Формирование музыкально-эстетической культуры студентов в воспитательном пространстве вуза
Диссертация
Воспитательное пространство предстает как особым образом организованная социокультурная и педагогическая среда, создающая особые условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее индивида в плане личностном и творческом и всемерно стимулирующая эти процессы. В основу его работы положен антропологический принцип самообразования, отражающий фундаментальную потребность человека… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
- 1. 1. Генезис философско-педагогических представлений о музыкально-эстетической культуре в истории образования
- 1. 2. Музыкально-эстетическая культура как интегративное качество личности студентов: сущность, содержание, структура
- 1. 3. Особенности воспитательного пространства вуза в процессе формирования музыкально-эстетической культуры студентов
- ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
- 2. 1. Анализ состояния проблемы формирования музыкально-эстетической культуры студентов воспитательном пространстве вуза
- 2. 2. Вероятностно-структурная модель формирования музыкальноэстетической культуры
- 2. 3. Динамика формирования музыкально-эстетической культуры студентов в воспитательном пространстве вуза
Список литературы
- Абдуллин, Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования Текст.: учеб. пособие / Э. Б. Абдуллин. — М.: Прометей, 1990.-188 с.
- Акопян, К. 3. Массовая культура Текст.: учеб. пособие / К. 3. Акопян, А. В. Захаров, С. Я. Кагарлицкая. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2004. — 301 с.
- Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования Текст.: материалы Ш междунар. науч.-практ. конф. / Смол. гос. ун-т, Департамент Смол. обл. по образованию и науке — отв. ред. В. Я. Лыкова. Смоленск: СмолГУ, 2008.-Вып. 3.-263 с.
- Актуальные проблемы культуры ХХвекаТекст.: курс лекций. М.: об-во «Знание"Рос.Федерации, 1993.- 191 с.
- Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев — АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1977. — 380 с.
- Античная музыкальная эстетика Текст. / сост. А. Ф. Лосев. М.: Музгиз, 1960. — 304 с. — (Памятники муз.-эстет. мысли).
- Антология педагогической мысли России XVIII в. Текст. / АПН СССР- сост. И. А. Соловков. М.: Педагогика, 1985. — 479 с. — (Антология пед. мысли народов СССР).
- Антонова, А. В. Эстетическое образование как фактор профессиональной подготовки педагогов дошкольного воспитания в педагогическом вузе Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.07 :13.00.08 / А. В. Антонова. М., 2001. — 525 с.
- Ю.Апраксина, О. А. К вопросу о диагностике музыкальных способностей Текст.: по страницам статей проф. Пауля Михеля (ГДР) / О. А. Апраксина // Музыкальное воспитание в школе: сб. ст. / сост. О. Апраксина. М., 1976. — Вып. 11. — С. 116−124.
- П.Арнольдов, А. И. Культура: современный портрет /А.И. Арнольдов Текст.: Московский государственный ун-т културы, 1997. 30 с.
- Аристотель. Сочинения Текст.: в 4 т. / Аристотель — АН СССР, Ин-т философии. -М.: Мысль, 1981−1983.-Т. 4.-1983.-828 с.-(Филос. наследие).
- Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс Текст.: кн. 1, 2 / Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1971. — 376 с.
- М.Асмус, В. Ф. Немецкая эстетика XVTH века Текст. / В. Ф. Асмус. 2-е изд., стер. — М.: УРСС: Едиториал УРСС, 2004 г. — 312 с.
- Бабочкин, П. И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе Текст. / П. И. Бабочкин — Моск. гуманит.-соц. акад., Социоцентр МГУ. М.: Социум, 2000. — 175 с.
- Барышева, Т. А. Диагностика эстетического развития личности Текст.: учеб.-метод. пособие / Т. А. Барышева- Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: РГПУ, 1999.-140 с.
- Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. 2-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 444 с.
- Белозерцев Е.П. Образование: Историко-культурный феномен. Курс лекций — СПб: изд-во Р. Асланова „Юридический центр-пресс“, 2004.-С. 588
- Белозерцев Е., Долженко О., Усачев А. К вопросу о статусе категории „культурно-образовательная среда“ // Alma mater („Вестник высшей школы“) 2003. -№ 9.-С.29−36
- Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества Текст. / Н. А. Бердяев. -М.: Правда, 1989. 607 с. — (Из истории отеч. филос. мысли).
- Библер, В. С. Нравственность, культура, современность Текст.: филос. размышления о жизнен, пробл. / В. С. Библер. М.: Знание, 1990. — 62 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Этика- вып. 4).
- Блинова, О. А. Процесс музыкальной психотерапии: систематизация и описание основных форм работы Текст. / О. А. Блинова // Психологический журнал. 1998. — Т. 19, № 3. — С. 106−117.
- Блонский, П. П. Избранные педагогические произведения Текст. / П. П. Блонский — АПН РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. М.: АПН РСФСР, 1961.-595 с.
- Бодина, Е. А. Воздействие музыки на воспитание личности Текст. / Е. А. Бодана // Педагогика. -1992. № 5−6. — С. 32−37.
- Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д: Булат, 2000. — 351 с. — (Педагогика нов. времени).
- Борев, Ю. Б. Эстетика Текст.: в 2 т. / Ю. Б. Борев. 5-е изд., доп. — Смоленск: Русич, 1997.-Т. 1.-576 с.
- Бороздина, О. О. Музыкальное образование в школе: планы и реальность Текст. / О. О. Бороздина. Елец: Муза, 2003. — 123 с.
- Бочкарев, JI. JI. Психология музыкальной деятельности Текст. / JI. JI. Бочкарев — РАН, Ин-т психологии. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. — 352 с.
- Булатова, JL Б. Педагогические принципы Е. Ф. Гнесиной Текст. / Л. Б. Булатова. -М.: Музыка, 1976. 80 с.: ил. — (В помощь педагогу-музыканту).
- Бухман, М. М. Этническое своеобразие музыкальной культуры Текст.: дис.. канд. филос. наук: 24.00.01 /М. М. Бухман. -Н. Новгород, 2005. 155 с.
- Буякас, Т. М. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов — в индивидуальном сознании Текст. / Т. М. Буякас, О. В. Зевина // Вопросы психологии. -1997. — № 5. — С. 44−56.
- Бычков, В. В. Эстетика Текст.: учебник / В. В. Бычков. М.: Гардарики, 2004. — 556 с. — (Disciplinae).
- Верб, М. А. Эстетические потребности и духовное развитие личности Текст. / М. А. Верб. Л.: Знание, 1981. — 36 с. — (В помощь лектору).
- Веремьев, А. А. Эстетическая культура личности Текст. / А. А. Веремьев // Искусство и образование. 2004. — № 3. — С. 14−28.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 534 с. — (Психология: классические тр.).
- Выготский, JI. С. Собрание сочинений Текст.: в 6 т. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982−1984. — Т. 1: Вопросы теории и истории психологии. — 1982. — 488 с.
- Гегель, Г. В. Ф. Эстетика Текст.: в 4 т. / Г. В. Ф. Гегель. М.: Искусство, 1968−1973.-4 т.
- Гейко, Б.С. Музыкальное искусство как фактор формирования эстетической культуры человека Текст. // Вестник Тамбовского ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Вып.¾. — С.93−97.
- Герцман, Е. В. Музыка древней Греции и Рима Текст. / Е. В. Герцман. СПб.: Алетейя, 1995. — 334 с. — (Антич. б-ка. Исследования).
- Голованова, Н. Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике Текст. / Н. Ф. Голованова // Педагогика. 2007. — № 10. — С. 38−47.
- Гордеева, Т. Ю. Музыкальный звук как феномен культуры Текст.: дис.. канд. филос. наук: 24.00.01 / Т. Ю. Гордеева. Казань, 2003. — 148 с.
- Горюнова, Л. В. Теория и практика формирования музыкальной культуры младшего школьника Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Л. В. Горюнова — НИИ теории и методов воспитания. М., 1991. — 37 с.
- Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология Текст. / А. Л. Готсдинер — Междунар. акад. пед. наук, Моск. гуманит. актер, лицей. М.: NB Магистр, 1993. -190 с.
- Григорьянц, К. С. Музыкальное искусство как фактор формирования эстетической культуры личности Текст. / К. С. Григорьянц: автореферат дис.. кандидата философских наук: 09.00.04 / Ин-т философии Москва, 1991. 22 с.
- Громкова, М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности Текст.: учеб. пособие / М. Т. Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с. -(Педагогическая шк. XXI век).
- Грубер, Р. И. Всеобщая история музыки Текст.: учеб. пособие для музыковед, отд-ний консерваторий / Р. И. Грубер — Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. М.: Музгиз, 1956. -Ч. 1. -415 с.
- Гусинский, Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода Текст. / Э. Н. Гусинский. М.: Школа, 1994.-183 с.
- Десять лет, которые потрясли культуру Текст.: Очерки культурной жизни России на рубеже веков / Ред.-сост. Б. Ю. Сорочкин. М.: ГИИ, 2002. — 324 с
- Директивы ВКП (б) и постановления Советского Правительства о народном образовании Текст.: сб. документов за 1917−1947 гг. / АПН РСФСР — сост. Н. И. Болдырев. М.- JL, 1947. — Вып. 1−2. — (Прил. к журн. „Сов. педагогика“).
- Дорошенко, С. И. Музыкальное образование в России Текст.: историко-пед. исслед. / С. И. Дорошенко — Владимир, гос. пед. ун-т. Владимир: ВШУ, 1999. — 211 с.
- Друскин, М. С. О западноевропейской музыке XX века Текст. / М. С. Друскин. -М.: Сов. композитор, 1973.-272 с.
- Евдокимова, Ю. К. Музыка эпохи Возрождения Текст.: Cantus prius factus и работа с ним / Ю. К. Евдокимова, Н. А. Симакова. М.: Музыка, 1982. — 253 с.
- Иванченко, Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы Текст. / Г. В. Иванченко. М.: Смысл, 2001. — 252 с.
- Изард, К. Э. Психология эмоций Текст.: пер. с англ. / К. Э. Изард. СПб.: Питер, 2000.-460 с.
- Ильинская, И. П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника Текст. / И. П. Ильинская // Начальная школа. -- 2009. № 1. — С. 20−25.
- Иорданский, Н. Н. Некоторые проблемы эволюционного адаптациогенеза Текст. / Н. Н. Иорданский // Журнал общей биологии. 2009. — Т. 70, № 5. — С. 372 382.
- Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя Текст.: учеб. пособие для вузов / И. Ф. Исаев. М.: Академия, 2002. — 206 с.
- Исаев, И. Ф. Функционально-дидактическая музыка Текст.: учеб. пособие для студентов пед. вузов / И. Ф. Исаев, JI. И. Глазунова. Белгород: БелГУ, 2004. — 93 с.
- История отечественной музыкальной культуры: Курс лекций для студентов-заочников музык. специализаций: В 2 ч.. / Э. Р. Налбандян — Моск. гос. ун-т культуры. М.: МГУК, 1998. — 110 с.
- Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? Текст. / Д. Б. Кабалевский. 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2005. — 224 с.
- Кабалевский, Д. Б. Музыка и музыкальное воспитание Текст.: статьи и выступления разных лет / Д. Б. Кабалевский. М.: Знание, 1984. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Эстетика- вып. 1).
- Кабалевский, Д. Б. Техника и музыкальная культура современности Текст. /Д. Б. Кабалевский // Советский композитор. 1968. — № 11. — С. 12.
- Каган, М. С. Музыка в мире искусства Текст. / М. С. Каган. СПб.: Ut, 1996. -231 с.
- Каган, М. С. О месте музыки в современной культуре Текст. / М. С. Каган // Советская музыка. 1985. — № 11. — С. 2−9.
- Каган, М. С. Социальные функции искусства Текст. / М. С. Каган. Л.: Знание, 1978. — 34 с.
- Каган, М. С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган — Акад. гуманит. наук, С.-Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов [и др.]. СПб.: Петрополис, 1996. — 414 с.
- Каган, М. С. Этическое и эстетическое в системе ценностей Текст. / М. С. Каган, Т. И. Холостова // Этическое и эстетическое / Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова- отв. ред.: М. С. Каган, В. Г. Иванова. Л., 1971. — С. 15.
- Кант, И. Сочинения Текст.: в 6 т. / И. Кант — под общ. ред. В. Ф. Асмуса [и др.]. М.: Мысль, 1963−1966. — Т. 2. — 1964. — 510 с.
- Каптерев, П. Ф. О разнообразии и единстве общеобразовательных курсов Текст. / П. Ф. Каптерев // Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / сост. П. А. Лебедев- под ред. А. М. Арсеньева. М., 1982. — С. 95.
- Каргапольцев, С. М. Восприятие музыки как фактор воспитания: теория, история, практика Текст. / С. М. Каргапольцев. Оренбург: [б. и.], 1997. — 312 с.
- Карпова, Е. Г. Духовность как фактор развития музыкально-эстетической культуры Текст. / Е. Г. Карпова- М-во образования Рос. Федерации. Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Техн. ин-т (фил.) г. Нерюнгри: Изд-во ЯГУ, 2000
- Кирнарская, Д. К. Музыкальное восприятие Текст. / Д. К. Кирнарская. М.: Кимос-Ард, 1997.-157 с.
- Киященко, Н. И. От эстетического опыта к эстетической культуре Текст. / Н. И. Киященко // Эстетическая культура: сб. ст. / РАН, Ин-т философии- отв. ред. И. А. Коников. М., 1996. — С. 9−31.
- Книга по эстетике для музыкантов / Книга по естетике за музикантите Текст. / К. Ангелов, И. Константинов, А. Кораллов [и др.] - ред.: И. А. Константинов, К. Ангелов. -М.: Музыка- София: Музика, 1983.-272 с.
- Клубная и музыкальная графика Электронный ресурс. // Журнал ГкАк) № 3 (47) 2008. -Режим доступа: http://www.kak.ru
- Козлов, А. А. Молодой человек: становление образа жизни Текст. / А. А. Козлов, А. В. Лисовский. М.: Политиздат, 1986. — 167 с.
- Коломиец, Г. Г. Ценность музыки: филос. аспект Текст. / Г. Г. Коломиец. 2-е изд. — М.: URSS: ЛКИ, 2007. — 531 с.
- Комарова, А. И. Эстетическая культура личности Текст. / А. И. Комарова. — Киев: Вигцашк., 1988.- 15 с.
- Конен, В. Д. Третий пласт: новые массовые жанры в музыке XX в. Текст. / В. Д. Конен. М.: Музыка, 1994. — 157 с.
- Концепция художественного образования в Российской Федерации Текст. утв. приказом 28.12.2001 № 1403 // Искусство в школе. 2000.- № 2. — С. 84−86.
- Кривцун, О. А. Эстетика Текст.: учеб. для студентов вузов по спец. „Культурология“, „Философия“, „Искусствознание“, „Музыковедение“, „Филология“, „Музеология“ / О. А. Кривцун. -М.: Аспект-Пресс, 1998.-430 с.
- Крупская, Н. К. Педагогические сочинения Текст.: в 10 т. / Н. К. Крупская — под ред. Н. К. Гончарова [и др.]. М.: АПН СССР, 1957−1962. — Т. 3: Обучение и воспитание в школе. — 1959. — 798 с.
- Крылова, Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста Текст. / Н. Б. Крылова. М.: Высш. шк., 1990. — 142 с.
- Культура в эпоху цивилизационного слома Текст.: материалы междунар. науч. конф., Москва, 12−14 марта 2001 г. / РАН, Науч. совет по истории мировой культуры. М.: Прометей, 2001. — 823 с.
- Липский, В.Н. Эстетическая культура и искусство, их соотношение, сходство и различие Текст. / В. Н. Липский // Эстетический опыт и эстетическая культура.-М., 1992.-С. 103−111
- Лихачев, Б. Т. Методологические основы педагогики Текст. / Б. Т. Лихачев. Самара: Изд-во СИУ, 1998. — 199 с.
- Лобанова, О. Ю. Преподавание основ музыкальной культуры в вузе в контексте гуманитаризации образования Текст. / О. Ю. Лобанова. М., 1992.
- Лосев, А. Ф. Форма Стиль — Выражение Текст. / А. Ф. Лосев. — М.: Мысль, 1995.-944 с.
- Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1982.-623 с.
- Луначарский, А. В. О воспитании и образовании Текст.: избр. ст. / А. В. Луначарский- под ред. А. М. Арсеньева [и др.]. М.: Педагогика, 1976. — 636 с.
- Мазель, Л. А. О природе и средствах музыки Текст.: теорет. очерк / Л.
- A. Мазель. М.: Музыка, 1983.- 72 с.
- Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей Текст. / А. С. Макаренко. -Алма-Ата: Мектеп, 1988. 96 с.
- Маклаков, А. Г. Общая психология Текст.: учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. СПб. [и др.]: Питер: Питер Принт, 2003. — 582 с.
- Малюков, А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности Текст.: науч.-метод. пособие / А. Н. Малюков. Дубна: Феникс, 1999. -250 с.
- Малюков, А. Н. Формирование ценностного отношения к искусству у учащихся-подростков Текст.: принципы обучения на уроках искусства / А. Н. Малюков // Искусство и образование. 2002. — № 2. -С. 21−26.
- Мануйлов Ю. С. Опыт освоения средового подхода в образовании Текст.: учеб.-метод. пособие / Ю. С. Мануйлов, Г. Г. Шек. ~ М. — Н. Новгород: РАСТР-НН, 2008. 220 с.
- Матонис, В. П. Музыка в системе эстетического воспитания Текст.: автореф. дис.. д-ра филос. наук / В. П. Матонис — Акад. обществ, наук при ЦК КПСС.-М., 1990.-41 с.
- Матонис, В. П. Музыкально-эстетическое воспитание личности Текст. /
- B. П. Матонис. Л.: Музыка, 1988. — 85 с.
- Медушевский, В. К. О музыкальных универсалиях. О понятиях редуцированной и развернутой формы. Композиция и драматургия Текст. / В. К. Медушевский // С. С. Скребков: статьи и воспоминания / сост. Д. А. Арутюнов. М., 1979.-С. 176−212.
- Мелик-Пашаев, А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников Текст. /А. А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С. 15−24.
- Миронова, Т. Л. Самосознание профессионала Текст. / Т. Л. Миронова — М-во общ. и проф. образования РФ, Бурят, гос. ун-т. Улан-Удэ: БГУ, 1999. — 199 с.
- Михайлова, Н. Н. Педагогика поддержки Текст.: учеб. пособие для студентов и преподавателей высш. пед. учеб. заведений / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. М.: МИРОС, 2001. — 207 с. — (Гражд. образование: мир без конфронтации).
- Моль, А. Социодинамика культуры Текст.: пер. с фр. / А. Моль — вступ. ст., ред. и примеч. Б. В. Бирюкова, P. X. Зарипова, С. Н. Плотникова. М.: Прогресс, 1973.-406 с.
- Музыка Австрии и Германии XIX века Текст.: учеб. пособие для историко.-теорет. и композитор, фак. муз. вузов. М.: Музыка, 1975. — Кн. 1 / под общ. ред. Т. Э. Цытовича. -511с.: нот. пр. — (История зарубеж. музыки).
- Музыка XX века, 1890−1945 Текст.: очерки в 2 ч. / Всесоюз. НИИ искусствознания М-ва культуры СССР, ЛГИ театра, музыки и кинематографии М-ва кулыуры РСФСР- отв. ред. Б. М. Ярустовский. М.: Музыка, 1976−1987. -2 ч.
- Музыкальная эстетика Германии XIX века Текст.: антология: в 2 т. / сост. А. В. Михайлова, В. П. Шестакова. М.: Музыка, 1981. — 2 т. — (Памятники муз.-эстет. мысли).
- Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVII вв.еков Текст. / сост., общ. вступит, ст. В. П. Шестакова- ред. Н. Г. Шахназарова. — М.: Музыка, 1971. 688 с.
- Музыкальная эстетика Франции XIX века Текст.: сб. / сост. Е. Ф. Бронфин. М.: Музыка, 1974. — 327с.: ил. — (Памятники муз.-эстет. мысли).
- Мурашов, В. И. Духовные ресурсы мира: преодоление глобализации Текст. / В. И. Мурашов // Школа духовности. 2001. — № 5. — С. 18−25.
- Набок, Л. И. Идеологическая функция музыки Текст. / И. Л. Набок. М.: Музыка, 1987. — 78 с. — (Проблемы эстетики).
- Надеждин, Н. И. Собрание сочинений Текст.: в 2 т. / Н. И. Надеждин — РАН, Ин-т философии — под общ. ред. 3. А. Каменского. СПб.: Изд-во Рус. Христ. гуманит. ин-та, 2000. — Т. 1,2: Эстетика. Философия. — 974 с.
- Никандров, Н. Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века Текст. / Н. Д. Никандров. М.: МИРОС, 1997. — 144 с.
- Новицкая, JI. П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека Текст. / Л. П. Новицкая // Психологический журнал. 1984. — Т. 5, № 6. — С. 79−85.
- Новые ценности образования Текст. / Рос. фонд фундамент, исслед., РАО, Ин-т пед. инноваций. М.: РАО, 1995. — Вып. 1: Тезаурус для учителей и школьных психологов. — 114 с.
- О высшем и послевузовском образовании Текст.: федер. закон от 22 авг. 1996 г. № 125-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. -№ 35. — Ст. 4135.
- Об образовании Текст.: закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266−1 // Российская газета. -1992. 31 июля.
- Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Текст.: постановление Правительства РФ от 14 февр. 2008 г. № 71 // Собрание законодательства РФ. 2008. — № 8. — Ст. 731.
- Образование в поисках человеческих смыслов Текст. / под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Д: РАО. Юж. отд-ние, 1995. — 215 с.
- Овсянников, М. Ф. История эстетической мысли Текст.: учеб. пособие для студентов филос. фак. ун-тов и вузов искусств / М. Ф. Овсянников. М.: Высш. шк., 1978.-349 с.
- Оганов, А. А. Теория культуры Текст.: учеб. пособие для вузов / А. А. Оганов, И. Г. Хангельдиева. М: ФАИР-ПРЕСС, 2001. — 379 с.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка Текст.: ок. 57 000 слов / С. И. Ожегов — под ред. Н. Ю. Шведовой. 18-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1986. — 797 с.
- Оконь, В. Введение в общую дидактику Текст. / В. Оконь — [пер. с пол. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина- предисл. Т. А. Хмель]. М.: Высш. шк., 1990. — 382 с.
- Ориентация и деятельность школьников Текст. / под ред. Т. К. Ахаян, А. В. Кирьяковой. М.: Прометей. 1991. -160 с.
- Острогорский, В. П. Письма об эстетическом воспитании Текст.: посвящается русским матерям / В. П. Острогорский. — 3-е изд. М.: Вестн. воспитания, 1908. — 102 с.
- Педагогическое наследие Текст.: сб. / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци — сост.: В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1988. — 416 с. — (Б-ка учителя).
- Петрова, Г. А. Вопросы эстетической подготовки будущих учителей Текст. / Г. А. Петрова. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1976. — 200 с.
- Петрупшн, В. И. Музыкальная психология Текст.: учеб. пособие для вузов / В. И. Петрушин. 3-е изд. — М.: Акад. проект, 2009. — 400 с.
- Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия Текст.: теория и практика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец. / В. И. Петрушин. М.: ВЛАДОС, 1999. -176 с.
- Печко, Л. П. Эстетическая культура и воспитание человека Текст.: пособие для клуб, работников / Л. П. Печко — Всесоюз. науч.-метод. центр нар. творчества и культ.-просвет. работы. -М.: ВНМЦНТКПР, 1991. 102 с.
- Пигарева, И В Д. Б. Кабалевский о музыке и музыкальном воспитании Текст.: Кн. для учителя / Сост. И.В. Пигарева- Науч.- исслед. ин-т развития образования. Центр музык. пед. образования им .Д. Кабалевского. — М., 2004. — 191 с.
- Пирадов, А. В. Эстетическая культура личности Текст. / А. В. Пирадов. Л.: Знание, 1978. — 35 с. — (В помощь лектору).
- Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе Текст.: сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ худож. воспитания — редкол.: Э. И. Иванова, Н. Н. Фомина. М.: АПН СССР, 1991. — 109 с.
- Психология музыкальной деятельности: теория и практика Текст.: учеб. для вузов / под ред. Г. М. Цыпина. М: AKADEMIA, 2003. — 368 с.
- Разумный, В. А. Эстетическое воспитание: сущность, формы, методы Текст. / В. А. Разумный- АН СССР, Ин-т философии. М.: Мысль, 1969. — 190 с.
- Рапацкая, Л. А. Русская художественная культура Текст.: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. / Л. А. Рапацкая. М.: ВЛАДОС, 1998.-607 с.: ил.
- Репринцев, А. В. Эстетическое отношение личности к действительности: сущность, структура, формирование Текст. / А. В. Репринцев — Курский гос. пед. унт. Курск: КГПУ, 2000. — 182 с.
- Репринцев, А.В. В поисках идеала Учителя Текст.: проблемы профессионального воспитания будущего учителя в истории философско-педагогической мысли./ А. В. Репринцев Курск, 2000. — С.205−206
- Российское агентство международной информации „РИА Новости“ Электронный ресурс. / ФГУП РАМИ „РИА Новости“. М., 2008−2009. — Режим доступа: http://www.rian.ru/society.
- Рубинштейн, С. JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории Текст. / С. JI. Рубинштейн // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. 2-е изд. — М., 2002. — С. 200−210. -(Хрестоматия по психологии).
- Самохвалова, И. В. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире Текст. / И. В. Самохвалова // Эстетическая культура: сб. ст. / РАН, Ин-т философии — отв. И. А. Коников. М., 1996.-С. 43−44.
- Самсонидзе, JI. С. Особенности развития музыкального восприятия Текст. / JI. С. Самсонидзе — Ин-т психологии им. Д. Н. Узнадзе. Тбилиси: Мецниереба, 1987. — 65 с.
- Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования Текст.: курс лекций: учеб. пособие для пед. вузов / Ю. В. Сенько. М.: Академия, 2000. — 240 с. — (Высш. образование).
- Сластенин, В. А. Педагогика Текст.: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов — под ред. В. А. Сластенина. 6-е изд. — М.: Академия, 2007. — 567 с. — (Высш. проф. образование).
- Словарь-справочник по теории воспитательных систем Электронный ресурс. / сост. П. В. Степанов. — 2-е изд., доп. и перераб. М.: Пед. о-во России, 2002. -Режим доступа: http://www.pedlib.rU/Books/l/0258/index.shtml.
- Смирнов, Б. Ф. К проблеме типологии слушателей симфонических концертов Текст. / Б. Ф. Смирнов // Социологические исследования. 2004. — № 10. -С. 86−89.
- Смирнов, М. А. Эмоциональный мир музыки Текст. / М. А. Смирнов. -М.: Музыка, 1990. 320 с.: нот. ил.
- Современные концепции эстетического: теория и практика Текст. / РАН, Ин-т философии- отв. ред. Н. И. Киященко. М.: ИФРАН, 1998. — 303 с.
- Сохор, А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки Текст.: сб. ст. / А. Н. Сохор — Ленингр. гос. ин-т театра музыки и кинематографии. Л.: Сов. композитор, 1980-. — Вып. 3: Статьи и исследования. — М., 1983. — 304 с.
- Сохор, А. Н. Музыка культура — музыкальная культура Текст. / А. Н. Сохор // Советская музыка. — 1978. — № 3. — С. 83−86.
- Сохор, А.Н. Социология и музыкальная культура Текст. / А. Н. Сохор — Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. М.: Сов. композитор, 1975. -202 с.
- Старовойтова, О. А. Специфика музыкальной культуры ребенка Текст. / О. А. Старовойтова//Воспитание школьников. 1998.-№ 4.-С. 11−14.
- Степанов, Д. Н. Савицкий П. Н. и его научное наследие Электронный ресурс. / Д. Н. Степанов // Евразийский вестник. 2006. — № 23. — Режим доступа: http://www.rusidea.ru/?part=83&id=822.
- Судзуки, С. Взращенные с любовью Текст.: классический подход к воспитанию талантов / С. Судзуки — пер. с англ. С. Э. Борич. Минск: Попурри, 2005. — 192 с.: фото.
- Суна, У. Ф. Социология эстетической культуры: пробл. методологии и методики Текст. / У. Ф. Суна, В. М. Петров — Латв. гос. ун-т им. П. Стучки. Рига: Зинатне, 1985. — 272 с.: ил.
- Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения Текст.: в 3 т. / В. А. Сухомлинский — [АПН СССР — сост.: О. С. Богданова, В. 3. Смаль]. М.: Педагогика, 1979−1981.-3 т.
- Тарасов, Г. С. О неповторимости человеческой личности Текст. / Г. С. Тарасов // Вопросы психологии. 1989. — № 3. — С. 122−126.
- Тельчарова, Р. А. Музыка и культура: личност. подход Текст. / Р. А. Тельчарова. М.: Знание, 1986. — 64 с.
- Тельчарова, Р. А. Уроки музыкальной культуры Текст.: кн. для учителя: из опыта работы / Р. А. Тельчарова. М.: Просвещение, 1991. — 158 с.: ил.
- Теплов, Б. М. Способности и одаренность Текст. / Б. М. Теплов // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов / сост. Л. М. Семенюк. -М., 1996. С. 42−46.
- Терещенко, А. П. Музыкальное развитие подростка Текст. / А. П. Терещенко // Семья и школа. 1989. — № 1. — С. 23−26.
- Тэн, И. А. Философия искусства Текст. / И. А. Тэн — подгот. к изд., общ. ред., послесл. А. М. Микиша. М.: Республика, 1996. — 351 с.
- Ушинский, К. Д. Собрание сочинений Текст.: в 11 т. / К. Д. Ушинский — сост. В. Я. Струминский. М.- Л.: АПН РСФСР, 1948−1952. — 11 т.
- Филонов, Г. Н. Общенациональная программа воспитания: предпосылки и технологии разработки Текст. / Г. Н. Филонов // Педагогика. 2001. — № 9. — С. 310.
- Флоренский, П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях Текст. / П. А. Флоренский. М.: Прогресс, 1993. — 324 с. — (Б-ка журн. „Путь“).
- Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства Текст.: учеб. пособие для студентов вузов искусств и культуры / В. Н. Холопова — Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. СПб.: Лань, 2000. — 319 с. — (Мир культуры, истории и философии).
- Цукерман, В. С. Музыка и слушатель Текст.: опыт социол. исслед. / В. С. Цукерман. М.: Музыка, 1972. — 206 с.
- Художественное воспитание советского школьника: сб. ст. и материалов / отв. ред. В. Н. Шацкая. М.: Ин-т худож. воспитания АПН РСФСР, 1947. — Вып. 1. -184 с.
- Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения Текст.: в 2 т / С. Т. Шацкий — АПН СССР — сост.: Л. Н. Скаткин [и др.]. М.: Педагогика, 1980. — 2 т.-(Пед. б-ка).
- Шевелева, С. С. Открытая модель образования: синергет. подход Текст. / С. С. Шевелева- Ин-т „Открытое о-во“. М.: Магистр, 1997. — 47 с.
- Шопенгауэр, А. О четверояком корне. Мир как воля и представление. Критика кантовской философии Текст.: в 2 т.: пер. с нем. / А. Шопенгауэр. М.: Наука, 1993. — Т. 1. — 672 с. — (Памятники филос. мысли).
- Шопенгауэр, А. Собрание сочинений Текст.: в 6 т.: пер. с нем. / А. Шопенгауэр — общ. ред., сост., послесл. А. А. Чанышева. М.: Терра-Книжный клуб: Республика, 1999−2001. — Т. 2, ч. 2: Мир как воля и представление. — 2001. — 560 с.
- Эстетика Текст.: словарь / А. И. Абрамов [и др. ] - под общ. ред. А. А. Беляева.-М.: Политиздат, 1989.-445 с.
- Эстетика Текст.: учеб. пособие / В. И. Авдеев, Л. Я. Курочкина, В. А. Куценко [и др.]- под ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 2002. — 238 с. — (Alma mater).
- Эстетика на переломе культурных традиций Текст.: [сб. статей] / РАН, Ин-т философии — отв. ред. Н. Б. Маньковская. -М.: ИФРАН, 2002. 237 с.
- Эстетическое воспитание в современном мире Текст.: теория и практика эстет, воспитания за рубежом / ВНИИ искусствознания — отв. ред. Н. Б. Крылова. М.: [б. и.], 1991.-236 с.
- Эстетическое воспитание студентов: теория, опыт, прогнозы Текст.: [сб. статей] / МВССО РСФСР, Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького — редкол.: А. Ф. Еремеев [и др.]. Свердловск: Урал. гос. ун-т, 1983. -143 с.
- Эстетическое сознание и процесс его формирования Текст. / В. С. Магнус-Саминский [и др.] - отв. ред.: Н. И. Киященко, Н. JI. Лейзеров. М.: Искусство, 1981.-256 с.
- Этрау, Дж. Музыкальное воспитание детей в семье Текст. / Дж. Этрау. -СПб. [б. и.], 2002. 121 с
- Яковлев, Е. Г. Эстетика Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Г. Яковлев. М.: Гардарики, 2002. — 463 с. — (Disciplinae).
- Якушева, С. Д. Возможности музыкального искусства в формировании эстетической культуры студентов Текст. / С. Д. Якушева // Оренбуржье музыкальное. 2004. — № 3 (15). — С. 22−26.
- Feldman, Е. В. Becoming human through art Text.: aesthetic experience in the school / E. B. Feldman. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1970. — 389 p.: il.
- Gilbert, R. Living with art Text. / R. Gilbert, W. McCarter. 2nd ed. — New York: Alfred Knopf, 1988. — 500 p.: il.
- Kimura, D. Cerebral dominance and the perception of verbal stimuli Text. / D. Kimura//Canad. J. Psychol. -1961. Vol. 15, № 3. -P. 166−171.
- Mathauser, Z. Esteticka vychova a esteticka atmosfera // Estetika. Roc. 27, c. 4.-S. 243−247 Pr., 1990
- Melik-Pashaev, A. A. Manantiales de creation: premisas del desairollo artistico del nino Text. / A. Melik Pashaev- [traducido del ruso por Ana Clavijo]. Moscu: Progreso, 1987. — 326 p.: il. — (Pequena biblioteca de education en la familia).
- Strelau, J. Temperament, personality, activity Text. / J. Strelau. London [u.a.]: Acad. Pr., 1983.-375 s.: graph, darst.
- SPSS Base 7.5 for Windows User’s Guide. Chicago, IL:
- SPSS, Inc., 1997. -SPSS Professional Statistics 7.5. Chicago, IL
- SPSS, Inc., 1997-Super, D.E. Vocational development / D.E. Super. N.Y., 1957.-391 p
- The Arts: a Way of Knowing Text. / ed. by M. Ross. Oxford: Pergamon Press, 1983. — 244p. — (Curriculum Issues in Arts Education- vol. 4).
- Музыкальные рассказы Электронный ресурс. // Путешествие в страну музыки: [музыкально-образоват. сайт]. М., 2010. — Режим доступа: http://www.muz-urok.ru.1. Анкета
- Эстетика образовательного пространства учебного заведения
- Соответствуют ли учебные помещения, бытовая среда учебного заведения вашим представлениям о красоте?
- Хочется ли Вам что-либо изменить в интерьере и атмосфере учебного заведения, и что именно?1. В интерьере1. В атмосфере
- От кого, по вашему мнению, зависит эстетическое наполнение внутреннего и окружающего пространства учебного заведения (нужное подчеркните) администрация, коллектив преподавателей, студенты, финансирование? Ваш вариант
- Как Вы думаете, что могли бы сделать студенты для повышения эстетического уровня учебной и бытовой среды учебного заведения?
- Что могли бы сделать именно вы
- БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
- Определение уровня музыкально-эстетической культуры студентов
- Изменилось ли Ваше отношение к искусству под воздействием предметов гуманитарного цикла? да нет (подчеркните)
- Какое место в Вашей жизни занимает коллекционирование (по значимости-)?• музыкальных произведений 12 345 678 910 •видеофильмов 12 345 678 910 •книг 12 345 678 910
- По сумме баллов определяется уровень сформированности эстетической культуры:1. высокий уровень 181 -2402. баллов- средний уровень 101 -180 баллов-3. низкий уровень 0−100 баллов.
- Программа курса ИСТОРИЯ МИРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
- Объем курса — 84 час., (без учета часов на консультации и зачеты)1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНпп Название темы Количество часов
- Понятие „музыкальная культура“. Сущность и структура музыкальной культуры 4
- Музыкальная культура древних эпох (первобытного общества и ранних рабовладельческих государств) 8з. Музыкальная культура западноевропейского средневековья и Возрождения 121.- Музыкальная культура XVII—XVIII вв. 18
- Музыкальная культура XIX в. 20
- Музыкальная культура XX в. 201. Итого:82 час.
- Тема № 1. ПОНЯТИЕ „МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА“. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ — 4 часа
- Сохор А. Музыка — культура — музыкальная культура // Советская музыка. — 1978. — № 3. — С. 83−86.
- Каган М.С. О месте музыки в современной культуре// Советская музыка. — 1985. — № 11. —С. 2−9.
- Тельчарова Р. Музыка и культура: /Личностный подход/. М., 1986.
- Закс Л. Музыка в контекстах духовной культуры // Критика и музыкознание. Вып. З.Л., 1987. С. 46−48.
- Ермакова Г. А. Музыка в системе культуры// Искусство в системе культуры. Л., 1987. С. 148−155.
- Музыка. Культура. Человек. Вып. 1−2. Свердловск, 1988, 1991.
- Тема № 2. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЭПОХ (ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И РАННИХ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ — 8 час.
- Музыкальная культура древнего мира. Под ред. Р. И. Грубера. М., 1937.
- Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. М., 1956.
- Античная музыкальная эстетика. М., 1960.
- Музыкальная эстетика стран Востока. М., 1967.
- Бибиков С.П. Древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта: очерк материальной и духовной культуры палеолит, человека. Киев, 1981.
- Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: В 2 кн. Изд. 2-е, перераб. Кн. 1: От античности к XVIII веку. М., 1986.
- Герцман Е.В. Музыка древней Греции и Рима. СПб., 1995.
- Музыкальные иллюстрации: музыка первобытного общества (реконструированная, северных индейцев, стран Африки), традиционная музыка Бали, Древней Персии, Древней Греции, Индии, Китая, Вьетнама, Японии.
- Тема № 3. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ —12 час.
- Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. М., 1986.
- Пэрриш К., Оул Дж. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха. Л., 1975.
- Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. Вып. 1. М., 1978.
- Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Сост. А. С. Белоненко. Л., 1979.
- Евдокимова Ю.К., Симакова Н. А. Музыка эпохи Возрождения. Cantus prius factus и работа с ним. М., 1982.
- Коннов В.Н. Нидерландские композиторы XV — XVI веков: Популяр, моногр. Л&bdquo-1984.
- Тема № 4. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА XVII- XVIII ВВ. — 18 час.
- Роллан Р. Опера в XVII веке. М., 1931.
- Скребков С.С. Русская хоровая музыка XVII — начала XVIII веков. М., 1969.
- Музыкальная эстетика Западной Европы XVII — XVIII веков. М., 1971.
- Музыкальная эстетика России XI XVIII вв. М., 1973.
- Захарова О. И. Риторика и западноевропейская музыка XVII — первой половины
- XVIII века: Принципы, приемы. М., 1983.
- Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: В 2 кн. Изд. 2-е, перераб. Кн. 1: От античности к XVIII веку. Кн. 2: От Баха к Моцарту. М., 1986.
- Тема № 5. „МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА XIX В. — 20 час.
- Деление музыкальной культуры XIX в. на музыкальную культуру 1-ой и 2-ой половины
- Соллертинский И.И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика // Соллертинский И. И. Исторические этюды. Изд. 2-е. Л., 1963. — С. 90−113.
- Музыкальная эстетика Франции XIX века: Сб. М., 1974.
- Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в „Тристане“ Вагнера. 4. Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. I. М., 1975.
- Музыкальная эстетика Германии XIX века: Сб. пер. В 2 т. М., 1981−1982.
- Абрамовский Г. К. Русская опера первой трети XIX века.М., 1971.
- Щелкунчик“, „Лебединое озеро“, „Спящая красавица“, „Пиковая дама“, „Евгений Онегин“ П. Чайковского.
- Тема № 6. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА XX в. 20 час.
- Друскин М.С. О западноевропейской музыке XX в. 1973.
- Музыка XX века. Очерки. В 2-х частях, 5 книгах. М., 1976−1987.
- Асафьев Б.В. О музыке XX века. Пояснения и прим. К прогр. Симфонических и камерных концертов.
- Конен В.Д. Третий пласт. Новые массивные жанры в музыке XX в. М. 1994.
- Овчинников Е.В. Джаз как явление музыкального искусства. К истории вопроса. М., 1984.
- Овчинников Е.В. Рок-музыка. История. Стили. 1,1985.
- Денисов Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М., 1986.
- Цикл лекций-концертов по курсу „История мировой музыкальной культуры“ для студентов II- III курсов БелГУ1. Музыка эпохи Ренессанса
- Дж.Палестрина, Ор. Ласса, Г. Качини, Ан. Габриэли, Эм де Кавалбери.
- Эпоха Барокко и ее выдающиеся представители в жанре музыки:
- Г. Персел, А. Скарлатти, Д. Скарлатти, А. Вивальди, Т. Алтбинони, Г. телеман, И. С. Бах, Г. Гендель, Д. Перголези.
- Классицизм — основа музыкальных форм и традиций. Ранний классицизм:
- Дж. Саммартини, Д. Боккерини, Х.Глюк.
- Основные представители: И. Гайдн, В. Моцарт, Л.Бетхховен.
- Композиторы-романтики. Основные национальные школы эпохи Романтизма.
- И.Брамс, Ф. Шопен, Ф. Шуберт, Ф. Лист, Д. Верди, Д. Россини, К. Вебер, Р. Шуман, Э. Григ, Г. Берлиоз, И.Штраус.
- Музыкальные течения XX века и их представители:
- Р.Штраус, Г. малер, Р. Вагнер, К. Дебюси, Я. Сибелиус, И. Стравинский, М. Равель, Б. Барток, Дж. Гершвин, К. Орф, К.Вайль.
- Русская музыкальная культура: история и ее развитие.
- М.Глинка, П. Чайквский, А. Бородин, А. Лядов, композиторы „Могучей кучки“. С. Рахманинов, А. Скрябин — русско-советский период.
- Выдающиеся советские композиторы: С. Прокофьев, Д. Шостокович, А. Хачатурян, А. Глиер, А.Шнитке.8. Жанры в музыке.
- Музыкальное путешествие по странам и континентам.
- Русские народные инструменты — история возникновения и их развитие.11. Русская хоровая музыка.
- Духовой оркестр — возникновение, роль и традиции.
- История вознкновения и развития джаза.
- Песня — как зеркало общественных и социально-политических процессов в обществе.
- Этническая музыкальная культура народов мира.
- В тематике цикла лекций-концертов возможны изменения, связанные с особыми датами в эюизни общества или юбилеями.
- Центр музыкально-эстетического воспитания БелГУ, Лев Арштейн.
- Цикл лекций-концертов по курсу „История мировой музыкальной культуры“ для студентов II- III курсов БелГУ1. Музыка эпохи Ренессанса
- Дж.Палестрина, Ор. Ласса, Г. Качини, Ан. Габриэли, Эм де Кавалбери.
- Эпоха Барокко и ее выдающиеся представители в жанре музыки: Г. Персел, А. Скарлатти, Д. Скарлатти, А. Вивальди, Т. Алтбинони, Г. телеман, И. С. Бах, Г. Гендель, Д. Перголези.
- Классицизм — основа музыкальных форм и традиций. Ранний классицизм:
- Дж. Саммартини, Д. Боккерини, Х.Глюк.
- Основные представители: И. Гайдн, В. Моцарт, Л.Бетхховен.
- Композиторы-романтики. Основные национальные школы эпохи Романтизма.
- И.Брамс, Ф. Шопен, Ф. Шуберт, Ф. Лист, Д. Верди, Д. Россини, К. Вебер, Р. Шуман, Э. Григ, Г. Берлиоз, И.Штраус.
- Музыкальные течения XX века и их представители:
- Р.Штраус, Г. малер, Р. Вагнер, К. Дебюси, Я. Сибелиус, И. Стравинский, М. Равель, Б. Барток, Дж. Гершвин, К. Орф, К.Вайль.
- Русская музыкальная культура: история и ее развитие.
- М.Глинка, П. Чайквский, А. Бородин, А. Лядов, композиторы „Могучей кучки“. С. Рахманинов, А. Скрябин — русско-советский период.
- Выдающиеся советские композиторы: С. Прокофьев, Д. Шостокович, А. Хачатурян, А. Глиер, А.Шнитке.8. Жанры в музыке.
- Музыкальное путешествие по странам и континентам.
- Русские народные инструменты — история возникновения и их развитие.11. Русская хоровая музыка.
- Духовой оркестр — возникновение, роль и традиции.
- История вознкновения и развития джаза.
- Песня — как зеркало общественных и социально-политических процессов в обществе.
- Этническая музыкальная культура народов мира.
- В тематике цикла лекций-концертов возможны изменения, связанные с особыми датами в жизни общества или юбилеями.
- Центр музыкально-эстетического воспитания БелГУ, Лев Арштейн.1. Цикл I.
- Обзорная лекция „История мировой музыкальной культуры“.
- Музыкальная Европа — основа мировой музыкальной культуры.
- Средние века. Ренессанс. Юарокко.4.Классицизм.
- Романтизм и расцвет национальных музыкальных школ: а) Полыпа, б) Венгрия, в) Германия, г) Франция, д) Чехия, е) Испания, Норвегия, ж) Россия.6. Русская музыка 18−19 вв.
- Русская музыка конца XIX- начала XX вв.
- Европейская музыка конца XIX- начала XX вв.
- Музыкальная культура второй полвины XX начала XXI века.
- Русские народные инструменты (история возникновения и развития)1. Русская этническая вокальная и инструментальная музыка. Цикл II1. Композитор и общество.
- Человеческий голос — первый музыкальный инструмент.
- История развития музыкальных инструментов: струнных, духовых, ударных, клавишных (периоды с 1100 до 1750 гг. и с 1750 г. до наших дней)
- Ансамбли и оркестры — эволюция становления и развития.
- Жанры профессиональной музыки: вокальной, инструментальной, полифонической, гомофонной.
- Этническая музыка — основа профессиональной музыкальной культуры. Музыкальная культура народов мира.
- Программная музыка: вокальная и инструментальная.8. Сказка в музыке.
- Опера: истоки, история развития, шедевры оперного искусства.
- Балет: истоки, история развития, шедевры балетного искусства
- История формирования и развития джаза.
- Симфоническая и камерная музыка — истоки, история развития, шедевры симфонической музыки.1. Цикл III
- Обзорная лекция: „Музыкальные континенты (о вкладе каждого из них в сокровищницу мировой музыкальной культуры)
- Музыкальное искусство Америки.
- История возникновения и развития Латино-американского музыкального искусства
- Музыкальное искусство Дальнего Востока: Китай, Индия, Япония.
- Музыкальное искусство Африки.
- Ближний Восток и его музыкальная культура.
- Европейская музыкальная культура — ее многогранность, разнообразие, воздействие на мировую музыкальную культуру.
- Элементы взаимопроникновения, обогащения и интеграции различных культур.
- Давайте обсудим на занятиях.1. Музыка в современном мире
- Музыка способна оказывать<.воздействие на эстетическую сторону души. <. .> Она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи“ Аристотель
- Цель музыки трогать сердца» И.С. Бах
- Музыка, какая бы она ни была, это великое, что создал человек за все свое существование. В нашем современном мире есть очень много музыкальных жанров, видов музыкального искусства. Музыкальная классика вдохновила меня на эту статью.
- Я не призываю всех бросить наушники с «моднячей» или «ультрамодной» музыкой, а хочу рассказать о том, что нравится мне. Музыкальный мир столь сложен, необычен и красив, что каждое произведение должно найти слушателя.
- Или взять, например, джаз. Там выступают импровизаторы и виртуозы. Они играют, так как будто с нами общаются или шутят.
- В отличие от классики, модные песни (попса) имеют одно свойство они с такой же быстротой как появляются, так и исчезают.
- А главное, конечно, если нравится классика, или эстрадные полуфабрикаты, или современные композиторы надо знать: — в музыке должен быть смысл-- она должна быть красивой-- вы должны получать от нее удовольствие.1. Алексей Бур дин1. Хочу сказать.
- Мнения студентов, высказанные после занятий
- План занятия в клубе искусств «Муза»
- Тема: Музыка массовых жанров в 80 90-е гг (4 часа)
- Сообщение преподавателя: От бард-рока до рок-андеграунда: трудности пути.
- Сообщения студентов (с прослушиванием музыкальных отрывков):
- Арт-рок и его представители. Творчество групп «Автограф» и «Москва».
- Хард-рок и хэви-метал. Творчество групп «99%», «Черный кофе», «Ария», «Круиз», «Мастер».
- Авангард-рок и его представители. Творчество групп «Странные Игры», «Популярная Механика», «Вежливый Отказ», «Ночной Проспект», «Центр».
- Регионализация рока. Формирование андерграунда. Панк-рок. Творчество групп «Гражданская Оборона», «БОМЖ», «Путти», Яны Дягилевой. Фолк-рок. Творчество группы «Калинов Мост». Ритм-энд-блюз. Творчество группы «Принцип Неопределенности».
- Эстрадная музыка: «электро-поп» как эквивалент «евро-диско». Творчество групп «Мираж», «Ласковый Май», «Твой День».
- Танцевальная музыка и ее разновидности.
- Брит-поп как результат коммерциализации рок-музыки. Творчество Земфиры, групп «Мумий Тролль», «Мультбшьмы», «Сплин», «Би-2», «Океан Ельзи».
- Пути развития отечественного рок-андерграунда.