Преодоление дидактических затруднений как условие развития творческого потенциала учителя
Можно утверждать, что существует потребность в массовой подготовке учителей по инновационным технологиям. Авторы-разработчики инновационных систем обучения вынуждены заниматься вопросом эффективной подготовки учителей по новым образовательным технологиям. В процессе разработки этой проблемы диссертантом выясняется, что большая часть предыдущих исследований частично устарела и требует дальнейшего… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Проблема развития творческого потенциала учителя в ус-V ловиях курсов специализации и курсов повышения квалифика
- 1. Теоретическое обоснование подходов к подготовке учителя в современном образовательном пространстве
§ 2. Психолого-педагогические особенности дидактических за, ¦ труднений при подготовке учителей по инновационным технологиям и возможности их преодоления. $ 3. Теоретическое и методологическое обоснование особенностей совершенствования творческого потенциала учителей. ()
Глава 2. Организация и методика работы по выявлению дидактических затруднений и способов их преодоления
§ 1. Критерии исследования, отражающие рост творческого потенциала учителя.
§ 2. Содержание и специфика констатирующего эксперимента с j учетом выявленных затруднений.
§ 3. Система развивающих занятий на основе выявленных дидактических затруднений, направленных на развитие творческого потенциала учителя.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М. Мысль, 1991. -299с.
- Авершин В.И. Пути повышения учительского мастерства в современных условиях // Педагогика. 1998. № 3. — С.66−69.
- Айян Д. Эврика! 10 способов освободить ваш творческий гений. -СПб., 1997.
- Акимова А.П. Формирование у студентов умения определять и решать педагогические задачи в воспитательной работе // Обучение студентов основам педагогического мастерства. Иваново. 1971. -207с.
- Акимова А.П. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания // Дис. .канд. пед. наук. Л&bdquo- 1972. — 203с.
- Актуальные проблемы философии и социологии образования // Концептуальные основания, стратегии развития, перспективы педагогической практики Люрья Н А. Петрова Г. И. Сагатовский ВН. и др. / Под общ. ред. В. А. Дмитриенко. ГГ’ПУ. 1998.
- Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. М.: Моск. раб., 1973. -296 с.
- Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. О психологии изобразительного творчества // Вопр. психологии. 1956. — № 6. — С.37−50.
- Альтшуллер Г. С., Верткин И М. Рабочая книга по теории развития творческой личности. Кишинев, 1990.
- Аминов Н.А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей // Вопр. психологии. 1995. -№ 5. С.5−17.1 1. Амонашвили Ш. Глубинное воспитание /'/ Первое сент. 1996. 6 янв. С. 2.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JJ. 1968. — 339с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. Кн. 1. — 318с., Кн. 2. — 295с.
- Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М. Высш. шк&bdquo- 1981. — 240 с.
- Анисимов Н.М. Современные представления об изобретательской и инновационной деятельности // Школьн. технологии. 1998. № 5. -С.49−75.
- Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. -519с.
- Антонова Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопр. психологии. 1997. № 6. — С.23−30.
- Архангельский С И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. — 368с.
- Афанасов В.А. Типичные затруднения в работе молодых учителей и пути совершенствования их педагогического мастерства // Уч. зап. Рязанского пед. ин-та. Т.23., 1959. С.7−62.
- Ахмаваора У. Обучение письму и чтению в штайнеровских школах // Части, шк. 1995. № 6. — С.41−54.
- Бабанский Ю.К., Деминцев А. Д., Полякова Т. С. Результаты исследования деятельности учителей.// О дидактических затруднениях в деятельности учителей и путях их преодоления. М., 1974. — 64с
- Барабошина Н.В. Формирование готовности к преодолению затруднений в профессиональной деятельности у студентов педаго гического вуза: Дис. канд. пед. наук: 13. 00. 08. Кострома, 1998 ¦¦ 146 с.
- Бартлетт Ф. Психика человека в труде и игре. М.: АПН РСФСР. 1959. — 142с.
- Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 169с.
- Белофост М.Г. Педагогические идеи Рудольфа Штейнера и его взгляд на преподавание всеобщей истории в средней школе // Вест. Тамбовского ун-та. Сер: Гуманистические науки. Вып.З., 1998. -С.69−73.
- Беляев В.И. Проблема подготовки творческого учителя в педагогическом наследии С.Т. Шацкого // Профессиональная подготовка педагога. М., 1993. — 95с.
- Бердяев Н.А. Философия свободы: Смысл творчества. М.: Правда, 1989, -607с.
- Бернштейн М.С. О природе научного творчества // Вопр. филосо фии. 1966. № 6. — С. 131−143
- Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1975. — 399с.
- Библер B.C. Понимание JI.C. Выготским внутренней речи и логи ш диалога. Ещё раз о предмете психологии личности // Методологические проблемы психологии личности. М., 1981. — 181с.
- Блох М. Творчество в науке и технике. Пг., 1920. — 183с.
- Богоявленская Д.Б. Об эвристической функции модели проблемной ситуации // Проблемы эвристики. М.: Высшая школа, 1969. — 272с.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981. — 96с.
- Богоявленский Д.Н. Развитие самостоятельности мышления школьников как основа активных методов обучения // Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах. М.: Изд-зо АПН РСФСР, 1962. -280с.
- Бодров В.А.(ред). Психологические исследования проблемы профессионализации личности профессионала / Под ред. В. А. Бодре на. М&bdquo- 1991. — С.3−26.
- Большая советская энциклопедия. М.: Больш. сов. энцикл., 1956 -665с.
- Бояджан М. К вопросу психологии научного творчества // Уч. зап. Ферганского пед. ин-та. Вып. 3., 1957. С.95−112.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избр. Психол. труды. М. Ин-т практ. психологии. — Воронеж: МОДЭК, 1996. — 387с.
- Буева Л.П. Человеческий фактор: Новое мышление и новое действие. М.: Знание, 1988. — 63с.
- Бузмакова Т.И. О коррекции подготовки специалистов // Специалист. 1998. № 10. — С. 22−24.
- Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989. — 302с.
- Буторина М., Хштунен Е. Монтессори материал. Ч. 1. Школа дх я малышей. — М.: Мастер, 1992. — 79с.
- Буш Г. Я. Рождение изобретательских идей. Рига: Лиесма, 1976 •• 127с.
- Буш Г. Я. Основы эвристики для изобретателей. 4.1. Рига: Знание, 1977. — 95с.
- Валенский И.Я., Зайцева С. Н. Формирование индивидуального опыта творческой деятельности учителя физической культуры кгпс условие его современной образовательной подготовки // Теория и практика физической культуры. 1993. № 7. — С. 10−12
- Варламова Е.П., Степанов С. Ю. Рефлексивная диагностика в сис теме образования // Вопр. психологии. 1997. № 5. — С.28−43
- Бейт М.А., Оганянц Б. К. Непрерывное образование и совершенст вование педагогического процесса в школе. Липецк, 1990.
- Веккер Л.М. Психологические процессы. Т. З. Психика. Л.: ЛП>, 1981. — 326с.
- Векслер Д., Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики. -М., 1973. -50с.
- Венгер Л. А. Педагогика способностей. Детей дошкольного и школьного возраста. М.: Знание, 1973. — 96с.
- Вентцель К. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. М.: Практические знания, 1915. — 107с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстн ый подход. М., 1991. — 207 с.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление / Пер. с англ. / Общ. ре,. С. Ф. Горбова, В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. — 336с.
- Вилькеев Д.В. Роль гипотезы в обучении // Сов. педаг огика. 1967. -№ 6. С. 13−19.
- Вильям В. А. Уход за памятью. Искусство наблюдения / Пер. с англ. / Под ред. В. Синга. Махачкала: Госкомиздат, 1990. 72с.
- Виненко В.Г. Последипломное образование педагога в свете пост-неклассической науки // Педагогика. 1999. № 3. — С.73−79.
- Вишнякова Н.Ф. Креативная метапедагогика: Монография. Ч. I. Минск, 1995. 240с,
- Виханский О С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия,. р-ганизация, процесс. М.: Гардарика, 1995. -416с.
- Власова С.В. Образование XXI века. Каким ему быть? // Обшест,-. науки и современность. 1999. № 2. — С. 190−192.
- Волков И. Обрекаем на успех // Народн. образование. 1990. № Н -С. 48−53.
- Востриков А.А. Технология продуктивно-формирующего обучен кя учащихся 1-го класса. Психопедагогика и социальная психологи предметного обучения: Учеб. пос. Томск: ТГПУ, 2000. — 180с.
- Востриков А. А. Теория и технология подготовки учителя по методике преподавания человековедения: Учеб. пос. Одесса-Томск. 1994. — 150с.
- Востриков А. А. Теория, технология и методика продуктивной пе • дагогики в начальной школе. Томск: ТГУ, 1999. — 320с.
- Востриков А.А. Педагогическая психология развития и продуктивности. Учеб. пособ. сер.: Сибирская школа развития. Томск: ТГПУ, 1998. — 220с.
- Востриков А.А. Теория, технология и методика продуктивной пе дагогики в начальной школе. Томск: ТГУ, 1999. — 343с.
- Востриков А.А. Технология продуктивно-формирующего обучен- ия учащихся 1-го класса. Психопедагогика и социальная психология предметного обучения: Учеб. пос. Томск: ТГПУ, 2000. — 180с.
- Востриков А.А., Мирзоева С. И. Математика и мир вокруг нас /V Интегрированный курс для учащихся и родителей. Продуктивно -формирующая система обучения: Учеб. пос. для 1-го класса. -Томск, 1999. 320с.
- Выговский Л .А. Взаимообусловленность содержания школьного образования и повышения квалификации педагогических кадров Образование в Сибири. 1995. № 2. — С.112−114.
- Выговский Л.А. Социально-педагогическая деятельность ИПКРО как фактор развития образования в регионе: Автореф. дис.. каьд. пед. наук. СПб., 2000. 22с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. М., 1982.
- Высоцкая С.И. Типы затруднений и их связь с проблемными ситуациями в учебной деятельности школьников: Дис.. канд. пед. н-ь ук. М., 1974. — 178с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — 476с.
- Гальперин П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления // Вопр. психологии. 1982. № 5.
- Гейдебранд К.Ф. Учебный план свободной вальдорфской школы if Частн. шк. 1997, — № 2. С. 127−135.
- Гендин A.M., Политахина Л. М., Сергеев М. И. и др. Становление школы нового типа / По материалам социологических исследований. Казань: КГПУ, 1995. -49с.
- Гершунский Б.С. (ред) и др. Перспективы развития системы непрерывного образования. М.: Педагогика, 1990. — 221с.
- Гильманов С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога. Тюмень: Тюм. ун-т, 1998.
- Гирева Л.Д. Отечественные педагогические инновации 60−80 гг. 20 века // Педагогика. 1995. № 5. — С.83−87.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 14 7с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Гос. комитет РФ по высшему образованию: Международный фонд «Культурная инициатива». М., 1995. — ЗЯЗс.
- Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по спец. 0313 «Дошкольное образование» (базовый уровень) и 0312 «Преподавание в начальных классах» (базовый уровень). М., 1997.
- Грановская P.M. Соотношение сукцессивности и симультанност i в процессах восприятия и памяти: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. -Л., 1971.
- Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление с ге-реотипов. СПб., 1994. — 192с.
- Григорьева Т.Г. и др. Основы конструктивного общения. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета- - М.: Совершенство. 1997. — 170с.
- Григорян Н.В. Что такое развивающее обучение? // Нач. шк. 199). -№ 1. -С.54−57.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1989. — 319с.
- Гринёва А. Младший школьник: познание себя // Школа. 1996. JV" 4. — С. 19−21.
- Гриценко Л.И. Диагностика дидактических умений учителя как составной части его педагогического мастерства // Психолого-педагог ические проблемы повышения квалификации работников образования. М., 1993. — С. 119−124.
- Гришин Э.А. Социально-экономические и педагогические проблемы подготовки учителя. Ростов н/Д, 1970. — 257с.
- Громов Е.С. Художественное творчество. М., 1970. — 268с.
- Громыко Ю., Давыдов В., Лазарев В. и др. Концепция прогноза развития образования до 2015 года // Народн. образование. 1990. -№ 2. С.3−7.
- Грузенберг С О. Психология творчества. Минск, 1923.
- Г рузенберг С. О. Гений и творчество. Л ., 1924.
- Г’уревич П. Человек как объект социально-философского анализа // Проблема человека в западной философии / Под ред. Ю.Н. Попопа- М. Прогресс, 1988. -544с.
- Гурьева Л.В. Формирование умений у учащихся самостоятельно приобретать знания при выполнении фронтальных экспериментальных работ на первой ступени обучения физике. Л., 1975.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагог ка, 1986.- 239с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 19S6.- 542с.
- Деминцев А.Д. Развитие творческой активности учителей и совершенствование их педагогического мастерства: Дис.. канд.. -М., 1972. -249с.
- Дидактические очерки. Каптерёв П. Ф. // Избр. пед. соч. М., 198!, — 600с.
- Дильтей В. Понимающая психология // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П. Я. Гальперина и, А Н. Ждан. М.: Изд-вс" МГУ, 1980. -301с.
- Дмитриенко В.А. Методологические проблемы науковедения. -Томск: ТГУ, 1977. 175с.
- Дмитриенко В.А., Люрья Н. А. Образование как социальный институт: тенденции и перспективы развития. Красноярск: Изд-во Краснояр. Ун-та, 1989. — 182с.
- Дмитриенко В.А. Системный и деятельностный подход к формированию духовной культуры будущего педагога // Основные направления формирования и развития духовной культуры педагога. -Томск: ТГУ, 1989.
- Днепров Э. Общественно-педагогическое и инновационное образовательное движение // Инновационное движение в российском школьном образовании / Под ред. Э. Днепрова, А. Каспржака, А. Пинского. М.: Парсифаль, 1997. — 416с.
- Дорфман Л. Я., Ковалева Г. В. Основные направления исследований креативности в науке и обществе // Вопр. психологии. 1992. № 2.
- Дубрович С. Главное, чтобы учитель был профессионалом // Вое-пит. Школьников. 1995. № 6. — С. 13−15.
- Елманова В.К. Формирование гностических умений будущих педагогов: Дис.. канд.. Л., 1973. — 179с.
- Еремеев Б.А., Корчинский С. О. О профессиональной рефлексии л профессиональном идеале учителя /У Психологические проблемы развития профессионального сознания педагога-практика. М.: АПН РСФСР, 1992. -87с.
- Ермакова Е С. Психологические механизмы гибкости мышления дошкольников // Вопр. психологии. 1996. № 1. — С.45−60.
- Ермакова Е С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников // Вопр. психологии. 1996. № 2. — С. 124 131.
- Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: ЛГУ, 1974, — 112с.
- Железцова Г. А. Подготовка учителей к работе по дидактической системе Л.В. Занкова // Нач. шк. 1993. № 10. С.49−53.
- Журнал-каталог: Образование / Сост. М. Р. Леонтьева, Н. Н. Тара. A.M. Водянский. М.: Про-пресс, 1998.
- Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 198(1. -96с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя // Сов. педагогика. 1988. № 1. — С.70−75.
- Загвязинский В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. М.: Знание, 1991. — 61с.
- Зак А. З. Учимся мыслить, стараясь рассуждать: как проверять и развивать логическое мышление детей 6−15 лет. М.: Фолиум, 1996. — 112с.
- Занина Л.В. О переходе к личностной ориентированности в обра :о-вании//Специалист. 1998. -№ 10. -С.29−31.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. АПН СССР. — V .: Педагогика, 1990. — 418с.
- Зарипов К З. О возможностях перестройки деятельности ИУУ гю реализации диагностического подхода // Формирование профессионального педагогического мастерства учителей / Под ред. А. Е?. Марон. М.: АПН СССР, 1989. — С. 29−37. — 84с.
- Засобина Г. А. Конструирование учебной информации // Уч. зап. Ивановского пед. ин-та. Т. 57. Вопросы педагогики высшей и средней школы. Иваново, 1969. — С.21−29
- Засобина Г. А. Особенности формирования у студентов профессиональных умений в конструировании учебной работы: Дис.. канд.. Л., 1971. 235с.
- Зверев А. Открытие Потаповой // Учит, газета. 1986. 2 дек.
- Зимичева С.А. Некоторые особенности конструктивных умений учащихся педагогического училища // Обучение студентов осноЕ-ам педагогического мастерства. Иваново, 1971. -207с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 476с.
- Зинченко В.П. Образование, культура, сознание // Философия образования для XXI века. М: Логос, 1992. — 207с.
- Зязюн И.А., Кривонос И. Ф., Лебедик Н. П. и др. Учитель, которо о ждут: из опыта работы Полтавского пединститута им. В. Г. Короленко / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Педагогика, 1988. — 151с.
- Иванов Д А. Философско-методологические основания педагогической деятельности, реализующей личностно-ориентированное содержание образования // Вопр. методологии. 1992. № 3−4.
- Иена-план профессора Петерсона // Частн. шк. 1994. № 4- 1995 -№ 1.
- Из опыта работы (Г.А. Железцова) // Нач. шк. 1993. № 10. — С.4 53.
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход к исследованию педагогических явлений // Результаты новых исследований в педагогике. -М&bdquo- 1977. 102с.
- Инге Унт. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 180с.
- Инновационное движение в российском школьном образовании. Под ред. Э. Днепрова, А. Каспржака, А. Пинского. М.: Парсифг пь, 1997.-416 с.
- Исаев Е.И. Проблемы проектирования психологического образования педагога // Вопр. психологии. 1997. № 6. — С.48−57.
- Исурина Г. Л и др. Групповая психотерапии. М.: Медицина, 1990. — 383с.
- Казначеев В. П. Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-нис, 1991.-302с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.- М.: Педагогика, 1981. 200с.
- Кан-Калик В., Никандров Н. Можно ли научиться творчеству (О проф. мастерстве учителя) // Народи, образование. 1989. № 1 1-С.62−66.
- Кан-Калик В., Никандров Н. Ваша творческая концепция (О системе психолого-педагогических знаний учителя) // Народн. образование. 1990. № 2. — С.76−81.
- Карпенко М. Будущему образованию технологию будущего. Исторический аспект и современный взгляд на обучающие технологии // Мор. флот. 1998. № 9/10. Г.26−27.
- Касаткина Н. Э. Невзоров Б.П. Халяпина Л. П. Социально-педагогические основы становления и развития личности учителя в университете. Кемерово. 1996. 128с.
- Кедров Б.М. Научное открытие и информация о нём // Научное открытие и его восприятие / Под ред. С Р. Микулинского. М., 1971 -311с.
- Кейт Харари, Памела Вейнтрауб 30-дневный курс развития интуиции и творческих способностей: Программа целостного развития ума / Пер. с англ. К.: София, 1996. 192с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: (Анализ зарубежного опыта) М: Знание. 1988. — 75с.
- Кларин М.В. Развитие инновационных моделей обучения в мировой педагогике: контуры исследования // Своб. воспитание. Пед. альм. Вып. 3. ВЛАДИ. 1993. С 48−51.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии: (Анализ зарубежного опыта). -Рига: НПЦ «Эксперимент». 1995. 176с.
- Клименко И.Ф., Кислицина О Д Формирование у студентов навыков исследовательской деятельности /7 Специалист. 1998. № 10 С. 17−18.
- Климов Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам // Вопр. психолог ии. 1998. № 2. — С.57−60
- Клюева Н.В. Программа социально-психологического тренинга для педагогов. -М., 1992. 137с.
- Ковалёв А.Г. Психология личности. 3-е изд. прераб. и дополн М.: Просвещение, 1970. — 391с.
- Ковалёва Н.Б. Методы развития творческой личности учащихся. -М.: МТА, 1992.
- Ковалёва Н.Б. Принципы и методы развития креативности в теории и практике непрерывного образования в России и США // Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования в России и США. М&bdquo- 1994. — 250с.
- Коджаспирова Г. М. Слагаемые педагогического мастерства и их формирование у будущего учителя (в вузе) // Нач. шк. 1993. № 8- С.63−65.
- Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразоват ия педагога. М., 1994. — 344с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь, для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 20)0.- 176с.
- Козьмин О.Г. Альтернативная начальная школа США // Нач. шк. 0 1993.-№ 12.-С.64−69.
- Коннова В.А. Задачи творческого характера на уроках математики // Нач. шк. 1995. № 12. — С.55−57.
- Константинова Ф.В. Теоретические основы и организационно-педагогические условия развития творческой личности в педагог i-ческом колледже: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Томск, 1998. -22с.
- Корнетов Г. Метод Монтессори // Частн. шк. 1995. № 4. — С. 1 Г'-121.
- Коссов Б.Б. Творческое мышление и его основы // Maqister. 1997. № 3. С.9−20.
- Коссов Б.Б., Бирюков С., Валеева И. Психологическая подготовь-! специ&писта // Высш. образов, в России. 1999. № 1. — С.71−75
- Костюк Г. С. Проблемы психологи мислення // Радяньска психол >-пчна наука за 40 роюв. К.: Рад. шк., 1958.
- Котюков В.Г. Психологизация образовательного процесса // Открытая шк. 1999. № 3. — С.30−33.
- Коултер Д. Д. Монтессори и Штейнер // Учит, газета. 1992. № 5. -'У? С. 19.
- Краевский В.В. Преподавание как творческая деятельность учит, ля // Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1982. — 319с.
- Краевский В.В. Повышение квалификации педагогических кадров // Педагогика. 1992. № 7/8. С. 55−58.
- Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. — 575с
- Крупник Е. П. Подымов НА. Психологическая устойчивость учи геля как условие преодоления инновационных барьеров в его профессиональной деятельности // Мир психологии. 1999. № 2.1. С. 175−178.
- Крылова В.А. Использование обучающих алгоритмов как средство повышения эффективности обучения: Автореф. дис.. канд.. -Л., 1967. 16с.
- Кряклина Т.В., Фандина В. Г. Компьютеризация учебного процесса- важное направление инновационной образовательной деятельности // Мат-лы научно-метод. конф. «Специалист XXI в.: инновации в образовательном пространстве». Барнаул, 1999. — 132с.
- Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития // Дошк. воспитание. 1999. № 3.
- Кудрявцева В., Синельникова В. Ребёнок дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошк. воспитание. 1995. -№ 10. — С.62−70.
- Кузина Т Ф. Фактор повышения качества работы учителя // Сов. педагогика. 1987. № 9. — С.36−41.
- Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л, 1961. -98с.
- Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учители и формирование его личности: Автореф. дис.. д-ра. Л., 1965 39с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии груда учителя. Л.: Изд-во Л -нингр. ун-та, 1967. — 183с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследований педагогической деятельности. Л., 1970. — 117с.
- Кузьмина Н.В. Проблемы отбора и профессиональной подготовь i специалистов в вузах. Л., 1970. — 190с.
- Кузьмина Н.В. Педагог как организатор педагогического воздейс г-вия // Основы вузовской педагогики. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1972. — 311с.
- Кузьмина Н.В. Этапы овладения основами мастерства // Основы вузовской педагогики. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. — 3 11с.
- Кузьмина Н.В. Педагогическая деятельность мастера//Дидактив:л производственного обучения. М.: Высшая школа, 1973. — С.358 403.
- Кузьмина Н.В. Методика проведения спецсеминара // Учебно-воспитательная работа кафедр педагогики и психологии в педагс • гических вузах: сб. научн. тр. М., 1975. — С.76−83.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1989. -167с.
- Кузьмина Н.В., Савин Н. В. О проблеме обучения будущего учителя педагогическому мастерству // Уч. зап. Ивановского пед. ин-та.
- Т.57. Вопросы педагогики высшей и средней школы. Иваново, 1969. С.3−20.
- Кульчицкая Е.И., Моляко В. А. Психологические вопросы выявления одарённости. Киев, 1992.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.1970. 230с.
- Курочкина Л.Д. Новые технологии обучения // Нач. шк. 1993. N: 2 — С.6−8.
- Кутырева Н.И. Практическая реализация дидактической системь JIB. Занкова // Нач. шк. 1999. № 3. — С.82−84.
- Кухарев Н.В., Решетько B.C. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества. Мн.: Адукацыя i выхавание 1996.-104с.
- Ладенко И.С. Образование, интеллект и когнитивные науки в устойчивом развитии общества // Закономерности социального развития: ориентиры и критерии моделей будущего. Сборник: в 2ч. Ч.:. Рос. АН, Сиб. отд-ние. Новосибирск, 1994. — 107с.
- Лапина Г. Я. Педагогическому творчеству надо учить // Нач. шк. 1999. -№ з. -С. 14−17.
- Латыш ко Н.А. О результатах работы по системе развивающего обучения Л. В. Занкова // Нач. шк. 1999. № 4. — С.48−52.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. — 327с.
- Левицкий М.Л. Профессиональная подготовка учителя: итоги двух конференций // Научн. практ. конф. в МГПУ им. В. И. Ленина и Полтавского, пед. ин-та, май-июнь 1991 //Педагогика. 1993. — № 3.1. С.42−43.
- Леднёв B.C. Содержание образования. М.: Высш. шк., 1989. 359с.
- Леднёв B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. шк., 1991. -223с.
- Лейтес Н С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика.1971. 279с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М.: Изд-вс Моск. ун-та, 1972. — 575с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т.2. М.: Педагогика, 1983. — 318с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Г1ела-гогика, 1981. — 186с.
- Липницкая И.А. Некоторые приемы ТРИЗа на уроках обучения грамоте // Нач. шк. 1999. № 1. — С.67−68.
- Локалова Н.П. Психодиагностика трудностей в обучении и их преодоление // Вопр. психологии. 1998. № 5. — С. 130−141.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Наука, 1991. — 297с.
- Ломова И.А. Каким быть учителю? Из опыта работы по формированию пед. мастерства // Открытая шк. 1998. № 3. — С.21−22.
- Лузина Л.М. Понимание как духовный опыт. Псков. 1997.
- Лук, А Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144-.
- Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 127с.
- Люрья Н А. Образование: поиски, надежды, свершения // Образе вание в Сибири. 1994. -№ 1 (0). С. 16−21.
- Макарова Л.В. Преподаватель: Модель деятельности и аттестация. -М., 1992.
- Максимова Э.А. Структурные компоненты педагогического знан 1я учителя и их роль в организации процесса обучения // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 2., 1974.-Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. С. 168−172.
- Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс. Культура, 1992. -415с.
- Маркова А.К. Закономерности возрастного развития. К вопр. воз растной психологии // Сов. педагогика. 1988. № 9. — С.49−56.
- Маркова Н.В. Владение педагогической технологией как необходимый элемент профессиональной активности учителей // Педагогическая теория: идеи и проблемы. М., 1992. — С. 147−149.
- Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. № 6. — С.55−63.
- Маслов С.Н. Рефлексивно-инновационный практикум как метод развития творческого потенциала руководителя: Дис. канд. пс-ихол. наук: 19.00.13.-М., 1994. 177с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975. — 368с.
- Менчинская Н.А. Психологические проблемы активности личном ти в обучении // Народн. образование. 1974. № 4.
- Мерзлякова М.Г. Развитие творческого потенциала педагогов в процессе проектирования личностно-ориентированной системы образования в средней школе: На примере создания многопрофильного лицея: Дис. канд. пед. наук: 13. 00. 01. -Спб., 1995. -210с.
- Метаева В.А. Рефлексия и её роль в преодолении профессиональ ных затруднений педагога: Дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01. -Екатеринбург, 1996. -207с.
- Мещерякова Л.В. Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения педагогических инноваций: Дис. канд. пед. наук: 13. 00. 08. Челябинск, 1998. — 261с.
- Миккин Х.Й. Цель, процессы и методы видеотренинга руководителей // Человек. Общение и жилая среда / Под ред. Ю. Орна, Т. Пиита. -Таллин, 1986. -С.7−21.
- Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя // Вопр. психологии. 1987. № 6. — С.47−55.
- Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя /7 Вопр. психологии. 1998. -№ 31. Г.44−53.
- Мирская Н.Э. Ученый и современная наука. Ростов н/Д. 1971. 103 с.
- Митина J1.M. Значение самооценки учителя // Сов. педагогика. 1991. № 1. — С.90−93.
- Митина Л.М. Психологические аспекты труда учителя. Тула.1991.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело. 1994. — 216с.
- Моляко В.А. Психология решения школьниками творческих задач Киев: Радянська шк. 1983. 94с.
- Моляко В.А. Техническое творчество и трудовое воспитание. М.: Знание, 1985. — 80с.
- Моляко В.А. Творческая одарённость и воспитание творческой личности. Киев. 1991.
- Моляко В.А. Концепция творческой одарённости // Первые международные научные Ломовские ччения 17−20 декабря 1991: тез. Докл. М.: ИПАН. 289с.
- Моляко В.А. Психология творческой деятельности. (Сер. Педагогическая, № 1). Киев: Знание. 1978, 47с.
- Монтессори М. Руководство к моему методу. М., 1916.
- Монтессори М. Свободное трудовое воспитание. П.- М., 1921.
- Монтессори М. Метод научной педагогики, применимый к детскому воспитанию в домах ребенка / Пер. с итал. М.: ТОО «Монтес-сори-центр», 1993. 186с.
- Монтессори М. Значение среды в воспитании//Частн. шк. 1995. -№ 4. С.122−128.
- Мюнстенберг Гуго. Психология и учитель. 3-е изд. исправ. / Пер. с англ. А. Гронбаха. М.: Совершенство, 1997. — 316с.
- Наенко Н.И. Психологическая напряженность. М.: Изд-во МГУ. 1976. — 112с.
- Народное образование. 1966. № 1. Прил. — С.3−11.
- Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.З. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. — 512с.
- Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. -М.: ВЛАДОС, 1999. 608с.
- Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975. -302с.
- Никитина Г. В., Романенко В Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. СПб.: С.-Петерб. ун-т, 1992. -167с.
- Новиков A.M. Как работать над диссертацией. М.: Пед. поиск, 1994. — 122с.
- Общее среднее образование России // Сборник нормативных документов 1992/1993. М: Просвещение, 1993. — 286с.
- Общее среднее образование России // Сборник нормативных документов 1994/1995гг./Сост. М. Р. Леонтьева, Н. Н. Гара, A.M. Водян-ский. М: Новая шк., 1994. — 256с.
- Одарённые дети / Пер. с англ./ Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М: Прогресс, 1991. — 378с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. '1-е изд. М.: Азбуковник, 1999. — 944с.
- Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 198.208с.
- Онушкин В.Г.(ред.) Теоретические основы непрерывного образования / Под ред. В. Г. Онушкина. М.: Педагогика, 1987. — 207с.
- Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопр. психологии. 1988. № 1. — С. 16−26.
- Орлов А.А. Формирование педагогического мышления (учителя^ V Сов. педагогика. 1990. № 1. — С.82−86.
- Орлов А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность / Педагогика. 1995. № 6. — С.55−63.
- Осипов В.Г. Система образования и НТР. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1985. — 178с.
- Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. IV. М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1951. -452с.
- Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в СССР. Важнейшие этапы истории и современное состояние. М.: Педагогика, 1975. -218с.
- Панюшкин В.П. Освоение деятельности: индивидуальная репродукция или продуктивное сотрудничество // Психолого-педагогические проблемы общения. М.: НИИОП, 1979. — 161с.
- Пахомов Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проб: ем // Философия образования для XXI века. М: Логос, 1992. — 207с.
- Педагогическая энциклопедия: В 4 т.Т.4. / Под ред. И. А. Каировг: -М.: Сов. энциклопедия, 1968. -912с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагог, общество России, 1998. — 640с.
- Педаяс М.И. Проблема эффективности учителя в зарубежной и советской педагогике и психологии // Сов. педагогика и школа. Выл. VIII. Тарту, 1973. -С.29−41.
- Перспективы развития системы непрерывного образования / Пог ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 221с.
- Петрова О.Ю. Роль концепции самоорганизации в формировании естественнонаучного мировоззрения педагога: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Томск, 1998. — 16с.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 16! sc.
- Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях вь> сокотехнологического общества // Педагогика. 1997. № 5. — С.97−103.
- Пинильос Х.Л. Развитие умственных способностей // Перспективы. 1983. -№ 1.
- Пиняева С.Е., Андреев Н. В. Личностное и профессиональное раз витие в период зрелости // Вопр. психологии. 1998. № 2. — С. З-':0.
- Плаус Скотт. Психология оценки и принятия решений / Пер. с англ.- М.: Фил инь, 1998. -364с.
- Плюхин В. Помоги студенту поверить в себя: о развивающем обучении // Дошк. воспитание. 1999. № 3. С.92−93.
- Побединская Л.М. Успех рождается в творчестве // Нач. шк. 1991. № 4. С.45−47.
- Победоносцев К.П. Ученье и учитель: Пед. заметки // Сов. педагогика. 1991. № 3. С.109−118.
- Подласый И.П. Педагогика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 199<>. -432с.
- Подымов Н.А. Психологические барьеры в профессиональной дс тельности учителя. Курск, 1996.
- Подымов Н.А., Подымова Л. С. Психологические особенности пр > фессиональной деятельности учителя. Курск, 1996.
- Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. М: Машин > строение, 1988. — 360с.
- Полякова Т.С., Поляков Н. А. Анализ затруднений студентов-выпускников математического факультета пединститута и учителей-заочников // Проблемы подготовки учителя математики в пединститутах: сб.тр. Вып. 45. М., 1975. — С.28−50.
- Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельное и начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983. — 128с.
- Полуяктова З.Г. К вопросу о формировании педагогических умений // Обучение студентов основам педагогического мастерства. Ие i-ново, 1971. — 207с.
- Пономарёв Я.А. Психология творческого мышления. М.: АПН РСФСР, 1960. — 352с.
- Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. -280с.
- Попов В. Каждый учитель исследователь: (Шк. № 12. г. Оренбурга) // Пед. вестник. 1993. — № 18.
- Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогичеекм аспект // Под ред. Р. А. Низамова. Казань: Казанский ун-т, 1989. -202с.
- Потапова Е.Н. Радость познания: Кн. для учителя. М.: Просвеи ние, 1990. -94с.
- Поташник М М. Эстафета творчества// Сов. педагогика. 1987. .N1″ 6.
- Поташник М.М. Право на эксперимент // Народн. образование. 1989. № 9.
- Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.: Политиздат, 1989. — 270с.
- Проблемы измерения и оценки качества психолого-педагогической подготовки учителя. // Тез. докл. межвуз. науч. конф. / Тул. пед. инт. / Под. общ. ред. А. А. Орлова. Тула, 1992. — 214с.307,308 309 310 311 312.313314,315 316.317.318 319.320,321 322.324,325.
- Проблемы принятия оптимальных решений в педагогической деятельности: сб. научн. тр / Под. Ред. Г. Л. Победоносцева. М.: НИИОП, 1984. -93с.
- Программы развивающего обучения // (Система Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова) 1−5 классы. Русский язык. Математика. М.: Просвещение, 1992.
- Просецкий П.А., Семиченко В. А. Психология творчества. М.: Прометей, 1989. — 82с.
- Прохоров А.О. Психические состояния учителя и продуктивностьурока // Вопр. психологии. 1986. № 6. — С.49−55.
- Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М.: НМО Творчеекая педагогика, МП Новая школа. 1993. 47с.
- Пряжников Е.Ю. Факторы профессионального самоопределенияпреподавателей педагогических вузов // Вопр. психологии. 1994. ¦•6.-С.64−73.
- Пряжников Н.С. Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении // Вопр. психологии. 1987. № 4.
- Психофизиологический отбор кандидатов на обучение профессии водителя автотранспортных средств. JI.: НИИ профтехобразования АПН СССР, 1991. -57с.
- Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М., 1967.-271с.
- Регирер Е. И. Развитие способностей исследователя. М., 1969. 230с.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с п:"л.- М.: Прогресс, 1979. -392с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пос. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529с.
- Рокицкий П.Ф. Биологическая статистика. Мн.: Высш. шк., 1973. -319с.
- Российская педагогическая энциклопедия. Т.2. М.: Больш. российская энцикл., 1999.-608с.
- Рубинштейн Л.С. Основы обшей психологии. М.: Педагогика, 1946. — 704с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993. -ЗбЯс.
- Русаков А. Что такое развивающее обучение?: Тридцать лет npoi а-гандируют эту систему. В чём её суть? // Первое сент. 1994. 20 сент. С. 2. '
- Рыбина Л. Почему все увлекаются // Первое сент. 1993. № 75.
- Рындак. В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: Дис.. д-ра пед. наук:13. 00. 01. Челябинск, 1996. — 340с.
- Рыньков В.В. Пути повышения педагогического мастерства сельского учителя // Нач. шк. 1998. № 6. — С.64−65.
- Рычков Г. Б. Готовы ли выпускники школы к продолжению образования. // Народн. образование. 1990. № 9. -С. 32−37.
- Ряховских Н.Д. Взаимосвязь теории и практики как средство развития творческого потенциала будущего учителя: Дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01.-Оренбург, 1998. -213с.
- Савина Н.Г., Козлова Л. П. Формирование креативности у будущего школьного учителя // Специалист. 1998. № 10. — С. 11−12.
- Савинкова Т.Н. Рефлексия как средство преодоления профессиональных затруднений педагога инновационного образовательного учреждения: Дис. канд. пед. наук: 13. 00. 01. Челябинск, 1999. 172с.
- Саранцев Г. И. Теория, методика и технология обучения // Педагогика. 1999. -№ 1. С. 19−24.
- Светловская И.Н. О методике технологии педагогического труда и педагогическом творчестве (учителя) // Нач. шк. 1991. № 2.1. С.67−72.
- Селевко Г. К. Опыт системного анализа современных педагогиче -ских систем // Школа. 1996. № 6. — С.3−43.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Нн-родн. образование, 1998. — 255с.
- Селевко Г. К., Басов А. В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование: 4.4. Яросл. Отд. ИУУ. -Ярославль, 1991. 71с.
- Семенов И.Н., Репецкий Ю. А. Личностное самоопределение как ключевой фактор образования взрослых // Мир психологии. 199^ -№ 2. С.29−32.
- Сенько Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся // Сер. Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология. М: Знание, 1986. — 79с.
- Сенько Ю.В., Тамарин В. Э. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся // Сер. Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология. М.: Знание, 1989. — 79с.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. -№ 5. С. 16−21.
- Сидоренко Е.В. Экспериментальная групповая психология. -СПо.:СпбГУ, 1993. 152с.
- Силакова М. Условия творческого решения конструктивных задач // Дошк. воспитание. 1996. № 5. — С. 75−79.
- Силяева Е.Г. Профессиональная подготовка учителя начальных классов // Межвуз. сб. науч. труд. Ставрополь: Ставропольский пед. ин-ут, 1986. — 174с.
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пос. для студ. педвузов, учит, и слушателей ФПК. М.: Междунар. педагог, академия, 1995. — 192с.
- Симонов В.П. Стиль взаимодействия субъектов педагогического менеджмента и его диагностика // Специалист. 1996. № 5. — С.30ч .1.
- Синягин Ю.Н., Синягина Н. Ю. Начальное образование в авторе*:эй школе // Частн. шк. 1995. -№ 3. С.37−41.
- Синягина Н.Ю., Чирковская Е. Г. К вопросу мотивации инновационной деятельности руководителей образовательных учреждении // Мир образования. 1999. № 2. — С.63−67.
- С катки н М. Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М.: Педагогика, 1984. — 95с.
- Скаткин М.Н., Лернер И. Я. О методах обучения // Сов. педагогика. 1965. № 3.
- Скульский Р.П. Учиться быть учителем. М.: Педагогика, 1986. 143с.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И. и др. Педагогика: У1! йб. пос. для студ. пед. учеб. заведений. М.: Школа — Пресс, 1998. -512с.
- Смирнов С.А. К вопросу о новой образовательной парадигме // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. Тез. Междунар. конгр. Новосибирск: Изд-во ин-та археологии и этнографии СО-РАН, 1995. — 287с.
- Смирнов С.А. Технологии в образовании // Высш. образов, в России. 1999. -№ 1. С. 109−112.
- Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. — 136с.
- Смирнова Н.В. Социальные технологии реформирования образования в России // Соц.-полит. журнал. 1996. № 1. — С.57−69.
- Смолкни А. Активные методы обучения при экономической подготовке руководителей производства. М.: Знание, 1976. — 64с.
- Собкин B.C., Писарский П С. Социокультурный анализ образова тельной ситуации в мегаполисе. М., 1992.
- Соколов В.М. Стандарты в управлении качеством образования. Н. Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 1993. — 93с.
- Соколов М.В. Молодые учителя на работе // Вопросы изучения учителя: сб. статей / Под. Ред. Г. С. Прозорова. М.: Учпедгиз, IS5.- С. 12−38.
- Соколова О.Н. Стратегия подготовки специалистов высшей квалификации // Газ. пром-сть. 1999. № 2. — С.24−25.
- Соловьев B.C. Философские начала цельного знания. Соч.: В 2 т 2-е изд. М&bdquo- 1988. — 126с.
- Состояние, проблемы и стратегия развития педагогического образования / Под ред. А. А. Вербицкого, М. Н. Костиковой. М.: Федер. ин-т образования, 1996. -33с.
- Справочник менеджера образования. В 2 т. Т. 1 /Сост. B.C. Гиршс-вич. М.: Нов. шк., 1995. — 400с.
- Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. М.: Московский психолого-социальный ин-т, 1998. — 364с.
- Стоуне Эдвард. Психопедагогика // Психология, теория и практика обучения / Пер. с англ. М.: Педагогика, 1984. — 471с.
- Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Допк. воспитание. 1997. № 4. — С. 13−24.
- Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. Этюды креативной онтологии. М.: Логос, 1992. — 202с.
- Талызина Н.Ф. Пути и проблемы управления познавательной деятельностью человека // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека: докл. всесоюз. конф. М.: Изд-во МГУ, 1975. -214с.
- Тарасов В. Путь к мастерству // Народн. образование. 1992. № :>/6.- С. 21−23.
- Теоретические основы непрерывного образования / Под ред. В. Г. Онушкина. М.: Педагогика, 1987. — 207с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. -536с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. — 270с.
- Толлингерова Д., Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. Москва-Прага: Роспеда • гентство, 1994. — 47с.
- Турбовской Я.С. Передовой опыт: от формализма к технологии / Народное образование. 1990. № 7. — С.38−47.
- Тхагапсоев Х.Т. О новой парадигме образования // Педагогика. 1999. -№ 1. С. 103−110.
- Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений // Под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева.- М.: Новая школа, 1995. 462с.
- Управление школой: теоретические основы и методы: Учеб. пос. / Под ред. B.C. Лазарева. М.: ЦсиЭИ, 1997. — 336с.
- Федеральный образовательный стандарт для начальной школы // Учит, газета. 1993. № 35. 14 сент. — С.6−12.
- Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 199). -576с.
- Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования // Сб. науч. тр. МГПИ им. Ленина. М.: МГП11. 1980. — 133с.
- Фридман И.К. Учитель в школе: (Заметки психолога) // Биол. в шк. 1991. -№ 4. С.23−26.
- Фролова Л.А. Всероссийская научно-практическая конференция Современная начальная школа и подготовка учителя // Нач. шк. 1998. -№ 11/12. С.95−97.
- Фюссель А.И. Директор и молодой учитель // Педагогика и шко/а за рубежом. Вып. 8. М.: Педагогика, 1970. — С.32−34.
- Хамблин Д. Формирование учебных навыков. М.: Педагогика, 1986. — 160с.
- Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве // Педагогика. 1992. № 7/8. — С. 11−15.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пос. 3 изд., перераб. и доп. IV: Юристь, 1997.- 512с.
- Хилл П. Наука и искусство проектирования. М.: Мир, 1973. — 2?/-с.
- Хилтунен Е. Свободная школа в кольце авторитарной педагогик: // Второй раз в истории российского образования учителей увлекают идеи Монтессори. Не покажутся ли они снова кому-нибудь опасными? // Первое сент. 1997. 25 февр. С. 2.
- Холодная М.С. Психология интеллекта парадоксы исследования -М: Барс- Томск: Ин-т психол. РАН, 1997. 391с.
- Холодная М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопр. психологии. 1993. № 1. — С.32−39.
- Худоминский П. В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы 1917−1981 гг. М.: Педагогика, 1986. — 182с.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М. 1985. — 161с.
- Цукерман Г А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993 -269с.
- Чеснокова Г. С. Педагогические основы профилактики кризисов профессионального развития учителя в процессе повышения ква лификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 1999.- 20с.
- Черкасова О.В. Школа Рудольфа Штейнера. Самара: СГУ, 199с'-. -126с.
- Чудновский В.Э. Международный семинар по проблеме способностей (На тему: «Выявление и развитие талантов и способностей: Москва, окт.1984) // Вопр. психологии. 1985. № 2. — С.183−186,
- Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 185с.
- Шакиров Р.Х. Реформы системы образования: некоторые проблемы и подходы к решению // Педагогика. 1999. № 1. — С. 123−125.
- Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985. — 80 :
- Шакуров Р.Х. Психологическая перестройка учителя // Народн. образование. 1988.-№ I. С. 102−112.
- Шацкий С.Т. Педагог ические сочинения: В 4 т. М., 1964.
- Шмелева И.А. Синтез традиционных и инновационных технологий в преподавании психологии на пороге XXI века // Прикл. психология. 1999. -№ 1. С.29−40.
- Штейнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. М. Арсифаль, 1994. — 213с.
- Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М., 199 -156с.
- Щедровицкий П.Г. Избранные труды. М.: Изд-во шк. культ, политики, 1995. — 759с.
- Щетинин В. Рынок образовательных услуг в современной Россш // Школа. 1997. № 3. — С.29−35.
- Щукина Г. И. Социально-педагогические приоритеты современности (О формировании нового мышления учителя) // Сов. педагогика. 1991. -№ 1. С.50−54.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. -544с.
- Эльконин Д.Б. Букварь: Учеб. для четырёхлетней нач. шк. 2-е изд. /Дораб. Г. А. Цукерман, Е. А. Бугрименко. -М.: Просвещение, 1994. 255с.
- Эменов В. Трудности работы по математике (в школе) // Вестн. просвещения. 1929. -№ 1.
- Якобсон П.М. Процесс творческой работы изобретателя. М. — Л. 1934. — 156с.
- Ярлыкова З.П. Дидактические основы развития творческой познавательной активности у будущих учителей технологии при выполнении учебных самостоятельных работ: Автореф. дис.. канд. псд. наук. Липецк, 2000. — 24с.
- Ярулов А. Через самостоятельность и самоконтроль // Директор шк. 1997. -№ 1. С.61−71.
- Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. Киев. Вища шк., 1987. — 109с.
- Bloom B.S. е.a. Taxonomy od Educational Objektives. New York, 1971.
- Guilford I. P. Greativity // American Psychologist, 1950. N 5.
- Goleman D. Emotional Intelligence. Why it can matter more then 1Q .'/ Harvard University. Psychologe Today.