Методика формирования экспериментальных умений школьников по химии на основе проблемного обучения
Диссертация
На основе всестороннего анализа философской, психолого-педагогической, дидактико-методической литературы, состояния вопроса в практике обучения химии выявлено наличие сложностей у учителей и учащихся средних школ в формировании экспериментальных умений по химии, связанных, главным образом, со стихийным характером их формирования, а также со слабым использованием проблемного обучения… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Современное состояние проблемы формирования экспериментальных умений школьников в процессе обучения химии
- 1. 1. Анализ состояния вопроса формирования экспериментальных умений по химии в средней школе
- 1. 2. Предметные умения как компонент содержания обучения химии в школе
- 1. 3. Проблемный подход как методология формирования предметных умений школьников по химии
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Теория и практика формирования экспериментальных умений школьников по химии
- 2. 1. Модель построения проблемных ситуаций в процессе обучения химии
- 2. 2. Технология поэтапного формирования экспериментальных умений школьников по химии на основе проблемного обучения
- 2. 3. Особенности методики проблемного обучения экспериментальным умениям как вектор фундаментальности и повышения качества обучения химии
- 2. 4. Проблемные ситуации как средство развития экспериментальных умений в процессе обучения химии
- 2. 5. Качественные задачи как условие эффективного формирования экспериментальных умений по химии
- 2. 6. Применение мультидисциплинарного комплекса средств для формирования экспериментальных умений школьников по химии
- Выводы по 2 главе
- Глава 3. Эмпирическое исследование результативности методики формирования экспериментальных умений по химии на основе проблемного обучения
- 3. 1. Организация, содержание и логика педагогического эксперимента
- 3. 2. Интерпретация результатов педагогического эксперимента и их влияние на развитие личности учащихся
- Выводы по 3 главе
Список литературы
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994.-336 с.
- Абдуллаева O.A. Интегрированные уроки с применением межпредметных задач // Урок в современной школе: сб. науч. тр. СПб.: ЛОИРО, 2010. — 255 с.
- Адлер Ю.П., Грановский Ю. В., Маркова Е. В. Теория эксперимента: прошлое, настоящее, будущее. М.: Знание, 1982. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Математика, кибернетика" — № 2).
- Акавенко JI.H., Гапонцев B.JL, Белоусова O.A. Для чего классифицировать расчётные задачи // Химия в школе. 1998. — № 3. — С. 60 — 63.
- Актуальные вопросы формирования интереса» в обучении: Учебное пособие / Г. И. Щукина, В. Н. Липник, A.C. Роботова и др.- Под ред. Г. И. Щукиной. -М.: Просвещение, 1984. 176 с.
- Александрова М.А. Решение качественных задач в курсе органической химии: Элективный курс. 11 класс // «Химия» издательского дома «Первое сентября». 2006. — № 23. — С. 12 — 15.
- Александрова Т.К. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе формирования межпредметных умений // Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1984. -С. 58−64.
- Александрова Т.К. О дефиниции межпредметных познавательных умений (психолого-педагогическое обоснование) // Совершенствование методов обучения в средней школе. Межвуз. сб. научных трудов. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. — С. 80 — 89.
- Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. М.: Вентана-Граф, 2005. — 176 е.: ил. — (Серия «Библиотека учителя»).
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). — М.: Педагогика, 1982. 192 с.163
- Бадаев И.И. Домашний эксперимент по химии. Пособие для учителей. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1977. — 127 е.: ил.
- Баскаев P.M. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу // Инновации в образовании. — 2007. № 1. — С. 10−15.
- Бекишев К.Б. О фундаментальности химического образования // Современные тенденции развития химического образования: фундаментальность и качество. Сборник / Под общей ред. академика В. В. Лунина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. — 158 с.
- Беляев H.H. О системном подходе к решению задач // Химия в школе. — 1998.-№ 5.-С. 46−48.
- Берденникова Н.Г., Меденцев В. И., Панов^Н.И. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе: Учебно-методическое пособие. СПб.: Д.А.Р.К., 2006. — 208 с.
- Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии: Учебное пособие. М.: Центрхимпресс, 2004. — 144 с. — (Химия в школе — абитуриенту, учителю. Библиотека журнала): ¦ ~ ~ ••
- Береснева Е.В., Загвоздкина E.H. Использование технологии критического мышления при изучении органической химии // Химия в школе.-2008.-№ 8.-С. 17−22.
- Бершадский М.Е. Исследование сформированное&trade- интеллектуальных операций в предметном обучении // Химия в школе. — 2003. — № 3. С. 31 — 34.
- Богданов E.H., Прасолова E.JI. Современная педагогика: ценности, понятия, смыслы. Словарь-справочник. — М.: Калуга, 1999. — 126 с.
- Болотинская Б.П. Методика формирования практических навыков учащихся VII класса // Химия в школе. 1979. — № 6. — С. 27 — 29.
- Бондаренко Л.И. У истоков логического мышления. — М.: Знание, 1985. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Философия" — № 7).
- Боровских Т.А. Лекция № 4. Индивидуализированные технологии обучения химии // „Химия“ издательского дома „Первое сентября“. 2006. — № 20. — С. 3 — 11.
- Боровских Т.А. Методическая подготовка учителя в педвузе // Педагогика. 2008. — № 7. — С. 59 — 65.
- Боровских Т.А., Маркачёв А. Е., Чернобельская Г. М. Методика ученического эксперимента в учебных проектах. — М.: Чистые пруды, 2009. — 32 е.: ил. (Библиотечка „Первое сентября“, серия „Химия“. Вып. 28).
- Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. — (Новое в жизни, науке и технике. Серия „Педагогика и психология" — № 6).
- Булавин Ю.И. Химическая символика: формулы веществ // Химия в школе. 1997. -№ 5. — С. 37 — 38.
- Бурая И.В. Об использовании интегративных творческих заданий // Химия в школе. 2002. — № 8. — С. 23 — 27.
- Бурая И.В., Аранская О. С. Интеграция знаний и умений как условие творческого саморазвития личности // Химия> в школе. 2001. — № 10. — С. 23 -32.
- Васильев С. В, Сапожникова Р. И. Переработка и использование серебряных остатков фотохимических лабораторий для учебных целей // Химия в школе. 1952. — № 3. — С. 66 — 68.
- Васильева П.Д., Кузнецова Н. Е. Обучение химии. СПб.: КАРО, 2003. -128 с. — Серия „Модернизация общего образования“.
- Веденяпин А .Я. О химическом эксперименте в школе // Химия в школе. -1955.-№ 5.-С. 27−35.
- Верховский В.Н., Смирнов А. Д. Техника химического эксперимента. Пособие для учителей. Т. 1. — 7-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1973. -368 е.: ил. — (Метод, библиотека школы).
- Волкова (Герус) С. А. Алгоритмический подход к решению типовых расчётных задач // Химия в школе. 1993. — № 3. — С. 33 — 35.
- Волкова (Герус) С. А. Компьютерные инструменты в* обучении химии // Актуальные проблемы химии и методики её преподавания: Сб. матер, межрегиональной научно-методологической конференции, 2006. Нижний Новгород: НГПУ, 2006. — 236 с.
- Волкова (Герус) С. А. Методика формирования обобщённых умений по химии на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения // Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1994. 219 с.
- Волкова (Герус) С. А. Практикум по решению экспериментально-расчётных задач при подготовке к экзаменам // Химия в школе. 1990. — № 1. -С. 37−39.
- Волкова (Герус) С.А. Теоретико-методические основы рационализации процесса обучения химии в средней школе // Диссертация на соискание166. учёной степени доктора педагогических наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.-461 с.
- Волкова (Герус) С.А. Теория- и практика рационализации процесса обучения химии в средней школе: Монография. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — 160 с.
- Волкова (Герус) С.А., Пустовит С.О.' Методика формирования компетенций: опыт, теория, перспективы // Химия в школе. 2007. — № 10. -С. 12−17.
- Волкова (Герус) С.А., Пустовит С. О. Некоторые аспекты реализации компетентностного подхода в современном образовании // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Сборник трудов VI-й167
- Международной научно-практической конференции (заочной): Т. П: Общественные науки (продолжение) / Отв. Ред. Н. Н. Болдырев. Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2008. — 219 с.
- Волкова (Герус) С.А., Пустовит С. О. Понятие „образовательная компетенция“: диалектика содержания и формы // Философия в современном мире: сборник аспирантских работ № 6. Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2007. — 146 с.
- Волкова С.А., Пустовит С. О. Формирование экспериментальных умений по химии на основе проблемного обучения // Вестник Калужского университета. 2009. — № 3. — С. 39 — 44.
- Волкова С.А., Пустовит С. О. Химические олимпиады в школе: опыт, теория, практика // „Химия“ издательского дома „Первое сентября“. — 2010.-№ 18. С. 34- 38.
- Выготский Л-С. Собрание сочинений: В- 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики/ Под ред. А. М: Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. -368 е.: ил.-(Акад. пед. наук СССР).
- Выготский Л: С. Собрание сочинений:.В>6 т. Т. -5-:Основы дефектологии / Под ред. Т А. Власовой- М-- Педагогика- 1983.400 с. — (Акад. пед. наук СССР) — .
- Габриелян О.С., Ватлина ЛЛ. Химический эксперимент в школе: 10 класс: Демонстрационный эксперимент- Лабораторные опыты- Практические работы- Экспериментальные задачи: Учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2005. 208 е.: ил.
- Габриелян О.С., Краснова В. Г. Компетентностный подход в обучении химии // Химия в школе. — М., 2007. —. № 2. — С. 16 — 22.
- Гальперин П.Я. Психология- как объективная- наука: Под ред. А. И. Подольского. — М.: Издательство Московского^ психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО „МОДЭК“, 2003. 480 с. — (Серия1. ПСИХОЛОГИЯ РОССИИ“) —
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий-// Исследования мышления в, советскойпсихологии. М.:-Наука, 1966. — С. 236 — 277.
- Гамезо М.В., Петрова Е. А., Орлова JI.M. Возрастная и- педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с. .
- Ганиченко Л.Г., Мочалов Ю. Е. Использование элементов проблемного обучения при проведении уроков-лекций // Химия в школе. 1990. — № 5. — С. 28−33.. •. ¦ - .
- Гаркунов В: П Совершенствование методов обучения химии в средней школе: Методическое пособие / Под ред. А. Д. Смирнова, И. Л. Дрижуна. — Л.: ЛГПИ им. А. И- Герцена, 1974. —136 с: ил.
- Гаркунов В.П., Злотников Э-Г., Чыонг: -HiC. Количественные экспериментальные задачи при изучении неорганической химии // Химия в школе. 1984. — № 4. — С. 55 — 56.
- Гаркунов В.П., Паравян H.A. Использование эксперимента при проблемном обучении//Химия в школе. 1974. — № 6. — О. 20 — 23.
- Гарьенене A. Bf Из опыта обучения учащихся решению экспериментальных задач^ПХимюгв^школе: 1981. — № 1. — С. 50:
- Гаханов Ф.Н. К вопросу о применении эвристического метода в преподавании химии // Химия в школе. 1966. — № 6. — С. 39 — 40:
- Герасимова Т.П., Неклюева Н. П. География: Начальный курс: Учеб. для б кл. общеобразоват. учреждений. 10-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001. — 208 е.: ил.
- Глориозов П.А. О методике привития учащимся практических умений и навыков по химии // Химия в школе. 1957. — № 4. — С. 23 — 31.
- Глориозов П.А. Формирование умений и навыков в процессе обучения химии. 2-е изд. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1963. — 72 с.
- Голобородько М.Я. Дифференцированные экспериментальные задачи по химии // Химия в школе. 1975. — № 2. — С. 72 — 75.
- Голубева О.Н. Концепция фундаментального» естественнонаучного курса в новой парадигме образования // Высшее образование в России. 1994, № 4. -С. 23−27.
- Грабецкий A.A., Назарова Т. С. Больше внимания школьному химическому эксперименту // Химия в школе. 1984. — № 5. — С. 3 — 5.
- Грабецкий A.A., Назарова Т. С. Кабинет химии: Пособие для*учителей. — 3-е изд., доп. М.: Просвещение, 1983. — 176 е.: ил. — (Серия «Библиотека учителя химии»).
- Граник Г. Г. Психологическая модель процесса формирования умения // Вопросы психологии. 1979. — № 3. — С. 56 — 65.
- Гроссе Э., Вайсмантель X. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты / Под ред. Р. Б. Добротина (гл. 1 3) и А. Б. Томчина (гл. 4 — 8) — пер. с немецкого JI. Н. Исаевой. — 2-е русское изд. — JL: Химия, 1985. — 124 с. — Лейпциг, 1974.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов. — М.: Педагогическое общество России, 2000. 480 с.
- Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. — 1991. № 6. — С. 5 — 16.
- Данильчук Е.В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога // Педагогика. — 2003. — № 1.-С. 65−73.
- Деглина Т.Е. Экспериментальные задачи по химии. Программы элективных курсов. Химия. 8 — 9 классы. Предпрофильное обучение / Авт. — сост. Г. А. Шипарева. -М.: Дрофа, 2006. 78 с.
- Демидов В.А. В химической лаборатории / В. А. Демидов: М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с. — (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 4 (16)).
- Дергунова Н.М. Система экспериментальных задач на распознавание веществ // Химия в школе. 2000. — № 1. — С. 62 — 64.
- Джадрина М.Д. Развитие практических умений в IX классе // Химия в школе. 1984. — № 6. — С. 26 — 28.
- Дорофеев М.В., Зимина А. И., СтунееваЮБ. Принципы эффективного применения цифровых лабораторий // Химия в школе". 2010. — № 2. — С. 55 — 63.
- Дрижун И.Л. Теоретические основы применения технических средств в обучении химии: Учебное пособие к спецкурсу. Л.: J JUL 11Й им. А. И. Герцена, 1986. — 92 с.
- ЕГЭ-2009: Химия: реальные задания / авт.-сост. A.C. Корощенко, М. Г. Снастина. М.: ACT: Астрель, 2009. — 126 2. с. — (Федеральный институт педагогических измерений).
- ЕГЭ-2010: Самые новые реальные задания / авт.-сост. A.C. Корощенко, М. Г. Снастина. М.: ACT: Астрель, 2010. — 126 2. с. — (Федеральный институт педагогических измерений). ¦
- Емельянова Е.О. Многокомпонентные задания как средство развития интеллектуальных умений учащихся // Химия в школе. 2001. — № 5. — С. 23 — 25.
- Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии / Т. Е. Енякова. 2-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2005. — 173 с 3. с: ил. — (Библиотека учителя).
- Ерыгин Д.П., Шишкин Е. А. Методика решения задач по химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по биол. и хим. спец. М.: Просвещение, 1989.-176 с.
- Естествознание: Учеб. для 5 кл. общеобразоват: учреждений / Г. С. Калинова, Н. В. Шкарбан, Р. Г. Иванова и др.- под ред. А. Г. Хрипковой. 6-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 240 е.: ил.
- Жизнь на уроке должна стать подлинной или метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия. Учительская газета. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/32 704
- Журин A.A. Медиаобразование школьников на уроках химии: Монография. М.: ГНУ ИСМО РАО, 2004. — 184 е.: ил.
- Журин A.A. Научно-недостоверная информация: не во вред, а во благо // Химия в школе. 2002. — № 2. — С. 48 — 52.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. — 192 с.
- Зайцев О.С. Использование химической термодинамики при проблемном обучении // Химия в школе. 1975. — № 6. — С. 21 — 28.
- Зайцев О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 384 е.: ил.
- Захаров JI.H. Техника безопасности в химических лабораториях: Справочное издание. 2-е изд., перераб., доп. — Л.: Химия, 1991. — 336 е.: ил.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. — 2-е изд., испр., перераб. -М.: Логос, 1999.-384 с.' '
- Зуева М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 144 е.: ил.
- Зуева М.В., Иванова Б. В. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии. М:. Просвещение, 1989. — 160 е.: ил. — (Библиотека учителя химии).
- Иванова Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004, № 1С. 16 — 20.
- Игнатова В.Ю. Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков. Электронный ресурс. Режим доступа: http://michschooll.68edu.ru/docs/ignatova-projectnaya-deyat.doc
- Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. -М.: Знание, 1985. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология" — № 1).
- Интегрированное медиаобразование: Опыт работы школ России / Под редакцией A.A. Журина. М.: ЮУМЦ, 2001. — 236 с.
- Иотова Е.А., Гоголевская Н. И., Езубченко О. Г. Из опыта обучения решению экспериментальных задач // Химия в школе. — 1995. — № 2. — С. 69 — 71.
- Иоффе Р.Б. Проблемно-исследовательский подход в изучении химических производств // Химия в школе. 1972. — № 6. — С. 42 — 45.
- Исаев Д.С. Об организации практикумов исследовательского характера // Химия в школе. 2001. — № 9. — С. 53 — 58.
- Исаев Д.С. Об организации практикумов исследовательского характера в 9 классе // Химия в школе. 2001. — № 10. — С. 58 — 64.
- Исаев Д.С. Практикумы исследовательского характера в XI классе // Химия в школе. 2002. — № 3. — С. 67 — 72.
- Кальней В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе „учитель — ученик“. Методическое пособие для учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 86 с. '
- Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб: Наука, 1999.-471 с.
- Капитонов Ф.А. Экспериментальные задачи по химии // Химия в школе. -1954.-№ 4.-С. 34−39.
- Кирюшкин Д.М. Методы обучения химии вхредней школе. Пособие для* учителей. -М.: Просвещение, 1968. 143 с.
- Кирюшкин Д. М., Полосин В. С. Методика обучения химии. Учеб. пособие для пед. ин-тов: М.: Просвещение, 1970. — 495 е.: ил.
- Ковалёва Г. С. PISA-2003: результаты международного-исследования // Народное образование. — 2005. № 5. — С. 37 — 43.
- Ковалёва Г. С., Краснокутская Л.П, Баранова В. Ю. PISA: компетентность в решении проблем // Школьные технологии. — 2005. — № 5. — С. 165−183.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. М.: Академия, 2000. — 176 с.
- Кожиков А.П. Прибор-автомат'для получения дистиллированной воды // Химиям школе. 1952. — № 5. — С. 76:
- Колесниковаt A.M. Основные методы очистки и разделения веществ. Программы элективных курсов. Химия: 10−1Г классы. Профильное обучение / Авт.-сост. Г. А. Шипарева. М.: Дрофа, 2006. — 79.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.- М.: АПКиПРО, 2002. 24 с.
- Корсак Г. И. Экспериментальные задачи по химии. — Мн.: Народная-Асвета, 1981.-112 с.
- Котлярова О.С., Левичева Н. Б. О 1 состоянии1 некоторых экспериментальных умений по химии у выпускников школ // Химия в школе.- 1982.-№ 3.-С. 44−45.
- Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2005. — 336 с. — (Библиотека высшей школы).
- Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М.: Знание, 1991. -80 с.
- Кудрявцева Т.С. О проблемном изучении темы „Многоатомные спирты“ // Химия в школе. 1975. — № 6. — С. 49 — 51.
- Кузнецова О.В., Степанов В. А., Фёдорова Н. Б. Инновации и традиции при изучении электропроводности жидкостей в школе // Образование в XXI веке: Материалы Всероссийской научной конференции. Тверь: КУПОЛ, 2010.-С. 106−107.
- Кузнецова Н.Е. Методический аспект управления познавательной деятельностью учащихся // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе: межвуз. сб. научных трудов. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1985. С. 15 — 18.
- Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий в обучении химии. М.: Просвещение, 1989. — 144 е.: ил.
- Кузнецова Н.Е., Волкова (Герус) С. А. Формирование обобщённых умений на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения II Химия в школе. 2002. — № 5. — С. 16 — 20.
- Кузнецова Н.Е. Фундаментальность, системность и действенность естественнонаучного образования // Академические чтения Т.1. СПб.: СЗО РАО, 2001.-С. 41−48.
- Кузнецова Н.Е., Майш Е. Г. О развитии познавательного интереса к изучению эколого-химического материала // Химия в школе. 2004. — № 5. — С. 12−18.
- Кузнецова Н.Е., Шаталов М. А. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции (на примере дисциплин естественнонаучного цикла): Учебное пособие. СПб.: Образование, 1998. — 48 с.
- Кузнецова Н.Е., Шаталов М. А. Проблемно-интегративный подход и методика его реализации в обучении химии // Химия в школе. 1999. — № 9. -С. 25−35.
- Культурология. Энциклопедия. В 2 т. Т. 2. / Гл. ред. С. Я. Левит. М.: Российская политическая энциклопедия (РОХПЭН), 2007. — 1184 с.
- Лапина Р.П. К методике обучения решению экспериментальных задач // Химия в школе. 1967. — № 1. — С. 40 — 46.
- Лапина Р.П. Действенна ли такая методическая помощь? // Химия в школе. 1990. -№ 3. — С 71 — 73.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1983. 320 е.: ил. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
- Лернер И .Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных „Педагогических чтениях“ // Химия в школе. 1968. — № 7. — С. 45 — 54.
- Литвинова Т.Н. Интегративно-модульное обучение студентов-медиков общей химии в рамках парадигмы гуманизации // Современные проблемы науки и образования. 2006. — № 1. — С. 65 — 66.
- Лукьянова М.И., Калинина Н. В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. Ульяновск, ИПК ПРО, 1998. — 64 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. пособие для студ. вузов и слушателей курсов психологических дисциплин. — СПб.: Питер, 2001. 582 е.: ил. — (Серия „Учебник нового века“).
- Маршанова Г. Л. Методическая система формирования» и развития общеучебных умений учащихся при изучении химии в общеобразовательной школе // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. М.: ИСМО РАО, 2009. — 26 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 168 с. .
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории: -М.: Педагогика, 1975. 368 с.
- Методика преподавания химии: Учебное пособие для студентов пед. институтов хим. и биол. спец. / Н. Е. Кузнецова, В ¡-П. Гаркунов, Д. П. Ерыгин, Э. Г. Злотников и др. М.: Просвещение, 1984. — 415 с.
- Милерян Е.А. Психология формирования общеобразовательных политехнических умений. М.: Педагогика, 1973. — 300 с.
- Минин М.Г., Михайлова Н. С. Психолого-педагогическая диагностика качества знаний // Химия в школе. — 2003. № 3. — С. 22 — 30.178
- Минченков Е.Е. Влияние специфики. межпредметных связей на деятельность, учителя- и учащихся в процессе изучение химии // Химия: методика преподавания. 2004. — № 5. — С. 23?—32?.
- Мишина Е.Ф. Преподавание органической, химии в средней школе эвристическим* методом // Химия-в школе. — 1959. — № 5. — С. 27 37.
- Можаев Г. М., Симихина Н. В. Учебный исследовательский эксперимент // Химия в школе. 2003. -№ 1. — С. 52 — 54.
- Надпредметные (метапредметные) умения и навыки: Глоссарий. Электронный ресурс. — Режим flocTyna: http://www.oot-nmk.ru/gloss/n.htm
- Назарова Т.С. Образовательная среда школы, и новые технологии обучения на рубеже XXI века //.Народное образование. — 2000. № 8. — С. 49 -54. • ' «. .
- Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 20 — 54.. ^ -,
- Назарова Т.С. и др. Химический эксперимент в школе / Т. С. Назарова, А. А. Грабецкий, В. Н. Лаврова. М.: Просвещение, 1987. — 240>с.: ил. — (Б-ка учителя химии).. .. .. , .
- Назарова Т: С., Полат E.C. Средства обучения: технология создания и проектирования. М.: Изд-во УРАО, 1998. -.204 с.
- Неймарк А.М., Князева Р. Н. Привитие учащимся навыков самостоятельной исследовательской деятельности // Химия в школе. — 1979- -№ 6. С. 46 -49. .
- Новиков Ю.Е., Заречнюк 0-С. Применение опорных схем при решении расчётных задач // Химия в школе. 1991. — № 5. — С. 31 — 36.
- Новикова В.И. Современные подходы к понятию технологии в образовании. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.rusnauka.com/ ONG/pedagogica
- О проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся. Инструктивно-методическое письмо Главного управления школ Министерства просвещения РСФСР (1962 г.) // Химия в школе. — 1962. № 6.- С. 20 22.
- Оржековский П.А. Как помочь учащимся в ходе творческого процесса // Химия в школе. 2001. — № 1. — С. 44 — 51.
- Оржековский П.А. Какую творческую задачу предложить ученику // Химия в школе. -1996. № 5. — С. 38 -41.
- Оржековский П.А. Опыт химического творчества учащихся и его основные компоненты // Химия в школе. 1999. — № 6. — С. 28 — 32.
- Оржековский П.А., Богомолова Н. В., Давыдов В. Н., Сушина Т. Е. Обучение учащихся решению экспериментальных творческих задач // Химия в школе.-1993.-№ 5.-С. 67−71.
- Очирова Л.П. Формирование умений осуществлять причинно-следственные связи в обучении химии // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. СПб.: Издательство Бурятского педагогического института, 1995. — 24 с.
- Пак М. С. Основы дидактики химии: Учебное пособие. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 307 с.
- Пакулова В.М., Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений. 4-е изд., дораб. — М.: Дрофа, 2001. — 208 с.
- Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего. — СПб.: КАРО, 2003.- 384 с. (Модернизация общего образования).
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 608 с.
- Перминова JI.M. Язык химии как средство развития учащихся // Химия в школе. 2002. — № 7. — С. 26 — 29.
- Пичугина Г. А. Активные формы обучения на уроках химии // Химия в школе. 2009. — № 5. — С. 33 — 38.
- Пичугина Г. В. Химия и повседневная жизнь человека / Г. В. Пичугина. — М.: Дрофа, 2004. 252 е.: ил. — (Библиотека учителя).
- Пичугина Г. В. Химия и сельскохозяйственные технологии: Методическое учебное пособие к экспериментальному курсу для 8−11 классов сельских школ. Псков: ПОИПКРО, 2000. — 152 с.
- Пичугина Г. В. Химия и сельскохозяйственные технологии: Экспериментальное учебное пособие для учащихся 11 класса. Псков: ПОИПКРО, 2000. — 88 с.
- Пичугина Г. А., Штремплер Г. И. Игры-минутки в обучении химии // Химия в школе. 2001. — № 5. — С. 57 — 59.
- Плетнер Ю.В. Качественные задачи в курсе химии средней школы // Химия в школе. 1958. — № 2. — С. 25 — 34.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. М.: ВЛАДОС, 2003.-576 е.: ил.
- Полонский В.М. Оценка эффективности работы по методике химии // Химия в школе. 1979. -№ 3. — С. 17 — 19.
- Полосин B.C. О формировании лабораторных навыков по химии // Химия в школе. 1952. — № 2. — С. 24 — 30.
- Попов И.С. Использование реактивных остатков на занятиях по химии в средней школе // Химия в школе. — 1952. № 1. — С. 53 — 57.
- Прасолова Е.Л. Педагогика. Междисциплинарный словарь-справочник: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: — Калуга: Kl НУ им. К. Э. Циолковского, 2006. — 286 с.
- Программно-аппаратные комплексы AFS. ООО Производственно-консультационная группа «Развитие образовательных систем». Электронный ресурс. Режим доступа: http://afsedu.ru/22/faq.
- Программно-методические материалы. Химия: Средняя школа. 8−11 классы. / Сост. C.B. Суматохин.- 4-е изд., перераб., доп. Mi: Дрофа, 2001. -192 с. .> V <'> !
- Программно-методические материалы. География: 6 — 9 классы / Сост. В. И. Сиротин. 3-е изд., перераб.' - М: Дрофа, 2000: — 192'с.
- Программы, для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5 11 кл. — 2-е изд., перераб., доп. — М.:. Дрофа, 2001. — 224 с.
- Программы, для общеобразоват. учреждений: Физика. Астрономия. 7 -11 классы / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. 2-е изд., испр. — М.: Дрофа, 2001.-256 с.
- Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. 8 — 11 кл. / Сост. Н. И. Габрусева, C.B. Суматохин. 2 изд., доп. — М.: Дрофа, 2001. — 288 с.
- Программы по химии для- 8−11 классов1 общеобразовательных учреждений / Под ред. H. Е. Кузнецовой. М.: Вентана-Граф, 2006. -128 с.
- Программы по химии для общеобразовательных школ. Электронный ресурс. Режим доступа: http://bolotovdv.narod.ru/plan.html
- Программы по химии для 8−11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. Н. Е. Кузнецовой. М.: Вентана-Граф, 2006. — 128 с.
- Пустовит С.О. Проблемное обучение как- пример гуманизации- естественнонаучного^ образования // Образование в XXI веке: Материалы Всероссийской научной заочной конференции: — Тверь: ООО «КУПОЛ», 2009. — с. 76 — 77. — • ••.V
- Ризванов А.К. Химические опыты в познании основ науки // Химия в школе. 2007. — № 1. — С. 55 — 63. , — и-
- Рогожин О.В. Развитие интеллектуальных умений школьников // Химия: Методика преподавания. — 2004. — № 5: — С. .43 46.
- Ромашина Т.Н., Чернобельская Г. М. Из опыта организации- самостоятельной работы учащихся с использованием проблемного подхода // Химия в школе.-1981.-№ 1.-С: 40 -41- «' 'Л-.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. — 488 с. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1989. — 328 с. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
- Савинова Л.Н., Алифанова E.H., Куренкова Ю. В., Алексеева И. С., Насонов С. Н. Проблемный подход к изучению аналитической химии в школьной практике // Химия в школе. — 1999. — № 5. — С. 70 — 74.
- Садовников Н.В. Фундаментализация современного вузовского образования // Педагогика. 2005. — № 7. — С. 49 — 54.
- Самылкина H.H. Современные средства оценивания результатов обучения. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. — 172 с. -(Педагогическое образование).
- Светозаров В.В. Основы • статистической обработки результатов измерений: Учебное пособие. М.: Изд-во МИФИ, 1983. — 40 с.
- Сельская Э.Б. Из опыта проблемного обучения // Химия в школе. 1972. -№ 3. — С. 42−44.
- Сельская малокомплектная школа: опыт, — проблемы, перспективы сохранения и развития: материалы конференции / Под ред. В. А. Кишеева, E.H. Зайцева, А. Т. Козыревой. Калуга: Издательство Н. Бочкарёвой, 1998. — 212 с.
- Сенько Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся. М.: Знание, 1986. — 80 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология- № 4).
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2006. 350 е.: ил.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. — 3-е изд., испр., доп. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 430 с.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Н.Е. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2003. — 576 с.
- Современные тенденции развития химического образования: фундаментальность и качество. Сборник / Под общ. ред. академика В. В. Лунина. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. 158 с.
- Сорокин В.В. Методика обучения химии на основе деятельностной теории учения. -М.: МГУ, 1992.-223 с.
- Софронова Н.В. Методика использования инструментальных программных средств в курсе информатики (на примере темы «Организация данных в ЭВМ») // Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. М.: РАО ИСО, 1994. — 206 с.
- Стандарт основного общего образования по географии // Вестник образования России. 2004. — № 13. — С. 20 — 27.
- Стандарт основного общего образования по химии II Вестник образования России. 2004. — № 13. — С. 41 -47.: •
- Стандарт среднего (полного) образования по химии // Вестник образования"России. 2004. — № 15. — С. 77 — 89.
- Стратегия модернизации общего образования // Управление школой. -2001. -№ 30. С. 2 — 16.
- Строкатова С.Н. Методика'"решения расчётных химических задач // Химия в школе. 1998. — № 5. — С. 60 — 64.
- Сурин Ю.В., Парамонова Е. В. Проблемно-развивающий практикум IX классе // Химия в школе. 2000. — № 7. — С. 61 — 66.
- Сурин Ю.В., Парамонова Е. В. Проблемно-развивающий практикум IX классе // Химия в школе. 2000. — № 8. — С. 67 — 72.
- Сурин Ю.В., Сергеева И. П. Проблемный эксперимент по получению неокисленного гидроксида железа (III) // Химия в школе. 1997. — № 7. — С. 63−64.
- Суровцева Р.П. Химия. 8-кл.: тетрадь для* практических занятий к учебнику Л. С. Гузея, В. В. Сорокина, Р. П. Суровцевой «Химия. 8» / Р. П. Суровцева, Л. С. Гузей. 10-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2008. — 108 е.: ил.
- Суровцева Р.П. Химия. 9 кн.: тетрадь для практических занятий к учебнику JI.C. Гузея, В. В. Сорокина, Р. П. Суровцевой «Химия. 9» / Р. П. Суровцева, JI.C. Гузей. — 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 91 е.: ил.
- Суртаева H.H. Педагогические технологии в реализации гуманистической, концепции образования // Химия в школе. — 1997. — № 7. — С. 17−23.
- Суртаева H.H. Педагогические технологии: организация индивидуальной и коллективной деятельности // Химия в школе. — 2009. — № 1. С. 12−18.
- Сычёва Т.В. Моделирование учебной информации-// Химия в школе. -2009.-№ 6. С. 25 —33.- ¦ .
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 132 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьёва. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
- Титова И.М. Концепция гуманизации развивающего обучения химии // Химия в школе. 1996. — № 3. — С. 14 — 22.
- Титова И.М. Методические основы развивающего обучения химии // Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1994.-41 с.
- Трофимова И.В. Проблемы проблемного обучения // Химия в школе. -2005.-№ 6.-С. 10−16.
- Тулубенская Т.М. Использование химического эксперимента на уроке обобщения // Химия в школе. 1995. — № 6. — С. 53 — 54.
- Усова А. В,» Бобров A.A. Формирование у учащихся учебных умений. — М.: Знание, 1987. 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология" — № 7).
- Усова A.B. Формирование умственных умений учащихся // Советская педагогика. 1982. — № 1. — С. 45 — 48.
- Файзуллина Н.Р. Об использовании в обучении деятельностного подхода // Химия в школе. 2003. — № 3. — С. 19−22.
- Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Г. Фокин — М.: Академия, 2006.-240 с.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, A.M. Кондакова. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 59 с. -(Стандарты второго поколения).
- Хазигалиев P.A. Проблемные ситуации на уроках химии // Химия в школе. 1979. -№ 1. — С. 38 — 39.
- Халлиулин Р.И. Система дифференцированных заданий на проблемных уроках химии // Химия в школе. 1973. — № 5. — С. 35 — 39.
- Ханнанова Т.А. Формирование общеучебных умений учащихся основной школы на основе интерактивных компьютерных заданий по физике // Автореферат диссертации ¦ на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. М.: ИСМО РАО, 2010. — 27 с.
- Химия. 8−11 классы. Региональные олимпиады. 2000/2002 / авт.-сост. О. С. Габриелян, А. Н. Прошлецов. М.: Дрофа, 2005. — 287 1. с. -(Олимпиады школьников).
- Химия: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Н. Е. Кузнецовой, И. М. Титовой, H.H. Гары, А. Ю. Жегина. 2-е изд., испр. — М.: Вентана-Граф, 2005. — 224 е.: ил.
- Химия: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Н. Е. Кузнецовой, И. М. Титовой, H.H. Гары, А. Ю. Жегина. 2-е изд., испр. — М.: Вентана-Граф, 2005. — 320 с.: ил.
- Химия: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений / Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гага H.H. М.: Вентана-Граф, 2005.-384 е.: ил.
- Химия: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень): В 2 ч. Ч. 1. / Под ред. проф. Н. Е. Кузнецовой. М.: Вентана-Граф, 2005. — 240 е.: ил.
- Химия: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень): В 2 ч. Ч. 2.- !¦ Под ред. проф. Н. Е. Кузнецовой.— М.: Вентана-Граф, 2005. -304 е.: ил,
- Хрупало А.Е. К вопросу о проблемном обучении в-VIL классе // Химия в школе. 1973. — № 5. — С. 30 — 34.
- Хуторской A.B. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. — 2003. — № 5. С. 55 — 61-.
- Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. — 336 с.
- Чернобельская Г. М., Дементьев А. И. О пропедевтическом курсе «Введение в химию-7» // Химия в школе. 2003. — № 7. — С. 49 — 52.
- Чернобельская Г. М., Дементьев А. И., Тригубчак И. В. Организация обучения с использованием адаптационно-пропедевтической методики // Химия в школе. 2003. — № 2. — С. 42 — 46.
- Чернобельская Г. М., Суханова Н. Ю. Реализация связи химии с валеологией при решении учебных проблем // Химия в школе. — 2001. № 8. -С. 19−22. ' -.i
- Чернобельская Г. М., Дементьев А. И. Записки химика-путешественника: Рабочая тетрадь к пропедевтическому курсу «Мир глазами химика» // Химия: Приложение к газете «Первое сентября». — 2000. — № 6. — С. 4 — 5.
- Чертков И.Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 191 е.: ил.
- Шалашова М.М. К методике оценивания химических компетенций // Химия в школе. 2010. — № 8. — С.11 — 15.
- Шалашова М.М. Ключевые компетенции учащихся: проблема их формирования и измерения // Химия в школе. 2008. -№ 10.-15−21.
- Шалашова М.М. Компетентностный подход к оцениванию результатов образовательной деятельности учащихся // Урок в современной школе: сб. науч. тр. СПб.: ЛОИРО, 2010. — 255 с.
- Шаповаленко С.Г. Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе (Общие вопросы): Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1963. — 667 с.
- Шаталов М.А. Проблемное обучение химии в средней школе на основе межпредметной интеграции // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. СПб.: АкадемПринт, 1998. — 24 с.
- Шаталов М.А. Проблемный урок в школе // Урок в современной школе: сб. науч. тр. СПб.: ЛОИРО, 2010. — 255 с.
- Шаталов М.А. Уроки химии: 8 класс: Методическое пособие. — М.: Вентана-Граф, 2006. 144 с.
- Шаталов М.А. Уроки химии: 9 класс: Методическое пособие. — М.: Вентана-Граф, 2006. 176 с.
- Шаталов М.А. Уроки химии: 10 класс: Методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2006. — 144 с.
- Шаталов М.А. Уроки химии: 11 класс: Методическое пособие. — М.: Вентана-Граф, 2008. 244 с.
- Шаталов М.А., Кузнецова Н. Е. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем: 8 — 9 классы: Методическое пособие. — М: Вентана-Граф, 2006. 256 с. — (Серия «Библиотека учителя»).
- Шишкин Е.А. Обучение решению задач по уравнениям реакций путём обобщения знаний // Актуальные проблемы химии и методики её преподавания: научно-методический сборник статей. Нижний Новгород: НГПУ, 2007. — 173 с.
- Шишов С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. -М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 354 с.
- Штремплер Г. И., Пичугина Г. А. Учимся, играя // Химия в школе. 2001. -№ 10.-С. 45−49.
- Шукайло А.Д. Тематические игры по химии. 8-й класс. Методическое пособие для учителя. — М.: ТЦ Сфера, 2004. т- 96 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного.интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-351 с.
- Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. М.: Знание, 1985. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология" — № 9).
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. — М.: Педагогика, 1979. 144 с. — (Воспитание и обучение. Библиотека учителя). '
- Becker H.-J., Staudel L. Chemiedidaktik 2009 // Nachrichten aus der Chemie. 2010. — № 58. — S. 362 — 367.
- Becker H.-J., Eilks J., Sumfleth E. Chemiedidaktik 2004 // Nachrichten aus der Chemie. 2005. — № 53. — S. 317 — 321.
- Brent R. The golden book of Chemistry Experiments: How to Set Up a Home Laboratory Over 200 Simple Experiments. — New York: Golden press, 1960. -112 p.
- Chemie: Schulexperimente fur die Klassen 9 und 11 / B. Arndt, P. Lange G. Meyendorf, e.a. Berlin: Volk und Wissen, 1984. — 48 s.
- Conte Ch. Technology in schools: hip or hype? // The education digest. -1998.-№ 5.-P. 28−33.
- Claudia von Aufschnaiter, Christian R. Wie lassen sich Verlaufe der Entwicklung von' Kompetenz modellieren? // Zeitschrift fur Didaktik der Naturwissenschaften: Biologie, Chemie, Physik. — 2010. № 16. — S. 95 — 114.
- Kreusel G., Stamm G. Anspruch und Moglichkeiten aktiver Friezietgesteltung in Schule und Wohngebiet // Padagogik: Beiheft fur Leiter im Volksbildungswesen. 1989. -№ 4. — S. 167 — 171. .
- Noonan H.W. EJ. Lowe on vague identity and’quantum indeterminacy // Analysis. Cambridge, 1995. — Vol. 55, № 1. — P. 14 — 19.
- Sehmrau W. Zur Nutzuhg der Beziehuhgen zwischen dem Biologieunterricht und dem Chemieunterricht // Biologie in der Schule. 1980. — № 10. — S. 418 — 424.
- K.S. Kumar, K.R. Krishna, D.B. Rao. Methods of teaching chemistry. -India: Discovery publishinghouse, 2004. 336 p.