Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия повышения квалификации учителя по развитию социальной активности младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследовании использовалась комплексная система методов, адекватных сложности изучаемого объекта. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использованы методы педагогической диагностики, проблемно-сопоставительный анализ психолого-педагогической, методической литературыизучение и обобщение передового педагогического опыта в муниципальных образовательных учреждениях… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки построения модели повышения квалификации учителя по развитию социальной активности младших школьников
    • 1. 1. Социальные запросы современных младших школьников как основа развития социальной активности
    • 1. 2. Анализ потенциала образовательного процесса по развитию социальной активности младших школьников
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Проектирование и реализация модели повышения квалификации учителя начальных классов
    • 2. 1. Педагогические условия повышения квалификации учителя по развитию социальной активности младших школьников
    • 2. 2. Экспериментальная модель повышения квалификации учителя начальных классов
  • Выводы по второй главе
  • Глава III. Экспериментальное исследование результативности модели повышения квалификации учителя начальных классов
    • 3. 1. Динамика изменений готовности учителя по развитию социальной активности младших школьников
    • 3. 2. Методические рекомендации для учителя по развитию социальной активности младших школьников
  • Выводы по третьей главе

Педагогические условия повышения квалификации учителя по развитию социальной активности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Социально-экономические изменения, происходящие в современном российском обществе в последние годы, предъявляют высокие требования к уровню социализации личности. Подвижность и изменчивость социума вызывают необходимость активного взаимодействия и преобразования личности.

Именно в период взросления ребенка происходит его адаптация к социальному миру сверстников и взрослых, приобретение свойств и качеств зрелого человека.

Этот процесс осуществляется через взаимодействие ребенка со сверстниками, взрослыми, социумом и обозначается понятием «социализация». Функция социализации — взаимодействие ребенка с окружающей средойона также обеспечивает его защищенность в меняющемся мире. Наиболее сложно процесс социализации проходит у младших школьников: им приходится адаптироваться после детского сада или жизни в семье к новым условиям, правилам и коллективу начальной школы.

Социологические исследования свидетельствуют о том, что для многих детей предшкольного и младшего школьного возраста снижается порог социализации, что не может не отразиться на их развитии. Подобное заключение основывается на исследованиях отечественных и зарубежных ученых положения детей в кризисных социально-экономических условиях. В массовой практике общеобразовательных школ России в разнообразии учебных программ, к сожалению, не содержится методических подходов, способствующих социализации личности младшего школьника.

Несмотря на то, что в педагогической науке разработаны новые методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе (М.М.Безруких, Е. В. Бондаревская, А. А. Вербицкий, Н. Ф. Виноградова,.

О.С.Газман, В. А. Караковский, А. Г. Каспржак, В. М. Коротов, В. В. Краевский, З. А. Малькова, Л. И. Новикова, JI.C. Подымова, М. И. Рожков, А. П. Сидельковский, И. А. Улановская, Г. А. Цукерман, Е. Г. Юдина и др.), ориентирующие педагогов на развитие личности, формирование активной жизненной позиции младшего школьника, они в настоящее время не получили широкой поддержки, в массовой практике педагогов.

Это связано с тем, что в научной и методической литературе больше внимания уделяется организации учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте (В.В.Давыдов, J1.B. Занков, Д. Б. Эльконин и др.). Привлекательность идей и технологий развивающего обучения этих и др. ученых сделала учебную деятельность младших школьников приоритетной в сознании и практической работе педагогов начальной школы. Сущностные характеристики данных технологий, которые включают в себя такие составляющие, как стимулирование учебно-познавательной активности личности младшего школьника, самостоятельность, стремление к творческому самовыражению, безусловно относятся к сфере социализации личности, в то же время в исследованиях недостаточно изучена готовность учителя к деятельности по развитию социальной активности младших школьников. Субъект-объектный, императивно-манипулятивный подход в общении с младшими школьниками остается доминирующим в массовой педагогической практике.

Задачи развития личности требуют адекватного осмысления механизмов такого развития с учетом имеющихся достижений отечественной и зарубежной науки. В исследованиях отечественных психологов К.А. Абульханова-Славской, Л. И. Анциферовой, А. Г. Асмолова, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, В. А. Петровского, С. Л. Рубинштейна и др., ставших широко известными, в концепциях зарубежных ученых А. Маслоу, К. Роджерса, Р. Берне и др. выделен принцип саморазвития личности. Наиболее близкими к проблеме развития социальной активности школьников можно считать труды А. Г. Асмолова и А. В. Петровского, которые подчеркивают, что подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают х? совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей и приобщение ее к культуре. Младший школьник, как и взрослый человек, в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает способность ею стать. Учитель не всегда готов помочь ему в этот период.

Развивающаяся личность проявляет активность не только в учебно-познавательной деятельности, но и вступает в общение со взрослыми и f' сверстниками. Именно в этом проявляется и обнаруживается сама личность с присущими ей свойствами, ранее сформированными качествами, способностями, мотивами, т.к., преобразуя себя, личность обеспечивает поступательное движение в своем развитии.

По многочисленным наблюдениям, особенностью младшего школьного возраста необходимо считать интенсивную социализацию детей как в школе, так и за ее пределами. Этому посвящен ряд исследований, теоретические и практические аспекты проблемы социализации личности рассматривались в h научных трудах Г. А. Балла, И. А. Жданова, И. К. Кряжевой, П. С. Кузнецова, А. А. Налчаджяна, Л. А. Растригина, Г. И. Царегородцева и др., однако проблема развития социальной активности младших школьников изучена недостаточно, и не всегда принимается во внимание готовность педагога к этой деятельности.

Таким образом, есть основание утверждать, что в настоящее время имеет место ряд противоречий, обусловленных:

— современными требованиями к развитию социальной активности ^ младших школьников и реально осуществляющейся социализацией младшего школьника в учебном процессе;

— необходимостью подготовки учителя к деятельности по социализации младших школьников и недостаточным объемом исследований этой проблемы;

— возможностями системы повышения квалификации по подготовке учителя к развитию социальной активности младших школьников и реальным построением процесса повышения квалификации в курсовой и межкурсовой период.

Указанные противоречия подтверждают теоретико-прикладное значение и актуальность проблемы, поставленной в исследовании: каковы педагогические условия эффективного формирования готовности учителя начальных классов к развитию социальной активности младших школьников.

Работа выполнена в рамках федеральной программы «Совершенствование структуры и содержания общего образования».

На основе противоречий и проблемы была сформулирована тема диссертационного исследования «Педагогические условия повышения квалификации учителя по развитию социальной активности младших школьников».

Цель исследования: разработка педагогических условий повышения ^ квалификации учителя по развитию социальной активности младших школьников.

Объект исследования: процесс повышения квалификации учителя начальной школы.

Предмет исследования: педагогические условия повышения квалификации учителя начальных классов по развитию социальной активности младших школьников.

Гипотеза исследования состоит в том, что повышение квалификации учителя по развитию социальной активности младших школьников будет наиболее эффективно, если в содержании и организации системы повышения квалификации будут реализованы следующие педагогические условия:

— повышение квалификации учителя осуществляется с учетом социальных запросов младших школьников и потенциала образовательного процесса;

— определены и экспериментально проверены педагогические условия повышения квалификации учителя начальной школы;

— разработана экспериментальная модель повышения квалификации учителя по развитию социальной активности младших школьников в курсовой и межкурсовой периоды;

— разработаны и внедрены в учебный процесс системы повышения квалификации, соответствующие методические рекомендации для учителя по созданию условий развития социальной активности младших школьников.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ состояния и современных тенденций социализации младших школьников.

2. Определить педагогические условия повышения квалификации учителя по развитию социальной активности младших школьников.

3. Разработать экспериментальную модель повышения квалификации учителя начальных классов по развитию социальной активности младших школьников.

4. Экспериментально проверить модель повышения квалификации учителя по развитию социальной активности младших школьников.

5. Разработать методические рекомендации для учителя по созданию условий развития социальной активности младших школьников.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды ученых по направлениям: целостность образовательного процесса и его акмеологической, социокультурной, психологической обусловленности (Е. А. Ануфриев, М. X. Беленький, X. Ц. Беновски, М. Н. Берулава, А. В. Брушлинский, В. Г. Воронцова, И. Ф. Исаев, В. П. Зинченко, В. В. Краевский,.

Н.И. Лифинцева, Н. С. Мансуров, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков, и др.) — непрерывность повышения квалификации педагогических работников (С.А. Антипов, Т. Г. Браже, З. Д. Жуковская, Н. А. Королева, JI.B. Паринова, Ю. А. Савинков и др.) — технологический подход к проектированию и организации образовательного процесса (Г.А. Балла, В. П. Беспалько, М. В. Кларина, Э. П. Комарова, А. И. Мищенко, В. М. Монахова, JI.A. Обухова, П. Е. Решетникова и др.).

В исследовании использовалась комплексная система методов, адекватных сложности изучаемого объекта. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использованы методы педагогической диагностики, проблемно-сопоставительный анализ психолого-педагогической, методической литературыизучение и обобщение передового педагогического опыта в муниципальных образовательных учреждениях г. Воронежа и отдельных учителей начальных классов, школьной документациисистемно-структурный анализ фундаментальных понятий, используемых в исследованиистандартизированное систематическое включенное наблюдение, анкетирование учителей, преподавателей и слушателей ИПК, беседыметоды констатирующего и формирующего экспериментов, системного анализа, содержательная и графическая интерпретация результатов.

Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, муниципального учреждения «Учебно-методический центр» г. Воронежав муниципальных образовательных учреждениях СОШ №№ 4, 8, 9, 12, 18, 36, 37, 42, 53, гимназии № 2 г. Воронежа и на первой ступени основного общего образования в образовательных учреждениях Кантемировского, Калачеевского и Бутурлиновского районов Воронежской области.

Исследованием были охвачены 420 преподавателей, слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов ВОИПКРО.

Организация и этапы исследования.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1998;1999 гг.). Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияопределение объекта, предмета, цели, задач, научного аппарата и базы исследованияисследовалось содержание понятий «социализация», «социализация младших школьников», «социальная активность младшего школьника», «развитие социальной активности" — рассматривалось состояние проблемы в теории и практикеконструировались различные методики реализации возможностей системы повышения квалификации учителей начальных классов в их подготовке по развитию социальной активности младших школьников. Создана программа и методика эмпирической проверки гипотезы. Выполнен констатирующий этап эксперимента.

Второй этап (2000;2004 гг.). Были выявлены составляющие и основные характеристики повышения квалификации учителя начальной школы по развитию социальной активности и адаптации учащихся, определены критерии и уровни ее сформированности, изучены педагогические условия и разработана экспериментальная модель повышения квалификации. Проведена диагностика исходного состояния готовности учителей начальных классов к работе с учащимися по развитию их социальной активности. Выполнен формирующий этап опытно-экспериментальной работы по внедрению разработанной модели в образовательный процесс ИПКРО и межкурсовую деятельность МУ УМЦ г. Воронежа.

Третий этап (2004;2005 гг.). Обобщены результаты опытно-экспериментальной работы по исследованию влияния разработанной экспериментальной модели на повышение квалификации учителя по развитию социальной активности младших школьников. Проведен качественный и количественный анализ, теоретическое обобщение результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы. Осуществлены систематизация, обобщение полученных данных. Сформулированы выводы.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается опорой на педагогические труды отечественных и зарубежных ученых, современные педагогические концепции развития личности, методологически обоснованной логикой исследования, а также использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту и предмету исследованияапробацией в системе ИПК и на базе учебно-методических центров (УМЦ), учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений на первой ступени основного общего образования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Экспериментальная модель повышения квалификации учителя по развитию социальной активности младшего школьника включает несколько структурных компонентов: цель (повышение квалификации учителя по развитию социальной активности младшего школьника) — задачи (формирование направленности деятельности учителя по развитию социальной активности младших школьников, компетентности учителя в вопросах развития социальной активности младших школьников) — принципы (соответствие современным методам социализации и обогащения предметной среды, преемственность повышения квалификации в ИПК и межкурсовой методической поддержкисистематичность, самостоятельность развития творческой функцииучет затруднений современного учителя начальной школы) — средства (курсы повышения квалификации учителей на базе ИПК, формы межкурсовой методической поддержки: центр педагогического мастерства, семинары, конференции, творческие группы, эксперимент, олимпиады для выпускников начальной школы, педагогические чтения, индивидуальные консультации).

2. Педагогические условия повышения квалификации учителей начальных классов, способствующие формированию направленности и компетентности учителя по развитию социальной активности младших школьников, включают учет современных социальных запросов младших школьников и затруднений учителяразработку и реализацию комплекса учебных планов, программ, профессиональноличностных технологий и методов повышения квалификацииорганизацию целенаправленного взаимодействия повышения квалификации в ИПК и межкурсовой методической работы на базе учебно-методического центра.

3. Методические рекомендации для учителя по созданию условий развития социальной активности младшего школьника, раскрывающих готовность учителя к деятельности по проблемесредства достижения позитивного результата (содержание учебных предметов, технологии и методы обучения, формы оценивания, методы поощрения, взаимодействие семьи и школы) — уровни социализации личности (адаптация, индивидуализация, интеграция) — ожидаемые результаты (развитие способностей и навыков самоконтроля, способностей к осознанному выбору и принятию решений, рефлексии, способностей к интеграции, коммуникативных навыков и толерантности).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— определены педагогические условия повышения квалификации учителя по развитию социальной активности младших школьников в курсовой и межкурсовой периоды и соответствующие критерии оценки готовности учителя к этому виду деятельности;

— разработана экспериментальная модель повышения квалификации учителя начальных классов, включающая функциональноориентированное методическое обеспечение и объединяющая последовательные циклы непрерывной подготовки учителя к развитию социальной активности младшего школьника;

— разработаны методические рекомендации для учителей по созданию О условий развития социальной активности младших школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— уточнена специфика понятия «социализация младшего школьника», «социальная активность младшего школьника» в области педагогической деятельности;

— определены и обоснованы педагогические условия повышения у квалификации учителя по развитию социальной активности младшего школьника;

— уточнены теоретические и научнометодические аспекты создания условий развития социальной активности младших школьников.

Практическая значимость определяется тем, что: разработанная в процессе диссертационного исследования экспериментальная модель повышения квалификации учителя начальных классов внедрена в практику работы ВОИПКРО, МУ УМЦ г. Воронежа и у> других областей (Белгородской, Курской), что подтверждено актами внедрения;

— подготовлены и апробированы методические рекомендации для учителей начальных классов по развитию социальной активности младших школьников;

— разработаны учебные планы и программы спецкурсов, семинаров и курсов повышения квалификации в Воронежском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования.

ВОИПКРО) и планпрограмма совершенствования профессионального мастерства учителей начальных классов на базе муниципального учреждения «Учебно-методического центра» (МУ УМЦ), цель которых — формирование готовности педагогов;

— внесены необходимые дополнения и изменения в организацию системы курсовой переподготовки учителей начальных классов в условиях института повышения квалификации (ИПК) и УМЦ г. Воронежа;

— разработаны, изданы и внедрены в систему повышения квалификации учебные пособия и методические рекомендации для учителей;

— разработаны методики для определения уровня готовности учителя начальных классов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на Iой международной конференции «Язык и культура» (Воронеж, 1996 г.), международной научно-практической конференции «Образование-XXI век: непрерывное образование — основа социализации личности» (Воронеж, 2004 г.), международной на^но-практической конференции «Гуманизация образовательного процесса в системе «Дошкольное образовательное учреждение — начальная школа — средняя школа» (Воронеж, 2005 г.) — заседаниях, научно-методических семинарах кафедры теории и методики дошкольного и начального образованиякурсах повышения квалификации учителей начальных классов в ВОИПКРОв работе с педагогами в межкурсовой период и на базе лаборатории педагогики начального образования МУ УМЦ г. Воронежа.

Публикации. По материалам диссертационного исследования опубликовано 20 печатных работ, из них 14 методических пособий, 2 методические рекомендации, 4 научных статьи, 7 работ без соавторов. В работе, опубликованной в соавторстве [26, 28, 30, 31, 32] автором предложены методические рекомендации по развитию социальной активности младших школьников через содержание образования.

В работе [29] разработаны схемы, отражающие психолого-педагогические условия подготовки учителя начальных классов к развитию социальной активности младших школьников.

В работах [22, 23, 24, 25] показаны роль и значимость дополнительного профессионального образования в социальной адаптации младших школьников и способы подготовки их к исполнению социальных ролей в обществе.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка используемой литературы из 204 наименований, 8 приложений. Основная часть работы изложена на 151 странице, включает 4 рисунка, 7таблиц, 4 диаграммы.

Выводы по третьей главе.

В результате экспериментальной проверки модели повышения квалификации учителя к его подготовке по развитию социальной активности младших школьников мы пришли к следующим выводам:

1. Программа повышения квалификации учителя по развитию социальной готовности младшего школьника может рассматриваться как один из вариантов подготовки педагога к решению актуальных проблем социализации.

2. Успешность реализации модели повышения квалификации учителя зависит от ряда педагогических условий, определенных в исследовании: осуществления обучения на основе принципов преемственности, последовательности, систематичности, учета особенности современного социумаформирования программ повышения квалификации с учетом профессиональных затруднений педагоговрасширения блока вариативных спецкурсов по выбору слушателейразработки программ тематических курсов повышения квалификации по актуальным проблемамразвития и закрепления тематики курсов повышения квалификации в межкурсовой периодметодической поддержки практической деятельности учителя методистами методического центравключения учителей в активную учебную деятельность в процессе повышения квалификации.

3. При повышении квалификации учителя в ИПК и учебно-методическом центре формируется направленность деятельности учителя по развитию социальной активности младшего школьника и профессиональная компетентность, основанная на методической и специальной обученности.

4. Полученные в экспериментальной группе (по сравнению с контрольной) результаты подготовки учителя к развитию социальной активности младших школьников подтверждают успешность поэтапного формирования готовности учителя — на курсах повышения квалификации и в межкурсовой период.

5. В экспериментальной работе по проверке модели повышения квалификации учителей начальных классов выработаны методические рекомендации учителю по созданию условий развития социальной активности младших школьников, включающие следующие направления деятельности:

— организационно-педагогические;

— содержательно-дидактические;

— психолого-педагогические.

6. Деятельность учителя по развитию социальной активности школьников включает: о изучение личности младших школьников и особенностей классного коллектива с целью диагностики их познавательной деятельности и проектирование на основе этой диагностики деятельности младших школьников на уроках и внеклассных мероприятиях по развитию их социальной активностио создание комфортных психологических условий для взаимодействия учеников и учителя в учебном процессе и во внеурочное времяо установление межличностной коммуникации учитель — ученик, родитель — ученик, в коллективе между младшими школьникамио систематическое отслеживание достижений каждого ученика: не сравнивать его достижения с другими, а лишь с прежними достижениямио прогнозирование развития младшего школьника при составлении индивидуальных программ социализациио создание проблемных ситуаций для активизации познавательных процессов учащихсяо вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию социальной активности младших школьниково разработку учебных программ, содержание которых способствует развитию социальной активности младших школьниково критическое осмысление проделанной работы через описание собственного педагогического опытаумение на основе проделанного анализа ставить новые задачи по развитию социальной активности младших школьников.

заключение

.

Проблема повышения квалификации учителя по развитию социальной активности младших школьников остается актуальной. Актуальность этого направления определяется тем, что создание педагогических условий для социализации младшего школьника в ученическом коллективе и в учебной деятельности тождественно его успешности в современном социуме, что в свою очередь предполагает сформированность социально значимых ценностных установок, реализацию потенциальных возможностей, «интериоризацию» социального опыта, удовлетворение потребностей в принятии и уважении, безопасности, собственной значимости и деятельности.

Осуществив теоретическое и опытно-экспериментальное исследование проблемы повышения квалификации учителя по развитию социальной активности младших школьников, мы пришли к следующим выводам: Проведенный в исследовании анализ философской, психологической и педагогической литературы позволяет уточнить смысл понятий «социализация младшего школьника» и «социальная активность младшего школьника».

Под социализацией младшего школьника мы понимаем процесс усвоения учеником определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему успешно осуществлять учебную и другие виды деятельности в качестве члена классного, школьного, семейного и других коллективов.

Социальная активность младших школьников с нашей точки зрения — это мотивированная деятельность ученика, направленная на полноценную реализацию и удовлетворение его базовых потребностей в новом социальном статусе ученика.

Изучение потенциала образовательного процесса позволило выделить основные черты начальной школы как социального института, подготавливающего учеников к решению практических, экологических, правовых и социальных проблем.

Реализация этих задач осуществляется за счет использования соответствующих учебных планов, программ, учебно-методических комплектов, новых технологий и активных методов обучения.

Ориентируемый на развитие социальной активности младших школьников учебный процесс предполагает определение следующих приоритетов: развитие личности учащихся, опору в процессе усвоения информации на личный опыт, преобладание личностного аспекта в содержании образования, создание в процессе обучения условий для сотрудничества, творческого взаимодействия учителя, учащихся и родителей.

В то же время, определяющим фактором развития социальной активности младшего школьника является, по нашему мнению, личность учителя, направленность его деятельности, профессиональная позиция, применяемые им методы и приемы по развитию социальной активности младших школьников.

На основе анализа специальной литературы и деятельности учителей определены педагогические условия повышения квалификации учителя по развитию социальной активности младшего школьника, включающие:

• постановку целей обучения по развитию социальной активности младших школьников, направленных на развитие личности учащихся, их интересов и способностей;

• проектирование и осуществление ориентированного на реализацию поставленных целей образовательного процесса;

• подбор содержания образования, способствующего реализации поставленных целей;

• использование активных методов и инновационных технологий обучения;

• предоставление учителям возможности выбора содержания обучения (модулей, спецкурсов), способов освоения, средств межкурсовой поддержки;

• установление в учебном процессе субъект — субъектного стиля взаимоотношений, основанного на уважении личности.

В основу разработанной модели курсовой подготовки и межкурсовой поддержки учителей начальной школы положен проблемно-личностный подход к повышению квалификации педагогов, предполагающий систему подготовки учителей посредством реализации основных положений личностно-ориентированного обучения.

Модель выстроена с учетом затруднений учителей в развитии социальной активности младших школьников, среди них наиболее часто встречаются содержательно-дидактические, коммуникативные, организационные, психологические (барьер устаревших установок), психолого-педагогическая некомпетентность.

Эти затруднения можно объединить в три группы: теоретические, выражающиеся в ограниченном понимании содержательной сущности понятий «социализация младшего школьника» и «социальная активность младшего школьника" — психологические, которые заключаются в наличии традиционных установок на процесс обучениятехнологические, связанные с выбором и применением видов учебной деятельности, которые бы способствовали развитию социальной активности младших школьников.

При повышении квалификации учителя в ИПК и учебно-методическом центре формируется направленность деятельности учителя по развитию социальной активности младшего школьника и профессиональная компетентность, основанная на методической и специальной обученности.

Следовательно, для успешной подготовки учителя по развитию социальной активности младших школьников важна систематическая подготовка учителя в институте повышения квалификации, методическая поддержка на базе учебно-методического центра в межкурсовой период и его работа по самообразованию.

На завершающем этапе исследования выработаны методические рекомендации учителю по созданию условий развития социальной активности младших школьников, включающие следующие направления деятельности: организационно-педагогическиесодержательнодидактическиепсихолого-педагогические.

Представленная экспериментальная модель педагогически целесообразна, динамична и может быть применена в системе повышения квалификации педагогических работников.

Таким образом, в исследовании были решены его основные задачи, получены теоретические и экспериментальные результаты, подтверждающие выдвинутую гипотезу.

Проведенное нами исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы повышения квалификации учителя по развитию социальной активности младших школьников.

Нами рассмотрены не все педагогические условия повышения квалификации учителя: существенно обогатит этот процесс исследование психологических особенностей и личностных качеств учителя, социокультурной среды учреждения повышения квалификации, эффективности индивидуальных образовательных маршрутов повышения квалификации учителя.

Исследование этих проблем позволит усовершенствовать процесс повышения квалификации учителя по развитию социальной активности младшего школьника.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1990. -208 с.
  2. Абдульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности, (методологии, теории и исследования реальной личности). М.:Л: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. — 224 с.
  3. С.В., Вершловский С. Г., Матюнпсина М. Д. Самостоятельная работа слушателей в системе постдипломного образования- Методическое пособие. -СПб.: СПбГУПМ. -2003.-41 с.
  4. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн: Университетское, 1990. — 560 с.
  5. .Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева. М.: ИПП- Воронеж: «МОДЭК», 1996. — 384 с.
  6. Г. М. Личностно адаптированная система обучения: методология, психология, технология. — Воронеж: ВОИПКРО, 2002. 322 с.
  7. В.А., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражения. М.: Изд-во «Ось-89», 2000. — 272 с.
  8. А.Г. Личность психологическая стратегия воспитания. Новое педагогическое мышление. /Под ред. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1989. -С. 206−220.
  9. О.М. Развитие профессиональной компетентности учителя школы в процессе повышения квалификации: Автореферат канд. пед. наук. -СПб., 1995.- 18 с.
  10. О.Ю. Формирование готовности учителя начальных классов к работе с детьми, испытывающими трудности в обучении: Автореферат канд. пед. наук. Курск, 2005 — 23 с.
  11. Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. -М., 1990.-313 с.
  12. С.П. Сущность процесса обучения. -М., 1981. 143 с.
  13. В.В. Педагогические основы создания культурно-развивающих условий для детей с трудностями в адаптации к школе: Автореферат дис. канд. пед. наук. — Тюмень, 1998. 24 с.
  14. Л.П. Правовое обучение и воспитание в начальной школе. Программа «Мои права» для 2−4 классов. — Воронеж: Научно-методический центр г. Воронежа, 1995. -30 с.
  15. Л.П. Формирование устной и письменной речи младших школьников / Тезисы докладов 1-й международной конференции «Язык и культура». Воронеж: Квадрат. 1996. — С.225−226.
  16. Л.П. Контроль и руководство в учебно-воспитательном процессе начальной школы: Методические рекомендации для директоров по УВР и учителей начальной школы. Воронеж: ВГПУ, 1998. — 64 с.
  17. Л.П. Интеграция в начальной школе: Методические рекомендации для директоров, заместителей директоров по УВР и учителей начальной школы. Воронеж: ВГПУ, 1998. — 88 с.
  18. Л.П. Опыт правового воспитания и образования в начальной школе. //Начальная школа. № 2. — 1998. — С. 22−25.
  19. Л.П., Давыдова Е. А. Тесты по русскому языку для 1−4 классов: приложение к учебно-методическому комплекту Института образования и развития личности. М.: ИОиРЛ, 2004. — 60 с.
  20. JI.П. Контрольные работы по русскому языку к интегрированному курсу «Мир родного языка», 1 класс М.: ИС) иРЛ, 2004. — 56 с.
  21. Л.П., Жиренко О. Е., Обухова Л. А., Яровая Л.II. Внеклассные мероприятия, 1 класс — М.: ВАКО, 2004. 184 с.
  22. Л.П., Жиренко О. Е., Обухова Л. А., Яровая Л. Н. Внеклассные мероприятия, 2 класс — М.: ВАКО, 2004. — 179 с.
  23. Л.П., Жиренко О. Е., Обухова Л. А., Яровая Л. Н. Внеклассные мероприятия, 3 класс М.: ВАКО, 2004. — 176 с.
  24. Л.П., Жиренко О. Е., Обухова Л. А., Яровая Л. Н. Внеклассные мероприятия, 4 класс М.: ВАКО, 2004. — 184 с.
  25. Л.П., Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» 1−4 класс/ — М.: ВАКО, 2004.-320 с.
  26. Л.П. Прописи № 1 и № 2 к учебному комплекту Института образования и развития личности к букварю «Мой друг Букварь!». М.: ФГУ ИПП «Кострома», 2004. — 206 с.
  27. Л.П., Королева Н. А. Завуч начальной школы: методические, организационные, психолого-педагогические материалы. М.: ВАКО, 2005.-192 с.
  28. Л.П., Фалькович Т. А. Формирование математических представлений: Занятия для школьников в учреждениях дошкольного образования. М.: ВАКО, 2005. 208 с.
  29. Л.П., Фалькович Т. А. Развитие речи, подготовка к освоению письма: Занятия для дошкольников, а учреждениях дошкольного образования. -М.: ВАКО, 2005.-288 с.
  30. Л.П., Матраева И. П., Обухова Л. А. Эти трудные согласные: как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения. / Пособие для учителей, логопедов и родителей. М.: «5 за знания», 2005. — 128 с.
  31. Л.П., Соколова С. Е. Технология- конспекты уроков, элективные курсы: 5−9 класс / Сост. Л. П. Барылкина, С. Е. Соколова — М.: «Пять за знания». 2005.-208 с. г,
  32. В.В. Педагогические основы создания культурно-развивающих условий для детей с трудностями в адаптации к школе: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 1998. -24 с.
  33. Л. А. Педагогическая диагностика как условие совершенствования профессионального мастерства учителя: Дис.. канд. пед. наук.-С-Пб., 1996.- 130 с.
  34. М.М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. М.: «Академия», 2000. — 248 с.
  35. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: г Педагогика, 1989. — 205 с. I
  36. В.И., Черных Л. А. Идея и принцип народности в образовании: современная сельская школа / Серия «Земляки о земляках». Вып. 3. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2003. — 307 с.
  37. М. Н. Состояние и перспективы гуманизации образования. // Педагогика. № 1. -1993. — С. 9−12.
  38. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение < учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высшаяшкола.-1989.-141 с.
  39. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.: Высшая школа, 1995. 187 с.
  40. JI.H. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. 136 с.
  41. Т.А. О дифференцированном подходе к индивидуальному воспитанию детей с трудностями поведения и обучения в условиях образовательной школы. / Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. СПб., 1999. — С. 66−73.
  42. В.И. Демократизация управления образовательными учреждениями и системами: проблемы и перспективы / Материалы международной научно-практической конференции. Москва: Институт общего образования Минобразования России, 2004. — 202 с.
  43. Т.Г. Современная аттестация учителя: цели и тенденции. -Педагогика. № 3. — 1995. — С. 69−73.
  44. Брокет 3., Шрейберг Г. Целительная сила сказок. / Пер. с нем. И. Гилярова. М. ЮОО «Аквариум БУК», К.: ФГУИППВ, 2003, — 304 с.
  45. А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. — С. 11.
  46. В.Г. Повышение квалификации педагогического коллектива как фактор его развития: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 264 с.
  47. С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. -Л.: Просвещение, 1987. 183 с.
  48. В.Г. Постдипломное образование педагога. // Педагогика. -№ 6.-С. 55−63.
  49. Л.А. Поиски новых путей подготовки учителей начальных классов. // Начальная школа. № 11. — 1994. — С. 21−24.
  50. В.Г. Гуманитарно-аксилогические основы постдипломного образования педагога.-Псков: ПОИКПРО, 1997.-421 с.
  51. В.Г. Изучение проблем учителя как необходимое условие перестройки системы повышения квалификации педагогических кадров. /
  52. Материалы науч.-практ. конф. «Проблемы учителя в условиях перестройки». -Л., 1999.-С. 3−4.
  53. В. Г. Постдипломное образование педагога: гуманитарно-алогический подход: Автореферат дис. докт. пед. наук. СПб.: РАО. 1997. -65 с.
  54. Л.С. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1996.-536 с.
  55. .Н., Хрусталева Т. М. Специальные способности в структуре модуальности учителя. // Вопросы психологии. — 1994. — С. 18−24.
  56. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Просвещение, 1988.-254 с.
  57. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М.'.МГУ, 1985.-48 с.
  58. В.Б. Повышение квалификации учителей в США: социологический подход. // Педагогика. № 7−8. — 1992 — С. 102−109.
  59. Ф.И. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
  60. В.И. Теоретические основы подготовки специалиста многоуровневого высшего педагогического образования: Автореф. дис.. докт. пед. наук. СПб: СпбГУ, 1995. — 44 с.
  61. И.В. Реализация личностно-ориентированного подхода в повышении квалификации. СПб.: СПбГУПМ, 1999. — 41 с.
  62. М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с.
  63. Л.Ф. Формирование профессиональной готовности студентов факультета начальных классов к реализации принципов гуманной педагогики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Самара, 1994. -23 с.
  64. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства системы. -М.: Просвещение, 1970. — 272 с.
  65. Е.С. и др. Профессиональная подготовка учителя сельской школы. СПб.: Образование, 1995. — 116 с.
  66. А.В. Кого и как включать в систему образования взрослых. // Педагогика. № 2. — 1995. — С. 64−67.
  67. М.Г. Подготовка студентов педагогического вуза к информационно-коммуникативному взаимодействию с учащимися: Дис. канд. пед. наук. Одесса, 1992. — С. 102.
  68. Дифференцированный подход к повышению квалификации учителей гуманитарных предметов в ИУУ6 // Метод, рекомендации / Под ред. Т. Г. Браже. НИИООВ, 1988. — 105 с.
  69. Т.Ш. Теория и практика подготовки учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования. Ташкент, 1988. — С. 8.
  70. Дурай-Новакова К. М. Основы и закономерности профессиональной педагогической деятельности: Автореф. дис. докт. пед. наук. — М., 1983. — 38 с.
  71. М.И., Кандыбович А. А. Проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 1976. — 174 с.
  72. Н.С., Мажар Н. Е. Подготовка учителя начальных классов к работе в сельской школе. Смоленск, 1991. — 148 с.
  73. З.Д., Королева Н. А. Андрологический подход к повышению квалификации работников образования. // Вестник ВОИПКРО. -Выпуск 11.- Воронеж: ВОИПКРО, 2004. С. 305−311.
  74. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2001. — 384 с.
  75. С.И. Технология обучения взрослых. //Педагогика. № 7. — 1998.-С. 42−45.
  76. С.А. Педагогическая условия развития мотивации профессиональной деятельности педагога в процессе повышения квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.: 2003.-22 с.
  77. Г. П. Профессиональная готовность учителя к экспериментальной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1999. -21 с.
  78. Г. П. Предпосылки становления теории непрерывного образования. //Советская педагогика. № 3. — 1991. — С. 81.
  79. И.П. Условия творческой самореализации учителя художественного труда в начальных классах // Материалы Всерос. научн. конференции /Под ред. И. Ф. Исаева, М. И. Ситниковой. Белгород: изд-во БелГУ, 2001.-С. 258−264.
  80. Индивидуальные формы повышения квалификации учителей: практические рекомендации. // Браже Т. Г., Заборщикова М. М. // Вечерняя школа. 1993.-С. 19−21.
  81. И.Ф. Проблемы критериев профессионально-педагогической культуры учителя // Многоуровневая подготовка педагогических кадров: проблемы, перспективы. Курск, 1993. — С. 90−92.
  82. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Москва-Белгород: изд-во БГПИ и МПГУ, 1993. — 219 с.
  83. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976. — 543 с.
  84. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. — 144 с.
  85. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: РАО. — 144 с.
  86. Кан-Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя // Советская педагогика. № 1. — 1989 — С. 97−100.
  87. JI.B., Николаева М. В. Современные подходы к профессиональной подготовке учителя начальных классов. //Начальная шксла плюс ДО и ПОСЛЕ. № 12. — 2004. — С. 24−27.
  88. Кирикова 3.3. Технологическая готовность педагогов. //Педагогика. -1978.-С. 55−58.
  89. М.В. Оценка эффективности психолого-педагогической подготовки будущих учителей (профессионально-деятельностный аспект). -М.: Знание, 1989.- 16 с.
  90. М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  91. Н.В. Формирование профессиональной готовности учителя начальных классов к обучению младших школьников риторике: Дис. канд. пед. наук. Смоленск, 2001. — 149 с.
  92. Конаржевский Ю А. Внутришкольный менеджмент. — М.: Ноьая жизнь. 1992.- 134 с.
  93. Г. М. Формирование готовности учителя начальных классов к прфессиональному самообразованию: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1995.-39 с.
  94. Н.А. К проблеме проектирования содержания повышения квалификации педагогов.// Вестник ВОИПКРО. Выпуск 11. — Воронеж: ВОИПКРО, 2004. — С. 305−311.
  95. Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы. /Под. общ. ред. В. Г. Онушкина, Ю. Н. Кулюткина, В. Г. Воронцовой. СПб. -122 с.
  96. Я. Избранные педагогические произведения /Пер. с польск. К. Э. Сенкевич. М., Педагогика, 1979. — 474 с.
  97. В.В. Методология педагогического исследования. -Самара, 1994.-264 с.
  98. В.В. Повышение квалификации педагогических кадров. // Педагогика. № 7−8. — 1992- С. 61.
  99. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1976.-303 с.
  100. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. // Вопросы психологии. № 1. — 1984. — С. 22.
  101. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л., -98 с.
  102. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967. — 183 с.
  103. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — JL, —32 с.
  104. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.- Рыбинск: Научн.-исслед. центр развития творчества молодежи, 1994. — 54 с.
  105. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
  106. С. Холл, Линдсей Г. Теории личности. М.: Просвещение, 1997.-719 с.
  107. Е.А. Формирование практической готовности учителя к взаимодействию с учащимися во внеучебной деятельности: Дис. докт. пед. наук СПб.: 2001. — 225 с.
  108. М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
  109. Н.Д. О психологических состояниях человека. М.: Просвещение, 1967. — 322 с.
  110. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Просвещение, 1975. С. 224.
  111. Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.: Ось -89, 2001.-96 с.
  112. М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144 с.
  113. И.Д. Профессиональная адаптация выпускников института. М.: Просвещение, 1991. — 204 с.
  114. И.Д. Педагогические основы профессионально-личностного развития учителя на послевузовском этапе: Автореферат дис. канд. пед. наук-М., 1996. 33 с.
  115. Н.Е. Теоретические основы развития творческой индивидуальности учителя: Автореф. дис. докт. пед. наук. — М., 1996. 38 с.
  116. Н.Н. Дети с трудностями в обучении: дифференциация и интеграция. //Технология коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития. — Самара, 1998. С. 6−20.
  117. А.К. Психология труда учителя. М., 1993. — 192 с.
  118. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. // Педагогика. № 6. — 1995. — С. 55−63.
  119. А.Ф. Философия образования: Человек в предполагаемых обстоятельствах культуры. Детство. — СПб.: «Иван Федоров». 2001. 304 с.
  120. Г. У. Система непрерывного образования преподавателя высшей школы: Автореф. дис.. док. пед. наук. Калуга, — 43 с.
  121. Методические рекомендации и материалы к профессиограмме учителя: методология и общая методика разработки. / Сост. B.C. Волков и др. -Л.: ЛГПИ. 1987.-63 с.
  122. В.А., Ермоленко М. И. Введение в педагогическую деятельность. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 268 с.
  123. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Просвещение, 1994. — С. 34.
  124. А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса. Дис. докт. пед. наук. — М., 1992.- С. 122.
  125. Л.И. Педагогический процесс как целостное явление. М.: МПГУ, 1993.- 178 с.
  126. Л.И. Теория и практика формирования содержания педагогического образования (на материале подготовки учителя начальных классов). -Москва-Курск, 1998. 300 с.
  127. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества эффективности общепедагогической подготовки учителя. /Под. ред. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  128. В.М. Автоматический подход к проектированию педагогической технологии. // Педагогика. № 6. — 1997 — С. 26−31.
  129. А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов /Под ред. В. А. Сластенина. — 4-е изд., доп. М., Издательский центр «Академия», 2003.-200 с.
  130. Р.С. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994.301 с.
  131. Э.М. Федеральная система повышения квалификации работников образования (история становления, сравнительный опыт, «семенное состояние, прогнозирование развития»): учебное пособие. /- М.: МОИПКРО., 1995.- 194 с.
  132. М.В. Особенности личностного и профессионального развития учителя начальных классов в педагогической деятельности //Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. № 12. — 2004. — С. 4−6.
  133. Л.А. Модернизация образования как основа гуманизации учебного процесса в школе /Л.А. Обухова. Воронеж: ВОИПКРО, 2004- 200 с.
  134. В.Б. Практическая психология для учителей. — М.: Просвещение, 1991. 268 с.
  135. Г. Н. Индивидуально-ориентированный подход к реализации образовательных маршрутов повышения квалификации учителей в процессе курсовой подготовки: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1999. — 148 с.
  136. Ю.В. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период.: Дис. канд. пед. наук. СПб., 2002. — 209 с.
  137. А.П. Творческая самореализация учителя в условиях внутришкольного повышения квалификации. // Материалы Всероссийской практической конференции /Под ред. И. Ф. Исаева, М. И. Ситниковой -Белгород: изд-во БелГУ, 2001. С. 155−160.
  138. Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. М.: УМЦ «Школа 2000 .», 2003.- 16 с.
  139. Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов: учеб. пособие для высших учебных заведений. — М.: «Логос», 1998.- 104 с.
  140. Г. Н. Проектирование содержания дополнительного профессионального образования руководителей школ: теория и практика. -Изд-во МГПУ. Курск: КГПУ, 2001. — 503 с.
  141. Л.С. Теоретические основы подготовки учителя к организационной деятельности: Дис. докт. пед. наук. -М.: 1996. 382 с.
  142. О.В. Обучение учителей конструированию педагогических ситуаций как условие совершенствования учебного процесса на курсах в ИРГУ: Дис. канд. пед. наук. -Л., 1984. 311 с.
  143. И.М. Методическая работа в школе. Новое видение. -Курск: изд-во Курск гос. пед. ун-та, 2001. 2003 с.
  144. Программа и учебно-тематический план курсов переподготовки учителей предметников и дошкольных работников для осуществления образовательного процесса в начальных классах. /Сост. Кошкина Э. Е., Петраркова О. Ю., Семенеко Л. А. и др. Курск., — 65 с.
  145. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 408 с.
  146. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. /Под. ред.: А. Косаковски, X. Кюна, И. Ломпсиера, Розенфельда. — М., 1981.-224 с.
  147. Психология формирования и развития личности. /Под ред. Анциферовой. — М., 1981.153. Пырьев Е. А. Психологическая готовность молодежи кпедагогической деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. — СПб., 1993. -19 с.
  148. С.И. Совершенствование профессионализма учителя в процессе постдипломного образования: акмеологический подход: Дис. пед. наук. СПб.: 2002. — 212 с.
  149. О. А. Подготовка учителя к осуществлению индивидуально-дифференцированного обучения в начальных классах: Дис. канд. пед. наук. Москва, 1999. — 192 с.
  150. П.Е. Профессионально-личностное развитие учителя на высшей ступени педагогического образования: Дис. докт. пед. наук. -Белгород: 2000.-482 с.
  151. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Просвещение, 1985. — 207 с.
  152. А.Б. Формирование практической готовности будущего учителя к взаимодействию с младшими школьниками. Дис. канд. пед. наук. -М., 1995.-С. 85.
  153. С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. — 705 с.
  154. Е.А. Педагогические ценности учителя начальных классов. // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ, 2004. № 12. — С. 16−18.
  155. И.Г. Подготовка будущего учителя к экономическому образованию и воспитанию учащихся начальных классов: Дис. канд. пед. наук.-М., 1994.-С. 91.
  156. Л.Ф. Проектирование современной системы профессиональной переподготовки педагога: Автореф. дис. докт. пед. наук. -Волгоград, 2003.-42 с.
  157. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. — М., 1995. 188 с.
  158. В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование. /Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования. -М.:Просвещение, 1983. 131 с.
  159. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976. — 156 с.
  160. В.А., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. — М.: Просвещение, 1991.- 144 с.
  161. В.А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М.: Просвещение, 1997. -200 с.
  162. В.А., Мищенко А. И. Профессиональная подготовка современного учителя. // Советская педагогика. № 10. — 1991. — С. 79−84.
  163. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика. М.: «Академия», 2004. — 465 с.
  164. Советский энциклопедический словарь. /Под ред. A.M. Прохорова, М. С. Гилярова, Е. М. Жуков и др. М.: «Советская энциклопедия», 1980. — 1600 с.
  165. Н.П. Психологическая помощь школьникам с приемами в обучении. М.: Айрис-пресс, 2003. — 256 с.
  166. Г. Е. Развитие коммуникативных умений педагогов. //Школьные технологии. № 12. — 1997 — С. 100 -104.
  167. Л.Ф. Профессиограмма как примерная программа подготовки учителя-воспитателя //Методика планирования обучения. — М., 1976.-С. 52−61.
  168. В.А. Педагогические мастерские в опыте учителей: методическое пособие. СПб.: СПбГУПМ, 2002. — 119 с.
  169. Т.М. Профессиональная подготовка учителя к реализации технологий развивающего обучения младших школьников: Дис. канд. пед. наук. М., 1997.-247 с.
  170. В.А. Сердце отдано детям. -Киев: Изд-во «Родянсыса школа», 1971. Издание 5. — 287 с.
  171. Е.Н. Творческая самореализация учителей в системе повышения квалификации. //Материалы Всероссийской научно-методической конференции / Под ред. И. Ф. Исаева, М. И. Ситниковой. Белгород: изд-во БелГУ, 2001.-С. 174−176.
  172. Е.Д. Научно-теоретическая компетентность учителя и ее влияние на характер результатов обучения: Дис. канд. пед. наук. СПб.: 1999. -224 с.
  173. Л.В. Личностно-развивающее обучение учителей начальных классов в условиях повышения квалификации. //Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. № 12. — 2004.- С. 22−24.
  174. А.И. Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогического средства: Дис. канд. пед. наук. -Ярославль, 1995.-223 с.
  175. Е.В., Тамбовцев Г. А., Сердюкова Н. С. Организация исследовательско-творческой деятельности учителя. Учебное пособие. -Белгород: Изд-во БелГУ, 2001.-112 с.
  176. Е.С. Послевузовская профессиональная подготовка в системе специального образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. — JL: 2003. -22 с.
  177. Д.Н. Психология установки. — СПб., 2001. — 414 с.
  178. Л.Ч. Педагогические условия совершенствования профессионального общения учителя с учащимися начальных классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Владикавказ, 2003. — 22 с.
  179. А.Н. Формирование методологической культуры учителя: Автореферат дис. докт. пед. наук. М., 1997. — 33 с.
  180. Г. К. Подготовка учителя к исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации: Автореферат дис. канд. пед. наук. М.: 2003. — 22 с.
  181. Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. — М.: Генезис, 2003. 128 с.
  182. В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М.:изд-во «Логос». 1996. — 320 с.
  183. Т.И., Нефедова К. А. Развитие системы непрерывного образования. // Педагогика. № 9. — 1991. — С. 75−80.
  184. H.JI. Условия и мотивы творческой самореализации личности преподавателя колледжа. //Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. И. Ф. Исаева, М. И. Ситниковой. -Белгород:изд-во БелГУ, 2001. С. 128−133.
  185. B.JI. Теоретико-методологические подходы к моделированию системы постдипломного образования педагогических кадров в федеральном округе: Дис. докт. пед. наук. — СПб.: 2002. — 424 с.
  186. Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога. // Педагогика. № 9. — 1991.- С. 80−85.
  187. Е.И. ЩЗО Психологическая диагностика одаренности школьника: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.-368 с.
  188. А.И. Профессиограмма учителя советской школы. Проблемы профессиональной подготовки педагогических вузов и университетов. -М.: Просвещение, 1976. С. 21−24.
  189. Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития. //Психология личности. М. Педагогика, 1989. — 26 с.
  190. Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М: Педагогика, 1974.-С. 25−38.
  191. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самарский университет, 1995. — 328 с.
  192. И.С. Развивющее обучение. М.: Педагогика, 1979.125 с.
  193. Dave R.H. Foundations of Lifelong Educations in Foundations of Lifelong Education — Humburg, 1976. — P. 134.
  194. Miller Ron. What Are Schools For? Holistic Education In American Culture: Vermont, 1992. — 175 p.
  195. Stagner R. Individual Style. New York, 1962. — 205 p.
  196. The Fifth Discipline: The Art and Practice of the Learning Organization, Sende, P., Doubleday, New York, 1990.
Заполнить форму текущей работой