Формирование педагогического творчества у будущих учителей в процессе обучения в педагогическом университете: На примере музыкально-педагогического факультета
Диссертация
В процессе исследовательских поисков мы пришли к выводу, что в полноценном осуществлении педагогического творчества в деятельности учителя немаловажную роль играет его практический опыт, который отсутствует у студентов педагогического вуза — будущих учителей. В связи с этим, мы разделяем понятия «педагогическое творчество» и «педагогическое творчество будущего учителя» и трактуем первое, как… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы формирования педагогического творчества будущего учителя
- 1. 1. Подходы к изучению понятия педагогическое творчество"
- 1. 2. Структура понятия «педагогическое творчество»
- 1. 3. Изучение условий формирования педагогического творчества у будущих учителей в учебно-образовательном процессе
- Глава II. Содержание и организация экспериментальной работы по формированию педагогического творчества у будущих учителей
- 2. 1. Характеристика экспериментальной программы по формированию педагогического творчества у будущих учителей
- 2. 2. Методы изучения педагогического творчества будущих учителей
- Глава III. Результативность экспериментальной работы по формированию педагогического творчества у будущих учителей
- 3. 1. Уровни сформированности педагогического творчества у учителей музыки
- 3. 2. Изучение сформированности педагогического творчества у будущих учителей до внедрения экспериментальной программы
- 3. 3. Анализ результатов сформированности педагогического творчества у будущих учителей после внедрения экспериментальной программы
Список литературы
- Абдуллин Э.Б. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях // Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. М., 2003.-214с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности // К.А. Абульханова-Славская. М., 1980.- 335 с.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать // Ю. П. Азаров. М.: Просвещение, 1979.-227 с.
- Азаров Ю.П. Педагогическое искусство и его проблемы // Ю. П. Азаров // Совет, педагогика. -1969. № 11 — С. 134.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1 // Б. Г. Ананьев — АПН СССР — под ред. A.A. Бодалева, Б. Ф. Ломова — сост. В. П. Лисенкова. М.: Педагогика, 1980. — 230 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития : инновац. курс. Кн. 1 //В.И.Андреев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997. — 621 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития : инновац. курс. Кн. 2 // В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997. — 315 с.
- Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности : метод, пособие // В. И. Андреев. М.: Высш. шк, 1981.-240 с.
- Арламов A.A. Условия и критерии эффективности внедрения достижений педагогической науки в школьную практику: автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук / A.A. Арламов. М., 1985. -18 с.
- Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании // Б. В. Асафьев. 2-е изд. — Л.: Музыка, 1973. -144 с.
- Атватер И. Я. Вас слушаю : советы рук., как правильно слушать собеседника // И. Я. Атватер- послесл. Ю. М. Жукова. М.: Экономика, 1988. — 111 с.
- Ахмешев Б.А. Становление личностной профессиональной позиции учителя музыки в процессе методологической полготовки : дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук//Б. А. Ахмешев. М. Д995.—181 с.
- Ахрямкина Т.А. Формирование эмпатии студентов в процессе обучения в педагогическом вузе : дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук // Т. А. Ахрямкина. Самара, 2003. — С. 75 с. -176 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды // Ю.К.Бабанский- Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса : метод. основы //Ю.К.Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Балашов М.М. Формирование готовности учителя к работе в системе развивающего обучения в условиях общеобразовательного учреждения, «Пеленг» Сибирский институт развивающего обучения // М. М. Балашов, М. И. Лукьянова. -Томск, 2001.-126 с.
- Баренбойм J1.A. Музыкальная педагогика и исполнительство // Л. А. Баренбойм. Л.: Сов. композитор, 1974. — 334 с.
- Басин ЕЛ. Двуликий Янус: о природе творческой личности // ЕЛБасин. М.: Магистр, 1996. -171 с.
- Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя // В. П. Бездухов. Самара: Изд-во СамГПУ- СПб., 1997. -172 с.
- Берак О. Л Соотношение репродуктивных и творческих компонентов учебно-профессиональной деятельности при формировании специалистов в высшей школе: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук // О. Л. Берак. -1986. -184 с.
- Бердяев Н.А. Смысл творчества: опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. М., 1989. — 251 с.
- Бердяев Н. А. Философия свободы- Смысл творчества // Н. А. Бердяев. -М.: Правда, 1989.-607 с.
- Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования / М. Н. Берулава // Педагогика. -1996. № 1. — С.9−11.
- Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности //М.П.Блинова. Л.: Музыка, 1974. — 114 с.
- Блонский ПП Курс педагогики // П. П. Блонский. М., 1916. — С. 4
- Блонский ПП. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. // П. П. Блонский — сост. М. Г. Данильченко, А. А. Никольская — под ред. АБЛетровского- АПН СССР. М.: Педагогика, 1979. — 399 с.
- Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности / Д.Б.Богоявленская//Вопр. психологии. 1971. -№ 1. — С. 144−146.
- Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности // А. А. Бодалев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. -135 с.
- Бодалев A.A. Психология личности // А. А. Бодалев. М.: 1988. — 188 с. 3 3. Бодалев A.A. О субъективных факторах творческой деятельности человека // А. А. Бодалев, ЛА. Рудкевич//Педагогика. -1995. -№ 3. С. 19−23.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностного ориентированного воспитания // Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
- Боно Э. Рождение новой идеи // Э.Боно. М.: Прогресс, 1976. — 152 с.
- Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение // А. В. Брушлинский. М.: Знание, 1983.- 96 с.
- Брюггер К.Х. Пути формирования творческого мышления школьников // К. Х. Брюгтер // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности: сборник Уфа: 1985. — С.42−48
- Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие // О.СБулатова. М.: Академия, 2001. — 239 с.
- Буренина А.И. Ориентация на творческую самореализацию педагога-музыканта как условие его профессионального совершенствования : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук // А. И. Буренина. СПб., 1995.
- Буш ГЛ. Диалогика и творчество // ГЛБуш. Рига: Авотс, 1985. — 318
- Васильев И.А. Эмоции и мышление / И. А. Васильев, В. Л. Поплужный, О. К. Тихомиров. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 192 с.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991.—204 с.
- Вергасов В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе / ВМВергасов. -2-е изд., доп. и перераб. Киев: Вищашк, 1985.—174 с.
- Вишнякова Н.В. Креативная психопедагогика / Н. В. Вишнякова. -Минск, 1995−22 с.
- Возможные миры или создание практики творческого мышления: Пособие по педагогике для преподавателей. М: Интерпрэкс, 1994. — 128 с.
- Волков Г. Н. Три лика культуры: ист.-филос. очерки / Г. Н. Волков. -М.: Мол. гвардия, 1986. 333 с.
- Вульфов Б.З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление /Б.З.Вульфов //Магистр. -1995. № 1. — С. 71−79.
- Выготский Л.С. Психология искусства / ЛС.Выготский. СПб.: Азбука, 2000.-416 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 1997. — 91 с. — (Психология ребенка).
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т 3: История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. М., 1983. -367 с.
- Габрусевич С.А. Ог деловой игры к профессиональному творчеству : учеб.-метод. пособие / С. А. Габрусевич, Г. А. Зорин. — Минск: Университетское, 1989.-123 с.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. М.: Прогресс, 1969 — С. 531.
- Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности : гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. СПб.: Речь, 2001.-346 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Корякина, Е. Н. Козлова // Вопр. психологии. М., 1993. -№ 4.-С. 61−69.
- Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания / Н. М. Гнатко. M., 1994. — С. 10−11.
- Годник С.М. О сущности профессионально-педагогической деятельности / С. М. Годник //Приобщение к педагогической профессии. Воронеж, 1992.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе / Ф. Н. Гоноболин. М.: Просвещение, 1965.-260 с.
- Гордийчук А.Н. Педагогические условия формирования музыкальной культуры студентов педагогических вузов : дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /А.Н.Гордийчук. Киев, 1990., 46 с.
- Грановская Р.М. Творчество и преодоление стереотипов / Р. М. Грановская, Ю.СКрижанская. СПб.: Иматон, 1994. -239 с.
- Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования / под общ. ред. ВЛМатросова. -М.: Прометей, 1999. -123 с.
- Давыдов В.В. Развивающее обучение / В .В Давыдов. M., 1989.—208 с.
- Диагностика профессиональных и познавательных способностей. М: Изд-во ИПАН, 1988.-354 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. 2-е изд. — СПб.: Питер, 1999. — 368 с. — (Мастера психологии).
- Елканов СБ. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя / С. Б. Елканов. М., 1989. -189 с.
- Елькина C.B. Формирование педагогической культуры студентов педагогического колледжа : (на примере отделения «Муз. образование»): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / С. В. Елькина. Самара, 2000. — 20 с.
- Ермолаева-Томина JI.B. Проблемы развития творческих способностей детей/Л.В.Ермолаева-Томина//Вопр. психологии. 1975.-№ 5.-С. 166−175
- Ершов П.М. Режиссура как практическая психология / П. М. Ершов. -М, 1972.-58 с.
- Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики / В. И. Журавлев. М., 1984. -176 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактических исследований / В. И. Загвязинский. М., 1982. — 160 с.
- Загвязинский В.И. Учитель как исследователь / В. И. Загвязинский. М., 1980.-96 с.
- Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В. И. Загвязинский // Инновационные процессы в образовании. -Тюмень, 1990.-142 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, (Библиотека учителя и воспитателя). 1987.—159 с.
- Загвязинский В.И. Творчество в управлении школой / В .И.Загвязинский, С. А. Гильманов. М.: Знание, (В помощь лектору. Библиотечка «Современная школа: проблемы руководства») 1991. — 61с.
- Захарова Л.Н. Психологическая подготовка педагога / Л. Н. Захарова. -К Новгород, 1993. -91 с.
- Изард К. Эмоции человека / К. Изард — под ред. ЛЛ. Гозмана, МС.Егоровой. М: Изд-во МГУ, 1980. — 439 с.
- Ильин Г. Современное образование в зеркале трех революций / Г. Ильин // А1та та1ег (Вестник ВШ). М.: 1997, — № 1. — С. 13−27.
- Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач / И. И. Ильясов. М.: 1992. -127 с.
- Исполнительская подготовка учителя музыки: прогр. дисциплин предмет, подгот. по специальности 30 700 -«Музыкальн. образование». М.: Флинта: Наука, 1999. — 128 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности / М.С.Каган- С.-Петерб. гос. ун-т, Акад. гуманит. наук. СПб.: Петрополис, 1997. — 204 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук. Л., 1985. — 369 с.
- Кан-Калик В. А. Грамматика общения / В.А.Кан-Калик — ред. Л. Ф. Гамаюнова. М.: Рос. пед. агентство, 1995. —108 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество / В.А.Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. -140 с. — (Б-ка учителя и воспитателя).
- Кант И. Критика чистого разума / И.Кант. СПб. :Наука, 1995. -528 с.
- Кант И. Сочинения: В 6 т. Т.6 / И. Кант — под общ. ред. В. Ф. Асмуса и др. М.: Мысль, 1966. — 743 с.
- Карташов П.И. Внедрение педагогических рекомендаций в практику как управляемый процесс / П. И. Карташов // Внедрение достижений педагогики в практику школы. М., 1981. -137 с.
- Каплунович И. Я. Значение пространственного мышления в формировании творческого мышления учащихся / ИЛ. Каплунович // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности: сборник Уфа: 1985. — С. 79−81
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках : пособие к спецкурсу для высш. пед. учеб. заведений, ин-тов усовершенствования учителей, повышения квалификации работников образования / М. В .Кларин. М.: Арена, 1994.-222 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике : автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук / М. В. Кларин. -М., 1994. 46 с.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике / М. В. Кларин. Рига: Эксперимент, 1995. -176 с.
- Ковалев А.Г. Эмпатия и процесс практического познания одной личности другой / А. Г. Ковалев // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. — С. 32−33
- Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко: кн. для учителя / И. Ф. Козлов. М: Просвещение, 1987. — 158 с.
- Колышева ТА. Формирование у первокурсников интереса к профессии учителя-музыканта : дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Т. А. Колышева. -М., 1981.-159 с.
- Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего профессионального образования : дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук / Т. А. Колышева. М., 1997. — 360 с.
- Колышева Т. А Профессионально-личностная рефлексия учителя музыки: методологический аспект // Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. М., 1999. — С.63
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования : пособие для педагога исследователя. Самара: Изд-во СамГТТИ, 1994. —165 с.
- Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: пособие для шк. психологов. М.: ИНТОР, 1995. — 48 с.
- Критская Е. И вновь о «сверхзадаче» / Е.Критская. // Музыка в школе. -1987.-№ 2. -С. 6−11.
- Крутецкий В.А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития /В АКрутецкий, ЕГ.Балбасова. М, 1991. -109 с.
- Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии К.А Торшина \Вопросы психологии. М.: 1998, № 4. -С. 123−132.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления / Т. В. Кудрявцев. -М.: Педагогика, 1975. 303 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1967.-193 с.
- Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся / Н. В. Кузьмина // Вопр. психологии. 1984. — № 1. — С. 23
- Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя: (тексты лекций) / Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев. Гомель: ГГУ, 1976, — 386 с.
- Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. / Л. Н. Коган // М., 1984, 205с.
- Кулюткин Ю.Н. Психологические проблемы образования взрослых / Ю. Н. Кулюткин // Вопр. психологии. 1989, № 2.
- Кулюткин Ю.Н. Психологические особенности деятельности учителя : мышление учителя /Ю.Н.Кулюткин. М.: Педагогика, 1990 с.7−26.
- Кулюткин Ю.Н. Личностно-ориентированное обучение и его педагогический смысл / Ю. Н. Кулюткин // Современные ориентиры в образовании педагогов. СПб. — Иркутск, 1998. — С. 9−24.
- Кулюткин Ю.Н. Развитие творческого мышления школьников / Ю. Н. Кулюткин. Л., 1967. — 320 с.
- Курек НС. Эмоциональное значение матери и дочери как фактор формирования аддитивного поведения в подростковом возрасте / Н. С. Курек // Вопр. психологии. -1997. № 2. — С. 25−34
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству : кн. для учителя / Н. В. Кухарев. М.: Просвещение, 1990. —159 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. М.: Знание, 1979.-47 с.
- Лернер ИЛ. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей / ИЛ. Лернер // Научное творчество: сборник. М., 1969. — 123 с.
- Лесман И. Очерки по методике обучения игре на скрипке / ИЛесман. -М., 1964.-17 с.
- Лихачев Б. Т. Методологические основы педагогики / Б. Т. Лихачев — Самар. ин-т упр., Рос. акад. образования, Поволж. фил. Ин-та воспитания и развития личности. Самара: Самар. ин-т упр., 1998. -199 с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания : спец. курс: учеб. пособие для студентов вузов по спец. «Философия», «Психология», «Педагогика», «Социал. Работа», «Культурология» / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1995. — 280 с.
- Лобанова Н.Н. Профессиональная компетентность педагога: Учеб. пособие /ННЛобанова, В. В. Косарев, АПКрючатов. Самара: СамВен- СПб., 1997.—105 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф.Ломов- Рос. Акад. наук, Ин-т психологии. М.: Наука, 1999. — 349 с.
- Лосев А. Очерк о музыке / А. Лосев // Форма. Стиль. Выражение. -М.: Мысль, 1995.-С. 638−639.
- Лукьянова М.И. Психолош-педагогическая компетентность учителя. Взгляд на проблемы профессионального и личностного роста / М. И. Лукьянова. -Ульяновск-Томск, 2003. 183 с.
- Ляудис В. Я. Инновационное обучение и наука / ВЛ.Ляудис. М., 1992.-162 с.
- Ляудис В. Я. Инновационное обучение: стратегия и практика / В ЛЛяудис. М., 1994. — 159 с.
- Макаренко A.C. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 1−8 / А. С. Макаренко — редкол.: М. И. Кондаков (гл. ред.) и др. М.: Педагогика, 1983 -1986. Т.1 — 366 е.- Т.2 — 512 е.- Т. З -511 е.- Т.4 — 399 е.- Т.5 — 333 е.- Т.6 — 384 е.- Т.7 -318 е.- Т.9−335 с.
- Мамардашвили МК. Как я понимаю философию : сборник / М. К. Мамардашвили. М.: Прогресс. Культура, 1992. — 414 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Ме-ждунар. гуманитар, фонд «Знание», 1996.-308 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Между-нар. гуманитар, фонд «Знание», 1993. — 297 с.
