М.:2002−267с
  52. Концепция Федеральной Целевой программы развития образования на 2006−2010 годы. М.:-2006.-29с.
  53. Ковалевская, Е. В, Проблемное обучение: подход, метод, тип, система (на материале обучения иностранным языкам): Книга2.-М.: МНПИ, 2000.-256с
  54. Крупская, Н.Г. О коммунистическом воспитании. Сб. статей, выступлений и писем/Сост.О. И. Грекова.-М.:Просвещение.1987.-256с
  55. Крысько, В. Г. Психология и педагогика: Курс лекций. 4-изд., испр.-М.: 2006−367с
  56. Кульневич, С. В. Не совсем обычный урок: практическое пособие для учителей и классных руководителей.-Ростов-на Дону: Издательство „Учитель“, 2001 -176с
  57. К.Д.Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге./ Под общей ред. Е. П. Белозерцева.-М.: „Роман-газета“, 1994,-190с
  58. , C.B. Анализ современного урока. Практическое пособие. Изд-во 2-е, доп. И перераб.-Ростов н/Д: Изд-во „Учитель“, 2003.-224с.
  59. Кульневич, С. В. Педагогика личности: Учебное пособие для студентов высш. и средн. учебных заведений.-Ростов н/Д, издво Ростюун-та, 1995, 164с.
  60. Кучерова, О. Е. Педагогические условия воспитания духовных ценностей старшеклассников. Дисс. канд. пед наук /O.E. Кучерова М., 2004.-159с
  61. , Л.В. Роль профессиональной компетентности учителя в формировании гражданственности старшеклассников (на примере гимназии): Автореф.дис. канд. пед. наук: 13.00.01/Л.В.Лазарева- Пенз.гос.пед. ун-т им. Белинского.-Рязань, 2002.-22с.
  62. Латышина, Д. И. История педагогики.(История образования и педагогической мысли)» Учебное пособие.-М.: Гардарики, 2002.-603с.
  63. Лебедева, О. В. Гражданское образование в России (историко-педагогическое исследование)./О.В.Лебедева,-М.:-2004.-242с.
  64. , Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания/Б.Т. Лихачёв/ЯТедагогика.-1999.-№ 4-С. 10−15
  65. Лихачёв, Б. Т. Воспитательные аспекты обучения: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов/Б.Т.Лихачёв.-М.: Просвещение, 1982.-192с83 .Ломоносов, М.В. О воспитании и образовании/Сост.Т. С. Буторина.-М. Лед агогика, 1991 .-344с
  66. , З.С. Формирование гражданской компетенции учащихся в процессе обучения в школе./ Автореф. дисс.канд.пед.наук: 13.00.01.-Самара, 2005−24с.
  67. , А.К. Формирование мотивации учения.-М., «Просвещение», 1990. -191 с
  68. Методические занятия с педагогическим коллективом: Гражданское образование и воспитание. /Сост. В. Ю. Розка.-Волгоград: учитель, 2007.-102с
  69. Михайлов, Ф. Т. Гражданские инициативы в негражданском обществе: Развитие инновац. процессов в деятельности сред школ РФ ./Ф.Т.Михайлов//Перемены.-2001 .№ 1 .-С. 18−31
  70. , H.A. Дополнительное образование-многоуровневая система в непрерывном образовании России.-М.: МГУП, 2001.-279с.
  71. Московская система вариативного образования. Программное и методическое обеспечение: Сборник информационно-методических материалов. -М.: 2000.-209с
  72. Научно-методические проблемы гражданского и патриотического воспитания: Сб.науч.счт./Клом.гос.пед.ин-т, Каф.педагогики.-Коломна: Изд-во КГПИ, 2001−116с
  73. Педагогика: Учебное пособие для педагогических вузов и университетов /Под ред. проф. И. А. Каирова.-М.: Государственное учебно-педагогическое издательство НАРКОМПРОСА РСФСР, 193 9.-3 67с
  74. Педагогика /Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: «Просвещение», 1983.
  75. Об.Программы преподавания русскаго языка и словесности в женских учебных заведениях. Санктпетербург, 1853.-51с
  76. Ю7.Программы преподавания учебных предметов в женских гимназиях и прогимназиях.- Казань Издание общества вспомоществования нуждающим ученицам, 1908.-32с
  77. Ш.Педагогика: Учебник для ин-тов физической культуры. -М.,"Физкультура и спорт", 1978.-286с. Новый курс. Книга 2. Процесс воспитания.-М., Владос, 2000.-255с.
  78. Педагогика /Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: «Просвещение», 1983. Педагогическое наследие./ В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н.А.Добролюбов- сост. А. Ф. Смирнов.
  79. М.: Педагогика, 1988.-496с.
  80. Подласый, И. П. Педагогика./И.П.Подласый,-М.: «Просвещение»,-1996.
  81. И 5. Педагогическое наследие./ В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н.А.Добролюбов- сост. А. Ф. Смирнов. М.: Педагогика, 1988.-496с.
  82. Иб.Программы. Высочайшие повеления, таблица числа недельных уроков. Циркуляры Мин.Народ.Просв. -М.: тип. «Общественная польза», 1902 г.-39с.
