Совершенствование музыкально-эстетического развития младших школьников (на материалах работы музыкальных кружков при общеобразовательных школах)
Диссертация
Об актуальности рассматриваемой проблемы свидетельствует и то, что различные ее аспекты освещены в музыкальной педагогике /Л.Г.Арчажникова, Т. Л. Беркман, К. Л. Кравченко, В. Д. Шульгина и др./. Однако комплексный подход к воспитанию и обучению в научных исследованиях специально не рассматривался. Анализ работ по музыкальной педагогике свидетельствует о том, что в большинстве из них рекомендуется… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ .,
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. II
- I. I. Анализ проблемы комплексного подхода к воспитанию в общей и музыкальной педагогике. II
- I. " 2* Учебно-воспитательные задачи ж составные элементы занятий школьных музыкально-инструментальных кружков
- I. " 3″ Структура внеклассных занятий по обучению. игре на музыкальном инструменте
- I. * 4″ Формы организации обучения в школьных музыкально-инструментальных кружках >
- Г, 5* Игра на музыкальном инструменте как. средство музыкально-эстетического развития ШКОЛЬНИКОВ'
- ГЛАВ1 2″ СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. I. Методика экспериментального исследования
- 2- 2. Анализ результатов констатирующего и поисково-обучавдего экспериментов
- 2. " 3″ Задачи и содержание формирующего эксперимента .". Ю
- 2. * 4″ Анализ исходных и контрольных данных формирувдего эксперимента. IT?
Список литературы
- Маркс К. Капитал, том первый. Глава ХП. Разделение труда и мануфактура, глава ХШ. Машины и крупная промышленность.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 348−515.
- Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Глава Ш. Производство, — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с. 296−309.
- Энгельс Ф. Принципы коммунизма.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 4, с. 322−339.
- Ленин В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме.- Полн. собр. соч., т. 38, с. 1−104.
- Ленин В.Й. Проект программы РКП/б/.- Полн. собр. соч., т. 38, с. 81−102.
- Ленин ВЛи Развитие капитализма в России.- Полн. собр. соч., т. З, с. 1−609.
- Ленин В.И. Философские тетради. К вопросу о диалектике.-Полн. собр. соч., т. 29, с. 316−322.
- Программа Коммунистической партии Советского Союза.- М.: Политиздат, 1962.- 288 с.
- Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистических Республик. Принята на. внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 окт. 1977 г. М.- Политиздат, 1977.- 62 с.
- Материалы ХХ1У съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1971.320 с.
- Материалы Ш съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1976.- 256 с.
- Материалы ХХУТ съезда КПСС.- М.- Политиздат, 1981.223 с.
- О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции: Постановление ЦК КПСС от 31 янв. 1977 г.- М.: Политиздат, 1977.— 32 с.
- О 110-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина: Постановление ЦК КПСС от 13 дек. 1979 г.- М.: Политиздат, 1979.16 с.
- О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспита— тельной работы: Постановление. ЦК Ш1СС от 26 апр. 1979 г. М.: Политиздат&bdquo- 1979.- 15 с"
- О дальнейшем совершенствовании, обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров. СССР.- Нар. образование, 1978"3, с" 2−6
- Основные направления реформы: общеобразовательной и профессиональной школы: Проект ЦК КПСС.- Правда, 1984, 4 янв.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня 1983 года*- М.: Политиздат, 1983.- 80 с.
- Очерки по диалектическому материализму.— М.: Наука,. 1977.— 248 с.
- Анохин П.К. Принципиальные вопросы, общей теории функциональных систем*- В кн.: Принципы системной организации функций.1. Наукаг 1973, с. 5−61.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество.- М.: Политиздат, 1980.- 368 с*24* Блауберг И. В.,. Юдин Э. Г* Становление и сущность системного подхода.- М: Наука, 1973.- 270 с.
- ХХУ съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи: По материалам Всесоюз. науч.-практ. конф. в Минске /июнь 1976 г"/ / Под общ. ред. В. А. Медведева.- М.: Мол. гвардия, 1976.- 400 с.
- Машеров П.М. ХХУ съезд КПСС и актуальные’проблемы коммунистического воспитания молодежи.- Нар. образование, 1976, № 10, с. 2−19.
- Методологические и теоретические аспекты коглплексного подхода к воспитанию в свете решений ХХУ1 съезда КПСС.- Сов. педагогика, 1983, Л I, с. 52−61.
- Павлюченков А. Политика КПСС в области эстетического воспитания.- В кн.: Эстетическое воспитание школьной молодежи / Под ред. Б. ТДихачева, Г. Зальмона.- Мф> Педагогика, 1981, с. 15−26.
- Проблемы комплексного осуществления задач коммунистического воспитания в свете решений ХХУ съезда КПСС: По материалам Всесоюз. науч.-практ. конф. в Москве в дек. 1977 г. / Отв. ред. Е. Л. Смирнов.- М.: Политиздат, 1978.- 384 с.
- Прокофьев М.А. Важный фронт борьбы за коммунизм.- Нар. образование, 1979,? 8, с. 2−7.
- Прокофьев М.А. Доклад министра просвещения СССР тов. М. А. Прокофьева.- В кн.: Всесоюзный съезд учителей, 1978: Документы и материалы.- М., 1978, с. 9−49.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-ме-тодол. анализ.- М.: Наука, 1974.- 279 с.
- Смирнов Е.Л. ХХУ съезд. КПСС и теоретические вопросы развития личности.- Вопросы философии, 1976, № 12, с. 3—17.1. Педагогика
- Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения.-М.: Просвещение, 1981.- 96 с"
- Левин ВД&bdquo- Воспитание творчества.- М.: Знание, 1977.- 62 с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение.- М.: Знание, 1974*- 64 с.
- Лихачев Б. Т" Воспитательные аспекты обучения.- Просвещение, 1982.- 192 с.
- Марьенко И.О., Филонов Т. Н. Вопросы идейно-воспитательной работы школы в свете решении ХХУ съезда КПСС.- М.1 Педагогика" 1977.- 70 с"
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.: Педагогика, 1972.- 208 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе.-М.: Просвещениег 1977.- 240 с"
- Моносзон Э.И.- Комплексный подход к воспитанию важнейшее условие всестороннего развития школьников.- Сов. педагогика, 1977, № 4, с. 20−28.
- Обучение и развитие / Ред. Л. В. Занкова.- М.: Педагогика, 1975.- 440 с.
- Пономарев Л.Н. Комплексный подход к воспитательной работе.- М.: Сов. Россия, 1979.-368 с.
- Поташник М.М. Комплексный подход к воспитательной работе с учащимися.- Нар. образование, 1977, № 9, с. 112−119.58″ Скаткин М. Н. О школе будущего. Перспективы развития советской общеобразовательной школы.— М.: Знание, 1974.- 64 с.
- Скаткин М. Н" Совершенствование процесса обучения.- М.:1. Педагогика, 1971.-206 с.
- Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей.- М.:
- Просвещение, 1980.- Г44 с"
- Смирнов ГЛ. К вопросу о комплексном подходе к воспитанию^- Сов. педагогика, 1976″ Л 12, с. 3−12.
- Сорокина Т. Комплексному подходу постоянное внимание.-Нар. образование, 1979, Л 6, с. 48−51.63″ Сухомлинский В Л. Как воспитать настоящего человека.— Киев: Радянсыеа школа!, 1975.- 235 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев: Радянська школа, 1972.-243 с.
- Филонов Г. Н. Проблемы эффективности воспитания личности в условиях развитого социализма.- М.: Педагогика, 1978.— 224 с.
- Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Под ред. действ, члена АПН СССР Г. Н. Филонова.-М.: Педагогика, 1983.-256 с.
- Харламов: И. Ф. Теоретические и методические проблемы" комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся.- Сов. педагогика, 1980, № 7, с. 17−26.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.— М.: Просвещение, 1979.- 160 с. 1. Психология
- Ананьев Б.Г. 0 соотношении способностей и одаренности.— В кн.: Проблемы способностей.- М.,'АПН РСФСР, 1962, с^ 15−31.
- Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей.- М.: Наука, 1977.- 184 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М. г Просвещение, 1968.— 464 с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка.-М.: Просвещение, 1967.- 196 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь.— В кн.: Избранные психологические исследования.- АПН РСФСР, 1956, с. 39−386.- 147
- Выготский Л-С* Проблемы психического развития ребенка
- В кн.: Избранные психологические исследования*- М., АПН РСФСР, 1956, с. 389−496.
- Гарбер Л.А. Начальная стадия развития музыкальных способностей.- В кн. г Проблемы способностей. М., АПН РСФСР, 1962, с. 214−228.
- Дарвин Ч. Выражение' эмоций у человека и животных.- Соч., изд. АН СССР, 1953, т. 5, с. 909−920.
- Ипполитов Ф.В. Память школьника.- М.: Знание, 1978.- 48 с.
- Кечхуашвили Г. К вопросу о развитии музыкального восприятия.- Б кн*: Музыка в школе, сб. статей, вып. 3 /на укр, языке/" Киев, Муз. УкраГна, 1976, с. 16−21.
- Ковалев А. Г" Воспитание чувств.- М.: Педагогика, 1971,94 с.
- Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании.- М.: изд. Московского университета, 1979" — 144 с.
- Лейтес ELC", Умственные способности и возраст.- М.: Педагогика, 1971.- 279 с.
- Леонтьев А. Н" Q формировании способностей" — Вопросы психологии, i960, № I, с. 7-Г7.
- Люблинская A.A. Учителю о психологии младшего школьника.-М.: Просвещение, 1977.- 224 с.
- Мальцева Е. Психологический анализ музыкального развития младшего школьника.- В кн.: Психология младшего школьника. М., АПН РСФСР, i960, с. 304−329.
- Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? М&bdquo-: Знание, 1980.— 48 с.
- Размыслов П. Эмоции младших школьников.- В кн.: Психология младшего школьника. М., АПН РСФСР, 1960, с. 191−200.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.- М&bdquo-: Изд. АН СССР, 1957.- 328 с.90″ Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии" — М.: Учпедгиз, 1940.- 704 с.91″ Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий.- М.: АПН РСФСРг 1961.- 536 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника.— М.: Знание, 1974.- 64 с.
- Якобсон П.М., Психология художественного творчества.- М": Знание, 1971.- 48 с.
- Якобсон П. М* Чувства * их развитие и воспитание.- М.: Знание, 1976.-62 с.
- Эстетика и эстетическое воспитание
- Аничкин С.А. Условия формирования эстетических способностей у младших школьников: Автореф. Дис. докт. пед. наук, — М., 1970.- 32 с.
- Буцняк Т.Г. Проблемы эстетического воспитания младших школьников в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского: Автореф. Дис.. канд. пед. наук.—Киев, 1977.— 20 с.
- Буров А.И. Проблемы теории эстетического воспитания в СССР на современном этапе.— В кн.: Эстетическое воспитание школьной молодежи / Под ред. Б. Т. Лихачева, Г. Зальмона. М., — Педагогика, 1981, — с. 26−36.
- Витковская Н.С., Щербо А. Б., Джола Д. Н. Формирование эстетической культуры младших школьников.- Киев: Радянська школа, 1980.- 152 с.
- Вишнякова Н.Ф. Развитие творческой активности младших школьников.- Дис.. канд. пед. наук.- М.&bdquo- АПН ССОР, 1980.233 с.
- Гембицкая Е.Я. Проблема взаимосвязанного воздействия видов искусства на учащихся.- В кн. г Музыкальное воспитание в школе, вып. 8. М., Музыка" 1972, с" 14−18.
- Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников.- М.: Просвещение, 1978.— Г60 с.
- Т02. Джола Д. Н* Эстетическое отношение человека к действительности как предмет эстетического воспитания.- Дис.. канд. философ, наук.- Киев, 1973.- Г74 с.
- Зись, А «Л. Виды искусства.- М.: Знание, Т979.~ Г28 с.
- Киященко Н.Й. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР.- М.: Искусство, 1971.- 160 с.
- Киященко Н.И. Сущность прекрасного.- М.: Молодая гвардия, Г977.- Г92 с.
- Киященко Н.И. Философские проблемы теории эстетического воспитания.- Дис.. докт. философ, наук.- M., 1977.- ЗГ5 с.
- Коваль Л., Крамчанинова 0. Активизация творческой деятельности учеников младших классов как способ формирования эстетических потребностей.- В кн.: Музыка в школе, сб. статей, вып. 7 /на укр. языке/. Киев, Муз. Укра1наг 1981, с. 24−28.
- Кремлев Ю.А. 0 месте музыки среди искусств.- М. г Музыка, 1966.- 64 с.
- Кремлев Ю.А. Очерки по эстетике музыки.- М&bdquo-: Сов. композитор, Т972.- 272 с.
- Кушаев H.A. К проблеме развития художественного восприятия школьников.- Б кн. t Теория эстетического воспитания / Ред. Н. Кушаева и В.Лейбсона. М. г АПН СССР» НИИ общей педагогики, 1978, с. 25−38.
- I" Литвиненко Л"Л" Воспитание художественных вкусов учащихся в процессе ознакомления с различными видами искусства.-Дис.. канд. пед" наук.- 1976.- 158 с"
- И2. Лихачев БЗальмон Г. ВведениеВ кнЭстетическое воспитание школьной молодежи / Под ред. Б. ТДихачева, Г. Зальмона. М., Педагогика, 1981, с. 4−14.
- ИЗ. Лихачев Б. Т" Эстетика воспитания.- М.: Педагогика, 1972.- 158 с"
- П4″ Мелж-Пашаев AJU Педагогика искусства и творческие способности^-М.г Знание, I98L.— 96 с.
- Методологические проблемы советской педагогики. Об основах системы эстетического воспитания в учебной работе школы. Обзорная информация, вып. Х1У / Научн. ред. А.Буров.— М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1976.- 42 с.
- Об эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе- Проект рекомендаций для учебных заведений органов народного образования.- WL- ИХВ АПН СССЕ, 1977.- 31 с.
- Овсянников М.Ф. Эстетическая теория К.Маркса, Ф. Энгельса, ВЛ.Ленина.- М.: Знание, 1974.- 96 с.
- Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия.- М.:
- Высшая школа, 1975.- 224 с.
- Основы эстетического воспитания.- М&bdquo-: Высшая школа, 1975.- 327 с.
- Пьянкова. Н.В. Особенности воображения младших школьников в творческой деятельности: Автореф. Дис. канд. пед. наук.- М.&bdquo- 1978.- 16 с.
- Разумный ВЛ+ Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы.- М.: Мысль, 1269.- 190 с.
- Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции.- М.: Музыка, 1972.-Г68 с.
- Рвачева В.К. Формирование эстетических представлений и понятий младших школьников: Автореф. Дис.. канд. пед. наук.— М.&bdquo- 1969.- 21 с.
- Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки.- Изд. 2-ег доп.— Л.: Музыка" 1975-- 64 с.
- Талденко Т. Формирование музыкальной культуры- учеников средствами комплексного влияния искусства" — В кн.: Музыка в школе* сб. статей, вып. 6 /на укр. языке/" Киев, Муз. УкраЕяа, 1980, с. 35−39.
- Туренская Е.С. Эстетическая активность как фактор формирования личности школьника: Автореф. Дис.. канд. пед. наук.— Л.&bdquo- 1970.-16 с.
- Фохт-Бабушкин Ю. У. Об эффективности художественного воспитания.- В кн.: Искусство и школа! М.&bdquo- Просвещение, Г98Г, с. Г7−23.
- Художественное творчество и ребенок. / Под общей ред. проф. Н. А. Ветлугиной.— М.: Педагогика, 1972.-287 с.
- Шевченко ГЛ. Формирование у младших подростков представлений о художественном образе средствами комплексного воздействия искусств.- Дис-. кацц. пед. наук.- М., 1973.- Г76 с.
- Щербо А.Б." Джола Д. Н. Красота воспитывает человека-.-Киев, Радянська школа&bdquo- 1977.— 104 с.
- Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Книга для учителя / Сост. Г. С. Лабковская.- М.: Просвещение, 1983.303 с"
- Эстетическое воспитание в школе. Вопросы, системного подхода / Под ред. Б. Т. Лихачева.- М.: Педагогика-, 1980.- 136 с.
- Эстетическое воспитание школьников / Под. общей ред-А.И.Бурова" Б. Т. Лихачева.- М.: Педагогика, 1974.-304 с.
- Музыкальное воспитание и развитие
- Абдуллин Э.Б. Новая программа, по музыке.- В кн.: Искусство и школа. Книга- для учителя. М.&bdquo- Просвещение, 1981, с. I4I-I56.
- Абдуллин Э.Б. Уроки музыки в, Г классе общеобразовательной школы /по экспериментальной программе/.— В кн.: Музыкальное воспитание в. СССР, вып. I. М., Сов. композитор, 1978, с. 94−150.
- Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано.— М.: Музыка, 197I.- 278 с.
- Апраксина О .А" В чем главная задача? Советская музыка, 1972, & 5, с. 89−93.
- Апраксина. O.A., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними.- В кн": Музыкальное воспитание в школе" вып. IQ. М., Музыка, 1975, с. 104-ПЗ.
- Апраксина O.A. Музыкальное воспитание в русской общеоб- газ разовательной школе.- М.-Л.: АПН РСФСР, 1948.- 148 с.
- Апраксина O.A. Современный ребенок и музыка.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 8. М.&bdquo- Музыка, 1972, с. 38−48.
- Арчажникова Л"Г" Фортепианный кружок в школе как одна из форм внеклассной работы по музыкально-эстетическому воспитанию.- В кн.: Музыка в школе, сб. статей, вып. 6 /на укр" языке/. Киев, Муз. Укра1на, 1980, с. 52−58.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.- Л.: Музыка, 1973" — 144 с.
- Бакланова Н.К. Формирование умений выразительного исполнения произведений /на материале обучения игре на фортепиано в детской музыкальной школе/.- Дис.. канд. пед. наук.-М., 1975.- 163 с.
- Бальчитис Э"И. О восприятии инструментальных музыкальных произведений в младших классах средней школы.- В кн": Музыкальное воспитание в школе, вып. 5. M. f Музыка, 1966, с. 11−17.- 154
- Бальчитис Э.И. 0 системе и методах обучения музыке в средних классах общеобразовательной школы Литвы.- Б кн. г Музыкальное воспитание в СССР, вып. I. М., Сов. композитор, 1978, с. 235−300.
- Баренбойм Л.А., Брянская Ф. Д., Перунова H.H. Путь к музицированию. Школа игры на фортепиано. Вып. I.- I.: Сов. композитор, 1980.- 184 с.
- Баренбойм Л. А* Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства.- I.- Музыка, 1969.- 284 с.
- Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Изд. 2-е.- Л.: Сов. композитор, 1979.- 352 с.
- Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика.- Л.: Госмузиздат, 196 Г.- 60 с.158″ Башич Э. Импровизация как способность творческого выражения.- В кн.: Музыкальное воспитание в странах социализма, сб. статей. Л., Музыка, 1975, с. 232−246.
- Белобородова В.К. Развитие музыкального восприятия младших школьников.- В кн&bdquo-: Музыкальное воспитание в школе, вып. 13. М., Музыка, 1978, с. 54−65.
- Белобородова В.К. Экспериментальная программа по музыке /слушание музыки/.- М.: НЖ ХВ, 1972.- Г06 с.
- Беркман Т.Л., Гриценко К. С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению"-М": АЛЕ РСФСР, 1961" — 216 с.
- Беркман Т. Л* Обучение музыке в школе.- М": АПН РСФСР, 1958.- 66 с.
- Верхолаз P.A. Вопросы методики чтения нот с листа /Ред. Т.Беркман.- М": АПН РСФСР, i960" — 45 с.
- Г71. Веспреми Л" Чтение нот" — В кн": Ребенок за роялем / Ред.,-сост. Ян Достал. М., Музыка, 1981, с. 82−87.
- Г72″ Ветлугина Н"А" Цузыкальное развитие ребенка" — М": Просвещение, 1968" — 415 с"
- Г73″ Гейнриха Й. П. Обучение пению по нотам в начальной и средней школе" — М": Музгиз, 1962" — 246 с.
- Г76. Гембицкая ЕЛ. Музыка и. музыкальное творчество в-идейном и нравственном воспитании: учащихся.- В кн.: Эстетическое воспитание, школьной молодежи / Под ред. Б"Т Лихачева" Г. ЗалЬмо-на. М., Педагогика, 1981, е. 1Г7−124.
- Герасимович Д. Н" Методика обучения игре на фортепиано /на- укр" языке/. Киев: Госиздат из образ, искусства и муз. лит. УССР" 1962" — 58 с.
- Готсдинер АЛ" Формирование музыкальных способностей школьников в процессе обучения игре на музыкальном инструменте: Автореф. Дис. ." канд. пед. наук.- Л", 1967.- 28 с"
- Г84″ Гофман К. Воспитание творческой активности учащихся- 157 при изучении музыки.- В кн.: Эстетическое воспитание школьной молодежи / Под ред. Б. Т. Лихачева, Г. Зальмона. М.&bdquo- Педагогика, 1981, с. I24-I3I.
- Грач Б.Я. Основные методические положения начального обучения игре на фортепиано.- В кн.: Вопросы методики преподаванияв детской музыкальной школе. М.-Л., Музыка, 1965, с. 17−36.
- Гродзенская Н.Л. Беседы о музыке на уроке.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 10. М., М|узыка, 1975, с. 183−195.
- Г87. Гродзенская Н. Л. Подготовка к пению по нотам.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 3. М., Музыка, 1964, с. 9−17.
- Гродзенская Н.Л. Слушание музыки.- В кн.: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. М., Музыка, 1971, с. 38−51.
- Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку.- М.: Просвещение, 1969.- 76 с.
- Данилевская Л.В. Основные принципы музыкального воспитания Н.Л.Гродзенской.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 10. М., Музыка, 1975, с. 46−71.
- Дмитриев Г. П. Об обучении детей композиции.- В кн.: Ребенок за роялем / Ред.-сост. Ян Достал. М. г Музыка, 1981, с. 246−253.
- Дмитриева Л.Г. Детское музыкальное творчество как метод воспитания.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. II.- 158 -M., Музыка, 1976, с. 71−86.
- Достал Я" Обучение, первоначальным аккомпанементам.- В кн.: Ребенок за роялем / Ред.-сост. Ян Достал. М., Музыка, 1981, с. 221−225.
- Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы.- В кн. i Музыкальное воспитание в СССР, вып. I. М.&bdquo- Сов. композитор, 1978, с. 58−93.
- Карцева С.А. Роль знаний в развитии музыкального восприятия младших, школьников: Автореф. Дис.. кацц. пед. наук.-Л., 1969.- 19 с.
- Квасница З.С. Обзор новой /экспериментальной/ программы музыкального воспитания школьников.- В кн.: Музыка в школе, сб. статей, вып. 4/на укр. языке/. Киев, Муз. УкраГна, 1977, с. II4-II8.
- Кимеклис Г. Ф. Исследование процесса фортепианного обучения в связи с возрастными особенностями учащихся /на примере словесных пояснений и показа/.- Дис.. канд. пед. наук.- М., 1978.- 214 с.
- Кравченко К.Л. Индивидуальное обучение в фортепианных классах общеобразовательной школы.- Дис.. канд. пед. наук.-М., I97Q.-, 220 с.
- Кременштейн Б.Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано.- М.: Музыка, 1966.- 120 с.
- Критский Б. Творческая импровизация детей на уроке музыки.- Начальная школа, 1974, J& 7, с. 44−51.
- Лерман М.И. Начальное: обучение музыке /к проблеме дошкольного музыкального обучения в детской музыкальной школе/г Автореф. Дис.. канд. пед. наук.- M., 1969.- 18 с.
- Лужный В.М. Музыкальная грамота в школе /на укр. языке/.-Киев: Муз. Укра1на, 1977.- 117 с.
- Лысек Ф. Практические проблемы музыкального воспитания.-В кн.: Музыкальное воспитание в странах социализма, сб. статей. М., Музыка, 1975, с. 192−220.214″ Любомудрова H.A. Методика обучения игре на фортепиано.-М.: Музыка, 1982" — Г43 с.
- Любомудрова H.A. Начальное обучение игре на фортепиано.-В кн.: Очерки по методике обучения игре: на фортепиано, вып. Iпод ред. А 'Л" Николаева. М., Госмузиздат, 1955, с. 178−217.
- Маркевич Д. Психологические факторы в фортепианном обучении.- В кн.:* Ребенок за роялем / Ред.-сост. Ян Достал. М., Музыка, 1981, с. 21−28.
- Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста в 1−2 классах ДМШ.- Киев: 1йуз. Укра1на, 1977.- 78 с.
- Мистюк В.А. Пути формирования звуковысотного слуха и способности к чистоте интонирования у первоклассников: Автореф.- 161
- Дис.. канд. пед. наук.- М., 1978.- 16 с.
- Михелис В. Л* Первые уроки юного пианиста.- Л.- Музыка, 1962.- 64 с.
- Муцмахер В.И. Осмысленное запоминание как условие успешного усвоения музыкальных произведений /в процессе обучения игре на фортепиано/- Автореф. Дис.. канд. пед. наук.- М., 1974.19 с.
- Мюллерова Е. Преподавание игры на фортепиано средство, способствующее всестороннему развитию личности.- В кн.: Ребенок за роялем / Ред.-сост. Ян Достал. М., Музыка, 1981, с. 8−20.
- Натансон В.А. Заметки педагога.- В кн.: Вопросы фортепианной педагогики, вып. I / под общей ред. В.Натансона. М., Гос-музиздат, 1963,. с. 3−21.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры.- Изд. 3-е.-М.: Музыка, 1967.- 261 с.
- Никитин В. Воспитание музыкального слуха детей на основе релятивной системы.- В кн.: Музыка детям, вып. 2. Л., Музыка, 1975, с. 24−29.
- Овчинникова Т.Н. Воспитание певческого голоса в хоре.-Вкн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 8. М., Музыка, 1972, с. 95−103.
- Овчинникова Т.Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 10. М., Музыка, 1975, с. 148−160.
- Орлова Н.Д. Об основных вопросах вокального воспитания детей и молодежи /К итогам научной конференции/.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 2. М., Музгиз, 1963, с. 86−95.
- Орлова Н.Д. 0 детском певческом голосе и условиях нормального его развития.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 5. М., Музыка, 1966 г с. 50−55.
- Орлова Н.Д. и Алиев Ю.Б. Хоровое пение.- В кн.: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. М., Музыка, 197I, с. 6−37.
- Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема.- Киев: Муз. Укра1наг 1975.- 203 с.
- Паламарчук А. Внеклассная музыкально-воспитательная работа со школьниками младших классов.- В kh. s Музыка в школе, сб. статей, вып. 7 /на укр. языке/. Киев, Муз. Укра1на, 1981, с. 55−61.
- Пеев И., Кристева С. Болгарский метод «Столбица» Б.Тричкова.- В кн.: Вопросы воспитания слуха. Л., Музыка, 1967, с. 108−135.
- Печерская Э.Ф. Методика проведения комплексных уроков на первом году обучения игре на фортепиано /методические рекомендации/.- Одесса: Метод, кабинет Упр. культуры Одесск. Облисполкома, 1983.- 32 с.'
- Печерская Э.Ф. Музыкально-эстетическое развитие учащихся на начальном этапе фортепианного обучения /методические рекомендации/.- Одесса: Метод, кабинет Упр. культуры Одесск.
- Облисполкома, 1982.— 37 с. 0
- Печерская Э.Ф. Развитие музыкального восприятия млад- 163 ших школьников на занятиях по фортепиано /методические рекомендации/.- Одесса: Метод, кабинет Упр. культуры Одесск. Облисполкома, 1983.- 24 с.
- Пиличяускас A.A. Вопросы музыкального развития учащихся в процессе элементарного музицирования: Автореф. Дис.. канд. дед. наук.- Вильнюс, 1973.- 16 с.
- Программа, для внеклассной и внешкольной работы. Сборники 10, II, 12, 13. Кружки и студии общего музыкального воспитания.- М.: Просвещение, 1971.- 288 с.
- Программа музыкальных кружков обучения игре на музыкальных «инструментах в начальных, семилетних и средних школах /на укр. языке/.- Киев: Радянська школа, 1958.- 196 с.
- Программа платных кружков музыкального воспитания общеобразовательных школ. Фортепиано /на укр. языке/.- Киев: Муз. Укра1на, 1976.- 62 с.
- Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1−3 классы /экспериментальная/. Научный руководитель Д. Б. Кабалевский.- М.: Просвещение, 1977.- 116 с»
- Программы восьмилетней школы. Музыка. 1−3 классы.-Киев: Радянська школа, 1972" — 28 с.
- Программы музыкальных кружков по обучению игре на музыкальных инструментах в начальных, семилетних и средних школах.- М":. Учпедгиз, 1959.- 192 с"
- Программы музыкальных кружков по обучению игре на музыкальных инструментах в начальных, восьмилетних, средних школах и других детских учреждениях / Ред. И. Букреева, — Минск: Народна асвета, 1970.- 216 с.
- Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики.- М.: Знание, 1980.- 96 с.
- Рафалович О. В, Транспонирование в классе фортепиано.-JI.: Музгиз, 1963.- 36 с.
- Ригина Г. С* Вокальная импровизация в I классе.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 13. М., Музыка, 1978, с. 82−91.
- Ригина Г. С. О некоторых вопросах обучения младших школьников музыкальной грамоте.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 8. М., Музыка, 1972, с. 77−86.
- Ригина Г. С. Развитие у первоклассников ладовых звуковы-сотных представлений.- В кн.: Вопросы методики музыкального воспитания детей. В помощь учителю общеобразовательной школы. М., %зыка, 1975, с. 50−70.
- Ригина Г. С. Уроки музыки в начальных классах. Из опыта работы в первом и втором классах / Под ред. докт. пед. наук, действ, члена АПН Л. Б. Занкова.- М.: Просвещение, 1979.- 160 с.
- Ринкявичюс З.А. Развитие восприятия полифонической музыки младших школьников: Автореф. Дис.. кадд. пед. наук.- М., 1974.- 35 с.
- Ройзман Л.й. Спрашивают педагоги-практики.- В кн.: Вопросы фортепианной педагогики, вып. I. / под. общей ред. В.Натансона. М&bdquo-, Госмузиздат, 1963, с" 21−46.
- Румер М.А. Вопросы воспитания музыкального слуха.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 3. М., Музыка, 1964, с. 67−79.
- Румер М.А. Методика обучения нотной грамоте на уроке.
- В кн.: Музыка в школе, сб. статей, вып. 2 /на укр. языке/. Киев, Муз- Укра1на, 1974, с. 24−32.
- Румер М. А" Связь нотной грамоты с пением.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. I*. М., Музгиз, 1961, с. 22−39.
- Савшинский С.И. Пианист и его работа.- Л.: Сов. композитор, 1961.- 27 Г с.
- Садоян H.A. О некоторых наблюдениях над музыкальной импровизацией младших школьников.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. II. М., Музыка, 1976, с. 58−70.
- Самолдина К. Роль моторики в музыкальном развитии и воспитании младших школьников: Автореф. Дис.. канд. пед. наук.— М.&bdquo- 1974.- Г? с.
- Свешников А. В- Хоровое пение искусство истинно народное.— В кн.: Могучее средство воспитания, сб. статей. Л., Музыка,. 1978, с. 10−21.
- Силинып Э- Относительная сольмизация в обще обра зова тельной школе.—В кн.: Музыка в школе, сб. статей, вып 2 /на укр. языке/. Киев, Муз. УкраГна, 1974, с. 33−50.
- Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / -^од ред. Л. А. Баренбойма.-Музыка, 1970.- 160 с.
- Смирнов МЛ., О развитии первоначальных навыков аккомпанемента у юных, пианистов.— В кн^: Ребенок за роялем / Ред.-сост. Ян Достал. М., Музыка, I98Ir с. 215−221.
- Соколов М.Г. Ансамбль для начинающих.— В кн.: Ребенок за роялем / Ред.-сост. Ян Достал. М., Музыка, 1981, 208−215.
- Соколов М.Г. Выдающиеся пианисты-педагоги о начальном обучении на фортепиано.- В кн.: Ребенок за роялем / Ред.-сост. Ян Достал. М." Музыка, I98L" с. 70−81.
- Струве Г. А" Некоторые приемы обучения детей музыкальной грамоте на занятиях в хоре.— В кн.: Музыкальное воспитание в школе&bdquo- вып. 5. М", Музыка, 1966, с. 72−83.
- Сургаутайте В.й. Использование музыкальных инструментов на уроках.—В кн. г Музыкальное воспитание в школе, вып. 7. М., Музыка, 1971, с. 3−16.
- Тевлина В.К. Активизация вокально-хорового обучения младших школьников и их музыкальное развитие: Автореф. Дис. канд. нед. наук.-М., 1975.- 16 с.
- Тевлина В.К. Творческий поиск учителя как необходимое условие проведения современного урока музыки.- В кн.: Музыкальное воспитание в. школе, вып. 14. М., Музыка, 1979″ с. 32−36.
- Фейгин М.Э., Эфрусси Е. Опыт музыкального воспитания в массовой школе.- В кн.: Развитие пианиста. М., ОГИЗ-МУЗГИЗ, 1935, с. 232−242.277> Фейгин М. Э. Индивидуальность ученика' и искусство педагога.- М.: Музыка" 1975*.- 110 с*- 167
- Фейгин М.Э. Музыкальный опыт учащихся.- В кн.: Вопросы фортепианной педагогики, вып. 3 / под общей ред. В.Натансона. М., Музыка, 1971, с. 3−39.
- Филипп Г. Импровизация как составная часть фортепианного обучения.- В кн.: Ребенок за роялем / Ред.-сост. Ян Достал. М., Музыка" 1981* с. 225−236.
- Халабузарь П.В. Актуальные проблемы и формы массового музыкально-эстетического воспитания детей: Автореф. Дис.. канд. пед. наук.- Л., 1972.- 18 с.
- Хлебникова Л.А. Реализация идей развивающего обучения на уроках музыки в 1−2 классах.- В кн.: Совершенствование содержания и методики начального обучения. М., Министерство просвещения РСФСР, НШ школ, 1977, с. 123−128.
- Хольцвейссиг К. Игра в четыре руки.- В кн.: Ребенок за роялем / Ред.-сост. Ян Достал. М., Музыка, 1981, с. 200−208.
- Хольцвейссиг Э. Сочинение сопровождения к песням.- В кн.: Ребенок за роялем / Ред.-сост. Ян Достал. М., Музыка, 1981, с. 236−246.
- Цыпин Г. М. Формирование музыкально-ритмического чувства у юного пианиста.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 9. М., Музыка, 1974, с. 23−29.
- Чебуков Ю.М. Музыкально-эстетическое воспитание при обучении фортепианной игре в общеобразовательной школе.- Дис. канд. пед. наук.- Донецк, 1971.- 214 с.
- Черноиваненко Н.М. Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 14. М., Музыка, 1979, с. 57−64.
- Шафер М. Мысли по поводу музыкального воспитания.- Вкн.: Музыкальные культуры народов: традиции и современность. Материала УП Международного музыкального конгресса 6−9 окт. Г97Г г. М", Сов. композитор, 1973, с. 225−232.
- Шацкая В.Н. Музыка в школе.- М.: АШ РСФСР, 1963.- 168 с.
- Шацкая В.Н. Роль музыкального" искусства в идеологическом воспитании советских школьников" — В кн.: Музыка в школе, сб. статей, вып. 4 /на укр. языке/. Киев, Муз. Укра1на, 1977, с. 3−8.
- Шульгина В.Д. Музыкально-творческое развитие учащихся Г-УП классов в процессе обучения их игре на фортепиано /на материале украинской фортепианной музыки и украинского музыкального фольклора/.— Дис.. канд. пед. наук" — М", 1972.- 211 с.
- Щапов А.П. Фортепианная педагогика.- М.: Советская Россия, 1960.- 171 с.
- Щелокова О.Ф. Музыкально-эстетическое воспитание школьников в процессе обучения игре на фортепиано /на опыте работы в детских музыкальных" школах УССР/.-Дис.. канд. пед. наук.-Киев, — 1977.- 150 с.
- Эфрусси Е. Музыкальное- воспитание начинающих пианистов.-В кн.: Развитие пианиста. М., ОГИЗ-МУЗГИЗ, 1935, с. 80−116.