- Маслоу A.A. Мотивация и личность / А.Маслоу. СПб.: Евразия, 1999.-479 с.
- Маслоу A.A. Самоактуализирующаяся личность //Психология личности /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и A.A. Пузырея. М.: 1985. — 164с.
- Маттошкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюижин. М.: Педагогика, 1972.-208 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе : кн. для учителя. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
- Майковская Л.С. Подготовка будущих учителей к художественно-коммуникативной деятельности: (артистизм действий): автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук / Л. С. Майковская. М., 1992. -16 с.
- Мейлах Б.С. Эстетика и процессы творческой, деятельности / Б. СМейлах // Искусство и научно-технический процесс. М.: Искусство, 1973. -416 с.
- Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. -Пермь: 1988.-332с.
- Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции / под ред. Э. Б. Абдуллина. М.: Ml И У, 1999. — 118 с.
- Минияров В.М. Педагогическая психология. Ч. 1: Психология воспитания / В. М. Минияров. Самара: СамГПУ, 2002. -174 с.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал: (психол. пробл.) / Л. М. Митина. М., Дело, 1994. — 216 с.
- Михеева Е.Н. Развитие творческой активности будущего учителя в процессе музыкального образования : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Е. Н. Михеева. Архангельск, 2002. — 23 с.
- Моделирование педагогических ситуаций / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 119 с.
- Мышление учителя: личности, механизмы и понятийн. аппарат / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 104 с.
- Неменский БМ. Мудрость красоты : о пробл. эстет, воспитания: кн. для учителя / БМНеменский. 2-е изд., перераб., доп. — М.: Просвещение, 1987. — 253 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов — под ред. Н.ЮШведова. 17-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1985. — 797 с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с пол. / В.Оконь. М.: Высш. шк., 1990.-381 с.
- Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены //Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер. Науковедение. М.:1968,№ 4.-С.69−73.
- Ольхов К.А. Теоретические основы дирижерской техники / К. А. Ольхов. 2- е изд. — Л.: Музыка, 1984. — 22 с.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности : кн. для учителя / Ю. М. Орлов. М.: Просвещение, 1992. -187 с.
- Петровский АВ. Личность. Деятельность. Коллектив / АВЛегровский. -М: Политиздат, 1982. 255 с. — (Над чем работают, о чем спорят философы).
- Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии : избр. тр / А. В. Петровский. М: Педагогика, 1984. — 272 с.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / Л. А. Петровская. М., 1982. — 400 с.
- Пиличяускас А. Познание музыки как педагогическая проблема / А. Пиличяускас // Музыка в школе. -1989. № 1. — С. 6−11.
- Пинкевич А.П. Педагогика и искусство / АЛПинкевич // Пед. мысль. — 1920.-№ 3.-С. 121.
- Пригожий Р.И. Философия нестабильности / Р. И. Пригожий // Вопр. философии. М., 1991. — № 6. — с. 26.
- Профессионально-личностная рефлексия учителя музыки: методол. аспект // Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции.-М., 1999.-118 с.
- Психологический словарь / под ред. ВЛЗинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 2001. — 440 с.
- Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики / С. Д. Поляков. -М., 1993.-109 с.
- Пономарев Я.А. К вопросу об исследовании психологического механизма «принятия решения» в условиях творческих задач / Я. А. Пономарев // Проблемы принятия решения. М., 1976. — 217 с.
- Пономарев Я.А. Основные звенья психологического механизма творчества / Я. А. Пономарев // Интуиция, логика, творчество / под ред. М. И. Панова. М., 1987.-С. 5−23.
- Пономарев Я. А Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. — 278 с.
- Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса : исслед. пробл. психологии творчества/ Я. АЛономарев. М.: Педагогика, 1983. -126 с.
- Посталюк Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов : дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук / Н. Ю. Посталюк. -Казань, 1993.-369 с.
- Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности : пед. аспект / Н. Ю. Посталюк. Казань: Изд-во КГУ, 1989. — 208 с.
- Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество / М. М. Поташник. М.: Знание, 1987. — 78 с
- Просецкий В.А. Психология подражания : автореф. дис. на соиск. учен, степ, д-ра психол. наук / В. А. Просецкий. М., 1974. — 47 с.
- Птица К.Б. О музыке и музыкантах : сб. ст. / К. Б. Птица. М.: Мистикос Логинов, 1994.-385 с.
- Ражников В.Г. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры / В. Г. Ражников. М.: ЦАПИ, 1993. — 9 с.
- Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В. Г. Ражников. -М: ЦАПИ, 1994.-66 с.
- Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество / И. И. Резвицкий. М., 1984. -111 с.
- Роджерс К. К теории творчества / К. Роджерс // Личность: внутренний мир и самореализация: идеи, концепции, взгляды / сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб.: Тускарора, 1996. — С. 80−93.
- Роджерс К. К науке о личности / К. Роджерс // История зарубежной психологии. М., 1986. — С. 201−230.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании : учеб. пособие / Е. И. Рогов. М.: Владос, 1996. — 527 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / СЛРубинштейн- сост., авт. коммент. и послесл. АВ. Брушлинский и др. СПб.: Питер, 1999. — 705, (5) с. -(Мастера психологии).
- Рубинштейн СЛ. Принцип творческой самодеятельности : к филос. основам совет, педагогики/С.ЛРубинштейн//Вопр. философии. -1989. № 4. С.66−101.
- Руднева Т.И. Педагогика профессионализма : учеб. пособие / Т. И. Руднева. 2-е изд., испр. и доп. — Самара: Самар. ун-т, 2002. — 220 с.
- Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя / В. Г. Рындак // Теория взаимодействия. М.: Пед. вестн., 1997. — С. 21.
- Семенов И.Н. Системное исследование мышления в процессе решения творческих задач : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук / И. Н. Семенов. М., 1990. — 22 с.
- Сласгенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя / В. А. Сластенин. М.: Педагогика, 1993. -112 с.
- Сласгенин В.А. Учитель и время / В. А. Сластенин // Советская педагогика.- 1990.- № 9. С.3−9
- Сласгенин В.А. Методологическая культура учителя / В. А. Сластенин, В. Э. Тамарин // Совет, педагогика. 1990. — № 7, С.82−88.
- Сласгенин В. А. Педагогика: инновацион. деятельность / В. А. Сластенин, Л.СЛодымова. М.: Магистр, 1997.-221 с.
- Степанов С.Ю. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества / СЮ. Степанов, Г. Ф. Похмелкина, Т. Ю. Колошина, Т. Е. Фролова // Вопр. психологии. -1991. № 5. С. 34−42.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований : в помощь начинающему исследователю / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. -150 с.
- Соболев П.В. Художественная культура личности / ПВ.Соболев. JL: Знание, 1986.-31 с.
- Сосновский Б.А. Мотив и смысл / Б. А. Сосновский. М.: Прометей, 1994.-197 с.
- Сталин В.В. Диалоговая природа самосознания личности : дис. на со-иск. учен. степ, д-ра психол. наук / В. В. Столин. М., 1985. —389 с.
- Столин В.В. Тесг-опросник самоотношения / В. В. Столин, Р. СЛангелеев// Дет. психолог. Вып.5.-Ростов н/Д 1994.-С. 18−23.
- Сухобская Г. С. Диалог с директором школы / Г. С. Сухобская. СПб.: СПбГУМП, 1997.-51 с.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека : пед. наследие / В. А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1989. — 286 с.
- Татаринская Е.В. Личностные факторы развития творчества // Общественные движения и социальная активность молодежи: материалы всесоюз. науч. конф. «Человек в системе общественных отношений». М., 1991. — С. 215−230.
- Тельчарова P.A. Музыкальная культура как предмет философского анализа : дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук / Р. А. Тельчарова M., 1992.—322 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М., 1961.-536 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. -М.- Л.: Изд-воАПН РСФСР, 1947. 336 с.
- Турбовской Я.С. Взаимоотношение педагогической науки и практики как методологическая проблема / Я. С. Турбовской // Методологические проблемы развития педагогической науки. М., 1985. — С. 101−105
- Тютюнник В.И. Основы психологических исследований / В. И. Тютюнник. М.: Психология, 2002. — 206 с. 195. 194. Учитель крупным планом: социал.-пед. пробл. учит, деятельности / под общ. ред. С. Г. Верпшовского. СПб., 1991. — 81 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 2 / К.ДУшинский. M., 1948. -656 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1,2 / К.ДУшинский. СПб., 1961. — 532 с.
