Антрополого-гуманистические основания образовательного процесса в начальной школе на рубеже ХIХ-ХХ веков
Диссертация
Школа не должна вынуждать ребенка, прибегая к давлению авторитета, к выполнению известных задач, которые сами по себе не интересны, и от которых его внимание отвращается, как только исчезает внешнее давление. Но, с другой стороны, не может быть задачей школы окружить всю деятельность, требующую от ребенка, и весь процесс обучения ореолом искусственной занимательности, искусственно вызывать к ним… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТРОПОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 1. Социально-философские предпосылки актуализации антропологического течения на рубеже XIX — XX веков
- 2. Ведущие тенденции развития антропологического течения в конце XIX — начале XX вв
- 3. Антрополого-гуманистические основы образовательного процесса в начальной школе изучаемого периода
- ГЛАВА II. СИСТЕМА АНТРОПОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ НА РУБЕЖЕ XIX — XX ВЕКОВ
- 1. Технологии образовательного процесса в начальной школе изучаемого периода
- 2. Личностно-профессиональные качества учителя в системе антропологогуманистического образования младших школьников
- 3. Идеи антрополого-гуманистического подхода в практике современной начальной школы
Список литературы
- Актуальные проблемы профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного и начального образования: Тезисы докладов преподавателей и студентов на научно-практической конференции. — М., 1999. -220с.
- Антропологический подход в начальном образовании: Материалы региональной научно-практической конференции. Оренбург, 1999. -154с.
- Антропологический подход в образовании: Методологические аспекты: Материалы межвузовской научной конференции. Оренбург, 1998. -190с.
- Амонашвили Ш. А Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспфиментально-педагогическое исследование. М: Педагогика, 1984. — 296с.
- Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет. — М: Педагогика, 1986.- 176с.
- Амонашвили ША Единство цели: Пособие для учителя. М: Просвещение, 1987. — 206с.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. 2-е изд. — М: Просвещение, 1988.-207с.
- Амонашвили ША Как живете, дети?: Пособие для учителя.-М: Просвещение, 1986. -174с.
- Амонашвили ША Обучение. Оценка Отметка-М: Знание, 1980. -96с.
- Амонашвили ША Созидая человека. М: Знание., 1982. — 95с.
- Амонашвили ША школа без отметок? //Комсомольская правда. -1984. -15 августа.
- Амонашвили ША Личносгно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское, 1990. 560 с.
- Анастасиев, А Религиозно-нравственное воспитание в начальной школе. СПб, 1911.-64 с.
- Андреева В.В. Особенности деятельности классного руководителя в гуманистической воспитательной системе школы. М., 1992.-181 с.
- Антология педагогической мысли России второй половины ХЕК начала XX вв. /Сост. ПА Лебедев. — М.: Педагогика, 1990.-608с.
- Антропологический принцип. Современньгй философский словарь. Москва, Бишкек, Екатеринбург, 1996. -550с.
- Арямов ИА Рефлексология и педагогика. М.: Работник просвещения, 1925. — 64с.
- Арямов ИА Учение КГШавлова и вопросы педагогикиУ/Советская педагогика, 1954, № 1,с27−37.
- Асмолов АГ. Психология личности. М: Изд-во МГУ, 1990. -367с.
- Асмус В.Ф. Экзестенциальная философия: ее замыслы и результаты (ЛШестов как ее адепт и критик) У/Человек и его быгие как проблема современной философии. М., 1978.
- Бабаева АХ. Гуманистическая направленность под готовки будущего учителя к воспитательной работе с младшими школьниками. Дис. канд.пед.наук. Чарджоу, 1992−194с.
- Бабанский КЖ. Об управлении процессом воспитательного воздейсгвияУ/Советская педагогика. -1971. № 8. — СЗЗ-41.
- Бабанский ЮК., Победоносцев ТА Комплексньгй подход в воспитании школьников. -М.: Педагогика, 1980. 80с.
- Бакулин B.C. Социально-философская антропология. М, 1994.-240 с.
- Бакунин МА Избранные педагогические сочинения. М, 1919. — 490с.
- Бакунин МА Письма к Г. НВьгборовуУ/Вестник Европы, 1913, с.76−77.
- Балталон Ц Об экзаменах в четырех годичной начальной школеУ/Вопросы и нужды учительства Вьгп. УЛ.-М, 1910.
- Бердяев К, А Истоки и смысл русского коммунизма М, 1990. -224 с.
- Бердяев НА Самопознание. Опыт философской автобиографии.-М: Мысль, 1991. — 318с.
- Бердяев К, А Судьба России. М: Советский писатель, 1990. — 352с.
- Бердяев НА Человек и машинаУ/Вопросы философии. -1989. № 2.
- Бердяев НА. Человек. Микрокосм и макрокосмУ/Феномен человека Антропология. М, 1993.-340с.
- Бердяев НА Философская истина и интеллигентская правда//Вехи. Свердловск. -1991.
- Бердяев НА Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж, ИМКА пресс, сор.1952. — 246с.
- Бехтерев В.Н. Бессмертие человеческой личности с научной точки зренияУ/Вестник знания, 1918.
- Бехтерев ВМ Вопросы воспитания в возрасте первого детства СПб., 1909. — 39 с.
- Бехтерев ВМ. Вопросы общественного воспитания. М.: Изд-во психоневралгического ин-та, 1910.-41с.
- Бехтерев ВМ. Коллективная рефлексология. -Пг.: Колос, 1921.-432с.
- Бехтерев ВМ Общие основы рефлексологии человека. 4-е изд. М: ГИЗ, 1928. — 544с.
- Библиографический отделУ/Русская мысль, 1906, № 8, с209.
- Бим-Бад БМ Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования. М., 1994. -112с.
- Блонский ПП Избранные педагогические произведения. М: Изд-во АПН РСФСР, 1961. -695с.
- Блонский ПП Как обеспечить будущим учителям знание возрастных особенностей де-тейУ/Педагогическое образование. -1934. № 6. — С.40−44.
- Блонский ПП Педагогика прогресса человечносгиУ/ Вестник воспитания. № 9. -1914.
- Блонский ГШ. Трудовая школа 4,1−2. -М: Лит.изд.отд.Наркомпроса, 1919.4.1. -114 е., 4.2.-62 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. — 464с.
- Бондаревская ЕВ. Ценностные основания личностно-ориешированного юспита-нияУ/Педагогика. -1995. № 4. — С. 15−23.
- Буева Л. П Человек: деятельность и общение. М, 1978. — 216 с.
- Булгаков С. От материализма к идеализму. СПб., 1903.
- Булгаков С, Религия человекобожесгва у ЛФейербаха М, 1906.
- Булгаков С. Свет вечерний. СПб., 1905.
- Бунаков НФ. В школе и дома: Книга для классного чтения. 4.1. СПб., 1886. — 63 е.- 4.2. -СПб., 1886.-102 с.
- Бунаков НФ. Избранные педагогические сочинения. М.: АПН РСФСР, 1953.-453с.
- Бунаков Н.Ф. Как я стал и перестал быть учителем учителей. СПб., 1906. -157 с. у-
- Бунаков НФ. О методе в дидактическом знанииУ/Педашгический листок. -1867. № 7. -С28−31.
- Бунаков НФ. Очерки школьного дела в РсюсииУ/Русский начальный учитель. -1885. № 4. -С232−248.
- Бунаков Н.Ф. Род ной язык как предмет обучения в народной школе с 3-х годичным курсом.-СПб, 1875.-135 с.
- Бунаков Н.Ф. Школьное дело. СПб, 1875.-435 с.
- Вахтеров ВП Всеобщее обучение. М.: Тип. ИД Сытина — 216с.
- Вахтеров ВП Всенародное школьное и внешкольное образование. М.: Изд. т-ва НДСьпина, 1917.-208с.
- Вахтеров В.П. Заметки о преподавании русского языка на I ступениУ/Русская школа1899. № 2. — С. 198−216- № 3. — С. 198−206- № 4. — С. 182−188- № 5−6. — С208−254- № 7−8. -С279−295.
- Вахтеров ВП Избранные педагогические сочиненияУСосг. Л. НЛитвин, НТБртаева -М.: Педагогика, 1987. 400 с.
- Вахтеров В.П. К вопросу о всеобщем обученииУ/Вестник воспитания. М, 1897. — № 1. -С.1−28.
- Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. Т. 1. М.: Изд. т-ва ПДСытина, 1907. -181с.
- Вахтеров ВП Об американском мегодеУ/Сб.: Первые шаги обучения. -М, 1925. -С.97−126.
- Вахтеров В.П. Спорные вопросы образования. -М.: Тип. т-ва И. ДСытина, 1907. 75с.
- Вентцель К.Н. Борьба за свободную школу. М, 1906. — 292.
- Вентцель К.Н. Деятепьн<�хтьучителяУ/Ск^днсе воспитание.- 1907−1908.-№ 3.-С.1−10.
- Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления. //Свободное воспитание. -1908−1909. № 8. — С. 1−28, № 9. — С. 19−44.
- Вентцель К.Н. Как бороться с проступками и недостатками детейУ/Свободное воспитание. -1907−1908.-№ 4.-С.1−16.
- Венщель К.Н. Как создать свободную школуУДом свободного ребенка М.: Тип. ИНКушнеревиК0,1908.-62 с.
- Вентцель K. R Культура и воспитание. //Свободное воспитание. -1907−1908. № 7. — с.61.
- Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. Изд. 2-е. М.: Земля и фабрики, 1923, — 151с.
- Вентцель К.Н. Педагог будущего/Свободного воспитания. -1907−1908. № 2. — С. 1 -6.
- Вентцель К. К Принцип авторитета и его значение в жизни и воспитании. М., 1909.-44 с.
- Вентцель K. R Роль произюдительного труд, а в школе будущего.// Свободное воспитание. -1907−1908.-№ 1.-С.43−52.
- Вентцель К. Н Свободное воспитание и семьяУ/Свободное воспитание. -1923- № 1. -С.3545.
- Вентцель К. Н Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. 3-е изд. — М.: Практические знания, 1919. -125с.
- Вентцель К. Н Цепи невидимого рабства-М.: Посредник, 1906. -11с.
- Вентцель КН. Школа и государство /Освобождение школы от государства и права ребенка/.-М, 1917.-8с.
- Вентцель КН. Этика и педагогика творческой личности. Проблема нравственности и воспитания в свете теории свободного гармоничного развития жизни и создания.-Т.1.-П-М.: К. НТихомиров, 1911−1912.-664с.
- Вопросы семейной педагогики. Брянск, 1993.
- Воспоминания учителя яснополянской школьтУ/Свободнш воспитание.-1912−1913.-№ 5. -С.97−100.
- Всеобщее обучение и земство. СПб., 1910.— 190 с.
- Гессен С. Н основы педагогики. Берлин: Слово. -1923.—418с.
- Горбунов-Посадов ИМ. Открытое письмо основателям «Международной лиги Рационального воспитания детей"У/Свободное воспитание, 1907//08, № 10.
- Гранкин А.Ю. Проблемы семейного воспитания в русской демократической педагогике конца XIX начала XX вв. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. доктора пед. наук. — Пятигорск, 1996.-32с.
- Гуманизация в образовании: исторический и современный аспект. Материалы межвузовской научно-практической конференции аспирантов/Под ред. ДДБоронцова С.-П, 1996.-110 с.
- Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации (конец XIX 90-е гг. XX вв.). Тезисы докладов и высгупленийУПод ред. ЗМРавкина — М, 1998. — 280 с.
- Гуманистический характер отношений учителей и учащихся в советской общеобразовательной школе: Сб. статей. -Тамбов, 1975. 128с.
- Гуревич AJL Историческая наука и историческая антропологияУ/Вопросы философии, 1988,№ 1, с.67−73.
- Гусев Н.Н. Толстой в его педагогических высказываниях М, 1928. — 234с.
- Данштьченко МГ. ПЛБлонский. О школе и учителя. М.: Знание, 1979. — 96с.
- Данильченко МГ. Педагогические взгляды ППБлонского. М, 1974. — 325с.
- Джакполадян B.C. В.ПВахтеров видный деятель дореволюционной начальной школы. Автореф. дисс. насоиск.уч.сгеп.канд.пед.наук -М., 1954.- 19с.
- Егоров С.Ф. Развитие педагогической теории в России конца ХЗХ начала XX вв. //Советская педагогика, 1982, № 6, с.90−96.
- Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века М., 1987, с. 136 140.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М, 1990. -169 с.
- Закон Российской Федерации об образованииУ/Учительская газета -1992. 4 августа -С.10−15.
- Зеньковский ВБ. История русской философии.
- Зеньковский ВБ. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993. — 223с.
- Зинченко ВИ, Моргунов ЕБ. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М: Привела, 1994. -333 с.
- Звягинцев Е, А Земство и народная школа//Вестник воспитания. -1914.-№ 1.-С.5−28.
- Звягинцев Е. А. Из отчетов и обзоров состояния народного образования. // Вестник воспитания,-1914.-№ 7.-С.102−103.
- Звягинцев Е, А Обязательность начального обучения. Доклад комиссии по всеобщему обучению, состоящей при московском обществе грамогностиУ/Вестник воспитания. -1910.-№ 2.-СЗЗ-60.
- Ивонинская ЛА Проблемы народного образования в Советской России: по материалам периодической печати. Авгореф. дисс. на соиск. уч. степ.канд. истар. наук. Л., 1980. -16с.
- Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия для учащихся старших классовУПод ред. А. Ф. Малышевского.- М, 1993- 300с.
- Из опыта работы. М.: Просвещение, 1988. -224с.
- Ильин ИА Идея личности в учении Штернера. Опыт по истории ш-щивидуализ-маУ/Вопросы философии и психологии.-М, 1911.
- Ильин ИА О сущности правосознания. Соч. в 2-х т. М., 1993.
- Ильин ИА Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В 2-х тт. -СПб., 1994.
- Ильин EJHL Искусство общения. М.: Педагогика, 1982. -112с.
- Ильин EJHL Путь к учебнику: Раздумья учителя-словесника: Книга для учителя: К вопросу о современной программе начальной народной школыУ/Вестник воспитания. -1896. № 4.-С.40−62.
- Иовский A.A. Что есть наука?//Весгник естественных наук и медицина, 1831, № 3, с.233−234.
- К предстоящему рассмотрению в Государственном Совете законопроекта о начальном обучении.-М., 1912.
- Каптерев ПФ. Дидактические очерки. Теория образования. Изд. 2-е. Прг.: Земля, 1915.-434с.
- Каптерев ПФ. Избранные педагогические сочиненияУПод редАМАрсеньева. М.: Педагогика, 1982.-704с.
- Каптерев ПФ. История русской педагогики. Изд. 2-е, пересмотренное и доп-ое. Пг.: Тип. В. БезобразовиК°, 1915.-746с.
- Каптерев ПФ. Новая русская педагогика, ее главнейшие идеи, направления и деятели. -СПб.: Земля, 1914.-212с.
- Каптерев ПФ. О педагогическом образованииУПедагогическая мысль. -1921. № 5−8. -С.1−12.
- Каптерев ПФ. О школьном самоуправлении и школьной дисциплине. //Педагогическая мысль. -1921. № 1 -4 — С. 19−21.
- Каптерев ПФ. Педагогика и политикнУ/Свободная мысль. -1992. № 8. — С.58−60.
- Каптерев ПФ. Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц. СПб.: Тип. АМКотомина, 1877. — VIII, 631 с.
- Каптерев ПФ. Педагогическая психология. Изд. 2-е, перераб. Ч. 1. — СПб.: Губернская тип, 1883.-IV, 429 с.
- Каптерев П.Ф. Современные задачи народного обучения в России. -1913. 80с.
- Каптерев ПФ., Музыченко А. Ф. Современные педагогические течения. М: Польза, 1913.-220с.
- Капустин НП, Пронина НГ. Адаптивная школа это путь к успеху каждого. М, 1999. -76с.
- Кеберле HB. Развитие идеи свободного воспитания в России: (ЛНТолстой, КНВентцель): Дисс. на соиск.учен.степ.канд.пед.наук: 13.00.01. СПб, 1995. — 192с.
- Клюжев ПС. О подготовке учителей и учительниц начальных школ. М, 1911. —47 с.
- Клюжев ПС. О реформе учитеитьских институтовУ/Русская школа-1912. -№ 3.-С.51−75.
- Козлов И. Ф, Коротов ВМ, Лихачев Б. Т, Гордин ЛЮ. Методика воспитательного процесса-М.: Просвещение, 1969.-336с.
- Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М.: ИИ 1 и МИОРАО, 1993.- 135с.
- Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М: ИТПиМИОРАО, 1994. — 265с.
- Королев Ф.Ф., Корнейчик Т.Д, Равкин З. И. Очерки по истории советской школы и педагогики (1921−1931 гг. уПод ред. Ф. ФХоролева, В. З. Смирнова. М: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-508с.
- Королев Ф.Ф., Раскин ЛЕ. Воспитательные задачи советской школы. -3−5 изд.-М.: Молодая Гвардия, 1930. -240с.
- Коспок Г. С. О взаимоотношении воспитания и развития ребенка//Советская педагогика-1956.-№ 12.-С.60−74.13 7. Кропоткин ПА Сборник статей. М, 1972. -194с.
- Кропоткин ПА Современная наука и анархия. М, Г921.- 167с.
- Кузьмин ПМ. К вопросу о педагогических идеях ПФ.КаттгереваУ/Советская педагогика-1940,-№ 4−5. -С. 142−145.
- Куликова СБ. Гуманистическая направленность педагогической мысли и учебных заведений нового типа в России конгтд XIX начала XX вв.: Дисс. на со-искучен.степ.канд.пед.наук: 13.00.01. — Волгоград, 1996.- 199с.
- Лай В, А школа действия. -Пг.: Газета «Школа и жизнь», 1920.—158с.
- Лебедев ПА Педагогические идеи и общественная деятельность ПФКаптерева в области первоначального воспитания. //Дошкольное воспитание. -1974. № 8.-С.90−97.
- Лебедев ПА Педагогическое наследие ПФ. КагггереваУ/Начальная школа -1974. № 7.-С.70−74.
- Лебедев ПА Психолого-педагогическое наследие ПФКаптерева (Жизнь и деятельность: аналитико-биографический и библиографический обзор). М, 1998. -144 с.
- Левитин С А. Трудовая школа Т. 1.-2 изд.-М, Наркомпрос, 1919.- 140с.
- Левшин Л А. О природе воспитанияУ/Вопросы философии. -1968. № 6. — С. 15−23.
- Лесгафг ПФ. Семейное воспитание ребенка и его значение. М: Педагогика, 1991.176 с. /Библиотека учителя и воспитателя: страницы истории педагогической мысли/.
- Лесгафг ПФ. Собр.пед.соч. Т.З. -М., 1956.-384 с.
- Леукин БД Равкин З. И., Степанов А. В. Некоторые вопросы развития и воспитания де-тейУ/Советская педагогика, 1965, № 3, с.129−136.
- Лихачев Б.Т. Личность ребенка в воспитательном процессеУ/Советская педагогика, 1979, № 3,с.61−68.V
- Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979. -168с.
- Лосский ПО. Характер русского народа В 2-х кн. Репринтное воспроизведение издания 1957.-М:Ключ, 1990./Кн. 1−64е.-Кн.П -95сУ.
- Львов М.О. Проблемный анализ учебников начальной русской школы (XIX-XX вв.)У/Поиск, экспертиза, выбор.-1992. -№ 2−3.-С.4−12.
- Лысенкова С Л Когда легко учиться: Из опыта работы учителя начальных классов школы № 587 гМосквы.-М, 1985. -175 с.
- Лысенкова С. К Методом опрежающего обучения: Книга для учителя: Из опыта работы.-М.: Просвещение, 1988.- 192с.
- Лысенкова С Л Творческие поиски учителей Москвы. Опорные схемы и повышение эффективности обучения: Методические рекомендации. М, 1972. — 47 с.
- Лысенкова С Л Цена и цель педагогического новаторства// Вожатый. -1989. № 9. -С.8−13.
- Макарова ПА. Начальная школа в период между двумя революциями (1905−1907 гг. и февральской революцией 1917 г.).-М, 1953.-280 с.
- Мамардашвили MJC. Как я понимаю философию. Сб.-М.: Прогресс, 1990. — 365с.
- Мамонтов Я. Хрестоматия современных педагогических течений. Екатеринослав: Госиздат, 1924.-545с.
- Марцинковская Т. Д История детской психологии: Учебник для сгуд. пед. вузов. М.: Гуманит.изд.центр Владею, 1998. -272с.
- Махмудов ГМ. Основные вопросы детской и педагогической психологии в трудах ПФ.Каптерева// Вопросы психологии. -1978. № 2. -С. 150−156.
- Махмудов ГМ. Экспериментальная педагогика в России в конце XIX начале XX вв. (до Великой октябрьской соц. Революции): Автореф. дисс. на соиск. уч. степ.канд.пед. наук.-М., 1968.- 16с.
- Международное тайное общество освобождения человечества В кн.: Революционная ситуация в Рдссии в 1859—1861 гт.-М., 1974.-430с.
- Меньшикова ЕА Идеи и проблемы земской и городской начальных школ России в свете актуальных задач современного образования: Автореф. на со-иск.уч.степ.канд.пед.наук. —М, 1995.—21с.
- Наша школаУ/Педагогический листок. -1904. № 2. — С. 120−125.
- Народное образование. -1993. № 1.
- Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания (вторая половина XIX 90-е гг. XX вв.)УПод ред. З. ИРавкина — М: ИТПиО РАО, 1997. — 412с.
- Национальные ценности образования: история и современностьУПод ред. З. ИРавкина -М.: ИТПиО РАО, 1996.-295с.
- Нечаев АЛ Очерк психологии для воспитателей и учителей. 5 изд. П: Тип. ППСойкина, 1915.—343с.
- Нечаев АЛ Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. 3-е изд. Пг., 1917. — 284с.
- Оболенский ЛЕ. Новости педологииУ/Воспитание и обучение, 1900, № 8, с. 16−37- № 9, с. 1−24.
- Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья. Саранск, 1994.
- Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце XIX начале XX вв. Сб. трудов УПод редХ Л Салимовой. — М., 1980. -164 с.
- Ососков АБ. Начальное образование в дореволюционной России (1861 -1917 гг.) Учительское пособие для пед. ин-тов.-М: Просвещение, 1982. 208с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (конец XIX начало XX вв.)УПод ред.Э.ДДнепрова, С. Ф. Егорова и др. — М., 1991. -448с.
- Педагогика наших днейУСосг. ВЛБедерханова. Краснодар: Книжное изд-во, 1989. -416с.
- Педагогика и педология. Сб.сг. СПб., 1904.
- Педагогика российского зарубежья. ХрестоматияУСост. ЕГ. и О. Е. Осовские. М, 1996.4
- Педагогическая антропология: Учебное пособие/Авт.-сосг. Б.М.Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 1998.-576с.
- Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Монография/Под ред. ТШЛамовой и ГШЛретьякова- Москва-Тюмень, 1994. 277с.
- Педагогическая энциклопедия. /Под редАТ. Калашникова М: Работник просвещения, 1927.-Т.1.-1158 с.
- Педагогическая энциклопедия в 4 тУПод ред. ИАКаирова М: Советская энциклопедия, 1964−1968.
- Педагогический поискУСосг. ИНБаженова 3-е изд. с исправ. и доп. М: Педагогика, 1989.-560с.
- Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы: Книга для учителяУСост. П. В. Алексеев. М: Просвещение, 1993.-288с.
- Педагогическое образование: опыт, проблемы, перспективы. Сб. научных трудов/Под ред.ВБ.Новичкова -М: АПН СССР, 1989. 106с.
- Петров МИ ПФ-Каптерев теоретик семейного воспитания. //Вопросы истории педагогики. — Томск. -1976. — С. 151 -166.
- Пинкевич А. П Основные проблемы современной школы. Шесть лекций по педагогике.-П.: Прибой, 1924.- 109с.
- План занятий в народной школеУ/Педагогический листок. -1896. № 2. — С.40−62.
- Плеханов Е, А Антропологический принцип в русской философии и педагогике XIX века//Живые педагогические идеи. Владимир. -1996. — С.6−26.
- Победоносцев КП Ученые и учитель.-М, 1901.-С.45.
- Познанский Н.Ф. Материалистическое понимание наследственности, среды и воспитания в развитии и формировании человекаУ/Советская педагогика. -1949. № 1. — С.32−40.V
- Проект программ дпя одноклассных начальных училищ ведомства Министерства народного просвещенияУ/Педагогич^кий вестник Московского учебного округа. -1913. № 4−5.-С.38−51.
- Пряников Г. Д Родник юных талантов: Проблемы педагогики одаренных детей. М.: Новая школа, 1995. — 136с.
- Пряникова ВГ. Антрюполого-гуманисгическое направление в отечественной пед агогике (20 -30-е годы XX века) У/Педагогака -1995. № 2. -С25−32.
- Пряникова ВГ., ЗМРавкин История образования и пед агогической мысли: Учебник-справочник. -М: Новая школа, 1994.-96с.
- Равкин З.И. Вопросы изучения всемирного историко-педагогического процес-саУ/Советская педагогика, 1986, № 5.
- Равкин З.И. Современные проблемы историко-пед агогических исследова-нийУ/Педагогика. —1994. № 1.
- Рогачева А.И. Класс в воспитательной системе школы В.АКараковскогоУ/Школьный класс: проблемы и решения. Научно-методический сборникУПод ред. НЛ.Селивановой. -М., с. 32.
- Розанов ВБ. Опавшие листья. В кн.: Сумерки просвещения. /Сеют. В.КЩербаков. -М.: Педагогика, 1990. 624с.
- Розанов ВБ. Сумерки просвещенияУСосг. В. Н. Щербаков. М.: Педагогика, 1990. -624с.
- Российское образование: история и современносгьУ/Монография. /Под ред. С. Ф. Егорова.-М, 1994.-253 с.
- Рубинштейн ММ. История педагогических идей в ее основных чертах. М.: тип. ИИванова, 1916. -267с.
- Рубинштейн ММ Общественное или семейное воспитание. М: задруга, 1916.- 120с.
- Рубинштейн ММ Проблема учителя. М-Я: Москакц. изд-во, 1927. -175с.
- Русская идея. /Сост. И авт. Всгуп.ст. МАМаслин. М.: Республика, 1992. — 496с.
- Русский начальный учитель. Ежемес. ж-л, издаваемый В Латышевым. СПб., 18 811 911.
- Русская школа за рубежом. Прага, 1923, — 120с.
- Сикорский ИА Психологические основы воспитания. Киев, 1905. — 28с.
- Сластенин В А, Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя/Советская педагогика -1990. № 7. — С.82−88.
- Сластенин В, А Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М: Просвещение, 1976. — 160с.
- Слепухов НИ Проблема умственного воспитания школьников в педагогическом наследии ГШБлонского. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ.канд. пед. наук. Киев, 1981.— 24с.
- Смельская Л К вопросу о работоспособности учителяУ/Педагогический листок. -1905. -№ 5.-С.334−338.
- Снегов Н Нагляднее обучение в теории и практике русской начальной школы второй половины XIX начала XX вв. Диссертация на соиск.уч.степ.канд.пед.наук. —Л., 1954.
- Современная наука- Познание человека/Отв.ред. КНСмирнов. М, 1989. — 204 с.
- Современная школа проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. Тезисьг докладов и выступлений. В 2-х ч. Ч. 1. /Редкол: ЯЙНовикова (отв.ред) и др. -М.: изд. ИТП и МИО РАО, 1993. 145с.
- Соловьев В. СБизаншнизм и Россия. Собр.соч.: в 10 т. Т.7. СПб., 1912.
- Соловьев B.C. Философия всеединства Собр.соч.: в 10 т. Т.1. -СПб., 1912.
- Сорокин ПА Человек Цивилизация. Общество. /Обгц.ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. М, 1992. — 543 с.
- Стеклов ME. Русские педагоги: Учебное пособие для высш.пед.учеб.заведений. М., 1997.-221с.
- Стеклов М.Е. Четыре портрета: РАРачинский, В. ПБахтеров, ХДАлчевская, К. ПВентцель /Педагоги конца XIX- начала XX вв.: Учебное пособие для учителей, студентов и аспирантов педвузов/- М.,-1995.
- Суворова О.С. Человек: душа и тело, смерть и бессмертие. Поиски решения проблемыв истории культуры. М, 1994. — 137с. >
- Тамбиева З.М. Дидактические взгляды ПФ.КаптереваУ/Советская педагогика. -1964. -№ 3.-С.122−133.
- Тамбиева ЗМ Из истории русской педагогической мысли /о педагогических взглядах ПФ. Каптерева/У/Вопросы теории и методики воспитания и обучения школьников. Ставрополь, 1972.
- Тамбиева ЗМ Традиции народной педагогики в воспитании современного школьни-ка//Совегская педагогика.-1980. -№ 5.-С.114−120.
- Тебиев Б.К.-Г. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в конце XIX начале XX вв.: Дисс. на соиск.учен.степд-рапед.наук: 13.00.01.-М, 1991.-379с.
- Тихомиров ДИ Вешние всходы. Изд. 46-е. -М, 1915.-170 с.
- Тихомиров ДИ Как учить писать, читать и считать на I ой ступени обучения. Изд. 24-е.-М., 1914.
- Тихомиров ДИ. О педагогической подготовке учителейУ/Русская школа. -1889. № 1.
- Тихомиров ДИ Педагогические курсы в ЧерниговеУ/Весгник воспитания. -1894. № 7.-С.1−15.
- Тихомиров ДИ Скорбный листУ/Педагогический листок. 1905.-№ 5.-С369−381.
- Тихомиров ДИ Современные задачи начальной школы. М, 1911. — 42с.
- Толмачева Т. П Педагогические взгляды КНВентцеля: Автореф. на со-иск.уч.степ.канд.пед.наук.-М., 1992.- 10с.
- Трубецкой Е. Миросозерцание Вл.Соловьева М, 1904.
- Трудовая школа в свете истории и современностиУСб. статей под ред. ММРубинштейна Л.: Сеятель, 1925. — 277с.
- Учительский съезд в МосквеУ/Дпя народного учителя. -1912. № 3. — С. 17−19.
- Ушинский КД Детский мирУ/Пед соч.: В 6 т. Т.З. М, 1989.
- Ушинский КД Родное словоУ/Пед. соч.: В 6 т. Т.4. М, 1989.
- Ушинский К. Д О народности в общественном воспитанииУ/Пед. соч.: В 6 т. Т. 1. М, 1988. V
- Ушинский К. Д Человек как предмет воспитания. Опыт человеческой антрополо-гииУСобр.соч. в 11 т. Т.8. — M, 1950. — 774 с.
- Федоров Н.Ф. Собр.соч. -М, 1982.
- Федотова ВВ. Из опыта монографического изучения школьного классаУ/Школьный класс: проблемьг и решенияУПод ред. ШХСеливановой. М, 64−65.
- Филановская ТА Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания Г1Ф.Кагтгерева. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ.канд. пед. наук. M, 1992. -16 с.
- Филиппова Ж.Т. Развитие дид актических идей К.ДУшинского в творчестве П. Ф. Каптерева. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ .канд. пед. наук.- JI, 1975. -16 с.
- Флоренский ПА Иконостас /В ich. Богословские труды. Вьтп. ЕХ С.80−148.
- Флоренский П Разум и ддапекшкаУ/Богословский вестник. -1914. № 9.
- Флоренский ПА Смысл идеализма. Сергиев посад 1914. — 96с.
- Фортунатов АА Теория трудовой школы в ее историческом развитии. 41. От ТМора до К. Маркса М.: Мир, 1925.-374с.
- Фортунатова Е, Шлягер JI, Фортунатов, А Первый год обучения в начальной шко-леУ/Свободное воспитание.-1910−1911. -№ 1.-С.22−24.
- Фрадкин ФА Педология: мифы и действительность. М: Знание, 1991. — 79с.
- Чарнолуский BU Земство и народное обучениеУ/Вестник воспитания. -1908. № 9. -С.91−115.
- Чарнолуский В. ИК школьной реформе. M, 1908.- 40 с.
- Чарнолуский В.И. Основные вопросы организации школы в России. Спб.: Знание, 1909.-131с.
- Чарнолуский В .И, Фальборк Р. Народнее образование в России. СПб, 1888. — 204 с.
- Чехов HB. Народнее образование в России с 60-х годов XIX века M, 1912. — 218 с.
- Чехов HB. Учебник в старой и новой школе. //Сб.сг. Первые шаги обучения. М, 1925.-С 198−220.
- Четыре года преподавания в начальной школе. M, 1918.
- Шварцман К.А. Философия и воспитание. М., 1988. -208 с.
- Шиянов Е.Н., Когова КБ. Идея гуманизации образования в контексте отечественнойVтеории личности. Ростов-на-Дону: РИО АО «Цветная печать». -1995. — 314с.