Музыка как фактор гуманизации образовательного процесса в современном техническом вузе
Диссертация
Кострикова Д. К. Музыкальная культура в формировании мировоззрения личности: автореф. дис. канд. филос. наук. М., 2010. С. 3−4. преодоление которых необходимо для успешного решения поставленной проблемы. В качестве основных, можно выделить следующие: между возникающей в условиях глобального кризиса дегуманизацией бытия, нарастанием негативных тенденций, способствующих отчуждению человека… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Гуманизация образования как приоритетный вектор культурной политики
- России на современном этапе
- 1. 1. Образовательное пространство современного технического вуза как профессиональная и духовная целостность: основные методологические подходы к проблеме исследования
- 1. 2. Развитие научно-технического образования в контексте формирования отечественной культуры: историко-культурологический аспект
- 1. 3. Становление творческой личности человека-деятеля в системе высшего профессионального образования: философский, психологический, художественно-эстетический и педагогический аспекты
- Глава II. Разработка и реализация музыкально-просветительской модели творческого становления личности в системе высшего технического образования: ход и содержание экспериментального исследования
- 2. 1. Подготовка к проведению эксперимента, разработка методики диагностики профессионального и духовного самоопределения в процессе становления творческой личности
- 2. 2. Разработка музыкально-просветительской модели становления творческой личности на первом этапе опытно-экспериментального исследования
- 2. 3. Реализация музыкально-просветительской модели на основном и дублирующем этапах эксперимента
Список литературы
- Абдуллин, Э. Б. Методика музыкального образования : учебник для студентов вузов / Э. Б. Абдулин, Е. В. Николаева. — М.: Музыка, 2006. — 334 с.
- Абдуллин, Э. Б. Психология музыкальной деятельности : теория и практика: учебное пособие для студентов вузов / Э. Б. Абдулин. М.: Academia, 2003. — 366 с.
- Абдуллин, Э. Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 — 13.00.02 / Эдуард Борисович Абдуллин. М., 1992. -428 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / К. А. Абудьханова-Славская // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989.- 4.1. — С. 110- 134.
- Аврамкова, И. С. Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано: на материале современных учебно-методических пособий: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ирина Семеновна Аврамкова. СПб., 2007. — 26 с.
- Агацци, Э. Моральное измерение науки и техники /Э. Агацци. М.: МФФ, 1998. — 343 с.
- Адлер, А. Наука жить /А. Адлер. Киев: Port-Royal, 1997. — 266 с.
- Адорно, Т. В. Избранное : Социология музыки / Т. В. Адорно М.- СПб.: Университетская книга, 1999. — 445 с.
- Андреева, И. В. Педагогика и психология / И. В. Андреева. СПб.: Нева, 2004. — 256 с.
- Андреева, И. Н. Философия и история образования / И. Н. Андреева. М.: МГПО, 1999. — 190 с.
- Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. -СПб.: Университетская книга, 1997. 728 с.
- Апрелева, В. А. Музыка как выражение и предвосхищение культуры / В. А. Апрелева. СПб.: Инфо-да, 2004. — 380 с.
- Аристотель. Сочинения: в 4-х т. / пер. с древнегреческого, общ. ред. А. И. Доватура. М.: Мысль, 1983. — Т. 3. — 613 с.
- Арсеньев, А. С. Философские основания понимания личности / А. С. Арсеньев. М.: Academia, 2001. — 592 с.
- Асафьев, Б. В. Избранные труды / Б. В. Асафьев. М.: АН СССР. — Т.1: Избранные работы о М. И. Глинке. — 1952. — 400 с.
- Асафьев, Б. В. Избранные труды / Б. В. Асафьев. М. :. АН СССР. — Т. 2: Избранные работы о П. И. Чайковском, А. Г. Рубинштейне, А. К. Глазунове и др. русских композиторах. — 1954. — 384 с.
- Асафьев, Б. В. Избранные труды / Б. В. Асафьев. М.: АН СССР. — Т. 3: Композиторы «Могучей кучки» — В. В. Стасов. — 1954. — 335 с.
- Асафьев, Б. В. Избранные труды /Б. В. Асафьев. М.: АН СССР. — Т. 4: Избранные работы о русской музыкальной культуре и зарубежной музыке. -1955.- 439 с.
- Асмолов, А. Г. Образование бросает вызов / А. Г. Асмолов //Открытая политика. 1998.- № 7/8.- С.74−79.
- Асмолов, А. Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России / А. Г. Асмолов // Новое время Новая дидактика: педагогические идеи JI. В. Занкова и школьная практика. — М.: Корпорация «Федоров», 2001. — С.5- 24.
- Афанасьев, А. Н. Мифология Древней Руси. Поэтические воззрения славян на природу / А. Н. Афанасьев, — М.: Эксмо, 2007. 607 с.
- Базиков, А. С. Музыкальное образование в современной России : основные противоречия и пути их преодоления: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Александр Сергеевич Базиков. Тамбов, 2002. — 52 с.
- Базиков, А. С. Основные аспекты философии музыкального образования в современной России / А. С. Базиков. Тамбов: Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова, 1999. — 42 с.
- Байденко, В. И. Модернизация современного образования : современный этап / В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. — 674 с.
- Басин, Е. Я. Семантическая философия искусства / Е. Я. Басин. -М. :ИФРАН. 192 с.
- Безюлева, Г. В. Толерантность : взгляд поиск — решение / Г. В. Безюлева, Г. М. Шеламова. — М.: Вербум, 2003. — 168 с.
- Бердяев, Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1994. — 480 с.
- Бердяев, Н. А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения / Н. А. Бердяев. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1996. — 384 с.
- Бердяев, H.A. Самопознание / H.A. Бердяев. М.: Эксмо, Харьков: Фолио, 2003.- 624 с.
- Бердяев, Н. А. Философия свободы / Н. А. Бердяев. Харьков: Фолио, М.: ACT, 2002. — 733 с.
- Березовая, J1. Г. История русской культуры. В 2-х ч. Ч. 1. / JT. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. М.: Владос, 2002. — 400 с.
- Березовая, Jl. Г. История русской культуры. В 2-х ч. Ч. 2. /Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. М.: Владос, 2002. — 400с.
- Бернандт, Гр. Статьи и очерки / Гр. Бернадт. М.: Советский композитор, 1978. — 405 с.
- Бернстайн, Л. Концерты для молодежи / Л. Бернстайн. Л.: Советский композитор, 1991. — 225 с.
- Беседы о педагогике и исполнительстве: сборник статей / ред.-сост. Е. Л. Сафонова. Вып. 4. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1999. — 78 с.
- Библер, В. С. Нравственность. Культура. Современность. Философские размышления о жизненных проблемах / В. С. Библер. М.: Наука, 1994. -364 с.
- Болотова, В. X. Выдающиеся представители русской социально-философской мысли первой половины XX века /В. X. Болотова, А. М. Кумыков. М.: Гелиос АРВ, 2002. — 480 с.
- Брунер, Дж. Психология познания /Дж. Брунер. М.: Прогресс, 1989. -412 с.
- Буева, Л. П. Духовность и проблемы нравственной культуры / Л. П. Буева // Вопросы философии. 1996. — № 2. — С. 5.
- Булдаков, С. К. Образование : цели, идеи, методология / С. К. Булдаков. -Кострома: Изд. КГУ, 2000. 180 с.
- Булкин, А. П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России / А. П. Булкин. 2-е изд. Дубна: Феникс+, 2005. — 208 с.
- Ванюшкина, Л. М. Внеаудиторное образование путь в новое образовательное пространство : монография /Л. М. Ванюшкина. — СПб.: ЗАО «Лита», 2003. — 223 с.
- Веер, Б. М. Образ общества /Б. М. Веер // Избранное. М.: Юрист, 1994. -704 с.
- Виндельбанд, В. О свободе воли /В. Виндельбанд. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 208 с.
- Вознесенский, А. А. Язык как показ. Материалы «круглого стола»: Духовность, художественное творчество, нравственность / А. А. Вознесенский //Вопросы философии. 1996.- № 2.- С. 5.
- Выготский, Л. С. Мышление и речь /Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
- Выготский, Л. С. Психология искусства /Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1987. — 341 с.
- Выготский, Л. С. Психология развития ребенка /Л. С. Выготский. М.: ЭКСМО, 2003.- 512 с.
- Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года / под ред. В. Г. Кинелева. М.: НИИ ВО, 1995. — 352 с.
- Вышеславцев, Б. П. Вечное в русской философии /Б. П. Вышеславцев. -Нью-Йорк: Изд. им. Чехова, 1955. 302 с.
- Вышеславцев, Б. П. Этика преображенного Эроса /Б. П. Вышеславцев. -М.: Республика, 1994. 368 с.
- Гаврилин, В. А. О музыке и не только. записи разных лет / Сост. Н. Е. Гаврилина и В. Г. Максимов. 2-е изд. СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2003. — 344 с.
- Гаккель, Л. Е. Величие исполнительства : М. В. Юдина и В. В. Софроницкий / Л. Е. Гаккель. СПб.: Композитор, 1994. — 96 с.
- Гаккель, Л. Е. Исполнителю, педагогу, слушателю / Л. Е. Гаккель. Л.: Советский композитор, 1988. — 168 с.
- Гальперин, П. Я. Лекции по психологии / П. Я. Гальперин. М.: Высшая школа, 2002. — 400 с.
- Гартман, Н. Этика / пер. с нем. А. Б. Глаголева — под ред. Ю. С. Медведева, Д. В. Скляднева. Владимир: Даль, 2002. — 708 с.
- Гаязов, А. С. Образование и образованность гражданина в современном мире / А. С. Гаязов. М.: Наука, 2003. — 255 с.
- Гегель, Г. Ф. Наука логики : в 3-х т. / Отв. ред. М. М. Розенталь. Т.З. М.: Мысль, 1972. — 374 с.
- Гегель, Г. Ф. Феноменология духа / Пер. Г. Г. Шпета — комментарии Ю. Р. Селиванова. М.: Академический Проект, 2008. — 767 с.
- Гельвеций, К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании / К. А. Гельвеций — пер. на рус. яз. М.: СОЦЭКГИЗ, 1938. -484 с.
- Герцман, Е. В. Византийское музыкознание : автореферат дис.. д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Евгений Владимирович Герцман. М., 1990. -49 с.
- Герцман, Е. В. Музыка древней Греции и Рима / Е. В. Герцман. СПб.: Алетейя, 1995. — 328 с.
- Герцман, Е. В. Тайны истории древней музыки / Е. В. Герцман. СПб.: Невская нота, 2006. — 575 с.
- Гершунский, Б. С. Концепция самореализация личности в системе обоснования ценностей и целей образования /Б. С. Гершунский // Педагогика. 2003. — № 10. — С.6.
- Гершунский, Б. С. Образование в третьем тысячелетии : гармония знания и веры / Б. С. Гершунский. М.: Московский психолого-социальный институт, 1997.- 120 с.
- Гершунский, Б. С. Философия образования /Б. С. Гершунский. М.: Флинта, 1998. — 432 с.
- Гимбутас, М. Славяне : сыны Перуна / М. Гимбутас — пер. с англ. Ф. С. Капицы. М.: Вече, 2008. — 216 с.
- Гоголь, Н. В. Духовная проза /Н. В. Гоголь. М.: Русская книга, 1992. -560 с.
- Гончаров, С. 3. Основы концепции гуманитарного образования в российской школе /С. 3. Гончаров //Российская национальная школа / Воспитание духовности. Екатеринбург, 1998. — Вып. 1. — С. 50.
- Гончаров, С. 3. Социальная компетентность личности: сущность, структура, критерии и значение / С. 3. Гончаров //Образование и наука. 2004. -№ 2. С. 8.
- Горбунова, И. Б. Информационные технологии в музыке : учебное пособие для студентов вузов / И. Б. Горбунова. СПб.: Р111У им. А. И. Герцена, 2009. -210 с.
- Гордон, А. В. Цивилизация нового времени между мир-культурой и культурным ареалом. Научно-аналитический обзор / А. В. Гордон. М.: ИНИОН РАН, 1998. — 130 с.
- Гордон, Г. Философия искусства. Введение в эстетику Philosophy of the Arts: An Introduction in an Aesthetics. / пер. с англ. M. Васильевой. М.: Слово, 2004. — 256 с.
- ГОСТ 30 700: Музыкальное образование. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. — М.: Гос.ком. РФ по высш. обр., 1995. — 31 с.
- Григорьев, А. А. Искусство и нравственность / А. А. Григорьев. М.: Современник, 1986. — 351 с.
- Григорьев, А. А. Эстетика и критика / А. А. Григорьев. М.: Искусство, 1980. — 496 с.
- Грум-Гржимайло, Т. Н. Музыкальное исполнительство /Т. Н. Грум-Гржимайло. М.: Знание, 1984. — 160 с.
- Грушко, Е. А. Русские легенды и предания /Е. А. Грушко, Ю. М. Медведев. М.: ЭКСМО, 2007. — 672 с.
- Гулыга, А. В. Русская идея и ее творцы / А. В. Гулыга. М.: Эксмо, 2003. -448 с.
- Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования / общ. ред. В. Л. Матросова. М. :МПГУ, 1999.- 116 с.
- Гуревич, А. Я. Исторический синтез и школа «Анналов» / А. Я. Гуревич. -М.: Индрик, 1993, — 328 с.
- Гуревич, П. С. Культурология / П. С. Гуревич. М.: Знание, 1998. — 286 с.
- Гуревич, П. С. Философия человека / П. С. Гуревич. Ч. 1. М.: ИФРАН, 1999. — 221 с.
- Гуревич, П. С. Философия человека / П. С. Гуревич. Ч. 2. М.: ИФРАН, 2001.- 209 с.
- Гусейнова, 3. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века: автореф. дис.. д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Зивар Махмудовна Гусейнова. СПб., 1995. — 40 с.
- Денисов, А. В. Музыкальный язык в семиозисе художественной культуры : на материале европейской музыки: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Андрей Владимирович Денисов. СПб., 2002. — 233 с.
- Денисов, А. В. Музыкальный язык : структура и функции / А. В. Денисов. -СПб.: Наука, 2003. 205 с.
- Джуринский, О. Н. История педагогики : учебное пособие для студентов вузов /О. Н. Джуринский. М.: Владос, 1999. — 432 с.
- Дмитрий Кабалевский. Творческие встречи. Очерки. Письма // Сост. и общ ред. В. И. Викторова. М.: Советский композитор, 1974. — 398 с.
- Добреньков, В. И., Нечаев В. Я. Общество и образование /В. И. Добреньков, В. Я. Нечаев. М.: ИНФРА-М, 2003. — 381 с.
- Долженко, О. В. Образование в России : сегодня, вчера и завтра /О. В. Долженко//Вестник высшей школы. 1992.- № 4−6.- С. 24−32.
- Долженко, О. В. Очерки по философии образования / О. В. Долженко. -М.: Промо-Медиа, 1995. 240 с.
- Дроницкий, О. Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дроницкий. М.: Наука, 1977. — 333 с.
- Дружинин, В. Е. Психология эмоций, чувств, воли / В. Е. Дружинин. М.: Сфера, 2003. — 96 с.
- Друскин, М. С. Избранное / М. С. Друскин. М.: Советский композитор, 1981.- 336 с.
- Дугин, А. Г. Эволюция парадигмальных оснований науки / А. Г. Дугин. -М.: Арктогея-Центр, 2002. 418 с.
- Дьюи, Дж. Демократия и образование /Дж. Дьюи. М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384 с.
- Ежеленко, В. Б. Теория методов воспитания в педагогическом процессе : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Вячеслав Борисович Ежеленко. -СПб., 1993. 40 с.
- Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества / Л. Б. Ермолаева-Томилина. 2-е изд. М.: Академический проект: Культура, 2005. — 304 с.
- Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики / В. П. Зинченко. -М.: Гардарики, 2002. 431 с.
- Иванов, С. П. Психология художественного действия субъекта / С. П. Иванов. М.: МОДЭК, 2003. — 640 с.
- Иванченко, Г. В. Психология восприятия музыки / Г. В. Иванченко. М.: Смысл, 2002. — 264 с.
- Ивашкин, А. В. Альфред Шнитке. Штрихи к творческому портрету / А. В. Ивашкин // Музыкальная жизнь. 1988. — № 5. — С. 19- 21.
- Издревле сладостный союз.: Антология поэзии пушкинской поры: в 3-х кн. / сост. и вст. статья Вл. Муравьева. Кн. 2. М.: Советская Россия, 1984. — 352 с.
- Ильичева, И. М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней) / И. М. Ильичева. М.- Воронеж: Модэк, 2003.- 208 с.
- Ионин, Г. Н. Пушкин и духовная культура. Традиции и новаторство: сборник научных статей / Г. Н. Ионин. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 227 с.
- Ионин, J1. Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. М.: Логос, 1998. -280 с.
- История России с древнейших времен и до начала XXI века / под ред. А. Н. Сахарова. М.: ACT «АСТРЕЛЬ» Хранитель, 2007. — 1263 с.
- История русской музыки: в 10-ти т. Т. 10А: Конец XIX начало XX века / Ю. В. Келдыш, Т. Н. Левая, М. П. Рахманова, С. Г. Зверева, А. А. Баева, А. М. Соколова, М. Е. Тараканов. — М.: Музыка, 1997. — 540 с.
- История русской музыки: в 10-ти т. Т.1: Древняя Русь XI XVII века/ Ю. В. Келдыш. — М.: Музыка, 1983. — 384 с.
- История русской музыки: в 10-ти т. Т. З: XVIII век / В. В. Доброхотов, Ю. В. Келдыш, А. В. Лебедева, Е. М. Левашев, О. Е. Левашева, А. В. Полехин, А. М. Соколова. М.: Музыка, 1985. — 424 с.
- История русской музыки: в 10-ти т. Т.6. / Ю. В. Келдыш, Л. 3. Корабельникова, Е. М. Левашев, В. Н. Романова. М.: Музыка, 1989. -384 с.
- История русской музыки в нотных образцах: в 2-х т. Т. 1. / Сост. и ред. С. Л. Гинзбург. М.: Музыка, 1968. — 499 с.
- История русской музыки в нотных образцах: в 2-х т. Т. 2. / Сост. и ред. С. Л. Гинзбург. М.: Музыка, 1969. — 480 с.
- Кабалевский, Д. Б. и ИСМЕ (К столетию со дня рождения) //Сост. Э. Б. Абдуллин, Б. С. Диментман. М.: Репроцентр, 2004. — 144 с.
- Каган, М. С. Эстетика как философская наука /М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1997. — 543 с.
- Казанская, В. Г. Педагогическая психология / В. Г. Казанская. М. — СПб. и др.: ПИТЕР, 2003.- 366 с.
- Кандинский, В. В. О духовном в искусстве / В. В. Кандинский. Л.: Фонд «Ленинградская галерея», 1990. — 87 с.
- Карамзин, Н. М. Избранные статьи и письма /Н. М. Карамзин. М.: Современник, 1982. — 351 с.
- Кармин, А. С. Основы культурологи / А. С. Кармин. СПб.: Лань, 1997. -512 с.
- Карпу шина, C.B. История мировой культуры /C.B. Карпушина, В. А. Карпушин. M.: Nota bene, 1998. — 536 с.
- Касьянова, К. О русском национальном характере / К. Касьянова. М.: Академический проект, 2003. — 560 с.
- Кирина, И. Л. Социальные трансформации высшего образования на этапе его интернационализации : автореф. дис. канд. соц. наук: 22.00.06 / Ирина Львовна Кирина. Тюмень, 2006. — 22 с.
- Киященко, Н. И. Эстетика философская наука / Н. И. Киященко. — М. — СПб. — Киев: Издательский дом «Вильяме», 2005. — 588 с.
- Киященко, Н. И. Человек на своем месте. Виды эстетической деятельности. Творческое развитие личности / Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. М.: Знание, 1984. — 110 с.
- Кларк, Дж. Иллюстрированная хроника открытий и изобретений с древнейших времен до наших дней. Наука и технология: люди, даты, события / Дж. Кларк. М.: Астрель, 2002. — 332 с.
- Ключевский, В. О. Исторические портреты / В. О. Ключевский. М.: Правда, 1991. — 624 с.
- Ковалева, Т. М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы / Т. М. Ковалева. М. — Воронеж: МОДЭК, 2003. — 256 с.
- Колпакова, О. В. Как учились на Руси. История образования в России / О. В. Колпакова. М.: Белый город, 2010. — 47 с.
- Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / Под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 392 с.
- Коннов, В. П. Гуго Вольф: автореф. дис.. д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Владимир Петрович Коннов. М., 1993. — 32 с.
- Коржуев А. В., Попков В. А. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании / А. В. Коржуев, В. А. Попков. М.: Издательство МГУ, 2003.- 300 с.
- Кострикова, Д. К. Музыкальная культура в формировании мировоззренияличности : автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / Дарья
- Константиновна Кострикова. М., 2010. — 22 с.
- Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
- Кремлев, Ю. А. Избранные статьи /Ю. А. Кремлев. Л.: Музыка, 1969. -204 с.
- Культурология. Теория и история культуры / рук авт. кол. В. И. Добрынина. М.: Знание, 1998. — 272 с.
- Кустова, Л. С. Тайна национального характера / Л. С. Кустова. М.: Икар, 2003.- 164 с.
- Левяш, И. Я. Культурология / И. Я. Левяш. Мн.: Тетра-Системс, 1998. -544 с.
- Лемешев, С. Я. Путь к искусству / С. Я. Лемешев. М.: Искусство, 1968. — 312 с.
- Лобанов, М. А. Культура вокальных мелодий-сигналов на северо-западе России: дис.. д-ра искусствоведения: 17.00.02 /Михаил Александрович Лобанов. СПб., 2000. — 49 с.
- Лосский, Н. О. История русской философии /Н. О. Лосский. М.: Советский писатель, 1991. — 468 с.
- Лотман, Ю. М. История и типология русской культуры / Ю. М. Лотман. -Мн.: Харвест, 2003. 849 с.
- Лотман, Ю. М. О поэтах и поэзии /Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство, 1996.- 848 с.
- Лотман, Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство, 1998. -702 с.
- Лотмановский сборник /Ред-сост. Е. В. Пермяков. М.: ИЦ-Гарант, 1995.- 734 с.
- Луначарский, A.B. Религия и просвещение / A.B. Луначарский. М.: Советская Россия, 1985. — 544 с.
- Лысакова, О. Н. Формирование готовности будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности в колледже : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08 / Ольга Николаевна Лысакова. М., 2010. -191 с.
- Лэнг, Р. Д. Расколотое «Я» : Анти-психиатрия / Р. Д. Лэнг — пер. с англ. -М.: Издательский центр «Академия», СПб.: Белый кролик, 1995. 352 с.
- Мазель, Л. А. О природе и средствах музыки : теоретический очерк / Л. А. Мазель. М.: Музыка, 1991. — 80 с.
- Майковская, Л. С. Феномен этнокультурной толерантности в музыкальной культуре и образовании : монография / Л. С. Майковская. М.: Граф-Пресс, 2008. — 260 с.
- Малюков, А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности / А. Н. Малюков. Дубна: Феникс, 1999. — 256 с.
- Малюков, А. Н. Теоретические основы формирования художественной культуры подростков / А. Н. Малюков. М.: Прометей, 1993. — 138 с.
- Мамардашвили, М. К. Эстетика мышления /М. К. Мамардашвили. -М. :МШПИ, 2001.- 416 с.
- Мандельштам, О. Э Об искусстве / О. Э. Мандельштам. М.: Искусство, 1995.- 416 с.
- Мариупольская, Т. Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки / Т. Г. Мариупольская. М.: 2002. — 204 с. 21. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб.: Питер, 2011 -353 с.
- Махрова, Э. В. Оперный театр в культуре Германии второй половины XX века: автореферат дис.. д-ра культурологии: 24.00.02 /Элла Васильевна Махрова. СПб., 1998. — 32 с.
- Медушевский, В. В. Как устроены художественные средства музыки /В. В. Медушевский // Эстетические очерки. Вып. 4. М.: Музыка, 1977. -С. 79−113.
- Медушевский, В. В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа / В. В. Медушевский // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа: сборник статей / Сост. И. А. Котляревский и др. -Киев: Музычна Украина, 1988. С. 5- 17.
- Метнер, Н. К. Статьи, материалы, воспоминания /Н. К. Метнер — сост. 3. А. Арапетян. М.: Советский композитор, 1981. — 352 с.
- Мильштейн, Я. И. Статьи, воспоминания, материалы / Я. И. Милыптейн. -М.: Советский композитор, 1990. 288 с.
- Минаев, Е. А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства / Е. А. Минаев. М.: Музыка, 2000. — 392 с.
- Мороз, Е. Ф. Модернизация образования в системе становления просвещенного общества : социально-философский анализ: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / Елена Федоровна Мороз. Красноярск, 2005. — 21 с.
- Музыка, мысль, творчество: у истоков традиций: исследования, публикации / Под ред. М. С. Старчеус. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1998.- 244 с.
- Музыкальное искусство и культура: наблюдения, анализ, рекомендации. Вып. 3 / Отв. ред. И. Н. Гомиеров. Новосибирск: Изд. Новосибирской государственной обл. библиотеки, 1997. — 208 с.
- Музыкально-исполнительское искусство и педагогика: афоризмы, цитаты, изречения / Сост. Г. М. Цыпин. Белгород: Белгородская обл. тип., 2007. — 412 с.
- Назайкинский, Е. В. Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник слуха / Е. В. Назайкинский // Применение акустических методов исследования в музыкознании: сборник статей / Под ред. С. С. Скребкова М.: Музыка, 1964. — С.79- 100.
- Назайкинский, Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания / Е. В. Назайкинский // Восприятие музыки: сборник статей. -М.: Музыка, 1980. С. 91- 110.
- Нейгауз, Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники / Г. Г. Нейгауз. -М.: Советский композитор, 1983. 526 с.
- Николаева, Е. В. История музыкального образования. Древняя Русь. Конец X Середина XVII столетия / Е. В. Николаева. — М.: Владос. — 208 с.
- О композиторском и исполнительском творчестве русских музыкантов: научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 3. /Ред.-сост. А. И. Кандинский. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1993. — 186 с.
- Образцова, И. М. Н. А. Римский-Корсаков на Псковщине / И. М. Образцова, Н. Ю. Образцова. Л.: Лениздат, 1981. — 88 с.
- Овсянкина, Г. П. Музыкально-эстетическое воспитание: теория и практика: монография / Г. П. Овсянкина, Т. П. Самсонова. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2007. — 67 с.
- Овсянкина, Г. П. Музыкальная психология : учебник / Г. П. Овсянкина. -СПб.: Союз художников, 2007. 239 с.
- Овсянкина, Г. П. Фортепианный цикл в отечественной музыке второй половины XX века: школа Д. Д. Шостаковича: дис.. д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Галина Петровна Овсянкина. СПб., 2004. — 390 с.
- Огаркова, Н. А. Музыка как феномен церемониальной и повседневной жизни русского двора XVIII начала XIX века : автореф. дис. д-ра искусствоведения: 17.00.2 / Наталия Алексеевна Огаркова. — СПб., 2004. — 36 с.
- Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики / А. Б. Орлов. М. :Асас1е1та, 2002. — 272 с.
- Орлов, Г. А. Д. Д. Шостакович / Г. А. Орлов. М.- Л.: Музыка, 1966. — 120 с.
- Пахтер, М., Лэндри, Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке / М. Пахтер, Ч. Лэндри — пер. с англ. М.: Классика-XXI, 2003. — 96 с.
- Педагог-музыкант в пространстве Мысли и Духа: хрестоматия / Сост. Б. М. Целковников — отв. ред Э. Б. Абдуллин. М.: Текст, 1998. — 126 с.
- Перевозчикова, Л. С. Аксиологические основания гуманистической парадигмы высшего образования в культуре информационного общества : дис.. д. филос. наук: 09.00.13 / Лариса Сергеевна Перевозчикова. Тула, 2009. — 395 с.
- Писарев, Д. И. Избранные педагогические сочинения / Д. И. Писарев. -М.: Педагогика, 1984. 368 с.
- Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. Т. 2 / Под ред. А. Ф. Лосева. М.: Мысль, 1993. — 528 с.
- Признаковое пространство культуры / Отв. ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 2002. — 432 с.
- Прокопович, Ф. Сочинения / Ф. Прокопович — ред. предисл. И. П. Еремин. М. — Л.: АН СССР, 1961. — 140 с.
- Психология самосознания / Ред.-сост. Р. Я. Райгородский. Самара: Издательский дом Бахрах-М, 2000. — 672 с.
- Психология XXI века / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: ПЕР СЕ, 2003. -863 с.
- Рапацкая, JI. А. Искусство «Серебряного века» / JI. А. Рапацкая. -М.: Владос, 1996. 192 с.
- Рапацкая, JI. А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки / JI. А. Рапацкая. М.: МГОПУ, 1996. — 142 с.
- Рапацкая, JI. А. Русская художественная культура / JI. А. Рапацкая. М.: Владос, 1997. — 608 с.
- Рахманинов, С. В. Воспоминания / С. В. Рахманинов. М.: Радуга, 1992. -256 с.
- Рогов, Е. И. Психология общения / Е. И. Рогов. М.: Владос, 2003. — 336 с.
- Рожина, JI. Н. Развитие эмоционального мира личности / JI. Н. Рожина. -Мн.: «Вышейшая школа», 2003. 272 с.
- Розанов, В. В. Сумерки просвещения /В. В. Розанов — сост. В. Н. Щербаков. М.: Педагогика, 1990. — 624 с.
- Росенко, М. Н. Основы этических знаний /М. Н. Росенко и др. СПб.: Лань, 1998.- 256 с.
- Российская цивилизация: учебное пособие / Под ред. М. П. Мчедлова. -М.: Академический проект, 2003. 656 с.
- Россия. Автобиография: Десять веков истории Росси от участников и очевидцев событий / Сост. М. Федотов, К. Королев. М. — СПб.: Эксмо, Мидгард, 2009. — 1231 с.
- Рубин, Ю. Б. Высшее образование в России: качество и кокурентоспособность / Ю. Б. Рубин. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. — 448 с.
- Рыбин, В. А. Гуманизм как этическая категория /В. А. Рыбин. М.: Логос, 2004. — 270 с.
- Семиченко, В. А. Психология личности / В. А. Семиченко. Киев-Полтава: «Формика», 2001. — 426 с.
- Сергей Сергеевич Прокофьев / Сост. О. О. Очаковская. М.: Музыка, 1990.- 160 с.
- Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272 с.
- Скафтымова, Л. А. Вокально-симфоническое творчество С. В. Рахманинова и русская кантата начала XX века / Л. А. Скафтымова. -СПб.: Изд-во Политех, университета, 2009. 254 с.
- Славская, А. Н. Личность как субъект интерпретации / А. Н. Славская. -Дубна: Феникс, 2002. 240 с.
- Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. М.: Academia, 2003. — 194 с.
- Сластенин, В. А. Педагогика /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев,
- A. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
- Сластенин, В. А. Психология и педагогика /В. А. Сластенин,
- B. П. Каширин. М.: Academia, 2003. — 478 с.
- Словарь иностранных слов. 18-е изд. М.: Русский язык, 1989. — 624 с.
- Слонимская, Р. Н. Развитие музыкальных способностей студентов гуманитарных вузов : автореферат дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Раиса Николаевна Слонимская. СПб., 2008. — 42 с.
- Современное музыкальное образование 2010: материалы международной науч.-практ. конференции / РГПУ им. А. И. Герцена, СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова- науч. ред. И. Б. Горбунова. — СПб.: Лема, 2011.- 252 с.
- Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1992. — 740 с.
- Соколов, А. С. Музыкальная композиция в XX веке : диалектика творчества / А. С. Соколов. М.: Музыка, 1992. — 230 с.
- Соловьев, В. С. Избранное / В. С. Сольвьев. М.: Советская Россия, 1990.- 496 с.
- Соловьев, В. С. Философское начало цельного знания / В. С. Соловьев. -Мн.: Харвест, 1999. 912 с.
- Стасов, В. В. Избранные сочинения : в 3-х т. Т. 1 / В. В. Стасов. М.: Искусство, 1952. — 732 с.
- Стасов, В. В. Избранные сочинения : в 3-х т. Т. 2 /В. В. Стасов. М.: Искусство, 1952. — 774 с.
- Стасов, В. В. Избранные сочинения : в 3-х т. Т. 3 / В. В. Стасов. М.: Искусство, 1952. — 888 с.
- Стасов, В. В. Статьи о музыке : в 5-и вып. / В. В. Стасов. М.: Музыка, 1976. — Вып. 2. — 440 с.
- Стравинский, И. Ф. Статьи, воспоминания / И. Ф. Стравинский. М.: Советский композитор, 1985. — 376 с.
- Страницы истории русской музыки /Общ. ред. и сост. Е. М. Орловой и Е. А. Ручьевской. Л.: Музыка, 1973. — 184 с.
- Тимошенко, С. П. Инженерное образование в России / Пер. с анг. В.И. Иванова-Дятлова — под ред. Н. Н. Шапошникова. Люберцы: Производственно-издательский центр комбинат ВИНИТИ, 1997. — 84 с.
- Туманина, Н. В. Чайковский. Великий мастер 1878- 1893 /Н. В. Туманина. М.: Наука, 1968. — 486 с.
- Уткина, Н. Ф. Естественные науки / Н. Ф. Уткина // Очерки русской культуры XVIII века. Ч. 3: Наука. Общественная мысль / Под ред. Б. А. Рыбакова. М.: МГУ, 1988. — С. 4- 49.
- Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Перова, В. В. Прозерского, Э. Л. Юровской. СПб.: Лань, 1998. — 448 с.
- Философско-психологические предположения Школы диалога культур / Под общ. ред. В. С. Библера. М.: РОССПЭН, 1998. — 216 с.
- Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. М.: Гардарики, 2002. — 517 с.
- Холодковский, В. В. Дом в Клину /В. В. Холодковский. М.: Московский рабочий, 1960. — 336 с.
- Холопов Ю. Н. Ценова, B.C. Эдисон Денисов / Ю. Н. Холопов, В. С. Ценова. М.: Композитор, 1993. — 312 с.
- Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1994. — 248 с.
- Холопова, В. Н., Чигарева Е. И. Альфред Шнитке / В. Н. Холопова, Е. И. Чигарева. М.: Советский композитор, 1990. — 346 с.
- Цуккерман, В. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. Вып. 2 / В. А. Цуккерман. М.: Советский композитор, 1969. — 560 с.
- Цыпин, Г. М. Шопен и русская пианистическая традиция / Г. М. Цыпин. -М.: Музыка, 1990. 96 с.
- Человек вчера и сегодня. Междисциплинарные исследования. Вып. 4 / ИФ РАН — отв. ред. М. С. Киселева. М.: ИФРАН, 2010. — 243 с.
- Чередниченко, Т. В. Музыка в истории культуры. Вып. 1 / Т. В. Чередниченко. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. — 216 с.
- Чередниченко, Т. В. Музыка в истории культуры. Вып. 2 / Т. В. Чередниченко. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. — 173 с.
- Черная, М. Р. Фигурационное письмо в западноевропейской и русской клавирной (фортепианной) музыке: от истоков до середины XX в.: автореф. дис.. д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Марина Радославовна Черная. М., 2005. — 38 с.
- Шабалина, Т. В. Творчество И. С. Баха : текстологическое исследование: на материале инструментальных сочинений: автореф. дис.. д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Татьяна Васильевна Шабалина. СПб., 2000. — 48 с.
- Шаляпин, Ф. И. Статьи, высказывания. Воспоминания о Шаляпине. Т. 2 / Ф. И. Шаляпин. М.: Искусство, 1960. — 631 с.
- Шелли, П. Б. Триумф жизни / П. Б. Шелли. М.: Мысль, 1982. — 256 с.
- Шереги, Ф. Э, Савинков, В. И. Образование как фактор формирования интеллектуального потенциала России / Ф. Э. Шереги, В. И. Савинков. М.: ЦСПиМ, 2011. — 288 с.
- Шор, Ю. М. Культура как переживание: гуманистичность культуры / Ю. М. Шор. СПб.: СПбГУП, 2003. — 220 с.
- Щербакова, А. И. Философия музыки и музыкального образования : учебное пособие: в 2-х ч. / А. И. Щербакова. М.: УМИЦ «ГРАФ-ПРЕСС», 2008. Ч. I. — 220 с.
- Щербакова, А. И. Аксиология музыкально-педагогического образования / А. И. Щербакова. М.: Прометей, 2001. — 424 с.
- Щербакова, А. И. Музыка. Человек. Культура. Опыт социально-философского анализа: монография / А. И. Щербакова. М.: РГСУ, 2009. — 306 с.
- Этнопсихологические проблемы Вчера и Сегодня. Хрестоматия / Сост. К. Сельченок. Мн.: Харвест, 2004. — 496 с.
- Этот противоречивый XX век: к 80-летию со дня рождения академика РАН Ю. А. Полякова. М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. — 336 с.
- Яковлев, А. М. Социальные институты / А. М. Яковлев // Социология. Основы общей теории / Под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева. М.: Норма, 2003. — 912 с.
- Яковлев, Е. Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение / Е. Г. Яковлев. М.: КДУ, 2005. — 640 с.
- Янин, В. Л. Очерки истории средневекового Новгорода / В. Л. Янин. -М.: Языки славянских культур, 2008. 424 с.
- Яновский, Р. Г. Социальная динамика гуманитарных перемен : монография / Р. Г. Яновский. М.: Книга и бизнес, 2001. — 424 с.
- Ясин, Е. Г. Модернизация экономики и система ценностей / Е. Г. Ясин // Вопросы экономики. 2003. — № 4. — С. 4- 36.
- Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М.: Политиздат, 1999.- 527 с.
- Ясперс, К. Современная техника / К. Ясперс //Новая технократическая волна на западе: сборник статей / Сост. П. С. Гуревич. М.: Знание, 1986. -С. 138- 139.
- Homo musicus: Альманах музыкальной психологии / Ред.-сост. М. С. Старчеус. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1999. — 180 с.