Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальное партнерство в образовательном пространстве современного вуза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Динамика становления совместной деятельности педагога и студента в контексте сотрудничества характеризуется несколькими фазами (В. Я. Ляудис, В. П. Панюшкин). Они включают шесть форм учебного сотрудничества, сменяющихся в процессе становления деятельности студентов вуза. Первая фаза — приобщение к деятельности — интегрирует следующие формы: разделение действия между педагогом и студентами… Читать ещё >

Социальное партнерство в образовательном пространстве современного вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное образование России характеризуется сменой приоритетов, ценностей и связывается с усилением роли профессиональной адаптации студента в период обучения в вузе. В сложившихся условиях предъявляются новые требования к процессу профессиональной адаптации студента педагогического вуза, направленные на формирование социально и профессионально мобильной личности специалиста с высоким уровнем готовности к предстоящей деятельности. Успешная адаптация будущих учителей и социальных педагогов обеспечивается формированием педагогических знаний, отношений и опыта профессиональных действий, основанных на социальном партнерстве педагога и студента в образовательном пространстве вуза.

Структура современного высшего профессионального образования неоднородна и претерпела значительные изменения за последнее десятилетие. Одна из главных целей образования состоит в том, чтобы посредством различных форм обучения и воспитания адаптировать студента к предстоящей профессиональной деятельности в условиях стремительных социальных перемен. Рассмотрение адаптации как определенной стадии аксиологизации педагогического образования студентов предполагает междисциплинарный уровень с учетом философского, исторического, социального, психологического, профессионального и др. аспектов.

Адаптации студента вуза к предстоящей профессиональной деятельности способствует осуществление основных функций высшего образования, среди которых В. И. Казаренков и Т. Б. Казаренкова выделяют следующие:

  • — гуманистическую (ориентация на человека, на обеспечение его существования, развития и самореализации);
  • — аксиологическую (сохранение ценностей мировой и российской многонациональной культуры);
  • — социокультурную (помощь в овладении культурой своего народа и мировой культурой в целом);
  • — социально-адаптивную (содействие человеку в успешной адаптации к окружающему динамично обновляющемуся социуму);
  • — социально-мобильную (обретение нового статуса);
  • — инновационную (обновление арсенала знаний);
  • — социально-интегративную (включение человека в интегративную образовательно-производственную деятельность);
  • — прогностическую (раскрытие перспективы профессионального развития и личностного роста) [5].

Решению названной проблемы способствуют усилия, направленные на достижение всеобщей профессионализации общества, удовлетворение потребностей личности в дифференцированных образовательных услугах, что определяет приоритетность профессионального образования в политике государства; создание новых образовательных культур, типов учебных заведений, инновационных педагогических систем и технологий обучения. Следует обратить внимание на то, что период обучения в вузе — важнейшая составляющая социализации человека.

Период обучения в вузе характеризуется процессом формирования личности в определенных социальных условиях, усвоением социального опыта, в ходе которого преобразуются ценности и ориентации студента: он избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны, которые приняты в данной группе и обществе. В студенческом возрасте используются такие механизмы социализации, как освоение социальной роли студента, подготовка к овладению ролью «профессионального специалиста», механизмы подражания, социального влияния со стороны преподавателей и студенческой группы. Студенческий возраст характеризуется стремлением самостоятельно и активно выбирать тот или иной жизненный стиль и идеал. Таким образом, вузовское обучение служит мощным фактором социализации личности студента и осуществляется в ходе самой жизнедеятельности студентов и преподавателей.

С точки зрения Б. В. Авво, социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать как «партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества» [1]. Последнее понимание партнерства является наиболее значимым и позволяет изменять, апробировать, устанавливать новые общественно значимые функции образования. При этом в каждой ситуации социального взаимодействия различные понимания социального партнерства могут быть представлены одновременно.

В педагогической теории и практике социальное партнерство как явление выполняет две основные функции (обучающую и воспитывающую) и имеет свои особенности. Во-первых, становление молодого поколения происходит в условиях перехода Российского государства к новым экономическим отношениям, что требует нового понимания проблем воспитания молодежи. Во-вторых, становление молодого поколения осуществляется, с одной стороны, в условиях резкого спада производства, а с другой стороны, осуществляется в условиях продолжающейся научно-технической революции. В-третьих, требуется осознание всех членов общества своей новой роли в воспитании подрастающего поколения.

Мы считаем, что социальное партнерство, устанавливаемое как равноправное взаимодействие педагога и студента, обогащает содержание профессиональной подготовки будущего учителя, расширяет его субъектную позицию, повышает ответственность личности за принятые педагогические решения и их последствия. Вместе с тем подготовка специалиста в педагогическом вузе не всегда ориентирована на потенциальные возможности социального партнерства [10].

Анализ научных источников показал, что проблема профессиональной адаптации будущих педагогов на основе социального партнерства до настоящего времени не получила должного решения и обусловлена рядом противоречий между потребностью общества в социально и профессионально мобильном специалисте и недостаточной разработанностью проблемы профессиональной адаптации будущего педагога на основе социального партнерства; потенциальными возможностями образовательного процесса вуза по профессиональной адаптации на основе социального партнерства и отсутствием эффективных способов их использования в процессе подготовки специалиста-педагога; развивающейся практикой профессиональной адаптации в вузе и отсутствием общих научно-методических подходов к ее организации на основе социального партнерства. педагогический образование студент К настоящему времени сложилось два приоритетных понимания сущности адаптации как: 1) приспособления, привыкания организма, личности к константным внешним условиям (С. М. Вишнякова, М. И. Дьяченко, А. И. Кагальняк и др.); 2) активного взаимодействия человека и среды, когда личность не только «подстраивается» под требования окружения, но и воздействует на него, вызывая изменения самой среды (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.). Второе понимание, наиболее значимое для нашего исследования, позволяет адекватно представить содержание процесса адаптации студентов — будущих специалистов к избранной профессии, эффективно организовать их подготовку к предстоящей деятельности.

Профессиональная адаптация рассматривается как процесс приобщения студента к избранной профессии, а система подготовки специалистов имеет своей целью формирование учебно-познавательной деятельности: ее мотивации, умений и навыков. В этом случае цель обучения — освоение и развитие учебно-познавательной деятельности, а результат профессиональной подготовки — освоение профессиональной деятельности и соответствующей социальной роли. Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, формирование профессиональной направленности, компетентности и приобретение социально и профессионально важных качеств и их интеграцию Э. Ф. Зеер считает составляющими адаптации к профессиональной деятельности [4]. Автор отмечает, что образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества составляют профессиональный потенциал развития специалиста.

Адаптация к профессии во время обучения в вузе заключается в глубоком практическом вхождении студента в профессию путем выполнения определенных элементов педагогической деятельности. На данном этапе приобретаются необходимые профессиональные знания, умения и навыки, развивается интерес к педагогической профессии, укрепляется положительная мотивация занятий данным видом профессиональной деятельности. В результате формируется психологическая готовность к труду, включающая направленность на профессиональную деятельность, наличие интереса к предмету и потребность в самообразовании в этой области, развитое профессиональное мышление.

Успешность профессиональной адаптации студента как будущего специалиста зависит от его личностных психологических особенностей. Одной из них является соответствие представлений специалиста об условиях жизнедеятельности при осуществлении профессиональной деятельности. Поэтому адекватность образа будущей профессиональной деятельности способствует более успешной адаптации, и наоборот, несоответствие ожиданий и представлений человека о реальных условиях его предстоящей деятельности делает его психологически неподготовленным к встрече с определенными профессиональными трудностями, к осуществлению процесса психологической адаптации.

Исследования ученых (А. И. Гавриков, В. В. Емельянов, В. И. Земцова, В. П. Комаров, В. Д. Повзун и др.) показывают, что представления и ожидания большинства студентов и молодых специалистов не совпадают с условиями, с которыми они сталкиваются в реальной жизни после окончания вуза. Это противоречие приводит к дополнительным эмоциональным нагрузкам, которые имеются в любой современной профессиональной деятельности. Поэтому при подготовке студентов необходимо не только формирование правильных представлений о своей профессии, адекватных возможностям и условиям деятельности, но и привитие им вкуса, стремления совершенствоваться в своем профессионализме, быть ответственными перед собой и другими.

Существующие характеристики сущности профессиональной адаптации («приобщение», «приспособление» — С. Я. Батышев, В. И. Загвязинский, В. М. Рогинский и др.; «вхождение», «врастание» — Н. Н. Захарова, В. Д. Симоненко и др.; «освоение» — С. М. Вишнякова, Э. Ф. Зеер и др.) акцентируют внимание на активности личности в данном процессе, ее включении в профессионально-педагогическую среду, результатом которого является соответствие поведения условиям и требованиям профессиональной среды. Объективно профессиональная адаптация проявляется в изменении поведения, а субъективно — в изменении отношения к действительности, соответственно, изменения претерпевают как субъект, так и объект адаптации.

Исходя из анализа научной литературы по рассматриваемой проблеме, можно сделать вывод о том, что студенты вуза в процессе подготовки к профессиональной деятельности сталкиваются с рядом типичных затруднений: дидактические (затруднения приспособления студента к вузовской системе обучения, организационным нормам и правилам), социально-психологические (затруднения интеграции со студенчеством, принятия ценностей, норм и стереотипов поведения); профессиональные (затруднения самоидентификации личности с требованиями профессии, социальной ролью), реализация которых предстоит после получения высшего образования [7].

Причины, лежащие в основе этих затруднений, на наш взгляд следующие:

  • — развитие личности обучаемого не всегда рассматривается как главная цель профессионально-образовательного процесса;
  • — недостаточная ориентация на индивидуальную траекторию развития личности обучаемого не приводит к изменению соотношения нормативных требований и результатов образования;
  • — авторские технологии не становятся нормой и, как следствие, обучение не представляет уникальную возможность организации совместной деятельности педагога и студентов.

С целью сокращения сроков социальной и профессиональной адаптации обучаемых в вузе, достижения ими оптимальных качественных и количественных показателей в образовании организуется социальное партнерство, которое представляет собой систему социально-педагогического взаимодействия работников и студентов образовательного учреждения с целью формирования у обучающихся устойчивого мировоззрения, интереса и стремления к овладению профессией, воспитания их активной жизненной позиции [10].

В ходе исследования возникла необходимость раскрытия педагогической сущности социального партнерства в профессиональной адаптации студента в образовательном процессе вуза. Основу исследования данной проблемы составили идеи теоретиков общей и педагогической психологии, передовых практиков школьного образования (Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, О. С. Газман, А. Н. Леонтьев, А. В. Мудрик, Д. Б. Эльконин, и др.), связанные с утверждением сотрудничества как одного из определяющих принципов современного обучения.

Динамика становления совместной деятельности педагога и студента в контексте сотрудничества характеризуется несколькими фазами (В. Я. Ляудис, В. П. Панюшкин). Они включают шесть форм учебного сотрудничества, сменяющихся в процессе становления деятельности студентов вуза. Первая фаза — приобщение к деятельности — интегрирует следующие формы: разделение действия между педагогом и студентами, имитируемые действия студентов, подражательные действия студентов. Вторая фаза — согласование деятельности студента и педагога — включает следующие формы: саморегулируемые и самопобуждаемые действия студента. Третья фаза по своей сути представляет партнерство в совершенствовании способов освоения предстоящей профессиональной деятельности [6, 8].

Социальное партнерство рассматривается нами как вид отношений педагога и студента, характеризующийся поиском и достижением педагогического консенсуса, реализацией профессиональных интересов субъектов профессионального образования средствами педагогической поддержки с целью повышения статуса обучаемого, значимости его личного вклада в решение общих задач, развития его личностно-смысловой сферы. Педагогическая сущность социального партнерства как специфического вида отношений педагога и студента педагогического вуза характеризуется определенными особенностями. Во-первых, социальные субъекты образовательного процесса имеют конкретные интересы, определенную миссию и обладают способами воздействия друг на друга. Во-вторых, в отношениях преследуется цель оптимальной реализации интересов субъектов образовательного процесса. В-третьих, социальное партнерство предполагает обоюдовыгодное, обоюдонеобходимое взаимодействие субъектов как альтернативу доминированию интересов одной из сторон.

Социальное партнерство как фактор эффективной профессиональной адаптации студента педагогического вуза, предполагает активную деятельность педагога и студента по включению их в новые профессиональные условия, обогащение содержания профессиональной подготовки специалиста; придает опережающий характер профессиональной адаптации студента (сопровождает формирование социально-профессиональной компетентности, направляет развитие экстрафункциональных качеств).

Социальное партнерство технологично и поэтому требует от педагога не только интуиции и импровизации, но и глубоких профессиональных знаний и умений (подготовки педагога к учебным занятиям, управления общением со студентами, подбора наиболее эффективных методов обучения, использования эффективных технологий совместной деятельности и др.). Оно развивается поэтапно: моделирование предстоящего процесса, вступление в контакт, непосредственное общение, выход из контакта, анализ результатов. Но настоящим индикатором профессионализма преподавателя служат многочисленные психолого-педагогические, методические, специально-научные и управленческие знания, техника и технология осуществления данного процесса.

Рассматривая сущность профессиональной адаптации студентов, мы выделяем социальное партнерство как активную деятельность профессорско-преподавательского состава вуза и студентов по включению последних в новые профессиональные условия. Студент представляется полноправным партнером в условиях сотрудничества и отрицания манипулятивного подхода к нему.

Социальное партнерство призвано формировать у студентов готовность успешно действовать в условиях влияния различных стрессоров. Оно дает возможность формировать у студентов принятие избранной профессии и любви к ней, уверенности в ее общественной и социальной значимости и оптимизма в отношении ее перспектив. Социальное партнерство обеспечивает доверие студентов своей профессиональной подготовленности и уверенность в надежности профессорско-преподавательского состава, в их готовности помочь. Возможно, что такое отношение к вузовскому обучению поможет решить многие проблемы педагогического образования через гармонизацию отношений между студенческим и преподавательским социумом.

  • 1. Авво, Б. В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения: Учебно-методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений / Б. В. Авво / Под ред. А. П. Тряпициной. — СПб.: КАРО, 2005. — 96 с. — ISBN 5−89 815−581−3.
  • 2. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания: монография / под ред. А. А. Бодалева. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2008. — 432 с. — ISBN 978−5-9770−0363−6.
  • 3. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с. — ISBN 5−89 714−013−8.
  • 4. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: Схемы, таблицы, комментарии, упражнения: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, Н. Н. Гордеева. — Екатеринбург: Издательство Рос. Гос. проф.-пед. ун-та, 2005. — 215 с. — ISBN 5−89 395−414−9.
  • 5. Казаренков, В. И. Высшая школа: социально-педагогическое взаимодействие / В. И. Казаренков, Т. Б. Казаренкова // Педагогика. — 2000. — № 5. — С. 64−69.
  • 6. Ляудис, В. Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия / В. Я. Ляудис // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. — М.: Просвещение, 1980. — 185 с.
  • 7. Мелекесов, Г. А. Адаптационный процесс студентов педагогического вуза и его трудности / Г. А. Мелекесов, И. А. Сыромицкая // Вестник ОГУ. — 2004. — № 2. — С. 57−62.
  • 8. Панюшкин, В. П. Функции и формы сотрудничества учителя и учащихся в учебной деятельности: автореф. дисс. … канд. психол. наук / В. П. Панюшкин. — М., 1984. — 21 с.
  • 9. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С. Я. Батышева. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с. — ISBN 5−85 449−104−4.
  • 10. Сыромицкая, И. А. Социальное партнерство как фактор профессиональной адаптации студента педагогического вуза: монография / И. А. Сыромицкая. — Орск: Издательство ОГТИ, 2008. — 199 с. — ISBN 978−5-8424−0413−1.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой