Формирование исследовательских умений в процессе профессионального обучения будущих рабочих
Диссертация
На сегодняшний день по программам начального профессионального образования (НПО) обучение осуществляется в основном путем передачи информации и ее запоминания учащимися, т. е. репродуктивными методами в процессе производственного обучения, что не способствует развитию исследовательских умений учащихся. Но, в настоящее время, выпускнику НПО недостаточно единожды получить образование, ему… Читать ещё >
Содержание
- введение.з
- глава 1. теоретические основы формирования исследовательских умений будущих рабочих
- 1. 1. Сущность исследовательских умений будущих рабочих
- 1. 2. Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений будущих рабочих
- 1. 3. Исследовательская деятельность — основа формирования исследовательских умений будущих рабочих
- Выводы по первой главе
- глава 2. содержание и уровни формирования исследовательских умений в условиях производственного обучения профессии автомеханик
- 2. 1. Исследовательские задачи, применяемые при формировании исследовательских умений будущих рабочих
- 2. 2. Уровни формирования исследовательских умений в условиях производственного обучения профессии автомеханик
- 2. 3. Определение начального уровня владения исследовательскими умениями будущих рабочих
- Выводы по второй главе
- глава 3. экспериментальное исследование формирования исследовательских умений будущих рабочих в условиях производственного обучения
- 3. 1. Разработка профессиональных исследовательских задач, методы и приемы обучения учащихся их решению
- 3. 2. Методика подготовки и проведения занятий по формированию исследовательских умений
- 3. 3. Результаты и эффективность реализации модели формирования исследовательских умений будущих рабочих в условиях производственного обучения автомехаников
- выводы по третьей главе
Список литературы
- Александрова Т.Л., Зборовский Г. Е., Лемперт В. Профессиональное образование и социальная ответственность на рабочих местах в России и в Германии. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 1996 — 247 с.
- Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в ТРИЗ теорию решения изобретательских задач./ Генрих Альтшуллер.- М. Альпина Бизнес Букс, 2007 — 400 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества Казань: Изд. — во Казанского университета, 1988.- 236 с.
- Андреев В.И. Организация физического эксперимента исследовательского характера с индивидуальной помощью учащимся в средних ПТУ. М.: Высшая школа, 1978.-46 с.
- Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно исследовательской деятельности: Метод, пособие М.: Высш. шк. 1981.-240 с.
- Архангельский С.И., Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учебно метод, пособие. — М.: Высш. школа, 1980. — 368 с.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Ин-т практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 — 768 с.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения // Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989.-с. 379−416.
- Байкова Л.А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие, 3 -е изд., исп. и доп.- М.: Педагог, об во России, 2001.- 256 с.
- Ю.Басов М. Я. общие основы педологии /М.Я. Басов- отв. ред. Е. В. Левченко Москва Алетейя, 2007 773 с.
- П.Безрукова B.C. Педагогика профессионально-технического образования. Проектирование педагогического процесса в профтехучилище: Свердловский инженерно педагогический институт, Свердловск, 1990−171 с.
- Белокур Н.Ф. Формирование дидактических умений будущего учителя в процессе вузовской подготовки. Челябинск, 1986.
- Бордовская Н. В, Современные образовательные технологии: учебное пособие для студентов, аспирантов, докторантов, магистрантов школьных педагогов и вузовских преподавателей, / Н.В. Бордов-ская и др.- под ред. Н. В. Бордовской, Москва КноРус, 2010 431 с.
- Введенский В.Н. Формирование эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения: Научно методическое пособие.- Салехард: ЯНОИ — УУ, 1999.- 85 с
- Волгин С. Н. Руководство по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации автомобилей ВАЗ 2110 и их модификаций. М.: Издательский дом «Третий Рим», 2004 — 160 с.
- Гаев П.А., Шахмартова О. М. Смирнова И.Ф. и др. Научно исследовательская деятельность школьников. Сборник статей и материалов (Под редакцией П. А. Гаева, И.И. Московкиной). Пенза: Областной ИПКРО, 2001.-227 с.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т 1.- М.- 1959
- Гальперин П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий// докл. АПН РСФСР. 1985. — № 2.
- Горбенко М. Г. Педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах, дис. канд. пед. Наук 13.00.08, Москва, 2006 199 с
- Гордеева H.H. Педагогические особенности профессионального становления учащихся лицея (на примере профессии «слесарь по КИП и А»): Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997. — 200 с.
- Гуртовая Н.Г. Применение методов математической статистики при проведении педагогического эксперимента, уч. Пособие. Н. Г. Гуртовая, A.A. Червова Н. Новгород ВГИПА 2004 — 142 с.
- Демченкова H.A. Проблемно поисковые задачи как средство формирования исследовательских умений будущего учителя в курсе методики преподавания математики в пед. вузе. 13.00.02. дис. канд. пед. Наук, Саранск, 2000 — 162 с.
- Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова, М.Н. Скатки-на. -М.: Просвещение, 1975. 303 с.
- ЗЗ.Земцова В. И., Ткачева И. А. ISSN 1991−5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 4(11). 2008 с. 88
- Зимняя, И. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности Текст. / И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова. -Ижевск, 2001.-103 с.
- Игошев И.А. Формирование и развитие исследовательских навыков и умений у учащихся в процессе обучения физике // Вопросы методики и психологии формирования физических понятий. Челябинск, 1970. — С. 84−94.
- Ильина Т.Ю. Проблемное обучение информатике младших школьников : дис. канд. пед. наук 13.00.02 Санкт-Петербург 172 с.
- Ильясов И. И. Систем эвристических приемов решения задач Москва Российский открытый университет 1992
- Инжекторные системы автомобилей ВАЗ, ГАЗ и УАЗ и диагностика их приборами НПП «НТС». -Изд. 7-е, доп. Самара: НПП «НТС», 2005−200 с.
- Интенсификация творческой деятельности студентов / Под ред. В. И. Андреева, Г. Мельхорна. Казань, 1990. — 197 с.
- Исследовательские задачи междисциплинарного содержания. Лицейское и гимназическое образование.- № 2, 2001.- С 60 64.
- Калошина И. П. Психология творческой деятельности: Учеб. Пособие для студентов ВУЗов 3-е изд., доп. -М. ЮНИТИ-ДАНА, 2 008 655 с.
- Калугина Н. Л. Формирование исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы. Автореф. дис канд. пед. Наук 13.00.08 Магнитогорск 2005−24 с.
- Кан Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990. — 142 с.
- Кедров Б.М. О теории научного открытия // Научное творчество: Сб.
- Кисельгоф С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. Л., 1973. — с. 12.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М: Ин-т практ. психологии, 1996.-400 с.
- Комплект учебной документации профессии автомеханик ГОСТ 9 ПО 02.30.20 2000
- Костенков В.Л. Автомобиль ВАЗ 2115. Оригинальные узлы. Технология технического обслуживания и ремонта. Тольятти, АО «АВТОВАЗ», 1997 г.
- Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учеб. Пособие для студ. ВУЗов М.: «Академия», 2005 — 288 с.
- Крупич В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач Монография Москва Прометей 1995 -210 с.
- Крутецкий В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М., 1991.-с. 6,17.
- Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно -методическое пособие.- М.: Педагогическое об -во России, 2000.224 с.
- Кузнецов М.Е. Личностно-ориентированное обучение школьников. Брянск: Изд-во Брянского гос. пед. ун-та, 1999. — 93 с.
- Левитов В.Д. К психологии формирования авторитета учителя // Хрестоматия по педагогической психологии. Учеб. пособие для студентов. М.: Международная педагогическая академия, 1995. -с. 258−176.
- Леонтович A.B. Современные трактовки одаренности и организация исследовательской работы с детьми в сфере дополнительного образования. Дополнительное образование.- № 9, 2002.- С. 13 17.
- Леонтьев А. Н. Общее понятие о деятельности // Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2004. — с. 80 — 96.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. -М.: Педагогика, 1983. Т. 1. — 392 с.
- Лернер И.Я. дидактические основы методов обучения.- Москва: педагогика 1981 г.- 186 с.
- Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей/Научное творчество/ под ред. С.Р. Мику-линского, М. Г. Ярошевского, Москва 1969
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. Текст. М., 1980.
- Ляшко Л.Ю. Программа «Юность. Наука. Культура.» как организационно педагогическая основа развития учебно-исследовательской деятельности учащихся. Пирамида — мах1ма.- № 1−2, 2003.- С. 7 -13.
- Ляшко, Л. Ю. Технологическое обеспечение работы педагога дополнительного образования в объединениях юных исследователей Текст. /Л. Ю. Ляшко // Доп. образование 2002. — № 6. — С. 5−12.
- Макаров А. В. Моделирование системы формирования исследовательских умений у студентов как условие повышения эффективности образовательного процесса в вузе, автореф. дис. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2007−21 с.
- Макет федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования нового поколения по профессии автомеханик, Московский государственный агроинже-нерный университет им. Горячкина, Москва 2007 31 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. с. 222.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. -368 е.
- Методика преподавания математики в средней школе/ сост. P.C. Черкасов и A.A. Столяр М: — Просвещение 1985 -336 с.
- Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. Автореф. дис докт. психол. н. Л., 1973.
- Мокрицкая Н.И., Формирование исследовательских умений у студентов технических специальностей при обучении общетехническим дисциплинам. Дис. канд. пед. наук 13.00.02. Нижний Новгород 2006.-219 с.
- Моложавенко B.JI. Личностно-ориентированное педагогическое общение. Екатеринбург: Издат. Уральского ун-та, 2000.- 125 с.
- Нечаева М. В., Рощина Н. Н. Педагогическая система развивающего обучения Л. В. Занкова: Учеб. Пособие. Самара: изд. Дом «Федоров» 2006 — 176 с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 15-е изд., стереотип. — М.: Рус. Яз., 1984. — 816 с.
- Орлова Т.В. Перспективное планирование развития школы. М.: Сентябрь, 2000. — 143 с.
- Петин А. Учимся исследовать: естественно научные исследовательские задачи междисциплинарного содержания. Лицейское и гимназическое образование.- № 2, 2001.- С 60 — 64.
- Петренко, М. В. Педагогические условия подготовки старшеклассников к решению познавательных задач в современной школе Текст.: автореф. дис.канд. наук. СПб, 2003. — 22 с.
- Петровский A.B. Значение и роль психологии в учебном процессе педагогического вуза//Вопросы психологии. 1991. — № 2.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся: Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
- Платонов К.К. Осознанное и неосознанное в формировании лично-сти//Педагогическое воздействие на осознаваемые и неосознаваемые компоненты психики Текст.: Пермь, 1974. — с. 13.
- Поволяева, М. Н. Ретроспективный анализ технической творческой деятельности учащихся в образовании Текст. / М. Н. Поволяева // Внешкольник. -2002.-№ 4
- Подготовка автомеханика практикум 2 сд диска.
- Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: специфика успешности в разных возрастных группах. Исследовательская работа школьников.- 2003, № 1.- С. 26 31.
- Пойа Д. Как решать задачу/пер с анг. В. Г. Звонаревой Д.Н. Белла, по ред. Ю. М. Гайдука 2 е изд. — М: Учпедгиз, 1961 — 207 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. — 256 с.
- Романов П.Ю. Принципы организации исследовательской деятельности учащихся в системе непрерывного образования // Объединенный научный журнал. М.: Изд-во «Тезарус», 2001. — № 7. — С. 39−43.
- Романов П.Ю. Формирование исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования, дис. доктора пед. наук 13.00.08 Магнитогорск, 2003
- Романов П.Ю., Управление формированием исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования // Государственная служба: Науч, полит, журнал. — М&bdquo- 2002. — № 6 (20). — с. 99−105,
- Романцев Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования.- Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1997 .- 333 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.-Т.1.-488 с.
- Рудей О.Д., Щеклеина H.A. Диагностика и коррекция профессиональных качеств личности: Метод, пособие. Екатеринбург- ИРРО, 1997.- 137 с.
- Рудик П.А. Психология. М., 1964
- Руководство по техническому обслуживанию и ремонту системы управления двигателем ЗМЗ 4062.10 с распределительным впрыском «МИКАС 5.4». М: «Легион-автодата», 2004 — 128 с.
- Сельдяев В. И. Развитие исследовательских умений учащихся при использовании компьютеров в процессе выполнения лабораторных работ на уроках физики. 2003 13.00.02. (электронный ресурс) Дис. Канд. Пед. Наук. М. РГБ. 2003−207 с.
- Семенко И.Е. Проектирование личностно ориентированной образовательной программы начальной профессиональной подготовки кадров: Дис. канд. пед. наук/ Урал. гос. проф.- пед. ун-т. Екатеринбург, 1998- 150 с.
- Сергеева В.П. Управление образовательными системами. Программно методическое пособие.- М.: 2000.- 136 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб. ООО «Речь», 2001. -350 с.
- Симонов В.П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности (проблемы методологии теории и технологии). Монография. Авторское издание.- 2003, — 186 с.
- Скакун В.А. Методика профессионального обучения— М.: «Интеллект-Центр», 2003. 320 с.
- Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007 336 с.
- Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения (проблемы и суждения). Москва педагогика 1971 — 205 с.
- Сычкова Н.В. Исследовательская подготовка студентов университета: Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2002. — 224 с.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Изд. центр «Академия», 1998. — с. 194 — 136.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом управления знаний, МГУ, 1975−344 с.
- Усова A.B. Методика формирования у учащихся учебных навыков: Метод рекомендации для студентов и учителей школ/ Челяб. гос., пед., ин-т, каф. Методики преподавания физики- A.B. Усова. Челябинск: Челяб. ГПИ 1982 (вып. дан. 1983) 157 с.
- Усова А. В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений учащихся// Советская педагогика 1980 № 2. с. 45 -48.
- Успенский, В.В. Школьные исследовательские задачи и их место в учебном процессе Текст.: дис. канд. пед. наук / В. В. Успенский. -М., 1967. -283 с.
- Учебная техника для профессионального образования. М.: «Ро-сучприбор», 2006 — 41с.
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального профессионального образования профессии 190 631.01 автомеханик, утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 № 555.
- Фридман JI.M. Как обучать решению задач.- М.: Сентябрь, 2001.226 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта.- Парадоксы исследования.- СПб.: Питер, 2002.- 272 с.
- Хуторской A.B. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения. Пособие для учителя.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.- 320 с.
- Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М., 2001
- Шашенкова Е.А. Задача как средство обучения исследовательской деятельности студентов колледжа. 13.00.01 дис к.п.н. М. -2001
- Шипилова Т.Н., Тигров В. П. и др. Ограничения в творческих конструкторских задачах на практикуме в учебных мастерских // Творческое отношение преподавателей, студентов и учащихся кучебно-познавательной деятельности.- Липецк: J11 НУ, 2001. С. 130−134.
- Шипилова Т.Н., Тигров В. П. и др. Функционально-стоимостный анализ на занятиях практикума в учебных мастерских // Творческое отношение преподавателей, студентов и учащихся к учебно-познавательной деятельности. Липецк: ЛГПУ, 2001. — С. 141−143.
- Шмелькова Л.В. Технологизация проектирования образовательного процесса: Учебно-методическое пособие. ИПиПКРО Курганской области.- Курган, 2003.- 115 с.
- Экономический справочник директора учреждения начального профессионального образования под ред. канд. экон. Наук, В. И. Ерошина, Москва: Центр социальных экономических исследований -1995.-176 с.
- Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учебное пособие для студ. высш. учебн. завед./ Н. Е. Эрганова. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 160 с.
- Юлпатова, Е. А. формирование исследовательских умений старшеклассников в системе профильного обучения 13.00.01 дис. канд. пед. наук Волгоград — 2007.- 137 с.
- Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования.- М.: Сентябрь, 2000.-176 с.
- Audrey В. Champagne, Professor of Science Education, State University of New-York-Albany. Definition and assessment of the higherorder cognitive skills.
- Graves D. H. Bring life to learning/ D. H. Graves// Educational leadership. 2000.
- Osborn, A. F. (1963) Applied imagination: Principles and procedures of creative problem solving (Third Revised Edition). New York, NY: Charles Scribner’s Son.