Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие толерантности у старших дошкольников и младших школьников в процессе освоения театральной деятельности

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цель развития толерантности средствами театрального искусства в детских садах и общеобразовательных школах трактуется так: познакомить детей с театральным искусством, формировать интерес и уважение к нему; воспитать гражданственность, любовь к родному краю и России; способствовать росту взаимопонимания и взаимоуважения в межнациональных отношениях, консолидации всех народов. В то же время… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. История термина толерантность. Теория толерантности
  • 2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
  • 3. Театральная деятельность — путь развития толерантности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
  • Заключение
  • Библиографический
  • список

Развитие толерантности у старших дошкольников и младших школьников в процессе освоения театральной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность.

Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.

В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости».

Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» — активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.

Гуманизация образования неразрывно связана с изменениями представлений о сущности педагогического воздействия и роли педагога в обучающем взаимодействии.

Новые образовательные подходы изначально предполагают целенаправленное создание условий для развития таких качеств, как терпимость к инакомыслию, умение понять другого, осознание норм собственного поведения, целостность, принятие себя и других.

Толерантность — это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным.

В настоящее время перед всеми педагогами, в том числе и учителями музыки, встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов.

Цель развития толерантности средствами театрального искусства в детских садах и общеобразовательных школах трактуется так: познакомить детей с театральным искусством, формировать интерес и уважение к нему; воспитать гражданственность, любовь к родному краю и России; способствовать росту взаимопонимания и взаимоуважения в межнациональных отношениях, консолидации всех народов.

Актуальность проблемы исследования обусловлена совокупностью факторов научного, социального и прикладного значения. Она определяется, прежде всего, современными тенденциями в образовании, характеризующимися существенным повышением внимания к проблеме этнокультурного воспитания подрастающего поколения. Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию. Сегодня проблема этнокультурного воспитания приобретает все более значимый характер.

Решение данной проблемы предполагает, в первую очередь, глубокое знание традиций и обычаев, а также активизацию педагогической деятельности по приобщению подрастающего поколения к традиционной культуре этноса. Данной проблеме посвящены работы Т. И. Баклановой, Е. П. Белозсрцева, M. B. Богуславского, И. Ф. Гончарова, М. С. Жирова, А. В. Нестеренко, МЛО. Новицкой, ВТ. Пряниковой, Т. Я. Шпикаловой и др. По их мнению, процесс этнокультурного воспитания является актуальной социокультурной и педагогической проблемой, решение которой позволит не просто сохранить традиционную культуру и исторически сложившиеся воспитательные традиции, но и инновационно осмыслить их, перенести в будущее.

Теоретические представления об этнокультурном воспитании заложены в трудах ПН. Волкова, В. Н. Ганичева, И. Ф. Гончарова, Г. Б. Корнетова, М. Ю. Новицкой, З. И. Равкинаи др.

В то же время заслуживают внимания исследования театральной педагогики, раскрывающие возможности детской театральной деятельности, возможности школьного театра в этнокультурном воспитании. Данной проблемой занимаются такие педагоги, как М. В, Букатов, И, А. Генералова, А. Ю, Гончарук, A. IL Ершова, ИЛ. Ліобипский, ТХ. Пепя, Ю. И. Рубина, Н. И, Сац, Е. К. Чухман и др.

Между тем, проблема использования театральной деятельности для этнокультурного воспитания, на наш взгляд, недостаточно разработана в современных психолого-педагогических исследованиях.

В связи с этим возникает противоречие между потребностью общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в поликультурном пространстве и необходимостью осознания человеком своей этнической принадлежности, ориентацией на традиции, ценности своего народа, а также между возможностями театральной педагогики, способной обеспечить разностороннее воспитание детей, и уровнем ее использования в системе этнокультурного воспитания современной школы.

С учетом этих противоречий была выбрана тема исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия, методы и технологии использования театральной деятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста для развития толерантности.

Решение этой проблемы определило цель данного исследования.

Задачи исследования:

— анализ литературных источников по рассматриваемому вопросу;

— определение понятия толерантности;

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2006 — 702 с.
  2. И. С. Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников: учебное пособие / И. С. Артюхова. — М.: Чистые пруды, 2008. — 30 с.
  3. А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2006 — 192 с.
  4. М. Радужный камень: Игра на развитие толерантности для учащихся 3−4 классов /М. Битянова, И. Вачков / /География. — 2002. — № 35. — С.14−18.
  5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учебное пособие / И. В. Дубровина. — М.: Академия, 2006 — 484 с.
  6. . С. Психология младшего школьника: учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков. — М.: Академический Проект, 2006. — 204 с.
  7. Л. С. Педагогическая психология. — М.: АСТ, 2006 — 240 с.
  8. П. Я. Четыре лекции по психологии. — М.: Юрайт, 2006 — 196 с.
  9. В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 2007. — 362 с.
  10. Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе: Сборник методических материалов. — М.: Молодежный центр прав человека и правовой культуры, 1999. — 256 с.
  11. И. П. Сказка как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями поведения // Дошкольное образование. — 2002. — № 1. — С. 70
  12. Л. А. Возрастная психология. — М.: Академический проект, 2006. — 255 с.
  13. . Психология интеллекта. — СПб.: Питер, 2006 — 192 с.
  14. И. Толерантность и школьник. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2003. — 240 с.
  15. И. Толерантность, как она формируется? - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001. — 180 с.
  16. , Б.Э. Толерантность — дорога к миру / Б. Э. Риэрдон. — М.: Бонфи, 2001. — 304 с.
  17. Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. — СПб.: Питер, 2006. — 224 с.
  18. Е. Е. Психология развития человека: учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 460 с.
  19. О.И. Использование сказок в нравственном воспитании младших школьников. — www.festival.1september.ru.
  20. Е. А. Возрастная психология. — СПб.: Питер, 2007. 208 с.
  21. Г. Конфликты и их толерантное разрешение в обществе / Г. Тарусина // История. — 2001. — № 48. — С. 13−14.
  22. Толерантность — идеология гражданского мира. — М.: Бонфи, 2001. — 48 с.
  23. Хрестоматия по психологии: Психология мышления / Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: АСТ, 2008. — 672 с.
  24. И. В. Возрастная психология. — М.: Гардарики, 2007. — 352 с.
Заполнить форму текущей работой