Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков на уроках технологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К проблеме использования народного искусства в учебно-воспитательном процессе обращаются многие авторы. Важное значение для исследуемого вопроса имеют работы В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого, в которых подчёркнута общественная значимость народных традиций в воспитании детей. Как никогда актуально звучат слова великого педагога К. Д. Ушинского о том, что ещё «недавно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА У ПОДРОСТКОВ К ТРАДИЦИЯМ НАРОДНОГО ДЕКОРА ТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. История развития народного декоративно-прикладного искусства у народов Карачаево-Черкесской республики и воспитаниеподрастающего поколения
    • 1. 2. Формирование интереса у подростков к традициям народного декоративно-прикладного искусства
    • 1. 3. Состояние сформированности интереса у подростков к традициям народного декоративно-прикладного искусства в современной национальной школе
  • Выводы первой главы
  • Глава II. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ ИНТЕРЕСОВ ПОДРОСТКОВ К ТРАДИЦИЯМ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    • 2. 1. Совершенствование содержания образования по формированию у подростков устойчивого интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства
    • 2. 2. Формирование интереса у подростков к традициям народного ^ декоративно-прикладного искусства в процессе изучения специального курса «Традиционные ремесла и современные технологии»
    • 2. 3. Развитие у подростков интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства в процессе использования форм, методов и средств обучения
  • Выводы ко второй главе

Формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков на уроках технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На Современном этапе развития общества образование все чаще обращается к этнопедагогике, к народным традициям образования и воспитания подрастающего поколения. Через традиции и обычаи передается историческое наследие народа, понимание самобытности культуры каждой национальности.

Основополагающие для развития педагогической науки принципыдемократизация всей системы образования, соревновательность различных моделей школ, гуманизация, интенсификация, субъектно-личностная направленность, креативность, непрерывность образования и др. — способствуют ориентации учебно-воспитательного процесса на развитие общечеловеческих ценностейэмоциональной отзывчивости, творческой и социальной активности. Современная педагогическая теория направлена на воспитание уважения к самой личности, ее самобытности, которая невозможна без раскрытия потенциальных возможностей и способностей каждого. Преобразование общества через развитие личности должно стать основой общественного прогресса.

Региональное образование формируется в условиях особого социокультурного пространства, где национальный фактор играет важную рольроль формирования личности, и национальный компонент в его содержании является объективно обусловленным. Это обусловливает необходимость разработать стратегию этнокультурной направленности в различных формах образования, в учебных предметах, в содержании факультативов. При разработке средств повышения эффективности формирования всесторонне развитой личности в условиях многонационального региона и определения условий целесообразного использования их в практике общеобразовательной школы, важное значение имеет народное декоративно-прикладное искусство, отражающее опыт многих поколений, накопленный на протяжении веков и даже тысячелетий.

Именно народное декоративно-прикладное искусство, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, позволит открыть широкий простор для творчества и развития учащихся, сделает их жизнь нравственно стабильнее и духовно богаче.

Подростки проявляют самый разнообразный интерес к жизни, в этом возрасте начинают формироваться черты будущей личности, поэтому очень важно формировать устойчивый интерес к традициям своего народа.

Формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства позволит обратить особое внимание на преемственность в народном искусстве и развивать у подростков историческое самосознание. То есть на уроках технологии необходимо приобщать детей к миру народного декоративно-прикладного искусства, формировать творческое отношение к сохранению и возрождению традиций народных промыслов.

Недостаточное использование в процессе обучения народного декоративно-прикладного искусства, отсутствие целенаправленного формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства и необходимых педагогических условий и определяют актуальность нашего исследования.

К проблеме использования народного искусства в учебно-воспитательном процессе обращаются многие авторы. Важное значение для исследуемого вопроса имеют работы В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого, в которых подчёркнута общественная значимость народных традиций в воспитании детей. Как никогда актуально звучат слова великого педагога К. Д. Ушинского о том, что ещё «недавно мы старались во всём подражать иностранцам, теперь другая мода. Но, право, нам не мешало бы занять вместо всех прочих, одну черту из западного образования — черту уважения к своему отечеству. А мы её-то, именно её, единственно годную для заимствования во всей полноте, и пропустили. Не мешало бы нам занять её не затем, чтобы быть иностранцами, а лишь затем, чтобы не быть ими посре-^ ди своей Родины». Не менее великий педагог В. А. Сухомлинский был убеждён, что эффективную воспитательную работу школа может строить лишь на основе тысячелетнего опыта народной педагогики, культурно-исторических традиций и обычаев. И чем глубже и шире учащиеся изучают исторически сложившиеся виды народного творчества, тем последовательнее и успешнее они продолжают творческие традиции народа, и тем выше результаты формирования творческой личности.

По вопросам общей и возрастной психологии наше исследование опирается на фундаментальные труды: Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Аг В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьеа, А. Г. Ковалева, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева,.

Б.Ф.Ломова, Н. А. Пономарева, Д. В. Эльконина и др. Особое значение имели работы педагогов и ученых, связанных с исследованием проблемы формирования и развития интересов Б. Г. Ананьева, В. В. Давыдова, Е. Г. Кайдаш, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. К. Марковой, A.M. Матюшкина, B.C. Мухиной, Н. Г. Морозовой, С. Л. Рубинштейна, Г. И. Щукиной и др.

Большое значение в решении сформулированных в диссертации задач ^ имеют труды видных искусствоведов, обращавшихся к изучению проблем декоративно-прикладного искусства, таких, как М. С. Каган, К. М. Кантор, К. А. Макаров, С. Х. Раппопорт. Анализируя особенности развития традиционного и современного искусства, автор опирался на труды А. Б. Салтыкова, Г. Г. Газимагомедова, М. Х. Дикинова, А. С. Канцедикаса, М. А. Некрасовой, Т. Я. Шпикаловой.

В соответствии с введением «Закона об Образовании» (1998), национально-регионального компонента образования, в программу включены предметы, изучающие быт, самобытную культуру многонациональной России. Возникло противоречие между потребностью овладения этим богатст-b вом, накопленным народами в течение веков и отсутствием учебников, учебных пособий, содержащих в себе всю гамму информации о богатстве культурного наследия в образовательных учреждениях, призванных формировать всесторонне развитую личность.

Проблема исследования: каковы педагогические условия овладения культурным наследием автохтонных народов Карачаево-Черкесии в стенах национальной школы? Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объектом исследования является процесс обучения школьников декоративно-прикладному искусству.

Предметом исследования является формирование у подростков интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства.

На основе изучения теоретических источников и собственного педагогического опыта была выдвинута следующая гипотеза исследования: деятельность по формированию интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства на занятиях технологии будет более эффективной, если:

— использовать активные методы обучения и будут созданы педагогические условия, необходимые для их реализации;

— использовать личностно и социально-значимые учебно-творческие задания разного уровня сложности, которые позволяют увеличить эмоциональную восприимчивость отдельных видов народного декоративно-прикладного искусства, развивать способность самостоятельно пополнять свои знания из различных источников;

— учителя технологии будут обладать знаниями традиций народного декоративно-прикладного искусства;

— использовать педагогические приемы, формы и методы обучения, соответствующие возрастным индивидуальным особенностям подростков и их психофизиологическим возможностям;

— структура содержания будет разработана как гибкая динамичная система, учитывающая традиции автохтонных этносов и обеспеченность материально-технической базы конкретной школы.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:

• проанализировать и выделить активные методы обучения, способствующие эффективному формированию интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства и определить необходимые педагогические условия их успешной реализации;

• определить особенности процесса формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства на занятиях по технологии;

• изучить историю развития народного декоративно-прикладного искусства у народов Карачаево-Черкесской республики с целью определения учебно-воспитательных возможностей воздействия на подрастающее поколение;

• выявить возможности диагностики и критерии оценки уровня развития интереса к декоративно-прикладному искусству с целью определения педагогических условий эффективной организации этого процесса;

• апробировать, внедрить разработанные содержание, формы и методы творческой деятельности, направленные на формирование интереса к народному декоративно-прикладному искусству в национальной школе.

Методологической основой исследования явились:

• учение о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, системный и аксиологический подходы, учение о гуманизации образования, которые нашли реализацию в выявлении особенностей и динамики процесса формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства;

• антропологический, личностный и деятельностный подходы к обучению и воспитанию, положение о гуманизирующем воздействии декоративно-прикладного искусства на формирование личности нашли свое отражение в выработанной технологии формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства.

Теоретической основой исследования явились: концепции непрерывного образования (П.Р. Атутов, С. И. Архангельский, Б. С. Гершунский и др.), гуманизации образования (Б.С. Гершунский, И. Б. Котова и др.), теория мотивации (Л.И. Божович, Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьев, П. М. Якобсон, О.С. Гребе-нюк, А. К. Маркова и др.) и формирования интереса (Л.И. Божович, А. К. Маркова, А. Н. Леонтьев, Е. П. Ильин, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясшцев, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина, В. Б. Бондаревский, А. Я. Горошко, Н. А. Зубачевская и др.), основные положения теорий общего развития (Б.Г. Ананьев), содержательных обобщений (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, З.Ф. Талызина), проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, А. А. Вербицкий, Т. А. Ильина, М.И. Махмутов), интенсификация учебного процесса (Ю.К. Бабанский), концепция регионализации образования (И.А. Арабов, Г. Н. Волков, И.А. Шо-ров, Е. Н. Шиянов и др.), исследования народного искусства Северного Кавказа (А. Атманских, Б. Х. Мальбахов, А. Я. Кузнецова, Е. Н. Студенецкая, О. Ф. Маргграф, Х. М. Дикинов, Ю. В. Бромлей, И. Х. Калмыков и др.) и методики его использования в учебном процессе (М.А. Ершова, Б. Апышев, Е. Г. Вакуленко, Т. Я. Шпикалова, А. С. Хворостов и др.).

На разных этапах опытно-экспериментальной работы использовались следующие методы исследования:

— анализ и обобщение научно-педагогической, методологической литературы по рассматриваемой проблеме, диссертационных и монографических исследований;

— анализ учебных планов и программ дополнительного образования для школ, факультативов по основам декоративно-прикладного искусства в процессе художественного образования и эстетического воспитания;

— синтез передового педагогического опыта на основе педагогических наблюдений, собеседований, анкетирования, тестирования и интервьюирования учащихся, учителей, руководителей и организаторов дополнительного образования, народных мастеров;

— анализ учебно-творческой деятельности учащихся на уроках технологии и занятиях по декоративно-прикладному искусству и их влияние на формирование национального самосознания;

— организация и проведение констатирующего и формирующего экспериментов.

Базу исследования составили школы № 1,2,3,5,6 г. Карачаевска, 3 школы Карачаевского района, школа № 13 г. Черкесска, формирующий эксперимент проводился на базе средней общеобразовательной школы № 3 г. Карачаевска с охватом более 350 учащихся в 5−9 классах. Методы исследования определялись задачами, стоящими на каждом этапе.

На первом этапе (1997;1998 гг.) были сформулированы тема, цель, гипотеза исследования, которые определили необходимость разработки проблемы интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства после определения влияния декоративно-прикладного искусства на формирование исторического самосознания подростков. Был дан анализ состояния проблемы в педагогической науке и школьной практике. Широко использовались методы анализа, обобщения, анкетирования, наблюдения и беседы с детьми, их родителями и учителями.

На втором этапе (1999;2000 гг.) изучалась степень сформированности интереса к традициям НДПИ на конец учебного года в 5−9 классах. Проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого использовались методы сбора необходимой информации, анализа, обобщения, наблюдения, моделирования, статический метод обработки полученных материалов. Была подготовлена модель интенсификации процесса формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства.

На третьем этапе (1999;2001 гг.) проводился базовый эксперимент. Цель его заключалась в проверке гипотезы и теоретических выводов экспериментатора, а также в конкретизации и корреляции процесса формирования интересов к традициям НДПИ с учетом полученных результатов.

На четвертом этапе (2001;2002 гг.) проводились анализ и теоретическое обобщение материалов, полученных ранее. Оформлялась диссертационная работа.

На защиту выносятся следующие положения:

— формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков выступает как фактор роста их познавательной активности, а также развития исторического и национального самосознания подростков;

— модель процесса формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков в национальной школе, состоит из необходимых педагогических условий, объективных и субъективных факторов, влияющих на этот процесс, и воздействия интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства на личность подростка, их самосознание, отношение к жизни;

— формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков обусловлено этнокультурной направленностью содержания образования, эффективным использованием межпредметных связей и активных методов обучения.

Научная новизна исследования заключается:

— в уточнении специфики интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства, выполняющего не только эмоциональные, но и познавательные функции и влияющего на формирование исторического и национального самосознания подростков;

— в определении педагогических условий формирования устойчивого интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства (поэтапно-преемственный подход, интегративно-комплексный подход, художественно-педагогическая идея, объединяющая урок и внеклассную работу в единое целое);

— в разработке критериев сформированности интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства (наличие теоретических знаний, желание дополнительно приобретать теоретические знания, положительное отношение к урокам технологии, стремление совершенствовать свои умения и навыки, потребность в работе с более сложными заданиями);

— в выявлении возможности использования занятий по технологии для всестороннего изучения национальной, художественной культуры и регионального декоративно-прикладного искусства и ремесел.

Теоретическая значимость исследования состоит в педагогической интерпретации понятия «интерес к традициям народного декоративно-прикладного искусства" — в выявлении интеграционных и процессуальных факторов формирования устойчивого интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства: социального (семья), социально-педагогического (школа) и педагогического (учебный процесс) — в разработке комплексного подхода к структуре урока и созданию факультатива «Народные ремесла и современные технологий» на основе традиционных промыслов, раскрывающих своеобразие исторического наследия автохтонных народовв доказательстве целесообразности построения урока технологии на основе принципов проблемного обученияв разработке модели формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков в национальной школе.

Практическая значимость исследования состоит в определении критериев сформированности интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусствав разработке технологии формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусствав методической разработке содержания межпредметных связей на факультативных занятиях, в возможности широкого использования факультатива в работе по формированию устойчивого интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства и корректировке программ по технологииво внедрении результатов исследования в школьную практику (успешно используется модель формирования интереса к традициям народного декоративноприкладного искусства в школах г. Карачаевска, г. Теберда).

Достоверность полученных результатов обеспечена проведением исследования на основе комплекса научно-педагогических принципов, обеспечивающих системный, деятельностный и комплексный подходыпоэтапного проведения экспериментальной работымногократной проверки полученных результатовапробацией предложенной методики учителями школ республики.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились в педагогических коллективах Карачаевского района, г. Карачаевска, г. Черкесска. Основные положения диссертации освещались на теоретических семинарах и научно-практических конференциях учителей технологии г. Карачаевска (1997;2002) — на научной сессии преподавателей и аспирантов Карачаево-Черкесского госпеуниверситета (1998;2002 гг.) — на научно-практических конференциях: Карачаевск — 1998; Ростов-на-Дону — 1999; Уфа — 1999; Тольятти — 1999; Пятигорск — 2001; Махачкала — 2002. Автор выступала с лекциями перед слушателями курсов повышения квалификации РИПКРО КЧР. Выводы исследования изложены в публикациях автора. Учащиеся из экспериментальной группы успешно участвовали в конкурсах, олимпиадах по технологии, на которых были награждены дипломами «За возрождение народных традиций» (Брянск, 2000), «За практическую направленность проекта» (Тула, 2002).

Выводы ко второй главе.

Результаты экспериментальной работы привели к следующим выводам: проведение констатирующего эксперимента показало наличие существенных недостатков в организации преподавания технологии и внеклассной работы по технологии. Результаты формирующего эксперимента, который проводился лично диссертантом и рядом учителей под соответствующим руководством позволяет сделать следующие выводы:

1. Формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков возможно при учете социального, социально-педагогического и педагогического факторов, и опоре на три составляющие учебно-воспитательного процесса: учитель, ученик и их взаимодействие, способствующих созданию необходимой для формирования интереса платформы, состоящей из наличия определенного опыта, положительного отношения к предмету исследования и достаточных знаний, влияющих на дальнейший процесс формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства. i.

2. Формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства зависит от ряда объективных педагогических условий, к которым относятся: введение учащихся в целенаправленный процесс восприятия и изготовления изделий традиционных народных промысловпоэтапно-преемственный подходинтегративно-комплексный подход.

3. Программы учебных предметов очень ограничены в плане включения дополнительной информации и заданий с целью организации процесса формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства, поэтому следует особое внимание обратить на внеклассную работу по технологии и интегрированные уроки.

4. Взаимодействие декоративно-прикладного искусства и истории, и связь с жизнью способствует проявлению интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства, развивает мыслительную и эмоциональную сферу личности подростка.

5. Межпредметные связи помогают более глубокому проникновению в жизненную сущность народного декоративно-прикладного искусства.

6. Полноценная реализация программы факультатива «Народные ремесла и современные технологии» способствует формированию интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства подростков.

7. Организация занятий технологии и факультатива служит базой для формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства, который в свою очередь является фактором активизации развития исторического самосознания, формирования всесторонне развитой личности, Гражданина своего народа.

8. Интенсификации процесса формирования устойчивого интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства способствует:

• использование разнообразных форм и методов обучения;

• тщательный подбор заданий так, чтобы они носили проблемный характер;

• высокая профессиональная подготовка учителя технологии и руководителя внеклассной работы, знание ими традиций народного декоративно-прикладного искусства, владение специфическими методическими приемами.

9. Формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков способно интенсифицировать познавательную активность учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие личности — есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Предпосылки, тенденции для возникновения нового в существующем, обеспечивающие дальнейшее развитие личности выражаются в преобразовании личного опыта учения в новое качественное состояние путем самореализации достигнутого и в субъектной позиции, стремлении к знанию исторических корней своего народа. При этом развитие личности опирается на возрастные особенности и индивидуальные возможности.

Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающее значение не только на прихику, но и на познавательную деятельность. Познавательная деятельность — это особый вид мыслительной деятельности, протекающий на продуктивном творческом уровне.

Являясь ведущей для всех возрастов учащихся, учебно-познавательная деятельность определяется специфической способностью изменяться в зависимости от освоения учащимися различных сторон существующей действительности. Характерно это и для подростка. Отправной точкой, стимулирующей протекание всего процесса обучения в этом возрасте становится возникновения множества интересов, среди которых важно выделить, поддержать и сформировать интерес к познанию, творческому самовыражению, народному декоративно-прикладному искусству, истории и традициям своего народа.

Проведенное исследование «Формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства в 5−9 классах» представляет собой попытку показать необходимость и возможность формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства в подростковом возрасте. Анализ психолого-педагогической литературы, исследования учебных планов школ, методики проведения занятий декоративно-прикладным искусством, изобразительного искусства и технологии позволил выявить особенности интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства и раскрыть специфику его формирования.

В результате проведенного исследования были определены педагогические условия и средства формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства, обозначены факторы, выявлены особенности методического подхода к исследуемой проблеме.

Обращение исследования к личности подростка показало, что формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства является важным направлением в формировании личности ребенка, анализ феномена интереса выявил его способность интенсифицировать познавательную активность школьников как необходимую черту полноценной духовной личности.

Итоги проведенного эксперимента дают основание полагать, что интерес к традициям народного декоративнб-прикладного искусства становится фактором познавательной активности и способствует повышению культурного уровня детей, формированию исторического самосознания подростков.

Констатирующий эксперимент показал, что в ходе урока технологии и во внеклассной работе не обеспечивается формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусстваучителя, ведущие уроки технологии, не в полной мере используют концептуальную основу программы «Технология" — у детей к 7−8 классу теряется интерес к урокам технологии, занятиям народным декоративно-прикладным искусством и не формируется способность оценивать народное Декоративно-прикладное искусство с позиции его взаимосвязи с жизнью. Для преодоления этих недостатков необходимо полнее раскрыть учителю возможность программы, возможность использования различных методов обучения, используя предложенную нами методику. Краткие итоги диссертационного исследования могут быть выражены в виде совокупности нескольких основных тезисов:

1. Изучение и анализ истории развития народного декоративно-прикладного искусства у народов Карачаево-Черкесии показали, что занятия декоративно-прикладным искусством были неотъемлемой частью быта горцев и системы воспитания подрастающего поколения. В традиционном декоративно-прикладном искусстве природная среда диктует материалы, из которых мастера создают свои произведения, определяет в немалой степени утилитарные качества.

В Карачаево-Черкесии, как и на Кавказе в целом, можно выделить четыре формы бытования народного искусства: первая форма охватывает народное искусство, не вычлененное из своей этнографической среды и связанное с породившими его национальным и социальным укладамивторая форма — творчество единичных народных мастеров, тех, кто сохраняет коллективный художественный опыт традиции (наиболее типична для КЧР) — к третьей форме можно отнести промыслы, развивающиеся стихийночетвертая форма народного искусства — промыслы, организованные в мастерских с производственным оснащением, механизацией подсобных работ.

Изучение народного искусства, технологии изготовления традиционных изделий, собирание и описание образцов — один из интереснейших и наиболее плодотворных видов внеклассной работы с учащимися. Подрастающее поколение должно научиться понимать, ценить народное искусство-воплощение многовекового коллективного опыта народа, неисчерпаемую сокровищницу красоты, воспринять от старших поколений их мастерство. Преемственность идей и традиций в основном осуществляется: в процессе семейного воспитания в условиях горской семьи во взаимосвязи с последующим углублением, специализацией в школе, ЦДТ и т. п.- в процессе общения с представителями старшего поколения, художниками декоративно-прикладного искусства, народными мастерамив процессе воспитательного воздействия общественно-бытовой среды.

2. Интерес к традициям народного декоративно-прикладного искусстtва представляет собой одну из модификаций категории «интерес» и имеет с ним общие свойства, выражающиеся в направленности личности на объект активности мышления, проявления положительных эмоций. Интерес к традициям народного декоративно-прикладного искусства — это направленность личности на освоение традиционных видов и форм декоративно-прикладного искусства, эстетических, технологических и практических свойств предметов и явлений, которое вызывает сложный комплекс эмоций, переживаний, оценочных суждений и служит мотивом для практической деятельности по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства.

3. Формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства направлено на становление не только практических навыков учащихся, но и духовной сферы личности, способности определять виды народного декоративно-прикладного искусства и оценивать качество изделий традиционных народных промыслов. Феномен интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства способствует активному развитию исторического самосознания подростков, их эмоциональному развитию, формированию представлений об окружающем мире, истории региона.

4. Формируясь в условиях практических занятий декоративно-прикладным искусством, интерес к традициям народного декоративно-прикладного искусства побуждает активность подростка к поискам знаний о различных видах традиционных народных промыслов.

5. Интерес к традициям народного декоративно-прикладного искусства направлен на постижение традиций народных ремесел и отдельных видов народного декоративно-прикладного искусства, связи его с историей народа и способствует созданию отношения подростка к себе, своему народу, миру, в котором он живет, к окружающим его людям, что влияет на его поступки и поведение в целом.

6. Выявленные нами педагогические условия формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства представляются нам необходимыми и достаточными, что подтверждается анализом формирующего эксперимента. Так для определения педагогических условий мы, прежде всего, обозначили факторы, влияющие на этот процесс формирования. Обозначив цель исследования, мы выявили, что формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства зависит от социальной среды, в которой живет ребенок, от школы, влияющей на его воспитание и обучение, и непосредственно от учебно-воспитательного процесса, взятого нами как предмет исследования. Все эти факторы взаимосвязаны и присутствуют в становлении личности.

7. Педагогическая практика и анализ действующей программы «Технология» подсказали нам необходимые Педагогические условия формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства школьников 5−9 классов. Мы выявили, что для полноценного проведения процесса формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства необходимо выбрать урок, способный вызвать у большинства детей интерес, насыщенных многообразными видами деятельности, в силу чего позволяющий детям проявить свои творческие способности и возможности. Для формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства необходимо было использовать урок технологии и занятия декоративно-прикладным искусством. В связи с тем, что диссертант имел необходимый и достаточный опыт преподавания технологии и ведения кружка в школе, в качестве объекта была взята деятельность по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства. Анализ программы «Технология» показал целостность концептуального подхода и наличие небольшой возможности начать формирование в 5−9 классах интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства. Большими возможностями по формированию интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства обладает внеклассная работа, в частности факультатив по технологии. Целесообразность этого шага заключалась в том, что главной задачей факультатива по технологии является формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства. Немаловажными являлись принципы и методы программы: тематическое построение, связь с жизнью, метод эмоциональной драматургии, метод обобщения, метод анализа образцов народного декоративно-прикладного искусства, встречи с народными мастерами.

8. Исходя из задач программы мы выявили, что педагогические условия способны, на наш взгляд, интенсифицировать процесс формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства. Определив поэтапно-преемственный подход как необходимое условие формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства школьников 5−9 классов, мы доказали, что процессу формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства средствами урока технологии и факультатива всегда предшествует создание склонности к изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства. Межпредметные связи, помогающие представить учащимся на уроке взаимодействие истории и народного декоративно-прикладного искусства, активизировали внимание детей к декоративно-прикладному искусству в целом и к учебно-воспитательному процессу. Опора на связь искусства с жизнью способствовала более глубокому проникновению в сущность народного декоративно-прикладного искусства, помогла в создании собственной картины мира исходя из уровня развития детей подростковрго возраста, обратила дополнительное внимание на традиции своего народа. Взаимосвязь и единство вышесказанного стало основой интегративно-комплексного подхода к формированию интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства.

9. Обозначив необходимые условия формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства, мы выявили, что эти условия могут работать только при наличии трех составляющих учебно-воспитательного процесса: ученика, учителя и их взаимодействия. Отсюда были выведены три блока условий, способствующих организации процесса формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства. Именно эти три блока доказали, что предыдущих условий может быть недостаточно для формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков. Эти блоки предполагали создание необходимой атмосферы для формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства, как-то: отношение к уроку и наличие необходимых знаний учащихсяподготовленность педагога к этому процессуих взаимодействие, согласно представленным ранее условиям.

10.Определение трех блоков педагогических условий способствовало выявлению роли учителя, ученика и их согласованного действия. Было доказано, что формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства возможно лишь в том случае, если у учащихся с первых уроков формируется положительное отношение к декоративно-прикладному искусству, и существует конкретная цель: формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства. Практика показала, что формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства проходит поэтапно: от проявления любопытства, до формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства и свободного владения знаниями о них, что возможно лишь в том случае, если школьники получают необходимые ключевые знания, понятия, умения, а также постоянно ощущают жизненную связь декоративно-прикладного искусства и традиций народа.

Отмечена решающая роль учителя в процессе формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства, определены необходимые критерии его знаний и умений. Выявлено важнейшее свойство педагога — умение создать проблемную ситуацию, грамотно подобрать задания и теоретические сведения к ним, ввести детей в мир декоративно-прикладного искусства опираясь на их жизненные представления и практический опыт изготовления изделий декоративно-прикладного искусства.

Доказано, что необходимым условием эффективного формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства является тесное взаимодействие, взаимосвязь деятельности ученика и учителя, их общая направленность к конечному результату.

11. Исследование показало, что выявление проблемы формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства через призму трех методологических принципов (системного, комплексного и дея-тельностного подхода) помогает определить, что главным направление формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства является включение учащихся в практическую деятельность, сопровождаемую историческими сведениями. В процессе данной деятельности у учащихся формируется склонность к изготовлению изделий народного декоративно-прикладного искусства, развивается историческое самосознание, вырабатывается вкус, умение узнавать отличительные особенности разных народных промыслов. Таким образом, формируя у учащихся способность ориентироваться в традициях народного декоративно-прикладного искусства, воспринимать народное декоративно-прикладное искусство через призму истории народа, мы обусловливаем их дальнейшее развитие как граждан своего отечества.

12. Формирующий эксперимент проводился в два этапа. В начале эксперимента и в конце каждого этапа были проведены контрольные срезы, показывающие наличие или отсутствие необходимых результатов. Сравнительный анализ данных, полученных на первом и втором этапе исследования, определил, что заметно изменился интерес к традициям народного декоративно-прикладного искусства и повысился уровень знания видов НДПИ: 41% учащихся в начале исследования и 67% на втором этапе смогли назвать более трех видов НДПИ Карачаево-Черкесии. Использование в учебном процессе деловых игр, встреч с народными мастерами, проблемного метода обучения позволило интенсифицировать процесс формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства, и это подтверждается данными контрольных срезов: уровень сформированности устойчивого интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства 5% на первом этапе и 63% на втором. Анализ результатов показал действенность предложенной методики и достаточность выявленных условий.

13.Исследование показало, что использование в процессе формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства факультатива по разработанной нами программе способствует интенсификации формирования у школьников 5−9 классов интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства и углублению знаний традиционных t видов народного декоративно-прикладного искусства.

14.Мнения учителей технологии, работающих по экспериментальной методике, показали, что особое внимание привлек интегративно-комплексный подход как непременное условие формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства, который позволил учителям внести в программу собственные творческие моменты. Отмечая необходимость поэтапно-преемственного подхода, учителя обращали внимание на важность первого этапа, формирующего обязательные для работы навыки и качества. Опрос учителей технологии показал заинтересованность учителей экспериментальной работой.

15.В процессе формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства пришлось преодолеть следующие трудности: скудный теоретический материал о традициях народного декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкесской республикиотсутствие навыков по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства, способности воспринимать народное декоративно-прикладное искусство серьезноспад интереса к уроку технологии к 8 классунедостаточное материальное обеспечение учебного процессанедостаточные навыки у учителей в проведении занятий с использованием активных методов обучения.

16.Исследование показало, что формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства проходит несколько этапов. Нами рассмотрены все этапы, выявлены основные диагностические признаки и виды проявления интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства.

Проведенное исследование дает основание полагать, что формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства в 5−9 классах способствует интенсификации познавательной активности школьников, развития исторического самосознания и помогает процессу формирования личности.

В исследовании затронуты вопросы формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства в 5−9 классах на занятиях «обслуживающего труда» (у девочек). Тем самым некоторые аспекты, такие, как: проблема учета индивидуальных особенностейразработка методики формирования интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства на занятиях технологии (технический труд) у мальчиковобеспечение преемственности в формировании интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства учащихся начальной и средней школы и так далее, требуют своего дальнейшего исследования.

177 i.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 704 с.
  2. П.В., Панин А. В. Теория познания и диалектика: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1991. — 383 с.
  3. Е.В. Методика формирования творческой активности у студентов факультета педагогики и методики начального обучения в процессе преподавания народного искусства: Дис.канд.пед.наук. -М., 1994.- 180 с.
  4. А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в коммунистическом воспитании учащихся. Дисс. канд. пед. наук. Махачкала, 1967.
  5. А.А., Пушкина Р. Н. О программах для внеклассной работы. //Школа и производство. 1971.- № 4.- С. 63−72.
  6. А.К. О символике русской крестьянской вышивки архангельского типа. // Советская археология. 1966.- № 1.- 87 с.
  7. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское. — С.560.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-370 с.
  9. .Г. Познавательные потребности и интересы. Ученые записки. Вып. 16. ЛГУ, 1959, № 265. -С. 39−58.
  10. .Г. Психология чувственного познания мира. М.: Политиздат, 1980.- 255 с.
  11. А.А. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980.- 255 с.
  12. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания личности: Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во КГУ, 1888, — 238 с. 9. V
  13. А.Н. Преемственность и возникновение нового знания в науке.-М.: ИЗД-ВО МГУ, 1985.- 172 С.
  14. . Народные традиции и их использование в трудовом воспитании старшеклассников (на материале сельских школ КиргССР). Дисс. докт. пед. наук. -М., 1974.- 514 с.
  15. И.А. Основные принципы формирования регионально-национального компонента образования. // Культурологический подход в образовании. Карачаевск, 1999.
  16. В.В. Развитие интереса к профессии учителя у студентов пед-колледжа в условиях учебно-научно-педагогического комплекса. Дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 1995. — 207 с.
  17. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М.: Высшая школа, 1980.
  18. Т. Рвется преемственность. Как быть? // Народное образование. 1994.- № 1.- С. 31−33.
  19. А. Животноводство в Карачае Кубанской области (зоогигие-нический очерк). // Юговосточный хозяин. Вып. 9. — Ростов н/Д., 1906.- 111 с.
  20. П.Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук. -М.: Просвещение, 1983.- 128 е.: илл.
  21. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981.- 432 с.
  22. М.Д. Исследование методов активизации учебно-творческой деятельности младших школьников в кружках ДНИ. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1993.- 16 с.
  23. Ю.К. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в учебно-воспитательном процессе. // Народное образование СССР.-1982.-№ 7.- С. 106−111.
  24. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977.- 256 с.
  25. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982.- 192 с.
  26. Ю.У. Развитие художественных интересов сельских школьников. -М.: Педагогика, 1979.- 128 с.
  27. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы, методические рекомендации по его использованию в учебных заведениях Карачаево-Черкесской республики. Черкесск, 1995.
  28. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1999.-416 с.
  29. Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство. Карача-евск, 1994. — 100 с.
  30. А.Д., Шаманов И. М. Очерки истории хозяйства и хозяйственного быта горцев Кубанской области. Черкесск, 1972.- 67 с.
  31. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-С. 191.
  32. В.Ф. Формирование интереса к профессии у учащихся средних ПТУ в процессе изучения специальной технологии. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Челябинск, 1981.
  33. П.П. Изобразительные педагогические произведения. М., 1961.- С. 461.
  34. З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях.2.е изд., перераб. И доп. М.: Просвещение, 1986.- 207 с.
  35. Г. П. Проблема формирования общественных интересов у младших школьников: Автореф. дисс.канд. пед. наук. — М., 1974. 17с.
  36. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.- 95 с.
  37. А.А. Личность и общение. — М., 1995.-326с.
  38. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. -М., 1981.- Ч.2.- С. 131.
  39. Н.И. Методика воспитательной работы в школе. Учебное пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1979. — 223 с.
  40. Е.Г. Методика преподавания художественной обработки текстильных материалов студентам дневных отделений художественно-графических факультетов пединститутов. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1985.- 171 с.
  41. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.-М., 1985.
  42. С.М. Урок творчество учителя. — М.: Знание, 1974. — 40 с.
  43. Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1975.- 270 с.
  44. Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973.- 112 с.
  45. Ю.В., Подольный Р. Г. Создано человечеством. М.: Наука, 1981, — 68 с.
  46. БСЭ. Т. 16. М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1974.
  47. П.И. Художественный интерес как фактор формирования эстетических способностей старшеклассников: Автореф. Дис.канд.пед.наук, Л., 1976.- 18 с.
  48. Н.С. Пути оптимизации обучения обслуживающему труду девочек IV-VI кл. Дисс. канд. пед. наук. — Фрунзе, 1979. 191 с.
  49. Г. К. О соотношении народного и самодеятельного искусства. // Проблемы народного искусства. ИМ.: Искусство, 1973.- 253 с.
  50. Е.Г. Педагогические условия обучения учащихся народномудекоративно-прикладному искусству: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Краснодар, 1998.-19 с.
  51. Васильева-Гангнус Л. П. Уроки занимательного труда. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1987.
  52. А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Совр. высш. шк. 1982. № 3. — С. 139−141.
  53. В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. С. Петербург: АО «Икар», 1993.- 272 с.
  54. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. Пособие / Под ред. Т. Й. Шпикаловой, Г. А. Поровской. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 272 с.
  55. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. / Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. и др. /Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. — 256 с.
  56. Г. Н. Этнопедагогика. /Под ред. чл.-кор. АПН СССР проф. И. Т. Огородникова. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1974. -375 с.
  57. И.П. Много ли в школе талантов? М.: Знание, 1989.- 80 с. /Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология». — № 5.
  58. B.C. Крестьянское искусство и кустарная промышленность. // Вестник промышленной кооперации. 1927. — № 9/14.- С. 6−9.
  59. Воспитание школьников во внеурочное время. /Под ред. Л. К. Болясной, Сост. Т. В. Сорокина. 2-е изд., испр. И доп. — М.: Просвещение, 1980.188 с.
  60. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.-Л.: Гос. изд-во РСФСР, 1930.- 80 с.
  61. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -479 с.
  62. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968.- 17 с.
  63. Л.С. Собрание сочинений в 6 т. М., 1981.- Т.4.
  64. .С., Пруха Я. Дидактическая прогностика. Киев: Вищи школа, 1979.- 240 с.
  65. И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986.- 136 с.
  66. А.Я. Методика формирования художественного интереса сельских школьников 1−4 классов: на материале русского декоративно-прикладного искусства: Дисс. канд. пед. наук. М., 1992.- 242 е., илл.
  67. М. Полное собрание сочинений в 25 томах. М.: Наука, 1972. — Т. 17.
  68. О.С. Проблема формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ Щод ред. М. И. Махмутова. М.: педагогика, 1985.- 153 с.
  69. B.C. Комплексные научно-исследовательские работы // Методология педагогических исследований /Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М., 1980.- С. 118−124.
  70. А.Б. Формирование нравственного сознания и поведения у подростков на народных традициях хантов и манси: Дисс. канд. пед. наук. М., 1998.- 172 с.
  71. М.Б. Этнопедагогика карачаевского и балкарского народа. -Нальчик: Эльбрус, 1997.- 256 с.
  72. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика. 1972.423 с.
  73. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.- 240 с.
  74. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.
  75. Т.В. Психологические особенности подростка. // В кн.: Возрастная педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973.- С. 65.
  76. Д.П., Ханин М. Б. Воспитание школьников в процессе трудового обучения. — М.: Просвещение, 1979. 110 с.
  77. Т.И. Иголка-волшебница. М.: Просвещение, 1987.
  78. Т.И. Рукоделие. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.- 105 с.
  79. М.А. Художественно-эстетическое воспитание школьников в кружках по художественной обработке текстильных и войлочных материалов. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1988.- 179 с.
  80. Ю.П. Эстетическое воспитание школьников на внеклассных занятиях по труду (на примере художественной обработки материалов в IV-VII кл.). Дисс. канд. пед. наук. -М., 1970.
  81. И.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.- 480 с.
  82. Н.А. Формирование эстетических интересов младших школьников средствами искусства. Челябинск: Дисс. канд. пед. наук, 1995.- 153 с.
  83. В.Г. Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека. Ученые записки ЛГУ, 1956. Вып. 9 № 214.
  84. А.П. Развитие познавательного интереса учащихся начальной школы на уроках математики и на основе личностно-ориентированного обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Якутск, 1998. — 15 с.
  85. B.C., Рубинштейн М. М. Психология, педагогика и гигиена юности. — М., 1926.
  86. Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. — 32 с.
  87. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. -М.: Учпедгиз, 1961.- 223с.
  88. B.C. Проблема воспитания потребности в знании у школьников. — Ростов н/Д., 1971.
  89. Т.А. Проблемное обучение понятие и содержание // Сов. педагогика. — 1975. № 2. — С. 39−48.
  90. Исследование художественных интересов школьников. /Под ред. Е. В. Квяшковского и Ф.У. Фохта-Бабушкина. -М.: Педагогика, 1974.159 с.
  91. А. Промышленность, о которой мало кто знает. // Советский Северный Кавказ. 1931.- № 1.- С. 26.
  92. М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. М.: Художник РСФСР, 1961. — 159 с. '
  93. М.С. Социальные функции искусства. JL: Знание, 1978.
  94. Е.Г. Развитие познавательных интересов младших школьников в учебно-воспитательном процессе школы: Дисс. канд. пед. наук. -Б.м., Б.г. 158 с.
  95. Т.М. Развитие профессионально-педагогического интереса у будущего учителя: Дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. -185 с.
  96. И.Х. О культуре и быте народов советской Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1970.- 120 с.
  97. Кан-Калик В.А., Никандоров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1980.- 105 с.
  98. А. Искусство и ремесло. М., 1977.- С. 38.
  99. У.А. Организация художественно-трудовой деятельности наначальной ступени трудовой, политехнической подготовки: Дисс. канд. пед. наук. Якутск, 1997.- 163 е.: илл.
  100. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Ариадна, 1994.- 222 с.
  101. А.Г. Воспитание чувств. — М.: Педагогика, 1971.- 96 с.
  102. А.Г. Психология личности. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1965.-288 с.
  103. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. -Л., 1957.- Т.1. Характер. 262 с.
  104. А.Н. Формирование потребности в труде у учащихся подросткового возраста в процессе трудовой подготовки: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1985.- 162 с.
  105. Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1980.- 224с.
  106. В.П. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения учащихся средней профессиональной школы: Авто-реф. дисс. доктора пед. наук.- Казань, 1996. 32 с.
  107. Н.П. Хозяйка дома. М.: Знание, 1993.- 224 е.: илл.
  108. В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды. Дисс. докт. пед. наук. -М., 1994.- 371 с.
  109. В.В. Эстетическое воспитание в процессе трудового обучения (на материале занятий по токарной обработке древесины в 6−7 классах): Дисс. канд. пед. наук.-М., 1986.-181 с.
  110. Е. Погружение в общение // Директор школы. № 1.-200.-С. 50−56.
  111. В.Н. Формирование исторического самосознания подростков: Дисс. канд. пед. наук. Сочи, 1998.- 130 с.
  112. И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов н/Д: Изд-во РПУ, 1994.- 294 с.
  113. Е.А., Величкина О. В. Проект детской школы народного творчества // Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сб. науч. тр. НИИ культуры. М., 1990. — Вып. 1. t
  114. С.П. Психология формирования профессиональных интересов.- Автореф. доктор. Дисс. Киев, 1982. — 86 с.
  115. Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М.: Изд-во АН СССР, 1960.-520 с.
  116. В.А. Возрастные психологические особенности подростка. // Советская педагогика. 1970.- № 1.- С. 94−95.
  117. В.А. Основы педагогической психологии. -М.: Просвещение, 1972.- 255 с.
  118. В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М.: Просвещение, 1965.- 169 с.
  119. B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971.-143 с.
  120. B.C. Психология. М.: Высшая школа, 1982. — 256 с.
  121. А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. Нальчик: Эльбрус, 1982.- 176 с.
  122. В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса.- 3-е изд. доп.- М.: Политиздат, 1986.- 399 с.
  123. В.Ж., Наводнов В. Г. О сравнении педагогических технологий // Высш. образ, в России. 1994. № 1. — С. 165−172.
  124. Г. М. О формировании личностных качеств будущих специалистов // Высшее образование в России. 1994. № 2. — С. 103−105.
  125. A.M., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск: Народная асвета, 1976.
  126. Н.Д. Психологические особенности подростков. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954.- 478 с.
  127. Н.Д. Психология старшего школьника. М.: Учпедгиз, 1955.215 с.
  128. Н.Л. Детская и педагогическая психология. — М.: Просвещение, 1964.- 478 с.
  129. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. -М.: Педагогика, 1983.- Т.1.- 392 с.
  130. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. — 584 с.
  131. И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М.: Знания, 1988. — 80 с.
  132. .Т. Воспитание у школьников эстетического отношения к действительности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1969.- 16 с.
  133. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1975.- 176 с.
  134. Ю.А., Михеева И. Ф. Методы педагогической диагностики. -Ставрополь, 1994.- 85 с.
  135. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.
  136. А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965.- 374 с.
  137. В.В. Нравственное воспитание старшеклассников в процессе овладения народным декоративно-прикладным искусством. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1974.- 16 с.
  138. А.С. Педагогическая поэма //Пед. соч. в 8 т. Т.1.- М.: Педагогика, 1983.- 364 с.
  139. К.А., Толстых В. И., Эренгроссе Б. А. Эстетическое воспитание. — М.: Высшая школа, 1979.- 208 с.
  140. Г. П. Развитие познавательной активности школьников в процессе постановки учебных задач. //Сб. Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности. — Волгоград, 1988. С. 76−86.
  141. .Х. Кабардинское народное декоративно-прикладное искусство: Дисс. канд. искусствоведения. -М., 1980.- 188 л.
  142. Т.Н. Социальная активность старшеклассников: Педагогическая наука реформе школы. -М.: Педагогика, 1988. — 144 с.
  143. Т.Н. Социальная активность школьников. JL: Знание, 1978.-36 с.
  144. О.Ф. Очерки кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства, м., 1888.
  145. А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. — М., 1990.-191 с.
  146. Н.Т., Матис Г. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  147. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.
  148. С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов (XIX нач. XX в.). -Нальчик: Эльбрус, 1984.- 170 с.
  149. М.И. Проблемное обучение. -М.: Педагогика, 1975.
  150. B.C. Когда подростку интересно. Л.: Знание, 1986.- 32 с.
  151. A.M. Подольский В. А. Категория развития в марксистской диалектике. М.: Мысль, 1980.
  152. А.Г. Народное творчество как средство развития гуманистических качеств личности учащихся профессионального лицея: Дисс. канд. пед. наук. Карачаевск, 2000.
  153. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание, 1979.108 с.
  154. Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 18 с.
  155. B.C. Проблемы генезиса личности: Учебное пособие к спецкурсу. М.: Изд. МГПИ, 1985. — 103 с.
  156. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологического отношения человека. Психологическая наука в СССР. М.: Наука, 1960. С.ИЗ.
  157. Народное искусство в нравственно-эстетическом воспитании школьников: Книга для учителя /Из опыта работы /Сост. Н. И. Кучер,
  158. В.Я. Коровина.- М.: Просвещение, 1987.
  159. М.А. Народное искусство как часть культуры. (Теория и практика). М.: Изобразительное искусство, 10 983. — 344 е., илл.
  160. М.А. О развитии традиций в художественных промыслах. // Искусство. 1971. — № 12.- С. 35−41.
  161. .М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1982.- 190 с.
  162. .М. У истоков: Эстетическое воспитание в семье. М., 1963.
  163. Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ, студентов пединститутов и работников повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. М.: Просвещение, 1990.- 301 с.
  164. Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. Кн. 2. Психология образования. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-496 с.
  165. .О., Гедоин Е. Л. Художественное проектирование. М.: Просвещение, 1972.- 175 с.
  166. А. Народность всегда актуальна //Директор школы. № 1. 2001. -С. 25−29.
  167. Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации //Из первых рук. Приложение к «Учительской газете». № 10. 17 марта 1998.
  168. А.П. Педагогические условия формирования у студентов ценностных мотивов учения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1984.-21 с.
  169. О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высш. образ, в России. 1994. № 2. — С. 45−50.t
  170. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. Я. Зязюна. М.: Просвещение, 1989.
  171. Очерки истории Карачаево-Черкесии.- Т. 1. Ставрополь, 1967.- 369 370.
  172. Очерки общей этнографии. Азиатская часть СССР.- М., I960.- с. 37−38.
  173. Педагогика / Под общей ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1984.
  174. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. /Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российскоеtпедагогическое агентство, 1996.- 496 с.
  175. Педагогическая энциклопедия. -М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1964.
  176. А.В. Популярные беседы о психологии. М.: Педагогика, 1983.
  177. А.В. Развитие личности с позиции социальной психологии. -М., 1976.
  178. П.И., Ахметов Н. К., Хойдеров Т. С. Игра как средство активизации учебного процесса // Сов. педагогика. 1985. № 3. — С. 22−25.
  179. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.-312 с.
  180. К.К. Цели и задачи профессиональной ориентации. 8 кн. Профессиональная ориентация молодежи. — М.: Высшая школа, 1978.-С. 71.
  181. Я. А. Психология творчества и педагогика.- М.: Педагогика, 1976.-280 с.
  182. Г. В. Трудовое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства /на материале групп и школ продленного дня/,
  183. Дисс. канд. пед. наук. М.- 1978.-164 с.
  184. Примерные программы основного и общего образования по образовательной области «Технология» //Школа и производство. -№ 6.-1998.-С.З
  185. Примерные программы основного общего образования. 10−11 классы/Под ред. В. А. Полякова, П. Р. Атутова.- М.: Дрофа, 2000.
  186. Примерные программы основного общего образования. 5−9 классы/Под ред. В. А. Полякова, П. Р. Атутова.- М.: Дрофа, 1998.
  187. Программы восьмилетней школы. Начальные классы /1−3 кл./. М.: Просвещение, 1986.
  188. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. I-IV Кл. 3-е изд. -М, 1997.
  189. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология. / Под ред. Ю. Л. Хотунцева и В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 1996, С. 74−75
  190. Е.Н. Выбирайте профессию. М.: Просвещение, 1991.
  191. Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского: 2-е изд. М.: Политиздат, 1990.
  192. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х томах. -М.: Бол. Российская энциклопедия, 1993. Т.1. — 608 с.
  193. С.А. Основы общей психологии. В 2-х томах. — М., 1989.328 е.- Т.2.
  194. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990.256 с.
  195. М.В. Киргизский национальный узор. М.-Л., 1949.
  196. И. Будущие мастера. // Декоративное искусство. № 8.- С.43−46.
  197. .М. Строительство коммунизма и некоторые проблемы национальных традиций. Дисс.. канд.пед.наук. Казань, 1963.
  198. Г. М. Формирование у учащихся девочек V-IX классов потребности к труду в процессе трудовой подготовки: Дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1992.- 198 с.
  199. Северокавказский краевой горский научно-исследовательский институт. Записки, Т. 11. Ростов н/Д, 1929.
  200. Н. Эстетика труда. -М.: Педагогика, 1983.- 91 с.
  201. В.А. Профессиональная культура в структуре личности учителя./ Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие. М.: Прометей, 1993. — С.5−17.
  202. Словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина и В. Ф. Петрова. Изд. 4-е. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1954.
  203. М.И. Проблемы педагогической психологии. Киров, 1994. -41 с.
  204. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995.- 271 с.
  205. Л.Г. Декоративно-прикладные работы в детском кружке изобразительного искусства. В кн.: Художественное воспитание во внеклассной работе. Опыт кружков художественного воспитания. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.- С. 114−121.
  206. Е. Создание системы воспитания: формы, методы и приемы // Директор школы. № 2. 2000. — С. 19−26.
  207. Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 736 с.
  208. Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. XVIII—XX вв. -М.: Наука, 1989.-288 с.
  209. В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 439 с.
  210. Творческие проблемы современных художественных промыслов / Сост. И. Я. Богуславская. Л.: Художник СССР, 1981.-374 с.
  211. .М. Избранные труды: В 2-х томах. М.: Педагогика, 1985. -360 с.
  212. .М. Психологические вопросы художественного воспитания. -Сов. педагогика. 1946.- № 6.- С. 96−113.
  213. С.К. Этнопедагогические основы сохранения и развития традиционного декоративно-прикладного творчества народов Крайнего Севеipa: Дисс. канд. пед. наук. М., 1997.- 238 е.: илл.
  214. К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. -М.: Педагогика, 19 481 952. Т.З.
  215. Г. Ф. Медпредметные связи в обучении и проблема формирования познавательного интереса. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов. — Л.: ЛГПИ, 1983.- С. 45−54.
  216. Л.И. Психология воспитания подростков. М.: Знание, 1978.-45 с.
  217. В.А. Использование комплексной методики в изучении и формировании эстетических интересов учащихся. // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Л.: ЛГПИ, 1975.
  218. Философский словарь. М.: Политиздат, 1981.- 445 с.
  219. Философско-психологические проблемы развития образования. / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1981.- 176 с.
  220. А. Кустарная промышленность и промысловая кооперация в КЧАО. // Вестник промысловой кооперации. 1925.- № 1.
  221. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий: Сб. статей / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во МГУ, 1968. — 135 с.
  222. Формирование интереса к учению школьников / Под ред. А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1986. — 190 с.
  223. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. / Под ред. И. В. Дубровина. М., 1987.
  224. Фохт-Бабушкин Ф. У. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1982.- 110 с.
  225. Фохт-Бабушкин Ф. У. Об эффективности художественного воспитания. В кн.: Искусство и школа. -М.: Просвещение, 1981, — С. 17−32.
  226. Э.Д., Эльконин Д. Б. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. 1993.- № 1.- С. 24−32.
  227. А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1981.- 174 с.
  228. А.С. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий по декоративно-прикладному искусству: Дисс. канд. пед. наук. Орел, 1982.- 572 с.
  229. И.И. Труд. Социологические аспекты теории и методологии исследования. М., 1973.
  230. Человек — наука — природа. Диалектико-материалистические основы научного понимания /Под ред. В. Г. Иванова. Изд-во ЛГУ, 1986.- 137 с.
  231. С.Т. Педагогические сочинения: В 3-х томах. М.: Просвещение, 1964.
  232. Е.Н. Регионально-этническая культура в концепции развития, социализации и воспитания личности. // семейная этнопедагогика и современная национальная школа. Карачаевск, 1997.- С. 18−27.
  233. М.Х. Народное декоративно-прикладное искусство в трудовом и эстетическом воспитании учащихся V-VIII классов узбекской школы: Дисс. канд. пед. наук. Темрез, 1995.- 191 с.
  234. И.А. Адыгская народная педагогика:Дисс. докт. пед. наук, в форме научного доклада. Майкоп, 1993.- 57 с.
  235. И.А. Народная педагогика и воспитание гуманизма у молодого поколения. // Семейная педагогика и современная национальная школа. -Карачаевск, 1997.- С. 27−46.
  236. Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителя. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
  237. Т.Я., Алексеева Т. В. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Альбом с методическими рекомендациями. 1 класс. М., 1996. — 2 класс. — М., 1997.
  238. .О. О декоративно-прикладном искусстве. М.: Знание, 1963.
  239. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.- 208 с.
  240. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Просвещение, 1971.- 239 с.
  241. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 143 с.
  242. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Р. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1995. — 416 с.
  243. Эстетическое воспитание школьников / Под ред. А. И. Бурова, Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1971.
  244. Этнопедагогика: программа и методические рекомендации / Состав. Арабов И. А., Батчаева Х. Х. -М. Карачаевск: КЧГПУ, 1995.-51 с.
  245. П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964.203 с.
  246. П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1976.- 64 с.
  247. П.М. Чувства, их развитие и воспитание.- М.:3нание, 1976.-64с.251. www.mipkro.ru
Заполнить форму текущей работой