Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коррекционно-педагогическая работа по развитию связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учитывая, что у многих дошкольников с недостатками зрения и недоразвитием речи отмечаются различные особенности в психофизическом развитии (расстройства двигательной сферы, снижение динамики развития познавательных процессов, незрелость эмоционально-волевых качеств личности и др.) возникает перспектива по дальнейшему, более углубленному исследованию их влияния на развитие разных сторон речи… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования связной речи в современной научной и методической литературе
    • 1. 1. Современные методологические представления об обучении детей дошкольного возраста рассказыванию
    • 1. 2. Анализ современных представлений об особенностях речи детей с нарушениями зрения
  • Глава II. Особенности связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения
    • 2. 1. Методологические основы организации констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей экспериментальной группы
    • 2. 3. Результаты констатирующего эксперимента
  • Глава III. Коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения
    • 3. 1. Методологическое обеспечение организации экспериментального обучения. Теоретические положения, принципы и направления работы
    • 3. 2. Система экспериментальной коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с амблиопией и косоглазием
    • 3. 3. Результаты обучающего эксперимента

Коррекционно-педагогическая работа по развитию связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В системе специального образования остается весьма актуальной и социально значимой проблема формирования связной речи у детей с отклонениями в развитии. Данная проблема в тифлопедагогике находится под пристальным вниманием исследователей в связи с недостаточностью чувственной основы речи, связанной с неточностью, фрагментарностью, неполнотой представлений об окружающем мире. Это обуславливает наличие в речи детей с нарушением зрения вербализма, несоотнесенности использования слов с конкретными признаками и свойствами предметов, что возможно влияет на связную речь детей.

Именно поэтому в содержании коррекционно-педагогической работы в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения существует специальная задача формирования у них связной и осмысленной речи, в которой уделяется значительное внимание формированию умений адекватного использования слов в различных речевых высказываниях. Известно, что полноценная самостоятельная речь не может быть сформирована без наличия у ребенка адекватных и достаточно четких представлений об окружающей действительности.

Это подтверждается экспериментальными исследованиями O.JI. Алексеевой, JI.C. Волковой, Т. П. Головиной, В. З. Денискиной, O.JI. Жильцовой, М. И. Земцовой, C.JI. Коробко, Н. С. Костючек, В. А. Кручинина, Е.Б. Карпу-шиной, А. Г. Литвака, A. JL Лукошевичене, И. С. Моргулиса, Л. И. Плаксиной, С. А. Покутневой, И. В. Новичковой, Л. В. Рудаковой, Л. И. Солнцевой, Т. П. Свиридюк, В. А. Феоктистовой, И. П. Чигриновой, Е. В. Шлай, К. Becker, W. Bel-mer, Н. Felden, Н. Suhrweir, С. Urwin, L. Zeuthen и др., в которых показано, что нарушение зрения обуславливает недостаточность речевого развития ребенка.

В работах тифлопедагогов мы находим подтверждение тому, что у детей с нарушением зрения наблюдаются речевые нарушения, при которых речь детей характеризуется недостаточной опорой на конкретные признаки, свойства и действия предметов и объектов окружающей действительности.

Вместе с тем, в коррекционной педагогике и специальной психологии накоплен материал, который свидетельствует о том, что недостаточность чувственной основы слова отражается на формировании умения строить высказывание.

Однако значимость овладения правильной связной речью в тифлопедагогике не только не рассмотрена, но в проанализированной нами литературе не обнаружены научно-методические разработки по проблеме развития связной речи детей с нарушением зрения. А в практике работы дошкольных учреждений ощущается острая потребность в разработке методических рекомендаций по проблеме обучения детей рассказыванию.

В связи с этим настоящее исследование посвящено созданию содержания и методики коррекционного обучения связному высказыванию (рассказыванию, пересказу) детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

На момент начала нашего исследования в тифлопедагогике не имелось материалов, характеризующих особенности связной речи у детей с нарушением зрения, поэтому эта проблема представляется актуальной и социально значимой.

В работах, относящихся к теории компенсации нарушений зрения (JI.C. Выготский, JI.C. Волкова, М. И. Земцова, А. И. Зотов, Н. С. Костючек, Ю. А. Кулагин, В. З. Кантор, А. Г. Литвак, Д. М. Маллаев, И. О. Моргулис, Г. В. Никулина, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева, Б. К. Тупоногов, В. А. Феоктистова и др.), показано, что преодоление недостаточности чувственной основы речи может быть осуществлено средствами целенаправленной коррекционно-педагогической работы. Именно поэтому при нарушениях зрения речь может выступить как средство компенсации зрительной недостаточности при условии преодоления ее собственных отклонений — недостаточности чувственной основы речи.

В тоже время сформированность связной речи дошкольников с нарушениями зрения (амблиопией и косоглазием) создает предпосылки для успешного обучения их в общеобразовательной школе, социальной адаптации и реабилитации. Недостаточная разработанность системы работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста с патологией зрения определяет актуальность данной проблемы.

Проблема исследования — поиск содержания и разработка системы кор-рекционно-педагогической работы, направленной на развитие связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения.

Цель исследования — определить содержание и специальные приемы коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи дошкольников с нарушениями зрения.

Объект исследования — связная речь детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Предмет исследования — особенности содержания и приемов развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Гипотеза исследования:

Преодоление недостатков связной речи детей с нарушениями зрения возможно на основе специально разработанной системы коррекционно-развивающего обучения, которая включает в себя содержание, специальные приемы и средства развития связной речи. Комплексный подход к развитию связной речи с учетом возрастных, компенсаторных и индивидуальных особенностей дошкольников с нарушениями зрения позволит повысить эффективность коррекционно-педагогического процесса в условиях специального дошкольного учреждения.

Задачи исследования:

1. Провести анализ общей и специальной литературы, посвященной развитию связной речи детей дошкольного возраста без отклонений в психофизическом развитии и с нарушениями зрения.

2. Определить уровни сформированности связной речи дошкольников с нарушениями зрения.

3. Выявить особенности связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

4. Разработать содержание и специальные приемы развития связной речи дошкольников с нарушениями зрения.

5. Апробировать и экспериментально проверить эффективность разработанной системы развития связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследованияизучение медицинской и психолого-педагогической документации для определения состояния зрительных функций и психофизических особенностей детей экспериментальной группынаблюдение за процессом обучения и воспитания детей в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями зренияпроведение констатирующего, обучающего и контрольного этапов педагогического экспериментаобработка полученных экспериментальных данных методами математической статистики.

Методологической основой исследования являются: теоретические положения JI.C. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А, Н. Леонтьева, С. Я. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина о ведущей роли деятельности в развитии и формировании личности человека, которые определяют деятельностный подход в развитии связной речи дошкольникаконцепция культурно-исторического развития ребенка, теоретические положения о соотношении обучения и воспитания в развитии и становлении психики ребенка (J1.C. Выготский, Т. А. Власова, Ю. А. Кулагин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д.Б. Эльконин) — учение об общих и специфических особенностях психофизиологического и речевого развития (Л.И. Белякова, Т. А. Басилова, И. П. Волкова, E.JI. Гончарова, В. З. Денискина, JI.A. Дружинина, М. Д. Коновалова, И. Г. Корнилова, JL Мясни-кова, JI.A. Ремезова, JI.B. Фомичева и др.) — учение о ведущей роли специального обучения и воспитания, их психолого-педагогической и коррекционной направленности в процессе работы с детьми со зрительной патологией (O.JI. Алексеев, Л. П. Григорьева, В. П. Ермаков, М. И. Земцова, А. В. Кручинин, В. З. Кантор, А. Г. Литвак, Д. М. Маллаев, И. С. Моргулис, Г. В. Никулина, Л.И. Плак-сина, Л. И. Солнцева, Л. А. Семенов, Л. С. Сековец, Б. В. Сермеев, Б.К. Тупоно-гов, В. А. Феоктистова, Л. И. Фильчикова и др.).

Наиболее существенные результаты исследования, полученные лично автором, состоят в том, что:

— обоснована необходимость использования приемов полисенсорного восприятия предметов окружающей действительности, расширения и активизации словарного запаса, анализа предметных и сюжетных изображений и усвоения детьми алгоритма составления рассказов с целью развития связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения;

— выявлены и описаны особенности связной речи старших дошкольников со зрительной патологией;

— разработана и научно обоснована система развития связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения.

Научная новизна состоит в том, что:

— получены новые данные об особенностях связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, к которым отнесены: недостаточный лексический запас, трудности соотнесения слова и образа, несформиро-ванность семантической и грамматической стороны речи, ошибки при определении места смысловой части рассказа;

— доказана взаимосвязь между уровнем развития связной речи, имеющимся чувственным опытом и степенью сформированности семантической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения;

— научно обоснована система развития связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения: определены принципы организации и содержание занятий по развитию связной речи, выделены этапы коррекционно-педагогической работы, разработаны специальные приемы развития связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения.

Теоретическая значимость исследования заключена в том, что:

• подтверждены и расширены теоретические представления о взаимосвязи между недоразвитием чувственного опыта дошкольников с нарушениями зрения и состоянием их связной речи;

• доказано влияние недостаточности зрения в дошкольном возрасте на ограничение, а иногда и искажение зрительного восприятия свойств предмета и его окружения, что обусловливает неточное соотнесение лексического значения слова и реалии, ошибки семантического характера, бедность образной и эмоциональной стороны связной речи;

• теоретически обоснована система развития связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения, включающая полисенсорное восприятие предметов окружающей действительности, лингвистический анализ предметных и сюжетных изображений, алгоритм составления описательно-повествовательных рассказов.

Практическая значимость работы состоит в том, что:

• существенно дополнены сведения об условиях повышения эффективности занятий по развитию связной речи детей с нарушениями зрения при использовании приемов полисенсорного восприятия предметов окружающей действительностиспециального алгоритма рассматривания детьми с недостатками зрительного восприятия предметных изображений, серии картинок, сюжетных картинмоделирования рассказа;

• предложены направления и специальные приемы работы по развитию связной речи детей с нарушениями зрения, обеспечивающие комплексность и оптимизацию коррекционно-педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуальных психофизических особенностей данной категории детей;

• разработана и внедрена в практику система работы по развитию связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения, что позволяет совершенствовать деятельность воспитателей, тифлопедагогов, педагогов-психологов, учителей-логопедов специальных дошкольных учреждений компенсирующего вида;

• материалы исследования могут быть использованы в процессе подготовки педагогических кадров в высших учебных заведениях, а также на курсах повышения квалификации и переподготовки специалистов дошкольного образования.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2002 — 2007 гг. на базе ГОУ «Начальная школа — детский сад» № 1889, № 1665, № 823 компенсирующего вида (для детей с нарушениями зрения) ЗАО г. Москвы. В 2001 — 2002 гг. было проведено пилотное исследование, которое выявило наличие детей с различными нарушениями речи в дошкольных учреждениях для воспитанников со зрительной патологией. Дальнейшее экспериментальное исследование было направлено на изучение особенностей развития связной речи старших дошкольников с амблиопией и косоглазием, у которых не отмечались речевые нарушения. Экспериментальную группу составили 60 детей старшего дошкольного возраста (6−7 лет) с нарушениями зрения. В контрольную группу входили 60 нормально видящих детей того же возраста.

Исследование осуществлялось в 3 этапа: первый этап — изучение и анализ теоретической литературыобобщение опыта работы по развитию связной речи детей в специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения (2002 — 2003 гг.) — второй этап — проведение констатирующей части эксперимента (2003 — 2005 гг.) — третий этап — экспериментальное обучение и проверка его эффективности (2005 — 2007 гг.).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются теоретико-методологическим обоснованием работы, подбором специальных приемов развития связной речи дошкольников с нарушениями зрения и разработкой системы их предъявления, адекватной задачам экспериментального исследования, а также репрезентативной выборкой испытуемых и использованием методов статистической обработки данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной дефектологии Mill У (2001 — 2006гг.), представлялись в виде докладов на научно-практических конференциях молодых ученых МПГУ (2001г., 2002 г., 2003 г., 2005 г., 2006 г.), на Первой международной конференции дефектологов «Традиционные и инновационные технологии обучения в системе специального образования в условиях модернизации столичного образования» ЗАО г. Москвы (2006г.), на Международной научной конференции МПГУ «Научные предпосылки инновационного развития образования» (2008г.), на семинарах и методических объединениях для дефектологов специальных (коррекционных) учреждений для детей с нарушениями зрения г. Москвы. Внедрение системы коррек-ционно-педагогической работы по развитию связной речи старших дошкольников с нарушением зрения проводилось на базе ГОУ № 1889, № 1665, № 823 компенсирующего вида ЗАО г. Москвы. Материалы исследования использовались при чтении лекций студентам дефектологического факультета МПГУ и факультета коррекционной педагогики и специальной психологии МОСА.

Положения, выносимые на защиту:

1. Своеобразие связной речи дошкольников с нарушениями зрения выражается в неточности и обедненности лексического запаса, неполноценности семантической, грамматической, образной и эмоциональной оформленности связного высказывания.

2. Уровень сформированности связной речи дошкольников с нарушениями зрения зависит от уровня развития чувственного опыта детей и коррекционно-педагогических условий, установление которых связано с выделением основных направлений поэтапной работы по развитию связной речи воспитанников, определением содержания коррекционной работы, использованием специальных приемов коррекционного воздействия, а также с организацией предметно-практического и чувственного опыта ребенка, формированием интереса ребенка к окружающей действительности, эмоциональным общением педагога с ребенком, созданием развивающей среды с учетом возрастных, компенсаторных и индивидуальных возможностей ребенка, соблюдением оф-тальмо-гигиенических требований к проведению коррекционных занятий, включением родителей в коррекционно-педагогический процесс.

3. Для обучения старших дошкольников со зрительной патологией связной речи необходимо использовать приемы полисенсорного восприятия предметов и их окружения, специального алгоритма рассматривания предметных изображений, сюжетных картин и моделирования связного текста (рассказа).

Публикации. Основное содержание диссертации отражено в 17 публикациях: статьях, тезисах докладов. Одна статья опубликована в журнале, рецензируемом ВАК РФ. Список печатных работ приводится в конце автореферата.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы (214 источников, из них 3 на иностранных языках) и приложений. Рукопись включает 176 страниц, в тексте диссертации содержится б таблиц, 6 рисунков и 5 схем.

ВЫВОДЫ:

1. Проведенный теоретический анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования показал, что особенности связной речи у детей с нарушениями зрения изучены недостаточно и требуют более тщательного рассмотрения в целях разработки специальных приемов ее развития.

2. Специфическими осцбенностями связной речи дошкольников с нарушениями зрения являются неточность словаря, недостатки связной речи мотиваци-онного, семантического и структурного характера.

3. Сравнительный анализ связной речи детей с нарушениями зрения и их нормально видящих сверстников показал, что у детей со зрительной патологией отмечаются затруднения в составлении рассказов описательно-повествовательного характера. Уровень развития связной речи детей с нарушениями зрения зависит от имеющегося у них чувственного опыта, а также от степени овладения ими образной и композиционной стороной связного высказывания.

4. Развитие связной речи детей с нарушениями зрения требует обогащения и активизации словаря, формирования специального алгоритма последовательного анализа изображений, формирования навыка построения предложений и связного текста (рассказа) с использованием в коррекционно-педагогическом процессе комплекса методических приемов.

5. Разработанные специальные приемы развития связной речи старших дошкольников с амблиопией и косоглазием включают зрительное и тактильное обследование предметов, алгоритм рассматривания изображений, моделирование рассказа, составление рассказов с использованием пиктограмм, на основе драматизации и т. д. Апробация предложенной системы работы по развитию связной речи дошкольников с нарушениями зрения показала, что происходит обогащение и активизация словаря, усвоение правил грамматического и композиционного построения рассказов, совершенствование образного, семантического и эмоционального оформления связного высказывания.

Перспективным направлением дальнейших исследований является разработка дифференцированных подходов к развитию связной речи дошкольников с нарушениями зрения с учетом состояния их зрительного восприятия и речи.

