В современном мире есть много сложных проблем, но одной из ключевых и наиболее важных является проблема стимулирования, т. е. того, как воздействовать на личность, чтобы добиться от него желаемого поведения. В определенном смысле, это средоточие основных трудностей, поисков мотивации, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех студента.
Каждый, кому приходится иметь дело с студентами, знает, что с помощью поощрений и наказаний преподаватель добивается дисциплинированного, ответственного поведения студента. При этом важно учитывать, что «мы имеем в виду дисциплину, построенную не на страхе, который лишает людей уверенности, порождает нечестность — речь идёт о дисциплине, построенной на высокой сознательности и ответственности людей».
В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.
Проблемой использования методов поощрения и наказания занимались К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко и другие. В настоящее время этой проблемой занимаются Л. Ю. Гордин, Н. Е. Щуркова, В. Ю. Питюков. Но нетрудно заметить, что работы этих и многих других учёных полны самых противоречивых утверждений — от непомерно расширительного толкования поощрений и наказаний, попыток выдать их за какие-то «универсальные» воспитательные средства до почти полного отрицания их педагогического значения.
Причина такого положения в том, что в педагогической теории нет ясного понимания сущности поощрения и наказания как воспитательных средств. Порой к наказаниям относят лишь изолирование от сего-либо, воздействие грубым насилием, а к поощрениям — только награды, подарки. Иногда же, напротив, всякое одобрение считают поощрением, любое осуждение объявляют наказанием. Итогом служат крайние и взаимоисключающие друг друга подходы в теории, которые отрицательно сказывается и на практике использования поощрения и наказания.
Таким образом, актуальность данной проблемы обосновывает основную цель: рассмотреть методы стимулирования — поощрения и наказание, и использование их.
Для реализации поставленной цели в исследовании были определены следующие задачи:
- 1. Изучить историю поощрения и наказания.
- 2. Определить методы стимулирования
- 3. Рассмотреть таблицы