Формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков на уроках технологии
![Диссертация: Формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков на уроках технологии](https://westud.ru/work/3026345/cover.png)
Диссертация
К проблеме использования народного искусства в учебно-воспитательном процессе обращаются многие авторы. Важное значение для исследуемого вопроса имеют работы В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого, в которых подчёркнута общественная значимость народных традиций в воспитании детей. Как никогда актуально звучат слова великого педагога К. Д. Ушинского о том, что ещё «недавно… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА У ПОДРОСТКОВ К ТРАДИЦИЯМ НАРОДНОГО ДЕКОРА ТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. 1. История развития народного декоративно-прикладного искусства у народов Карачаево-Черкесской республики и воспитаниеподрастающего поколения
- 1. 2. Формирование интереса у подростков к традициям народного декоративно-прикладного искусства
- 1. 3. Состояние сформированности интереса у подростков к традициям народного декоративно-прикладного искусства в современной национальной школе
- Выводы первой главы
- Глава II. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ ИНТЕРЕСОВ ПОДРОСТКОВ К ТРАДИЦИЯМ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- 2. 1. Совершенствование содержания образования по формированию у подростков устойчивого интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства
- 2. 2. Формирование интереса у подростков к традициям народного ^ декоративно-прикладного искусства в процессе изучения специального курса «Традиционные ремесла и современные технологии»
- 2. 3. Развитие у подростков интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства в процессе использования форм, методов и средств обучения
- Выводы ко второй главе
Список литературы
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 704 с.
- Алексеев П.В., Панин А. В. Теория познания и диалектика: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1991. — 383 с.
- Алексеенко Е.В. Методика формирования творческой активности у студентов факультета педагогики и методики начального обучения в процессе преподавания народного искусства: Дис.канд.пед.наук. -М., 1994.- 180 с.
- Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в коммунистическом воспитании учащихся. Дисс. канд. пед. наук. Махачкала, 1967.
- Алферов А.А., Пушкина Р. Н. О программах для внеклассной работы. //Школа и производство. 1971.- № 4.- С. 63−72.
- Амброз А.К. О символике русской крестьянской вышивки архангельского типа. // Советская археология. 1966.- № 1.- 87 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское. — С.560.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-370 с.
- Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. Ученые записки. Вып. 16. ЛГУ, 1959, № 265. -С. 39−58.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания мира. М.: Политиздат, 1980.- 255 с.
- Андреев А.А. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980.- 255 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания личности: Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во КГУ, 1888, — 238 с. 9. V
- Антонов А.Н. Преемственность и возникновение нового знания в науке.-М.: ИЗД-ВО МГУ, 1985.- 172 С.
- Апышев Б. Народные традиции и их использование в трудовом воспитании старшеклассников (на материале сельских школ КиргССР). Дисс. докт. пед. наук. -М., 1974.- 514 с.
- Арабов И.А. Основные принципы формирования регионально-национального компонента образования. // Культурологический подход в образовании. Карачаевск, 1999.
- Арнаутов В.В. Развитие интереса к профессии учителя у студентов пед-колледжа в условиях учебно-научно-педагогического комплекса. Дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 1995. — 207 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М.: Высшая школа, 1980.
- Астраханцева Т. Рвется преемственность. Как быть? // Народное образование. 1994.- № 1.- С. 31−33.
- Атманских А. Животноводство в Карачае Кубанской области (зоогигие-нический очерк). // Юговосточный хозяин. Вып. 9. — Ростов н/Д., 1906.- 111 с.
- Атутов П.Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук. -М.: Просвещение, 1983.- 128 е.: илл.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981.- 432 с.
- Ашуров М.Д. Исследование методов активизации учебно-творческой деятельности младших школьников в кружках ДНИ. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1993.- 16 с.
- Бабанский Ю.К. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в учебно-воспитательном процессе. // Народное образование СССР.-1982.-№ 7.- С. 106−111.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977.- 256 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982.- 192 с.
- Бабушкин Ю.У. Развитие художественных интересов сельских школьников. -М.: Педагогика, 1979.- 128 с.
- Базисный учебный план средней общеобразовательной школы, методические рекомендации по его использованию в учебных заведениях Карачаево-Черкесской республики. Черкесск, 1995.
- Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1999.-416 с.
- Беджанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство. Карача-евск, 1994. — 100 с.
- Бесленеев А.Д., Шаманов И. М. Очерки истории хозяйства и хозяйственного быта горцев Кубанской области. Черкесск, 1972.- 67 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-С. 191.
- Бессараб В.Ф. Формирование интереса к профессии у учащихся средних ПТУ в процессе изучения специальной технологии. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Челябинск, 1981.
- Блонский П.П. Изобразительные педагогические произведения. М., 1961.- С. 461.
- Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях.2.е изд., перераб. И доп. М.: Просвещение, 1986.- 207 с.
- Богомолова Г. П. Проблема формирования общественных интересов у младших школьников: Автореф. дисс.канд. пед. наук. — М., 1974. 17с.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.- 95 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1995.-326с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. -М., 1981.- Ч.2.- С. 131.
- Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. Учебное пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1979. — 223 с.
- Болотеких Е.Г. Методика преподавания художественной обработки текстильных материалов студентам дневных отделений художественно-графических факультетов пединститутов. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1985.- 171 с.
- Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.-М., 1985.
- Бондаренко С.М. Урок творчество учителя. — М.: Знание, 1974. — 40 с.
- Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1975.- 270 с.
- Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973.- 112 с.
- Бромлей Ю.В., Подольный Р. Г. Создано человечеством. М.: Наука, 1981, — 68 с.
- БСЭ. Т. 16. М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1974.
- Буцаев П.И. Художественный интерес как фактор формирования эстетических способностей старшеклассников: Автореф. Дис.канд.пед.наук, Л., 1976.- 18 с.
- Быковченко Н.С. Пути оптимизации обучения обслуживающему труду девочек IV-VI кл. Дисс. канд. пед. наук. — Фрунзе, 1979. 191 с.
- Вагнер Г. К. О соотношении народного и самодеятельного искусства. // Проблемы народного искусства. ИМ.: Искусство, 1973.- 253 с.
- Вакуленко Е.Г. Педагогические условия обучения учащихся народномудекоративно-прикладному искусству: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Краснодар, 1998.-19 с.
- Васильева-Гангнус Л. П. Уроки занимательного труда. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1987.
- Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Совр. высш. шк. 1982. № 3. — С. 139−141.
- Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. С. Петербург: АО «Икар», 1993.- 272 с.
- Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. Пособие / Под ред. Т. Й. Шпикаловой, Г. А. Поровской. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 272 с.
- Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. / Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. и др. /Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. — 256 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. /Под ред. чл.-кор. АПН СССР проф. И. Т. Огородникова. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1974. -375 с.
- Волков И.П. Много ли в школе талантов? М.: Знание, 1989.- 80 с. /Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология». — № 5.
- Воронов B.C. Крестьянское искусство и кустарная промышленность. // Вестник промышленной кооперации. 1927. — № 9/14.- С. 6−9.
- Воспитание школьников во внеурочное время. /Под ред. Л. К. Болясной, Сост. Т. В. Сорокина. 2-е изд., испр. И доп. — М.: Просвещение, 1980.188 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.-Л.: Гос. изд-во РСФСР, 1930.- 80 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -479 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968.- 17 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. М., 1981.- Т.4.
- Гершунский Б.С., Пруха Я. Дидактическая прогностика. Киев: Вищи школа, 1979.- 240 с.
- Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986.- 136 с.
- Горошко А.Я. Методика формирования художественного интереса сельских школьников 1−4 классов: на материале русского декоративно-прикладного искусства: Дисс. канд. пед. наук. М., 1992.- 242 е., илл.
- Горький М. Полное собрание сочинений в 25 томах. М.: Наука, 1972. — Т. 17.
- Гребенюк О.С. Проблема формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ Щод ред. М. И. Махмутова. М.: педагогика, 1985.- 153 с.
- Грибов B.C. Комплексные научно-исследовательские работы // Методология педагогических исследований /Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М., 1980.- С. 118−124.
- Григорян А.Б. Формирование нравственного сознания и поведения у подростков на народных традициях хантов и манси: Дисс. канд. пед. наук. М., 1998.- 172 с.
- Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаевского и балкарского народа. -Нальчик: Эльбрус, 1997.- 256 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика. 1972.423 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.- 240 с.
- Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.
- Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка. // В кн.: Возрастная педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973.- С. 65.
- Ельников Д.П., Ханин М. Б. Воспитание школьников в процессе трудового обучения. — М.: Просвещение, 1979. 110 с.
- Еременко Т.И. Иголка-волшебница. М.: Просвещение, 1987.
- Еременко Т.И. Рукоделие. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.- 105 с.
- Ершова М.А. Художественно-эстетическое воспитание школьников в кружках по художественной обработке текстильных и войлочных материалов. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1988.- 179 с.
- Желтоухов Ю.П. Эстетическое воспитание школьников на внеклассных занятиях по труду (на примере художественной обработки материалов в IV-VII кл.). Дисс. канд. пед. наук. -М., 1970.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.- 480 с.
- Зубаческая Н.А. Формирование эстетических интересов младших школьников средствами искусства. Челябинск: Дисс. канд. пед. наук, 1995.- 153 с.
- Иванов В.Г. Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека. Ученые записки ЛГУ, 1956. Вып. 9 № 214.
- Иванова А.П. Развитие познавательного интереса учащихся начальной школы на уроках математики и на основе личностно-ориентированного обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Якутск, 1998. — 15 с.
- Игнатьев B.C., Рубинштейн М. М. Психология, педагогика и гигиена юности. — М., 1926.
- Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. — 32 с.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. -М.: Учпедгиз, 1961.- 223с.
- Ильин B.C. Проблема воспитания потребности в знании у школьников. — Ростов н/Д., 1971.
- Ильина Т.А. Проблемное обучение понятие и содержание // Сов. педагогика. — 1975. № 2. — С. 39−48.
- Исследование художественных интересов школьников. /Под ред. Е. В. Квяшковского и Ф.У. Фохта-Бабушкина. -М.: Педагогика, 1974.159 с.
- Кавказов А. Промышленность, о которой мало кто знает. // Советский Северный Кавказ. 1931.- № 1.- С. 26.
- Каган М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. М.: Художник РСФСР, 1961. — 159 с. '
- Каган М.С. Социальные функции искусства. JL: Знание, 1978.
- Кайдаш Е.Г. Развитие познавательных интересов младших школьников в учебно-воспитательном процессе школы: Дисс. канд. пед. наук. -Б.м., Б.г. 158 с.
- Калиника Т.М. Развитие профессионально-педагогического интереса у будущего учителя: Дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. -185 с.
- Калмыков И.Х. О культуре и быте народов советской Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1970.- 120 с.
- Кан-Калик В.А., Никандоров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1980.- 105 с.
- Канцедикас А. Искусство и ремесло. М., 1977.- С. 38.
- Карамзина У.А. Организация художественно-трудовой деятельности наначальной ступени трудовой, политехнической подготовки: Дисс. канд. пед. наук. Якутск, 1997.- 163 е.: илл.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Ариадна, 1994.- 222 с.
- Ковалев А.Г. Воспитание чувств. — М.: Педагогика, 1971.- 96 с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1965.-288 с.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. -Л., 1957.- Т.1. Характер. 262 с.
- Козлов А.Н. Формирование потребности в труде у учащихся подросткового возраста в процессе трудовой подготовки: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1985.- 162 с.
- Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1980.- 224с.
- Комаров В.П. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения учащихся средней профессиональной школы: Авто-реф. дисс. доктора пед. наук.- Казань, 1996. 32 с.
- Коноплева Н.П. Хозяйка дома. М.: Знание, 1993.- 224 е.: илл.
- Корешков В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды. Дисс. докт. пед. наук. -М., 1994.- 371 с.
- Корешков В.В. Эстетическое воспитание в процессе трудового обучения (на материале занятий по токарной обработке древесины в 6−7 классах): Дисс. канд. пед. наук.-М., 1986.-181 с.
- Коротаева Е. Погружение в общение // Директор школы. № 1.-200.-С. 50−56.
- Костинников В.Н. Формирование исторического самосознания подростков: Дисс. канд. пед. наук. Сочи, 1998.- 130 с.
- Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов н/Д: Изд-во РПУ, 1994.- 294 с.
- Краснопевцева Е.А., Величкина О. В. Проект детской школы народного творчества // Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сб. науч. тр. НИИ культуры. М., 1990. — Вып. 1. t
- Кречжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов.- Автореф. доктор. Дисс. Киев, 1982. — 86 с.
- Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М.: Изд-во АН СССР, 1960.-520 с.
- Крутецкий В.А. Возрастные психологические особенности подростка. // Советская педагогика. 1970.- № 1.- С. 94−95.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. -М.: Просвещение, 1972.- 255 с.
- Крутецкий В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М.: Просвещение, 1965.- 169 с.
- Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971.-143 с.
- Кузин B.C. Психология. М.: Высшая школа, 1982. — 256 с.
- Кузнецова А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. Нальчик: Эльбрус, 1982.- 176 с.
- Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса.- 3-е изд. доп.- М.: Политиздат, 1986.- 399 с.
- Куклин В.Ж., Наводнов В. Г. О сравнении педагогических технологий // Высш. образ, в России. 1994. № 1. — С. 165−172.
- Курдюмов Г. М. О формировании личностных качеств будущих специалистов // Высшее образование в России. 1994. № 2. — С. 103−105.
- Кухорчук A.M., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск: Народная асвета, 1976.
- Левитов Н.Д. Психологические особенности подростков. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954.- 478 с.
- Левитов Н.Д. Психология старшего школьника. М.: Учпедгиз, 1955.215 с.
- Левитов Н.Л. Детская и педагогическая психология. — М.: Просвещение, 1964.- 478 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. -М.: Педагогика, 1983.- Т.1.- 392 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. — 584 с.
- Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М.: Знания, 1988. — 80 с.
- Лихачев Б.Т. Воспитание у школьников эстетического отношения к действительности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1969.- 16 с.
- Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1975.- 176 с.
- Лобейко Ю.А., Михеева И. Ф. Методы педагогической диагностики. -Ставрополь, 1994.- 85 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.
- Лосев А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965.- 374 с.
- Люсюк В.В. Нравственное воспитание старшеклассников в процессе овладения народным декоративно-прикладным искусством. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1974.- 16 с.
- Макаренко А.С. Педагогическая поэма //Пед. соч. в 8 т. Т.1.- М.: Педагогика, 1983.- 364 с.
- Макаров К.А., Толстых В. И., Эренгроссе Б. А. Эстетическое воспитание. — М.: Высшая школа, 1979.- 208 с.
- Максимова Г. П. Развитие познавательной активности школьников в процессе постановки учебных задач. //Сб. Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности. — Волгоград, 1988. С. 76−86.
- Мальбахов Б.Х. Кабардинское народное декоративно-прикладное искусство: Дисс. канд. искусствоведения. -М., 1980.- 188 л.
- Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников: Педагогическая наука реформе школы. -М.: Педагогика, 1988. — 144 с.
- Мальковская Т.Н. Социальная активность школьников. JL: Знание, 1978.-36 с.
- Маргграф О.Ф. Очерки кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства, м., 1888.
- Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. — М., 1990.-191 с.
- Маркова Н.Т., Матис Г. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1990. 192 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.
- Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов (XIX нач. XX в.). -Нальчик: Эльбрус, 1984.- 170 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. -М.: Педагогика, 1975.
- Махов B.C. Когда подростку интересно. Л.: Знание, 1986.- 32 с.
- Миклин A.M. Подольский В. А. Категория развития в марксистской диалектике. М.: Мысль, 1980.
- Миносьянц А.Г. Народное творчество как средство развития гуманистических качеств личности учащихся профессионального лицея: Дисс. канд. пед. наук. Карачаевск, 2000.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание, 1979.108 с.
- Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 18 с.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности: Учебное пособие к спецкурсу. М.: Изд. МГПИ, 1985. — 103 с.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологического отношения человека. Психологическая наука в СССР. М.: Наука, 1960. С.ИЗ.
- Народное искусство в нравственно-эстетическом воспитании школьников: Книга для учителя /Из опыта работы /Сост. Н. И. Кучер,
- В.Я. Коровина.- М.: Просвещение, 1987.
- Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. (Теория и практика). М.: Изобразительное искусство, 10 983. — 344 е., илл.
- Некрасова М.А. О развитии традиций в художественных промыслах. // Искусство. 1971. — № 12.- С. 35−41.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1982.- 190 с.
- Неменский Б.М. У истоков: Эстетическое воспитание в семье. М., 1963.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ, студентов пединститутов и работников повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. М.: Просвещение, 1990.- 301 с.
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. Кн. 2. Психология образования. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-496 с.
- Нешумов Б.О., Гедоин Е. Л. Художественное проектирование. М.: Просвещение, 1972.- 175 с.
- Новиков А. Народность всегда актуальна //Директор школы. № 1. 2001. -С. 25−29.
- Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации //Из первых рук. Приложение к «Учительской газете». № 10. 17 марта 1998.
- Огаркова А.П. Педагогические условия формирования у студентов ценностных мотивов учения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1984.-21 с.
- Околелов О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высш. образ, в России. 1994. № 2. — С. 45−50.t
- Основы педагогического мастерства / Под ред. И. Я. Зязюна. М.: Просвещение, 1989.
- Очерки истории Карачаево-Черкесии.- Т. 1. Ставрополь, 1967.- 369 370.
- Очерки общей этнографии. Азиатская часть СССР.- М., I960.- с. 37−38.
- Педагогика / Под общей ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1984.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. /Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российскоеtпедагогическое агентство, 1996.- 496 с.
- Педагогическая энциклопедия. -М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1964.
- Петровский А.В. Популярные беседы о психологии. М.: Педагогика, 1983.
- Петровский А.В. Развитие личности с позиции социальной психологии. -М., 1976.
- Пидкасистый П.И., Ахметов Н. К., Хойдеров Т. С. Игра как средство активизации учебного процесса // Сов. педагогика. 1985. № 3. — С. 22−25.
- Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.-312 с.
- Платонов К.К. Цели и задачи профессиональной ориентации. 8 кн. Профессиональная ориентация молодежи. — М.: Высшая школа, 1978.-С. 71.
- Понамарев Я. А. Психология творчества и педагогика.- М.: Педагогика, 1976.-280 с.
- Похолкин Г. В. Трудовое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства /на материале групп и школ продленного дня/,
- Дисс. канд. пед. наук. М.- 1978.-164 с.
- Примерные программы основного и общего образования по образовательной области «Технология» //Школа и производство. -№ 6.-1998.-С.З
- Примерные программы основного общего образования. 10−11 классы/Под ред. В. А. Полякова, П. Р. Атутова.- М.: Дрофа, 2000.
- Примерные программы основного общего образования. 5−9 классы/Под ред. В. А. Полякова, П. Р. Атутова.- М.: Дрофа, 1998.
- Программы восьмилетней школы. Начальные классы /1−3 кл./. М.: Просвещение, 1986.
- Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. I-IV Кл. 3-е изд. -М, 1997.
- Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология. / Под ред. Ю. Л. Хотунцева и В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 1996, С. 74−75
- Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.: Просвещение, 1991.
- Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского: 2-е изд. М.: Политиздат, 1990.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х томах. -М.: Бол. Российская энциклопедия, 1993. Т.1. — 608 с.
- Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. В 2-х томах. — М., 1989.328 е.- Т.2.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990.256 с.
- Рындин М.В. Киргизский национальный узор. М.-Л., 1949.
- Рябов И. Будущие мастера. // Декоративное искусство. № 8.- С.43−46.
- Садыков Б.М. Строительство коммунизма и некоторые проблемы национальных традиций. Дисс.. канд.пед.наук. Казань, 1963.
- Салмина Г. М. Формирование у учащихся девочек V-IX классов потребности к труду в процессе трудовой подготовки: Дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1992.- 198 с.
- Северокавказский краевой горский научно-исследовательский институт. Записки, Т. 11. Ростов н/Д, 1929.
- Силаев Н. Эстетика труда. -М.: Педагогика, 1983.- 91 с.
- Сластенин В.А. Профессиональная культура в структуре личности учителя./ Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие. М.: Прометей, 1993. — С.5−17.
- Словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина и В. Ф. Петрова. Изд. 4-е. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1954.
- Смирнов М.И. Проблемы педагогической психологии. Киров, 1994. -41 с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995.- 271 с.
- Соболев Л.Г. Декоративно-прикладные работы в детском кружке изобразительного искусства. В кн.: Художественное воспитание во внеклассной работе. Опыт кружков художественного воспитания. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.- С. 114−121.
- Степанов Е. Создание системы воспитания: формы, методы и приемы // Директор школы. № 2. 2000. — С. 19−26.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 736 с.
- Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. XVIII—XX вв. -М.: Наука, 1989.-288 с.
- Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 439 с.
- Творческие проблемы современных художественных промыслов / Сост. И. Я. Богуславская. Л.: Художник СССР, 1981.-374 с.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х томах. М.: Педагогика, 1985. -360 с.
- Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. -Сов. педагогика. 1946.- № 6.- С. 96−113.
- Ткалич С.К. Этнопедагогические основы сохранения и развития традиционного декоративно-прикладного творчества народов Крайнего Севеipa: Дисс. канд. пед. наук. М., 1997.- 238 е.: илл.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. -М.: Педагогика, 19 481 952. Т.З.
- Федорец Г. Ф. Медпредметные связи в обучении и проблема формирования познавательного интереса. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов. — Л.: ЛГПИ, 1983.- С. 45−54.
- Фельдштейн Л.И. Психология воспитания подростков. М.: Знание, 1978.-45 с.
- Филиппова В.А. Использование комплексной методики в изучении и формировании эстетических интересов учащихся. // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Л.: ЛГПИ, 1975.
- Философский словарь. М.: Политиздат, 1981.- 445 с.
- Философско-психологические проблемы развития образования. / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1981.- 176 с.
- Фомина А. Кустарная промышленность и промысловая кооперация в КЧАО. // Вестник промысловой кооперации. 1925.- № 1.
- Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий: Сб. статей / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во МГУ, 1968. — 135 с.
- Формирование интереса к учению школьников / Под ред. А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1986. — 190 с.
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. / Под ред. И. В. Дубровина. М., 1987.
- Фохт-Бабушкин Ф. У. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1982.- 110 с.
- Фохт-Бабушкин Ф. У. Об эффективности художественного воспитания. В кн.: Искусство и школа. -М.: Просвещение, 1981, — С. 17−32.
- Фрулин Э.Д., Эльконин Д. Б. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. 1993.- № 1.- С. 24−32.
- Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1981.- 174 с.
- Хворостов А.С. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий по декоративно-прикладному искусству: Дисс. канд. пед. наук. Орел, 1982.- 572 с.
- Чангли И.И. Труд. Социологические аспекты теории и методологии исследования. М., 1973.
- Человек — наука — природа. Диалектико-материалистические основы научного понимания /Под ред. В. Г. Иванова. Изд-во ЛГУ, 1986.- 137 с.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 3-х томах. М.: Просвещение, 1964.
- Шиянов Е.Н. Регионально-этническая культура в концепции развития, социализации и воспитания личности. // семейная этнопедагогика и современная национальная школа. Карачаевск, 1997.- С. 18−27.
- Шомирзаев М.Х. Народное декоративно-прикладное искусство в трудовом и эстетическом воспитании учащихся V-VIII классов узбекской школы: Дисс. канд. пед. наук. Темрез, 1995.- 191 с.
- Шоров И.А. Адыгская народная педагогика:Дисс. докт. пед. наук, в форме научного доклада. Майкоп, 1993.- 57 с.
- Шоров И.А. Народная педагогика и воспитание гуманизма у молодого поколения. // Семейная педагогика и современная национальная школа. -Карачаевск, 1997.- С. 27−46.
- Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителя. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
- Шпикалова Т.Я., Алексеева Т. В. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Альбом с методическими рекомендациями. 1 класс. М., 1996. — 2 класс. — М., 1997.
- Шрагин Б.О. О декоративно-прикладном искусстве. М.: Знание, 1963.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.- 208 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Просвещение, 1971.- 239 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 143 с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Р. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1995. — 416 с.
- Эстетическое воспитание школьников / Под ред. А. И. Бурова, Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1971.
- Этнопедагогика: программа и методические рекомендации / Состав. Арабов И. А., Батчаева Х. Х. -М. Карачаевск: КЧГПУ, 1995.-51 с.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964.203 с.
- Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1976.- 64 с.
- Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание.- М.:3нание, 1976.-64с.251. www.mipkro.ru