Коррекционно-педагогическая работа по развитию связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения
Диссертация
Учитывая, что у многих дошкольников с недостатками зрения и недоразвитием речи отмечаются различные особенности в психофизическом развитии (расстройства двигательной сферы, снижение динамики развития познавательных процессов, незрелость эмоционально-волевых качеств личности и др.) возникает перспектива по дальнейшему, более углубленному исследованию их влияния на развитие разных сторон речи… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования связной речи в современной научной и методической литературе
- 1. 1. Современные методологические представления об обучении детей дошкольного возраста рассказыванию
- 1. 2. Анализ современных представлений об особенностях речи детей с нарушениями зрения
- Глава II. Особенности связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения
- 2. 1. Методологические основы организации констатирующего эксперимента
- 2. 2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей экспериментальной группы
- 2. 3. Результаты констатирующего эксперимента
- Глава III. Коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения
- 3. 1. Методологическое обеспечение организации экспериментального обучения. Теоретические положения, принципы и направления работы
- 3. 2. Система экспериментальной коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с амблиопией и косоглазием
- 3. 3. Результаты обучающего эксперимента
Список литературы
- Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. — В кн.: Труды научной сессии по дефектологии. -М.: АПН РСФСР, 1959. — С. 45 — 55.
- Аветисов Э.С. Охрана зрения детей. М.: Медицина, 1975. — 272с.
- Аветисов Э.С., Ковалевский Е. И., Хватова А.В.Руководство по детской офтальмологии. М., 1987. — С. 192 — 224.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960. — С. 5−299.
- Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л.: ЛГУ, 1961. — 456с.
- Айдарова Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1987.
- Алексеев О.Л. Теоретические основы учебной тифлотехники // НИИ дефектологии РАО. Екатеринбург, 1992. — 284 с.
- Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. Иркутск: ИГПИ, 1990.- 193 с.
- Бабина Г. В. Методика обогащения словарного запаса учащихся старших классов школы для детей с ТНР. — М.: Просвещение. 1981.
- Ю.Бардин К. В., Забродин Ю. М. Проблемы психического отражения свойств объективного мира на сенсорно-перцептивном уровне. В кн.: Психофизиологические исследования восприятия и памяти. — М.: Наука, 1981. — С.9 — 42.
- П.Бавыкина В. И. Формирование словаря у детей младшего исреднего дошкольного возраста. — Л.: ЛГУ, 1986.
- Баженова О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. -М.: МГУ, 1986. 90 с.
- Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М: Прогресс, 1985. — 320 с.
- Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). М., 1977.
- Вернадская М.Э. Особенности зрительного восприятия младших школьников с нормальным и глубоко нарушенным зрением: Автореферат дисс.. канд. психол. наук. -М., 1999.
- Бехтерева Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Медицина, 1974. — 150с.
- Богатырева А.Н. О понимании слов маленькими детьми // Дошкольное воспитание. 1968. -№ 12. — С. 25−34.
- Богатырева А.Н. Понимание слов детьми 3−5 лет // Дошкольное воспитание. 1967. — № 9. — С. 18−21.
- Бондаренко Е. А. О психическом развитии ребенка (дошкольный возраст). Минск, 1974. — 126с.
- Бородпч А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1971.-288с.
- Бородач A.M. Методика словарной работы в детском саду. М.: Просвещение, 1968. — 67с.
- Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с ЗПР: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., -1983.
- Боскис P.M. Развитие смысловой стороны речи у глухих и слабослышащих детей (при раннем возникновении слухового дефекта) //Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися /НИИ дефектологии АПН СССР. М., -1981. с. 7−22.
- Буслаев Б.И. О преподавании отечественного языка. JL: Учпедгиз наркомпроса РСФСР, 1941.-240с.
- Бюрклен А. Психология слепых. М: Учпедгиз. 1934. — 261с.
- Васильева А.И. Развитие наблюдения у детей старшего дошкольного возраста (на материале ознакомления с природой): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Минск, 1972. — 26с.
- Венгер JI.A. Восприятие и обучение: М.: Просвещение, 1969. 365с.
- Венгер J1.A. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве II. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / АПН РСФСР Институт дошкольного воспитания. М., 1965. — С. 81−159.
- Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1984.
- Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса. -М.: Просвещение. -1950.
- Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). Учебник для студентов. М., 1986. — 639с.
- Виноградов В.В. Исследования по русской грамматике. М., 1987.
- Биллей П. Психология слепых. М., Учпедгиз, 1931. — 160с.
- Власова Т.А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1972. — 56с.
- Водейко Р.И. Ранние этапы онтогенеза речи: Автореферат дисс канд. пед. наук. -М., 1989.
- Волкова Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими дефектами зрения. Автореферат дисс.. доктора пед. наук. М., 1983. — 32с.
- Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушения устной речи у слепых и слабовидящих детей. Л., 1991. — 25с.
- Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1997.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрат гие сочинений: в 6 томах.-М., 1982.-Т. 2. С. 5−361.
- Выготский Л.С. Проблема развития психики / Собрание сочинений: в 6 томах. -М., 1983. Т. 3. — С. 5−368.
- Гайлене И.П. Особенности видения признаков воспринимаемых предметов детьми с нарушениями зрения. М., 1991. — 60с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. — 149с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
- Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. Куйбышев, 1990.
- Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка: в 2-х томах / Под ред. С. И. Абакумова. М., 1949.46. Гнездилов М.Ф.
- Головина Т.Н. Особенности развития узнавания предметов слабовидящими школьниками: Автореферат дисс.. канд. псих. наук. -М., 1962. -16с.
- Головина Т.Н. К вопросу об особенностях процесса понимания у слабовидящих школьников 1-класса. JL, 1975. — С. 134−144.
- Глебова М.И. Употребление видов русского глагола и глагольных форм времени в письменной речи глухонемых школьников. — М.: Просвещение, 1952.
- Грибова О.Е. Особенности формирования грамматического строя письменной формы речи у учащихся начальных классов школы для детей с ТНР (1 отделение): Автореферат диссканд. пед. наук. -М., 1990.
- Григорьева Г. В. Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология. 1996. — № 4. — С. 8489.
- Григорьева Л.П. Психофизиология зрительного восприятия слабовидящих школьников. М., 1985. — 399 с.
- Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительной функции нормальновидящих и слабовидящих школьников. М.: Педагогика, 1983. — 151с.
- Григорьева Л.П., Сташевский С. В. Психофизиологический фактор системного развития зрительного восприятия детей и подростков с нормальным и низким зрением // Физиология человека. 1991. — Т. 17. — № 5.
- Григорьева Л. П., Вернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребенка с ослабленным зрением. М., 2001.
- Григорьева Л. П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. -М.: Педагогика, 1983.
- Григорьева Л. П. О системе развития зрительного восприятия при нарушениях зрения // Психологический журнал 1988. — № 2.
- Григорьева Л. П., Сташевский С. В. Основные методы развития зрительного восприятия при нарушениях зрения. -М., 1990.
- Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием. М., 1987.
- Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М. И. Земцовой, М. С. Певз-нер, А. И. Каплан. М.: Просвещение, 1967.
- Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушениями зрения. В. Пышма, 1997. — 23с.
- Ерастова Е. А. Воспитание слепых детей в семье. М.: АПС РСФСР, 1956.-60с.
- Ермаков В.П. Обучение слепых и слабовидящих школьников. М.: ВОС, 1989.-35с.
- Ермилова К.Г. Особенности построения предложения в устной речи младших школьников с отклонением в развитии. — М., 1979.
- Замулин АЛ. Развитие мышления у слабовидящих школьников: Автореферат дисс.. канд. псих, наук. Л., 1987. — 17с.
- Запорожец А.В. Избранные психол. труды: в 2-х томах. М.: Педагогика, 1986. -Т 1. (психологическое развитие ребенка). — 320с.
- Захаров А.Н. Условия формирования обобщений у детей дошкольного возраста: Автореферат дисс.. канд. псих. наук. -М., 1963.- 18с.
- Земцова М.И. Некоторые особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста при нарушении зрения // Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1978. — С. 7−24.
- Земцова М.И. Особенности зрительного восприятия при глубоком нарушении зрения у детей // Спец. Школа. 1967. — № 1. — С. 8999.
- Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. М.: АПН РСФСР, 1956. -420с.
- Жохов В. П., Кормакова И. А., Плаксина Л. И. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. -М., 1989.
- Изотова B.C. Особенности формирования представлений о неживой природе у слепых дошкольников (старшего возраста): Автореферат дисс.. канд. пед. наук. -М., 1993. 13с.
- Имад Аль Муфлех. Формирование зрительных образов младших школьников с глубоким слабовидением и остаточным зрением: Дисс.. канд. псих. наук. -М., 1993. -162с.
- Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов, 1986. — 162с.
- Исениниа Е.И. Психологические закономерности речевого онтогенеза. Иваново: МВГУ, 1983 — 72с.
- Истомина З.М. О взаимодействии восприятия и названия цвета у детей дошкольного возраста. Известия АПН. РСФСР. Выпуск 1/3. С. 76−102.
- Каверина Е.К. О развитии речи детей первых двух лет жизни. М.: Медгиз., 1950. — 122с.
- Каплан А.И., Морозова Н. Г. Если ребенок плохо видит. М.: Педагогика, 1969. — 77с.
- Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. -М., 1967. 329с.
- Карпова С. Н- Трувэ Э. И. Психология речевого развития ребенка. Ростов-на- Дону, 1987. — 94с.
- Катаева А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста: Автореферат дисс. доктора псих. наук. -М., 1977. 33с.
- Кларк Е.В. Универсальные категории: о семантике слов-классификаторов и значениях первых слов, усваеваемых детьми // Психолингвистика / Сост. А. М. Шахнарович. М., 1984. — С. 221−240.
- Коваленко Б.И. Тифлопедагогика. М., 1962. — Вып. № 1.
- Ковалева Л.П. К вопросу о психолош-педагошческом изучении слабовидящих дошкольников, поступающих в ясли-сад // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981. — С.98−102.
- Коломенский Л.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей 6-летнего возраста. -М.: Просвещение, 1980. 189с.
- Кольцова М. М. Ребенок учил ся говорить. М., 1979. — 192с.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. -М.: Педагогика, 1973. 144с.
- Корнилова И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация. -М., 2004. 160с.
- Костючек Н.С. Развитие речи учащихся школы слепых. М.: Просвещение, 1967.- 167с.
- Костючек Н.С. Развитие речи слепого ребенка в условиях семьи // Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье. М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1979.-С. 12−26.
- Кручинин В. А. Теоретические основы формирования пространственной ориентировки у слепых детей в процессе школьного обучения: Автореферат дисс.. психол. наук. М., 1992. — 32с.
- Крылова Н.А. Изучение состояния знаний по русскому языку у слабовидящих учащихся приготовительных классов // Вопросы обучения и развития детей с нарушением зрения. М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1974. -С.62−72.
- Крылова Н.А. Обучение чтению слабовидящих учащихся начальных классов: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. М., 1976.-22с.
- Крылова Н.А. Специальные приемы и методы обучения русскому языку слабовидящих детей. М., 1990.
- Кузина Н. И. Формирование объяснительной речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1972. — № 5. — С. 38 — 42.
- Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых: Автореферат диссдоктора психол. наук. М., 1964.
- Комаров К.В. Обучение глухих школьников глагольному управлению. М., 1964.
- Коробко C. J1. Нарушение письма у слабовидящих школьников: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. -М., 1973. 13с.
- Коровин Л.Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку. М., 1976.
- Корнева Г. Г. Логопедическая работа по формированию приглагольных словосочетаний в речи умственно отсталых дошкольников: Автореферат дисс.. канд. пед. наук.-Л., 1981.
- Леонтьев А.А. Исследование детской речи // Основы теории речевой деятельности. -М.: Институт языкознания, 1974.
- Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы в общей теории речевой деятельности. М., 1965. — 245с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1987.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. -584с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат. 1975. — 304с.
- Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности в первые 7 лет жизни // Вопросы психологии. 1978. — С.73−78.
- Лисина М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишенев, 1987. — 135с.
- Лисина М. И. Проблема онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. -144с.
- Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. СПб., 2006. — 336с.
- Литвак А.Г. Формирование представлений у слепых младших школьников: Автореферат дисс. канд. психол. наук. Л., 1966. — 21с.
- Логвинова А. Л. Обучение монологической речи умственно отсталых школьников. Киев, 1982.
- Логинова В.И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста / В. И. Логинова, А. И. Максимов, М. И. Попова и др.-М., 1984.-С. 79−101.
- Лонина В. Особенности запоминания наглядного и словесного материала слабовидящими учащимися младших классов: Автореферат дисс.. канд. психол. наук. —М., 1967. 15с.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). -М.: Педагогика, 1978. 224с.
- Лукошевичене А. Л. Особенности формирования смысловой стороны речи у слабовидящих дошкольников: Дисс. .канд. пед. наук. -М., 1987.
- Лупп Х.Э. Запас слов 6-ти и 7-летних дошкольников и его зависимость от условий развития ребенка: Автореферат дисс. канд. пед. наук. Тарту, 1975. — 29с.
- Лурия А.Р. Роль речи в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1958. — № 5. — С. 3−17.
- Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. М.: МГУ, 1979. — 320с.
- Лурье Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими школьниками. — М.: Просвещение, 1979. 103с.
- Лурье Н.Б. Особенности обучения слабовидящих школьников. М.: Просвещение, 1968. — 39с.
- Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. -415с.
- Лямина Г. М. Развитие речи у детей в раннем возрасте. М.: Просвещение, 1964. — 111с.
- Лямина Г. М. Словарная работа. Подготовительная к школе группа в детском саду. -М., 1972. С.52−69.
- Ляховская Н.С. Активизация словаря детей старшего дошкольного возраста: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. М., 1969. — 19с.
- Менчинская Н.Н. Психология усвоения понятий / Известия АПН РСФСР. 1950. — Вып. 28. — С. 3 — 16.
- Милаева Г. М. Фазовая динамика формирования представлений у слабовидящих и нормально видящих школьников // Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих: Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1974. — Вып. 4. — С. 14−33.
- Моргайлик А.И. Методика обучения русскому языку младших слабовидящих школьников. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1982. — 85с.
- Моргулис И.С. Теоретические основы коррекционно-воспитательного процесса в младших классах школы слепых: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. М., 1984. — 31с.
- Морозова Н.Г. Развитее понимания смысловой стороны речи у аномальных детей дошкольного возраста // Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1982. — С. 78−84.
- Морозова Н.Г. Развитие речи в младшем школьном возрасте//Очерки психологии детей / Сост. Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Н. Г. Морозова, Д. Б. Эльконин. М., 1960.-№ 3-С. 32−41.
- Новикова Л.А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга. — М.: Просвещение, 1966.
- Новикова Л.А. Нейрофизиологические механизмы зрительной и слуховой депривации // Физиология человека. 1986. — Т. 12. — № 44.
- Новичкова И.В. Коррекция недостатков развития речи у дошкольников с косоглазием и амблиопией: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. М., 1997. — 14с.
- Некрасова К.Н. О формировании обобщений у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1960. — № 3 — С. 3241.
- Некрасова К.Н. Основы дошкольной педагогики / Сост. А. В. Запорожец, Т. А. Маркова, JI. А. Венгер и др. М.: Педагогика, 1980. -272с.
- Никулина Г. В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения: Теоретико-экспериментальное исследование. СПб., 2006. -400с.
- Обучение письму и чтению по рельефно-точечной системе JI. Брайля: Учебное пособие / Под ред. Г. В. Никулиной. СПб., 2006. — 576с.
- Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей // Современные модели психологии речи и психолингвистики. М.: 1990. — С. 153 -164.
- Патрина К.Т. О понимании значении слов дошкольниками // Вопросы психологии. 1959. — № 4 — С. 59−63.
- Патрина К.Т. Особенности понимания значения слова детьми старшего дошкольного возраста: Автореферат дисс.. канд. психол. наук. М., 1995, — 16с.
- Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973.
- Песталлоци Г. П. Избранные педагогические произведения: В 3-х т. М.: АПН РСФСР, 1965. — Т. 3. — 635с.
- Петрова В.А. Занятия по развитию речи детей до трех лет. М.: Просвещение, 1970. — с. 136.
- Петрова В.Г. Развитие речи у учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1977. — 199с.
- Петрова В.Г. Развитие речи и познавательная деятельность у умственно отсталых школьников: Автореферат дисс.. доктора психол. наук. -М., 1975. -42с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М: Просвещение, 1969. — 569с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997. — 256с.
- Плаксина Л.И. Опыт коррекционно-воспитательной работы в детских садах для слабовидящих детей // Дефектология. 1983. — № 6. -С. 69−74.
- Плаксина Л.И. Развитие элементарных математических представлений у детей с амблиопией и косоглазием: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. -М., 1982. -22с.
- Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.-М., 1985.
- Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. М., 1998. — 262 с.
- Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977.-272с.
- Поддъяков Н.Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника/ Под ред. О. С. Ушаковой. -М.: 1994. С. 119 — 126.
- Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. Волгоград: Перемена, 1995. — 28с.
- Подцъяков Н.Н. Основное противоречие развивающейся психики ребенка. М.: Перспектива, 1997. — 14с.
- Попова М.И. К вопросу об овладении грамматическими элементами языка детьми преддошкольного возраста: Автореферат дисс.. канд. психол. наук. М., 1956. -14с.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррек-ционная работа в детском саду / Под ред. JI. И. Плаксиной. М.: Экзамен, 2003.
- Покутнева С.А. Развитие связной речи дошкольников с нарушениями зрения: Автореферат дисс. канд. пед. наук. Л., 1988. — 15с.
- Психология воспитания детей с нарушением зрения / Под ред. Л. И. Солнцевой, В. З. Денискиной. М., 2004. — 320с.
- Розенгард-Пупко Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста. М: АПН РСФСР, 1963. — 96с.
- Розенгард-Пупко И. М. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте. М: АПН СССР, 1948. — 200с.
- Романова И.М. Особенности зрительного восприятия изображений слабовидящими детьми и формирования приемов чтения иллюстрированных рисунков: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. -М., 1978. 26с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704с.
- Рубинштейн С.Л. Мышление, язык и речь // Принципы и пути развития психологии.-М., 1959.-С. 102−115.
- Рубинштейн С.Л. К психологии речи // Проблемы общей психологии. -М., 1976.-С. 115−130.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1993.
- Рудакова Л.В. К вопросу об изучении зрительного восприятия дошкольников с амблиопией и косоглазием // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1982.-С. 85−93.
- Рудакова Л.В. О готовности слабовидящих детей к обучению // Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983. — С. 74−84.
- Рудакова Л.В. Основные направления работы специализированного детского сада для детей с нарушениями зрения // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1982. — С. 74−85.
- Рыбников Н.А. Язык ребенка. М., 1926. — 84с.
- Савельева Н.П. Обогащение словаря детей старшего возраста в процессе трудового воспитания: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. М., 1967. — 24с.
- Сакулина Н.П., Подцъяков Н. Н. и др. Задачи, формы и методы сенсорного воспитания // Сенсорное воспитание в детском саду. М., 1981. — С. 7−15.
- Салмина Н.Г. Формирование обобщений в раннем детстве: Автореферат дисс.. канд. психол. наук. Л., 1960. -14с.
- Свиридюк Т.П. О готовности детей с нарушением зрения к школьному обучению // Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1978. — С. 82−89.
- Свиридюк Т.П. Подготовка слабовидящих детей к школе. Киев, 1984. 95с.
- Свиридюк Т.П. Формирование интереса к учению у слабовидящих школьников. Киев, 1985. — 137с.
- Солнцева Л.И. Значение дошкольного воспитания в коррекции недостатков психического развития детей с нарушениями зрения // Дефектология. 1983. — № 4. — С. 54−59.
- Солнцева Л.И. Развитие познавательной деятельности слепых детей дошкольного возраста // Дега с глубокими нарушениями зрения. -М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1967. С. 190−243.
- Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. -М.: Педагогика, 1980.
- Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тиф-лопсихология). М., 2006. — 256с.
- Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 1995. — 162с.
- Сохин Ф.А. Начальные этапы овладения ребенком грамматическим строем языка: Автореферат дисс.. канд. психол. наук. -М., 1955. 14с.
- Струнина Е.М. Определение значения слова старшими дошкольниками. Воспитание и обучение в детском саду. М., 1976. — С. 2124.
- Струнина Е.М. Работа над смысловой стороной слова в процессе развития речи детей дошкольного возраста / Сост. В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова и др.-М" 1984.-С. 101−104.
- Струнина Е.М. Работа над смысловой стороной слова в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. М., 1984. — 23с.
- Тамбовцева А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду: Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1983. — 24с.
- Туманова Т.В. Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с ОНР. М., 1997. — 175с.
- Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие. М., 2008.
- Ушакова О. С. Речевое воспитание в дошкольном возрасте. Развитие связной речи: Автореф. дисс.. доктора пед. наук. М.: 1996. — 40с.
- Федеравичене Э.А. Обучение старших дошкольников элементам словообразовательного анализа: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. -М., 1981. -24с.
- Феоктистова В.А. Организация коррекционной работы в младших классах школы слепых и слабовидящих детей. Киев, 1977. — 48с.
- Феоктистова В.А., Моргайлик Л. И. О коррекционной направленности общеобразовательного урока в начальной школе слепых и слабовидящих // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981. — С. 13−24.
- Хорош С.И. Формирование действий с игрушками у слепых дошкольников, как условие развития игровой деятельности: Автореферат дисс. канд. психол. наук. -М., 1985. 22с.
- Царик Н.С. Конкретизация представлений о живой природе у слепых детей младшего возраста: Автореферат дисс. канд. пед. наук. -М., 1966. 16с.
- Чигринова И.П. Развитие речи слабовидящих учащихся. Киев, 1983.- 120с.
- Шаховская С. Н. Кочергина B.C. Развитие речи детей в процессе онтогенеза // Расстройства речи у детей и подростков. М., 1969.
- Швайко Г. С. Игры и упражнения по развитию речи. М.: Просвещение, 1988.- 165с.
- Шлай Е.В. Формирование индивидуального лексикона у дошкольников с нарушением зрения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М.: 2004.- 16с.
- Эйдинова М.Б. О зрительной функциональной системе у слабовидящих детей, методике ее неврологического исследования и патогенетическом обосновании лечебно-коррекционной работы // Слабовидящие дети / Под ред. Ю. А. Кулагина и др. М., 1967. — С. 1750.
- Эльконин Д.Б. Особенности взаимоотношений первой и второй сигнальных систем детей дошкольного возраста // Известия АПИ РСФСР, 1955. Вып. 64.-С. 27−74.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста. -М., 1964.-С. 235−293.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи и обучение чтению И Избранные психологические труды. М., 1989. — С. 362 — 405.
- Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновоп. М.: ИНТОР, 1998. — 112с.
- Ядешко В. И. Развитие речи детей от 3 до 5 лет (о формировании предложений в речи детей). М.: Просвещение, 1966. — 96с.
- Becker К., Suhnveir Н. Spatial Relation in Congenitally blind Infants. Kyst-vejn, 1984.
- Belmer W., Felden H. When You have a Visually Handicapped Child in Your classroom. N.Y. AFB. 1990.
- Urwin C., Zeuthen L. Perspectives on Working with Visually Impaired Person Wordweid: looking Forward. In: Journal of visually Impaired & Blindness. January, 1989.-83 p.