Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Содержание коррекционного обучения детей с фонетико — фонематическим недоразвитием

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе развития звукопроизношения у детей воспитывается внимание к звуковой стороне речи. Исправляя произношение звуков, логопед учит детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и исправлять свои ошибки. Наряду с упражнениями на закрепление поставленных звуков постепенно… Читать ещё >

Содержание коррекционного обучения детей с фонетико — фонематическим недоразвитием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основными задачами коррекционного обучения являются следующие:

Формирование звукопроизношения.

Развитие фонематического слуха.

Подготовка к обучению грамоте.

Логопедическая работа начинается с уточнения артикуляции имеющихся у детей (сохранных) звуков. Работа строится с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. На занятиях прежде всего отрабатывается произношение гласных звуков: У, А, И, Э, О; затем простых согласных: П, ПЬ, К, КЬ, ЛЬ, Х, С, СЬ, З, ЗЬ и вновь поставленных звуков: Ц, Т, Б, БЬ, Д, ДЬ, Г, ГЬ, Ш, Л, Ж, Р, РЬ, Ч, Щ.

В процессе развития звукопроизношения у детей воспитывается внимание к звуковой стороне речи. Исправляя произношение звуков, логопед учит детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и исправлять свои ошибки. Наряду с упражнениями на закрепление поставленных звуков постепенно вводятся упражнения на дифференциацию звуков по следующим признакам:

Глухие и звонкие (В-Ф, С-З, П-Б, Т-Д, К-Г, Ш-Ж);

Свистящие и шипящие (С-Ш, З-Ж);

Фрикативные и аффрикаты (С-Ц);

Плавные и вибранты (Р-Л, РЬ-ЛЬ);

Мягкие и твёрдые (С-СЬ, З-ЗЬ и др.).

С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти в системе обучения предусматриваются специальные упражнения, которые можно разделить на две группы.

Упражнения, направленные только на восприятие речи — дети отвечают на вопросы при помощи действий, показа картинок. Сюда относится запоминание воспринятых на слух рядов слов, специально подобранных инструкций и другого речевого материала.

Упражнения, направленные не только на правильное восприятие лексического материала, но и его воспроизведение. Сюда относится повторение воспринятых на слух слоговых рядов, рядов слов, предложений; заучивание наизусть различного речевого материала в связи с закреплением правильного звукопроизношения.

По мере овладения новыми звуками детей постепенно знакомят с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.

В это же время вводятся разнообразные упражнения на составление и распространение предложений по вопросам, опорным словам, по демонстрации действий.

Постепенно в предложения включают предлоги, особенно те, которые не всегда правильно употребляются детьми: НАД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ.

Далее в занятия включают упражнения в пересказе, заучивании текстов, составлении рассказов по картине, серии картин.

Параллельно ведётся работа по подготовке детей к анализу звукового состава слова. Сначала внимание дошкольников привлекают к отдельным звукам и звукам в составе слова. Постепенно от умения слышать отдельный звук в составе слова детей подводят к овладению навыками полного звукового анализа простейших односложных слов.

Первоначально подготовка к анализу включает в себя следующие разделы:

Выделение первого ударного гласного звука (А, О, У, И) в начале слова. На материале этих звуков детям даётся первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определённой последовательности. Дети определяют количество звуков и их последовательность в звукосочетаниях;

Выделение первого и последнего согласного звука в односложных словах (КОТ, МАК); анализ и синтез обратного слога типа АП, УТ, ОК;

Выделение в слове ударного гласного из положения после согласного (КОТ, ТАНК);

Овладение звуковым анализом и синтезом прямых слогов топа СА, а также односложных слов типа СУП, СОК, СУК.

По мере овладения детьми этими навыками включают упражнения, сочетающие в себе закрепление поставленных звуков и осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Эта работа помогает быстрейшему введению в речь поставленных звуков.

Постепенно основной единицей изучения становится слово. Детей учат делить слово на слоги, используя в качестве зрительной опоры схему. Сначала обозначается всё слово (сплошная черта), затем слоги (короткие чёрточки) и далее звуки (точки). Дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных, двусложных и трёхсложных слов без стечения согласных и со стечением согласных. Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков. По мере обучения осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи семы. Параллельно проводятся упражнения на преобразование слов путём замены одного звука другим (Мура — Шура, КОТ — РОТ и т. д.). В это же время дети усваивают термины «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый», «мягкий», «звонкий», «глухой» (согласные звуки).

В результате многочисленных упражнений на правильное произношение звуков, на анализ и синтез звукового состава слова речи дети оказываются хорошо подготовленными к овладению чтением. Теперь перед ребёнком ставятся новые задачи:

Освоить буквенные обозначения звуков;

Научиться сливать буквы в слоги;

Усвоить сознательное, беглое, послоговое чтение.

Эффективным приёмом обучения является чтение по следам анализа: слово после предварительного анализа складывается из букв разрезной азбуки, затем оно делится на слоги и звуки и далее следует обратный процесс — соединение звуков в слоги и чтение слова по слогам. Необходимо следить за тем, чтобы ребёнок читал слитно. Сначала воспитывается навык одновременного восприятия двух букв, затем трёх. Очень важно следить, чтобы дети понимали каждое прочитанное ими слово, а позднее и предложение, и небольшой текст. Для тренировочных упражнений рекомендуется использовать составленные из букв слоговые ряды, специально подобранные слоги и слова, оформленные в виде таблиц.

Обучение складыванию из разрезной азбуки сочетается с обучением письму. По следам звукового анализа и синтеза дети пишут печатными буквами, а потом читают написанное (слова, предложения, небольшие рассказы).

Большое внимание уделяется разнообразным упражнениям на преобразование слов:

Составить из данных букв ряд слов;

Путём добавления букв сложить новые слова;

Вставить в слово недостающие буквы и т. д.

Итак, к концу обучения дети должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка, владеть навыками осознанного звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры, уметь читать и писать слова, предложения и небольшие тексты с последующим объяснением смысла прочитанного. Кроме того, в детском саду дети практическим путём усваивают некоторые правила правописания:

Раздельное написание слов;

Постановка точки в конце предложения;

Употребление заглавной буквы в собственных именах и в начале предложений.

Вся система коррекционных занятий позволяет сформировать у дошкольников полноценную речь, даёт возможность не только преодолеть речевые недостатки ребёнка, но и подготовить его к школе.

Обучение в общеобразовательной школе после такой поэтапной подготовки не представляет специфических трудностей. Более того, наблюдения показывают, что дети, закончившие коррекционное обучение в полном объёме, нередко оказываются лучше подготовленными к усвоению грамоты, чем их сверстники.

Работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием:

Формирование звукопроизношения.

Звуковой анализ и синтез.

Формирование звуко-слогового состава слова.

Развитие устной речи.

Обогащение словаря.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой