Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности обучения поисковому чтению при обучении иностранному языку

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развивать у учащихся информационно-коммуникативные умения, связанные с умением систематизировать и обобщать информацию, а также научить учащихся интерпретировать образно-схематическую информацию, сжимать текст и выделять его основное содержание, использовать полученную информацию в проектной деятельности. (Этот этап осуществляется в том случае, когда текст используется не только как средство… Читать ещё >

Особенности обучения поисковому чтению при обучении иностранному языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Типы упражнений на овладение навыками поискового чтения

Задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключается в способности извлекать информацию из текста в том объекте, который необходим для решения конкретной речевой задачи. Это предполагает овладение определенными видами и технологиями чтения. Это отнюдь не означает, что роль чтения как средства обучения уходит на задний план. Чтение продолжает быть оптимальным средством развития и контроля смежных речевых умений и языковых навыков, что позволяет оптимизировать процесс усвоения учащимися нового и использования уже изученного фактического языкового и речевого материала. Коммуникативно-ориентированные задания на развитие и контроль лексики и грамматики, умения аудирования, письма и говорения предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций к ним.

Для отработки навыков поискового чтения, в первую очередь нужно обратить внимание на предтекстовй этап.

Упражнения в работе с заглавием текста.

  • 1. Прочтите заглавие и скажите, о чем (о ком), по вашему мнению, будет идти речь в тексте.
  • 2. Прочтите заглавие и скажите, в чем, по вашему мнению, состоит основное содержание текста.
  • 3. Переведите заглавие и ответьте на вопросы:
    • А) По какому слову заглавия можно установить, что речь идет о ???
    • Б) Какое словосочетание наводит на мысль о том, что ???
    • С) По какому слову вы определили, что это информация о ???
  • 4. Переведите заглавие со словарем и скажите, какая приставка придает словам отрицательное значение.
  • 5. Прочтите заглавия текстов. Предположите, о каких конкретных фактах может идти речь в текстах. Просмотрите их.
  • 6. Скажите, какую, по вашему мнению, цель ставил перед собой автор, включая в заглавие слова, которые не повторяются в тексте.
  • 7. Придумайте заглавие, которым можно объединить три названных факта.
  • 8. Прочтите заглавие следующего текста и подумайте, с чем оно ассоциируется в вашем представлении. Если заглавие вас интересует, читайте текст дальше.

Примерный алгоритм работы учащихся с заглавием перед чтением любого текста.

  • 1. Внимательно прочитайте заглавие и выделите в нем ключевое слово (чаще всего оно выражено существительным).
  • 2. Просмотрите текст и обратите внимание на то, как часто встречается выделенное вами доминирующее слово заглавия в тексте.
  • 3. Найдите слова-заместители для доминирующего слова и всего заглавия в тексте.
  • 4. Перефразируйте заглавие, используя синонимические слова из текста.
  • 5. Найдите в тексте предложения с варьирующимся повтором доминирующего слова в заголовке.
  • 6. Скажите, являются ли выделенные вами ключевые слова и их заместители самыми информативными элементами в тексте.
  • 7. Повторно прочтите заглавие и скажите, о чем будет идти речь в данном тексте.

Упражнения на овладение структурно-композиционными особенностями текстов различных функциональных стилей Овладение структурой газет и распознавание жанров газетных материалов.

  • 1. Найдите в данном номере газеты основное информационное сообщение. Скажите, какое событие описывается в нем. Найдите в газете другие материалы по данному вопросу.
  • 2. Найдите второе по важности информационное сообщение номера; скажите, о каком событии рассказывается в нем и какие еще материала газеты посвящены этому событию
  • 3. найдите в газете некомментированные информационные статьи (информационные статьи с элементами комментария, комментированные информационные статьи); скажите, каким вопросам они посвящены.
  • 4. Найдите в газете редакционные статьи (статьи специалистов, постоянных обозревателей газеты); скажите, каким вопросам они посвящены.
  • 5. Найдите интересные для вас материалы, которые газета публикует под рубриками …
  • 6. Просмотрите страницу газеты, журнала, набор текстов и отберите тексты на тему …
  • 7. Просмотрите газету (журнал). Перескажите на родном или иностранном языке содержание наиболее интересного текста по теме.
  • 8. Сделайте выборку статей по указанному вопросу из нескольких газет.

Овладение структурно-композиционными особенностями научных (научно-популярных) текстов.

  • 1. Просмотрите текст. Определите его характер (описание, рассуждение, повествование).
  • 2. Просмотрите текст и скажите, содержит ли он, с вашей точки зрения, интересную информацию.
  • 3. Прочтите начальные предложения первого и последнего абзацев. Сформулируйте вопрос, который освещается в статье.
  • 4. Установите, верно ли указана граница вводной части текста; если нет, исправьте ошибки.
  • 5. Выберите из напечатанных на отдельных карточках текстов вводную, основную и заключительную части статьи. Составьте из них статью.
  • 6. Выделите в тексте вводную и основную части.
  • 7. Установите, повторяется ли главная мысль в тексте, сколько раз, в каких структурных компонентах (заглавии, вводной или основной части) она формулируется.
  • 8. Проверьте, правильно ли обозначена граница заключительной части текста. Если нет, дайте свой вариант.
  • 9. Выделите в тексте вводную, основную и заключительную части.
  • 10. Найдите заключительную часть текста. Дается заголовок и вводная часть текста; основная часть разделена на отдельные смысловые куски.
  • 11. Составьте общее представление о содержании текста по заглавию (таблице, чертежу, формуле, вводной и заключительной частям).
  • 12. Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.
  • 13. Прочтите последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать этому выводу.
  • 14. Прочтите про себя первый абзац (введение) и попытайтесь догадаться, о чем будет идти речь в данном тексте.
  • 15. Просмотрите текст, ознакомьтесь с чертежом (таблицей, описываемой в тексте), составьте план основного содержания текста.
  • 16. Просмотрите текст и нарисуйте эскиз строящегося объекта, описанного в тексте.
  • 17. Бегло просмотрите текст. Сопоставьте первое предложение текста с заглавием. Установите:
  • 1. выражают ли одну и ту же мысль
  • 2. выражают ли они общее содержание текста.
  • 18. Прочтите второе предложение первого абзаца и первые предложения всех последующих абзацев. Исключите из них те, которые не выражают новую мысль.
  • 19. Составьте структурно-смысловую схему текста по следующему образцу:
  • 1. Цель сообщения (предикация первого порядка)
  • 2. элементы общего содержания:
    • а) основные констатирующие тезисы (предикация второго порядка)
    • б) второстепенные элементы (предикации третьего, четвертого и последующих порядков)

Подобного рода схемы смысловой структуры текста могут быть также основой для написания рефератов.

Текстовый этап. Упражнения на определение темы текста.

  • 1. Не читая текст, укажите структурный компонент, в котором выражена тема. Прочтите эту часть текста, назовите тему. В ряду заглавий подчеркните то, которое взято из сообщения о …
  • 2. Распределите заглавия по указанным темам.
  • 3. Скажите, выражена ли тема в заголовке текста.
  • 1. Определите структурный компонент текста, в котором содержится тема (вводная часть, основная часть)
  • 2. Установите, какая проблема обсуждается в тексте.
  • 3. Прочитайте заглавие и скажите, о чем идет речь в тексте.
  • 4. Назовите вопросы, которые рассматриваются в редакционных статьях и статьях специалистов в данном номере газеты.
  • 5. перечислите темы информационных сообщений, помещенных на … полосе газеты (под рубрикой …).

Упражнения на смысловое прогнозирование содержания текста.

При составлении упражнений данной группы следует помнить, что существуют две категории слов-сигналов, способствующих предвосхищению на движение мысли автора:

  • А) слова, указывающие на движение мысли автора в повествовании;
  • Б) слова, указывающие на изменение направления мысли, поворот мысли, отрицание предыдущего утверждения.
  • 1. Выпишите из текста слова-сигналы и установите, к какой части речи они относятся.
  • 2. Определите слова-сигналы из приведенных ниже, после которых следует развитие предыдущего положения.
  • 3. Определите слова-сигналы из приведенных ниже, после которых следует изложение нового материала.
  • 4. Установите, к какой смысловой категории принадлежат данные слова-сигналы:
    • а) повторение мысли;
    • б) разъяснение мысли;
    • в) вывод;
    • г) изменение точки зрения.
  • 5. Придумайте окончание предложения после выявления слова-сигнала.
  • 6. Определите, после каких из данных слов-сигналов идет информация, которую можно пропустить, если целью читающего является понимание только наиболее важной информации.
  • 7. Определите после каких из данных слов — сигналов может следовать главная мысль в тексте.
  • 8. Просмотрите выделенные в тексте слова. Предположите, о чем идет речь в тексте.
  • 9. Чтобы лучше понять текст, просмотрите его. Подберите к субъектам, данным в левой колонке, соответствующие предикаты из правой.
  • 10. Просмотрите несколько статей на тему. и докажите, что …
  • 11. Просмотрите текст еще раз. Определите его композиционно-речевую форму (это может быть сообщение, повествование или рассуждение).
  • 12. Дополните информацию, полученную из текста. С этой целью просмотрите соответствующие газеты и журналы на изучаемом иностранном языке.

Послетекстовый этап. Упражнения на контроль понимания прочитанного.

  • 1. Скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте.
  • 2. Скажите, какая проблема вытекает из содержания.
  • 3. Поставьте к тексту несколько вопросов и задайте их вашему товарищу, затем ответьте на его вопросы.
  • 4. Подтвердите точку зрения, изложенную в тексте, используя собственный пример.
  • 5. Выскажите мнение о прочитанном,. Сообщите известные вам дополнительные сведения. Приведите примеры, факты, подобные описываемым в статье.
  • 6. Подумайте, как и где вы можете использовать извлеченную из текста информацию.
  • 7. Определите, нужно ли вам более детально ознакомиться с текстом для использования полученной информации в вашей будущей профессиональной деятельности.

Приведём здесь некоторые приёмы снятия трудностей при чтении текстов в средней школе:

необходимо формировать у детей механизмы прогнозирования, догадки, идентификации, учить анализировать, находить языковые опоры в тексте, пользоваться при необходимости словарём.

следует продолжить обучение навыку чтения про себя, построенного на процессах внутренней речи, протекающей со скрытой артикуляцией.

обучать именно технике чтения надо на хорошо усвоенном лексическом и грамматическом материале.

Подбор текстов на английском языке для учащихся преследует комплекс практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных целей. Развитие умений чтения текстов направлено на понимание аутентичных и частично адаптированных текстов разных жанров с опорой на соответствующие пояснения и комментарии, при необходимости с использованием двуязычного словаря.

Тексты подбираются на основе Программы по иностранным языкам и пройденному количеству лексических единиц к определённому периоду обучения.

Для успешного овладения чтением необходимо:

подбирать тексты в соответствии с возрастными особенностями, речевым и жизненным опытом учащихся, их интересами;

тексты должны отличаться занимательностью и привлекательностью сюжета, быть доступными с точки зрения языковых трудностей, отличаться актуальностью с позиций общечеловеческих ценностей, содержать проблему;

тексты снабдить предтекстовыми, текстовыми или послетекстовыми заданиями (комментариями, аннотациями, рекомендациями).

Тематика и проблематика текстов формируют необходимые языковые и речевые умения и навыки.

В этом случае стоит сказать о задачах, стоящих перед учителем в процессе обучения школьников над тремя этапами работы с текстом:

на предтекстовом этапе надо создать необходимый уровень мотивации учащихся, активизировать фоновые знания языкового, речевого и социокультурного характера, подготовить учащихся к адекватному восприятию сложных в языковом и речевом отношении моментов текста, обратить внимание учащихся на важные и значимые по содержанию стороны текста, использовать задания опережающего характера;

на текстовом этапе необходимо проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений, развивать умения интерпретации текста;

на послетекстовом этапе следует использовать текст в качестве языковой, речевой или содержательной основы для развития умений в устной и письменной речи;

развивать у учащихся информационно-коммуникативные умения, связанные с умением систематизировать и обобщать информацию, а также научить учащихся интерпретировать образно-схематическую информацию, сжимать текст и выделять его основное содержание, использовать полученную информацию в проектной деятельности. (Этот этап осуществляется в том случае, когда текст используется не только как средство обучению чтению на иностранном языке, но и для развития продуктивных умений в устной или письменной речи, т. е. для обучения говорению и письму).

Соответственно на уроке задания могут распределяться индивидуально с учётом интересов и пожеланий учащихся, т. е. осуществляется дифференцированный подход в условиях совместной деятельности, что предполагает различные организационные формы работы: индивидуальную, парную, коллективную, групповую. Здесь могут происходить дискуссии, задаваться вопросы в случае неясностей, а также может осуществляться обмен мнениями по поводу прочитанного и выявляться степень понимания содержания текста. Таким образом, на урочное занятие будет выноситься текст и задания к нему, которые требуют квалифицированной помощи учителя на уроке. Для самостоятельного чтения дома подбираются более упрощённые тексты, либо это может быть подготовительный текст к последующему чтению основного текста на уроке.

Как показывает практика, интерес к иностранному языку снижается у учащихся с годами обучения. Если в 5-м классе учащиеся проявляют большую заинтересованность в изучении этого предмета, мотивом тому является его сравнительная новизна и специфика данного этапа обучения, то к концу 7-го класса, необходим дополнительный поиск мотивации. Это обусловлено специфическими возрастными и социально обусловленными индивидуальными особенностями школьников, а также отсутствием ситуаций реального общения, что необходимо восполнить привлечением аутентичных текстов и языковых аутентичных материалов, компьютерных технологий.

Поскольку такая работа удовлетворяет познавательным и образовательным потребностям школьников, необходимо ориентировать учебный процесс на развитие личности каждого ученика: его жизненного опыта, мотивов, интересов, мировоззрения, статуса в группе, языковых возможностей. Учитывая индивидуальные особенности учащихся необходимо разграничить учебные материалы по объёму, по сложности, принимая во внимание интересы и склонности ребёнка. Согласно анкетированию в 5−7-х классах, дети охотно и увлечённо используют компьютер и для чтения, и для поиска информации, и для игр.

Большинство исследователей рассматривают современные технологии обучения как один из способов реализации на занятиях личностно-ориентированного подхода, где учащиеся выступают как активные творческие субъекты учебной деятельности. Необходимо добавить, что в современные технологии обучения входят следующие формы личностно-ориентированного подхода: обучение в сотрудничестве, проектные технологии, центрированное на учащихся обучение, дистанционное обучение, использование языкового портфеля, тандем-метод, интенсивные методы обучения, применение технических средств.

Технологии обучения будут способствовать развитию коммуникативных особенностей личности школьника, обогащению знаний по предмету и раскрытию творческих способностей ребёнка, т. е. созданию креативной среды в процессе обучения.

Преподавание иностранного языка немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения, целью которых является формирование знаний, умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении, позволяющий качественно повысить уровень познавательного интереса у школьников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой