Педагогическая организация воспитания гражданственности в общеобразовательной школе: на материале преподавания литературы в старших классах
Диссертация
Современные исследователи рассматривают гражданственность как интегративное качество личности, которое предполагает гражданско-правовое сознание (В.М. Елин, М. В. Кускова, И. И. Павлова, С. А. Тугутова, C.B. Шевченко, C.B. Широ и др.) — гражданскую культуру (С.И. Карпушкин, О. В. Омеличкин, A.C. Щитников и др.) — гражданскую позицию (Э.П. Стрельникова, JI.JI. Хоружая и др.) — гражданские чувства… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Педагогическая организация воспитания гражданственности как инновационная категория
- 1. ¡-.Педагогические понятия «содержание», «условия», «методы», «средства», «формы» как составляющие инновационной категории «педагогическая организация воспитания гражданственности»
- 1. 2. Гражданственность как объект воспитания в общеобразовательной школе
- 1. 3. Этапы развития воспитания гражданственности в российской педагогике
- 1. 3. 1. Воспитание гражданина в отечественной педагогике в период IX—XVIII вв.
- 1. 3. 2. Национально-патриотическое воспитание в общественно-педагогической мысли XIX в
- 1. ¡-.Педагогические понятия «содержание», «условия», «методы», «средства», «формы» как составляющие инновационной категории «педагогическая организация воспитания гражданственности»
- 1. З.З. Проблемы воспитания гражданственности в педагогике послеоктябрьского периода
- 2. 1. Анализ ценностно-смыслового содержания учебного предмета «литература»
- 2. 2. Преподавание литературы в старших классах на основе аксиологического подхода
- 2. 3. Организация экспериментального исследования представления учащихся и педагогов о гражданственности
Список литературы
- Аксиологические приоритеты сфере образования и воспитания (история и современность): Материалы XVIII сессии научного Совета по проблемам истории образования и воспитания. Октябрь 1997.-М.: 1997.-370с.
- Алабжин, C.B. Педагогические условия нравственного формирования личности старшеклассника в общеобразовательной средней школе: Автореф. дис.канд.пед.наук:13.00.01/С.В.Алабжин:Челяб.гос.пед.ун-т.-Челябинск, 2000.-24с.
- Андреев, В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Издание второе/ Андреев В.И.-Казань, Центр инновационных технологий, 2000.-606с
- Активные методы обучения: Учебно-методическое пособие/Е.Р.Аргуноваи др. -М.:-2005.-104с
- Антология педагогической мысли Древней Ркси и Русского государства XIV-XVIlBB./Сост.С. Д. Бабишин -М.: Педагогика, 1985.-363 с
- Бабаев А. М. Педагогические условия гражданского воспитания учащихся: (На примере шк.рус. нац. культуры): Автореф. дис. Канд.пед.наук: 13.00.01/Бабаев: Кемер.гос.ун-т. -Кемерово, 2000.-24с.
- Беленцов, С.И. Социально-гражданское воспитание в России в конце XIX -начале XX /с.и.Беленцов: Департамент образования г. Курска.-Курск: ЮМЭКС, 2002.-64с.
- Березина В.А. Воспитание в системе дополнительного образования детей. Монография.-М.: Эслан, 2005.-88с
- Г. Н.Бида//Организация гражданского образования.-Челябинск, 1998 г.-С24−28
- Блонский, П. П. Педология: Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений / под.ред. В. А. Сластёнина.-М.: Владос, 2000.-287С
- Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи и образовательной программе/В. А. Болтов, В.В.Сериков// ПЕДАГОГИКА: Научно=торет журн. РАО, Труд.кол.ред.:-М.: Педагогика.2003.-№ 10.-С.8−14
- Бондаревская, Е. В. Педагогика: Учебное пособие/ Е. В. Бондаревская, С .В .Кульневич,-М. :-Ростов-на-Дону, 1999. -559с
- Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности: (основн. Положения концепции воспитания в изменяющихся социал. условиях) /Е.В.Бондаревская-Ростов -на-Дону, 1995.-32с
- Быкова, Н.И. Ценностные ориентации и педагогичкские условия их развития в образовательном процессе/ Н.И.Быкова//Наука образования.-0мск, 2001. Вып. 19, ч.1 .-С. 312−322
- Волжина, О.И. Развитие идей гражданского воспитания подрастающего поколения (историко-педагогический аспект). Дисс, канд. пед.наук./ О. И. Волжина.-М., 1991 г.-167с.
- Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания/ Под ред В. А. Березиной и др. -М, Издательский центр «Вентана-Граф», 2002.-3 84с
- Воспитание гражданина в советской школе./ Под ред. Г. Н.Филонова-М.: Педагогика, 1990г-176с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология.-М., 1991- 366с.
- Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы/О.С.Газман, Вейс P.M. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования.-М., 1995-С.27−33
- Гаязов, А. С. Гражданское воспитание в новых условиях развития российской государственности/А.С.Гаязов/ЯТонятийный аппарат педагогики и образования.-Екатеринбург, 2001.-Вып.4.-С. 359−370
- Гаязов, А. С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодёжи на современном этапе: Автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01ч/А.С. Гаязов-Бирс.гос. пед.ин.т.-Челябинск, 1996.-40с
- Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-пресс, 1995.-447с
- Гликман, И. З. Гражданское воспитание школьников в современных условиях/И.З.Гликман//наука и школа-2002.-№ 5.-С.40−42
- Гражданское воспитание за рубежом: США, ФРГ, Франция. Экспресс информация. Вып.1 (109)-М.:1987−56с.
- Гражданское образование в информационный век. Сб. материалов международной конференции.- Красноярск, 1999−115с.
- ЗЬГревцева, Г. Я. Воспитание граджданственности у старшекласников средствами общественных дисциплин: Автореф. дисс. канд. пед наук: 13.00.06/Г.Я.Гревцева- Челяб.гос. пед ун-т.-Челябинск, 1998.-26с
- Гревцева, Г. Я. Гражданское воспитание как фактор социализации школьников. Автореф. дисс. д-ра пед наук: 13.00.06/Г.Я.Гревцева- Челяб.гос. пед ун-т.-Челябинск, 2006.-42с.
- Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики: Учебник для вузов.-М., Владос, 2004−160с.
- Голев, А. Г. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений у старшеклссников: Учебно-метод.пособие по педагогике/А.Голев: Пятигор.гос.лингв.ун-т.- Пятигорск, Изд-во Пятигор.гос.лингв. ун-та, 1996.-55с.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006−2010 годы» Книга издана Московским городским советом ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов, 84с
- Гражданское образование: содержание и активные методы обучения: пер. с англ./ред С.ШехтерЮ. Ред.Н.Воскресенская При участии А. Иоффе и Ч Уайта-2-е изд.-М.:ЗАО «Учит.газ.», 1998.-190с
- Гражданское образование и воспитание школьников/Г.П.Богомолова и др. -Ростов н/Д: Гин-го, 2000.-53с.: с ил.
- Гражданское образование: формирование активной жизненной позиции гражданина: Сб.ст.для методистов и преподавателей обществ. дисциплин/ А. С. Аникеев, Л. Д. Апсенина и др. .-М.: Веди-принт.2001.-282с.
- Гражданское развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы. Учебно-воспитательном процессе./Г.Г.Солодова и др.-Кемерово, 1997.-107с.
- Демков, М. И. Очерки по истории русской педагогики: Для народных учителей и учительниц, учительских семинарий и институтов, женских институтов и гимназий.-М.-Пг. 1916.-366с.
- Дудник, С. И. Гражданское общество и современные тенденции развития образования в России: (Соц. аспекты)/С.И.Дудник//Образование и гражданское общество./Спб.2002.-Вып. 1 .-С.5−7
- Ильин, Мысли о воспитании.
- Ильина, Т. А. Педагогика. Курс лекций./ Т. А. Ильина,-М.: Просвещение, 1984.-279с
- Известнова, Е. В. Формирование гражданственности воспитанников в процессе правового воспитания. Дисс. канд. пед наук./Е.В.Известнова М.: 1988.-184с.
- Каландарашвили, З. Н. Изучение гражданско-правовых дисциплин в средних общеобразовательных школах России как фактор социальнойадаптации молодёжи: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/З.Н.Каландарашвили-Спб.,-24с
- КараковскийДА. Стать человеком: Общечеловеческие ценности-основа целостного учебно-воспитательного процесса/В.А.Караковский -М., 1993.-80с
- Карпушкин, С. И. Формирование гражданской и правовой культуры российской молодёжи/С.И.Карпушкин:Науч.-исслед. Центр.-М.б Социум, 2001.-160с
- Карецкая, A.M. Методические рекомендации по обучению гимназистов началам научного исследования.-М., 2001−31с.
- Концепция гражданского образования в общеобразовательных школах/Подгот. И. В. Следзевский и др.//Преподавание истории и обществознания в шк.-2002.-№ 4.-С. 17−23
- Коджаспирова, Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-М.:Владос, 2003.-169с
- Коротов, В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса: Учебное пособие для слушателей ФПК директоров школ и студентов пед. ин-тов.-М.'.Просвещение, 1983.-224с
- Ключевский, В.О. О нравственности и русской культуре. -М.:2006.-300с
- Князев, А. М. Гражданственность личности: Монография.-М.: 2003,-100с
- Князев, А. М. Воспитание гражданственности. 4.1. Воспитание человека и гражданина как философско-педагогическая проблема. Монография.-М.б Изд-во РАГС, 2007.-184с.
- Князев, А. М. Воспитание гражданственности. Ч.2.Экспериментальное исследование воспитания гражданственности. Монография.-М.: Изд-во РАГС, 2007.-208с.
- Корнетов, Г. Б. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли-М.:2002−267с
- Концепция Федеральной Целевой программы развития образования на 2006−2010 годы. М.:-2006.-29с.
- Ковалевская, Е. В, Проблемное обучение: подход, метод, тип, система (на материале обучения иностранным языкам): Книга2.-М.: МНПИ, 2000.-256с
- Крупская, Н.Г. О коммунистическом воспитании. Сб. статей, выступлений и писем/Сост.О. И. Грекова.-М.:Просвещение.1987.-256с
- Крысько, В. Г. Психология и педагогика: Курс лекций. 4-изд., испр.-М.: 2006−367с
- Кульневич, С. В. Не совсем обычный урок: практическое пособие для учителей и классных руководителей.-Ростов-на Дону: Издательство „Учитель“, 2001 -176с
- К.Д.Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге./ Под общей ред. Е. П. Белозерцева.-М.: „Роман-газета“, 1994,-190с
- Кульневич, C.B. Анализ современного урока. Практическое пособие. Изд-во 2-е, доп. И перераб.-Ростов н/Д: Изд-во „Учитель“, 2003.-224с.
- Кульневич, С. В. Педагогика личности: Учебное пособие для студентов высш. и средн. учебных заведений.-Ростов н/Д, издво Ростюун-та, 1995, 164с.
- Кучерова, О. Е. Педагогические условия воспитания духовных ценностей старшеклассников. Дисс. канд. пед наук /O.E. Кучерова М., 2004.-159с
- Лазарева, Л.В. Роль профессиональной компетентности учителя в формировании гражданственности старшеклассников (на примере гимназии): Автореф.дис. канд. пед. наук: 13.00.01/Л.В.Лазарева- Пенз.гос.пед. ун-т им. Белинского.-Рязань, 2002.-22с.
- Латышина, Д. И. История педагогики.(История образования и педагогической мысли)» Учебное пособие.-М.: Гардарики, 2002.-603с.
- Лебедева, О. В. Гражданское образование в России (историко-педагогическое исследование)./О.В.Лебедева,-М.:-2004.-242с.
- Лихачёв, Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания/Б.Т. Лихачёв/ЯТедагогика.-1999.-№ 4-С. 10−15
- Лихачёв, Б. Т. Воспитательные аспекты обучения: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов/Б.Т.Лихачёв.-М.: Просвещение, 1982.-192с83 .Ломоносов, М.В. О воспитании и образовании/Сост.Т. С. Буторина.-М. Лед агогика, 1991 .-344с
- Мазыр, З.С. Формирование гражданской компетенции учащихся в процессе обучения в школе./ Автореф. дисс.канд.пед.наук: 13.00.01.-Самара, 2005−24с.
- Маркова, А.К. Формирование мотивации учения.-М., «Просвещение», 1990. -191 с
- Методические занятия с педагогическим коллективом: Гражданское образование и воспитание. /Сост. В. Ю. Розка.-Волгоград: учитель, 2007.-102с
- Михайлов, Ф. Т. Гражданские инициативы в негражданском обществе: Развитие инновац. процессов в деятельности сред школ РФ ./Ф.Т.Михайлов//Перемены.-2001 .№ 1 .-С. 18−31
- Морозова, H.A. Дополнительное образование-многоуровневая система в непрерывном образовании России.-М.: МГУП, 2001.-279с.
- Московская система вариативного образования. Программное и методическое обеспечение: Сборник информационно-методических материалов. -М.: 2000.-209с
- Научно-методические проблемы гражданского и патриотического воспитания: Сб.науч.счт./Клом.гос.пед.ин-т, Каф.педагогики.-Коломна: Изд-во КГПИ, 2001−116с
- Педагогика: Учебное пособие для педагогических вузов и университетов /Под ред. проф. И. А. Каирова.-М.: Государственное учебно-педагогическое издательство НАРКОМПРОСА РСФСР, 193 9.-3 67с
- Педагогика /Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: «Просвещение», 1983.
- Об.Программы преподавания русскаго языка и словесности в женских учебных заведениях. Санктпетербург, 1853.-51с
- Ю7.Программы преподавания учебных предметов в женских гимназиях и прогимназиях.- Казань Издание общества вспомоществования нуждающим ученицам, 1908.-32с
- Ш.Педагогика: Учебник для ин-тов физической культуры. -М.,"Физкультура и спорт", 1978.-286с. Новый курс. Книга 2. Процесс воспитания.-М., Владос, 2000.-255с.
- Педагогика /Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: «Просвещение», 1983. Педагогическое наследие./ В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н.А.Добролюбов- сост. А. Ф. Смирнов.
- М.: Педагогика, 1988.-496с.
- Подласый, И. П. Педагогика./И.П.Подласый,-М.: «Просвещение»,-1996.
- И 5. Педагогическое наследие./ В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н.А.Добролюбов- сост. А. Ф. Смирнов. М.: Педагогика, 1988.-496с.
- Иб.Программы. Высочайшие повеления, таблица числа недельных уроков. Циркуляры Мин.Народ.Просв. -М.: тип. «Общественная польза», 1902 г.-39с.
- Салихова, Р. М. Система формирования гражданственности у подростков в общеобразовательной школе: Автореф. дис. канд. пед наук:13.0.01/Р.М.Салихова- Казан, гос. Пед. ун-т.-Казань, 2001.-18с
- Сахапова, Ф. Х. Гражданское воспитание студентов технического ВУЗа средствами иностранного языка. Дисс. канд. пед. наук
- Сайпулаева Т. Ю. Содержание и методы гражданского образования в США/Т.Ю.СайпулаеваУ/Педагогика.-2002.№ 5.-С.91−97
- Синельников, И. Ю. Теоретические основы гражданского воспитания в российской педагогике конци19-нач.20вв.: Автореф. дис.канд.пед.наук:13.00.01/И.Ю.Синельников:Ин-т общего образования МО РФ.-М, 2001.-26с
- Синельников, И. Ю. Российская Педагогика конца XIX- начала XX в. о гражданском воспитании. -М.:Изд-во Московского культурологического лицея № 1310,2001.-130с
- Ситаров, В. А. Дидактика: Учебное пособие для высш. пед учеб. Заведений/Под ред Сластёнина.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.-368с.
- Скульский, Р. П. Учиться быть учителем.-М.: Педагогика.-144с
- Скоробогатов, В. А. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии: Учебное пособие.-Спб.: Издательство «Союз», 2002.-182с. Инновационная школа.-1998г.№ 1 .-С. 12−16
- Соленко В.Г. Из истории гражданского воспитания в России./В.Г.Соленко// Инновационная школа.-1998г.№ 1.-С.12−16
- Солодова, Г. Г. Гражданское развитие личности в воспитательно-образовательной процессе школы: Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика"//Г.Г.Солодова, Г. С.Довгаль-Кемерово: Кузбасвузиздат, 2002.-107с
- Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы/ Под ред. проф.И. А. Зимней. Изд.2-е, доп. и перераб.-М., Агентство „Издательский сервис“, 2004.-480с
- Смирнов, В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. Изд. второе, перераб., испр. И доп.-М.: Логос, 2003.-304с.: с ил.
- Стрельникова, Э. П. Формирование гражданской позиции старшеклассников во внеклассной работе школы: Автореф. дис. канд.пед.наук: 13.00.01/Э.П.Стрельникова- Липец. Гос. пед.ун.т.-Липецк.2001.-20с.
- Суколенов, И. В. Теория и практика гражданского образования в образовательных учреждениях России: (Ист.-пед.аспекты): Автореф. Дис. д-ра пед. Наук:13.00.01. / И.В.Суколенов- Ин-т общ. Образования М-ва образования РФ.-М., 2001.-45с
- Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение», 1981.-191 с.
- Танюхин, Ю.А. Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук./Ю.А.Танюхин- Рос.гос.пед. ун. т им. Герцена.-СПб., 1997.-18с:
- Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения, изд-е 2-е, дополн. -М., Госуд. учебно-пед изд-во МП РСФСР,-442с
- Учебно-воспитательный процесс в школе. Сборник документов / Сост. В. Н. Яго дкин.-М.: «Просвещение», 1981 .-272с
- Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 31 000 «Педагогика и психология» В. Г. Торосян. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.-351с.
- Тугутова, С. А. Педагогические условия формирования правосознания старшеклассников: Автореф. дис. Канд пед наук: 13.00.01/ С. А, Тугутова, Бурят. Гос. ун.т.-Улан-Удэ, 2000.-22с
- Учебные планы и программы реальных училищ с приложением высочайше утверждённого 9-го июня 1888 г положения о реальных училищах-М.: тип. Бонч-Бруевича, 1988 г.-28с
- Филонов, Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития/Г.Н.Филонов//Педагогика.-1999.№ 8.-С 45−50
- Харламов, И. Ф. Педагогика. Курс лекций. -Мн.:Изд-во БГУ, 1979.-464с.
- Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному. Пособие для учителя.- М., 2005.-383с.
- Хуторской, А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения/А.В.Хуторской.-Спб.:Питер, 2004.-541с
- Ценностно-мотивационные ориентации студентов вузов в современной России (К проблеме мониторинга качества образования)/Сб.статей под научной редакцией проф. И.А.Зимней-М.: Исследовательский центр проблем качества специалистов, 2000.-88с
- Чертов.В. Ф. Русская словесность в дореволюционной школе./В.Ф.Чертов.М.: Московский педагогический государственный университет имени В. И. Ленина. 1994.-130с
- Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Историческая хрестоматия Часть 1.-М.:1992.-205с.
- Шкробова, М.А. Гражданское воспитание подростков на уроке и во внеурочной деятельности:. Дис. канд. пед. наук. 13.00.02/М.А.Шкробова:Гос.НИИ семьи и воспитания РАО и М-ва труда и соцразвития РФ.-м., 2001,-16с
- Чертов, В. Ф. Русская словесность в дореволюционной школе./В.Ф.Чертов, М.: МГПУ имени В. И. Ленина, 1994.-130с
- Ященко, Е. Ф. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций у учащихся. (На примере лит-худож развития): Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01./Ященко- Челяб.гос.ун-т.- Челябинск. 1996.-21с
- Якобсон, М. А. Теория и практика нравственно-гражданского воспитания старшеклассников в России и США в 80−90г XX века: авт.дисс.канд. пед. наук 13.00.01/М.А.Якобсон-Ун-т Рос.Акад. Образования.- Ставрополь, 1997.-25с
- Янукян, М. А. Формирование нравственных ценностей средствами лингвистических дисциплин: автореф. дис. канд.пед.наук/13.00.01 -24с.