  83. Салихова, Р. М. Система формирования гражданственности у подростков в общеобразовательной школе: Автореф. дис. канд. пед наук:13.0.01/Р.М.Салихова- Казан, гос. Пед. ун-т.-Казань, 2001.-18с
  84. Сахапова, Ф. Х. Гражданское воспитание студентов технического ВУЗа средствами иностранного языка. Дисс. канд. пед. наук
  85. Сайпулаева Т. Ю. Содержание и методы гражданского образования в США/Т.Ю.СайпулаеваУ/Педагогика.-2002.№ 5.-С.91−97
  86. Синельников, И. Ю. Теоретические основы гражданского воспитания в российской педагогике конци19-нач.20вв.: Автореф. дис.канд.пед.наук:13.00.01/И.Ю.Синельников:Ин-т общего образования МО РФ.-М, 2001.-26с
  87. Синельников, И. Ю. Российская Педагогика конца XIX- начала XX в. о гражданском воспитании. -М.:Изд-во Московского культурологического лицея № 1310,2001.-130с
  88. Ситаров, В. А. Дидактика: Учебное пособие для высш. пед учеб. Заведений/Под ред Сластёнина.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.-368с.
  89. Скульский, Р. П. Учиться быть учителем.-М.: Педагогика.-144с
  90. Скоробогатов, В. А. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии: Учебное пособие.-Спб.: Издательство «Союз», 2002.-182с. Инновационная школа.-1998г.№ 1 .-С. 12−16
  91. В.Г. Из истории гражданского воспитания в России./В.Г.Соленко// Инновационная школа.-1998г.№ 1.-С.12−16
  92. Солодова, Г. Г. Гражданское развитие личности в воспитательно-образовательной процессе школы: Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика"//Г.Г.Солодова, Г. С.Довгаль-Кемерово: Кузбасвузиздат, 2002.-107с
  93. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы/ Под ред. проф.И. А. Зимней. Изд.2-е, доп. и перераб.-М., Агентство „Издательский сервис“, 2004.-480с
  94. , В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. Изд. второе, перераб., испр. И доп.-М.: Логос, 2003.-304с.: с ил.
  95. Стрельникова, Э. П. Формирование гражданской позиции старшеклассников во внеклассной работе школы: Автореф. дис. канд.пед.наук: 13.00.01/Э.П.Стрельникова- Липец. Гос. пед.ун.т.-Липецк.2001.-20с.
  96. Суколенов, И. В. Теория и практика гражданского образования в образовательных учреждениях России: (Ист.-пед.аспекты): Автореф. Дис. д-ра пед. Наук:13.00.01. / И.В.Суколенов- Ин-т общ. Образования М-ва образования РФ.-М., 2001.-45с
  97. Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение», 1981.-191 с.
  98. , Ю.А. Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук./Ю.А.Танюхин- Рос.гос.пед. ун. т им. Герцена.-СПб., 1997.-18с:
  99. Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения, изд-е 2-е, дополн. -М., Госуд. учебно-пед изд-во МП РСФСР,-442с
  100. Учебно-воспитательный процесс в школе. Сборник документов / Сост. В. Н. Яго дкин.-М.: «Просвещение», 1981 .-272с
  101. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 31 000 «Педагогика и психология» В. Г. Торосян. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.-351с.
  102. Тугутова, С. А. Педагогические условия формирования правосознания старшеклассников: Автореф. дис. Канд пед наук: 13.00.01/ С. А, Тугутова, Бурят. Гос. ун.т.-Улан-Удэ, 2000.-22с
  103. Учебные планы и программы реальных училищ с приложением высочайше утверждённого 9-го июня 1888 г положения о реальных училищах-М.: тип. Бонч-Бруевича, 1988 г.-28с
  104. Филонов, Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития/Г.Н.Филонов//Педагогика.-1999.№ 8.-С 45−50
  105. Харламов, И. Ф. Педагогика. Курс лекций. -Мн.:Изд-во БГУ, 1979.-464с.
  106. Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному. Пособие для учителя.- М., 2005.-383с.
  107. Хуторской, А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения/А.В.Хуторской.-Спб.:Питер, 2004.-541с
  108. Ценностно-мотивационные ориентации студентов вузов в современной России (К проблеме мониторинга качества образования)/Сб.статей под научной редакцией проф. И.А.Зимней-М.: Исследовательский центр проблем качества специалистов, 2000.-88с
  109. Чертов.В. Ф. Русская словесность в дореволюционной школе./В.Ф.Чертов.М.: Московский педагогический государственный университет имени В. И. Ленина. 1994.-130с
  110. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Историческая хрестоматия Часть 1.-М.:1992.-205с.
  111. , М.А. Гражданское воспитание подростков на уроке и во внеурочной деятельности:. Дис. канд. пед. наук. 13.00.02/М.А.Шкробова:Гос.НИИ семьи и воспитания РАО и М-ва труда и соцразвития РФ.-м., 2001,-16с
  112. Чертов, В. Ф. Русская словесность в дореволюционной школе./В.Ф.Чертов, М.: МГПУ имени В. И. Ленина, 1994.-130с
  113. Ященко, Е. Ф. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций у учащихся. (На примере лит-худож развития): Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01./Ященко- Челяб.гос.ун-т.- Челябинск. 1996.-21с
  114. Якобсон, М. А. Теория и практика нравственно-гражданского воспитания старшеклассников в России и США в 80−90г XX века: авт.дисс.канд. пед. наук 13.00.01/М.А.Якобсон-Ун-т Рос.Акад. Образования.- Ставрополь, 1997.-25с
  115. Янукян, М. А. Формирование нравственных ценностей средствами лингвистических дисциплин: автореф. дис. канд.пед.наук/13.00.01 -24с.
Заполнить форму текущей работой