- Фейгин М.Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога / М. Э. Фейгин. М.: Совет, композитор, 1973 -155 с.
- Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве / ИФ. Харламов // Совет, педагогика. -1972. № 7−8, С. 11−15.
- Хомерики О.Г. Инновации в практике обучения / О. Г. Хомерики // Педагогика. -1993. № 2. С. 41−44.
- Хомерики О.Г. Развитие школы как инновационный процесс / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, A.B. Лоренсов. М.: Новая шк., 1994. — 61 с.
- Цыпин Г. М. Музыкант и его работа : пробл. психологии творчества. Кн. 1 /Г.М.Цыпин. -М.: Сов. композитор, 1988.-382 с.
- Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности : проблемы, суждения, мнения: пособие для учащихся муз. отд-ний педвузов и консерваторий / Г. М. Цыпин. М.: Интерпракс, 1994. — 373 с. — (Программа «Обновление гуманитарного образования в России»).
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека : учеб. пособие для вузов / В.ДШадриков. 2-е изд., перераб. и доп. — М: Логос, 1996. — 318 с.
- Шамова Т.И. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития / Т. И. Шамова, А. Н. Малинин, Г. М. Тюло. М, 1993.-212 с.
- Шафранова A.C. К вопросу об изучении профессий, в которых преобладает творческий элемент / А. С. Шафранова // Гигиена труда. 1923. — № 2. С.12−17.
- Шацкий Т.С. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 2 / Т. СШацкий — под ред. Н. П. Кудина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980.-414 с.
- Щетинин М.П. Объять необъятное : заповеди педагога. М.: Педагогика, 1986.-171 с.
- Щербакова А. И Методология музыкального образования: пробл., направления, концепции / А. И. Щербакова. М., 1999. -185 с.
- Эльконин ДБ. Психология игры / ДБ.Эльконин. 2-е изд. — М.: Владос, 1999.-358 с.
- Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития : в традиции культурист. теории Л. С. Выготского / ДБ.Эльконин. М.: Тривола, 1994. -168 с.
- Энгельмейстер П.К. Теория творчества / ПК.Энгельмейстер. СПб, 1910.-64 с.
- Юдин В.В. Сколько технологий в педагогике? / В. В. Юдин // Шк. технологии. -1999. № 3. — С. 37.
- Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э. Г. Юдин. М.: Эдигориал УРСС, 1997. — 444 с.
- Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики : опыт разработки теории инновационных процессов в образовании / Н. Р. Юсуфбекова. -М., 1991. —107 с.
- Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как новое направление фундаментальных исследований: акгуал. методол. пробл. развития пед. наук в ЧССР и СССР / Н. Р. Юсуфбекова. Прага, 1989. -57 с.
- Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как теория инновационных процессов в системе образования : науч. и передовой опыт в обл. педагогики и нар. образования. Вып. 3. М., 1990. — С. 32−39.
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.АЛдов. М.: Добросвет: Кн. дом: Университет, 1998. — 596 с.
- Ядов В.А. Социологическое исследование : методология, программы, методы / ВАЛдов. Самара: Изд-во СамГПУ, 1995. — 332 с.
- Якиманская И.С. Развитие технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская. Педагогика. -1995. — № 2. — С. 23−29.
- Яковлева Е. JI. Психология развития творческого потенциала личности / Е.ЛЛковлева. -М.: Моск. психол.-социальн. ин-т: Флинта, 1997.—222 с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология : учеб. пособие / ВАЛкунин- Европ. ин-т. экспертов. СПб.: Изд-во Михайлова А: Полиус, 1998. — 639 с.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.АЛевин. М.: Смысл, 2001. -365 с.
- Amabile Т.М., Collins MA. Creatine //Manstead A.S.R., Hewstone M. (eds.)
- The Blackwell encyclopedia of social psychology. Oxford: — P. 37−41.
- Barren F., Harrington D. Creativity, intelligence and personality //Ann. Rev. ofPsychol. V. 32.1981. -P.439−476.
- Barren F. Putting Creativity to Work // The Nature of Creativity / Steinberg RJ. (Ed.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. -P. 76−98.
- E. de Bono, E. New think: The use of lateral thinking in the generation of new ideas. N.Y.: Basic Books, 1967. -123 p.
- Cattell R.B. Personality and learning theory. -N.Y.: Spring. 1979. -215p.
- Galton F. Hereditary genius. An inquiry into its laws and consequences. 2-d ed. L., N.Y.: Macmillan, 1892. P.46−51.
- Genetic studies of genius / Terman L. (Ed.). Vol. L. California: Stanford Univ. Press, 1925. — P. 28−45
- Guilford J.P. The nature of human intelligence / J.P.Guilford. N.Y.: McGraw-Hill, 1967.-281 p.
- Guilford J.P. Creative talents: Their nature, uses and development / J.P.Guilford. Buffalo, N.Y. Bearly Limited, 1986. -189 p.
- Johnson-Laird Ph. Freedom and constraint in creativity / PhJohnson-Laird // The Nature of Creativity / Sternberg RJ. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. -P. 202−219.
- Crutchfleld RS. Conformity and creative thinking // Contemporary approaches to creative thinking / Gruber H.E., Terrell G., WertheimerM. (Eds.). N.Y.: Ather-ton Press, 1962.-P. 120−140.
- Levin K. Group decisions and social chang. In Reading in social psychology. Rewcomb and Hartly (eds) .N.YHolt .Reinhart and Winston. 1947.-212 p.
- Morgan D.N. Creativity today / D.N.Morgan // Joum. of Aesthetics. — 1953. -№ 12.-P. 1−24.
- Mooney RL. A conceptual model for Integrating four approaches tq tne' identification of creative talent //Scientific creativity: its recognition and development /Taylor C. W, Ban-on F. (Eds.). -N.Y.: Wiley, 1963.-P.331−340.
- Osbom A.F. Your creative power / A.F.Osbom. N.Y.: Charles Scribner’s Sons, 1948.-238 p.
- Patrick C. What is creative thinking? / C-Patrick. N.Y.: Philosophical Library, 1955. -193 p.
- Pames S J. Can creativity be increased? // A source book for creative thinking /Pames S.J., Harding H.F. (Eds.).-N.Y.: Charles Scribner’s Sons, 1962. P. 185−191.
- Reber A.S. The Penguin dictionary of psychology, Harmondsworth, Middlesex: Penguin, 1985. -167 p.
- Ribot T. Essays on the creative imagination / T. Ribot, London: Routledge and Kegan Paul, 1906. -P.211−219.
- Stein M.I. Creativity amd Culture / M.I. Stein // Joum. of Psychology. 1953. -№ 36. -P.311−322.
- Spearman C.E. Creative mind / C.E.Spearman. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1930.-P. 55.
- Hennessey B A The Conditions of Creativity / B.A.Hennessey, TJVLAmabile // The Nature of Creativity Cambridge: Cambridge Univ. Press 1988. — P. 11 -42.
- Taylor C.W. Various approaches to and dcfinions of creativity / C.W.Taylor // R Sternberg. Tlie nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press. 1988. -P. 99−124,118−119.
- Termart L.M. The Discovery and Encouragement of Exeptional Talent / L.M.Termart// The Amer. Psychologist. 1954. — V.9.-P. 221−230.
- Torrance E.P. Scientific views of creativity end factors effecting its growth. -Daedalus: Creativity and learning, 1965. P.663−679.
- Torrance E. P Teaching creative and gifted learners / E.P.Torrans // Handbook of research on teaching // Wittrock M. C. (ed). N.Y., 1986.
- Torrance EP The Natur of Creativity as Manifest in its Testing // The Natur of Creativity / Stenberg RJ.(Ed.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. P. 43−75.
- Thurstone L.L. Creative talent / Applications of psychology / Thw-stone L.L. (Ed.). N.Y.: Harper and Row, 1952. — P. 18−37.
- Wallas G. The ait of thought / G. Wallas. N. Y.: Harcourt, Brace and World, 1926.-196 p.
- Ekman P., Fiesen W. Unmasking the face / P. Ekman, W. Fiesen. N.Y., 1975. -136 p.