Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование валеологических ориентаций школьников в условиях адаптивной модели школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

U уточненное содержание понятия «валеологическая направленность педагогического процесса», которое раскрывается в семи блоках апробированной валеологической программы: «Здоровье как ценность», «Влияние экологии на здоровье», «Отношение к спорту», «Личная гигиена», «Рациональное питание», «Режим дня», «Техника безопасности» — разработанная диагностика уровней сформированности валеологических… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки изучения процесса формирования валеологических ориентации: школьников
    • 1. Сущность здоровья как ценности личности
    • 2. Взаимосвязь валеологии и адаптации в педагогическом процессе
    • 3. Валеологические ориентации школьников как предмет исследования
  • Глава II. Реализация ценностно-валеологического подхода в условиях адаптивной модели школы
    • 1. Диагностика сформированности валеологических ориентации школьников
    • 2. Валеология в структуре адаптивной модели школы
    • 3. Динамика валеологических ориентаций школьников
    • 4. Педагогические условияч развития валеологических ориентаций школьников
  • Заключение

Формирование валеологических ориентаций школьников в условиях адаптивной модели школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В обществе, построенном на гуманистических и демократических принципах, здоровье человека является высшей ценностью и важнейшим достоянием государства, а не только семьи или отдельной личности, онобесспорный приоритет, залог жизнестойкости и прогресса общества.

На первой Российской Ассамблее, посвященной проблемам здоровья населения, отмечалась отчетливая тенденция к ухудшению состояния здоровья детей, констатировалось, что во всех типах и видах учебных заведений реализуется та дидактика и такое содержание образования, которые мешают духовному и физическому развитию личности.

По официальным данным Министерства здравоохранения России, лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, 40−45% -приобрели хроническую патологию в школьные годы.

Кроме того, медицинская статистика отмечает наличие четкой тенденции ухудшения психического здоровья детей и подростков, причем основными формами психической патологии являются неврозы и психопатии.

Настоящей действенной службы охраны здоровья детей пока нет ни в системе образования, ни в системе здравоохранения.

Среди факторов, существенно влияющих на здоровье школьников, одно из важнейших мест занимает внутришкольная среда, такие ее компоненты как: высокая наполняемость классов, недостаточное освещение, интеллектуальные перегрузки, неблагоприятный психологический климат в ученических коллективах.

Изучением влияния различных факторов, отрицательно воздействующих на здоровье школьников занимаются исследователи М. Л. Лазарев, М. Я. Студеникин, Л. М. Семенова, Д. Д. Шапирова, В. М. Чимаров.

Вопросы формирования ценностных ориентации: учащихся на здоровье, формирования ценностного отношения к физической культуре, здоровому образу жизни освещались в работах М. Я. Виленского, А. В. Кирьяковой, Е. П. Литвинова, В. О. Медведева, П. П. Тиссена.

Педагогический аспект формирования здорового образа жизни рассматривают: Ш. А. Амонашвили, М. Н. Аршавский, И. И. Брехман, Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, М. А. Колесникова, Е. Е. Лунина, И. Т. Суравегина, Н. Н. Суртаева, Л. Г. Татарникова. Однако системного представления о реализации валеологического подхода в условиях школы к настоящему моменту не сложилось.

Важным методологическим основанием изучения вопросов здоровья школьников в отечественной науке является теория адаптации, которая представлена в трудах Э. М. Александровской, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна.

В преодолении стереотипов в системе обучения, воспитания и развития школьников, в нацеленности на создание условий для сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни состоит, на наш взгляд, актуальность постановки и решения выдвинутых проблем. Особую остроту приобретают они в связи с организацией разработки содержания образовательного процесса в учреждении с валеологической направленностью.

Актуальность постановки проблем валеологического содержания обусловлена наличием противоречий: между необходимой объективной ценностью здоровья как условия нормальной жизнедеятельности человека и отсутствием субъективной значимости его для школьниковмежду реальным состоянием валеологизации школьной жизни и социальной потребностью изменения отношения к здоровью учащихсямежду необходимостью валеологизации учебно-воспитательной работы школы и недостаточной готовностью учителей к проведению такой работымежду потребностью практики в научном обосновании и недостаточной степенью теоретической разработки данной проблемымежду фактом появления новой науки — валеологии, предметом изучения и целью которой является сохранение здоровья (позволяющей под новым утлом зрения рассмотреть школьную реальность), и недостаточным практическим воплощением выводов этой науки в школе.

Актуальная необходимость решения перечисленных противоречий послужила причиной выбора темы исследования: «Формирование валеологи-ческих ориентации школьников в условиях адаптивной модели школы» .

Цель нашего исследования заключается в разработке модели процесса формирования валеологических ориентации в условиях адаптивной школы.

Объект исследования — образовательный процесс в системе «адаптивная школа» .

Предмет исследования ~ формирование валеологических ориентаций школьников в условиях адаптивной модели школы.

Гипотеза исследования — школа может стать ведущим фактором формирования валеологических ориентаций школьников, если в целостном педагогическом процессе реализуется ценностно — ва-леологический подход, учитывающий как объективную, так и субъективную сторону сохранения здоровья школьниковв школе реализуется комплекс средств урочной и внеурочной деятельности школьников, интегрирующий в себе специальный предмет «Валеология» и школьную валеологическую службув работе школы целенаправленно обеспечиваются условия развития ценностного отношения к здоровью (от пассивно-созерцательного, аларми-ческого к активно-созидательному).

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой в ходе работы необходимо было решить следующие задачи:

1. На теоретическом уровне исследовать взаимосвязь педагогической валеологии и адаптации.

2. Осуществить диагностику процесса формирования валеологических ориентации школьников.

3. Выявить педагогические условия формирования валеологических ориентации школьников.

4. Разработать методические рекомендации для учителей по формированию валеологических ориентаций школьников.

Методологической основой исследования является педагогическая антропология, теория ориентации личности в мире ценностей, теория деятельности.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в общеобразовательной школе № 8 г. Сургута Тюменской области. В эксперименте принимали участие учащиеся VI — XI-х классов, учителя школы, родители.

Предмет, объект, гипотеза и задачи исследования определили его логику и этапы.

На первом этапе — теоретическом — (апрель — сентябрь 1996 г.) был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследованиясформулированы тема, цель, задачи и гипотеза исследования;

На втором этапе — поисково-диагностическом — (сентябрь — октябрь 1996 г.) проводилось анкетирование, тестирование школьников, учителей, родителей, изучение медицинских карт учащихся, велись целенаправленные наблюдения, разрабатывались программа исследования, планы и программы валеологического сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов и валеологизации обучения и воспитания, разрабатывались критерии и определялись уровни сформированности валеологических ориентаций школьников.

На третьем — конструирующем этапе (1996;1999) продолжалась опытно-экспериментальная работа с целью доказательств основных положений гипотезы, апробации и корректировки программ по валеологии, определения уровней сформированности валеологических ориентаций и проведения сравнительной диагностики динамики их развитияосуществлялся анализ и обобщение накопленного материала, его математическая обработка.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: определено и содержательно наполнено понятие «валеологические ориентации школьников» — разработана и апробирована модель процесса формирования валеологических ориентаций школьников в системе адаптивной школывыявлен комплекс педагогических условий, обеспечивающих оптимальное развитие валеологических ориентаций школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные педагогические условия: аксиологизация валеологических знаний школьниковвалеологическая интеграция предметоввведение валеологического анализа урокаиспользование мониторинга здоровьяинтенсификация двигательной активности на уроках физкультуры и спортивных секцияхценностное взаимодействие школы и семьи в формировании валеологических ориентаций школьниковразвитие самооценки и саморегуляции в условиях жизнедеятельности школьникаметодические рекомендации по созданию валеологической службы в школе и по формированию валеологических ориентаций школьников могут быть использованы в образовательных учреждениях различного типа.

На защиту выносятся следующие положения:

U уточненное содержание понятия «валеологическая направленность педагогического процесса», которое раскрывается в семи блоках апробированной валеологической программы: «Здоровье как ценность», «Влияние экологии на здоровье», «Отношение к спорту», «Личная гигиена», «Рациональное питание», «Режим дня», «Техника безопасности» — разработанная диагностика уровней сформированности валеологических ориентаций школьниковапробированный комплекс минимальных, но достаточных педагогических условий формирования валеологических ориентаций школьников: актуализация аксиологического потенциала знаний школьниковвалеологическая интеграция предметоввведение валеологического анализа уроковиспользование мониторинга здоровья, интенсификация двигательной активности на уроках физкультурывведение новых форм взаимодействия школы и семьи в формировании валеологических ориентаций школьниковразвитие навыков самооценки и саморегуляции в условиях жизнедеятельности школьникаразработанная программа реализации ценностно — валеологического подхода в учебно-воспитательном процессе адаптивной школысформированная модель организации учебно-воспитательного процесса в школе с валеологической направленностью, основанная на психолого-медико-педагогической диагностике уровня развития учащихся и планах индивидуального образовательного маршрута,.

Достоверность и объективность результатов обеспечивается многосторонностью экспериментального исследования, выбором адекватных предмету исследования критериев и показателей оценки эффективности комплекса педагогических условий в адаптивной модели школы по формированию валеологических ориентаций школьников.

Апробация и внедрение результатов осуществлялись на городской научно-практической конференции в г. Сургуте «Основополагающие принципы валеологического образования в системе адаптивной модели школы» (1996), окружной научно-практической конференции «Образование и здоровье» (1997), Всероссийской научно-практической конференции «Социокультурная динамика Ханты-Мансийского автономного округа» (г. Сургут, 1998), окружной научно-практической конференции (Нижневартовск, 1999). Базовая школа приняла участие в международном исследовании «Здоровье молодежи и окружающая среда» (1996), которое проводилось одновременно в Финляндии, Эстонии, Бельгии, России.

ВЫВОДЫ:

Опытно-экспериментальная деятельность позволила выявить типичный, но достаточный комплекс педагогических условий, способствующих формированию валеологических ориентаций школьников.

Нами выделены две основные группы педагогических условий. Первая группа условий отражает структурные компоненты ценностных ориентаций личности, в связи с чем она названа нами — «императивные» условия.

1. Императивные условия. а) Актуализация и аксиологизация валеологических знаний — в наибольшей степени обуславливает развитие первого когнитивного (субъективного и объективного) компонента валеологических ориентацийб) Саморегуляция и самооценка школьников в жизнедеятельности — это условие мы относим ко второму, эмотивному компоненту валеологических ориентацийв) Интенсификация двигательной активности — соответствует третьему структурному компоненту валеологических ориентаций школьниковдеятельностному.

Основой для вычленения данных условий является структура ценностных ориентаций личности.

Вторая группа педагогических условий обращена к интеграции воздействующих внешних факторов. Мы определяем их как сопутствующие условия,.

2. Сопутствующие условия, а) Мониторинг здоровья школьника и валеологического сопровождения индивидуального маршрута развитияб) Валеологический анализ уроков. позволяющий создать модель валеоло-гизации учебно-воспитательного процессав) Валеологическая интеграции предметов как способ развития валеологических ориентаций школьников, решающая несколько задач в учебно-воспитательном процессе школы (развитие представлений школьников о мире как целостной системе, актуализация потребности в знаниях о своем организме, формирование положительного отношения к здоровью как ценности, развитие эмоционально-чувственной сферы и способностей учащихся) — г) Ценностное взаимодействие школы и семьи. ориентированное на взаимопонимание и единство целей и методов воспитания.

Заключение

.

Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы: Прогрессирующее нездоровье детей связано с неправильной организацией их жизни и, в первую очередь, с издержками семейного воспитания, что приводит к дисгармоничности ребёнка с самим собой и окружающим миром. Это обстоятельство требует ориентировать детей, начиная с младшего школьного возраста, на формирование, сохранение и укрепление общечеловеческой ценности — здоровья, важнейшими средствами достижения которого является здоровый образ жизни.

Опыт валеологического воспитания школьников в нашей стране и за рубежом предусматривает осуществление валеологических ориентаций в целостном педагогическом процессе путём формирования валеологического сознания и мышления. Школьникам необходимо дать основные валеологические знания, заложить основы элементарных представлений о факторах, влияющих на здоровье, приучить к активному двигательному режиму, формировать самосознание.

Формирование валеологических ориентаций школьников эффективно при соблюдении когнитивных, аксиологических, организационно-деятельностных условий.

1-е. Взаимосвязь валеологии и адаптации обогащается и приобретает новое качество, в связи с тем, что появляется новый педагогический аспект, заключающийся в том, чтобы актуализировать биосоциальные сущностные силы школьника на основе определения педагогических условий, форм, методов, а главное включение школьника в целесообразную деятельность, зная его адаптационные возможности и валеологические закономерности развития школьника.

2-е. Концептуальной основой нашего исследования выступает ценност-но-валеологический подход, позволяющий под новым углом зрения с позиции логики личностного развития школьника, с позиции ценностного отношения к здоровью, рассмотреть организацию учебно-воспитательного процесса в школе. Концептуальность подхода состоит в том, что результатом учебно-воспитательного процесса выступают не внешние параметры (количество мероприятий, эстетика и даже не наличие бассейна, валеологической службы), а внутренние личностные ведущие новообразованияценностные ориентации.

3-е. Выявлена специфика валеологической ориентации и способы их формирования. Несмотря на то, что общепризнанным является наличие трёх компонентов ценностных ориентаций: когнитивного, эмотивного, организа-ционно-деятельностного, в нашем виде валеологических ориентаций доминантой выступает эмоционально-двигательная доминанта (или эмоционально-двигательный компонент). Поэтому в реальном процессе в нашей школы созданы педагогические условия интенсификации двигательной активности школьника, дающей положительный, эмоциональный импульс.

4-е. Одним из достоинств нашей работы можно считать научное обоснование и апробацию комплекса педагогических условий, способствующих развитию валеологических ориентаций школьников:

— аксиологизация валеологических знаний (т.е. придание разными способами значимости знаний ценности для отдельного человека);

— валеологическая интеграция предметов- (интеграция предметов нужна не только внешняя, но и внутренняя, когда формируется у школьника единый образ мира;

— введение мониторинга здоровья и валеологическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута школьника;

— валеологический анализ урока;

— интенсификация двигательной активности (суммарно двигательная активность возросла в школе, в классе, у отдельного школьника;

— ценностное взаимодействие школы и семьи, (если здоровье в семье не выступает, как главная ценность, то сформировать ценностное отношение к здоровью у школьника в несколько раз труднее).

Почему ценностное взаимодействие? Потому что мы хотим добиться единства в целях, методах воспитания школьника и хотим добиться самого высокого уровня взаимодействия, когда семья хорошо относится к школе, в которой учится их школьник.

Этим обусловлена выработка особых форм с родителями: лаборатория нерешенных проблем, тренинги, консилиумы, консультирование.

5-е. Выявлены критерии развития знания, отношений к ним как ведущих компонентов ценностных ориентаций, обозначены параметры двигательной активности школьника (ориентационно-двигательный компонент валеологической ориентации.

Показано, что соединение всех показателей на высоком уровне их развития даёт представление о развитии ценностного отношения как сложного динамического феномена, раскрыты особенности проявления валеологических ориентаций на поведенческом уровне. Обнаружено, что низкий уровень поведения развития согласуется с низким уровнем (или девиант-ным). Высокий уровень согласуется с позитивным уровнем поведения. Определено, что сохранение общего состояния здоровья, снижения тревожности и повышение способности к саморегуляции, самооценке выступают фоновыми объективными показателями развития валеологических ориентаций школьников;

6-е. Найдена совокупность валеологических знаний школьников, транслируемая в учебно-воспитательном процессе, необходимая как содержательная база для развития ориентации на здоровье как ценность. Знания сконцентрированы в семи содержательных блоках: «Здоровье как ценность», «Влияние экологии на здоровье», «Отношение к спорту», «Личная гигиена», «Рациональное питание», «Режим дня», «Техника безопасности».

7-е. В диссертации охарактеризована адаптивная модель школы с валеологической направленностью.

8-е. В диссертации удалось показать положительную динамику в развитии ценностных валеологических ориентаций.

Теоретико — экспериментальное исследование позволило доказать возможности получения достаточно высоких показателей уровня валеологических ориентаций школьников за счёт системной креативной деятельности учебно-воспитательного процесса.

9-е. Определено научно-методическое обеспечение деятельности валеологической службы школы в условиях адаптивной модели.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980, — 334 с.
  2. Н.А., Торшин В. И. Экология человека. М., 1994. С. 183−201.
  3. Н.А. Экология и здоровье человека, вестник новых медицинских технологий. № 2. Тула, 1996. С. 53−55.
  4. О.А. Комплексная программа здоровья. М., Медицина. 1988. -С. 8−11.
  5. Э.М. Социально-психические критерии адаптации детей к школе. //Школа с психическое здоровье детей. М.: Медицина, 1988.- С. 32−43.
  6. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. — С. 272.
  7. В.Г. Молодой рабочий. Формирование ценностных ориентаций.-М., 1983.
  8. В.П. (ред.) Как вырастить здорового ребёнка. Л., Медицина, 1991.-С. 87−111.
  9. С.Н. Как воспитать здорового ребёнка. М., 1993.
  10. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика. — 1984. — 296 с.
  11. Н.М. Раздумье о здоровье. М., Ф и С., 1987.
  12. Ш. А., Алексин А. Г. и д.р. Педагогика здоровья. М., Педагогика, 1990. С. 220−232.
  13. Ш. А. Здоровье детей. Пособие для учителя. М. 1983. у' 15. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинград унта, 1968.-С. 339.
  14. Ю.А. Три кита здоровья. М.: Физкультура и спорт, 1991.
  15. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление М.: Мысль, 1988, — С. 253.
  16. Г. Л. Соматическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида. Теория и практика физической культуры. 1988, п. 4. С. 31.
  17. С.Д. Социальные проблемы адаптации подростков // Вопросы духовной культуры современных рабочих. Свердловск, 1969. Вып. 1.
  18. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М., 1987, — С. 64.
  19. Л.М. Моральные ценности и современность //Вопросы философии.- 1983.-№ 11.-С. 2−9.
  20. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984. Содействие ребёнку развитие личности. С. — 38. Инноватор М.: 1996.
  21. И.Г. Социалистические ценности и ценностные ориентации личности. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 59 с.
  22. Т.К. Характеристика классного руководителя как средство изучения общественной направленности учащихся // Герценовские чтения ЛГПИ им. Герцена. Л., 1967. С. 42 — 48.
  23. Т.Г. Мировоззрение и гражданская активность школьников //Педагогика школы. -М.: Просвещение. С. 74−92.
  24. Ю.К. Оптимизация учебно воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  25. .С. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. Харьков, 1988. — С. 123.
  26. В.А. Мир моральных ценностей. М., 1981. — С. 64.
  27. А.С. Отклонения в поведении школьников (учебное пособие). Свердловск, Свердловский пед. институт, 1973. С. 138.
  28. Н.А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. -Минск: Изд-во БГУ, 1975, — С. 160.
  29. Н.А. Очерки по физиологии движения и физиология активности. М.: Медицина, 1966.
  30. Т.Г. Интеграция как одно из направлений в поисках современной школе. Проблемы интеграции учебных предметов в современной школе. Метод, рекомендации Л., 1991. С.-3,4.
  31. И. И. «Валеология» наука о здоровье. М., 1990.-С. 27−29. 219−271.
  32. И.И. Введение в валеологию науку о здоровье. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1987.
  33. И.И. Валеология наука о здоровье. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт, 1990.
  34. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых. С.-П., 1991.
  35. В.И. Адаптация студентов мл. курсов вуза: из опыта работы технических вузов юга Украины. М., 1975.
  36. В. Личность и условие ее развитие и здоровье. Изд. № 2, СПб, из-во К. Л. Риккера. 1905.
  37. В.П. Анатомо-физиологические особенности детского возраста. М., Медицина, 1979.
  38. В.А. Ценности и ценностные отношения // Проблема ценности в философии. М. — Л., 1966.
  39. А.Л., Десятникова Ю. М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым соц. условиям. /Вопросы психологии. 1995, — С. 26.
  40. М.Я., Литвинов Е. Н. Физическое воспитание школьников: запросы перестройки «Физическая культура в школе». Педагогика. — 1989. -№ 12. С. 2−7.
  41. Н.Т. Социальная педиатрия. Актуальные проблемы. Уфа, 1992.
  42. Н.А. Динамика ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик у школьников. Дис. канд. псих. наук. Л., 1983.
  43. Л.С. «Здоровье и физическая культура».
  44. Л.С. Сбор. соч. в 6-ти т. М.: Т.З., 1983. 368 с. Т.4., 1984. -432 с. Т. 6., 1984.-400 с.
  45. Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1981.- С. 479.
  46. Л.С. Развитие высших психологических функций. М.: изд-во АПН РСФСР 1960ю-С. 500.
  47. У. Школа без неудачников: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В, Я.Пилиновского. -М.: Прогресс, 1991.- С. 184.51.
  48. В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Нервозы у детей и их лечение. Л.: Медицина. Ленинград отд-ние, 1977. С. 272.
  49. С.М. Актуальные вопросы изучения состояния здоровья детей и подростков. // Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возрастаю М., 1981. — С.919.
  50. С.М. Психогигиена учебных занятий в школе. // Психология детей и подростков. М.: Медицина, 1985. -С. 92−114.
  51. И.В., Дубровина И. В. Этика и психология семейной жизни. (Пособие для учителей) — Просвещение, 1984.
  52. В.В. Проблемы развивающего обучения :Опыт теоретической и экспериментальной психологии исследование. М., 1986. — С. 239.
  53. О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М., 1967. -С.ЗЗ.
  54. Ж.Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании». М.: Педагогическое наследие, 1989 г.-С. 221.
  55. Н.М., Логинова М. С., Лебедев М. Н. Изучение факторов дезадаптации подростков в условиях школы. // Пограничные -нервно-психические расстройства: (клиника, лечение, систематика). М., 1983. -С. 54−57.
  56. Г. П. окружающая среда и здоровье. М., 1989.- С. 7−15.
  57. Г. К. Твоё здоровье. 1997. С. 50.
  58. Ю.Ф. Воспитание детей здоровыми. М., Просвещение, 1985.
  59. А. Адаптация учеников в начальный период систематического обучения в школе / Труды XI Международного симпозиума школьной и университетской гигиены и медицины. М., 1978. — С. 56−58.
  60. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. -С. 163.
  61. К. Эмоции человека. М.: Издательство Москва., ун-та, 1980. -С. 439.
  62. М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. — С. 319.
  63. М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе . Л., 1989. — С.85.
  64. Л.А. О механизмах возникновения синдрома школьной дезадаптации //Материалы II съезда невропотологов и психиатров Укр. ССР. -Харьков, 1978. С. 494−495.
  65. М.Г. Жизненные цели как компонент направленности личности школьников// Проблема единства обучения и воспитания. Л., 1978.-С. 35.
  66. В.А. Воспитай гражданина: Записки директора школы. -М., 1987.-С. 50.
  67. В.А. Стать человеком. М., 1993. — С. 79.
  68. В.П. Педагогическая коррекция. 2-е изд. М.: Просвещение. 1994, — С. 219.
  69. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — С. 292.
  70. Л.Н., Высоцкая Т. А. Забайкальский гос. пед. унив. Чита. Международная науч.-практ. конференция. Валеология: проблемы и перспективы развития. Тез. Междунар. науч.- практ. конф. Ижевск: Отв. ред. Н. И. Шлык. Изд во Удм. ун-та, 1998. — С. 228.
  71. И.В., Шадура А. Ф. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: кн. 1−3. НМЦ «Дар», им. Л.С.Выгодского- Образовательный центр «Педагогический поиск». 1997. -С. 118.
  72. Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. М., Профиздат, 1987.
  73. V77. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. -Монография. Оренбург. 1996.
  74. В. В. Зайцев Г. К. Валеология в школе. Методическое пособие. СПб., СПб УПМ, 1992.
  75. Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М., 1986.
  76. Я. Как любить ребёнка: Книга о воспитании, — /Пер. с польск. -М&bdquo- 1983.
  77. Н.С. Пути здоровья. С. 33. Здоровье и образование. С-Петербург. 1997.
  78. В.П. Воспитание обучение трудных детей. Из опыта санатория школы. -М., 1913. — С. 54.
  79. В.П. Исключительные дети: их изучение и воспитание. М., 1926.-С. 125.
  80. В.П. Педология исключительного детства. //Пед.энциклопедия. М., 1927. -т.1. — С. 191−214.
  81. А.К. Тайны пирамиды здоровья. Учебное пособие по валеоло-гии для нач. школы. СПб, Петроградский и К, 1998ю — С. 112. илл. Береги здоровье смолоду. М.: Медицина, 1988.
  82. Й., Матейчик 3. Психическая депривадия в детском возрасте. Прага, 1984.
  83. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1964.-С. 480.
  84. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977.-С. 304.
  85. С.П., Мотылянская Р. Е. Истоки здоровой жизни. М. Знание.1974. В. 9.
  86. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. -С.584.
  87. А.Н. Потребности, мотивы- эмоции. М.: изд. Москва ун-та, 1971.-С. 38.
  88. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат1975.-С. 304.
  89. Н.В. Дис. Преодоление школьниками затрудненной адаптации при переходе из начальной в основную школу. Оренбург, 1997.
  90. Ю.П. Концепция формирования здорового образа жизни. Сб. научных трудов. М. 1991. С. 3−27.
  91. X. Аутогенная тренировка. Справочное пособие для врачей. Л&bdquo- 1980.
  92. X. Аутотренинговая тренировка. Путь к востановлению здоровья и работоспособност. Пер. с нем. М., 1980.
  93. Д.Н. Азбука здоровья. М., Профиздат, 1990.
  94. И.Т. Моя система для детей. М., 1911.
  95. Ю.А. Пути разработки проблемы адаптации детей к дошкольным детским учреждениям //Состояние и меры по дальнейшемуулучшению амбулаторно-поликлинической помощи детям в СССР.- М., 1980.-С. 75−77.
  96. А. Технология бытия. М., «Рефл бук» «Вакпер» 1997.
  97. В.Ф., Гройсман A.JI. Профилактика вредных привычек школьников: книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. Молодежь: Ориентации и жизненные пути. Рига. 1988.
  98. В.О. Педагогические условия формирования валеологических ориентаций школьников. Дис. Оренбург. 1998.
  99. И.А. Адаптация как социально-психологическое явление.
  100. Социальная психология и философия. Вып. 2. — Л.: Изд-во Ленинград гос. пед. Институт, 1973. -С. 111−120.
  101. В.А. «Психологический анализ личностно-поведенческой структуры так называемых трудных детей в условиях массовой школы: Дис. канд. псих. наук. Л., 1978. — С. 128.
  102. А.Я. Долгожители: нейрофизиологические аспекты. Л., Ленингр. отд-ние, 1985.
  103. Л. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология. Народное образование № 9 10. 1998. — С. 166.
  104. В.К., Мишина Т. М. Семейная психотерапия. Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979. С. 310.юв. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленинград ун-та, 1960. С 426.
  105. В.Н. Личность ребёнка невротика. // Дети психоневротики и учебно-воспитательная работа с ними. М, — Л.: Учпедизд, 1934. — С. 5−8.
  106. ПЗ.Немов Р. С. Психология. М., 1995.
  107. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка. Логика и психология: Перю с франц. -М., Просвещение, 1969. С. 659.
  108. А.Ф. Изучение закономерностей социализации в связи с природными предпосылками индивидуального развития. Диалектика в науках о природе и человеке: человек, общество и природа в век НТР. М.: Наука, 1983.-С. 365−369.
  109. Пб.Попов И. М. Ценностные представления и «парадоксы» самосознания. -М., 1989.-С. 160.
  110. С.В. Валеология, а школе и дома. С. Петербург. Союз. 1998.
  111. Н.М., Михайлов П. Здоровье как социальная ценность. Философские и социально-гигиенические аспекты учения и здоровье и болезни. М.: Медицина, 1975.- С. 48−58.
  112. С.В. О физическом благополучии школьников. С.- Петербург. Союз. 1998.
  113. К.К. Структура и развитие личности (отв.ред.Глоточкин А.Д.). М.-.Наука 1986, — С. 254.
  114. В.В. Популярная медицинская энциклопедия. М., 1989. С. 547−548.
  115. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива: Учебное пособие для пед. институтов. М.: Просвещение, 1978. — С. 176.
  116. С.А., Гук Е.Г. Физкультура и закаливание. М., Ф и С., 1994.
  117. В.П. Валеология человека. Здоровье Любовь — Красота. Т.2. Экологическая Валеология и Питание. СПб.: изд. «Петроградский и К0 «-Мн.: 000"0ракул», 1996.- С. 77−80.
  118. Проблемы формирование ценностных ориентаций и социальной активности личности / Под. Ред. B.C. Мухиной. М., 1984. — С. 134.
  119. М. Особенности самооценки у учащихся, предпочитаемых среди одноклассников // Сов. Пед. И школа: Сб. Тарту, 1973. N 7. — С. 34 -41.
  120. Руководство практического психолога: психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы (Под. ред. И. В. Дубровиной -М&bdquo- 1995.-С. 16−33.
  121. С.Л. Основы общей психологии. -М.: Учпедгиз, 1946. С 704.
  122. Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во МГУ, 1981.-С. 184.
  123. А.А. Социальные ценности и норма. Киев, 1976. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под. ред.
  124. B.А. Ядова. -Л., 1979, — С. 264.
  125. Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе. Л., 1964.
  126. Г. Н. Здоровье развитие личности. М.: Медицина. 1990.
  127. П.В. Теория отражения и психофизиология эмоции. -М.: Наука, 1970. -С.141.
  128. B.C. Российская школа на рубеже 90-х годов: Социологический анализ. -М., 1993, — С. 56.
  129. В.А. Сердце отдают детям. Изб. произвед. Киев. 1979.
  130. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. Шк., 1988. С. 33.
  131. Н.К. Об оценке некоторых форм микросоциальной дезадаптации // Реабилитация больных психозами. Л., 1981. — С.114−119.
  132. J 142. Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. Издание 2, дополнительное и переработанное, «PETROC», СПб,
  133. C. 412. Илюстр., библ. 1997.143 .Татарникова Л. Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей /К проблемам школьной валеологии С-Петербург 1993, — С. 248.
  134. Л.Г. Валеология как социокультурное явление //Интеграция и дезинтеграция в современном мире: Россия и Запад.
  135. Материалы Международной конференции. Москва. АСН ИСПИ, МГИМО -Москва, 1997-С. 269.
  136. Л.Г., Поздеева М. В. Валеология подростка. СПб.: Петрок, 1996.
  137. V 146. Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Изд-во ЛГУ 1960.
  138. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. -Л., 1989. -С. 91.
  139. З.И., Красовитов Ю. Г. Рубежи образовательных традиций и инноваций. Челябинск, 1991- С. 81−82.
  140. П.П. Формирование валеологической образованности школьников средствами физической культуры. Дис. канд. пед. наук. Оренбург. 1998. 150. Чусов Ю. Н. Закаливание школьников. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985.
  141. П.Н. Философия и интеграция знания. Взаимодействие общества и природы. Филосовско-методологический аспект экономических проблем. М., Наука, 1986. С. 20.
  142. И. Т. Человечество и цивилизация на пороге нового тысячелетия (материалы «круглого стола») //Коммунист. 1989. — № 5. -С.67−81.
  143. Т. Начнем с познаний себя. Журнал «Директор школы-97».
  144. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. — С. 272.
  145. Формаковский, Школьная диэтика. Одесса. Тип. Е. И. Фесенко., 1895.
  146. Н.Р. Педагогическая аксиология как часть педагогической инноватики. Новые исследования в педагогических науках. М., 1990. № 2. -С. 3−6.
  147. B.C. Саморегуляция как фактор общей одаренности // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1972. — Вып. 7.
  148. В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. М.: Просвещение, 1985.
  149. Х.Я. Приёмные часы для здоровых. М.: Медицина, 1987.
  150. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 1996. — С.163 .Г. Гертман Hartmami Н.Е. go Psychology the Ploslem of Adaptation NY 958.
  151. Д. У. Уолте. Искусство быть здоровым. С. 11.
Заполнить форму текущей работой