Учитывая, что у многих дошкольников с недостатками зрения и недоразвитием речи отмечаются различные особенности в психофизическом развитии (расстройства двигательной сферы, снижение динамики развития познавательных процессов, незрелость эмоционально-волевых качеств личности и др.) возникает перспектива по дальнейшему, более углубленному исследованию их влияния на развитие разных сторон речи данного контингента детей в онтогенезе их возрастного становления. Цель такого рода исследования может быть связана с проблемами профилактики недостатков речевого развития, подготовки к школе — усвоению грамоты, развитию коммуникативных навыков и дальнейшей интеграции детей с недостатками зрения в общество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение проблемы развития связной речи у дошкольников с недостатками зрения в области коррекционной педагогики определило актуальность изучения своеобразий речевого недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием и их нивелирование в условиях организации специальной коррекционно-педагогической работы (И.В. Новичкова, И. Г. Корнилова, Е. Б. Карпушина и др.).

В специальной литературе проблема формирования лексико-граммати-ческого строя и связности речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения освещена недостаточно. Практически отсутствуют целенаправленные исследования по вопросу особенностей организации коррекцион-но-педагогической работы по развитию связной речи у таких детей.

На основе экспериментальных материалов по выявлению особенностей развития связной речи у дошкольников с амблиопией и косоглазием установлена взаимосвязь между характером лексико-грамматического строя и связности речи и степенью несформированности полисенсорных структур и способов зрительного восприятия окружающей действительности. Это обусловлено следующими причинами. Снижение зрительного восприятия у детей с косоглазием и амблиопией не позволяет им самостоятельно полноценно овладевать сенсорно-перцептивными действиями и операциями по ознакомлению с окружающим миром, что снижает качество формирования предметных представлений и сенсорных эталонов.

В результате несформированности у детей с амблиопией и косоглазием полноценности аналитического зрительного восприятия, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи — своеобразие их речевого недоразвития проявляется в несформированности смысловой, лексической и фонематической стороны речи, что негативно сказывается на ее связности.

Овладение структурными компонентами речи детьми с косоглазием и амблиопией происходит по тем же закономерностям, что и у нормально видящих сверстников. Однако особенности темпа речевого развития проявляются в динамике становления его структур, своеобразии обозначения предмета соответствующим словом, соотношении слова и предметного образа, семантике лексики, отставании формирования навыков языкового чутья, что показано в материалах нашего исследования.

Результаты экспериментов соотносятся с материалами исследований И.В. Но-вичковой, И. Г. Корниловой, Е. Б. Карпушиной и др., затрагивающих взаимообусловленные связи между развитием номинативной функции речи и состоянием зрительного восприятия, своеобразием формирования предметных представлений у детей с недостатками зрения.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о необходимости разработки системы специально организованного коррекционно-педагогического работы, направленного на развитие связной речи и полисенсорного восприятия старших дошкольников с амблиопией и косоглазием в процессе целенаправленного взаимодействия всех специалистов. Объективность полученных материалов проверена на достоверность и подтверждена математическими расчетами t-критерия Стъюдента.

Была разработана методика комплексной коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием с опорой на развитие полисенсорного восприятия (не только зрительного), что позволило снивелировать трудности в накоплении словарного запаса и его грамматически правильного оформления и использования в связной речи. Слово в речи таких дошкольников стало играть роль сигнала для актуализации имеющихся у них представлений о предметах (объектах) окружающей действительности. Это способствовало формированию устойчивой предметной отнесенности слов. У детей значительно увеличился объем представлений о названиях признаков (свойств) предметов.

Результаты контрольного эксперимента показали, что у дошкольников с косоглазием и амблиопией расширился объем лексического запаса имен существительных и прилагательных, на достаточном уровне сформировались представления о синтаксических признаках глаголов. Они смогли овладеть навыками словообразования и словоизменения, применяя их в свободной самостоятельной речи. Кроме того, дошкольники стали лучше описывать объекты и явления окружающего мира с привлечением слов различных лексико-грамматических категорий и строить связное монологическое высказывание. У них повысился интерес к уточнению значения слов, к усвоению новой лексики.

В познавательной деятельности детей наблюдалась самостоятельность, выражающаяся в умении анализировать свойства предметов, правильно осмысливать и сопоставлять один объект с другим, одно свойство с другими, делать самостоятельные выводы и обобщения, т. е. составлять связное высказывание.

Материалы проведенного нами исследования предложены в виде системы комплексной коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи старших дошкольников с косоглазием и амблиопией и могут быть использованы в практической деятельности логопедами, тифлопедагогами, психологами, воспитателями дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения, а также в процессе подготовки дефектологов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. — В кн.: Труды научной сессии по дефектологии. -М.: АПН РСФСР, 1959. — С. 45 — 55.
  2. Э.С. Охрана зрения детей. М.: Медицина, 1975. — 272с.
  3. Э.С., Ковалевский Е. И., Хватова А.В.Руководство по детской офтальмологии. М., 1987. — С. 192 — 224.
  4. .Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960. — С. 5−299.
  5. .Г. Теория ощущений. Л.: ЛГУ, 1961. — 456с.
  6. Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1987.
  7. О.Л. Теоретические основы учебной тифлотехники // НИИ дефектологии РАО. Екатеринбург, 1992. — 284 с.
  8. В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. Иркутск: ИГПИ, 1990.- 193 с.
  9. Г. В. Методика обогащения словарного запаса учащихся старших классов школы для детей с ТНР. — М.: Просвещение. 1981.
  10. Ю.Бардин К. В., Забродин Ю. М. Проблемы психического отражения свойств объективного мира на сенсорно-перцептивном уровне. В кн.: Психофизиологические исследования восприятия и памяти. — М.: Наука, 1981. — С.9 — 42.
  11. П.Бавыкина В. И. Формирование словаря у детей младшего исреднего дошкольного возраста. — Л.: ЛГУ, 1986.
  12. О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. -М.: МГУ, 1986. 90 с.
  13. Т. Психическое развитие младенца. М: Прогресс, 1985. — 320 с.
  14. В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). М., 1977.
  15. М.Э. Особенности зрительного восприятия младших школьников с нормальным и глубоко нарушенным зрением: Автореферат дисс.. канд. психол. наук. -М., 1999.
  16. Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Медицина, 1974. — 150с.
  17. А.Н. О понимании слов маленькими детьми // Дошкольное воспитание. 1968. -№ 12. — С. 25−34.
  18. А.Н. Понимание слов детьми 3−5 лет // Дошкольное воспитание. 1967. — № 9. — С. 18−21.
  19. Е. А. О психическом развитии ребенка (дошкольный возраст). Минск, 1974. — 126с.
  20. А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1971.-288с.
  21. A.M. Методика словарной работы в детском саду. М.: Просвещение, 1968. — 67с.
  22. Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с ЗПР: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., -1983.
  23. P.M. Развитие смысловой стороны речи у глухих и слабослышащих детей (при раннем возникновении слухового дефекта) //Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися /НИИ дефектологии АПН СССР. М., -1981. с. 7−22.
  24. .И. О преподавании отечественного языка. JL: Учпедгиз наркомпроса РСФСР, 1941.-240с.
  25. А. Психология слепых. М: Учпедгиз. 1934. — 261с.
  26. А.И. Развитие наблюдения у детей старшего дошкольного возраста (на материале ознакомления с природой): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Минск, 1972. — 26с.
  27. JI.A. Восприятие и обучение: М.: Просвещение, 1969. 365с.
  28. Венгер J1.A. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве II. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / АПН РСФСР Институт дошкольного воспитания. М., 1965. — С. 81−159.
  29. С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1984.
  30. В.В. Из истории изучения русского синтаксиса. -М.: Просвещение. -1950.
  31. В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). Учебник для студентов. М., 1986. — 639с.
  32. В.В. Исследования по русской грамматике. М., 1987.
  33. П. Психология слепых. М., Учпедгиз, 1931. — 160с.
  34. Т.А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1972. — 56с.
  35. Р.И. Ранние этапы онтогенеза речи: Автореферат дисс канд. пед. наук. -М., 1989.
  36. Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими дефектами зрения. Автореферат дисс.. доктора пед. наук. М., 1983. — 32с.
  37. Л.С. Выявление и коррекция нарушения устной речи у слепых и слабовидящих детей. Л., 1991. — 25с.
  38. В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1997.
  39. Л.С. Мышление и речь. Собрат гие сочинений: в 6 томах.-М., 1982.-Т. 2. С. 5−361.
  40. Л.С. Проблема развития психики / Собрание сочинений: в 6 томах. -М., 1983. Т. 3. — С. 5−368.
  41. И.П. Особенности видения признаков воспринимаемых предметов детьми с нарушениями зрения. М., 1991. — 60с.
  42. П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. — 149с.
  43. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
  44. А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. Куйбышев, 1990.
  45. А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка: в 2-х томах / Под ред. С. И. Абакумова. М., 1949.46. Гнездилов М.Ф.
  46. Т.Н. Особенности развития узнавания предметов слабовидящими школьниками: Автореферат дисс.. канд. псих. наук. -М., 1962. -16с.
  47. Т.Н. К вопросу об особенностях процесса понимания у слабовидящих школьников 1-класса. JL, 1975. — С. 134−144.
  48. М.И. Употребление видов русского глагола и глагольных форм времени в письменной речи глухонемых школьников. — М.: Просвещение, 1952.
  49. О.Е. Особенности формирования грамматического строя письменной формы речи у учащихся начальных классов школы для детей с ТНР (1 отделение): Автореферат диссканд. пед. наук. -М., 1990.
  50. Г. В. Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология. 1996. — № 4. — С. 8489.
  51. Л.П. Психофизиология зрительного восприятия слабовидящих школьников. М., 1985. — 399 с.
  52. Л.П. Психофизиологические исследования зрительной функции нормальновидящих и слабовидящих школьников. М.: Педагогика, 1983. — 151с.
  53. Л.П., Сташевский С. В. Психофизиологический фактор системного развития зрительного восприятия детей и подростков с нормальным и низким зрением // Физиология человека. 1991. — Т. 17. — № 5.
  54. Л. П., Вернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребенка с ослабленным зрением. М., 2001.
  55. Л. П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. -М.: Педагогика, 1983.
  56. Л. П. О системе развития зрительного восприятия при нарушениях зрения // Психологический журнал 1988. — № 2.
  57. Л. П., Сташевский С. В. Основные методы развития зрительного восприятия при нарушениях зрения. -М., 1990.
  58. Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием. М., 1987.
  59. Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М. И. Земцовой, М. С. Певз-нер, А. И. Каплан. М.: Просвещение, 1967.
  60. В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушениями зрения. В. Пышма, 1997. — 23с.
  61. Е. А. Воспитание слепых детей в семье. М.: АПС РСФСР, 1956.-60с.
  62. В.П. Обучение слепых и слабовидящих школьников. М.: ВОС, 1989.-35с.
  63. К.Г. Особенности построения предложения в устной речи младших школьников с отклонением в развитии. — М., 1979.
  64. АЛ. Развитие мышления у слабовидящих школьников: Автореферат дисс.. канд. псих, наук. Л., 1987. — 17с.
  65. А.В. Избранные психол. труды: в 2-х томах. М.: Педагогика, 1986. -Т 1. (психологическое развитие ребенка). — 320с.
  66. А.Н. Условия формирования обобщений у детей дошкольного возраста: Автореферат дисс.. канд. псих. наук. -М., 1963.- 18с.
  67. М.И. Некоторые особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста при нарушении зрения // Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1978. — С. 7−24.
  68. М.И. Особенности зрительного восприятия при глубоком нарушении зрения у детей // Спец. Школа. 1967. — № 1. — С. 8999.
  69. М.И. Пути компенсации слепоты. М.: АПН РСФСР, 1956. -420с.
  70. В. П., Кормакова И. А., Плаксина Л. И. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. -М., 1989.
  71. B.C. Особенности формирования представлений о неживой природе у слепых дошкольников (старшего возраста): Автореферат дисс.. канд. пед. наук. -М., 1993. 13с.
  72. Имад Аль Муфлех. Формирование зрительных образов младших школьников с глубоким слабовидением и остаточным зрением: Дисс.. канд. псих. наук. -М., 1993. -162с.
  73. Е.И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов, 1986. — 162с.
  74. Е.И. Психологические закономерности речевого онтогенеза. Иваново: МВГУ, 1983 — 72с.
  75. З.М. О взаимодействии восприятия и названия цвета у детей дошкольного возраста. Известия АПН. РСФСР. Выпуск 1/3. С. 76−102.
  76. Е.К. О развитии речи детей первых двух лет жизни. М.: Медгиз., 1950. — 122с.
  77. А.И., Морозова Н. Г. Если ребенок плохо видит. М.: Педагогика, 1969. — 77с.
  78. С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. -М., 1967. 329с.
  79. Карпова С. Н- Трувэ Э. И. Психология речевого развития ребенка. Ростов-на- Дону, 1987. — 94с.
  80. А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста: Автореферат дисс. доктора псих. наук. -М., 1977. 33с.
  81. Е.В. Универсальные категории: о семантике слов-классификаторов и значениях первых слов, усваеваемых детьми // Психолингвистика / Сост. А. М. Шахнарович. М., 1984. — С. 221−240.
  82. .И. Тифлопедагогика. М., 1962. — Вып. № 1.
  83. Л.П. К вопросу о психолош-педагошческом изучении слабовидящих дошкольников, поступающих в ясли-сад // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981. — С.98−102.
  84. Л.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей 6-летнего возраста. -М.: Просвещение, 1980. 189с.
  85. М. М. Ребенок учил ся говорить. М., 1979. — 192с.
  86. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. -М.: Педагогика, 1973. 144с.
  87. И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация. -М., 2004. 160с.
  88. Н.С. Развитие речи учащихся школы слепых. М.: Просвещение, 1967.- 167с.
  89. Н.С. Развитие речи слепого ребенка в условиях семьи // Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье. М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1979.-С. 12−26.
  90. В. А. Теоретические основы формирования пространственной ориентировки у слепых детей в процессе школьного обучения: Автореферат дисс.. психол. наук. М., 1992. — 32с.
  91. Н.А. Изучение состояния знаний по русскому языку у слабовидящих учащихся приготовительных классов // Вопросы обучения и развития детей с нарушением зрения. М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1974. -С.62−72.
  92. Н.А. Обучение чтению слабовидящих учащихся начальных классов: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. М., 1976.-22с.
  93. Н.А. Специальные приемы и методы обучения русскому языку слабовидящих детей. М., 1990.
  94. Н. И. Формирование объяснительной речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1972. — № 5. — С. 38 — 42.
  95. Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых: Автореферат диссдоктора психол. наук. М., 1964.
  96. К.В. Обучение глухих школьников глагольному управлению. М., 1964.
  97. Коробко C. J1. Нарушение письма у слабовидящих школьников: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. -М., 1973. 13с.
  98. Л.Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку. М., 1976.
  99. Г. Г. Логопедическая работа по формированию приглагольных словосочетаний в речи умственно отсталых дошкольников: Автореферат дисс.. канд. пед. наук.-Л., 1981.
  100. А.А. Исследование детской речи // Основы теории речевой деятельности. -М.: Институт языкознания, 1974.
  101. А. А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы в общей теории речевой деятельности. М., 1965. — 245с.
  102. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1987.
  103. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. -584с.
  104. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат. 1975. — 304с.
  105. М.И. О механизмах смены ведущей деятельности в первые 7 лет жизни // Вопросы психологии. 1978. — С.73−78.
  106. М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишенев, 1987. — 135с.
  107. М. И. Проблема онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. -144с.
  108. А. Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. СПб., 2006. — 336с.
