Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социометрическая карточка. 
Взаимодействие участников образовательного процесса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С целью изучения морально-психологического климата в коллективе О У исследуемых просят заполнить социометрическую карточку. Если респонденты затрудняются или не желают дать прямые ответы, можно воспользоваться шифром: дать свои ответы, проставив порядковые номера (или символы, предварительно прописанные), соответствующие фамилиям выбранных кандидатов, и руководствуясь прилагаемым списком. Изучая… Читать ещё >

Социометрическая карточка. Взаимодействие участников образовательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С целью изучения морально-психологического климата в коллективе О У исследуемых просят заполнить социометрическую карточку. Если респонденты затрудняются или не желают дать прямые ответы, можно воспользоваться шифром: дать свои ответы, проставив порядковые номера (или символы, предварительно прописанные), соответствующие фамилиям выбранных кандидатов, и руководствуясь прилагаемым списком.

№.

п/п.

Вопросы-критерии.

Ответы (№ фамилий выбранных кандидатур).

С кем более всего вы хотели бы совместно работать в одной группе?

С кем более всего вы не хотели бы работать в одной группе?

С кем из членов вашего коллектива вы более всего хотели бы провести отпуск? и др.

Число фамилий по каждому критерию и вопросу можно ограничивать или не ограничивать. Чаще всего социометрия с ограничением выборов используется в группах со значительным составом членов (обычно от 15 до 50 и более человек), а также в межгрупповых опросах. При этом специалисты считают, что величина ограничения должна позволить выбрать не менее 20−30% фамилий членов группы. Так, для группы численностью 25 человек это ограничение должно составлять не менее пяти. Если вводится ограничение, то это оговаривается в специально подготовленной инструкции по заполнению социометрических карточек.

Социометрический опрос можно проводить фронтально, когда все испытуемые заполняют карточки одновременно (на рабочем месте), или индивидуально, когда каждый опрашиваемый выбирает для себя наиболее удобное место. При этом во всех случаях карточка заполняется исключительно самостоятельно, без подсказки со стороны. Целесообразно, чтобы социометрический опрос сопровождался специалистом: психологом, социологом, воспитателем.

Социометрическая таблица

Обработка данных социометрического опроса проводится по каждому критерию отдельно. В качестве иллюстрации можно привести таблицу (социоматрицу), например, по критерию: «С кем более всего вы хотели бы работать вместе?», предположим при этом, что опрос был произведен в группе из шести человек. Социометрия без ограничения выборов. Число полученных выборов — степень и характер развития потребности в общении с членами группы. Пример зашифрованной социометрической таблицы.

№.

п/п.

Кто выбирает.

Номер выбираемого.

Число отданных выборов.

;

Всего.

А.

X.

В.

;

X.

;

;

П.

X.

С.

;

X.

Т.

X.

X.

X.

Число полу ченных выборов.

;

Всего:

Условные обозначения:

+ - положительный статус;

  • — - отрицательный статус;
  • 0 — нулевой выбор (безразличие).

В приведенной таблице наибольшей личной притягательностью обладает № 5 — «неформальный» лидер по критерию совместной работы, а нулевая притягательность у № 6 — «изолированного» члена группы.

Социоматрица (таблица)

Изучая взаимоотношения в педагогическом коллективе или в обучаемой группе, сначала следует построить простейшую социоматрицу. Пример открытой социометрической таблицы дан ниже. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.

№.

Фамилия.

Иванов.

+ 1.

+2.

+3.

— 1.

Петров.

+ 1.

+3.

+2.

Сидоров.

— 1.

+1.

+2.

+3.

Данилова.

+2.

+1.

+3.

Александрова.

+2.

+1.

+3.

— 3.

— 2.

Адаменко.

Петренко.

+ 1.

+3.

Козаченко.

+ 1.

+3.

+2.

Яковлева.

+2.

+ 1.

+3.

— 1.

Шумская.

+2.

+ 1.

+3.

— 1.

Кол-во выборов.

Кол-во баллов.

Общая сумма.

Условные обозначения:

+ - положительный выбор;

— - отрицательный выбор.

По вертикали записываются под номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; но горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очереди; цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очереди.

Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом нужно подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 (-3) баллам, во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть также построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также отдельные таблицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой