Формирование валеологических ориентаций школьников в условиях адаптивной модели школы
Диссертация
U уточненное содержание понятия «валеологическая направленность педагогического процесса», которое раскрывается в семи блоках апробированной валеологической программы: «Здоровье как ценность», «Влияние экологии на здоровье», «Отношение к спорту», «Личная гигиена», «Рациональное питание», «Режим дня», «Техника безопасности» — разработанная диагностика уровней сформированности валеологических… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические предпосылки изучения процесса формирования валеологических ориентации: школьников
- 1. Сущность здоровья как ценности личности
- 2. Взаимосвязь валеологии и адаптации в педагогическом процессе
- 3. Валеологические ориентации школьников как предмет исследования
- Глава II. Реализация ценностно-валеологического подхода в условиях адаптивной модели школы
- 1. Диагностика сформированности валеологических ориентации школьников
- 2. Валеология в структуре адаптивной модели школы
- 3. Динамика валеологических ориентаций школьников
- 4. Педагогические условияч развития валеологических ориентаций школьников
- Заключение
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980, — 334 с.
- Агаджанян Н.А., Торшин В. И. Экология человека. М., 1994. С. 183−201.
- Агаджанян Н.А. Экология и здоровье человека, вестник новых медицинских технологий. № 2. Тула, 1996. С. 53−55.
- Александров О.А. Комплексная программа здоровья. М., Медицина. 1988. -С. 8−11.
- Александровская Э.М. Социально-психические критерии адаптации детей к школе. //Школа с психическое здоровье детей. М.: Медицина, 1988.- С. 32−43.
- Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. — С. 272.
- Алексеева В.Г. Молодой рабочий. Формирование ценностных ориентаций.-М., 1983.
- Алферова В.П. (ред.) Как вырастить здорового ребёнка. Л., Медицина, 1991.-С. 87−111.
- Алямовская С.Н. Как воспитать здорового ребёнка. М., 1993.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика. — 1984. — 296 с.
- Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. М., Ф и С., 1987.
- Амонашвили Ш. А., Алексин А. Г. и д.р. Педагогика здоровья. М., Педагогика, 1990. С. 220−232.
- Амонашвили Ш. А. Здоровье детей. Пособие для учителя. М. 1983. у' 15. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинград унта, 1968.-С. 339.
- Андреев Ю.А. Три кита здоровья. М.: Физкультура и спорт, 1991.
- Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление М.: Мысль, 1988, — С. 253.
- Апанасенко Г. Л. Соматическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида. Теория и практика физической культуры. 1988, п. 4. С. 31.
- Артёмов С.Д. Социальные проблемы адаптации подростков // Вопросы духовной культуры современных рабочих. Свердловск, 1969. Вып. 1.
- Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М., 1987, — С. 64.
- Архангельский Л.М. Моральные ценности и современность //Вопросы философии.- 1983.-№ 11.-С. 2−9.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984. Содействие ребёнку развитие личности. С. — 38. Инноватор М.: 1996.
- Афанасьева И.Г. Социалистические ценности и ценностные ориентации личности. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 59 с.
- Ахаян Т.К. Характеристика классного руководителя как средство изучения общественной направленности учащихся // Герценовские чтения ЛГПИ им. Герцена. Л., 1967. С. 42 — 48.
- Ахаян Т.Г. Мировоззрение и гражданская активность школьников //Педагогика школы. -М.: Просвещение. С. 74−92.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Бакиров Б.С. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. Харьков, 1988. — С. 123.
- Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М., 1981. — С. 64.
- Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников (учебное пособие). Свердловск, Свердловский пед. институт, 1973. С. 138.
- Березовин Н.А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. -Минск: Изд-во БГУ, 1975, — С. 160.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиология активности. М.: Медицина, 1966.
- Браже Т.Г. Интеграция как одно из направлений в поисках современной школе. Проблемы интеграции учебных предметов в современной школе. Метод, рекомендации Л., 1991. С.-3,4.
- Брехман И. И. «Валеология» наука о здоровье. М., 1990.-С. 27−29. 219−271.
- Брехман И.И. Введение в валеологию науку о здоровье. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1987.
- Брехман И.И. Валеология наука о здоровье. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт, 1990.
- Брен Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых. С.-П., 1991.
- Брудный В.И. Адаптация студентов мл. курсов вуза: из опыта работы технических вузов юга Украины. М., 1975.
- Бехтерев В. Личность и условие ее развитие и здоровье. Изд. № 2, СПб, из-во К. Л. Риккера. 1905.
- Бисерина В.П. Анатомо-физиологические особенности детского возраста. М., Медицина, 1979.
- Василенко В.А. Ценности и ценностные отношения // Проблема ценности в философии. М. — Л., 1966.
- Венгер А.Л., Десятникова Ю. М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым соц. условиям. /Вопросы психологии. 1995, — С. 26.
- Виленский М.Я., Литвинов Е. Н. Физическое воспитание школьников: запросы перестройки «Физическая культура в школе». Педагогика. — 1989. -№ 12. С. 2−7.
- Веселов Н.Т. Социальная педиатрия. Актуальные проблемы. Уфа, 1992.
- Волков Н.А. Динамика ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик у школьников. Дис. канд. псих. наук. Л., 1983.
- Выгодский Л.С. «Здоровье и физическая культура».
- Выготский Л.С. Сбор. соч. в 6-ти т. М.: Т.З., 1983. 368 с. Т.4., 1984. -432 с. Т. 6., 1984.-400 с.
- Выгодский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1981.- С. 479.
- Выгодский Л.С. Развитие высших психологических функций. М.: изд-во АПН РСФСР 1960ю-С. 500.
- Глассер У. Школа без неудачников: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В, Я.Пилиновского. -М.: Прогресс, 1991.- С. 184.51.
- Горбузов В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Нервозы у детей и их лечение. Л.: Медицина. Ленинград отд-ние, 1977. С. 272.
- Громбах С.М. Актуальные вопросы изучения состояния здоровья детей и подростков. // Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возрастаю М., 1981. — С.919.
- Громбах С.М. Психогигиена учебных занятий в школе. // Психология детей и подростков. М.: Медицина, 1985. -С. 92−114.
- Гребенников И.В., Дубровина И. В. Этика и психология семейной жизни. (Пособие для учителей) — Просвещение, 1984.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения :Опыт теоретической и экспериментальной психологии исследование. М., 1986. — С. 239.
- Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М., 1967. -С.ЗЗ.
- Ж.Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании». М.: Педагогическое наследие, 1989 г.-С. 221.
- Жариков Н.М., Логинова М. С., Лебедев М. Н. Изучение факторов дезадаптации подростков в условиях школы. // Пограничные -нервно-психические расстройства: (клиника, лечение, систематика). М., 1983. -С. 54−57.
- Зарубин Г. П. окружающая среда и здоровье. М., 1989.- С. 7−15.
- Зайцев Г. К. Твоё здоровье. 1997. С. 50.
- Змановский Ю.Ф. Воспитание детей здоровыми. М., Просвещение, 1985.
- Здункевич А. Адаптация учеников в начальный период систематического обучения в школе / Труды XI Международного симпозиума школьной и университетской гигиены и медицины. М., 1978. — С. 56−58.
- Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. -С. 163.
- Изард К. Эмоции человека. М.: Издательство Москва., ун-та, 1980. -С. 439.
- Каганов М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. — С. 319.
- Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе . Л., 1989. — С.85.
- Калинина Л.А. О механизмах возникновения синдрома школьной дезадаптации //Материалы II съезда невропотологов и психиатров Укр. ССР. -Харьков, 1978. С. 494−495.
- Казакина М.Г. Жизненные цели как компонент направленности личности школьников// Проблема единства обучения и воспитания. Л., 1978.-С. 35.
- Караковский В.А. Воспитай гражданина: Записки директора школы. -М., 1987.-С. 50.
- Караковский В.А. Стать человеком. М., 1993. — С. 79.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. 2-е изд. М.: Просвещение. 1994, — С. 219.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — С. 292.
- Корнеева Л.Н., Высоцкая Т. А. Забайкальский гос. пед. унив. Чита. Международная науч.-практ. конференция. Валеология: проблемы и перспективы развития. Тез. Междунар. науч.- практ. конф. Ижевск: Отв. ред. Н. И. Шлык. Изд во Удм. ун-та, 1998. — С. 228.
- Кузнецова И.В., Шадура А. Ф. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: кн. 1−3. НМЦ «Дар», им. Л.С.Выгодского- Образовательный центр «Педагогический поиск». 1997. -С. 118.
- Куценко Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. М., Профиздат, 1987.
- V77. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. -Монография. Оренбург. 1996.
- Колбанов В. В. Зайцев Г. К. Валеология в школе. Методическое пособие. СПб., СПб УПМ, 1992.
- Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М., 1986.
- Корчак Я. Как любить ребёнка: Книга о воспитании, — /Пер. с польск. -М&bdquo- 1983.
- Кощенко Н.С. Пути здоровья. С. 33. Здоровье и образование. С-Петербург. 1997.
- Кощенко В.П. Воспитание обучение трудных детей. Из опыта санатория школы. -М., 1913. — С. 54.
- Кощенко В.П. Исключительные дети: их изучение и воспитание. М., 1926.-С. 125.
- Кощенко В.П. Педология исключительного детства. //Пед.энциклопедия. М., 1927. -т.1. — С. 191−214.
- Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья. Учебное пособие по валеоло-гии для нач. школы. СПб, Петроградский и К, 1998ю — С. 112. илл. Береги здоровье смолоду. М.: Медицина, 1988.
- Лангмейер Й., Матейчик 3. Психическая депривадия в детском возрасте. Прага, 1984.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1964.-С. 480.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977.-С. 304.
- Летунов С.П., Мотылянская Р. Е. Истоки здоровой жизни. М. Знание.1974. В. 9.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. -С.584.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы- эмоции. М.: изд. Москва ун-та, 1971.-С. 38.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат1975.-С. 304.
- Литвиненко Н.В. Дис. Преодоление школьниками затрудненной адаптации при переходе из начальной в основную школу. Оренбург, 1997.
- Лисицин Ю.П. Концепция формирования здорового образа жизни. Сб. научных трудов. М. 1991. С. 3−27.
- Линдеман X. Аутогенная тренировка. Справочное пособие для врачей. Л&bdquo- 1980.
- Линдеман X. Аутотренинговая тренировка. Путь к востановлению здоровья и работоспособност. Пер. с нем. М., 1980.
- Лоранский Д.Н. Азбука здоровья. М., Профиздат, 1990.
- Люллер И.Т. Моя система для детей. М., 1911.
- Макаренко Ю.А. Пути разработки проблемы адаптации детей к дошкольным детским учреждениям //Состояние и меры по дальнейшемуулучшению амбулаторно-поликлинической помощи детям в СССР.- М., 1980.-С. 75−77.
- Маслоу А. Технология бытия. М., «Рефл бук» «Вакпер» 1997.
- Матвеев В.Ф., Гройсман A.JI. Профилактика вредных привычек школьников: книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. Молодежь: Ориентации и жизненные пути. Рига. 1988.
- Морозов В.О. Педагогические условия формирования валеологических ориентаций школьников. Дис. Оренбург. 1998.
- Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление.
- Социальная психология и философия. Вып. 2. — Л.: Изд-во Ленинград гос. пед. Институт, 1973. -С. 111−120.
- Мурзенко В.А. «Психологический анализ личностно-поведенческой структуры так называемых трудных детей в условиях массовой школы: Дис. канд. псих. наук. Л., 1978. — С. 128.
- Минц А.Я. Долгожители: нейрофизиологические аспекты. Л., Ленингр. отд-ние, 1985.
- Митина Л. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология. Народное образование № 9 10. 1998. — С. 166.
- Мягер В.К., Мишина Т. М. Семейная психотерапия. Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979. С. 310.юв. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленинград ун-та, 1960. С 426.
- Мясищев В.Н. Личность ребёнка невротика. // Дети психоневротики и учебно-воспитательная работа с ними. М, — Л.: Учпедизд, 1934. — С. 5−8.
- ПЗ.Немов Р. С. Психология. М., 1995.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка. Логика и психология: Перю с франц. -М., Просвещение, 1969. С. 659.
- Полис А.Ф. Изучение закономерностей социализации в связи с природными предпосылками индивидуального развития. Диалектика в науках о природе и человеке: человек, общество и природа в век НТР. М.: Наука, 1983.-С. 365−369.
- Пб.Попов И. М. Ценностные представления и «парадоксы» самосознания. -М., 1989.-С. 160.
- Попов С.В. Валеология, а школе и дома. С. Петербург. Союз. 1998.
- Попов Н.М., Михайлов П. Здоровье как социальная ценность. Философские и социально-гигиенические аспекты учения и здоровье и болезни. М.: Медицина, 1975.- С. 48−58.
- Попов С.В. О физическом благополучии школьников. С.- Петербург. Союз. 1998.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности (отв.ред.Глоточкин А.Д.). М.-.Наука 1986, — С. 254.
- Петровский В.В. Популярная медицинская энциклопедия. М., 1989. С. 547−548.
- Петровский А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива: Учебное пособие для пед. институтов. М.: Просвещение, 1978. — С. 176.
- Посниевский С.А., Гук Е.Г. Физкультура и закаливание. М., Ф и С., 1994.
- Петленко В.П. Валеология человека. Здоровье Любовь — Красота. Т.2. Экологическая Валеология и Питание. СПб.: изд. «Петроградский и К0 «-Мн.: 000"0ракул», 1996.- С. 77−80.
- Проблемы формирование ценностных ориентаций и социальной активности личности / Под. Ред. B.C. Мухиной. М., 1984. — С. 134.
- Пуусаар М. Особенности самооценки у учащихся, предпочитаемых среди одноклассников // Сов. Пед. И школа: Сб. Тарту, 1973. N 7. — С. 34 -41.
- Руководство практического психолога: психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы (Под. ред. И. В. Дубровиной -М&bdquo- 1995.-С. 16−33.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М.: Учпедгиз, 1946. С 704.
- Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во МГУ, 1981.-С. 184.
- Ручка А.А. Социальные ценности и норма. Киев, 1976. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под. ред.
- B.А. Ядова. -Л., 1979, — С. 264.
- Свиридов Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе. Л., 1964.
- Сердюкова Г. Н. Здоровье развитие личности. М.: Медицина. 1990.
- Смирнов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоции. -М.: Наука, 1970. -С.141.
- Собкин B.C. Российская школа на рубеже 90-х годов: Социологический анализ. -М., 1993, — С. 56.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдают детям. Изб. произвед. Киев. 1979.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. Шк., 1988. С. 33.
- Смирнов Н.К. Об оценке некоторых форм микросоциальной дезадаптации // Реабилитация больных психозами. Л., 1981. — С.114−119.
- J 142. Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. Издание 2, дополнительное и переработанное, «PETROC», СПб,
- C. 412. Илюстр., библ. 1997.143 .Татарникова Л. Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей /К проблемам школьной валеологии С-Петербург 1993, — С. 248.
- Татарникова Л.Г. Валеология как социокультурное явление //Интеграция и дезинтеграция в современном мире: Россия и Запад.
- Материалы Международной конференции. Москва. АСН ИСПИ, МГИМО -Москва, 1997-С. 269.
- Татарникова Л.Г., Поздеева М. В. Валеология подростка. СПб.: Петрок, 1996.
- V 146. Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Изд-во ЛГУ 1960.
- Тряпицына А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. -Л., 1989. -С. 91.
- Тюмасева З.И., Красовитов Ю. Г. Рубежи образовательных традиций и инноваций. Челябинск, 1991- С. 81−82.
- Тиссен П.П. Формирование валеологической образованности школьников средствами физической культуры. Дис. канд. пед. наук. Оренбург. 1998. 150. Чусов Ю. Н. Закаливание школьников. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985.
- Федосеев П.Н. Философия и интеграция знания. Взаимодействие общества и природы. Филосовско-методологический аспект экономических проблем. М., Наука, 1986. С. 20.
- Фролов И. Т. Человечество и цивилизация на пороге нового тысячелетия (материалы «круглого стола») //Коммунист. 1989. — № 5. -С.67−81.
- Фролова Т. Начнем с познаний себя. Журнал «Директор школы-97».
- Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. — С. 272.
- Формаковский, Школьная диэтика. Одесса. Тип. Е. И. Фесенко., 1895.
- Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая аксиология как часть педагогической инноватики. Новые исследования в педагогических науках. М., 1990. № 2. -С. 3−6.
- Юркевич B.C. Саморегуляция как фактор общей одаренности // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1972. — Вып. 7.
- Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. М.: Просвещение, 1985.
- Янес Х.Я. Приёмные часы для здоровых. М.: Медицина, 1987.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 1996. — С.163 .Г. Гертман Hartmami Н.Е. go Psychology the Ploslem of Adaptation NY 958.
- Пауэял Д. У. Уолте. Искусство быть здоровым. С. 11.