Педагогические условия повышения квалификации учителя по развитию социальной активности младших школьников
Диссертация
В исследовании использовалась комплексная система методов, адекватных сложности изучаемого объекта. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использованы методы педагогической диагностики, проблемно-сопоставительный анализ психолого-педагогической, методической литературыизучение и обобщение передового педагогического опыта в муниципальных образовательных учреждениях… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические предпосылки построения модели повышения квалификации учителя по развитию социальной активности младших школьников
- 1. 1. Социальные запросы современных младших школьников как основа развития социальной активности
- 1. 2. Анализ потенциала образовательного процесса по развитию социальной активности младших школьников
- Выводы по первой главе
- Глава II. Проектирование и реализация модели повышения квалификации учителя начальных классов
- 2. 1. Педагогические условия повышения квалификации учителя по развитию социальной активности младших школьников
- 2. 2. Экспериментальная модель повышения квалификации учителя начальных классов
- Выводы по второй главе
- Глава III. Экспериментальное исследование результативности модели повышения квалификации учителя начальных классов
- 3. 1. Динамика изменений готовности учителя по развитию социальной активности младших школьников
- 3. 2. Методические рекомендации для учителя по развитию социальной активности младших школьников
- Выводы по третьей главе
Список литературы
- Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1990. -208 с.
- Абдульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности, (методологии, теории и исследования реальной личности). М.:Л: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. — 224 с.
- Алексеев С.В., Вершловский С. Г., Матюнпсина М. Д. Самостоятельная работа слушателей в системе постдипломного образования- Методическое пособие. -СПб.: СПбГУПМ. -2003.-41 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн: Университетское, 1990. — 560 с.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева. М.: ИПП- Воронеж: «МОДЭК», 1996. — 384 с.
- Анохина Г. М. Личностно адаптированная система обучения: методология, психология, технология. — Воронеж: ВОИПКРО, 2002. 322 с.
- Ануфриев В.А., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражения. М.: Изд-во «Ось-89», 2000. — 272 с.
- Асмолов А.Г. Личность психологическая стратегия воспитания. Новое педагогическое мышление. /Под ред. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1989. -С. 206−220.
- Атласова О.М. Развитие профессиональной компетентности учителя школы в процессе повышения квалификации: Автореферат канд. пед. наук. -СПб., 1995.- 18 с.
- Байбакова О.Ю. Формирование готовности учителя начальных классов к работе с детьми, испытывающими трудности в обучении: Автореферат канд. пед. наук. Курск, 2005 — 23 с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. -М., 1990.-313 с.
- Баранов С.П. Сущность процесса обучения. -М., 1981. 143 с.
- Барменкова В.В. Педагогические основы создания культурно-развивающих условий для детей с трудностями в адаптации к школе: Автореферат дис. канд. пед. наук. — Тюмень, 1998. 24 с.
- Барылкина Л.П. Правовое обучение и воспитание в начальной школе. Программа «Мои права» для 2−4 классов. — Воронеж: Научно-методический центр г. Воронежа, 1995. -30 с.
- Барылкина Л.П. Формирование устной и письменной речи младших школьников / Тезисы докладов 1-й международной конференции «Язык и культура». Воронеж: Квадрат. 1996. — С.225−226.
- Барылкина Л.П. Контроль и руководство в учебно-воспитательном процессе начальной школы: Методические рекомендации для директоров по УВР и учителей начальной школы. Воронеж: ВГПУ, 1998. — 64 с.
- Барылкина Л.П. Интеграция в начальной школе: Методические рекомендации для директоров, заместителей директоров по УВР и учителей начальной школы. Воронеж: ВГПУ, 1998. — 88 с.
- Барылкина Л.П. Опыт правового воспитания и образования в начальной школе. //Начальная школа. № 2. — 1998. — С. 22−25.
- Барылкина Л.П., Давыдова Е. А. Тесты по русскому языку для 1−4 классов: приложение к учебно-методическому комплекту Института образования и развития личности. М.: ИОиРЛ, 2004. — 60 с.
- Барылкина JI.П. Контрольные работы по русскому языку к интегрированному курсу «Мир родного языка», 1 класс М.: ИС) иРЛ, 2004. — 56 с.
- Барылкина Л.П., Жиренко О. Е., Обухова Л. А., Яровая Л.II. Внеклассные мероприятия, 1 класс — М.: ВАКО, 2004. 184 с.
- Барылкина Л.П., Жиренко О. Е., Обухова Л. А., Яровая Л. Н. Внеклассные мероприятия, 2 класс — М.: ВАКО, 2004. — 179 с.
- Барылкина Л.П., Жиренко О. Е., Обухова Л. А., Яровая Л. Н. Внеклассные мероприятия, 3 класс М.: ВАКО, 2004. — 176 с.
- Барылкина Л.П., Жиренко О. Е., Обухова Л. А., Яровая Л. Н. Внеклассные мероприятия, 4 класс М.: ВАКО, 2004. — 184 с.
- Барылкина Л.П., Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» 1−4 класс/ — М.: ВАКО, 2004.-320 с.
- Барылкина Л.П. Прописи № 1 и № 2 к учебному комплекту Института образования и развития личности к букварю «Мой друг Букварь!». М.: ФГУ ИПП «Кострома», 2004. — 206 с.
- Барылкина Л.П., Королева Н. А. Завуч начальной школы: методические, организационные, психолого-педагогические материалы. М.: ВАКО, 2005.-192 с.
- Барылкина Л.П., Фалькович Т. А. Формирование математических представлений: Занятия для школьников в учреждениях дошкольного образования. М.: ВАКО, 2005. 208 с.
- Барылкина Л.П., Фалькович Т. А. Развитие речи, подготовка к освоению письма: Занятия для дошкольников, а учреждениях дошкольного образования. -М.: ВАКО, 2005.-288 с.
- Барылкина Л.П., Матраева И. П., Обухова Л. А. Эти трудные согласные: как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения. / Пособие для учителей, логопедов и родителей. М.: «5 за знания», 2005. — 128 с.
- Барылкина Л.П., Соколова С. Е. Технология- конспекты уроков, элективные курсы: 5−9 класс / Сост. Л. П. Барылкина, С. Е. Соколова — М.: «Пять за знания». 2005.-208 с. г,
- Барменкова В.В. Педагогические основы создания культурно-развивающих условий для детей с трудностями в адаптации к школе: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 1998. -24 с.
- Башарина Л. А. Педагогическая диагностика как условие совершенствования профессионального мастерства учителя: Дис.. канд. пед. наук.-С-Пб., 1996.- 130 с.
- Безруких М.М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. М.: «Академия», 2000. — 248 с.
- Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: г Педагогика, 1989. — 205 с. I
- Белозерцев В.И., Черных Л. А. Идея и принцип народности в образовании: современная сельская школа / Серия «Земляки о земляках». Вып. 3. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2003. — 307 с.
- Берулава М. Н. Состояние и перспективы гуманизации образования. // Педагогика. № 1. -1993. — С. 9−12.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение < учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высшаяшкола.-1989.-141 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.: Высшая школа, 1995. 187 с.
- Блинова JI.H. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. 136 с.
- Болдырева Т.А. О дифференцированном подходе к индивидуальному воспитанию детей с трудностями поведения и обучения в условиях образовательной школы. / Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. СПб., 1999. — С. 66−73.
- Бочкарев В.И. Демократизация управления образовательными учреждениями и системами: проблемы и перспективы / Материалы международной научно-практической конференции. Москва: Институт общего образования Минобразования России, 2004. — 202 с.
- Браже Т.Г. Современная аттестация учителя: цели и тенденции. -Педагогика. № 3. — 1995. — С. 69−73.
- Брокет 3., Шрейберг Г. Целительная сила сказок. / Пер. с нем. И. Гилярова. М. ЮОО «Аквариум БУК», К.: ФГУИППВ, 2003, — 304 с.
- Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. — С. 11.
- Быкова В.Г. Повышение квалификации педагогического коллектива как фактор его развития: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 264 с.
- Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. -Л.: Просвещение, 1987. 183 с.
- Виненко В.Г. Постдипломное образование педагога. // Педагогика. -№ 6.-С. 55−63.
- Воловичева Л.А. Поиски новых путей подготовки учителей начальных классов. // Начальная школа. № 11. — 1994. — С. 21−24.
- Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксилогические основы постдипломного образования педагога.-Псков: ПОИКПРО, 1997.-421 с.
- Воронцова В.Г. Изучение проблем учителя как необходимое условие перестройки системы повышения квалификации педагогических кадров. /
- Материалы науч.-практ. конф. «Проблемы учителя в условиях перестройки». -Л., 1999.-С. 3−4.
- Воронцова В. Г. Постдипломное образование педагога: гуманитарно-алогический подход: Автореферат дис. докт. пед. наук. СПб.: РАО. 1997. -65 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1996.-536 с.
- Вяткин Б.Н., Хрусталева Т. М. Специальные способности в структуре модуальности учителя. // Вопросы психологии. — 1994. — С. 18−24.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Просвещение, 1988.-254 с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М.'.МГУ, 1985.-48 с.
- Гаргай В.Б. Повышение квалификации учителей в США: социологический подход. // Педагогика. № 7−8. — 1992 — С. 102−109.
- Гоноблин Ф.И. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
- Горовая В.И. Теоретические основы подготовки специалиста многоуровневого высшего педагогического образования: Автореф. дис.. докт. пед. наук. СПб: СпбГУ, 1995. — 44 с.
- Гришина И.В. Реализация личностно-ориентированного подхода в повышении квалификации. СПб.: СПбГУПМ, 1999. — 41 с.
- Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с.
- Губарева Л.Ф. Формирование профессиональной готовности студентов факультета начальных классов к реализации принципов гуманной педагогики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Самара, 1994. -23 с.
- Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства системы. -М.: Просвещение, 1970. — 272 с.
- Гуртовой Е.С. и др. Профессиональная подготовка учителя сельской школы. СПб.: Образование, 1995. — 116 с.
- Даринский А.В. Кого и как включать в систему образования взрослых. // Педагогика. № 2. — 1995. — С. 64−67.
- Демидова М.Г. Подготовка студентов педагогического вуза к информационно-коммуникативному взаимодействию с учащимися: Дис. канд. пед. наук. Одесса, 1992. — С. 102.
- Дифференцированный подход к повышению квалификации учителей гуманитарных предметов в ИУУ6 // Метод, рекомендации / Под ред. Т. Г. Браже. НИИООВ, 1988. — 105 с.
- Домаев Т.Ш. Теория и практика подготовки учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования. Ташкент, 1988. — С. 8.
- Дурай-Новакова К. М. Основы и закономерности профессиональной педагогической деятельности: Автореф. дис. докт. пед. наук. — М., 1983. — 38 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович А. А. Проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 1976. — 174 с.
- Жбанкова Н.С., Мажар Н. Е. Подготовка учителя начальных классов к работе в сельской школе. Смоленск, 1991. — 148 с.
- Жуковская З.Д., Королева Н. А. Андрологический подход к повышению квалификации работников образования. // Вестник ВОИПКРО. -Выпуск 11.- Воронеж: ВОИПКРО, 2004. С. 305−311.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2001. — 384 с.
- Змеев С.И. Технология обучения взрослых. //Педагогика. № 7. — 1998.-С. 42−45.
- Зенкина С.А. Педагогическая условия развития мотивации профессиональной деятельности педагога в процессе повышения квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.: 2003.-22 с.
- Зернова Г. П. Профессиональная готовность учителя к экспериментальной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1999. -21 с.
- Зинченко Г. П. Предпосылки становления теории непрерывного образования. //Советская педагогика. № 3. — 1991. — С. 81.
- Ильинская И.П. Условия творческой самореализации учителя художественного труда в начальных классах // Материалы Всерос. научн. конференции /Под ред. И. Ф. Исаева, М. И. Ситниковой. Белгород: изд-во БелГУ, 2001.-С. 258−264.
- Индивидуальные формы повышения квалификации учителей: практические рекомендации. // Браже Т. Г., Заборщикова М. М. // Вечерняя школа. 1993.-С. 19−21.
- Исаев И.Ф. Проблемы критериев профессионально-педагогической культуры учителя // Многоуровневая подготовка педагогических кадров: проблемы, перспективы. Курск, 1993. — С. 90−92.
- Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Москва-Белгород: изд-во БГПИ и МПГУ, 1993. — 219 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976. — 543 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. — 144 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: РАО. — 144 с.
- Кан-Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя // Советская педагогика. № 1. — 1989 — С. 97−100.
- Каткова JI.B., Николаева М. В. Современные подходы к профессиональной подготовке учителя начальных классов. //Начальная шксла плюс ДО и ПОСЛЕ. № 12. — 2004. — С. 24−27.
- Кирикова 3.3. Технологическая готовность педагогов. //Педагогика. -1978.-С. 55−58.
- Кларин М.В. Оценка эффективности психолого-педагогической подготовки будущих учителей (профессионально-деятельностный аспект). -М.: Знание, 1989.- 16 с.
- Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 80 с.
- Клюева Н.В. Формирование профессиональной готовности учителя начальных классов к обучению младших школьников риторике: Дис. канд. пед. наук. Смоленск, 2001. — 149 с.
- Конаржевский Ю А. Внутришкольный менеджмент. — М.: Ноьая жизнь. 1992.- 134 с.
- Коджаспирова Г. М. Формирование готовности учителя начальных классов к прфессиональному самообразованию: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1995.-39 с.
- Королева Н.А. К проблеме проектирования содержания повышения квалификации педагогов.// Вестник ВОИПКРО. Выпуск 11. — Воронеж: ВОИПКРО, 2004. — С. 305−311.
- Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы. /Под. общ. ред. В. Г. Онушкина, Ю. Н. Кулюткина, В. Г. Воронцовой. СПб. -122 с.
- Корчак Я. Избранные педагогические произведения /Пер. с польск. К. Э. Сенкевич. М., Педагогика, 1979. — 474 с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. -Самара, 1994.-264 с.
- Краевский В.В. Повышение квалификации педагогических кадров. // Педагогика. № 7−8. — 1992- С. 61.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1976.-303 с.
- Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. // Вопросы психологии. № 1. — 1984. — С. 22.
- Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л., -98 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967. — 183 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — JL, —32 с.
- Кузьмина Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.- Рыбинск: Научн.-исслед. центр развития творчества молодежи, 1994. — 54 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
- Кэлвин С. Холл, Линдсей Г. Теории личности. М.: Просвещение, 1997.-719 с.
- Леванова Е.А. Формирование практической готовности учителя к взаимодействию с учащимися во внеучебной деятельности: Дис. докт. пед. наук СПб.: 2001. — 225 с.
- Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
- Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. М.: Просвещение, 1967. — 322 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Просвещение, 1975. С. 224.
- Локалов Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.: Ось -89, 2001.-96 с.
- Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144 с.
- Лушников И.Д. Профессиональная адаптация выпускников института. М.: Просвещение, 1991. — 204 с.
- Лушников И.Д. Педагогические основы профессионально-личностного развития учителя на послевузовском этапе: Автореферат дис. канд. пед. наук-М., 1996. 33 с.
- Мажар Н.Е. Теоретические основы развития творческой индивидуальности учителя: Автореф. дис. докт. пед. наук. — М., 1996. 38 с.
- Малофеев Н.Н. Дети с трудностями в обучении: дифференциация и интеграция. //Технология коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития. — Самара, 1998. С. 6−20.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. — 192 с.
- Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. // Педагогика. № 6. — 1995. — С. 55−63.
- Малышевский А.Ф. Философия образования: Человек в предполагаемых обстоятельствах культуры. Детство. — СПб.: «Иван Федоров». 2001. 304 с.
- Матушанский Г. У. Система непрерывного образования преподавателя высшей школы: Автореф. дис.. док. пед. наук. Калуга, — 43 с.
- Методические рекомендации и материалы к профессиограмме учителя: методология и общая методика разработки. / Сост. B.C. Волков и др. -Л.: ЛГПИ. 1987.-63 с.
- Минжерников В.А., Ермоленко М. И. Введение в педагогическую деятельность. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 268 с.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Просвещение, 1994. — С. 34.
- Мищенко А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса. Дис. докт. пед. наук. — М., 1992.- С. 122.
- Мищенко Л.И. Педагогический процесс как целостное явление. М.: МПГУ, 1993.- 178 с.
- Мищенко Л.И. Теория и практика формирования содержания педагогического образования (на материале подготовки учителя начальных классов). -Москва-Курск, 1998. 300 с.
- Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества эффективности общепедагогической подготовки учителя. /Под. ред. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
- Монахов В.М. Автоматический подход к проектированию педагогической технологии. // Педагогика. № 6. — 1997 — С. 26−31.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов /Под ред. В. А. Сластенина. — 4-е изд., доп. М., Издательский центр «Академия», 2003.-200 с.
- Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994.301 с.
- Никитин Э.М. Федеральная система повышения квалификации работников образования (история становления, сравнительный опыт, «семенное состояние, прогнозирование развития»): учебное пособие. /- М.: МОИПКРО., 1995.- 194 с.
- Николаева М.В. Особенности личностного и профессионального развития учителя начальных классов в педагогической деятельности //Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. № 12. — 2004. — С. 4−6.
- Обухова Л.А. Модернизация образования как основа гуманизации учебного процесса в школе /Л.А. Обухова. Воронеж: ВОИПКРО, 2004- 200 с.
- Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. — М.: Просвещение, 1991. 268 с.
- Панин Г. Н. Индивидуально-ориентированный подход к реализации образовательных маршрутов повышения квалификации учителей в процессе курсовой подготовки: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1999. — 148 с.
- Подзюбанова Ю.В. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период.: Дис. канд. пед. наук. СПб., 2002. — 209 с.
- Пересыпкин А.П. Творческая самореализация учителя в условиях внутришкольного повышения квалификации. // Материалы Всероссийской практической конференции /Под ред. И. Ф. Исаева, М. И. Ситниковой -Белгород: изд-во БелГУ, 2001. С. 155−160.
- Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. М.: УМЦ «Школа 2000 .», 2003.- 16 с.
- Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов: учеб. пособие для высших учебных заведений. — М.: «Логос», 1998.- 104 с.
- Подчалимова Г. Н. Проектирование содержания дополнительного профессионального образования руководителей школ: теория и практика. -Изд-во МГПУ. Курск: КГПУ, 2001. — 503 с.
- Подымова Л.С. Теоретические основы подготовки учителя к организационной деятельности: Дис. докт. пед. наук. -М.: 1996. 382 с.
- Пономарева О.В. Обучение учителей конструированию педагогических ситуаций как условие совершенствования учебного процесса на курсах в ИРГУ: Дис. канд. пед. наук. -Л., 1984. 311 с.
- Подушкина И.М. Методическая работа в школе. Новое видение. -Курск: изд-во Курск гос. пед. ун-та, 2001. 2003 с.
- Программа и учебно-тематический план курсов переподготовки учителей предметников и дошкольных работников для осуществления образовательного процесса в начальных классах. /Сост. Кошкина Э. Е., Петраркова О. Ю., Семенеко Л. А. и др. Курск., — 65 с.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 408 с.
- Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. /Под. ред.: А. Косаковски, X. Кюна, И. Ломпсиера, Розенфельда. — М., 1981.-224 с.
- Психология формирования и развития личности. /Под ред. Анциферовой. — М., 1981.153. Пырьев Е. А. Психологическая готовность молодежи кпедагогической деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. — СПб., 1993. -19 с.
- Пятибратова С.И. Совершенствование профессионализма учителя в процессе постдипломного образования: акмеологический подход: Дис. пед. наук. СПб.: 2002. — 212 с.
- Ралдугина О. А. Подготовка учителя к осуществлению индивидуально-дифференцированного обучения в начальных классах: Дис. канд. пед. наук. Москва, 1999. — 192 с.
- Решетников П.Е. Профессионально-личностное развитие учителя на высшей ступени педагогического образования: Дис. докт. пед. наук. -Белгород: 2000.-482 с.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Просвещение, 1985. — 207 с.
- Романенчук А.Б. Формирование практической готовности будущего учителя к взаимодействию с младшими школьниками. Дис. канд. пед. наук. -М., 1995.-С. 85.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. — 705 с.
- Руденко Е.А. Педагогические ценности учителя начальных классов. // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ, 2004. № 12. — С. 16−18.
- Рябова И.Г. Подготовка будущего учителя к экономическому образованию и воспитанию учащихся начальных классов: Дис. канд. пед. наук.-М., 1994.-С. 91.
- Савинова Л.Ф. Проектирование современной системы профессиональной переподготовки педагога: Автореф. дис. докт. пед. наук. -Волгоград, 2003.-42 с.
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. — М., 1995. 188 с.
- Сластенин В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование. /Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования. -М.:Просвещение, 1983. 131 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976. — 156 с.
- Сластенин В.А., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. — М.: Просвещение, 1991.- 144 с.
- Сластенин В.А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М.: Просвещение, 1997. -200 с.
- Сластенин В.А., Мищенко А. И. Профессиональная подготовка современного учителя. // Советская педагогика. № 10. — 1991. — С. 79−84.
- Сластенин В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика. М.: «Академия», 2004. — 465 с.
- Советский энциклопедический словарь. /Под ред. A.M. Прохорова, М. С. Гилярова, Е. М. Жуков и др. М.: «Советская энциклопедия», 1980. — 1600 с.
- Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с приемами в обучении. М.: Айрис-пресс, 2003. — 256 с.
- Смирнова Г. Е. Развитие коммуникативных умений педагогов. //Школьные технологии. № 12. — 1997 — С. 100 -104.
- Спирин Л.Ф. Профессиограмма как примерная программа подготовки учителя-воспитателя //Методика планирования обучения. — М., 1976.-С. 52−61.
- Степихова В.А. Педагогические мастерские в опыте учителей: методическое пособие. СПб.: СПбГУПМ, 2002. — 119 с.
- Стручаева Т.М. Профессиональная подготовка учителя к реализации технологий развивающего обучения младших школьников: Дис. канд. пед. наук. М., 1997.-247 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдано детям. -Киев: Изд-во «Родянсыса школа», 1971. Издание 5. — 287 с.
- Таранова Е.Н. Творческая самореализация учителей в системе повышения квалификации. //Материалы Всероссийской научно-методической конференции / Под ред. И. Ф. Исаева, М. И. Ситниковой. Белгород: изд-во БелГУ, 2001.-С. 174−176.
- Тенютина Е.Д. Научно-теоретическая компетентность учителя и ее влияние на характер результатов обучения: Дис. канд. пед. наук. СПб.: 1999. -224 с.
- Терешина Л.В. Личностно-развивающее обучение учителей начальных классов в условиях повышения квалификации. //Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. № 12. — 2004.- С. 22−24.
- Тимонин А.И. Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогического средства: Дис. канд. пед. наук. -Ярославль, 1995.-223 с.
- Тонков Е.В., Тамбовцев Г. А., Сердюкова Н. С. Организация исследовательско-творческой деятельности учителя. Учебное пособие. -Белгород: Изд-во БелГУ, 2001.-112 с.
- Тугиева Е.С. Послевузовская профессиональная подготовка в системе специального образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. — JL: 2003. -22 с.
- Узнадзе Д.Н. Психология установки. — СПб., 2001. — 414 с.
- Хаблиева Л.Ч. Педагогические условия совершенствования профессионального общения учителя с учащимися начальных классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Владикавказ, 2003. — 22 с.
- Ходусов А.Н. Формирование методологической культуры учителя: Автореферат дис. докт. пед. наук. М., 1997. — 33 с.
- Чикунова Г. К. Подготовка учителя к исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации: Автореферат дис. канд. пед. наук. М.: 2003. — 22 с.
- Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. — М.: Генезис, 2003. 128 с.
- Шендриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М.:изд-во «Логос». 1996. — 320 с.
- Шамова Т.И., Нефедова К. А. Развитие системы непрерывного образования. // Педагогика. № 9. — 1991. — С. 75−80.
- Шеховская H.JI. Условия и мотивы творческой самореализации личности преподавателя колледжа. //Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. И. Ф. Исаева, М. И. Ситниковой. -Белгород:изд-во БелГУ, 2001. С. 128−133.
- Ширяев B.JI. Теоретико-методологические подходы к моделированию системы постдипломного образования педагогических кадров в федеральном округе: Дис. докт. пед. наук. — СПб.: 2002. — 424 с.
- Шиянов Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога. // Педагогика. № 9. — 1991.- С. 80−85.
- Щебланова Е.И. ЩЗО Психологическая диагностика одаренности школьника: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.-368 с.
- Щербаков А.И. Профессиограмма учителя советской школы. Проблемы профессиональной подготовки педагогических вузов и университетов. -М.: Просвещение, 1976. С. 21−24.
- Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития. //Психология личности. М. Педагогика, 1989. — 26 с.
- Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М: Педагогика, 1974.-С. 25−38.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самарский университет, 1995. — 328 с.
- Якимовская И.С. Развивющее обучение. М.: Педагогика, 1979.125 с.
- Dave R.H. Foundations of Lifelong Educations in Foundations of Lifelong Education — Humburg, 1976. — P. 134.
- Miller Ron. What Are Schools For? Holistic Education In American Culture: Vermont, 1992. — 175 p.
- Stagner R. Individual Style. New York, 1962. — 205 p.
- The Fifth Discipline: The Art and Practice of the Learning Organization, Sende, P., Doubleday, New York, 1990.