Методика изучения астрономических понятий курса физики и астрономии в современной школе на базе новых технологий обучения
Диссертация
Методы исследования составляют анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследованияанализ литературы по истории астрономии, ее взаимосвязи с другими естественными науками, эволюции взглядов на ее преподаваниеанализ литературы по использованию компьютерных технологий в обучении астрономии и физикиизучение российского и американского опыта преподавания астрономии… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОНОМИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
- 1. 1. Место астрономии в системе естественно научного образования
- 1. 2. Основные проблемы преподавания астрономии в интегрированном курсе «Физика и астрономиа»
- ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОНОМИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
- §-2Л. О возможности введения астрономических знаний в различных классах
- 2. 2. Повышение-зайктересованности в изучении астрономии
- 2. 3. Психолого-педагогические аспекты использования компьютерных технологий при обучении астрономии
- ГЛАВА III. ИСПОРЛЬЗОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АСТРОНОМИИ
- 3. 1. Из опыта использования компьютерных технологий в преподавании естественных наук в американской школе
- 3. 2. Использование компьютерных технологий при изучении астрономии
- 3. 3. Компьютерная сеть как организатор процесса обучения «
- ГЛАВА IV. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА ЭРАТОСФЕН»
- 4. 1. Эратосфен и определение длины земного меридиана
- 4. 2. Организация и проведение наблюдений по программе «Эратосфен»
- 4. 3. Методическая разработка эксперимента
- Определение размеров нашей планеты"
- ГЛАВА V. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОНОМИИ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
- 5. 1. Проблемы современной астрономии на уроках физики и астрономии
- 5. 2. Работа силы тяжести, вторая космическая скорость, понятие черной дыры, критической плотности Вселенной и химический состав атмосфер планет
Список литературы
- Белоозерова Лена «ЭРАТОСФЕН „— международный эксперимент школьников. Физика М.: Первое сентября. 1998, № 6, с. 16.
- Белоозерова Лена „ЭРАТОСФЕН „— международный эксперимент школьников. Физика М.: Первое сентября. 1998,-№ 7, с. 11
- Белоозерова Лена, Чаругин В. М. Использование глобальной сети „ИНТЕРНЕТ“ в учебном процессе. Вопросы методики обучения физики в современной школе и подготовка учителя физики (Сб. научн. трудов). М.: МПГУ, 1998, с. 105−109.
- Белоозерова Е., Росс Маклин, Чаругин В.М. Работа силы тяжести, вторая космическая скорость, понятие черной дыры и критической плотности Вселенной.
- Преподавание физики в высшей школе. 1998, № 14, с.28−35.
- Белоозерова Л., Баксанский О. Е., Чаругин В. М. Психолого-педагогические аспекты преподавания астрономии в современной школе. Наука и школа, 1999, № 1, с. 14−19.
- Белоозерова Лена, Розгачева И. К. Астрономические корни естествознания и преподаваниеастрономии в школе (исторические аспекты). Первое сентября. 1999, № 15.
- Beloozerov Lena Effects of integrated computer-science curriculum. Proceeding of conference „International project „Space and gifted““. Красноярск Зеленогорск. 1997, Issue 5, р. 96−100.
- Брунер Дж. Исследование развития позновательной деятельности — М.: Педагогика, 1971 -389 с.
- С.И. Вавилов,“ Исаак Ньютон“, М.: Наука, 1989.17. 11. Б.А. Воронцов-Вельяминов, „Лаплас“. М.: Наука, 1985.18. 1. Выготский Л. С. Собр. Соч., М., 1983, т. 3.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. — М., 1987, -264 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология, М., „Мир“, 1992.
- У.АХребенников, „Николай Коперник“, М.: Наука, 1982.
- А.А Гурштейн, Зодиакальные созвездия: у истоков культуры, Наука в России, М.: Наука, 1994, № 5, с. 34−41.
- Гумницкий Г. К. Потребности и интерес Вопросы психологии, 1968, № 2, с. 8 -15.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении — М.: Педагогика, 1972. 424 с.
- Додонов Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию. Советская педагогика, 1971, № 9, с. 7981.
- А.Н.Еремеева, Ф. А. Цицин, История Астрономии, М.: Московский университет, 1989.
- Извергин Э.Г. Развитие познавательных возможностей школьника в ходе овладения методомфизического эксперимента: Автореф. Дис. канд. пед. наук — Челябинск, 1975: -19 с.
- A.B. Засов, Э. В. Кононович „Астрономия. 11“ М.: Просвещение, 1993.
- Ильгунова Н.В. К истории проблемы учебного интереса в советской психологии. — В кн.: Вопросы истории психологии, М., 1969, № 352, с. 152 188 (Уч. записки МГПИ им. В.И. Ленина).
- В.Б. Иорданский, О едином ядре древних цивилизаций, Вопросы философии, 1998, № 2, с. 37−49.
- Калашникова М.Б., Регуш Л. А. Психологические аспекты компьютеризации обучения // Дидактические основы компьютерного обучения. Л., 1989, с. 33−44.
- Компьютеры в обучении: шведский путь // Информатика и образование 1992, № 1, с. 112−117
- Косидовский, Когда Солнце было богом, М.: Наука, 1991.
- Ляудис В.Я. Прблемы и задачи психологии компьютерного обучения // Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. М., 1985, с.26−28.
- Левин A.A. Массовые олимпиады и конкурсы как средство воспитания познавательных интересов. — Советская педагогика, 1965, № 3, с. 56−61.
- Левитан Е.П. Звездные сказки. -М.: Линка-Пресс, 1994.
- Левитан Е.П. О преподавании астрономии. Физика М.: Первое сентября. 1999, № 15, с. 15
- Левитан Е.П. Твоя Вселенная. М.: Просвещение, 1995
- Левитан Е. П Методика преподавания астроноимйи
- Ломов Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Психологический журнал. М., 1985, № 6, с.8−28.
- Никитин Ю. В. Интернет в подготовке студентов специальности „Коммерция“// „Информационные технологии в образовании“ VII международная конференция-выставка 10−13 февраля 1998 г. М.: „Издательство БИНОМ“ 1998, с. 25.
- Марленский А. Д „Основы космонавтики (факультативный курс)“ М.: Просвещение, 1985.
- Морозова Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального и аномального развития: Автореф. Дис. д-ра пед. наук. М., 1967. — 35 с.
- Машбиц Е.И. Психологопедагогические проблемы компьютеризации обучения. — М. 1988. -192 с.
- Мезенцев А.Г., Чиненов A.C. Методика использования ресурсов Интернет в преподавании астрономии в школе и вузе // Материалы всероссийской научно-практической конференции“ Современная астрономия и методика ее преподавания». СПб. 1997.
- Мезенцев А.Г., Интернет «ON-LINE@ на уроке — дидактические проблемы// Материалы II всероссийской научно-практической конференции „Астрономия в системе современного образования“. СПб. 1998, с. 110 114.1994
- Муромский Л.И., Шуман В. П. Физиологические механизмы интересов и потребностей. —В кн.: Вопросы формирования направленности личности. Владимир, 1973, с. 3−4.
- Нарыкова И. Компьютерное моделирование в Великобритании // Информатика и образование. 1992 № 3−4, с.116−120.52. „Николай Коперник“, М.: Наука, 1973.
- И.Д. Новиков „Эволюция Вселенной“ М.: Наука, 1979.
- Овчинников О.Ю. Олимпиады по физике как средство развития интереса к предмету и творчества учащихся.: Автореф. Дис. канд. пед. наук. М. 1985.
- Парматье К. Информатика во французской школе // Информатика и образование 1991, № 2, с 111−119.
- A.B. Перышкин, И. А. Родина „Физика.7″ М.: Просвещение, 1989.
- Пиаже Ж. Избр. Психол. Труды, М., „Просвещение“ 1969.
- Реберт И. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы и перспективы использования // Информатика и образование 1991, № 4, 18−25.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии //Москва,
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. М.: „Школа-Пресс“, 1994.
- Рожанский И.Д., Античная наука, М.: Наука, 1989.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, М.,"Педагогика“, 1989.
- Сохор A.M. Логическая структура учебного материала. — М.: Педагогика, 1974. -192 с.
- Солсо Р. Когнитивная психология, М., „Тривола“, 1996.
- Симонов П.В. Мозг принимает решение. Наука и жизнь, 1974, № 11, с.56−61.
- Симонов П.В. Что такое эмоция ? М.: Наука, 1966 93 с.
- Симонов П.В. Потребно-информационная теория эмоций Вопросы психологии, 1982, № 6, с. 47−57.
- Соловейчик C.JI. От интересов к способностям. М.: Знание, 1968.-93 с.
- Талызина Н.Ф. Теория учения и автоматизации учебного процесса // Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. М., 1985, с. 155−157.
- Турченко В.Н. Научно-техническая революция и революция образования. — М.: Политиздат, 1973, 223.
- Тихомиров O.k. Информационный век и теория JI.C Выготского, Психологический журнал, № 1, 1993.е.
- Уваров А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование. 1994, № 3, с.3−15.
- Физика и астрономия: Проб, учебн. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / A.A. Пинский, В. Г. Разумовский, Н. К. Гладышева и др.- под ред. A.A. Пинского, В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1995. -303 с.
- Христочевский С.А. Информатизация образования // Информатика и образование 1994, № 1, с. 13−19.
- Шаров Ю.В. Вопросы психологии духовных потребностей личности. — В кн.: Проблемы формирования духовных потребностей личности. —
- Научные труды (Новосибирский пед. институт, 1970, вып. 47, с. 6 206).
- Э. Шмутцер, В. Шютц Талилео Галилей», М.: Мир, 1987.
- Щукина Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. — М.: Знание, 1972, 30 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. —М.: Педагогика, 1975. -351 с.
- Чаругин В.М., Огурцова Ю. В. Программа STAR, или что может взять наша школа у американской, 1997 Преподавание физики в высшей школе, № 10, с. 6670.
- Чаругин В.М., Степанова Е. Ю. Учебное пособие по законам небесной механики IX-. М.: Прометей, 1995, -181с.
- Чаругин В.М., Степанова Е. Ю. Учебные задания по небесной механике. М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1989.
- Andre Т. Veldhuis G.H. Use of computers by physics and physical tearchers // J. Compt. Based Instact. 1991, v. l8,#4, P. 113−117.86. 6. Bishop J.E. Astronomy Learning and Student Thinking, Mercury, v. 25, № 2, 1996, p. 16 23.
- Black P. How can we improve physics education // Phys. Mag. 1991., V. 13.,# 2, P.99 106.
- Ciesla e. Computers im Physikunterricht // Pyys.Bl. 1991, V.47, # 7, P 643.
- Diemer U., Jodl Н/J/ Computer im Praktika //Phys. Bl. 1992, V. 48, #9, P. 739−740.
- Educational Technology Leadership Summit White Paper. September 26−27*, 1997, Portland, Oregon. Online. Http://whitepaper 1. Htm [1998, Jan. 9].
- Findlay D., Lamb M.J. // Phys. Education 1993, V. 28, #2, P. 92−96.
- Harter W.J. // Comput. Phys.1991, V 5, # 4, P 466−478.
- Hebenstreit J. Computers in Education the Next Step // Education and Computing, 1985, #1, P. 37−43.
- Hoskin M. Astronomy in Antiquity/ Cambridge Illustrated History Astronomy. 1997, Cambridge University Press, p. 22−47.
- Kaufman III N.J. Discovering the Universe. Second edition. 1990, New York, W.H. Freeman and Company.
- Martin R.E., Scadron G., Young R.D. Computers, Physics and the Undergraduate Expirience // Computer Phys. 1991, V. #3.P. 302−310.
- Pacher P., Mark G., Udvard L., Varga J. Tearching physics by means of computer modeling // Comput. Phys. Commun. 1990, V.61, # 1−2, P.260−266.
- Picover Clifford A. Black holes (A travelers guide). 1996, USA, John Willey @Son. Inc. -210 p.
- Simons S.M. The program of education by ahhlication of PC // Front. Educ. Conf., Binghampton, N. York, Oct. 15−17, 1989, Proc. N. York, 1989, P. 274−279.
- Zeilik Michael Conceptual Astronomy, 1993, USA, John Willey @Son. Inc.
- Wheeler J. A. A Journey into Gravity and Spacetime. New York: Scientific American Library.