  109. А.Г. Формирование представлений у слепых младших школьников: Автореферат дисс. канд. психол. наук. Л., 1966. — 21с.
  110. А. Л. Обучение монологической речи умственно отсталых школьников. Киев, 1982.
  111. В.И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста / В. И. Логинова, А. И. Максимов, М. И. Попова и др.-М., 1984.-С. 79−101.
  112. В. Особенности запоминания наглядного и словесного материала слабовидящими учащимися младших классов: Автореферат дисс.. канд. психол. наук. —М., 1967. 15с.
  113. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). -М.: Педагогика, 1978. 224с.
  114. А. Л. Особенности формирования смысловой стороны речи у слабовидящих дошкольников: Дисс. .канд. пед. наук. -М., 1987.
  115. Х.Э. Запас слов 6-ти и 7-летних дошкольников и его зависимость от условий развития ребенка: Автореферат дисс. канд. пед. наук. Тарту, 1975. — 29с.
  116. А.Р. Роль речи в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1958. — № 5. — С. 3−17.
  117. А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. М.: МГУ, 1979. — 320с.
  118. Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими школьниками. — М.: Просвещение, 1979. 103с.
  119. Н.Б. Особенности обучения слабовидящих школьников. М.: Просвещение, 1968. — 39с.
  120. А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. -415с.
  121. Г. М. Развитие речи у детей в раннем возрасте. М.: Просвещение, 1964. — 111с.
  122. Г. М. Словарная работа. Подготовительная к школе группа в детском саду. -М., 1972. С.52−69.
  123. Н.С. Активизация словаря детей старшего дошкольного возраста: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. М., 1969. — 19с.
  124. Н.Н. Психология усвоения понятий / Известия АПН РСФСР. 1950. — Вып. 28. — С. 3 — 16.
  125. Г. М. Фазовая динамика формирования представлений у слабовидящих и нормально видящих школьников // Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих: Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1974. — Вып. 4. — С. 14−33.
  126. А.И. Методика обучения русскому языку младших слабовидящих школьников. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1982. — 85с.
  127. И.С. Теоретические основы коррекционно-воспитательного процесса в младших классах школы слепых: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. М., 1984. — 31с.
  128. Н.Г. Развитее понимания смысловой стороны речи у аномальных детей дошкольного возраста // Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1982. — С. 78−84.
  129. Н.Г. Развитие речи в младшем школьном возрасте//Очерки психологии детей / Сост. Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Н. Г. Морозова, Д. Б. Эльконин. М., 1960.-№ 3-С. 32−41.
  130. Л.А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга. — М.: Просвещение, 1966.
  131. Л.А. Нейрофизиологические механизмы зрительной и слуховой депривации // Физиология человека. 1986. — Т. 12. — № 44.
  132. И.В. Коррекция недостатков развития речи у дошкольников с косоглазием и амблиопией: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. М., 1997. — 14с.
  133. К.Н. О формировании обобщений у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1960. — № 3 — С. 3241.
  134. К.Н. Основы дошкольной педагогики / Сост. А. В. Запорожец, Т. А. Маркова, JI. А. Венгер и др. М.: Педагогика, 1980. -272с.
  135. Г. В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения: Теоретико-экспериментальное исследование. СПб., 2006. -400с.
  136. Обучение письму и чтению по рельефно-точечной системе JI. Брайля: Учебное пособие / Под ред. Г. В. Никулиной. СПб., 2006. — 576с.
  137. А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей // Современные модели психологии речи и психолингвистики. М.: 1990. — С. 153 -164.
  138. К.Т. О понимании значении слов дошкольниками // Вопросы психологии. 1959. — № 4 — С. 59−63.
  139. К.Т. Особенности понимания значения слова детьми старшего дошкольного возраста: Автореферат дисс.. канд. психол. наук. М., 1995, — 16с.
  140. М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973.
  141. Г. П. Избранные педагогические произведения: В 3-х т. М.: АПН РСФСР, 1965. — Т. 3. — 635с.
  142. В.А. Занятия по развитию речи детей до трех лет. М.: Просвещение, 1970. — с. 136.
  143. В.Г. Развитие речи у учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1977. — 199с.
  144. В.Г. Развитие речи и познавательная деятельность у умственно отсталых школьников: Автореферат дисс.. доктора психол. наук. -М., 1975. -42с.
  145. . Избранные психологические труды. М: Просвещение, 1969. — 569с.
  146. . Речь и мышление ребенка. СПб., 1997. — 256с.
  147. Л.И. Опыт коррекционно-воспитательной работы в детских садах для слабовидящих детей // Дефектология. 1983. — № 6. -С. 69−74.
  148. Л.И. Развитие элементарных математических представлений у детей с амблиопией и косоглазием: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. -М., 1982. -22с.
  149. Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.-М., 1985.
  150. Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. М., 1998. — 262 с.
  151. Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977.-272с.
  152. Н.Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника/ Под ред. О. С. Ушаковой. -М.: 1994. С. 119 — 126.
  153. Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. Волгоград: Перемена, 1995. — 28с.
  154. Н.Н. Основное противоречие развивающейся психики ребенка. М.: Перспектива, 1997. — 14с.
  155. М.И. К вопросу об овладении грамматическими элементами языка детьми преддошкольного возраста: Автореферат дисс.. канд. психол. наук. М., 1956. -14с.
  156. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррек-ционная работа в детском саду / Под ред. JI. И. Плаксиной. М.: Экзамен, 2003.
  157. С.А. Развитие связной речи дошкольников с нарушениями зрения: Автореферат дисс. канд. пед. наук. Л., 1988. — 15с.
  158. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Под ред. Л. И. Солнцевой, В. З. Денискиной. М., 2004. — 320с.
  159. Розенгард-Пупко Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста. М: АПН РСФСР, 1963. — 96с.
  160. Розенгард-Пупко И. М. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте. М: АПН СССР, 1948. — 200с.
  161. И.М. Особенности зрительного восприятия изображений слабовидящими детьми и формирования приемов чтения иллюстрированных рисунков: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. -М., 1978. 26с.
  162. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704с.
  163. С.Л. Мышление, язык и речь // Принципы и пути развития психологии.-М., 1959.-С. 102−115.
  164. С.Л. К психологии речи // Проблемы общей психологии. -М., 1976.-С. 115−130.
  165. С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1993.
  166. Л.В. К вопросу об изучении зрительного восприятия дошкольников с амблиопией и косоглазием // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1982.-С. 85−93.
  167. Л.В. О готовности слабовидящих детей к обучению // Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983. — С. 74−84.
  168. Л.В. Основные направления работы специализированного детского сада для детей с нарушениями зрения // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1982. — С. 74−85.
  169. Н.А. Язык ребенка. М., 1926. — 84с.
  170. Н.П. Обогащение словаря детей старшего возраста в процессе трудового воспитания: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. М., 1967. — 24с.
  171. Н.П., Подцъяков Н. Н. и др. Задачи, формы и методы сенсорного воспитания // Сенсорное воспитание в детском саду. М., 1981. — С. 7−15.
  172. Н.Г. Формирование обобщений в раннем детстве: Автореферат дисс.. канд. психол. наук. Л., 1960. -14с.
  173. Т.П. О готовности детей с нарушением зрения к школьному обучению // Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1978. — С. 82−89.
  174. Т.П. Подготовка слабовидящих детей к школе. Киев, 1984. 95с.
  175. Т.П. Формирование интереса к учению у слабовидящих школьников. Киев, 1985. — 137с.
  176. Л.И. Значение дошкольного воспитания в коррекции недостатков психического развития детей с нарушениями зрения // Дефектология. 1983. — № 4. — С. 54−59.
  177. Л.И. Развитие познавательной деятельности слепых детей дошкольного возраста // Дега с глубокими нарушениями зрения. -М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1967. С. 190−243.
  178. Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. -М.: Педагогика, 1980.
  179. Л.И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тиф-лопсихология). М., 2006. — 256с.
  180. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 1995. — 162с.
  181. Ф.А. Начальные этапы овладения ребенком грамматическим строем языка: Автореферат дисс.. канд. психол. наук. -М., 1955. 14с.
  182. Е.М. Определение значения слова старшими дошкольниками. Воспитание и обучение в детском саду. М., 1976. — С. 2124.
  183. Е.М. Работа над смысловой стороной слова в процессе развития речи детей дошкольного возраста / Сост. В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова и др.-М" 1984.-С. 101−104.
  184. Е.М. Работа над смысловой стороной слова в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. М., 1984. — 23с.
  185. А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду: Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1983. — 24с.
  186. Т.В. Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с ОНР. М., 1997. — 175с.
  187. .К. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие. М., 2008.
  188. О. С. Речевое воспитание в дошкольном возрасте. Развитие связной речи: Автореф. дисс.. доктора пед. наук. М.: 1996. — 40с.
  189. Э.А. Обучение старших дошкольников элементам словообразовательного анализа: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. -М., 1981. -24с.
  190. В.А. Организация коррекционной работы в младших классах школы слепых и слабовидящих детей. Киев, 1977. — 48с.
  191. В.А., Моргайлик Л. И. О коррекционной направленности общеобразовательного урока в начальной школе слепых и слабовидящих // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981. — С. 13−24.
  192. С.И. Формирование действий с игрушками у слепых дошкольников, как условие развития игровой деятельности: Автореферат дисс. канд. психол. наук. -М., 1985. 22с.
  193. Н.С. Конкретизация представлений о живой природе у слепых детей младшего возраста: Автореферат дисс. канд. пед. наук. -М., 1966. 16с.
  194. И.П. Развитие речи слабовидящих учащихся. Киев, 1983.- 120с.
  195. С. Н. Кочергина B.C. Развитие речи детей в процессе онтогенеза // Расстройства речи у детей и подростков. М., 1969.
  196. Г. С. Игры и упражнения по развитию речи. М.: Просвещение, 1988.- 165с.
  197. Е.В. Формирование индивидуального лексикона у дошкольников с нарушением зрения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М.: 2004.- 16с.
  198. М.Б. О зрительной функциональной системе у слабовидящих детей, методике ее неврологического исследования и патогенетическом обосновании лечебно-коррекционной работы // Слабовидящие дети / Под ред. Ю. А. Кулагина и др. М., 1967. — С. 1750.
  199. Д.Б. Особенности взаимоотношений первой и второй сигнальных систем детей дошкольного возраста // Известия АПИ РСФСР, 1955. Вып. 64.-С. 27−74.
  200. Д.Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста. -М., 1964.-С. 235−293.
  201. Д.Б. Развитие речи и обучение чтению И Избранные психологические труды. М., 1989. — С. 362 — 405.
  202. Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновоп. М.: ИНТОР, 1998. — 112с.
  203. В. И. Развитие речи детей от 3 до 5 лет (о формировании предложений в речи детей). М.: Просвещение, 1966. — 96с.
  204. Becker К., Suhnveir Н. Spatial Relation in Congenitally blind Infants. Kyst-vejn, 1984.
  205. Belmer W., Felden H. When You have a Visually Handicapped Child in Your classroom. N.Y. AFB. 1990.
  206. Urwin C., Zeuthen L. Perspectives on Working with Visually Impaired Person Wordweid: looking Forward. In: Journal of visually Impaired & Blindness. January, 1989.-83 p.
Заполнить форму текущей работой