Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Рефлексивная организация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Еще одним фактором, определяющим актуальность проблемы нашего исследования, является повышение роли иностранного языка в подготовке современного конкурентного специалиста, необходимость изучения и обобщения опыта иноязычной подготовки будущих специалистов. В этом направлении важными являются работы, в которых раскрываются психолого-педагогические аспекты коммуникации (А.А. Бодалев, В. А… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основания решения проблемы рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов
    • 1. 1. Состояние проблемы рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов в теории и практике профессионального образования
    • 1. 2. Особенности организации учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза на основе рефлексии
    • 1. 3. Педагогические условия повышения эффективности рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий повышения эффективности рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов
    • 2. 1. Цель, задачи и этапы опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Рефлексивно-дидактическая модель организации учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретация
  • Выводы по второй главе

Рефлексивная организация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

w Проблему нашего исследования мы определяем как повышение эффективности организации учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки.

Актуальность проблемы определяется следующими факторами.

Концепция реформирования образования в Российской Федерации до 2010 года, присоединение России к Болонскому соглашению в области образования являются активизирующими факторами развития системы профессионального образования. Политика правительства в области образования ориентирована на достижение главной цели — повышение эффективности образования и гарантирование того уровня подготовки специалистов, который соответствует требованиям отечественной экономики и международным стандартам, в частности требованиям Болонского соглашения.

В связи с этим больше внимания должно уделяться реализации таких признаков процесса профессионального образования, как системность, непрерывность, преемственность, результативность, совершенствование. Необходим по всем направлениям функционирования и развития системы профессионального образования активный поиск способов и форм реализации образовательных процессов с целью повышения его качества.

Интенсивный путь развития системы профессионального образования исчерпал себя, на первое место выходит экстенсивный путь, связанный с совершенствованием форм, методов и средств организации деятельности студентов и преподавателей вузов на уровне современных требований.

К сожалению, приходится констатировать, что внедрение инноваций в образовательный процесс зачастую происходит недостаточно обоснованно, методически необеспеченно и бесконтрольно, что снижает эффективность подготовки специалистов. Разрабатываемые и внедряемые в вузах программно-целевые, контекстные, модульные и другие образовательные технологии ® не соответствуют региональным условиям профессионального образования, не учитывают особенностей образовательных учреждений, не соответствуют уровню профессионально-педагогической и управленческой подготовки кадров этих учреждений. Преподаватели вузов часто не имеют четко определенного инструментария (методы, средства, критерии и показатели) определения степени адекватности используемых образовательных технологий, методик, программ требованиям к качеству профессиональной подготовки специалистов, к уровню организации учебно-познавательной деятельности студентов.

Государственные образовательные стандарты, которые должны стимулировать использование инновационных подходов, совершенствование форм и методов процесса профессионального образования студентов, зачастую воспринимаются как набор обязательных требований к минимуму знаний, умений и навыков студентов. При этом справедливо мнение, что качество профессиональной подготовки студентов не может обеспечиваться только на основе образовательных стандартов. Нужна концепция профессионального образования, учитывающая в полной мере особенности профессиональной подготовки студентов вузов. Это позволит определить перспективы дальнейшего развития профессионального образования, наметить пути создания и реализации новых эффективных образовательных технологий.

В условиях реформирования системы профессионального образования важно как в теоретическом, так и в практическом плане больше внимания уделять проблемам рефлексивного обеспечения процесса профессиональной подготовки студентов вузов как одному из факторов повышения эффективности работы высшей профессиональной школы.

Суть современных концепций рефлексивной организации процесса профессиональной подготовки студентов заключается в создании условий, когда образование предполагает самообразование и управление. В этом случае проблема повышения эффективности подготовки решается путём формирования у студентов потребности и способности к саморазвитию, самоанализу, самооценке.

Особенности рефлексии в процессе профессионального образования мы в первую очередь рассматриваем в отношении учебно-познавательной деятельности студентов. Так как образование представляет собой взаимосвязанную деятельность участников образовательного процесса, то в основе организации учебно-познавательной деятельности должно лежать осознание своего «Я» и преподавателем, и студентом, участвующими в этом взаимодействии.

Повышение качества профессионального образования студентов требует специально организованной системы учебно-познавательной, управленческой, педагогической, методической деятельности всех субъектов процесса профессиональной подготовки, направленной на выявление эффективных технологий профессионального образования и создание условий для их распространения (организационных, психологических, педагогических и др.).

Анализ существующих теорий управления, профессионального образования, общей педагогической теории по проблемам обучения позволяет выделить подходы к решению поставленной нами проблемы исследования, определить цели, направления, условия эффективной организации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки.

Это следующие теории и подходы:

— теория деятельности и деятельностный подход к решению проблем образования личности (А.С. Белкин, JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, И. С. Якиманская, А. В. Усова и ДР-).

— теория управления функционированием и развитием образовательных систем (В.И. Загвязинский, Ю. А. Конаржевский, B.C. Лазарев, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.);

— программно-целевой подход к определению целей, результата и качества образования (B.C. Безрукова, А. С. Белкин, К. Я. Вазина, С.Г. Воровщи-ков, С. А. Репин, В. А. Кальней и др.);

— теория целостности образовательного процесса (Б.С. Гершунский, Г. Г. Гранатов, В. В. Давыдов, Н. Д. Никандров, В. Д. Шадриков и др.);

— личностно-ориентированный и рефлексивный подходы к определению содержания образования (Б.М. Бим-Бад, Е. В. Бондаревская, В. А. Беликов, М. В. Кларин, А. В. Петровский, Г. С. Сухобская, И. С. Якиманская и др.);

— теория профессионального образования и рефлексивного управления системой профессионального образования (В.И. Андреев, П. Р. Атутов, Л. Я. Зорина, A.M. Новиков, M. J1. Левицкий, В. М. Распопов, Н. Я. Сайгушев, А. Н. Сергеев и др.).

Анализ теорий и подходов дал нам возможность сделать вывод о наличии необходимой теоретической базы решения поставленной проблемы.

Ключевым моментом в оценке актуальности проблемы исследования явился анализ работ по основам профессионально-педагогической квалимет-рии (А. Анастази, Р. Аткинсон, Р. Буш, Дж. Гласс, Дж. Стенли, М. И. Грабарь, К. А. Краснянская и др.). В этом случае мы пришли к выводу о наличии многочисленных подходов к выделению способов, средств и направлений организации учебно-познавательной деятельности в целом и ее отдельных составляющих.

Еще одним фактором, определяющим актуальность проблемы нашего исследования, является повышение роли иностранного языка в подготовке современного конкурентного специалиста, необходимость изучения и обобщения опыта иноязычной подготовки будущих специалистов. В этом направлении важными являются работы, в которых раскрываются психолого-педагогические аспекты коммуникации (А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, А. В. Петровский и др.), положения психолингвистики (И.Л. Бим, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев и др.), коммуникативный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению специалистов иностранному языку (И.А. Зимняя, Е. И. Пассов и др.).

Но при этом, на наш взгляд, недостаточной оказывается теоретико-методологическая база исследования проблемы и теоретико-педагогическое обобщение получаемых результатов в отношении проблемы иноязычной подготовки специалистов и развития на этой основе их профессиональной конкурентоспособности. По-прежнему недостаточно изученными остаются вопросы о роли иностранного языка в повышении эффективности профессиональной подготовки студентов вузов, методики его преподавания в процессе профессионального образования студентов технических вузов.

Таким образом, мы выделяем противоречия между:

— социальной потребностью в повышении эффективности профессионального образования студентов в соответствии с современными требованиями и реальным недостаточно высоким качеством профессиональной подготовки студентов вузов;

— образовательными потенциями учебно-познавательной деятельности и реальным недостаточным уровнем ее организации в процессе профессиональной подготовки студентов технических вузов.

Актуальность исследования определяется также необходимостью разрешения противоречия между ограниченностью сроков профессионального образования в техническом вузе и ростом объема профессионально значимой учебной информации, подлежащей усвоению студентами. Педагогически целесообразная организация их учебно-познавательной деятельности помогает отсеять второстепенный профессионально мало значимый материал, содействует оптимальному сочетанию сроков обучения и объема информации.

Необходимость разрешения указанных противоречий определяет актуальность поставленной нами проблемы и формулировку темы исследования -«Рефлексивная организация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки».

Целью исследования мы ставим выявление, теоретическое обоснование и экспериментальную апробацию комплекса организационно-педагогических условий повышения эффективности рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки студентов технических вузов.

Предмет исследования — организация учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов.

Гипотеза исследования. Повышение эффективности рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки может быть обеспечено при выполнении следующего комплекса организационно-педагогических условий:

— постановка и определение личностью осознаваемой цели учебно-познавательной деятельности;

— наличие и понимание личностно значимого мотива учебно-познавательной деятельности;

— осознание, четкое определение и усвоение структуры деятельности и алгоритма ее реализации;

— соответствие деятельности уровню профессиональной подготовки и запросам студентов.

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:

1) выявить особенности процесса профессиональной подготовки студентов технических вузов;

2) выделение компонентов учебно-познавательной деятельности студентов и разработка алгоритма ее рефлексивной организации;

3) определение комплекса педагогических условий эффективности рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки;

4) разработка рефлексивно-дидактической модели организации учебно-познавательной деятельности студентов;

5) разработка методики рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки студентов технического вуза.

Исследование выбранного предмета и решение поставленной проблемы мы осуществляем в процессе изучения студентами иностранного языка как фактора формирования современного конкурентоспособного специалиста. Методологической базой выполненного исследования являются:

— деятельностный подход в образовании (C.JT. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др-);

— системный подход (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. П. Беспалько и др.);

— личностно-ориентированный и рефлексивный подходы в образовании (В.Я. Ляудис, И. С. Якиманская и др.);

— теория профессионального образования (С.Я.Батышев, Э. Ф. Зеер, А. Я. Найн, Е. А. Климов и др.);

— культурологический подход к решению проблем образования личности (М.М. Бахтин, B.C. Библер, B. J1. Бенин, П. С. Гуревич, Э. С. Маркарян и др.);

— положения психолингвистики, коммуникативного и личностно-деятельностного подходов к иноязычной подготовке личности специалиста (И.А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Е. И. Пассов и др.).

Исследование по выбранной нами проблеме осуществлялось в три этапа с 2002 по 2005 год.

На первом этапе (2002;2003 гг.) проводился анализ исследуемой проблемы в теории и практике профессионального образования. В процессе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы, наблюдения за учебно-познавательной деятельностью студентов и деятельностью преподавателей технических вузов нами была уточнена проблема исследования, выделены и уточнены основные понятия исследования, сформирован методологический аппарат диссертации — цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования.

На втором этапе (2003;2004 гг.) нами проводилась экспериментальная работа, в ходе которой были уточнены основные направления рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза и определены компоненты модели этого процесса, также были определены основные организационно-педагогические условия повышения эффективности рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов в рамках данной модели. На этом этапе были определены основные методические приемы рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов с учетом особенностей их профессиональной подготовки в техническом вузе.

Достижение цели данного этапа исследования осуществлялось нами в первую очередь методами педагогического эксперимента.

3 этап (2004 — 2005 гг.) в целом был посвящен уточнению комплекса организационно-педагогических условий и других компонентов модели рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов и широкому внедрению данной модели в практику профессиональной подготовки студентов технических вузов. На этом этапе была осуществлена обработка полученных результатов исследования, сформулированы выводы и рекомендации по рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов с учетом выделенного комплекса организационно-педагогических условий.

Уточнение комплекса условий обеспечивалось методами анализа, контрольного педагогического эксперимента и другими.

Научная новизна выполненного нами исследования заключается:

1) в определении комплекса организационно-педагогических условий повышения эффективности рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки;

2) в разработке рефлексивно-дидактической модели организации учебно-познавательной деятельности студентов, обеспечивающей реализацию комплекса организационно-педагогических условий;

3) в разработке методики рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов с учетом особенностей профессиональной подготовки в техническом вузе.

Теоретическая значимость выполненного исследования состоит в уточнении признаков понятия «рефлексивная организация учебно-познавательной деятельности студентов" — в уточнении компонентов процесса рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов.

Практическая значимость выполненного исследования заключается в разработке методических рекомендаций по рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов с учетом особенностей профессиональной подготовки в техническом вузе и организационно-педагогических условий ее эффективности. Практическая значимость также определяется широким характером внедрения полученных результатов в практику профессиональной подготовки студентов технических вузов, их позитивным влиянием на образовательный процесс в целом.

На защиту нами выносятся:

1) модель рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки;

2) комплекс организационно-педагогических условий повышения эффективности рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки;

3) методика рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки студентов технического вуза.

Апробация полученных в ходе диссертационного исследования результатов осуществлялась в опытно-экспериментальной работе, а также посредством выступлений на ежегодных внутривузовских научных конференциях в Магнитогорском государственном техническом университете (2003, 2004 и 2005 годы), межвузовских научно-практических конференциях в Магнитогорском государственном университете (2004 и 2005 гг.), на ежегодных внутривузовских конференциях Магнитогорского государственного университета, Южно-Уральского государственного университета, Челябинского педагогического университета (2003 и 2005 годы) — выступлений с докладами, сообщениями и заключениями перед коллективами и руководителями кафедр педагогики и психологии МГТУ и МаГУпутем публикации материалов по проблеме исследования в государственных печатных изданиях.

На основании теоретических положений и результатов исследования разработаны методические рекомендации по рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов.

Всего опубликовано по теме исследования семь работ.

Диссертация состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка литературы по проблеме исследования.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Ф Таким образом, полученные нами результаты эксперимента позволяют сделать вывод о достижении в целом поставленных целей эксперимента.

Опытно-экспериментальная работа была проведена нами в три этапаподготовительный (констатирующий), основной (обучающий) и заключительный (контрольно-корректирующий). При этом для проведения исследования нами был использован комплекс методов экспериментальной работынаблюдения, беседы, анкетирования, изучения продуктов деятельности, тестирования и др. Основной задачей опытно-экспериментальной работы являлось уточнение содержания компонентов рефлексивно-дидактической модели организации учебно-познавательной деятельности студентов и проверка эффективности комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования в вузе. При этом нам было необходимо выделить критерии и показатели эффективности комплекса педагогических условийапробировать методику реализации разработанной моделипоказать в количественном и схе-мографическом выражении меру и степень эффективности предлагаемой модели и педагогических условий.

Выбор критериев и показателей осуществлялся нами с учетом результативности профессиональной подготовки студентов технического вуза, основанием которой являлась рефлексивная организация учебно-познавательной деятельности студентов. Предложенная модель в полной мере была апроби.

• рована и в процессе профессиональной подготовки студентов Магнитогорского государственного технического университета.

Эксперимент носил вариативный характер. Его результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу, а разработанная методика обеспечивает повышение эффективности рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов и может быть. рекомендована в практической деятельности преподавателей и студентов технических университетов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. На основании полученных результатов исследования мы определяем суть рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов в создании условий, когда образование сочетает самообразование и управление, когда проблема повышения эффективности профессиональной подготовки решается путём формирования у студентов потребности в активной осознанной деятельности, способности к саморазвитию, самоанализу, самооценке.

Рефлексивная организация учебно-познавательной деятельности студентов является объединяющим компонентом процесса подготовки будущих специалистов, рефлексивная подготовка студентов является одним из факторов эффективности профессионального образования будущих специалистов в целом.

2. Мы пришли к выводу, что профессиональная подготовка студентов технических вузов будет выше, если в этом процессе рефлексия является основой осуществления учебно-познавательной и профессиональной деятельности, одним из основных механизмов развития учебно-познавательной деятельности студента, а также творческих начал личности будущих специалистов. Таким образом, рефлексия является инструментом, посредством которого осуществляется формирование личности конкурентоспособного специалиста в процессе профессиональной подготовки.

3. Учебно-познавательная деятельность студентов определяется как элемент целостного процесса профессионального образования, представляющий собой целенаправленное, систематически организованное, управляемое извне или самостоятельное взаимодействие студента с окружающей действительностью, результатом которого является овладение им на уровне воспроизведения или творчества системой научных знаний и способами деятельности.

Основные признаки понятия «учебно-познавательная деятельность студентов» определены следующим образом:

— субъектом учебно-познавательной деятельности является студент;

— учебно-познавательная деятельность связана с овладением знаниями, приобретением опыта профессиональной деятельности, формированием отношений — т. е. с формированием и развитием личности;

— учебно-познавательная деятельность имеет цель и решает совокупность задач;

— учебно-познавательная деятельность структурно представляет собой последовательную реализацию определенных действий, подчиненных цели и обеспечивающих решение задач.

В каждом признаке мы можем отметить наличие рефлексивных аспектов учебно-познавательной деятельности.

4. Рефлексивная организация учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов может быть осуществлена в рамках теоретико-методологической модели с учетом требований современной парадигмы профессионального образования, основанной на идеях модернизации, гуманизации, гуманитаризации образования.

Разработка модели рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности была осуществлена нами на основе системного, культурологического и личностно-деятельностного подходов.

Основными компонентами модели рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов являются:

— личностный компонент (формирование мотивационно-ценностного отношения и установки студентов на эффективное выполнение учебно-познавательной деятельности);

— содержательный компонент (усвоение профессиональных и общеобразовательных знаний);

— операционно-деятельностный компонент (формирование профессионально значимых умений и навыкововладение студентами ос.

— новными действиями и операциями учебно-познавательной деятельности);

— социокультурный компонент (формирование культурологической компетенции в аспекте овладеваемой профессии).

5. Эффективность реализации модели может проходить успешно при определенных педагогических условиях.

С учетом особенностей субъекта и объекта учебно-познвательной деятельности, особенностей процесса деятельности нами выделен и экспериментально апробирован следующий комплекс организационо-педагогических условий:

— постановка и определение личностно осознаваемой цели деятельности;

— наличие и понимание личностно значимого мотива учебно-познавательной деятельности;

— осознание, четкое определение и усвоение структуры деятельности и алгоритма ее реализации;

— соответствие деятельности уровню профессиональной подготовки и запросам студентов.

Комплексный характер выделенных условий определяется их взаимным дополнением друг друга, в связи с чем мы пришли к выводу о том, что обеспечение эффективности учебно-познавательной деятельности возможно на основе метода дополнительности.

6. Нами определены основные методические аспекты ее рефлексивной организации. Рефлексивный характер организации процесса профессиональной подготовки студентов может быть выражен следующими действиями:

— формулирование и осознание студентами с помощью преподавателя целей образования;

— формирование студентами мотивов образования и их удовлетворение;

— разработка и реализация программы действий учебно-познавательной деятельности в процессе самообразования и образования;

— получение и осмысление по определенным параметрам информации о состоянии и перспективах образования и самообразования;

— переработка информации, полученной по каналам обратной связи, самооценка, выработка и внесение в образование корректирующих взаимодействий.

Методика рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов, разрабатываемая на основе системного, культурологического и личностно-деятельностного подходов, обеспечивает профессиональное образование студентов через раскрытие деятельностной природы преподаваемых знаний, использование субъектного опыта, профессионально-личностных качеств и усвоение специальных, социокультурных, социально-психологических знаний, умений, обеспечивающих успешное осуществление ими учебно-познавательной и профессиональной деятельности.

7. Целью опытно-экспериментальной работы являлось уточнение содержания компонентов модели рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов, определение комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования в вузе.

Эффективность комплекса организационно-педагогических условий, методики и модели рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов мы определяли с учетом комплекса критериев:

— сформированность у студентов профессиональных и общеобразовательных знаний;

— сформированность комплекса учебно-познавательных умений, имеющих важное значение для использования полученных знаний в профессиональной деятельности — профессиональные умения;

— сформированность мотивационно-ценностных ориентаций;

— сформированность рефлексивной позиции в отношении основных видов учебно-познавательной деятельности.

Полученные нами результаты эксперимента позволяют сделать вывод о решении в целом поставленных задач эксперимента.

Таким образом, на основании полученных данных мы можем сделать вывод о достижении поставленной цели, подтверждении в целом гипотезы нашего исследования.

Вместе с тем, результаты нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение проблемы рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов. Перспективным остается вопрос формирования учебно-познавательной деятельности студентов на творческом уровне, вопрос технологии формирования у них креативных учебно-познавательных умений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1990. — 335 с.
  2. , Н. Г. Уровни познавательной деятельности при решении творческих задач : к постановке проблемы / Н. Г. Алексеев, И. Н. Семёнов // Новые исследования в психологии. 1979. — № 2. — С. 3−7.
  3. , Г. С. Творчество как точная наука / Г. С. Альтшуллер. -М.: Советское радио, 1979. 118 с.
  4. , Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 230 с.
  5. , В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В. И. Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 566 с.
  6. , В. И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань, 1994. — 247с.
  7. , В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В. И. Андреев. М.: Высш. шк., 1981. — 240 с.
  8. , Л. П. Активность учения школьников / Л. П. Аристова. -М.: Педагогика, 1968. 141 с.
  9. , Ю. К. Выбор методов обучения / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1981.- 176 с.
  10. , Ю. К. Повышение эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  11. , В. А. Наука как самопознающая система / В. А. Бажанов. -Казань, 1991.-211с.
  12. , Е. П. Эволюционный синтез систем / Е. П. Балашов. М.: Радио и связь, 1985. — 189 с.
  13. , Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект/Г. А. Балл. -М.: Педагогика, 1990. 184 с.
  14. , Г. С. Неисчерпанные возможности и границы применения категории деятельности / Г. С. Батищев // Деятельность: Теории. Методология. Проблемы. -М.: Политиздат, 1990. С. 21−34.
  15. , С. Я. Реформа профессиональной школы / С. Я. Батышев. М.: Высш. шк., 1987. — 343 с.
  16. , В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников : учеб. пособие / В. А. Беликов. Челябинск: Издательство ЧГПИ «Факел», 1994. — 157 с.
  17. , В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция) / В. А. Беликов. Челябинск: Факел, 1995.- 141 с.
  18. , В. А. Педагогические условия как цель педагогических исследований / В. А. Беликов / Проблемы образования и развития личности учащихся: сб. науч. тр. / под ред. В. А. Беликова. Магнитогорск: МаГУ, 2001.-89 с.
  19. , В. А. Способы контроля и оценки эффективности организации учебно-познавательной деятельности студентов / В. А. Беликов. Магнитогорск: МГПИ, 1994. — 18 с.
  20. , В. А. Философия образования личности : Деятельностный аспект / В. А. Беликов. М.: Владос, 2004. — 337 с.
  21. , В. В. Исследовательская и опытно-экспериментальная работа в педагогическом коллективе / В. В. Белич. Челябинск: ЧГПИ, 1989. — 56 с.
  22. , А. С. Ситуация успеха. Как ее создать / А. С. Белкин. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  23. , В. Л. Педагогическая культура: философско-социологиче-ский анализ / В. Л. Бенин. Уфа: БГПИ, 1997. — 131 с.
  24. , В. Л. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры : автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. Л. Бенин. Екатеринбург, 1996. — 40 с.
  25. , А. И. Кибернетика и обучение / А. И. Берг // Природа. 1966. -№ 11.-С 24−31.
  26. , В. П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием / В. П. Беспалько // Мир образования. — 1996. — № 2. -С. 32−36.
  27. , В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  28. , В. П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний / В. П. Беспалько // Советская педагогика. 1968. — № 4. -С. 52−69.
  29. , В. П. Стандартизация образования : Основные идеи и понятия / В. П. Беспалько // Педагогика. 1993. — № 5. — с. 16−25.
  30. , С. Д. Математико-статистические методы экспертных оценок / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич. М.: МГУ, 1980. — 123 с.
  31. , В. С. Мышление как творчество : Введение в логику мышления и диалога / В. С. Библер. М.: Политиздат, 1975. — 430 с.
  32. , А. А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя : автореф. дис.. канд. психол. наук / А. А. Бизяева. СПб., 1993. -23 с.
  33. , И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 146 с.
  34. , Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 35−43.
  35. , Д. Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. М.: Прогресс, 1981.-147 с.
  36. , Д. Н. Психология усвоения знаний в школе / Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская. М.: Педагогика, 1958. — 243 с.
  37. , В. Г. Проблемы политехнизации курса математики / В. Г. Болтянский, JI. М. Пашкова // Математика в школе. 1985. — № 5. — С. 6−13.
  38. , Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориен-тированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. — № 3−4. — С.11−17.
  39. , Дж. Психология познания / Дж. Брунер. М.: Прогресс, 1977.-412 с.
  40. , А. В. Мышление и прогнозирование / А. В. Брушлин-ский. М.: Мысль, 1979. — 230 с.
  41. , А. Б. 108 путей к блестящей идее : пер. с англ. / А. Б. Ва-ганди. Минск: Попурри, 1996. — 224 с.
  42. , С. С. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки : дис.. канд. пед. наук / С. С. Великанова. Магнитогорск, 2005. — 172 с.
  43. , JI. С. Педагогическая психология / JI. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1981. 479 с.
  44. , Т. В. Учебная деятельность и её средства / Т. В. Габай. М.: МГУ, 1988.-72 с.
  45. , Е. Я. Развитии самостоятельности и творческой активности / Е. Я. Талант. М.: Педагогика, 1978. — 112 с.
  46. , П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. М.: МГУ, 1976.- 150 с.
  47. , П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследование мышления в современной психологии. М.: МГУ, 1966. — С. 236−277.
  48. , П. Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. 1957. — № 6. -С. 58−69.
  49. , П. Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина.-М.: МГУ, 1968.- 180 с.
  50. , И. Ф. Избранные педагогические сочинения / И. Ф. Гер-барт. М.: Учпедгиз, 1940. — 292 с.
  51. , Б. С. Педагогическая прогностика : Методология, теория, практика / Б. С. Гершунский. Киев: Вища шк., 1986. — 216 с.
  52. , С. И. Основы педагогики / С. И. Гессен // Введение в прикладную философию / под ред. П. В. Алексеева. М.: Школа-Пресс, 1995. -228 с.
  53. , Д. Изучение творческого мышления : Тесты / Д. Гилфорд- под ред. О. К. Тихомирова. М.: МГУ, 1982. — 208 с.
  54. , Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Глас, Д. Стенли. М.: Прогресс, 1976. — 301 с.
  55. , М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. — 135 с.
  56. , Г. Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления): Монография / Г. Г. Гранатов. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 195 с.
  57. , А. С. Научить думать и действовать : Адаптивная система обучения в школе / А. С. Границкая. М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
  58. , Р. М. Творчество и преодоление стереотипов / Р. М. Грановская, Ю. С. Крижановская. СПб.: OMS, 1994. — 192 с.
  59. , A. JI. Проблемы ролевой психотерапии / A. JI. Гройсман // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979.-С. 175−302.
  60. , А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию / А. К. Громцева. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
  61. , Я. И. Психолого-дидактические основы обучения математике / Я. И. Груденов. М.: Педагогика, 1987. — 223 с.
  62. , JI. JI. Психологический анализ решения задач / JI. JI. Гурова. Воронеж: ВГУ, 1976. — 206 с.
  63. , В. В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. М., 1972.-297 с.
  64. , В. В. О понятии личности в современной психологии / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С.22−32.
  65. , В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986. 154 с.
  66. , В. В. Психологическая теория учебной деятельности / В. В. Давыдов. Томск, 1992. — 240 с.
  67. , М. Н. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения / М. Н. Данилов // Сов. Педагогика. 1961. — № 8. — С. 32−42.
  68. , В. М. Глобализация и образование в XXI веке / В. М. Данильченко // Высшее образование сегодня. № 3. — 2004. — С.44−47
  69. , Дж. К. Методы проектирования / Дж. К. Джонс. М.: Мир, 1986.- 110с.
  70. , В. В. Теория и практика формирования и развития творческой самостоятельной познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы : дис.. д-ра пед. наук / В. В. Дрозина. Челябинск, 2000 -340 с.
  71. , В. Б. Теория метода в педагогике / В. Б. Ежеленко. JI.: ЛГПИ, 1989.-50 с.
  72. Ермолаева-Томина, В. С. Исследования познавательной мотивации школьников / В. С. Ермолаева-Томина // Вопросы психологии. 1975. — № 5. -С. 166−178.
  73. , Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б. П. Есипов. М.: Учпедгиз, 1961. — 247с.
  74. , В. И. О стратегических ориентирах развития образования на современном этапе / В. И. Загвязинский // Образование и наука. -1999.-№ 1.-С. 34−36.
  75. , В. И. Педагогическое предвидение / В. И. Загвязин-ский. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  76. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1992.-60 с.
  77. , А. Г. Потребности, интересы, ценности / А. Г. Здра-вомыслов. -М.: ИПЛ, 1986. 163 с.
  78. , Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург, 1998. — 126 с.
  79. , И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
  80. , И. А. Репродуктивность и продуктивность в обучении иностранным языкам / И. А. Зимняя // Иностранные языки в школе. 1992. — № 1. -С. 16−20.
  81. , И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И. Ф. Исаев. М.- Белгород, 1993.-219 с.
  82. , К. Педагогическая диагностика : пер. с нем. / К. Инген-камп. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  83. Исследование развития познавательной деятельности / под ред. Дж. Брунера. М., 1971. — 392 с.
  84. Исследования по психологии научного творчества США. М.: Наука, 1966.-127 с.
  85. История философии: энциклопедия. Минск: Интерпрессервис- Книжный Дом, 2002. — 1376 с. — (Мир энциклопедий).
  86. Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность / Е. Н. Кабанова-Меллер. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  87. Кабанова-Меллер, Е. Н. Психология формирования знаний у школьников / Е. Н. Кабанова-Меллер. М.: Педагогика, 1962. — 220 с.
  88. , М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  89. Как обеспечить активность школьника в обучении: метод, рекомендации / под ред. Н. Д. Бутузова. Новгород, 1980. — 108 с.
  90. , И. П. Структура и механизмы творческой деятельности / И. П. Калошина. -М., 1983. 168 с.
  91. , JI. П. Теория и практика интеграции психолого-педагогических знаний будущего учителя : Монография / JI. П. Качалова. Шад-ринск: Изд-во ПО «Исеть», 1999. — 172 с.
  92. , Б. М. О творчестве в науке и технике / Б. М. Кедров. М.: Радио и связь, 1987. — 270 с.
  93. , В. К. Теоретические основы межпредметных связей в профессионально-педагогической подготовке учителей в вузе: дис.. д-ра пед. наук / В. К. Кириллов. М., 1990. — 413 с.
  94. , И. И. Межпредметные связи как фактор повышения качества профессионально-педагогической подготовки студентов вузов : дис.. канд. пед. наук / И. И. Кириченко. Магнитогорск, 2003. — 167 с.
  95. , А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А. В. Кирьякова. Оренбург: ОГПУ, 1996. — 188 с.
  96. , М. В. Инновации в мировой педагогике / М. В. Кларин. -Рига, 1995.-310 с.
  97. , Ф. Пробуждающееся мышление : История развития человеческого интеллекта / Ф. Клике. Киев, 1985. — 251 с.
  98. , Т. Е. Педагогическая диагностика: учеб. пособие / Т. Е. Климова. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 124 с.
  99. , JI. Проблемы теории обучения : пер. с нем. / JI. Клинберг. М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
  100. , Ю. А. Внутришкольный менеджмент / Ю. А. Ко-наржевский. М.: Новая школа, 1993. — 140 с.
  101. , Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспиро-ва, А. Ю. Коджаспиров. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.
  102. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / под ред. М. Б. Первина. М.: Педагогика, 1988. — 207 с. • 103. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. /
  103. Я. А. Коменский-М.: Педагогика, 1982.- Т. 1. -656 с.
  104. Коммунистическое воспитание: словарь / под общ. ред. Л. Н. Пономарева и Ж. Т. Тощенко. М.: Политиздат, 1984. — 302 с.
  105. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. -М.: Педагогика.
  106. , Б. И. Учение процесс творческий. Из опыта работы / Б. И. Коротяев. — М.: Просвещение, 1980. — 159 с.
  107. , А. Ю. К вопросу о выработке школьной политики по ® внедрению ИТ / А. Ю. Кравцова // Информатика и образование. 1997.8.-С. 81−83.
  108. , С. Э. Социальная философия: учебник для студ. вузов / С. Э. Крапивенский. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. -416 с.
  109. Краткий педагогический словарь пропагандиста / под общ. ред. М. И. Кондакова, А. С. Вишнякова. 2-е изд., доп. и дораб. — М.: Политиздат, 1988.-367 с.
  110. , В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В. Г. Крысько. Минск: Харвест- М.: ACT, 2000. — 384 с.
  111. , А. Я. К проблеме принципов обучения / А. Я. Кудряв* цев//Сов. педагогика.-1981.-№ 8.-С. 100−106.
  112. , А. А. Принципы дифференциации содержания обучения информатике / А. А. Кузнецов, Т. Б. Захарова // Информатика и образование. 1997.- № 7. с. 9−11.
  113. , И. В. Методы исследования педагогической деятельности / И. В. Кузьмина. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1970. — 144 с.
  114. , В. А. Формирование у учащихся умений учиться / ф В. А. Кулько, Т. Д. Цехмистрова. М.: Педагогика, 1983. — 145 с.
  115. , Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений / Ю. Н. Кулюткин. М.: НИИ ООВ АПН, 1970. — 276 с.
  116. , Ю. Н. Моделирование педагогических ситуаций /
  117. Ю. Н. Кулюткин. -М.: Педагогика, 1981. 136 с.
  118. , Ч. Основы общей дидактики / Ч. Куписевич. М.: Высш. шк., 1986.-103 с.
  119. , С. Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге / С. Ю. Курганов. -М.: Просвещение, 1989. 127 с.
  120. , А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  121. , Г. В. Слагаемые технологии модульного обучения / Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева. Барнаул: АГУ, 1998. — 156 с.
  122. , Н. Б. Контекстное обучение как инновационная технология / Н. Б. Лаврентьева. Барнаул: АГУ, 1995. — 120 с.
  123. , Т. А. Общеучебные умения и речевая деятельность школьников / Т. А. Ладыженская // Советская педагогика. 1981. — № 8. -С.1524.
  124. , В. С. Руководство педагогическим коллективом : модели и методы / В. С. Лазарев- под ред. В. С. Лазарева. М.: ЦСЭИ, 1995. — 158с.
  125. , Л. Н. Алгоритмизация в обучении / Л. Н. Ланда. М.: Правда, 1966.-371 с.
  126. , Л. Н. Умение думать. Как ему учить? / Л. Н. Ланда. М.: Просвещение, 1975. — 124 с.
  127. , Н. Ф. Контроль качества образования: понятие / Н. Ф. Лапшина, С. Д. Некрасов // Стандарты и мониторинг в образовании. -1999. -№ 6. С. 29−31.
  128. , Д. В. Алгоритмизация учебно-познавательной деятельности учащихся : метод, рекомендации для преподавателей / Д. В. Левченко. Магнитогорск: МаГУ, 2001.-20 с.
  129. , Д. В. Взаимосвязь репродуктивного и творческого :уровни овладения учебно-познавательной деятельностью / Д. В. Левченко // Научный потенциал XXI века: матер, науч. конф. молодых исследователей. -Оренбург: ОГПУ, 2001.-С. 11−14.
  130. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  131. , И. Я. Внимание технологии обучения / И. Я. Лернер // Сов. педагогика. 1990,-№ 3.-С. 139−144.
  132. , И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1974.-64 с.
  133. , И. И. Имитационное моделирование учебных программ / И. И. Логинов. -М.: Педагогика, 1980. 127 с.
  134. Лук, А. Психология творчества / А. Лук. М.: Наука, 1978. — 127 с.
  135. , А. А. Очерки психологического развития ребёнка / А. А. Люблинская. М.: Просвещение, 1965. — 361 с.
  136. , Г. П. Учебные карты как средство материализации действий / Г. П. Мажура, Н. Г. Салмина // Проблемы управления учебно-воспитательным процессом. М.: МГУ, 1977. — С. 63−72.
  137. , А. С. Искусство открытия : методология и логика научного творчества / А. С. Майданов. М.: Репро, 1993. — 175 с.
  138. , В. Н. Актуальные проблемы дидактики / В. Н. Максимова.-Л.: ЛГУ, 1982.-45 с.
  139. , И. В. Методологические основы дидактики / И. В. Марев. -М.: Педагогика, 1987. 221 с.
  140. , С. И. Дидактические условия формирования познавательной самостоятельности студентов педагогического института: дис.. канд. пед. наук / С. И. Марченко. М., 1987. — 228 с.
  141. , А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
  142. , М. И. Проблемное обучение / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  143. , В. Е. Дидактические основы межпредметных связей в профессиональной подготовке учителя / В. Е. Медведев. М., 2000. — 380 с.
  144. , А. Г. Программированное обучение / А. Г. Молибог. -М.: Педагогика, 1967. 180 с.
  145. , В. М. Формирование алгоритмической культуры школьника при обучении математике : пособие для учителя / В. М. Монахов, М. П. Лапчик. М.: Просвещение, 1978. — 94 с.
  146. , Т. С. Педагогические технологии : новый этап эволюции? / Т. С. Назарова // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 20−27.
  147. , А. Я. Проблемы развития профессионального образования : региональный аспект / А. Я. Найн, Ф. Н. Клюев. Челябинск: ЧелИРПО, 1998.-264 с.
  148. , Р. С. Психология : в 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. М.: Просвещение, 1994. — 576 с.
  149. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд- науч.-ред. совет: преде. B.C. Степин. М.: Мысль, 2000.-Т.1.-2000.-721 с.
  150. , Р. А. Активизация учебной деятельности учащихся / Р. А. Низамов. Казань: КГУ, 1989. — 200 с.
  151. , Е. Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования : монография / Е. Ю. Никитина. Челябинск: ЧГПУ, 2000. — 285 с.
  152. , И. Т. Актуальные проблемы повышения эффективности урока / И. Т. Огородников // Нар. образование. 1973. — № 4. — С. 116 121.
  153. , Л. В. Педагогические приемы организации личностно-ориентированной учебно-познавательной деятельности учащихся : дис.. канд. пед. наук / Л. В. Павлова. Магнитогорск, 1998. — 143 с.
  154. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. -479 с.
  155. Педагогика / под ред. Л. П. Крившенко. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005.-432 с.
  156. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики /под ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук. М.: Издательский дом «Восток», 2003. — 274 с.
  157. Педагогический словарь: в 2 т. / гл. ред. И. А. Каиров. М.: Изд-во Академии пед. наук, 1960. — Т. 1. — 774 с.
  158. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  159. , А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  160. , Ж. Избранные психологические произведения / Ж. Пиаже. -М., 1969.-659 с.
  161. , П. И. Самостоятельная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. — 184 с.
  162. , Б. X. Комплексное учебное задание как средство развития творческой активности школьника : дис.. канд. пед. наук / Б. X. Пикалов. Оренбург, 1999. — 168 с.
  163. , К. К. Структура развития личности / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986.-255 с.
  164. , Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарёв. М.: Наука, 1976.-304 с.
  165. , М. М. Педагогическое творчество / М. М. Поташник. -М.: Высш. шк., 1988. 189 с.
  166. Программированное обучение за рубежом: сб. статей / под ред. И. И. Тихонова.-М.: Педагогика, 1968.-210 с.
  167. Профессиональная педагогика / под ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.
  168. , В. Н. Информационное пространство и современные технологии обучения / В. Н. Пронин // Информатика и образование. 1996. -№ 4.-С. 105−111.
  169. Психологические исследования творческой деятельности / под ред. О. К. Тихомирова. М.: Знание, 1975. — 297 с.
  170. Психология развивающейся личности / под ред. А. В. Петровского.- М.: Педагогика, 1987. 238 с.
  171. , В. О. Азбука учебного труда / В. О. Пунский. М.: Просвещение, 1988. — 90 с.
  172. , И. П. Педагогическое творчество учителя / И. П. Раченко // Народное образование. 1985. — №. 7. — С. 23−28.
  173. , А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб.: Питер, 2001. — 432 с.
  174. , JI. А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности / J1. А. Регуш. JI.: ЛГУ, 1983. — 89 с.
  175. Рефлексия // Энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 876 с.
  176. , И. Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании / И. Роберт // Информатика и образование. 1997.- № 8. С. 77−80.
  177. , Н. Творчество как усиление себя / Н. Роджерс // Вопросы психологии.- 1990.-№ 1.-С. 164−168. '
  178. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — Т. 1 — 608 с.
  179. , С. JI. Основы общей психологии : в 2 т. / С. JI. Рубинштейн-М.: Педагогика, 1989.-Т. 1.-488 с.
  180. , С. JI. Основы общей психологии : в 2 т. / С. JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — Т. 2. — 328 с.
  181. , С. JI. Проблемы общей психологии / / С. JI. Рубинштейн. М.: Знание, 1976. — 180 с.
  182. , В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): монография / В. Г. Рындак. -М.: Педагогический вестник, 1997. 244 с.
  183. , Н. Н. Общая теория статистики / Н. Н. Ряузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Статистика, 1971. — 368 с.
  184. , В. Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический аспект / В. Н. Садовский. М.: Наука, 1974. — 311 с.
  185. , Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  186. , В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем / В. В. Сериков. -М.: Логос, 1999. 272 с.
  187. , Г. Н. Управлением образованием : системная интепрета-ция / Г. Н. Сериков. Челябинск: Факел, 1998. — 664 с.
  188. , М. Н. Совершенствование процесса обучения / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1971. — 205 с.
  189. , В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. -М.: Магистр, 1997. С. 170−187.
  190. Словарь-справочник «Человек и общество» (Философия) / Авт.-сост. И. Д. Коротец, Л. А. Штомпель, О. М. Штомпель. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-544 с.
  191. , П. И. Социология личности : учеб. пособие / П. И. Смирнов. СПб.: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2001. — 380 с.
  192. Социальная философия: словарь / сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. X. Керимов. М.: Академический проект, 2003. — 560 с. — «Summa»
  193. , Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н. Ф. Талызина. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  194. , Т. Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления / Т. Ф. Талызина // Советская педагогика. 1967. -№ 1.-С. 28−32.
  195. , Ф. Ш. Формирующая биосоциальная педагогика / Ф. Ш. Терегулов. Уфа: БИРО, 1999. — 386 с.
  196. , О. К. Психология мышления / О. К Тихомиров. М.: Знание, 1984.- 185 с.
  197. , П. И. Технология модульного обучения в школе : прак-тико-ориентированная монография / П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский. М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
  198. , А. П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности / А. П. Тряпицына. Л.: ЛГУ, 1989. — 91 с.
  199. , А. В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся / А. В. Усова // Советская педагогика. 1980. -№ 12.-С. 45−48.
  200. , А. В. Теория и практика развивающего обучения : учеб. пособие / А. В. Усова. Челябинск: ЧГПУ «Факел», 1996. — 39 с.
  201. , А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А. В. Усова. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  202. , А. В. Формирование у учащихся учебных умений / А. В. Усова, А. А. Бобров. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  203. , В. П. Творчество в системе образования / В. П. Ушачёв. -Магнитогорск: МаГУ, 1995. 217 с.
  204. Философия / под ред. Е. В. Осичнюка и В. С. Зубова. Киев: Ви-давництво «Ника-Центр», 1997. — 384 с.
  205. Философия / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 584 с.
  206. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987.-590 с.
  207. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. JI. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов М.: Сов. энциклопедия, 1983. -840 с.
  208. Философский энциклопедический словарь. -М.: ИНФРА-М, 1998. 576 с.
  209. Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В. В. Давыдова и др. -М.: Педагогика, 1982. 216 с.
  210. Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В. Я. Ляудис.-М. :МГУ, 1989.-321 с.
  211. , И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. М.: Юристь, 1997. -512 с.
  212. , X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. М.: Педагогика. — 1986. — Т. 1. — 408 с.
  213. , Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. М.: Интерпрокс, 1995. — 288 с.
  214. , М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М. А. Чошанов. М.: Народное образование, 1996. — 184 с.
  215. , Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. -М.: Педагогика, 1982. 209 с.
  216. , Т. И. Дидактическая система средств активизации учения школьников / Т. И. Шамова // Советская педагогика. 1979. — № 3. — С. 13.
  217. , С. А. Обучение и научное познание / С. А. Шапо-ринский.-М.: Знание, 1981.
  218. , В. С. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории / В. С. Швырев // Деятельность: теории, методология, проблемы. -М.: Политиздат, 1990. С. 9−20.
  219. , Е. Н. Развитие личности в обучении / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Просвещение, 1999. — 240 с.
  220. , JI. И. Развитие мышления с помощью алгоритма конструирования парадоксальных определений понятий / JI. И. Шрагина. Киев, 1992.-Т. 2.
  221. , В. Э. Дидактическая многомерная технология /
  222. B. Э. Штейнберг. Уфа: БИРО, 1999. — 80 с.
  223. , В. Э. Крылья профессии. Введение в технологию проектирования образовательных систем и процессов / В. Э. Штейнберг. Уфа: БИРО, 1999.-214 с.
  224. , В. С. Педагогика творчества учащихся / В. С. Шубин-ский. М.: Знание, 1988. — 79 с.
  225. , Г. П. Система педагогических исследований / Г. П. Щедровицкий // Педагогика и логика. М.: Косталь, 1993. — 74 с.
  226. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  227. Элементы технологии обучения: учеб.-метод. пособие для студентов педвузов и учителей школ / сост. В. А. Беликов, Н. В. Сычкова, Н. Я. Сай-гушев и др. Магнитогорск: МГПИ 1997. — 88 с.
  228. , Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Элько-нин. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  229. , П. М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения / П. М. Эрдниев. М.: Просвещение, 1992. — Ч. 1.
  230. , А. Ф. Психология решения задач : метод, пособие / А. Ф. Эсаулов. М.: Высш. шк., 1972. — 216 с.
  231. , В. А. Методология и техника социологического исследования / В. А. Ядов. Тарту, 1969.-217с.
  232. , Н. М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности / Н. М. Яковлева. Челябинск: ЧГПИ, 1991. — 128 с.
  233. Crowder N. A. Intrinsically programmed materials for teaching complex skills and concepts. Paper read at the Amer. Psychol. Ass. Washington, D.1. C. 1958.
  234. Declaration on the social aspects of technological change /The OESD odserver. 1987. № 144. — 35 p.
  235. Gilford J. P. The nature of human intelligence. New-York., 1967.
  236. Pippid G. Zur entuichland mathematician Fahigkeitin. Berlin.: Volk und Wissen, 1971.-272 s.
  237. Pressey S. S. Development and appraisal of devices providing immediate scoring of objective tests and concomitant selfinstruction. Washington, D.C. -1950.
  238. Skinner B. F. Science of learning and the art of teaching. Harv. Educ. Rev., 1954.
  239. Torrance E. P. The nature of creativity as manifest in the testing // R. Sternberg, T. Tardif (eds.) / The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988, P.43−75.
Заполнить форму текущей работой