Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психология современного детства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для регулирования данной группы факторов формирования девиантного поведения представляется эффективной направленность педагогического воздействия на становление позиции субъектности ребенка как на основополагающий ориентир образовательного пространства, без которого невозможно реализовать задачи его социализации. Наилучшим образом эта задача решается посредством предложенного А. В. Волоховым… Читать ещё >

Психология современного детства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психология современного детства существенно меняется. Как пишет Д. И. Фельдштейн, перед нами сейчас ребенок XXI века — младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, который при сохранении сущностных оснований и действенных механизмов сознания, мышления разительно отличается не только от того «дитя», которого описывали Коменский и Песталоцци, Ушинский и Пирогов, Заззо и Пиаже, Корчак и другие великие детоводители прошлого, но даже качественно отличается и от ребенка 1990;х гг. При этом ребенок стал не хуже и не лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим.

Свои слова Д. И. Фельдштейн подкрепляет рядом выводов, сделанных в результате масштабного исследования[1]:

  • 1) снизились энергичность детей, их желание активно действовать, при этом возрос эмоциональный дискомфорт;
  • 2) отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности;
  • 3) отмечается недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты;
  • 4) приобщение детей к телеэкрану начиная с младенческого возраста, приводит к формированию клипового мышления: им трудно воспринимать слышимую информацию и читать; понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом;
  • 5) отмечается обеднение и ограничение общения детей со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности;
  • 6) все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении;

7) на первый план у современных детей подросткового возраста выходят не развлечения, а свой особый поиск смысла жизни, возрастает их критичность по отношению к взрослым, т. е. фиксируются новые характеристики в их социальном развитии.

Как видим, все эти особенности современных детей вполне поддаются педагогическому регулированию. Воспитание на личном примере, акцентирование внимания на развитии дефицитарных функций, постоянное обращение к ценностям любви, дружбы, взаимопомощи, поддержка и понимание ребенка — все это способно изменить личностное развитие несовершеннолетних в лучшую сторону.

Для регулирования данной группы факторов формирования девиантного поведения представляется эффективной направленность педагогического воздействия на становление позиции субъектности ребенка как на основополагающий ориентир образовательного пространства, без которого невозможно реализовать задачи его социализации. Наилучшим образом эта задача решается посредством предложенного А. В. Волоховым вариативно-программного подхода (возможность выбирать объединение, переходить из одного объединения в другое, реализовывать проекты в соответствии со своими интересами и потребностями)[2].

Периодически меняющееся взаимодействие детей в системе объединений дополнительного образования и в разных видах деятельности формирует у обучающихся навыки планирования, контроля, ответственности, расширяет и укрепляет социальные связи. При этом дети намеренно ставятся в ситуацию рефлексии: размышляют о себе, своих возможностях и достижениях, осмысливают свое отношение к людям, событиям, информации. Они учатся понимать, что нередко события и обстоятельства нельзя изменить, но можно и очень важно изменить себя и свое отношение к происходящему.

Пример из практики

Елена С., 12 лет, занимается в танцевальном коллективе три года. В последнее время у Елены начались проблемы с поведением: две драки с ее участием произошли с разницей в несколько дней. По рассказам классного руководителя, в разговорах о поведении Лена ведет себя вызывающе: выслушивает педагогов с каменным лицом и даже не извиняется перед пострадавшими одноклассницами. Классный руководитель отмечает, что девочка всегда говорит то, что думает, не терпит унижения, постоянно с кем-либо конкурирует, но никогда не жалуется на одноклассников.

В процессе наблюдения за Леной в ходе ее участия в творческом объединении было выявлено, что наибольшую значимость для нее представляют ситуации, относящиеся к личному успеху, присутствует ревность к успехам других. Близких подруг в объединении у нее нет, но девочку это не очень заботит. Елена имеет вполне ясные представления о нормах и правилах поведения, но при этом допускает их нарушение в ситуациях, когда отсутствует угроза наказания. Если ее точка зрения на что-то расходится с точкой зрения других, в том числе педагога, она реагирует достаточно агрессивно, упрямо стоит на своем. Наибольшую эмоциональную напряженность вызывают вопросы, касающиеся гибкости поведения: Лена считает, что никому нельзя уступать, надо отстаивать свою точку зрения, и если для этого понадобится физическая сила, — это оправданно.

Руководителем танцевального коллектива были проведены индивидуальные беседы с Еленой, в ходе которых была предпринята попытка скорректировать позицию непринятия других. Обсуждалась необходимость толерантности в жизни и творчестве. В качестве жизненно важных качеств Лена сама выделила умение поддержать близких, признала, что этому ей еще предстоит научиться, хотя и заявила, что по отношению к близким (маме, бабушке) толерантной быть проще, нетерпима она только к сверстникам, потому что они «в жизни ничего не понимают». В разговоре с Леной были выделены ее негативные переживания (боязнь быть осмеянной, страх одиночества), а также был проведен поиск положительного в ее стремлении к личному успеху (ответственна перед собой, свободна в выборе). При концентрации на положительном произошла переоценка негатива к сверстникам. Лена по прежнему ориентирована на личный успех, но вместе с тем она стала более «человечно» воспринимать успехи других, на занятиях стала внимательнее слушать указания педагога, в межличностном общении старается не реагировать агрессивно, учится уступать.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что девиантное поведение — это система различных отклонений в поведении ребенка, где в зависимости от складывающихся обстоятельств в конкретный временной промежуток, в которые попадает ребенок, а также ценностей и норм той детской группы, в которой он находится, наблюдается приоритетная выраженность определенного отклонения в его поведении, но всегда взаимосвязанного с другими отклонениями и проявляющегося в комплексе с ними.

  • [1] Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. М. :Изд-во МПСУ, 2011.
  • [2] Волохов А. В., Чепурных Е. Е. Концептуальные основы теории и практики социализации ребенка в детских общественных организациях // Современные концепции воспитания: материалы конференции. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой