Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках чтения сказок о животных и басен

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первой главе рассмотрены литературоведческие основы работы со сказками о животных и баснями (сравнительный анализ жанровых особенностей произведений), психологические особенности восприятия младшими школьниками сказок о животных и басен, а также раскрыто понятие о познавательных универсальных учебных действиях (далее УУД) на уроках литературного чтения. В третьей главе описано содержание… Читать ещё >

Введение. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках чтения сказок о животных и басен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования одним из наиболее значимых метапредметных результатов в рамках предмета «Литературное чтение» является овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений.

На уроках литературного чтения изучают такие произведения эпического рода, как сказки о животных и басни. Опрос учащихся третьего класса, наблюдения за деятельностью учеников и учителей на уроках литературного чтения во время педагогической практики, диагностирование учащихся показали, что дети испытывают затруднения в определении жанровых особенностей сказок о животных и басен, путают эти жанры. Учащиеся недостаточно хорошо владеют приёмами анализа и интерпретации произведений названных жанров. Причиной этого, по-нашему мнению, является использование учителями одних и те же методов и приёмов при работе с произведениями данных жанров без учёта их родо-жанровой специфики, а также небольшое количество учебного материала для работы в учебниках.

Таким образом, выявлено противоречие между необходимостью формирования у младших школьников алгоритмов основных учебных действий по анализу и интерпретации сказок о животных и басен и нехваткой у учителя начальных классов методических умений, направленных на достижение этого метапредметного результата. Возникшее противоречие свидетельствует о наличии проблемы, которую можно представить в виде вопроса: какие методические приёмы помогут учителю сформировать у младших школьников учебные действия по анализу и интерпретации сказок о животных и басен максимально эффективно?

Объект исследования — процесс формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.

Предмет исследования — приёмы формирования у младших школьников учебных действий по анализу и интерпретации сказок о животных и басен на уроках литературного чтения.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность выявленных методических приёмов работы со сказками о животных и баснями.

Гипотеза исследования: формирование учебных действий по анализу и интерпретации басен и сказок о животных на уроках литературного чтения будет протекать успешно, если учитель:

  • 1. Осознаёт родо-жанровые особенности сказок о животных и басен;
  • 2. Владеет методическими приёмами, направленными на формирование универсальных учебных действий, связанных с анализом и интерпретацией произведений фольклора и литературы;
  • 3. Владеет диагностическими методиками и способами оценивания познавательных универсальных учебных действий (анализ и интерпретация) при работе со сказками о животных и баснями.

Задачи исследования:

  • 1. На основе изучения литературоведческих источников определить родо-жанровую специфику сказок о животных и басен;
  • 2. Выявить психологические особенности восприятия младшими школьниками произведений обозначенных жанров;
  • 3. Провести анализ программ и хрестоматий по литературному чтению для начальной школы с позиции темы исследования;
  • 4. Разработать диагностические материалы для контроля и оценки формирования действий анализа и интерпретации сказок о животных и басен; апробировать материалы в образовательном учреждении;
  • 5. Разработать методические рекомендации по формированию учебных действий анализа и интерпретации сказок о животных и басен (пособие для учителя).

Для решения поставленных задач в исследовании были использованы следующие методы:

  • 1. Изучение и анализ научной литературы (литературоведческой и учебно-методической);
  • 2. Проведение диагностик сформированности умений;
  • 3. Количественный и качественный анализ выполнения диагностических работ;
  • 4. Составление методических рекомендаций учителю.

Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в систематизации методических приёмов, направленных на формирование у младших школьников учебных действий анализа и интерпретации текстов художественных произведений.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработаны методические и диагностические материалы, помогающие учителю формировать необходимые умения при работе учащихся на уроках чтения со сказками о животных и баснями.

Структура работы.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Во введении обоснована актуальность проблемы, указаны объект и предмет, определены цель, гипотеза и задачи, перечислены методы исследования.

В первой главе рассмотрены литературоведческие основы работы со сказками о животных и баснями (сравнительный анализ жанровых особенностей произведений), психологические особенности восприятия младшими школьниками сказок о животных и басен, а также раскрыто понятие о познавательных универсальных учебных действиях (далее УУД) на уроках литературного чтения.

Во второй главе представлены содержательный и методический анализ программ и учебников литературного чтения с позиции рассматриваемой темы (УМК «Гармония» — автор Кубасова О. В., УМК системы РО Д. Б. Эльконина / В. В. Давыдова — автор курса Матвеева Е.И.). Систематизированы приёмы работы со сказками о животных и баснями на уроках чтения.

В третьей главе описано содержание опытно-экспериментальной работы и анализ её результатов (исследование проводилось на базе МАОУ «Гимназия № 31» г. Перми, в 3 «В» классе). Также даны методические рекомендации учителю начальных классов по формированию познавательных УУД при работе со сказками о животных и баснями (пособие для учителя).

В заключении подведены общие итоги проведённого нами исследования, даны методические рекомендации по формированию у учащихся необходимых умений при работе со сказками о животных и баснями.

В приложениях представлены материалы диагностических работ (тексты, спецификации, ключи), сравнительный анализ УМК, словарь терминов для УМК Е. И. Матвеевой, материалы для пособия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой