Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Лингвистические факторы. 
Коррекция педагогической деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отсутствие точных определений. «Делайте правильные определения — и вы избавите мир от половины заблуждений» — утверждал Р. Декарт. Многие ошибочные представления обусловлены неточностью или неверностью определений входящих в него понятий. С течением времени происходят изменения в социальной, производственной и других сферах, и значения слов меняются. Представление «требовательность и строгость… Читать ещё >

Лингвистические факторы. Коррекция педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Воздействие данных факторов обусловлено взаимосвязью языка и мышления, их взаимовлиянием, а также многообразием смыслов слов в языке. Влияние данных факторов на мышление человека, в частности, изучается таким направлением в психотерапии, как нейро-лингвистическое программирование.

К лингвистическим факторам возникновения ошибочных представлений учителя относятся: отсутствие точных определений; влияние лексики, с помощью которой выражаются определенные суждения. Выделим особенности данных факторов:

Отсутствие точных определений. «Делайте правильные определения — и вы избавите мир от половины заблуждений» — утверждал Р. Декарт. Многие ошибочные представления обусловлены неточностью или неверностью определений входящих в него понятий. С течением времени происходят изменения в социальной, производственной и других сферах, и значения слов меняются.

Рассмотрим такое, казалось бы, очевидное понятие, как смерть. Когда наступает смерть? Сейчас можно подключить человека к приборам, которые будут за него дышать, и к аппаратуре, которая будет вводить в его организм питательные вещества и выводить из него шлаки. Мертв ли такой человек? Как это определить? Появление новых технических средств и успехи медицины сделали задачу определения понятия «смерть» более сложной.

В 1973 г. в Америке произошло поразительное событие — внезапно вылечились миллионы психически больных людей. Как же это произошло? В 1973 г. Американская психиатрическая ассоциация исключила из официального перечня психических расстройств гомосексуальность.

Каким же образом фактор «отсутствие точных определений» может детерминировать возникновение ошибочных представлений учителя?

Определение слабоуспевающего учащегося как «неспособного к обучению в силу природных данных» может привести к возникновению ошибочного представления «отстающих надо обучать упрощенно: уменьшать объем материала, не давать трудных задач». Изменение определения на более точное, — «слабоуспевающий ученик, — в силу, природных особенностей требующий особого подхода учителя для развития способности к обучению» — поможет скорректировать данное ошибочное представление.

Возникновение ошибочного представления «признак хорошей работы учителя — абсолютное отсутствие конфликтов» может быть обусловлено неточным определением понятия «конфликт», исключающим возможность продуктивного конфликта.

Представление «требовательность и строгость — эффективные инструменты, позволяющие учителю утвердить свой авторитет» может быть ошибочным, если неточно определено понятие «педагогическое требование» как принуждение, а не как «предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной нормы».

Влияние лексики, с помощью которой выражаются определенные суждения. Сравните синонимы: задержанные, интернированные, заключенные, заложники. Как назвать людей, задержанных против их воли, чтобы поднять других людей на их спасение? Можно убедить, что необходимы военные действия по спасению заложников. Но люди вряд ли станут убивать других людей и отдавать свою жизнь за тех, кто всего лишь задержан.

На мышление людей влияют слова, с помощью которых формулируются те или иные взгляды. Негативно окрашенная лексика может вызвать отторжение определенного представления, и наоборот, позитивно окрашенная лексика может привести к принятию ошибочного представления. Сравните два синонимичных представления: «учитель должен ответить на любой вопрос» (позитивная окраска лексики) и «учитель должен в глазах учеников выполнять роль всезнайки» (негативно окрашенная лексика). Первое представление является ошибочным, но легко воспринимается как правильное благодаря позитивной окраске лексики. Второе представление имеет негативно окрашенную лексику и может быть использовано для коррекции первого представления.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой