Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этнопедагогика народов Северного Кавказа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Часть скифов вела оседлый образ жизни и занималась земледелием, другая — кочевники — занималась скотоводством. Жилищем скифам-кочевникам служила кибитка из войлока, в которой размещались женщины, дети и все имущество. Скифы оставили заметный след в культуре местного населения. Во II в. до н.э. появляются ираноязычные кочевники — сарматы, которые вступили в процесс взаимодействия с местным… Читать ещё >

Этнопедагогика народов Северного Кавказа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Своеобразие народной культуры и воспитания

Из истории народов Северного Кавказа

Северный Кавказ, как и Поволжье, относится к наиболее сложным по национальному составу регионам России. В настоящее время здесь проживает свыше 50 коренных народов. Только в Дагестане их около 30.

Горы со снежными пиками, бурные, стремительные реки, вырывающиеся из ущелий, альпийские пышнотравные луга — это Кавказ.

В древности неприступные горы Кавказа считались обителью могущественных духов, подножием неба, соседями звезд. Они окутаны множеством преданий, легенд и мифов: о прикованном к горе Прометее, о Ное, которого стихия Всемирного потопа вынесла на Кавказ.

Еще до Повой эры началось заселение Кавказа далекими предками современных его народов. Абазины, абхазы, аварцы, балкарцы, даргинцы, ингуши, кабардинцы, карачаевцы, кумыки, лакцы, осетины, черкесы, чеченцы и другие пароды являются коренными жителями Северного Кавказа.

Кавказ был ареной передвижений различных этнических групп, здесь сохранились остатки культур различных эпох и народов. История Кавказа тесно связана с историей Древнего Востока, Греции, Рима, Ирана. Например, чеченское общество исторически формировалось как полиэтническое, оно постоянно впитывало в себя различные этнические элементы кочевых и соседних горских народов, о чем свидетельствует невайнахское происхождение многих чеченских тейпов (родов). История Кавказа — это непрекращающаяся борьба против внешних врагов за свободу и независимость, чередование периодов существования государственности с периодами ее разгрома и новых попыток возрождения.

Одними из завоевателей в VIII в. до н.э. были воинственные племена скифов, появившиеся в степных районах Юго-Восточной Европы; их военно-политическая активность продолжалась до VI в. Скифы пришли из степей Средней Азии и направлялись на Ближний Восток; на Кавказе они на основе союза своих племен создали скифское государство.

Часть скифов вела оседлый образ жизни и занималась земледелием, другая — кочевники — занималась скотоводством. Жилищем скифам-кочевникам служила кибитка из войлока, в которой размещались женщины, дети и все имущество. Скифы оставили заметный след в культуре местного населения. Во II в. до н.э. появляются ираноязычные кочевники — сарматы, которые вступили в процесс взаимодействия с местным населением. Сарматы объединили несколько родственных по своему происхождению племен, среди которых основное ядро составляли аланы, ставшие внушительной политической силой в составе сарматского племенного союза. К этому же периоду относится постепенное исчезновение скифских племен.

Аланы, названные в источниках той поры «неукротимыми», «вечно воинствующими», были известны на Дунае и Дону, откуда совершали опустошительные набеги на Кавказ. Вскоре территория, заселенная аланами и находящаяся под их контролем, стала называться Аланией. Постепенно, подчинив себе соседние народы, аланы и их стали называть своим именем. Сохранив в основе своей речи иранский язык, они пополнили его словарный состав за счет местных кавказских языков, восприняли оседлую культуру, многие черты психического склада, физического облика, быта и фольклора коренного населения. Этим объясняется сходство их потомков — осетин с другими кавказскими племенами в культуре, быте и нравах.

В IV в. н.э. началось массовое вторжение на Кавказ гуннов — кочевого племени, сформировавшегося в Северном Китае и Монголии. Гунны жили постоянным военным промыслом, грабежами, погромами, оставляя после своих набегов опустошение и истребляя захваченное население. Территория Северного Кавказа превратилась в очаг кровопролитных войн. В V—VI вв. активизировалось влияние на Северный Кавказ Византии и Ирана, что снова означало войны. В XIII в. на Кавказ обрушились новые завоеватели, пришедшие из Китая и с севера Монголии — монголы, включившие завоеванную территорию в состав Золотой Орды. В XIV в. Тамерлан, обосновавшийся в Средней Азии, предпринял попытку создания мировой державы и включения в нес Северного Кавказа, что обернулось новыми войнами. Северный Кавказ после распада Золотой Орды оказывается иод властью Крымского ханства, которая продолжалась до XVI в. Кстати, именно с этих пор в России северокавказские народы стали называть татарами. XVI—XVII вв. отмечены длительной и кровавой борьбой Ирана за овладение Кавказом, осложнявшейся набегами крымских ханов. Интерес к Северному Кавказу проявляло и Древнерусское государство, воевавшее с осетинами и черкесами. С XVI в. территория Северного Кавказа стала ареной борьбы трех основных соперников — Ирана (Персии), Турции (Османской империи), России. В результате всех войн завоеватели заняли равнинные земли, а местное население оттеснили в малодоступные для нападений горы и горные ущелья. У входа в ущелья располагались сторожевые башни. Условия жизни в горах были суровыми, требовали силы, выдержки, умения обходиться скудными средствами для поддержания жизни и устройства жилища — и всегда быть начеку из-за возможного нападения неприятеля.

Адыгские народы — адыгейцы, черкесы, кабардинцы, а также карачаевцы и балкарцы — жили в основном на равнине, а в горы отправлялись на охоту или пасти скот на горных пастбищах. Горы служили им также убежищем от врагов. Территория проживания адыгских народов подвергалась нашествию гуннов и монголо-татар, была предметом притязания со стороны Турции. После войны с Турцией крупные владельцы земли стремились захватить в плен не только врагов, но и своих соплеменников, которых продавали в рабство на турецких невольничьих рынках.

В середине XIX в. — в период утверждения на Кавказе русского владычества — значительная часть горцев переселилась в Турцию, где судьба их оказалась ужасной: попав в безводные места, они гибли от голода и болезней.

В XVI в. из России на юг устремились целые семьи и селения, крепостные крестьяне и холопы, беглые солдаты, «гулящие люди», посадские низы — их манили земли, не подвластные никакому государству. Из этих людей и образовалось казачество, расселившееся на Дону, у Каспия, на Северном Кавказе. Оно было многоэтничным, включало немало представителей северокавказских народов. Привыкшие к вольности, казаки доставляли правителям России немало хлопот, но, в конце концов, казачий край сделался приграничной ее провинцией.

Набиравшая мощь Россия в XVI в. попыталась захватить часть дагестанских земель. Но горцы отогнали русские войска. На Кавказе вновь разгорелось соперничество Персии и Турции, не утихавшее более трех веков. Войны сопровождались жестокостями, массовыми угонами плененных в неволю, работорговлей. Свирепые воины персидского шаха громили села и топтали конями младенцев.

В XVIII в. Петр I решил вступить в спор за Кавказ, его войска захватили небольшую территорию Дагестана, а затем и Каспий с прибрежными портами стал территорией Российского государства. Были завоеваны и отошли к России и другие кавказские территории. Имелись случаи добровольного принятия подданства России, в частности селениями и союзами Дагестана. В результате победы русских в войнах с Персией и Османской империей мирным договором было признано включение многих кавказских земель в российские владения. Однако стремление России продвинуться к подножию Кавказского хребта и подчинить себе горцев вызвало сопротивление последних. С 1818 г. началась кавказская война, в которой Россия имела намерение завоевать Северный Кавказ, а горцы — отстоять свою независимость. На территории Кабарды, Балкарии, Карачая, Чечни проходили карательные действия, отличавшиеся жестокостью, — разорялись и сжигались аулы, угонялся скот, вырубались вековые леса, сжигались посевы, что объясняло нападения горцев на русские войска.

Колониальная политика России ожесточала местное население, вызывала его сопротивление, имевшее освободительный характер. Однако политическая раздробленность, междоусобицы, анархия, рабовладение, религиозный фанатизм (газзават) — все это ослабляло освободительное движение и ориентировало горцев на шахскую Персию и Османскую империю.

Передовые общественные деятели России горячо высказывались за упрочение позиций России на Кавказе, но мирными методами, ратуя за экономическое процветание этих территорий. Не свойственна была жестокость и простому русскому солдату — к ней вынуждали его генералы и офицеры.

В 1840-х гг. русские войска перешли к окружению и захвату части территории Чечни и Дагестана, отрезав горцев от плоскогорий и лишив их продовольствия. Но попытки российского правительства сразу подчинить горцев не увенчались успехом, борьба продолжалась до середины века. Многолетняя война довела горцев до крайности, ощущался недостаток в самом необходимом, был уничтожен цвет юношества, численность населения намного уменьшилась. Пленение Шамиля — руководителя освободительной борьбы горцев — означало окончание войны в Дагестане, Чечне, Адыгее, но антиколониальные выступления северокавказцев еще продолжались.

В конце 1850-х гг. ряд народов Северного Кавказа присягнул на верность России, постепенно и другие территории стали ее принадлежностью. Горские народы были поставлены перед выбором: переселение из горных аулов на равнину или в Турцию.

Таковы некоторые этапы истории народов Северного Кавказа, многое объясняющей в характере горцев, помогающей понять их культуру, обычаи, пристрастия, особенности воспитания детей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой