Введение.
Организация работы дошкольного образовательного учреждения с семьей по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
По мнению известного исследователя детской речи М. М. Кольцовой «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции… Читать ещё >
Введение. Организация работы дошкольного образовательного учреждения с семьей по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность работы по развитию мелкой моторики рук детей младшего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Представления об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно — двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно — двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
По мнению известного исследователя детской речи М. М. Кольцовой «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития оказались тесно связанными с речевой функцией» [13, 65]. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Чтобы научить ребенка хорошо говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики рукодин из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Противоречие: Закон об Образовании РФ [1] и ФГОС ДО [2] рекомендуют непосредственно вовлекать родителей в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и инициатив в семье, но воспитателей в ДОУ в силу субъективных и объективных причин в недостаточной степени вовлекаю родителей в совместную работу ДОУ и семьи по развитию ребенка. В связи с вышесказанным была обозначена проблема: каким образом организовать работу с родителями, чтобы повысить уровень развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
Цель работы — экспериментально проверить эффективность работы с семьей по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования — процесс развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — формы, методы и приемы работы с семьей с целью повышения уровня развития мелкой моторики рук детей 3 — 4 лет.
Гипотеза — Уровень развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста повышается при условии эффективной организации работы ДОУ с семьей.
Задачи исследования:
- 1. Изучить теоретические основы по проблеме развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
- 2. Апробировать систему педагогической работы с семьей по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
- 3. Разработка рекомендаций для воспитателя по работе с семьей по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретические методы исследования:
- -Анализ,
- -Сравнение,
- -Классификация,
- -Обобщение.
Эмпирические методы исследования:
- -Констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.
- — Математическая обработка результатов исследования.
Методологическая основа исследования. За методологическую основу исследования взяты научные разработки основоположников отечественной психологии Л. С. Выготского [6, 578−623], А. В. Запорожца [11, 112−122], Д. Б. Эльконина [20, 113−114], а также физиологов И. П. Павлова [19, 213−227], В. М. Бехтерева [5, 168−214], И. М. Сеченова [21, 311−328], исследователя детской речи М. М. Кольцовой [13, 57−98].
Базой исследования стало Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка — Октябрьский детский сад» воспитанники первой младшей группы № 2 «Непоседы».
Теоретическая значимость исследования выражается в том, что изучена и проанализирована литература по данному аспекту развития ребенка. Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в то, что:
- 1) Апробированы в реальном образовательном процессе формы, методы и приемы работы с родителями, которые могут быть использованы воспитателем по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
- 2) Разработаны рекомендаций для воспитателя по работе с семьей по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
Структура исследования: введение, 2 главы (6 параграфов), заключение, список литературы, приложение).