Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие художественно-творческого мышления студентов художественно-графического факультета на занятиях декоративно-прикладным искусством

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана авторская программа «Основы изучения орнаментации и вышивки национального головного платка», используемая в практической деятельности на занятиях со студентами. Результаты исследования могут быть использованы в качестве научно-методической основы для совершенствования содержания национально-регионального компонента образования, форм, методов и средств обучения декоративной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХГФ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
    • 1. 1. Научные основы развития художественно-творческого мышления студентов
    • 1. 2. Педагогические условия развития художественно-творческого мышления студентов ХГФ в процессе изучения НДПИ
    • 1. 3. Народное декоративно-прикладное искусство как часть национальной культуры карачаево-балкарского народа
  • ВЫВОДЫ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ
  • ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХГФ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА КАРАЧАЕВЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ
    • 2. 1. Констатирующий эксперимент
    • 2. 2. Реализация экспериментальной программы по развитию художественно-творческого мышления студентов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством (формирующий этап эксперимента)
    • 2. 3. Контрольный и сравнительный этапы эксперимента
  • ВЫВОДЫ ВТОРОЙ ГЛАВЫ

Развитие художественно-творческого мышления студентов художественно-графического факультета на занятиях декоративно-прикладным искусством (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и ее актуальность. Социальные ппоцессы, происходящие в современном обществе, выдвигают новые требования к развитию личности. Настоятельной потребностью времени является проявление творчества, поиск рациональных, нестандартных путей решения задач в любой сфере человеческой деятельности, повышение интеллектуального потенциала каждого члена общества, максимальное развитие художественных способностей человека. Главная особенность творческой личности в нестандартном, оригинальном мышлении, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир.

Построение педагогически рационального управления процессом развития творческого мышления учащихся, реализация личностно-дифферсчцированного подхода основываются на принципе самоценности каждого человека, признании и соблюдении личных прав ребенка. Отмеченное предполагает глубокое изучение психологических и педагогических закономерностей учебно-воспитательного процесса в современных условиях, а также повышение психолого-педагогической компетентности учителей и воспитателей.

В связи с этим возрастает потребность современной российской школы в педагогах с «новым» типом мышления, осознающих себя личностью и максимально реализующих не только профессиональные способности, но и свою творческую сущность. Лишь учителя, достигшие в своем развитии творческой индивидуальности, способны развивать личность своих питомцев, оказывать влияние на их жизненные позиции и ценности, стимулировать развитие творческих сил и потребностей детей. Особенно эта проблема актуальна в процессе подготовки специалиста в области художественно-педагогического образования.

В связи с этим в системе образования наряду с традиционными гуманитарными предметами актуализируется значение предметов художественно-эстетического цикла, ориентированных на развитие художественного мышления и формирование творческого потенциала студентов средствами искусства. В наше сложное время, в условиях негативного влияния псевд о кул ьту р l, ориентиром могут быть подлинные образцы изобразительного и декоративно-прикладного ' искусства, поэтому использование поистине безграничных его возможностей можно считать одним из важных условий создания современной демократической системы образования. Будущие учителя изобразительного искусства — выпускники художественно-графического факультета — могут и должны стать хранителями лучших традиций народного декоративно-прикладного искусства, носителями всего прекрасного в нем, пропагандистами его в жизни и искусстве. Изучение декоративно-прикладного искусства, истории его развития, народной культуры и быта — необходимо рассматривать не только как деятельность студентов, направленную на изучение искусства родного края, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание изобразительного искусства и развитие художественно-творческого мышления студентов на конкретном жизненном материале.

Декоративно-прикладное искусство, воздействуя на личность, обогащает ее эмоциональный и практический опыт, формирует интеллектуальный потенциал в целом, способствует воспитанию эстетических способностей, ведет к накоплению профессиональных умений и навыков, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств. Оно настраивает на дальнейшую активную, творчески осознанную деятельность студентов, отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации и проявлению личностных качеств, что, в конечном итоге, позволяет интегрировать личность в этнокультурную, общероссийскую и мировую среду.

Проблема развития личности в целом и художественно-творческого мышления, в частности, средствами декоративного искусства рассматривалась многократно в педагогических исследованиях. Объективный подход к этому вопросу предполагает изучение специальной литературы в различных областях знания: психологии, педагогики, современных положений дидактики обучения, научных трудов по развитию личности средствами художественного образования и др.

Вопросы педагогической, общей и возрастной психологии, которые рассмотрены и использованы нами в работе, освещены в трудах JI. С. Выготского,.

П.Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, В. А. Крутецкого, В. С Кузина, Н. В. Кузьминой, А. Н. Леонтьева, Р. С. Немова, А. В. Петровского, JI. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и др.

Проблемой развития мышления, в том числе и творческого, занимались крупные отечественные и зарубежные психологи: К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, Э. Боно, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Д. Гилфорд, В. В. Давыдов, В. Н. Дружинин, В. П. Зинченко, А. Н. Кочергин, В. С. Кузин, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, П. Я. Пономарев, С. Л. Рубинпггейн, Р. Стернберг, О. К. Тихомиров, Е. П. Торренс, Д. Б. Эльконин и др.

Д.Брунер, А. В. Брушлинский, Дж. Дьюи, В. Т. Кудрявцев, ИЛ. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, П. Я. Пономарев, С. Л. Рубинштейн и другие ученые доказывают, что проблемное обучение способствует формированию творческого мышления студентов.

Большую ценность для нашего исследования представляют труды художников-педагогов: Г. В. Беды, В. П. Зинченко, В. К. Лебедко, С. П. Ломова, Н. Я. Маслова, Н. Н. Ростовцева, Г. Б. Смирнова, А. Е. Терентьева, А. А. Унковского, Н. К. Шабанова, Е. В. Шорохова, А. П. Яшухина и др.

Анализ научной литературы показывает, что выявлению значения роли и места народного творчества, народной художественной культуры, декоративно-прикладного искусства и ремесел в процессе формирования и развития художественно-творческого мышления личности посвящены исследования и публикации О. В. Вандышевой, С. М. Гаджимурадова, Герасимовой, Е. Н. Губанова? Е. С. Булатовой, М. К. Даутова, А. М. Кадыровой, А. И. Ковешникова, В. В. Корешко-ва, И. В. Лапчинской, Ю. В. Максимова, С. Н. Новикова, М. В. Соколова, Е. Н. Студенецкой, А. С. Хворостова, П. Э. Хрипунова, Т. Я. Шпикаловой, Л. А. Энеевой и др.

В вопросах изучения истоков и путей развития народного искусства Северного Кавказа в целом и карачаево-балкарского народа мы опира чгсь на труды историков-кавказоведов С. М. Броневского, Е. И. Козубского, Е. И. Крупнова, О. В. Маркграфа, В. И. Морковина, Б. Б. Пистровского, Б. Е. Хижнякова и др.- художников-педагогов Ю. К. Беджанова, М. А. Ершовой, Г. Г. Газимагомедова, А. Я. Кузнецовой, Д. М. Магомедова, Е. Н. Студенецкой, Р. Х. Тебуева и др., где дан анализ народного искусства с точки зрения исторической, этнографической, эстетической, социальной, педагогической, который стал для нашего исследования основополагающим.

Несомненный вклад в разработку проблемы использования декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии в образовательном процессе внесли диссертационные исследования последних лет А. Р. Алиевой, З. С. Батчаевой, М. И. Блимготовой, Н. С. Кириченко, Л. М. Чомаевой и др.

Одним из интереснейших проявлений народного творчества карачаевцев и балкарцев является изготовление национальных платков. Оно является составной частью декоративно-прикладного творчества и рассматривается нами как средство развития художественно-творческого мышления студентов данного региона.

Несмотря на то, что проблема развития художественно-творческого мышления в процессе использования декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе достаточно широко представлена в психолого-педагогической литературе, следует отметить, что специального исследования данной проблемы в процессе изготовления карачаево-балкарских национальных платков не проводилось, о чем свидетельствует почти полное отсутствие литературы по исследуемой теме, что определяет её своевременность и актуальность.

Вместе с тем, сложившиеся в конкретном регионе народные художественные традиции имеют свое историческое развитие, специфические культурно-демографические особенности. Поэтому результаты исследований, касающихся одних регионов страны, нельзя механически переносить на образовательные учреждения других регионов. Данное положение убедило нас в правильности выбора темы «Развитие художественно-творческого мышления студентов ХГФ на основе изучения народного декоративно-прикладного искусства карачаевцев (на примере национального головного платка)».

Цель исследования — научное обоснование, практическая разработка и экспериментальная проверка системы дидактических средств, форм и методов развития художественно-творческого мышления студентов на занятиях по изготовлению национальных карачаево-балкарских головных платков.

Объект исследования — процесс развития художественно-творческого мышления студентов художественно-графических факультетов.

Предмет исследования — педагогические условия, методические приемы и формы учебно-воспитательной работы на занятиях по изготовлению национальных карачаево-балкарских головных платков как средство развития художественно-творческого мышления студентов.

Гипотеза исследования. Развитие художественно-творческого мышления студентов в процессе занятий по изготовлению национальных карачаево-балкарских головных платков будет более эффективным, если: используется методическая система личностно-ориентированных и социально значимых учебно-творческих заданий высокого, но доступного уровня сложности, учитывающая степень подготовленности студентаформа организации занятий непосредственно связана с учебно-познавательной и практической деятельностью, нацеленной на решение проблемных задач;

— в процессе обучения используются инновационные технологии и современные технические средства обучения;

— используется самостоятельное творческое освоение процесса изготовления карачаево-балкарских платков, базируемое на национальных традициях.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи: изучить и проанализировать историко-искусствоведческую и психолого-педагогическую литературу по данной тематикеисследовать и проанализировать природу художественно-творческого мышления в контексте рассматриваемой проблемывыявить характерные особенности и потенциальные возможности декоративно-прикладного искусства карачаевцев и балкарцев как средства развития художественно-творческого мышления студентовопределить критерии и уровни развития художественно-творческого мышления студентов в процессе занятий по изготовлению национальных карачаево-балкарских платковвыявить и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий развития художественно-творческого мышления студентов на занятиях по изготовлению национальных карачаево-балкарских платковразработать экспериментальную программу занятий по изучаемому виду НДПИ карачаевцев и балкарцевопираясь на результаты исследования, разработать научно-методические рекомендации, раскрывающие технологию использования занятий по изготовлению национальных карачаево-балкарских платков как средства развития художественно-творческого мышления студентов.

Для выполнения конкретных задач на разных этапах опытно-экспериментальной работы использовались различные методы исследования:

1. теоретические — анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование;

2. эмпирические — изучение и теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияопросно-диагностические (анкетирование, беседы со студентами, тестирование), обсервационные (включенное и невключенное наблюдение), педагогическое моделирование и экспериментальные методы (поисковый, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты).

В качестве конкретных методологических принципов исследования были избраны целостный системно-исторический и комплексный подходы к обучению и воспитанию, создавшие необходимые условия для прогнозирования и коррекции уровней художественно-творческого мышления студентов на занятиях по ДОИ.

Теоретическую основу исследования составили ведущие философские и психологические идеи и концепции: концепции системогенеза деятельности (А.В.Карпов, С. Л. Рубинштейн, В. Д: Шадриков и др.) — общепсихологическая теория мышления (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, А. Н. Кочергин, В. С. Кузин, А. Н. Леонтьев, А. М. Матюшкин, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) — концепции творчества отечественных и зарубежных авторов (Д.Б.Богоявленская, Э. Боно, Д. Гилфорд, В. Н. Дружинин, П. Я. Пономарев, Р. Стернберг, О. К. Тихомиров, Е. П. Торренс и др.) — положения о возможности и необходимости развития художественно-творческого мышления (И.П. Волков, В. П. Зинченко, С. Е. Игнатьев, В. И. Кириенко, Т. С. Комарова, B.C. Мухина) на занятиях по предметам художественно-эстетического цикла в целом и ДПИ, в частности (М.А. Ершова, В. В. Корешков, В. С. Кузин, Ю. В. Максимов, А.С. Хво-ростов, А. К. Чекалов, Т. Я. Шпикалова и др.).

Научная новизна исследования состоит в том, что на основе проделанной работы внесен вклад в теорию и методику формирования и развития художественно-творческого мышления студентов путем создания обоснованной и экспериментально проверенной целостной методической системы, развития художественно-творческого мышления студентов на основе изучения народного декоративно-прикладного искусства (на примере национального головного платка карачаевцев и балкарцев).

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что: определены критерии эффективности развития художественно-творческого4 мышления студентов художественно-графического факультета посредством занятий по изготовлению национальных карачаево-балкарских платковразработаны научно-методические рекомендации, раскрывающие технологию использования занятий по изготовлению национальных карачаево-балкарских платков как средства развития художественно-творческого мышления студентов. внесён определенный вклад в теорию и методику обучения и воспитания, решена проблема развития художественно-творческого мышления на занятиях ДЛИ.

Практическая значимость результатов определяется тем, что: разработана авторская методическая система развития художественно-творческого мышления студентов на основе изучения народного декоративно-прикладного искусства карачаевцев и балкарцевразработаны структура, содержание, формы и методы организации занятий по изготовлению национального карачаево-балкарского головного платка с учетом психолого-педагогических особенностей студентов.

Разработана авторская программа «Основы изучения орнаментации и вышивки национального головного платка», используемая в практической деятельности на занятиях со студентами. Результаты исследования могут быть использованы в качестве научно-методической основы для совершенствования содержания национально-регионального компонента образования, форм, методов и средств обучения декоративной деятельности в высшей школе. Разработанные в диссертации положения могут быть использованы также в педагогической деятельности преподавателей средних и высших учебных заведений для разработки лекционных курсов, программ, методических пособий. Предлагаемая методическая система способствует развитию художественно-творческого мышления студентов.

Достоверность и обоснованность основных результатов и выводов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положенийвыбором и реализацией комплекса методов, адекватных его задачам, соответствующих цели исследованиясогласованностью теоретических положений и выводов, как между собой, так и с данными экспериментальных исследованийрепрезентативностью выборки количества испытуемыхсочетанием количественного и качественного анализа данных.

База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе художественно-графического факультета и факультета педагогики и методики начального образования Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д Алиева, а также механико-технологического факультета (отделение художественного проектирования костюма и дизайна среды) Карачаево-Черкесской государственной технологической академии. Общее количество участников эксперимента составило 168 человек. В формирующем и контрольном эксперименте приняло участие 124 студента художественно-графического факультета и отделения художественного проектирования костюма и дизайна среды.

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2004;2005) — изучение и анализ научно-теоретической литературы с целью выявления существа проблемы и ее основных задач, разработка исходных позиций и научного аппарата исследования. На основе полученной информации определялись методология и методы использования декоративно-прикладного искусства карачаевцев и балкарцев как средства развития художественно-творческого мышления студентов художественно-графического факультета. (2005;2006) — проведение констатирующего этапа эксперимента.

Второй этап (2006;2007) — проведение формирующего этапа эксперимента, в процессе которого изучались достоверность выдвинутой гипотезы, особенности развития художественно-творческого мышления студентов, эффективность применяемых психолого-педагогических средств.

Третий этап (2007;2009) — проведение контрольного эксперимента, анализ, обобщение, уточнение полученных материалов, разработка теоретических выводов и практических рекомендаций, написание основного текста диссертации.

Достоверность и обоснованность основных результатов и выводов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положенийвыбором и реализацией комплекса методов, адекватных его задачам, соответствующих цели исследованиясогласованностью теоретических положений и выводов, как между собой, так и с данными экспериментальных исследованийрепрезентативностью выборки количества испытуемыхсочетанием количественного и качественного анализа данных.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Основные результаты и выводы исследования докладывались на заседаниях кафедры методики преподавания художественно-графических дисциплин Карачаево-Черкесского государственного университета, а также публиковались в материалах научных сессий преподавателей и аспирантов Карачаево-Черкесского госпедуниверситета «Алиевские чтения» (Карачаевск, 2000 г.), г. Ростов-на-Дону (2001г.), научной сессии преподавателей и аспирантов Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д. Алиева (2003;2008). Выводы исследования изложены в публикациях автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретическое обоснование возможности использования на занятиях декоративно-прикладным искусством (на примере национального головного платка карачаевцев и балкарцев) в целях развития художественно-творческого мышления студентов ХГФ.

2. Совокупность педагогических условий развития художественно-творческого мышления студентов на занятиях по изготовлению карачаево-балкарских национальных платков.

3. Авторская экспериментальная программа занятий, направленная на развитие художественно-творческого мышления студентов ХГФ в процессе изготовления карачаево-балкарских национальных платков.

Структура диссертации определялась логикой исследования, поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении и корректировке учебных планов, программ для художественно-графических факультетов вузов, в том числе в системе художественного образования: лицеев, колледжей, кружковорганизации спецкурсов и факультативов, а также при разработке учебно-методических пособий. г.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.З. Карачаевцы и балкарцы древний народ Кавказа./ М. З. Азаматова. — Черкесск, 1963.
  2. А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: Деловая игра: учеб.-метод. пособие для студентов психол. фак. гос. ун-тов./ Айламазъян А. М. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.
  3. В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: автореф. дис. канд. психол. наук./В.А Алексеев — М., 1985.-20 с.28
  4. А.Р. Формирование творческой активности учащихся в процессе занятий декоративно-прикладного искусства (на примере текстильных структур КЧР): дисс. .канд.наук. /А.Р Алиева -М.: 2005
  5. Г. С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач. М.: Советское радио, 1979. — 184 е.-
  6. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах / под ред. А. А. Бодалева. / Б. Г Ананьев -М.: Педагогика, 1980. -Т. 2
  7. .Г. Психология чувственного познания"./ Б. Г. Ананьев М.: АПН РСФСР, I960. — 486с.
  8. .Г. Человек как предмет познания. /Ананьев Б.Г. Л., 1968. -336 с.
  9. Н.П. Развитие художественно-образного мышления в процессе обучения (на материале фортепианной педагогики): автореф. дисс. канд. пед. наук. / Н. П Антонец.- М., 1979.
  10. И.А. Проблемы развития образования на Северном Кавказе. / Сб.: Этническая культура и поликультурное образование./ И. А. Арабов Пятигорск: гос. лингв. Университет, 1998. — С. 13−19.
  11. У.В. Народное искусство (костюм) как средство эстетического воспитания школьников: дисс. канд. пед. Наук./ У. В Аристова. М., 1999.-170 с.
  12. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. / С. И. Архангельский М.: Высшая школа, 1976, — 200 с.
  13. Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Советская педагогика. Ю. К. Бабанский.- М.: 1987. № 2. — С.3−9.
  14. К.У. Дидактические условия интенсификации процесса формирования профессионально значимых качеств будущих рабочих: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук./ К. У. Байчоров Л., 1988.- 16 с.
  15. У.З. Генезис и ономастика «Эпоса Нартов». — Карачаевск, 2001, С.14
  16. А.В. Художественное творчество и воспитание. / А. В Ба-кушинскйй. М.: Новая Москва, 1925. — 240 с.
  17. Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. / Р. К Баландин.-М.: Наука, 1979., С. 190.
  18. Н.В. Педагогика и практическая психология./ Н. В. Басова Ростов Н/Д: Феникс, 1999.-416 с.
  19. З.С. Формирование творческой активности студентов ХГФ в процессе занятий национальной вышивкой карачаевцев и балкарцев: дис. .канд.наук./ З. С Батчаева.- М.: 2005
  20. Г. В. Основы изобразительной грамоты./ Г. В. Беда. М., Просвещение, 1989.—192 с.
  21. Ю.К. Использование народного декоративно-прикладного искусства в подготовке студентов ХГФ пединститутов: дисс, канд. пед. наук Ю. К. Беджанов. М., 1975.-165 с.
  22. Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство./ Ю. К. Беджанов. Карачаевск, 1994. — 100 с.
  23. Т.Г. Формирование основ художественного мастерства студентов в процессе обучения живописи на ХГФ педагогических институтов: дисс. канд. пед. Наук./Т.Г. Безгодова. -М., 1974. 202 с.
  24. А.Д. Очерки истории хозяйственного быта горцев Кубанской области. Вторая половина XIX в./ А. Д. Бесленеев, И. М. Шаманов. Черкесск, 1972.
  25. П.Г. Вопросы теории народного искусства. / П. Г. Богатырев.-М.: Искусство, 1971. 287с.
  26. Л.И. Этапы формирования личности в отногенезе // Хрестоматия по возрастной психологии. / Л. И. Божович.- М.: Просвещение, 1981. -4.2. С.131
  27. Н.И. Методика воспитательной работы в школе. Учебное пособие для студентов пединститутов./ Н. И. Болдырев. М.: Просвещение, 1979. — 223с.
  28. Т.В. Развитие образного мышления студентов 4−5 курсов художественно-графического факультета педвузов средствами колористического решения эскиза живописной сюжетной композиции: дисс. .канд. наук. / Т. В. Болычева, — М.: 1998, С. 12
  29. Большая Советская Энциклопедия. Т.25, с.ЗЗО.
  30. Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования./Е.В. Бондаревская. Ростов-Н/Д, 2000. — 352с. 152
  31. В.Н. Логико-методологические аспекты проблемного обучения в вузе // Формы, методы и средства активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых./ В. Н. Борисов.- Харьков: Изд-во Харьковского ун-та, 1987.-С. 24−28.
  32. Ю.М. Воображение и теория познания./ Ю. М. Бородай. М.: Высшая школа, 1966. — 150 с.
  33. Д.В. Развитие образного мышления студентов художественно-графического факультета на занятиях композиции (на материале натюрморт): дис.канд.наук. /Д.В. Брагина.- М.: 2006, С.71
  34. Е.И. Народная вышивка. // Современный быт и культура народов Карачаево-Черкесии / Научно исследовательская работа. 1990−1992. Рукопись. Архив КУНИИ.
  35. Е.И. Народная вышивка: традиции и заимствования. В сб.: Современный быт и культура Карачаево-Черкесии, — Черкесск, 1990.
  36. Е.И. Народная вышивка: традиции и заимствованиям/Современный быт и культура народов Карачаево-Черкесии./ Е. И Браткова. -Черкесск, 1990, с. 180−186.
  37. Е.И. Об этнической специфике орнамента / Вопросы искусства народов Карачаево-Черкесии. Сборник научных трудов. / Е. И. Браткова. -Черкесск, 1993.-C.3−23.
  38. Ю.В. Этносоциальные проблемы: теория, история, современность./ Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1987. — 333 с.
  39. В.П. Проблемы психологии субъекта./ Брушлинский В. П. -М., 1994.-С. 44.
  40. А.В. Психология мышления и кибернетика./ А. В Брушлйнский. М.: Мысль, 1970. — 189 с45.БСЭ. Т.25, с.ЗЗО.
  41. Е.С. Композиция в одежде швейной промышленности. /Е.С. Булатова М.: 1981 .-44 с.
  42. А.А. Развитие художественных потребностей студентов художественно-графических факультетов на занятиях керамикой: дисс:. .канд.наук./А.А. Булкин.-М.: 2002, С. 50
  43. В. М. Народное искусство. Изобразительные труды о народном творчестве Х-ХХ вв./ В. М. Василенко. М.: Советский художник, 1974. -249 с.
  44. Н.К. Практика- мышление знание. К проблеме творческого мышления./Н.К. Вахтомин. — М.: Наука, 1978. — 112 с.
  45. JT.M. Психические процессы: В.2-х т. JL: Ленинградский ун-т. / JI. M Веккер.-JI., 1974. T.1,1974. — 334 с. Т.2,1976. — 339 с.
  46. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. / С. М. Вишнякова.- М.: НМЦ СПО, 1999. -538с.
  47. Возрождение культуры России: Диалог культур и межнациональные отношения. СПб: Знамя, 1996. — 128 с.
  48. Вопросы искусства народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1993. -155 с.
  49. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 2-е изд. / Л. С. Выготский.- М.: Просвещение, 1967. 93 с.
  50. Выготский Л: С. Лекции по психологии. / Л. С. Выготский.- СПб.: Союз, 1997. 96 с.
  51. Л.С. Мышгение и речь. Психологические исследования /Под ред. В.Колбановского. /Л.С. Выготский. М. — Л.- Соцэкгиз, 1934, -524 с.
  52. Л.С. Психология искусства / Под ред. M.F. Ярошевского. / Выготский Л. С. -М.: Педагогика, 1987. 341 с.
  53. Л.С. Психология искусства. / Л. С. Выготский.- М.: Искусство, 1965, с. 337.
  54. Л.С. Психология искусства. 2-е изд. / Л .С. Выготский.- М.: искусство, 1968. -'576 с.
  55. П.Я. Введение в психологию. / П. Я. Гальперии, — М. 1974. 64 с. • ¦ «
  56. П.Я. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии./ П. Я. Гальперии, — М.: 1985. № 5. — С. 20−24.
  57. . Г. С. Народное искусство в моделировании одежды. М., 1974. -182 с.
  58. Е. С. Природа художественного творчества./ Г. С. Горина. М.: Просвещение, 1986.-49 с.
  59. Р.М., Крижонская К. С. Творчество и преодоление стереотипов. / Р. М. Грановская., К. С. Крижонская. СПб- 1994, С. 124
  60. И.А. Художественное мьшление и художественный образ: авто-реф. дисс. канд. философ, наук. /И.А. Гризова. Л., 1970. — 20с.
  61. М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа./ М.Б. Гур-. туева. Нальчик: Эльбрус, 1997. — 256 с.
  62. В.В. Виды общения в обучении. / М. Б. Гуртуева М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
  63. М.К. Чеканное искусство в средней общеобразовательной школе (факультативные занятия и кружки): дисс. канд. пед. наук./ М. К. Даутов. -М., 1979.-241С.
  64. Р.Д. Становление и развитие культуры карачаевцев в дооктябрьский период (XIV начала XX вв.): дисс.канд. пед.наук. / Додтаев Р. Д. — Карачаевск, 2003
  65. Ермолаева-Томилина Л. Б. Психология художественного творчества:/ Л.Б. Ермолаева-Томилина.- М., 2003. — 303с.
  66. Ермолова-Томина JI.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей //Вопросы психологии./ Л.Б. Ермолаева-Томилина. -М.:1977. № 4.с.32
  67. М.А. Художественно-эстетическое воспитание школьников в кружках по художественной обработке текстильных и войлочных материалов: дисс. канд. пед. наук./М.А. Ершова. М., 1988, — 189 с.
  68. М.С. Национально-региональный компонент в содержании специализации 03.08.15. ДЛИ на примере золотого шитья горских народов Карачаево-Черкесии. Учебное пособие. / М. С. Ершова, Б. Н. Тамбиев. -Карачаевск, 2003,92с.
  69. А.С. Выразительные и изобразительные возможности цвета: автореф. дис. канд. искусствоведения. / А. С Зайцев. М., 1970. — 22 с.
  70. А.В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие /Под ред. А. В. Запорожца. /А.В., Запорожец Л. А Венгер., В. П. Зинченко, А. Г. Рузская. М.: Просвещение, 1967. — 525 с.
  71. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие./ И. А. Зимняя.- Ростов-Н/Д., 1997.
  72. В. П. Развитие творческих способностей студентов XI1 Ф на начальном этапе обучения рисунку: автореф. дис. канд. пед. наук./В.П. Зинченко. М., 1980.-16 с.
  73. В.П. Человек развивающийся. Очерк российской психологии. / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. — 333с.
  74. Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека./ Е. И. Игнатьев М.: Знание, 1968. — 32 с.
  75. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд., доп. / Е. И. Игнатьев М., 1961.-223 с.
  76. Интенсификация творческой деятельности студентов. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990. — 197с., С. 126.
  77. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя1высшей школы: воспитательный аспект. / И. Ф. Исаев. Москва-Белгород, 1992.
  78. И.Ф. Теория и практика формирования профессиональнопедагогической культуры преподавателя высшей школы. / И. Ф. Исаев. -М.- Белгород, 1993.-218 с.
  79. И.В. Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ класса фортепиано: дис.канд.наук./И.В. Казунина.-М.: 1998. С. 16.
  80. В.В. О духовном искусстве./ В. В. Кандинский. М.: «Архимед», 1992.-109 с.
  81. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество./ В. А Кан-Калик., Н. Д. Никандров. -М.: 1980. 105 с.
  82. Карачаевцы: Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1978. -310с.
  83. Н.С. Формирование интереса к, традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков на уроках тёхнологии: дис. канд. пед. Наук. / Н. С. Кириченко. Карачаевск, 2002.
  84. Н. С. Формирование познавательной активности студентов в процессе решения графических задач с элементами конструирования: дисс. канд. пед. наук. / Н. С. Кданова. М., 1990. — 189с.
  85. Н.П. Развитие педагогического одаренности будущих учителейначальных классов в художественно-творческой деятельности: дис. .канд.наук. / Н. П. Князева.- Волгоград, 2005, С.45
  86. Козленко В. Н. Психологические особенности креативности в старшем школьном возрасте и ее влияние на статус старшеклассника в учебной группе: дис. канд пед. наук./ В. Н. Козленко.- М., 1982.С.30
  87. А.А. Диалектика материалистический анализ как методологического средство. / А. А. Кокорин.- М.: 1986. — С.314
  88. КоменскийЯ.Л. Избранные педагогические сочинения./ Я. Л. Коменский. -М.: Учпедгиз, 1955.-651 с.
  89. В.В. Формирование личности учащихся в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: дис. доктора пед. наук./ В. В. Корешков. М., 1994. — 311 с.
  90. И.Б. Идея личности в российской психологии. Дисс. докт, психол. наук. / И. Б. Котова. Ростов-на-Дону, 1994. — 374 с.
  91. А.И. Культура педагогического исследования. — 2-е изд., испр. идоп./ А. И. Кочетов.- Минск: Ред. журн. «Адукацыя i выхаванне», 1996. -312с. С. 55.34
  92. Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Л.А.Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп. — Ростов Н/Д: изд-во «Феникс», 1999.-512 е., С. 165.
  93. Краткий психологический словарь/ Ред.-сост. Л.А.Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп. -Ростов-на- Дону: Феникс, 1999. — 512 с.
  94. В.А. Основы педагогической психологии. / В. А. Крутецкий. -М., 1972. 255 с.
  95. Т.В. Психология творческого мышления./ Т. В Ю дрявцев, — М.: Педагогика, 1975. 303 е., С.264−268- Матюшкин A.M. Актуальные проблемы психологии высшей школы. -М.: Знание, 1977. — 44с., С.11−12.
  96. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд./ Ф. А. Кузин. — М.: «Ось-98», 1998. — 208 с.
  97. . B.C. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальных классах: учеб. Пособие для педучилищ./ B.C. Кузин. М., 1984.-317 с.
  98. . B.C. Психология. / В. С. Кузин.- М., 1982. 256 с.
  99. А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев./ А. Я. Кузнецова. -Нальчик, 1982. -176 с.
  100. Ю.Н. Психология обучения взрослых. / Ю. Н. Кулюткин. М.: Просвещение, 1985.-128 с.
  101. А.Н. Деятельность, сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. М., 1972.- 1882 с.
  102. И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин: дис. доктора пед, наук./ И. Я. Лернер. М., 1997.
  103. А.Р. Психология памяти: курс всеобщей психологии./ А.Р. Лу-рия.- М.: МГУ, 1970, С.73
  104. Д.И. Народные художественны промыслы народов Северного Кавказа: Традиции и современность. / Д. И. Магомедов Махачкала, 1988. С. 17,19.
  105. А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя. / А. К. Макарова, — М.: Просвещение, 1993,192 с.
  106. Г. Х. Крестьянские промыслы в Кабарде и Балкарии. / Г. Х. Мамбетов. -Нальчик, 1962.- 130 с.
  107. О.В. Очерки истории кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техник производства. /Маргграф О.В. М., 1882, — 248 с.
  108. A.M. Психологическая структура, динамика развития познавательной активности // Вопросы психологии. / А. М. Матюшкин. -М., 1982.-№ 4.-С. 5−17.
  109. М.И. Вопросы организации процесса проблемного обучения. / М. И. Махмутов.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1971.-63 с. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977.-240 с.
  110. М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. / М. И. Махмутов.- М.: Педагогика., 1975. — 367 с.
  111. . А.Г. Использование современных педагогических технологий в учебной деятельности учителя изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие./ А. Г. Миносьянц. Карачаевск: КЧГПУ, 2002.- 90 с.
  112. В.В. Развитие специальных и профессиональных способностей студентов художественно-графического факультета в процессе выполнения набросков и зарисовок на пленэре: дис. .канд.наук./ В. В. Морозова.-Курск: 2000,
  113. Народное искусство и современная культура. Проблема сохранения и развития традиций. / Под ред. М. А. Некрасовой, К. А. Макаровой. М., 1991,-378 с.
  114. М.А. Народное искусство как проблема коллективного и индивидуального, традиции и новизна / Проблемы народного искусства. / М. А. Некрасова. М.: Изобразительное искусство, 1982. — С. 17.
  115. М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. / М. А. Некрасова. М.: Изобразительное искусство, 1983. — 3 34 с.
  116. Р.С. Психология. / Р. С. Немов. М., 1986. — 267 с.
  117. Р.А. Дидактические основы оптимизации учебной деятельности студентов. / Р. А. Низамов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975. — 305 с.
  118. Новейший философский словарь, /сост.Н. А. Грицанов. — Минск: Изд-во В. М. Скакун, 1998. 896 с.
  119. С. И. Художественная обработка природных материалов: дис. канд. пед. наук. / С. И. Новиков. М., 1989. — 212 с.
  120. Об исследовании проблем психологии творчества: Сб.ст. / отв. ред. Я. А. Пономарев М.: Наука, 1983. — 336с.
  121. В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека./ В. Ф. Овчинников. М., 1984. — 87с.
  122. А.А. Художественная культура и развитие личности./ А.А. Они-на. М.: Наука, 1987, 157 с.
  123. В.И. Активность и самостоятельность учащихся Вопросы обучения и воспитания. / В. И. Орлов. М.: Педагогика. 1998.
  124. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. / Ю. М. Орлов. М., 1981.-287 с.
  125. Основы педагогики и психологии в высшей школе, /под ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986. С. 129.
  126. Основы художественного ремесла. / под ред. Барадулина В. Л., -М., 1979.
  127. Педагогика: уч. пос. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. — М., 2000 — 512 с. — С. 164.
  128. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. / А. В. Петровский. -М., 1984.255 с.
  129. В.А. Основы педагогики и психологии в высшей школе / Под ред. А. В, Петровского./ В. А. Петровский. М.: Изд-во МГУ, 1986.
  130. И.А. Народное искусство (костюм) как средство воспитания школьников: дис. канд. пед. наук./ И. А. Половникова. М., 1999. -170 с.
  131. В.М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. / В. М. Полонский. М.: Новая школа, 1995. — 256с.
  132. Н.И. Самореализация личности (социально-философский аспект): дис. .канд. пед. наук. / Н. И. Полубабкина.- М., 1995.
  133. Я.А. Психология творческого мышления./ Я. А. Понамарев,-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960, 352 с.
  134. Психологический словарь. / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.М.: Педагогика-пресс, 1996. 440 с.
  135. Психологические особенности креативности в старшем школьном возрасте и ее влияние на статус старшеклассника в учебной группе: дис. .канд пед. наук. — М., 1982.
  136. А. Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики./ А. Пуанкаре.-М., 1970. Приложение Ш.24
  137. И.И. Сущность творческой активности учащихся в учебном процессе / Советская педагогика. -1959. / И. И. Рода.- М., 69−77.
  138. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студ. ХГФ пед. ин-тов. 2-е изд., доп. и перераб. / Н. Н. Ростовцев. М., 1980. -239 с.
  139. C.JI. Основы общей психологии. Т. 2. / C.JI. Рубинштейн. -М., 1989.
  140. C.JI. Проблемы общей психологии. 2-е изд. / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1976 — 416 с.
  141. Е.И. Изобразительность и выразительность в искусстве. Проблемы социалистического реализма./ Е. И. Савостьянов. М.: Изобразительное искусство, 1970. — 246 с.
  142. В. В. Формирование и развитие творческих способностей у студентов ХГФ на занятиях художественной ковкой: дис. канд. пед. наук. /В. В. Сидоренко. М., 1994. — 178 с.158
  143. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучений. / М. Н. Скаткйн. М., Педагогика, 1965. — С.5.
  144. Сластенин В: А. и др. Педагогика. Учебное пособие./ М. Н. Скаткйн. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512с.
  145. В.А. Развитие, воспитание и формирование личности. / В. А. Сластенин. -М., 1981.- С. 28.
  146. В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.JI. Шиянов.-М.: Школа-Пресс, 1998.-512 с.
  147. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности./ С. Д. Смирнов.- М.: 1995, С. 13.
  148. Совершенствование самостоятельной работы студентов мсотьемлемое условие улучшения качества подготовки специалистов. Иваново, 1981. -152 с.
  149. E.JI. Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте): дис.канд. психол. наук. / E.JI. Солдатова Санкт — Петербург, 1996., С. 20.
  150. JI.H. Развитие художественно-образного мышления студентов художественно-графического факультета: дис.канд.наук. / JI.H. Стариченко. М.: 1984, С. 25.
  151. Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. — Т. 19. 1998. — № 2./ Р. Стерберг, Е. Григоренко.-С. 144−160.30
  152. В.П. Система подготовки студентов художественно-графического факультета по декоративно-прикладному искусству с учетом национально-регионального компонента: дис.канд.наук. / В. П. Строков.- М.: 2003.
  153. Е.Н. Узорные войлоки карачаевцев и балкарцев. / Е. Н. Студенецкая. -М., 1976.
  154. Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. XVIII -ХХвв./ Е. Н. Студенецкая. -М., 1989.-288с.
  155. Теоретические основы процесса обучения. / под ред. В. В. Кроевского, И. Я. Лернера. М.: 1989, С. 60
  156. П.С. Могильники Северного Кавказа./ П. С. Уваров. М., 1979.
  157. Управление современной школой. Пособие для директора школы. / под ред. М. М. Поташника. М., 1992. — 168 с, С. 40.
  158. Д.И. Психология развивающейся личности. / Д.И. Фельд-штейн. М.:. Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  159. Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ класса фортепиано: дис. канд. пед. Наук.-М.:1998.с.16
  160. Формирование интереса к учению у школьников. / под ред. А. К. Марковой. М., 1986.50
  161. З.Д. Основные психологические теории в психоанализе. /З.Д. Фрейд.- М. -208 с.
  162. JI.M. Психологический справочник учителя./ J1.M. Фридман. -М.: Просвещение, 1991.- С. 524
  163. JI.M. Психологический справочник учителя./ JT.M. Фридман, И. Ю. Кулагина.- М.: Просвещение, 1991. 287 с.
  164. Э. Иметь или быть. / Э. Фром.- М., 1990. с.26
  165. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. / И. Ф. Харламов. — М.: Гардарики, 1999. — С. 196.
  166. А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. 2-е изд., доп. и пераб. / А. С. Хворостов. М., 1988. — 176 с.
  167. JI.M. Эстетическое воспитание средствами этнохудожественной культуры карачаевцев: дис. канд. пед. наук./ JI.M. Чомаева.- Карача-евск, 2005.
  168. В.Э. Одаренность или испытание. / В. Э. Чудновский, B.C. Юркевич.- М.: Знание. 1990. — 80 с. — (новое в жизни, науки, техники. -Сер. «Педагогика и психология" — № 12).
  169. С.М. О сущности творческой деятельности// Творческое мышление и научно-технический прогресс. / С. М. Шалютин.- Курган: Изд-во КГПИ, 1971.
  170. С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах /Сост. Л. Г. Скаткин и др./ Под ред. Кузина Н. П. / С. Т. Шацкий. М.: Педагогика, 1980. -414 с.
  171. Е.В. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М. / Е. В. Шиянов. -Ставрополь, 1991. — 206 с.
  172. Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. / Е. В. Шорохов. М.: Просвещение, 1977.-210 с.
  173. Е.В. Основы композиции./ Е. В. Шорохов. М.: Просвещение, 1979.-502 с.
  174. Е.В., Козлов Н. Н. Композиция. Учеб. пособие для учащихся педучилищ./Е.В. Шорохов, Н. Н. Козлов. М.: Просвещение, 1978, с. 159
  175. Т.Я. Национальное и общечеловеческое // Народное творчество. / ТЛ Шпикалова. -М., 1993. -№ 5−6. -С.8−9.
  176. В.А. Моделирование в философии. / В. Аю Штофф.- М., 1966. -301с.109
  177. Г. А. Проблемы познавательного интереса в педагогике./ Г. А. Щукина. -М., 1971. -360 с.
  178. . Художник внутри Вас / Пер. с англ. / Б. Эдварде.- Минск., ООО «Попурри», 2000. 256 с.
  179. Д.Б. Психология игры. 2-е изд. / Д. Б. Эльконин. — М.: ВЛА-ДОС, 1999.-360с.
  180. П. М. Процесс творческой работы изобретателя./ П. М. Якобсон.- М-Л, 1934- 25.
  181. Amabile T.M. Creatine /Manstead A.S.R, Hewstone M. (eds.) The Blackwell encyclopedia of social psychology. / T. M Amabile, MA. Collins. Oxford: Blackwell Publ, 1996.-P. 142—144.
  182. Bloom B.S. Develop in talent in young people. N.-Y: Billeting Books, 1985.-167 p.
  183. Feldman D.N. Creativity: dreams, insights and transformation //R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. / D.N. Feldman. Cambridge: Cambr. Press, 1988.-P. 271−297.
  184. Gardner. Creative Hives and creative works: a synthetic scintific proach //R-Stembci T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. -P.298−324.
  185. Gruber R. Devis S. Inching our way up Mount Olympus: the evolving-sistem approach to creative thinking //R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. / R. Gruber, S. Devis. Cambridge: Cambr, Press, 1988. P. 243- 270.
  186. Hull C. Exploration and play in children. / C. Hul.- New York: Wiley, 1972.
  187. Shostrome E. Personal orientation inventory. RY.: Educat and industrial testing service, 1966. — 188 p.
  188. Sleraberg R. Defying the croud: Cultivating creativity in a culture of conformity. / R. Sleraberg. -N.Y.: Free Press. 1995. 289 p.
  189. Taylor LA. The nature of the creative process //Creativity /Smith P. (Ed.). -N.Y.: Hastings House, 1959. P.51−82.
  190. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in the testing //R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988.-P.43−75.
  191. Torrence, E.P. Growing up creativity gifted: a 22-years longitudinal study // Creative child and adult quarterly, 1980. 5 p.
  192. Wallas G. The Art of Thought. N. Y., 1926.
Заполнить форму текущей работой