Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика формирования экспериментальных умений школьников по химии на основе проблемного обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе всестороннего анализа философской, психолого-педагогической, дидактико-методической литературы, состояния вопроса в практике обучения химии выявлено наличие сложностей у учителей и учащихся средних школ в формировании экспериментальных умений по химии, связанных, главным образом, со стихийным характером их формирования, а также со слабым использованием проблемного обучения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современное состояние проблемы формирования экспериментальных умений школьников в процессе обучения химии
    • 1. 1. Анализ состояния вопроса формирования экспериментальных умений по химии в средней школе
    • 1. 2. Предметные умения как компонент содержания обучения химии в школе
    • 1. 3. Проблемный подход как методология формирования предметных умений школьников по химии
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Теория и практика формирования экспериментальных умений школьников по химии
    • 2. 1. Модель построения проблемных ситуаций в процессе обучения химии
    • 2. 2. Технология поэтапного формирования экспериментальных умений школьников по химии на основе проблемного обучения
    • 2. 3. Особенности методики проблемного обучения экспериментальным умениям как вектор фундаментальности и повышения качества обучения химии
    • 2. 4. Проблемные ситуации как средство развития экспериментальных умений в процессе обучения химии
    • 2. 5. Качественные задачи как условие эффективного формирования экспериментальных умений по химии
    • 2. 6. Применение мультидисциплинарного комплекса средств для формирования экспериментальных умений школьников по химии
  • Выводы по 2 главе
  • Глава 3. Эмпирическое исследование результативности методики формирования экспериментальных умений по химии на основе проблемного обучения
    • 3. 1. Организация, содержание и логика педагогического эксперимента
    • 3. 2. Интерпретация результатов педагогического эксперимента и их влияние на развитие личности учащихся
  • Выводы по 3 главе

Методика формирования экспериментальных умений школьников по химии на основе проблемного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

У каждого человека своё умение видеть, думать и чувствовать. Нет ничего глупее, чем пытаться подменить у него это умение нашим.

Ж.-Ж. Руссо.

В виду сложности современного мира, богатства и разнообразия источников информации прежние представления об образованности и общей культуре подрастающего поколения в настоящее время должны быть серьёзно пересмотрены. В свете федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 годы, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2010 года, обществу нужны образованные, конкурентоспособные на рынке труда, компетентные специалисты. Содержание обучения химии, прежде всего, ориентировалось на формирование у учащихся предметных знаний, умений и навыков (ЗУНов), очень важных для человека, но не соответствующих ни реальным потребностям современного общества, ни ситуации возрастного развития. Эта проблема является общей для мирового педагогического сообщества. Так, на международном симпозиуме «Среднее образование для Европы», в Берне подчёркивалась важность точного определения «основных знаний, „фундамента“ компетенций, которыми должны обладать обучаемые, чтобы подготовиться либо к самостоятельной жизни, либо к получению высшего образования» [20].

Проблема формирования предметных умений учащихся по химии обусловлена переходом российского образования на международные стандарты с целью повышения качества обучения и усиления практической направленности образовательного процесса [130, 230]. Проведённый нами анализ результатов анкетирования, интервьюирования, контрольных и практических работ учащихся, олимпиад разного уровня, анализа документации в школах г. Калуги, Калужской области и г. Москвы показывает низкое качество сформированности предметных умений школьников по химии.

Методике формирования предметных умений школьников по химии, в том числе экспериментальных, а также вопросам организации и методики химического эксперимента, в частности проблемного, посвящено много исследований (A.A. Бобров, С. А. Волкова, П. А. Глориозов, A.A. Грабецкий, Э. Г. Злотников, М. В. Зуева, Т. С. Назарова, B.C. Полосин, В. В. Сорокин, Ю. В. Сурин, A.B. Усова, С. Г. Шаповаленко и др.). Вместе с тем процесс формирования экспериментальных умений, как правило, носит в основном бессистемный и стихийный характер. Химический эксперимент мало представлен на уроках химии. В основном он имеет иллюстративный, а не проблемный характер, не предполагает частичного поиска и, следовательно, не развивает познавательную активность учащихся. Натурный эксперимент часто заменяется его компьютерной версией, а у учащихся имеются значительные затруднения в проведении опытов. В результате усвоение этих умений имеет формальный, а не осознанный, действенный характер. Например, данные международных исследований PISA показывают, что только менее половины школьников в России умеют применять знания и умения для решения учебных проблем [125, 126].

Вместе с тем методика формирования экспериментальных умений по химии, сложившаяся на основе традиций методической химической школы, требует совершенствования. Таким образом, актуальность исследования определяется отсутствием целостной методики формирования экспериментальных умений школьников по химии." =.

Проблема исследования определяется необходимостью преодоления противоречий:

• между современными требованиями подготовки выпускника по химии и отсутствием целостной методики формирования экспериментальных умений школьников по химии на основе проблемного обучения;

• между использованием химического эксперимента и проблемности для формирования экспериментальных умений школьников, с одной стороны, и репродуктивным характером обучения химии в школах, с другой стороны.

Цель исследования состоит в повышении качества обучения химии в средней школе через формирование экспериментальных умений по химии на основе проблемного обучения.

Объектом исследования является процесс формирования предметных умений учащихся по химии в средней школе.

Предмет исследования — методика формирования экспериментальных умений школьников по химии на основе проблемного обучения.

Гипотеза: формирование экспериментальных умений школьников по химии станет эффективным и целенаправленным, если этот процесс будет непосредственно связан с химическим экспериментом на основе проблемного обучения при выполнении следующих условий:

— осуществлён отбор экспериментальных умений по химии и определена тематика химического эксперимента, в которых будет реализовано проблемное обучение;

— выявлена структура экспериментальных умений;

— определены этапы формирования экспериментальных умений;

— осуществлено рациональное сочетание натурного, компьютерного и мысленного эксперимента.

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1) выявить в философской, психолого-педагогической, дидактико-методической литературе состояние вопроса формирования экспериментальных умений школьников, влияние на него проблемного обучения, а также закономерности и вытекающие из них принципы, наиболее важные для исследования;

2) разработать методику формирования экспериментальных умений учащихся по химии на основе проблемного обучения;

3) выявить влияние и взаимосвязь экспериментальных умений школьников и качественных задач по химии;

4) исследовать эффективность разработанной методики.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— философские принципы развития, детерминизма, деятельности;

— теория научной рациональности (С.А. Волкова);

— фундаментальность знаний и умений (О.С. Зайцев, Н. Е. Кузнецова, В. В. Сорокин и др.);

— теория формирования систем понятий и умений по химии — исследования A.A. Боброва, С. А. Волковой, A.A. Грабецкого, Д. П. Ерыгина, М. В. Зуевой, Г. И. Корсак, Н. Е. Кузнецовой, Т. Н. Литвиновой, Т. С. Назаровой, Г. В. Пичугиной, А. Е. Шишкина, С. Г. Шаповаленко и др.;

— теория и методика химического эксперимента находит выражение в исследованиях В. Н. Верховского, В. П. Гаркунова, П. А. Глориозова, П. Н. Жукова, Э. Г. Злотникова, Д. С. Исаева, Д. М. Кирюшкина, Т. С. Назаровой, Е. В. Парамонова, B.C. Полосина, Ю. В. Сурина, С. Г. Шаповаленко и др.);

— создание проблемных ситуаций через организацию дискуссии, решение экспериментальных задач, поиск ответов на проблемные вопросы, медиаобразование и др. (В.П. Гаркунов, В. Н. Давыдов, A.A. Журин, П. А. Оржековский, Ю. В. Сурин, Г. М. Чернобельская, М. А. Шаталов и др.).

Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования: а) теоретические — теоретический анализ философской, психолого-педагогической, дидактико-методической, энциклопедической литературы по теме исследования, методы моделирования и конструирования процесса формирования экспериментальных умений по химии на основе проблемного обученияб) эмпирические — изучение опыта работы учителей средних школ, наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, статистическая обработка полученных данных, методический анализ полученных результатов.

Научная новизна исследования определяется разработкой конкретной методики формирования экспериментальных умений по химии на основе проблемного обучения, особенностями которой является сочетание натурного, компьютерного и мысленного эксперимента, решение качественных химических задач и выполнение химических опытов на основе создания проблемных ситуаций.

Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании методики формирования экспериментальных умений школьников по химии на основе проблемного обучения, что проявилось в адаптации предложенной методики к реальной школьной практике, а также в оценке педагогической эффективности предложенной методики как развитии дидактики химии.

Практическая значимость исследования состоит в разработке заданий экспериментального характера для учащихся, методических рекомендаций по формированию предметных умений по химии, а также по использованию приборов для опытов с электрическим током для учителей химии средних школ.. •.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивают: последовательная реализация методики формирования экспериментальных умений по химии на основе проблемного обученияиспользование разработанной нами системы взаимодополняющих теоретических и эмпирических методовсопоставление цели и гипотезы исследования с экспериментальными даннымистатистическая обработка экспериментальных данных.

Внедрение и апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрение 8 на международном методологическом семинаре «Гуманитарные технологии в биологическом и экологическом образовании» (г. Санкт-Петербург), Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием (г. Санкт-Петербург) «Актуальные проблемы модернизации химического и естественнонаучного образования», Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в области химико-педагогического и естественнонаучного образования» (Оренбург), региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы предпрофильного и профильного образования в условиях модернизации российского образования» (г. Калуга, Калужский филиал МГЭИ), региональной межвузовской учебно-методической конференции с международным участием «Инновации в образовании» (Краснодар), региональной университетской научно-практической конференции преподавателей и аспирантов Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского «Современное образование и профессиональная подготовка учителей» (г. Калуга, КГУ им. К.Э. Циолковского). Внедрение результатов исследования осуществлялось через публикации статей, методических рекомендаций, проведение практических занятий со студентами, работы кружка по решению задач по химии для учащихся, проведение занятий с одарёнными детьми на базе КГУ им. К. Э. Циолковского, через организацию опытно-экспериментальной работы (МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Калуги, 2006 — 2009 гг.), а также обобщение и распространение нашего опыта среди учителей химии школ г. Калуги, Калужской области, г. Москвы.

Положения, выносимые на защиту.

1. Анализ процесса и результатов обучения химии показывает необходимость обязательного включения в химическое содержание предметных, особенно экспериментальных умений, что позволяет приобщать школьников к современным методам научного исследования, способам обработки данных опыта. Основной особенностью методики их 9 формирования является сочетание натурного, компьютерного и мысленного эксперимента.

2. Основой методики формирования экспериментальных умений школьников по химии является решение качественных задач на распознавание, получение, исследование и доказательство химического состава и свойств веществ, на разделение смесей и очистку веществ, а также сочетание всех видов химического эксперимента через создание проблемных ситуаций на уроках химии.

Выводы по 3 главе.

1. В соответствии с поставленной целью исследования нами осуществлён педагогический эксперимент, включающий три этапа: констатирующий, поисковый и формирующий. Сформулированы основные задачи каждого этапа экспериментального исследования, определены адекватные им методы решения, отобраны критерии и показатели качества формирования экспериментальных умений по химии.

2. В процессе педагогического эксперимента доказана гипотеза исследования. Результаты педагогического эксперимента показали, что в экспериментальных классах повысился уровень осознанности при формировании учебных умений, увеличилось число учащихся, которые могли не только правильно выполнить каждое действие, но и пояснить, обосновать его выполнение;

— познавательные интересы школьников к освоению химии стали более устойчивыми;

— увеличилось число учащихся, которые правильно выполняли действия в различных ситуациях, а также могли переносить умения в новые условия;

— повысился уровень правильности и прочности выполнения действий как после непосредственного знакомства с ними, так и по прошествии некоторого времени. :

3. Результаты, полученные на формирующем этапе эмпирического исследования, подтверждают гипотезу исследования по формированию экспериментальных умений по химии. Реализация проблемного эксперимента для поэтапного формирования умений явилась важным стимулом учебной деятельности школьников, способствовало повышению интереса к изучению химии в результате использования современных технических средств обучения, осуществления межпредметных связей химии с другими предметами естественнонаучного цикла.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённое исследование имеет теоретико-практический характер и направлено на решение проблемы формирования экспериментальных умений школьников по химии, усиления личностной составляющей в образовательном процессе в условиях изменяющихся требований современного общества к подготовке выпускника средней общеобразовательной школы. В ходе исследования были решены следующие задачи.

1. На основе всестороннего анализа философской, психолого-педагогической, дидактико-методической литературы, состояния вопроса в практике обучения химии выявлено наличие сложностей у учителей и учащихся средних школ в формировании экспериментальных умений по химии, связанных, главным образом, со стихийным характером их формирования, а также со слабым использованием проблемного обучения, с отсутствием целостной методики, позволяющего активизировать мышление и деятельность школьников. В школе мало используется химический эксперимент, который учителя иногда заменяют компьютерным и применяют для иллюстрации процессов, и явлений. Выявлено положительное влияние проблемного химического эксперимента на формирование экспериментальных умений школьников по химии.

2. Разработана конкретная методика формирования экспериментальных умений школьников по химии на основе проблемного обучения, особенностями которой является сочетание натурного, компьютерного, мысленного эксперимента, а также решение качественных задач на распознавание, получение, исследование и доказательство химического состава и свойств веществ, разделение смесей и очистку веществ через создание проблемных ситуаций на уроках химии. Важная особенность нашей методики заключается в применении качественных задач по химии для учащихся 8−11 классов на основе проблемного подхода.

3. Выявлено значение качественных, в том числе экспериментальных, задач для создания условий возникновения проблемной ситуации. При решении ряда экспериментальных задач мы использовали сделанные нами приборы для выполнения* опытов, с электрическим током, применяемых для проведения опытов по электролизу растворов и исследования электрической проводимости веществ.

Исследование показало, что экспериментальные умения" выступает основой решения экспериментальных задач. С другой стороны, для решения качественных задач необходимо владение предметными умениями. Особым видом экспериментальных умений является умение решать экспериментальные задачи.

4. Проведённое нами эмпирическое ! исследование показало эффективность разработанной методики формирования" экспериментальных умений по химии и познавательных интересов учащихся, сформированных на основе проблемного обучения. Результаты формирующего этапа эмпирического исследования показали следующеег. у большинства учащихся повысился уровень осознанности химического содержания при выполнении конкретных заданийувеличилось число учащихся, понимающих, как надо выполнять каждое действие и умеющих пояснить, обосновать его выполнение. Отобраны критерии: 1) сформированное™, экспериментальных умений школьников по химии на ¦ основе > проблемного обучения: полнота умений, прочность умений, осознанность и действенность знаний и умений- 2) критерии устойчивости познавательных интересов: удовлетворение, заинтересованность процессом и результатом выполняемой на уроках химии работой, избирательность познавательных интересов учащихся. Познавательные интересы школьников к освоению химии стали более устойчивыми, что подтвердили результаты опроса и анкетирования учащихся, проводимые в течение всего педагогического эксперимента. Увеличилось число обучаемых, правильно выполняющих действия и операции, составляющие экспериментальное умение в. различных ситуациях, а также успешно осуществляли перенос умения. Мониторинг качества остаточных знаний и умений учащихся показал повышение уровня правильности и прочности выполнения действий.

Изложенные в диссертации выводы и рекомендации не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение проблемы формирования экспериментальных умений школьников по химии. В исследовании показано, что проблемное обучение экспериментальным умениям, осуществляемое через создание проблемных ситуаций на основе решения качественных задач, сочетание натурного, компьютерного и мысленного видов эксперимента, является перспективным. Наше исследование может служить началом исследования по разработке процесса формирования других предметных умений по химии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994.-336 с.
  2. O.A. Интегрированные уроки с применением межпредметных задач // Урок в современной школе: сб. науч. тр. СПб.: ЛОИРО, 2010. — 255 с.
  3. Ю.П., Грановский Ю. В., Маркова Е. В. Теория эксперимента: прошлое, настоящее, будущее. М.: Знание, 1982. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Математика, кибернетика" — № 2).
  4. JI.H., Гапонцев B.JL, Белоусова O.A. Для чего классифицировать расчётные задачи // Химия в школе. 1998. — № 3. — С. 60 — 63.
  5. Актуальные вопросы формирования интереса» в обучении: Учебное пособие / Г. И. Щукина, В. Н. Липник, A.C. Роботова и др.- Под ред. Г. И. Щукиной. -М.: Просвещение, 1984. 176 с.
  6. М.А. Решение качественных задач в курсе органической химии: Элективный курс. 11 класс // «Химия» издательского дома «Первое сентября». 2006. — № 23. — С. 12 — 15.
  7. Т.К. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе формирования межпредметных умений // Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1984. -С. 58−64.
  8. Т.К. О дефиниции межпредметных познавательных умений (психолого-педагогическое обоснование) // Совершенствование методов обучения в средней школе. Межвуз. сб. научных трудов. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. — С. 80 — 89.
  9. Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. М.: Вентана-Граф, 2005. — 176 е.: ил. — (Серия «Библиотека учителя»).
  10. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). — М.: Педагогика, 1982. 192 с.163
  11. И.И. Домашний эксперимент по химии. Пособие для учителей. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1977. — 127 е.: ил.
  12. P.M. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу // Инновации в образовании. — 2007. № 1. — С. 10−15.
  13. К.Б. О фундаментальности химического образования // Современные тенденции развития химического образования: фундаментальность и качество. Сборник / Под общей ред. академика В. В. Лунина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. — 158 с.
  14. H.H. О системном подходе к решению задач // Химия в школе. — 1998.-№ 5.-С. 46−48.
  15. Н.Г., Меденцев В. И., Панов^Н.И. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе: Учебно-методическое пособие. СПб.: Д.А.Р.К., 2006. — 208 с.
  16. Е.В. Современные технологии обучения химии: Учебное пособие. М.: Центрхимпресс, 2004. — 144 с. — (Химия в школе — абитуриенту, учителю. Библиотека журнала): ¦ ~ ~ ••
  17. Е.В., Загвоздкина E.H. Использование технологии критического мышления при изучении органической химии // Химия в школе.-2008.-№ 8.-С. 17−22.
  18. М.Е. Исследование сформированное&trade- интеллектуальных операций в предметном обучении // Химия в школе. — 2003. — № 3. С. 31 — 34.
  19. E.H., Прасолова E.JI. Современная педагогика: ценности, понятия, смыслы. Словарь-справочник. — М.: Калуга, 1999. — 126 с.
  20. .П. Методика формирования практических навыков учащихся VII класса // Химия в школе. 1979. — № 6. — С. 27 — 29.
  21. Л.И. У истоков логического мышления. — М.: Знание, 1985. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Философия" — № 7).
  22. Т.А. Лекция № 4. Индивидуализированные технологии обучения химии // „Химия“ издательского дома „Первое сентября“. 2006. — № 20. — С. 3 — 11.
  23. Т.А. Методическая подготовка учителя в педвузе // Педагогика. 2008. — № 7. — С. 59 — 65.
  24. Т.А., Маркачёв А. Е., Чернобельская Г. М. Методика ученического эксперимента в учебных проектах. — М.: Чистые пруды, 2009. — 32 е.: ил. (Библиотечка „Первое сентября“, серия „Химия“. Вып. 28).
  25. A.B. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. — (Новое в жизни, науке и технике. Серия „Педагогика и психология" — № 6).
  26. Ю.И. Химическая символика: формулы веществ // Химия в школе. 1997. -№ 5. — С. 37 — 38.
  27. И.В. Об использовании интегративных творческих заданий // Химия в школе. 2002. — № 8. — С. 23 — 27.
  28. И.В., Аранская О. С. Интеграция знаний и умений как условие творческого саморазвития личности // Химия> в школе. 2001. — № 10. — С. 23 -32.
  29. Васильев С. В, Сапожникова Р. И. Переработка и использование серебряных остатков фотохимических лабораторий для учебных целей // Химия в школе. 1952. — № 3. — С. 66 — 68.
  30. П.Д., Кузнецова Н. Е. Обучение химии. СПб.: КАРО, 2003. -128 с. — Серия „Модернизация общего образования“.
  31. А .Я. О химическом эксперименте в школе // Химия в школе. -1955.-№ 5.-С. 27−35.
  32. В.Н., Смирнов А. Д. Техника химического эксперимента. Пособие для учителей. Т. 1. — 7-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1973. -368 е.: ил. — (Метод, библиотека школы).
  33. Волкова (Герус) С. А. Алгоритмический подход к решению типовых расчётных задач // Химия в школе. 1993. — № 3. — С. 33 — 35.
  34. Волкова (Герус) С. А. Компьютерные инструменты в* обучении химии // Актуальные проблемы химии и методики её преподавания: Сб. матер, межрегиональной научно-методологической конференции, 2006. Нижний Новгород: НГПУ, 2006. — 236 с.
  35. Волкова (Герус) С. А. Методика формирования обобщённых умений по химии на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения // Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1994. 219 с.
  36. Волкова (Герус) С. А. Практикум по решению экспериментально-расчётных задач при подготовке к экзаменам // Химия в школе. 1990. — № 1. -С. 37−39.
  37. Волкова (Герус) С.А. Теоретико-методические основы рационализации процесса обучения химии в средней школе // Диссертация на соискание166. учёной степени доктора педагогических наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.-461 с.
  38. Волкова (Герус) С.А. Теория- и практика рационализации процесса обучения химии в средней школе: Монография. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — 160 с.
  39. Волкова (Герус) С.А., Пустовит С.О.' Методика формирования компетенций: опыт, теория, перспективы // Химия в школе. 2007. — № 10. -С. 12−17.
  40. Волкова (Герус) С.А., Пустовит С. О. Некоторые аспекты реализации компетентностного подхода в современном образовании // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Сборник трудов VI-й167
  41. Международной научно-практической конференции (заочной): Т. П: Общественные науки (продолжение) / Отв. Ред. Н. Н. Болдырев. Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2008. — 219 с.
  42. Волкова (Герус) С.А., Пустовит С. О. Понятие „образовательная компетенция“: диалектика содержания и формы // Философия в современном мире: сборник аспирантских работ № 6. Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2007. — 146 с.
  43. С.А., Пустовит С. О. Формирование экспериментальных умений по химии на основе проблемного обучения // Вестник Калужского университета. 2009. — № 3. — С. 39 — 44.
  44. С.А., Пустовит С. О. Химические олимпиады в школе: опыт, теория, практика // „Химия“ издательского дома „Первое сентября“. — 2010.-№ 18. С. 34- 38.
  45. Выготский Л-С. Собрание сочинений: В- 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики/ Под ред. А. М: Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. -368 е.: ил.-(Акад. пед. наук СССР).
  46. Выготский Л: С. Собрание сочинений:.В>6 т. Т. -5-:Основы дефектологии / Под ред. Т А. Власовой- М-- Педагогика- 1983.400 с. — (Акад. пед. наук СССР) — .
  47. О.С., Ватлина ЛЛ. Химический эксперимент в школе: 10 класс: Демонстрационный эксперимент- Лабораторные опыты- Практические работы- Экспериментальные задачи: Учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2005. 208 е.: ил.
  48. О.С., Краснова В. Г. Компетентностный подход в обучении химии // Химия в школе. — М., 2007. —. № 2. — С. 16 — 22.
  49. П.Я. Психология- как объективная- наука: Под ред. А. И. Подольского. — М.: Издательство Московского^ психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО „МОДЭК“, 2003. 480 с. — (Серия1. ПСИХОЛОГИЯ РОССИИ“) —
  50. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий-// Исследования мышления в, советскойпсихологии. М.:-Наука, 1966. — С. 236 — 277.
  51. М.В., Петрова Е. А., Орлова JI.M. Возрастная и- педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с. .
  52. Л.Г., Мочалов Ю. Е. Использование элементов проблемного обучения при проведении уроков-лекций // Химия в школе. 1990. — № 5. — С. 28−33.. •. ¦ - .
  53. Гаркунов В: П Совершенствование методов обучения химии в средней школе: Методическое пособие / Под ред. А. Д. Смирнова, И. Л. Дрижуна. — Л.: ЛГПИ им. А. И- Герцена, 1974. —136 с: ил.
  54. В.П., Злотников Э-Г., Чыонг: -HiC. Количественные экспериментальные задачи при изучении неорганической химии // Химия в школе. 1984. — № 4. — С. 55 — 56.
  55. В.П., Паравян H.A. Использование эксперимента при проблемном обучении//Химия в школе. 1974. — № 6. — О. 20 — 23.
  56. Гарьенене A. Bf Из опыта обучения учащихся решению экспериментальных задач^ПХимюгв^школе: 1981. — № 1. — С. 50:
  57. Ф.Н. К вопросу о применении эвристического метода в преподавании химии // Химия в школе. 1966. — № 6. — С. 39 — 40:
  58. Т.П., Неклюева Н. П. География: Начальный курс: Учеб. для б кл. общеобразоват. учреждений. 10-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001. — 208 е.: ил.
  59. П.А. О методике привития учащимся практических умений и навыков по химии // Химия в школе. 1957. — № 4. — С. 23 — 31.
  60. П.А. Формирование умений и навыков в процессе обучения химии. 2-е изд. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1963. — 72 с.
  61. М.Я. Дифференцированные экспериментальные задачи по химии // Химия в школе. 1975. — № 2. — С. 72 — 75.
  62. О.Н. Концепция фундаментального» естественнонаучного курса в новой парадигме образования // Высшее образование в России. 1994, № 4. -С. 23−27.
  63. A.A., Назарова Т. С. Больше внимания школьному химическому эксперименту // Химия в школе. 1984. — № 5. — С. 3 — 5.
  64. A.A., Назарова Т. С. Кабинет химии: Пособие для*учителей. — 3-е изд., доп. М.: Просвещение, 1983. — 176 е.: ил. — (Серия «Библиотека учителя химии»).
  65. Г. Г. Психологическая модель процесса формирования умения // Вопросы психологии. 1979. — № 3. — С. 56 — 65.
  66. Э., Вайсмантель X. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты / Под ред. Р. Б. Добротина (гл. 1 3) и А. Б. Томчина (гл. 4 — 8) — пер. с немецкого JI. Н. Исаевой. — 2-е русское изд. — JL: Химия, 1985. — 124 с. — Лейпциг, 1974.
  67. В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов. — М.: Педагогическое общество России, 2000. 480 с.
  68. В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. — 1991. № 6. — С. 5 — 16.
  69. Е.В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога // Педагогика. — 2003. — № 1.-С. 65−73.
  70. Т.Е. Экспериментальные задачи по химии. Программы элективных курсов. Химия. 8 — 9 классы. Предпрофильное обучение / Авт. — сост. Г. А. Шипарева. -М.: Дрофа, 2006. 78 с.
  71. В.А. В химической лаборатории / В. А. Демидов: М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с. — (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 4 (16)).
  72. Н.М. Система экспериментальных задач на распознавание веществ // Химия в школе. 2000. — № 1. — С. 62 — 64.
  73. М.Д. Развитие практических умений в IX классе // Химия в школе. 1984. — № 6. — С. 26 — 28.
  74. М.В., Зимина А. И., СтунееваЮБ. Принципы эффективного применения цифровых лабораторий // Химия в школе". 2010. — № 2. — С. 55 — 63.
  75. И.Л. Теоретические основы применения технических средств в обучении химии: Учебное пособие к спецкурсу. Л.: J JUL 11Й им. А. И. Герцена, 1986. — 92 с.
  76. ЕГЭ-2009: Химия: реальные задания / авт.-сост. A.C. Корощенко, М. Г. Снастина. М.: ACT: Астрель, 2009. — 126 2. с. — (Федеральный институт педагогических измерений).
  77. ЕГЭ-2010: Самые новые реальные задания / авт.-сост. A.C. Корощенко, М. Г. Снастина. М.: ACT: Астрель, 2010. — 126 2. с. — (Федеральный институт педагогических измерений). ¦
  78. Е.О. Многокомпонентные задания как средство развития интеллектуальных умений учащихся // Химия в школе. 2001. — № 5. — С. 23 — 25.
  79. Т.М. Внеклассная работа по химии / Т. Е. Енякова. 2-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2005. — 173 с 3. с: ил. — (Библиотека учителя).
  80. Д.П., Шишкин Е. А. Методика решения задач по химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по биол. и хим. спец. М.: Просвещение, 1989.-176 с.
  81. Естествознание: Учеб. для 5 кл. общеобразоват: учреждений / Г. С. Калинова, Н. В. Шкарбан, Р. Г. Иванова и др.- под ред. А. Г. Хрипковой. 6-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 240 е.: ил.
  82. Жизнь на уроке должна стать подлинной или метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия. Учительская газета. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/32 704
  83. A.A. Медиаобразование школьников на уроках химии: Монография. М.: ГНУ ИСМО РАО, 2004. — 184 е.: ил.
  84. A.A. Научно-недостоверная информация: не во вред, а во благо // Химия в школе. 2002. — № 2. — С. 48 — 52.
  85. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. — 192 с.
  86. О.С. Использование химической термодинамики при проблемном обучении // Химия в школе. 1975. — № 6. — С. 21 — 28.
  87. О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 384 е.: ил.
  88. JI.H. Техника безопасности в химических лабораториях: Справочное издание. 2-е изд., перераб., доп. — Л.: Химия, 1991. — 336 е.: ил.
  89. И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. — 2-е изд., испр., перераб. -М.: Логос, 1999.-384 с.' '
  90. М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 144 е.: ил.
  91. М.В., Иванова Б. В. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии. М:. Просвещение, 1989. — 160 е.: ил. — (Библиотека учителя химии).
  92. Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004, № 1С. 16 — 20.
  93. В.Ю. Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков. Электронный ресурс. Режим доступа: http://michschooll.68edu.ru/docs/ignatova-projectnaya-deyat.doc
  94. И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. -М.: Знание, 1985. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология" — № 1).
  95. Интегрированное медиаобразование: Опыт работы школ России / Под редакцией A.A. Журина. М.: ЮУМЦ, 2001. — 236 с.
  96. Е.А., Гоголевская Н. И., Езубченко О. Г. Из опыта обучения решению экспериментальных задач // Химия в школе. — 1995. — № 2. — С. 69 — 71.
  97. Р.Б. Проблемно-исследовательский подход в изучении химических производств // Химия в школе. 1972. — № 6. — С. 42 — 45.
  98. Д.С. Об организации практикумов исследовательского характера // Химия в школе. 2001. — № 9. — С. 53 — 58.
  99. Д.С. Об организации практикумов исследовательского характера в 9 классе // Химия в школе. 2001. — № 10. — С. 58 — 64.
  100. Д.С. Практикумы исследовательского характера в XI классе // Химия в школе. 2002. — № 3. — С. 67 — 72.
  101. В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе „учитель — ученик“. Методическое пособие для учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 86 с. '
  102. И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб: Наука, 1999.-471 с.
  103. Ф.А. Экспериментальные задачи по химии // Химия в школе. -1954.-№ 4.-С. 34−39.
  104. Д.М. Методы обучения химии вхредней школе. Пособие для* учителей. -М.: Просвещение, 1968. 143 с.
  105. Д. М., Полосин В. С. Методика обучения химии. Учеб. пособие для пед. ин-тов: М.: Просвещение, 1970. — 495 е.: ил.
  106. Ковалёва Г. С. PISA-2003: результаты международного-исследования // Народное образование. — 2005. № 5. — С. 37 — 43.
  107. Г. С., Краснокутская Л.П, Баранова В. Ю. PISA: компетентность в решении проблем // Школьные технологии. — 2005. — № 5. — С. 165−183.
  108. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. М.: Академия, 2000. — 176 с.
  109. А.П. Прибор-автомат'для получения дистиллированной воды // Химиям школе. 1952. — № 5. — С. 76:
  110. A.M. Основные методы очистки и разделения веществ. Программы элективных курсов. Химия: 10−1Г классы. Профильное обучение / Авт.-сост. Г. А. Шипарева. М.: Дрофа, 2006. — 79.
  111. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.- М.: АПКиПРО, 2002. 24 с.
  112. Г. И. Экспериментальные задачи по химии. — Мн.: Народная-Асвета, 1981.-112 с.
  113. О.С., Левичева Н. Б. О 1 состоянии1 некоторых экспериментальных умений по химии у выпускников школ // Химия в школе.- 1982.-№ 3.-С. 44−45.
  114. В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2005. — 336 с. — (Библиотека высшей школы).
  115. Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М.: Знание, 1991. -80 с.
  116. Т.С. О проблемном изучении темы „Многоатомные спирты“ // Химия в школе. 1975. — № 6. — С. 49 — 51.
  117. О.В., Степанов В. А., Фёдорова Н. Б. Инновации и традиции при изучении электропроводности жидкостей в школе // Образование в XXI веке: Материалы Всероссийской научной конференции. Тверь: КУПОЛ, 2010.-С. 106−107.
  118. Н.Е. Методический аспект управления познавательной деятельностью учащихся // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе: межвуз. сб. научных трудов. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1985. С. 15 — 18.
  119. Н.Е. Формирование систем понятий в обучении химии. М.: Просвещение, 1989. — 144 е.: ил.
  120. Н.Е., Волкова (Герус) С. А. Формирование обобщённых умений на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения II Химия в школе. 2002. — № 5. — С. 16 — 20.
  121. Н.Е. Фундаментальность, системность и действенность естественнонаучного образования // Академические чтения Т.1. СПб.: СЗО РАО, 2001.-С. 41−48.
  122. Н.Е., Майш Е. Г. О развитии познавательного интереса к изучению эколого-химического материала // Химия в школе. 2004. — № 5. — С. 12−18.
  123. Н.Е., Шаталов М. А. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции (на примере дисциплин естественнонаучного цикла): Учебное пособие. СПб.: Образование, 1998. — 48 с.
  124. Н.Е., Шаталов М. А. Проблемно-интегративный подход и методика его реализации в обучении химии // Химия в школе. 1999. — № 9. -С. 25−35.
  125. Культурология. Энциклопедия. В 2 т. Т. 2. / Гл. ред. С. Я. Левит. М.: Российская политическая энциклопедия (РОХПЭН), 2007. — 1184 с.
  126. Р.П. К методике обучения решению экспериментальных задач // Химия в школе. 1967. — № 1. — С. 40 — 46.
  127. Р.П. Действенна ли такая методическая помощь? // Химия в школе. 1990. -№ 3. — С 71 — 73.
  128. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1983. 320 е.: ил. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
  129. И .Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных „Педагогических чтениях“ // Химия в школе. 1968. — № 7. — С. 45 — 54.
  130. Т.Н. Интегративно-модульное обучение студентов-медиков общей химии в рамках парадигмы гуманизации // Современные проблемы науки и образования. 2006. — № 1. — С. 65 — 66.
  131. М.И., Калинина Н. В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. Ульяновск, ИПК ПРО, 1998. — 64 с.
  132. А.Г. Общая психология: Учеб. пособие для студ. вузов и слушателей курсов психологических дисциплин. — СПб.: Питер, 2001. 582 е.: ил. — (Серия „Учебник нового века“).
  133. Г. Л. Методическая система формирования» и развития общеучебных умений учащихся при изучении химии в общеобразовательной школе // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. М.: ИСМО РАО, 2009. — 26 с.
  134. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 168 с. .
  135. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории: -М.: Педагогика, 1975. 368 с.
  136. Методика преподавания химии: Учебное пособие для студентов пед. институтов хим. и биол. спец. / Н. Е. Кузнецова, В ¡-П. Гаркунов, Д. П. Ерыгин, Э. Г. Злотников и др. М.: Просвещение, 1984. — 415 с.
  137. Е.А. Психология формирования общеобразовательных политехнических умений. М.: Педагогика, 1973. — 300 с.
  138. М.Г., Михайлова Н. С. Психолого-педагогическая диагностика качества знаний // Химия в школе. — 2003. № 3. — С. 22 — 30.178
  139. Е.Е. Влияние специфики. межпредметных связей на деятельность, учителя- и учащихся в процессе изучение химии // Химия: методика преподавания. 2004. — № 5. — С. 23?—32?.
  140. Е.Ф. Преподавание органической, химии в средней школе эвристическим* методом // Химия-в школе. — 1959. — № 5. — С. 27 37.
  141. Г. М., Симихина Н. В. Учебный исследовательский эксперимент // Химия в школе. 2003. -№ 1. — С. 52 — 54.
  142. Надпредметные (метапредметные) умения и навыки: Глоссарий. Электронный ресурс. — Режим flocTyna: http://www.oot-nmk.ru/gloss/n.htm
  143. Т.С. Образовательная среда школы, и новые технологии обучения на рубеже XXI века //.Народное образование. — 2000. № 8. — С. 49 -54. • ' «. .
  144. Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 20 — 54.. ^ -,
  145. Т.С. и др. Химический эксперимент в школе / Т. С. Назарова, А. А. Грабецкий, В. Н. Лаврова. М.: Просвещение, 1987. — 240>с.: ил. — (Б-ка учителя химии).. .. .. , .
  146. Назарова Т: С., Полат E.C. Средства обучения: технология создания и проектирования. М.: Изд-во УРАО, 1998. -.204 с.
  147. А.М., Князева Р. Н. Привитие учащимся навыков самостоятельной исследовательской деятельности // Химия в школе. — 1979- -№ 6. С. 46 -49. .
  148. Ю.Е., Заречнюк 0-С. Применение опорных схем при решении расчётных задач // Химия в школе. 1991. — № 5. — С. 31 — 36.
  149. В.И. Современные подходы к понятию технологии в образовании. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.rusnauka.com/ ONG/pedagogica
  150. О проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся. Инструктивно-методическое письмо Главного управления школ Министерства просвещения РСФСР (1962 г.) // Химия в школе. — 1962. № 6.- С. 20 22.
  151. П.А. Как помочь учащимся в ходе творческого процесса // Химия в школе. 2001. — № 1. — С. 44 — 51.
  152. П.А. Какую творческую задачу предложить ученику // Химия в школе. -1996. № 5. — С. 38 -41.
  153. П.А. Опыт химического творчества учащихся и его основные компоненты // Химия в школе. 1999. — № 6. — С. 28 — 32.
  154. П.А., Богомолова Н. В., Давыдов В. Н., Сушина Т. Е. Обучение учащихся решению экспериментальных творческих задач // Химия в школе.-1993.-№ 5.-С. 67−71.
  155. Л.П. Формирование умений осуществлять причинно-следственные связи в обучении химии // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. СПб.: Издательство Бурятского педагогического института, 1995. — 24 с.
  156. Пак М. С. Основы дидактики химии: Учебное пособие. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 307 с.
  157. В.М., Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений. 4-е изд., дораб. — М.: Дрофа, 2001. — 208 с.
  158. В.П. Школа и качество: выбор будущего. — СПб.: КАРО, 2003.- 384 с. (Модернизация общего образования).
  159. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 608 с.
  160. JI.M. Язык химии как средство развития учащихся // Химия в школе. 2002. — № 7. — С. 26 — 29.
  161. Г. А. Активные формы обучения на уроках химии // Химия в школе. 2009. — № 5. — С. 33 — 38.
  162. Г. В. Химия и повседневная жизнь человека / Г. В. Пичугина. — М.: Дрофа, 2004. 252 е.: ил. — (Библиотека учителя).
  163. Г. В. Химия и сельскохозяйственные технологии: Методическое учебное пособие к экспериментальному курсу для 8−11 классов сельских школ. Псков: ПОИПКРО, 2000. — 152 с.
  164. Г. В. Химия и сельскохозяйственные технологии: Экспериментальное учебное пособие для учащихся 11 класса. Псков: ПОИПКРО, 2000. — 88 с.
  165. Г. А., Штремплер Г. И. Игры-минутки в обучении химии // Химия в школе. 2001. — № 5. — С. 57 — 59.
  166. Ю.В. Качественные задачи в курсе химии средней школы // Химия в школе. 1958. — № 2. — С. 25 — 34.
  167. И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. М.: ВЛАДОС, 2003.-576 е.: ил.
  168. В.М. Оценка эффективности работы по методике химии // Химия в школе. 1979. -№ 3. — С. 17 — 19.
  169. B.C. О формировании лабораторных навыков по химии // Химия в школе. 1952. — № 2. — С. 24 — 30.
  170. И.С. Использование реактивных остатков на занятиях по химии в средней школе // Химия в школе. — 1952. № 1. — С. 53 — 57.
  171. Е.Л. Педагогика. Междисциплинарный словарь-справочник: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: — Калуга: Kl НУ им. К. Э. Циолковского, 2006. — 286 с.
  172. Программно-аппаратные комплексы AFS. ООО Производственно-консультационная группа «Развитие образовательных систем». Электронный ресурс. Режим доступа: http://afsedu.ru/22/faq.
  173. Программно-методические материалы. Химия: Средняя школа. 8−11 классы. / Сост. C.B. Суматохин.- 4-е изд., перераб., доп. Mi: Дрофа, 2001. -192 с. .> V <'> !
  174. Программно-методические материалы. География: 6 — 9 классы / Сост. В. И. Сиротин. 3-е изд., перераб.' - М: Дрофа, 2000: — 192'с.
  175. Программы, для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5 11 кл. — 2-е изд., перераб., доп. — М.:. Дрофа, 2001. — 224 с.
  176. Программы, для общеобразоват. учреждений: Физика. Астрономия. 7 -11 классы / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. 2-е изд., испр. — М.: Дрофа, 2001.-256 с.
  177. Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. 8 — 11 кл. / Сост. Н. И. Габрусева, C.B. Суматохин. 2 изд., доп. — М.: Дрофа, 2001. — 288 с.
  178. Программы по химии для- 8−11 классов1 общеобразовательных учреждений / Под ред. H. Е. Кузнецовой. М.: Вентана-Граф, 2006. -128 с.
  179. Программы по химии для общеобразовательных школ. Электронный ресурс. Режим доступа: http://bolotovdv.narod.ru/plan.html
  180. Программы по химии для 8−11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. Н. Е. Кузнецовой. М.: Вентана-Граф, 2006. — 128 с.
  181. С.О. Проблемное обучение как- пример гуманизации- естественнонаучного^ образования // Образование в XXI веке: Материалы Всероссийской научной заочной конференции: — Тверь: ООО «КУПОЛ», 2009. — с. 76 — 77. — • ••.V
  182. А.К. Химические опыты в познании основ науки // Химия в школе. 2007. — № 1. — С. 55 — 63. , — и-
  183. О.В. Развитие интеллектуальных умений школьников // Химия: Методика преподавания. — 2004. — № 5: — С. .43 46.
  184. Т.Н., Чернобельская Г. М. Из опыта организации- самостоятельной работы учащихся с использованием проблемного подхода // Химия в школе.-1981.-№ 1.-С: 40 -41- «' 'Л-.
  185. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. — 488 с. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
  186. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1989. — 328 с. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
  187. Л.Н., Алифанова E.H., Куренкова Ю. В., Алексеева И. С., Насонов С. Н. Проблемный подход к изучению аналитической химии в школьной практике // Химия в школе. — 1999. — № 5. — С. 70 — 74.
  188. Н.В. Фундаментализация современного вузовского образования // Педагогика. 2005. — № 7. — С. 49 — 54.
  189. H.H. Современные средства оценивания результатов обучения. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. — 172 с. -(Педагогическое образование).
  190. В.В. Основы • статистической обработки результатов измерений: Учебное пособие. М.: Изд-во МИФИ, 1983. — 40 с.
  191. Э.Б. Из опыта проблемного обучения // Химия в школе. 1972. -№ 3. — С. 42−44.
  192. Сельская малокомплектная школа: опыт, — проблемы, перспективы сохранения и развития: материалы конференции / Под ред. В. А. Кишеева, E.H. Зайцева, А. Т. Козыревой. Калуга: Издательство Н. Бочкарёвой, 1998. — 212 с.
  193. Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся. М.: Знание, 1986. — 80 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология- № 4).
  194. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2006. 350 е.: ил.
  195. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. — 3-е изд., испр., доп. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 430 с.
  196. В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Н.Е. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2003. — 576 с.
  197. Современные тенденции развития химического образования: фундаментальность и качество. Сборник / Под общ. ред. академика В. В. Лунина. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. 158 с.
  198. В.В. Методика обучения химии на основе деятельностной теории учения. -М.: МГУ, 1992.-223 с.
  199. Н.В. Методика использования инструментальных программных средств в курсе информатики (на примере темы «Организация данных в ЭВМ») // Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. М.: РАО ИСО, 1994. — 206 с.
  200. Стандарт основного общего образования по географии // Вестник образования России. 2004. — № 13. — С. 20 — 27.
  201. Стандарт основного общего образования по химии II Вестник образования России. 2004. — № 13. — С. 41 -47.: •
  202. Стандарт среднего (полного) образования по химии // Вестник образования"России. 2004. — № 15. — С. 77 — 89.
  203. Стратегия модернизации общего образования // Управление школой. -2001. -№ 30. С. 2 — 16.
  204. С.Н. Методика'"решения расчётных химических задач // Химия в школе. 1998. — № 5. — С. 60 — 64.
  205. Ю.В., Парамонова Е. В. Проблемно-развивающий практикум IX классе // Химия в школе. 2000. — № 7. — С. 61 — 66.
  206. Ю.В., Парамонова Е. В. Проблемно-развивающий практикум IX классе // Химия в школе. 2000. — № 8. — С. 67 — 72.
  207. Ю.В., Сергеева И. П. Проблемный эксперимент по получению неокисленного гидроксида железа (III) // Химия в школе. 1997. — № 7. — С. 63−64.
  208. Р.П. Химия. 8-кл.: тетрадь для* практических занятий к учебнику Л. С. Гузея, В. В. Сорокина, Р. П. Суровцевой «Химия. 8» / Р. П. Суровцева, Л. С. Гузей. 10-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2008. — 108 е.: ил.
  209. Р.П. Химия. 9 кн.: тетрадь для практических занятий к учебнику JI.C. Гузея, В. В. Сорокина, Р. П. Суровцевой «Химия. 9» / Р. П. Суровцева, JI.C. Гузей. — 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 91 е.: ил.
  210. H.H. Педагогические технологии в реализации гуманистической, концепции образования // Химия в школе. — 1997. — № 7. — С. 17−23.
  211. H.H. Педагогические технологии: организация индивидуальной и коллективной деятельности // Химия в школе. — 2009. — № 1. С. 12−18.
  212. Т.В. Моделирование учебной информации-// Химия в школе. -2009.-№ 6. С. 25 —33.- ¦ .
  213. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 132 с.
  214. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьёва. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
  215. И.М. Концепция гуманизации развивающего обучения химии // Химия в школе. 1996. — № 3. — С. 14 — 22.
  216. И.М. Методические основы развивающего обучения химии // Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1994.-41 с.
  217. И.В. Проблемы проблемного обучения // Химия в школе. -2005.-№ 6.-С. 10−16.
  218. Т.М. Использование химического эксперимента на уроке обобщения // Химия в школе. 1995. — № 6. — С. 53 — 54.
  219. Усова А. В,» Бобров A.A. Формирование у учащихся учебных умений. — М.: Знание, 1987. 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология" — № 7).
  220. A.B. Формирование умственных умений учащихся // Советская педагогика. 1982. — № 1. — С. 45 — 48.
  221. Н.Р. Об использовании в обучении деятельностного подхода // Химия в школе. 2003. — № 3. — С. 19−22.
  222. Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Г. Фокин — М.: Академия, 2006.-240 с.
  223. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, A.M. Кондакова. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 59 с. -(Стандарты второго поколения).
  224. P.A. Проблемные ситуации на уроках химии // Химия в школе. 1979. -№ 1. — С. 38 — 39.
  225. Р.И. Система дифференцированных заданий на проблемных уроках химии // Химия в школе. 1973. — № 5. — С. 35 — 39.
  226. Т.А. Формирование общеучебных умений учащихся основной школы на основе интерактивных компьютерных заданий по физике // Автореферат диссертации ¦ на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. М.: ИСМО РАО, 2010. — 27 с.
  227. Химия. 8−11 классы. Региональные олимпиады. 2000/2002 / авт.-сост. О. С. Габриелян, А. Н. Прошлецов. М.: Дрофа, 2005. — 287 1. с. -(Олимпиады школьников).
  228. Химия: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Н. Е. Кузнецовой, И. М. Титовой, H.H. Гары, А. Ю. Жегина. 2-е изд., испр. — М.: Вентана-Граф, 2005. — 224 е.: ил.
  229. Химия: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Н. Е. Кузнецовой, И. М. Титовой, H.H. Гары, А. Ю. Жегина. 2-е изд., испр. — М.: Вентана-Граф, 2005. — 320 с.: ил.
  230. Химия: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений / Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гага H.H. М.: Вентана-Граф, 2005.-384 е.: ил.
  231. Химия: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень): В 2 ч. Ч. 1. / Под ред. проф. Н. Е. Кузнецовой. М.: Вентана-Граф, 2005. — 240 е.: ил.
  232. Химия: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень): В 2 ч. Ч. 2.- !¦ Под ред. проф. Н. Е. Кузнецовой.— М.: Вентана-Граф, 2005. -304 е.: ил,
  233. А.Е. К вопросу о проблемном обучении в-VIL классе // Химия в школе. 1973. — № 5. — С. 30 — 34.
  234. A.B. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. — 2003. — № 5. С. 55 — 61-.
  235. Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. — 336 с.
  236. Г. М., Дементьев А. И. О пропедевтическом курсе «Введение в химию-7» // Химия в школе. 2003. — № 7. — С. 49 — 52.
  237. Г. М., Дементьев А. И., Тригубчак И. В. Организация обучения с использованием адаптационно-пропедевтической методики // Химия в школе. 2003. — № 2. — С. 42 — 46.
  238. Г. М., Суханова Н. Ю. Реализация связи химии с валеологией при решении учебных проблем // Химия в школе. — 2001. № 8. -С. 19−22. ' -.i
  239. Г. М., Дементьев А. И. Записки химика-путешественника: Рабочая тетрадь к пропедевтическому курсу «Мир глазами химика» // Химия: Приложение к газете «Первое сентября». — 2000. — № 6. — С. 4 — 5.
  240. И.Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 191 е.: ил.
  241. М.М. К методике оценивания химических компетенций // Химия в школе. 2010. — № 8. — С.11 — 15.
  242. М.М. Ключевые компетенции учащихся: проблема их формирования и измерения // Химия в школе. 2008. -№ 10.-15−21.
  243. М.М. Компетентностный подход к оцениванию результатов образовательной деятельности учащихся // Урок в современной школе: сб. науч. тр. СПб.: ЛОИРО, 2010. — 255 с.
  244. С.Г. Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе (Общие вопросы): Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1963. — 667 с.
  245. М.А. Проблемное обучение химии в средней школе на основе межпредметной интеграции // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. СПб.: АкадемПринт, 1998. — 24 с.
  246. М.А. Проблемный урок в школе // Урок в современной школе: сб. науч. тр. СПб.: ЛОИРО, 2010. — 255 с.
  247. М.А. Уроки химии: 8 класс: Методическое пособие. — М.: Вентана-Граф, 2006. 144 с.
  248. М.А. Уроки химии: 9 класс: Методическое пособие. — М.: Вентана-Граф, 2006. 176 с.
  249. М.А. Уроки химии: 10 класс: Методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2006. — 144 с.
  250. М.А. Уроки химии: 11 класс: Методическое пособие. — М.: Вентана-Граф, 2008. 244 с.
  251. М.А., Кузнецова Н. Е. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем: 8 — 9 классы: Методическое пособие. — М: Вентана-Граф, 2006. 256 с. — (Серия «Библиотека учителя»).
  252. Е.А. Обучение решению задач по уравнениям реакций путём обобщения знаний // Актуальные проблемы химии и методики её преподавания: научно-методический сборник статей. Нижний Новгород: НГПУ, 2007. — 173 с.
  253. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. -М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 354 с.
  254. Г. И., Пичугина Г. А. Учимся, играя // Химия в школе. 2001. -№ 10.-С. 45−49.
  255. А.Д. Тематические игры по химии. 8-й класс. Методическое пособие для учителя. — М.: ТЦ Сфера, 2004. т- 96 с.
  256. Г. И. Проблема познавательного.интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-351 с.
  257. И.С. Знания и мышление школьника. М.: Знание, 1985. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология" — № 9).
  258. И.С. Развивающее обучение. — М.: Педагогика, 1979. 144 с. — (Воспитание и обучение. Библиотека учителя). '
  259. Becker H.-J., Staudel L. Chemiedidaktik 2009 // Nachrichten aus der Chemie. 2010. — № 58. — S. 362 — 367.
  260. Becker H.-J., Eilks J., Sumfleth E. Chemiedidaktik 2004 // Nachrichten aus der Chemie. 2005. — № 53. — S. 317 — 321.
  261. Brent R. The golden book of Chemistry Experiments: How to Set Up a Home Laboratory Over 200 Simple Experiments. — New York: Golden press, 1960. -112 p.
  262. Chemie: Schulexperimente fur die Klassen 9 und 11 / B. Arndt, P. Lange G. Meyendorf, e.a. Berlin: Volk und Wissen, 1984. — 48 s.
  263. Conte Ch. Technology in schools: hip or hype? // The education digest. -1998.-№ 5.-P. 28−33.
  264. Claudia von Aufschnaiter, Christian R. Wie lassen sich Verlaufe der Entwicklung von' Kompetenz modellieren? // Zeitschrift fur Didaktik der Naturwissenschaften: Biologie, Chemie, Physik. — 2010. № 16. — S. 95 — 114.
  265. Kreusel G., Stamm G. Anspruch und Moglichkeiten aktiver Friezietgesteltung in Schule und Wohngebiet // Padagogik: Beiheft fur Leiter im Volksbildungswesen. 1989. -№ 4. — S. 167 — 171. .
  266. Noonan H.W. EJ. Lowe on vague identity and’quantum indeterminacy // Analysis. Cambridge, 1995. — Vol. 55, № 1. — P. 14 — 19.
  267. Sehmrau W. Zur Nutzuhg der Beziehuhgen zwischen dem Biologieunterricht und dem Chemieunterricht // Biologie in der Schule. 1980. — № 10. — S. 418 — 424.
  268. K.S. Kumar, K.R. Krishna, D.B. Rao. Methods of teaching chemistry. -India: Discovery publishinghouse, 2004. 336 p.
Заполнить форму текущей работой