Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Построение учебного процесса должно отвечать требованиям дидактики, которые направлены прежде всего на повышение качества обучения и его эффективности в процессе формирования личности. Так, принцип научности показывает глубокие межпредметные связи, он подкрепляет получаемые знания научными положениями. «Золотое правило дидактики» -принцип наглядности, является основополагающим при изучении… Читать ещё >

Содержание

  • Глава1. Теоретические основы развития творческой активности учащихся 5−7 классов средствами народного декоративно-прикладного искусства
    • 1. 1. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования личности школьника
    • 1. 2. Психологические особенности развития творческой активности средствами народного декоративно-прикладного искусства
    • 1. 3. Возрастные, анатомо-физиологические особенности развития личности
    • 1. 4. Педагогические возможности развития творческой активности школьников на занятиях народным декоративно-прикладным искусством
    • 1. 5. Роль и место национальной культуры, традиций и искусства в образовательном процессе
  • Выводы
  • Глава 2. Методические основы организации занятий по изучению народного декоративно-прикладного искусства в школе
    • 2. 1. Формирование художественных навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства
    • 2. 2. Дидактические принципы изучения основ народного декоративно-прикладного искусства
    • 2. 3. Поисковый эксперимент. Анализ состояния преподавания и изучения народного декоративно-прикладного искусства в школах Казахстана
    • 2. 4. Развитие творческой активности учащихся в процессе изучения народного декоративно-прикладного искусства
  • Выводы

Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из важнейших задач, стоящих перед общеобразовательной школой, является улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся — формирование у них чувства прекрасного, высокого эстетического вкуса, умения понимать, ценить красоту не только искусства, но и окружающей действительности. Учителя школ призваны эффективно использовать воспитательные и образовательные возможности всех учебных предметов, факультативов и кружков по искусству.

Особенно важным сегодня является дальнейшее обеспечение совершенствования уровня преподавания изобразительного искусства в школах, исходя из народных традиций, национальных особенностей народных промыслов. Необходимо разработать учебные программы, учебники по изобразительному искусству, методические пособия для учителей, с учетом современных требований развития общества и духовного возрождения национальной культуры. Эти требования и определили актуальность и современность работы, ее практическую значимость.

Следует отметить, что в системе нравственного и эстетического воспитания, в процессе обучения в школе, важная роль отводится народному и декоративно-прикладному искусству. Поэтому на занятиях необходимо изучать и использовать веками накопленный опыт народа, в котором всегда соединяются и польза, и красота. Народное искусство — «живой голос предков, историческая память, через него осуществляется связь времен и поколений».

В последние годы многие школы работают по специальным учебно-воспитательным программам, направленным на приобщение учащихся к духовной и материальной культуре народа, на воспитание у них чувства гордости и уважения к этому бесценному наследию. Наряду с разделами, предусматривающими знакомство детей с историей, традициями и обычаями, отдельно включены разделы по декоративно — прикладному искусству.

Простые, на первый взгляд, и в то же время прекрасные художественные творения народных мастеров помогают привить любовь к родному краю, учат видеть и любить природу, ценить традиции и обычаи казахского и других народов, уважать труд взрослых. Благодаря произведениям народного и декоративно-прикладного искусства в сознании учащихся формируются представления о красоте и добре. Понятия ритма, гармонии цветовых отношений, зрительного равновесия формы и цвета, национальной орнаментики, полученные на занятиях, по декоративно-прикладному искусству, применяются на уроках трудового обучения при выполнении аппликаций, в вязании, вышивке, художественной обработке различных изделий, при изготовлении игрушек и т. д. В учебно-воспитательном процессе следует как можно шире использовать возможности национального искусства: национальные, народные и религиозные символы, графические, композиционные и живописные особенности и традиции казахского орнамента. Беседы об искусстве и красоте окружающей мира, систематически проводимые на занятиях, способствуют формированию интереса к народному, декоративно-прикладному, изобразительному искусству, расширяют представления школьников об окружающем мире. Изучение народного искусства в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства является необходимостью сегодняшнего дня. Декоративно-прикладное искусство уходит корнями в глубь веков и является фундаментом современной культуры, следовательно, дальнейшее духовное, нравственное совершенствование общества невозможно без усвоения жизнелюбия и оптимизма народного искусства, народной культуры. Оно способствует решению труднейших задач в области эстетического воспитания молодежи, развития духовных потребностей, становления художественного вкуса, роста творческих способностей.

Для формирования творческой личности, соответствующей нынешним изменившимся условиям действительности, необходимо использовать все резервы, использования занятий народным декоративно-прикладным искусством.

Теоретическое и дидактическое обоснование данной проблематики широко представлено в исследованиях педагогов и психологов. Основополагающее значение для данного исследования имели труды в области обучающей педагогики В. И. Андреева, С. И. Архангельского, Ю.К. Бабанско-го, В. К. Дьяченко, И. Я. Лернера, А. И. Пискунова, В. А. Сластенина и др.

Мы опирались на исследования в области общей и возрастной психологии JI.C. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, JI.B. Занкова, Е. И. Игнатьева, В. А. Крутецкого, B.C. Кузина, Б. Ф. Ломова, А. Н. Леонтьева, П. Я. Якобсона и др.

В области изучения методики преподавания использованы труды А. Д. Алехина, Г. В. Беды, Н. С. Боголюбова, B.C. Кузина, Л. Г. Медведева, H.H. Растовцева, H.H. Сокольниковой, A.C. Хворостова, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой и др.

Основателем теории народного искусства считают B.C. Воронова. Проанализировав основные виды художественных ремесел, он делает вывод, что народное искусство имеет все потенциальные возможности для своего дальнейшего развития.

Значительный вклад в теорию народного искусства внесли работы И. Я. Богуславской, Г. К. Вагнер, В. М. Василенко, М. А. Некрасовой, Т. М. Разиной, А. Б. Салтыкова и др.

В своих трудах B.C. Воронов, А. Б. Бакушинский, В. М. Василенко неоднократно отмечают родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей, выдвигая главными критериями подобной близости декоративность и красочность создаваемых ими образцов, особое чувство ритма в обобщенной пластике форм и любовь к узорчатости орнамента. Именно поэтому, подчеркивали ученые, декоративное искусство, художественные ремесла должны играть важную роль в эстетическом воспитании детей.

Справедливость высказываний ученых подтверждают материалы педагогических исследований, опыт практической работы, в которой активная роль отводится ознакомлению детей с народным искусством, обучению начальным приемам художественного ремесла. [108, 109, 168].

Безусловно, использование народного искусства в учебном процессе способствует формированию навыков и умений, развитию эстетических, творческих, нравственных качеств личности. Анализ научной литературы показывает, что к проблеме использования народного искусства в педагогической практике обращаются многие авторы: Аристова У. В, Амиргазин К. Ж., Давидова Т. А., Даутов М. К., Корешков В. В., Канев В. Ф., Сарбагы-шев A.A., Соколова М. В., Хворостов A.C., Шпикалова Т. Я. и др. Вместе с тем, сложившиеся в конкретном регионе народные художественные традиции имеют свое историческое развитие, специфические культурно-демографические особенности. Поэтому результаты исследований, касающиеся одних регионов страны, нельзя механически переносить на школы других регионов.

Состояние практики обучения изобразительному искусству в школе (в нашем случае — в школах Казахстана) требует от теории педагогики методически верного обоснования системы формирования у учащихся общеобразовательных школ изобразительных навыков с привлечением произведений народного искусства.

В настоящем исследовании основное внимание уделяется рассмотрению влияния традиций народного искусства на развитие творческой активности учащихся 5−7 классов в процессе художественного образования на опыте работы общеобразовательных школ Казахстана.

Основным направлением в исследовании проблем использования традиций народного творчества на уроках изобразительного искусства следует считать выявление взаимосвязи между процессом обучения, структурой урока и его содержанием. Организация процесса обучения с использованием традиций народного искусства, направленного на развитие творческих способностей, потребовала применить особенности урока развивающего обучения.

Таким образом, противоречие между потребностями общества в сохранении и развитии народного, а также декоративно-прикладного искусства и недостаточной практической разработкой активизирующих средств обучения школьников на основе национальных традиций определило тему исследования. Которая отражает изучение развития национального декоративно-прикладного искусства жителей Казахстанапоиск средств развития творческой активности школьников в процессе изучения народного, декоративно-прикладного искусства и разработку методических рекомендаций, направленных на активизацию учебно-познавательной и творческой деятельности школьников (5−7 классов).

Цель исследования — поиск путей, методов и средств развития творческой активности учащихся, совершенствование художественного образования в процессе изучения народного, декоративно-прикладного искусства.

Объект исследования — учебно-творческая деятельность учащихся в процессе изучения народного, декоративно-прикладного искусства народа Республики Казахстан.

Предмет исследования — творческая активность учащихся и содержание занятий, направленных на освоение традиций народного искусства, формирование художественных навыков и совершенствования изобразительной деятельности.

Гипотеза исследования заключает в себе предположение о том, что развитие творческой активности учащихся в процессе формирования художественных навыков может быть существенно повышено при условии, что:

— процесс обучения будет обеспечен научно-обоснованными рекомендациями по использованию в изобразительной деятельности традиций народного творчества, на основе национального, самобытного искусства Казахстана;

— в процессе обучения будут широко использованы художественные средства выразительности народного, декоративно-прикладного искусства Республики Казахстан;

— в процессе обучения будут использоваться различные методические приемы, способствующие освоению народного декоративно-прикладного искусства;

— в изобразительной деятельности будет осуществляться тесная взаимосвязь между различными видами народного декоративно-прикладного искусства в процессе формирования художественных навыков.

В процессе теоретических и экспериментальных исследований были определены следующие.

Задачи исследования:

— выявить основные характерные особенности изобразительной деятельности в народном искусстве, на которые следует опираться в процессе формирования художественных навыков у учащихся;

— выделить в народном искусстве такие его виды, элементы и приемы работы, которые могут быть включены в систему изобразительных навыков с целью усиления эффективности идейно-эстетического воспитания и художественного развития школьников;

— разработать методические рекомендации по активизации учебно-познавательной и творческой деятельности у детей школьного возраста с учетом традиций народного искусства.

Методологическую основу исследования составили работы по определяющей роли практической деятельности в развитии сознания и творческих способностей человека: программные документы по вопросам художественного и эстетического воспитания личности на современном этапедостижения современной педагогической и психологической наукитворческое наследие казахского народа в области декоративно-прикладного искусстваконцепция художественного образования, как фундамент системы развития творческой активности учащихся в школе, исследования в области методик преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусств, научные труды историков, этнографов, искусствоведов, в которых рассматриваются истоки возникновения и процесс эволюции традиционной культуры как таковой. В исследовании мы опираемся на концепцию, рассматривающую народное, декоративно-прикладное искусство как часть культуры, как тип художественного творчества.

В исследовании использованы следующие методы:

— теоретический анализ литературных источников, анализ программ по изобразительной деятельности, народному и декоративно-прикладному искусству;

— прямое и косвенное, длительное и кратковременное педагогическое наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью учащихся;

— изучение и анализ готовых работ учащихся;

— педагогический эксперимент — поисковый, констатирующий, формирующий, контрольный;

— обобщение передового опыта учителей школ Казахстана и КазНИИ педагогики имени И. Алтынсарина.

Исследование проводилось с 1985 по 1999 г г. в три взаимосвязанных этапа:

Первый этап — 1985;1992 г. г. — поисково-теоретический, в течение которого происходило теоретическое осмысление проблемы, анализ ее состояния, исследование и обобщение опыта других преподавателей, изучение специальной литературы.

Второй этап — 1992;1995 г. г. — опытно-экспериментальный, в процессе практической работы в областной экспериментальной казахской школе № 5 города Семипалатинска. Проводилась и анализировалась работа по влиянию народного, декоративно-прикладного искусства в учебном процессе на развитие творческой активности школьников в процессе формирования художественных навыков.

Третий этап — 1996;1999 г. г. — заключительно обобщающий. Осуществлялась обработка, систематизация, проверка выводов и результатов исследования, оформление полученной информации, уточнение методических рекомендаций по формированию творческой активности учащихся 57 классов в процессе изобразительной деятельности средствами народного, декоративно-прикладного искусства.

Научная новизна исследования:

— охарактеризовано влияние освоения традиций народного творчества Казахстана на формирование познавательной активности в процессе изобразительной деятельности у школьников;

— выявлены и экспериментально апробированы условия наиболее эффективного влияния народного, декоративно-прикладного искусства на процесс формирования творческой активности школьников. Главные из них: интегративные, практико-ориентированные формы занятий с использованием материала различных видов народного искусства как эффективного средства развития творческой активности;

— обусловлено изучение национальных художественных традиций во взаимосвязи с определяющей их природно-социальной средой;

— разработаны методические основы преподавания народного, декоративно-прикладного искусства Казахстана, которое имеет свои художественные особенности и специфический язык средств выразительности;

— определены художественные средства решения образа в народном изобразительном искусстве, наиболее доступные в работе со школьниками и эффективные в их эстетическом, художественном воспитании.

Практическая значимость исследования.

Разработаны научно-обоснованные методические рекомендации по использованию традиций народного творчества в изобразительной деятельности школьников 5−7 классов в программах школ Казахстана с целью развития их творческой активности в процессе формирования художественных навыков. Основные выводы и рекомендации могут быть использованы учителями школ, преподавателями изобразительного искусства, классными руководителями в процессе учебно-воспитательной работы, слушателями курсов повышения квалификации учителей.

Достоверность проведенного исследования обеспечивается значительным объемом собранных практических материалов. Соискатель непосредственно участвовал во всех этапах многолетнего экспериментального исследования. Результаты каждого этапа исследования проверялись в различных условиях учебного процесса, что позволило получить объективные данные.

Апробация основных положений проводилась в ходе педагогической деятельности соискателя в школах города Семипалатинска, на педагогической практике студентов Государственного университета «Семей» в областной экспериментальной казахской школе № 5. Результаты исследования использовались в процессе проведения методических консультаций для учителей школ, чтения лекций в Центральном институте усовершенствования учителей города Семипалатинскав 1989;1990 годах по телевидению в цикле телевизионных передач «Использование эстетических возможностей предмета рисования и декоративно-прикладного искусства школ" — на Республиканской научно-практической конференции учителей по новому содержанию образования (г. Семипалатинск, 1989 год).

По теме научного исследования опубликовано в период с 1992 по 1998 г. г. 10 работ объемом около 6 п.л.

Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы (203 наименования), приложение.

Выводы.

Процесс развития творческой активности учащихся невозможен без серьезного освоения художественных навыков, изучения образного языка, средств, способов и приемов, используемых в практической деятельности для решения поставленных задач. Формирование навыков качественно улучшается в процессе изучения народного декоративно-прикладного искусства, так как оно позволяет развивать композиционное мышление, приемы использования таких художественно-выразительных средств, как линия, пятно, форма, цвет, ритм, симметрия, пропорция и многое другое.

Знание и применение на практике данных закономерностей повышает уровень работ, благоприятно воздействует на состояние школьников, что, в конечном счете, приводит к повышению их творческой активности, заинтересованности, удовлетворенности.

Построение учебного процесса должно отвечать требованиям дидактики, которые направлены прежде всего на повышение качества обучения и его эффективности в процессе формирования личности. Так, принцип научности показывает глубокие межпредметные связи, он подкрепляет получаемые знания научными положениями. «Золотое правило дидактики» -принцип наглядности, является основополагающим при изучении материальной культуры народа, и активно воздействуют на учащихся, многократно увеличивая объем передаваемой информации. Углубленное изучение предмета, стимулирующее творческую активность, опирается на доступность и сознательность обучения. В то же время все принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга, поэтому они должны находиться в единой, последовательной системе, направленной на изучение основ народного декоративно-прикладного искусства, развивающих творческую активность учащихся.

Успешное проведение занятий, достижение поставленной цели возможно лишь в том случае, если изучаемый объект во всем доступен учителю, и он его знает в совершенстве. К сожалению, наши учителя испытывают серьезные затруднения при использовании материалов, связанных с народным декоративно-прикладным искусством. Это объясняется, во многом, недостаточной подготовкой самого учителя в стенах вуза. Изза очень малого количества часов, отводимых на данную дисциплину. Вместе с тем сказывается малое количество учебных пособий, отсутствие необходимых методических рекомендаций, дидактических материалов, особенно по регионально-национальным направлениям, в том числе по народному, декоративно-прикладному искусству Казахстана.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Казахское народное декоративно-прикладное искусство имеет несомненную социальную, художественную и педагогическую ценность, которая заключается в его познавательности, эстетическом и идейно-воспитательном значении. В связи с обретением Казахстаном независимости и суверенитета, преподавание декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе приобретает особую актуальность, поскольку в народном искусстве заложены большие возможности для патриотического, интернационального, нравственно-эстетического и трудового воспитания.

Методика обучения на занятиях по декоративно-прикладному искусству построена на тех же теоретических основах, которые характерны для любого педагогического процесса в школе, а именно: на принципах дидактики, научных положениях общей, возрастной и педагогической психологии, на требованиях практической направленности, соблюдения межпредметных связей и т. д.

Вместе с тем, специфика казахского декоративно-прикладного искусства, как своеобразного и яркого вида творчества, обусловливает необходимость постоянной опоры на такие важные основы в процессе обучения, как методологические принципы народного творчества, методы художественного познания — принципы народной методики и раскрытия национальных особенностей и традиций казахского народа и т. д.

Привлечение произведений народного декоративно-прикладного искусства на уроках по изобразительному искусству открывает широкий простор для совершенствования художественного образования школьников.

Центральным направлением в педагогических исследованиях проблем изучения традиций народного искусства мы считаем раскрытие взаимосвязи между процессом обучения, структурой урока и его содержанием.

Можно утверждать, что теория и практика народного декоративно-прикладного творчества в системе формирования художественных навыков школьников средствами народной традиции во многом способствует формированию художественнотворческой и художественнонравственной личности. А выполнение специальных упражнений открывает возможности для формирования, творческой активности, познавательных процессов.

Навык, с нашей точки зрения, формируется на основе творческого подхода, эмоциональной насыщенности упражнений, активного наблюдения и восприятия искусства. Обычно уроки декоративно-прикладного искусства проводились с ориентацией на народно-профессиональные образцы. Мы задались целью создать у школьников понятие о характере возникновения орнаментальных форм, их художественной специфике, обусловленной окружающей ребенка реальной природой.

Формирование навыков изобразительной деятельности у детей на материале традиций народного декоративно-прикладного искусства, особенно орнамента, значительно расширяет запас образных представлений детей. Уроки по изобразительному искусству мы строили таким образом, чтобы первоначальные изобразительные навыки были включены в процесс создания художественного образа.

Таким образом, основная цель изобразительной деятельности школьников — научить детей изображать образные линии и формы, как средство отражения жизненных впечатлений. Такой характер проведения занятий позволяет обеспечить высокую степень творческой активности учащихся на уроке.

Исследование показало, что развитие замысла в творческой игре с образными линиями связано с развитием ассоциативного мышления, с творческим развитием школьника. В процессе формирования образного замысла у школьников развивается целенаправленность мыслей и действий, способность комбинировать впечатления, полученные из разных источников, формируются навыки и умение самостоятельно изображать образные линии, усиливается степень самостоятельности при осуществлении творческого замысла, нарастает стремление к народному декоративно-прикладному творчеству. При тематическом подборе образной линии обеспечивается отражение жизненных впечатлений или элементов народного орнамента.

Результаты исследований подтверждают, что интерес у детей к традициям народного декоративно-прикладного искусства могут вызывать только те элементы, которые имеют образ, близкий жизненному опыту школьника, обладают яркостью внешнего вида, простотой и выразительностью формы, функциональностью.

Исследование позволяет определить основные педагогические условия усвоения традиций народного искусства в системе приобретения навыков изобразительной деятельности школьников и активизации их творчества.

В исследовании доказано, что в основе формирования изобразительных навыков школьников лежит их осознанное отношение к обобщенному художественному образу окружающей действительности, которое реализуется через творческую интерпретацию, характерную для традиций народного творчества и декоративно-прикладного искусства.

В целом следует отметить, что проведенная работа оказала большое влияние на возрастное гармоничное, творческое развитие личности школьника, особенно в области умственного, нравственного, эстетического и художественного воспитания.

Дальнейшее углубление данной темы возможно в направлении изучения развития художественного творчества в период всего школьного обучения. Влияние народного декоративно-прикладного искусства казахов на развитие творческой и эмоциональной сферы школьников также может явиться интересной проблемой для самостоятельного исследования.

Наши исследования показали, что развитие творческой активности и познавательная изобразительная деятельность школьников направлена на решение трех основных групп задач:

1) освоение приемов изобразительной деятельности (учебно-организационные и учебно-технические навыки);

2) усвоение способов создания художественного образа (учебно-композиционные навыки);

3) познание способов, методов художественного творчества (способность к сопереживанию в процессе восприятия образов природы и объектов народного, декоративно-прикладного искусства).

Первая группа задач носит характер учебно-поисковой деятельности на основе практических и логических действий по образованию представлений об объекте изображения и переносу их в материал (при помощи цвета, линии, композиции и т. д.) и решается на занятиях учебно-практического, художественно-творческого характера. Дидактическая сущность данных задач заключается в организации поисков необходимых элементарных приемов, навыков, технических изобразительных средств.

Эту стадию в процессе обучения декоративно-прикладному искусству мы рассматриваем как необходимую (учебно-техническую) в решении более сложных познавательных и творческих задач и понимаем ее как стадию поисковых задач, совокупность решения которых позволяет сформировать у учащихся изобразительную грамотность, определенный практический опыт и существенно развить творческую активность.

Вторую группу задач мы оцениваем с точки зрения их художественно-образной и познавательной сущности и относим к ведущим аспектам проблемы, которые могут решаться как в процессе практической изобразительной деятельности, так и при восприятии произведений народного декоративно-прикладного искусства.

В отличие от первой группы проблем, данная группа обладает большими возможностями для выражения личного, эмоционально-эстетического отношения к объекту изображения, поскольку поиски и отбор способов создания художественного образа определяются их «возможностями» с наибольшей полнотой передавать выразительность движения при составлении композиций, то есть опосредованную реализацию отношения субъекта к изображаемому объекту, явлению, факту действительности.

Третья группа задач обусловлена тем, что формирование изобразительных навыков необходимо сочетать с развитием художественно-образного мышления. Эти проблемы мы определяем на основе специфики процесса создания и материального воплощения художественного замысла, то есть на основе особенностей методов художественно-изобразительного творчества. Данная группа проблем объединяет проблемы художественно-образного обобщения (конкретизации, типизации, стилизации на основе художественного анализа, сравнения, перенесения, сопоставления, фантазии и т. д.) фактов, явлений, объектов, предметов действительности через художественный замысел и его материализацию, художественно-образное воплощение.

Цель деятельности учащихся в решении задач данной группы заключается не только в усвоении знаний и изобразительных навыков, способов художественной деятельности, но и в приобретении новых духовно-эстетических качеств, эмоциональной отзывчивости, эстетических чувств, потребности в дальнейшей художественно-эстетической деятельности.

Таким образом, основными принципиальными условиями успешного формирования художественных навыков школьников во взаимосвязи с общим художественно-творческим развитием, средствами народного декоративно-прикладного искусства являются :

— связь содержания урока с окружающей ребенка средой;

— всемерное развитие наблюдательности школьника;

— развитие эмоционально-образного восприятия действительности;

— планирование уроков в тематические блоки;

— обеспечение содержательной и эмоциональной ценности для школьника того элемента и изображения в целом, которые он рисует;

— обеспечение самостоятельности ученика в создании художественного образа (в данном случае при орнаментальной форме на основе наблюдений объектов действительности).

Общие итоги опытно-экспериментальной работы в целом подтвердили наше предположение относительно эффективности влияния традиций народного декоративно-прикладного творчества на формирование художественных навыков, на развитие творческой активности школьников.

Таким образом, правильное руководство учителя процессом занятий учащихся позволяет по настоящему реализовать учебные и воспитательные задачи урока: развитие творческой активности и овладение навыками художественного мастерства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана. Алма-Ата. Жалын, 1979.-252 с.
  2. К.А. и др. Древняя культура Центрального Казахстана. Алма-Ата, 1979.
  3. С.С. О цвете и красках. М.: Искусство, 1962. — 52 с.
  4. В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Советский художник, 1968. — 285 с.
  5. В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. М.: Советский художник, 1965. — 71 с.
  6. А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в коммунистическом воспитании трудящихся: Автореф. дис. .канд. философ, наук. Махачкала, 1968 — 23 с.
  7. И. Кибитка и дом. Собр. соч. Т. 1. — Алма-Ата, 1975.
  8. К.Ж. Декоративно-прикладное искусство. М., 1995.
  9. К.Ж. Казахское прикладное искусство (на каз. языке). Ал-маты. — 1995 -48 с.
  10. К.Ж. Теоретические основы и методика обучения школьников казахскому декоративно-прикладному искусству. М., 1994.
  11. К.Ж. Художественная обработка кожи и меха (содержание и методика обучения в кружках общеобразовательных школ Казахской ССР): Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1984. — С. 15 .
  12. К.Ж., Мырзаканов М. С. Прикладное искусство. Алматы, 1995.
  13. .Г. Человек предмет познания. Ленингр. Ун-т, 1969.
  14. O.A. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
  15. X.А. Историко-культурные связи русского и казахского народа и его влияние на культуру казахов // Труды Института истории, археологии и этнографии АН Каз. СССР. Алма-Ата, 1959. — 217 с.
  16. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -171 с.
  17. Е.С. Изучение декоративно-прикладного искусства Казахстана в общеобразовательной школе и педагогических институтах республики: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1935. — 17 с.
  18. М. Мысли разных лет. Алма-Ата. — 1959.
  19. В.Г. Образование и культура. Некоторые проблемы. В кн.: Молодежь и образование. — М., 1972.
  20. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (метод. основы). М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  21. A.B. Исследования и статьи. М.: Педагогика, 1981. -277 с.
  22. A.B. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925. — 286 с.
  23. . Методическое руководство по изобразительной деятельности: Метод, руководство учителей начальных классов. Алма-Ата: Мин. просвещения Каз. ССР. 1982. — 43 с. (на каз. яз.).
  24. В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М.: Просвещение, 1979. — 110 с.
  25. С.П., Болтина Л. Р., Воликова Т. В., Сластенин A.B. Педагогика. М.: Просвещение, 1981. — 388 с.
  26. .Ш. Казахский орнамент. Альбом для раскрашивания. -Алма-Ата: Онер, 1986. 43 с.
  27. Т. Орнамент Казахстана в архитектуре. Алма-Ата: АН Каз. ССР, 1957.-216 е.: ил.
  28. Т.Ф. Изобразительное искусство в малокомплектной школе. -М.: Просвещение, 1969. 158 е.: ил.
  29. Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М. Знание, 1981.
  30. В.П. Программированное обучение (Дидактические основы).- М.: Высшая школа, 1970. 300 с.
  31. З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1982.- 174 с.
  32. Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода. Автореф. докт. .дис. М., 1993.
  33. К. Использование народной педагогики в процессе подготовки будущих учителей изобразительного искусства на материале Республики Казахстан. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Алма-Ата. — 1995.
  34. Ю.Б., Эстетика, 2-е изд., доп. М., 1975.
  35. С.С. Народное декоративно-прикладное искусство Казахстана в эстетическом восприятии школьников. Автореф. докт. .дис. М., 1993.
  36. С.С. Психолого-педагогические особенности формирования изобразительных умений и навыков во внеклассной работе. Автореф. дис. .канд. пед. наук, 1985.
  37. Ч. Вооружение киргиз и их военные доспехи. Собр. соч. -Т. 1. — Алма-Ата, 1961.
  38. Ч.Ч. Графическое наследие. Собр. соч. В 5-ти тт. Т. 5. -Алма-Ата, Издательство Главная редакция Казахской Советской Энциклопедии, 1985.-С. 152−179.
  39. Ч.Ч. Следы шаманства у киргизов. Собрание сочинений. -Алма-Ата. Главная редакция Казахской Советской Энциклопедии, 1985. С. 48−71.
  40. В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Сов. Художник, 1966. — 118 с.
  41. В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII-ХХвв. Народное искусство Х-ХХ веков. М.: Искусство, 1974. — С. 105 108.
  42. Е.И. Декоративное рисование как одно из средств художественного воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1956, — 16 с.
  43. JI.A. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. — 365 е.
  44. JI.A. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. — 96 с.
  45. И.Д. Экспериментальное искусство развития восприятия цвета в дошкольном возрасте: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1965. — С.19
  46. H.A. Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1979.- 144 с.
  47. ИЛ. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 144 с.
  48. Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством. Науч. тр. /Под ред. Б. Н. Юсова. М.: АПН СССР, 1981.- 159 с.
  49. B.C. О крестьянском искусстве. М.: Советский художник, 1972.-350 с.
  50. Воспитание дело творческое. — М.: Просвещение, 1978. — 147 с.
  51. Воспитание увлечением. / Сост. А. Т. Лященко. М.: Мол. Гвардия, 1980.- 175 с.
  52. JI.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1967. — 93 с.
  53. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. — 446 с.
  54. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1976. — 254 с.
  55. В.Л. Эстетическое воспитание вторая функция. Из истории эстетического и художественного воспитания. — М.: Сов. художник, 1975.-С. 64−74.
  56. И.П. Декоративное рисование: Методические разработки. -Л., 1971.- 23 с.
  57. И.П. Изобразительное искусство: Методика обучения в 1−3 кл. Киев: Радяньска школа, 1978. — 111 е.
  58. И.П. Изобразительное искусство: Методика обучения в 4-бкл Киев: Радяньска школа, 1981. — 126 с.
  59. A.M. Совершенствование уроков пути к полной успеваемости: Из опыта работы Степногорской средней школы № 1 им. Н. Островского. — Алма-Ата, 1975. — 24 с.
  60. Давыдов В В. Виды обобщения и обучения: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
  61. М.А. Процесс обучения в школе. М.: Учпедгиз, 1960. -С.299 .
  62. М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.- 519 с.
  63. Декоративное искусство СССР, 1980. № 9. — 49 с.
  64. С.И., Лавров A.M., Триселев A.B. Методические руководства к таблицам по изобразительному искусству для 1−4 классов восьмилетней школы. М.: Просвещение, 1968. — 64 с.
  65. А.И. О мастерах Дымки // Сб. Трудов НИИ ИХП. Вып. 3. М., 1966.-С. 191−215.
  66. Р.Н. Новаторство как традиция: Проблема преемственности в развитии художественной культуры. Алма-Ата: Казахстан, 1982. -175 с.
  67. У. Культура казахского ремесла. Алма-Ата: Онер, 1982. — 144 е.: ил.
  68. У. Эхо. Алма-Ата: Онер, 1991. — 301 е.: ил.
  69. A.A. Формирование художественно-образного мышления у школьников / Под ред. Б. П. Юсова. М.: Изд-во АПН СССР, 1981. — С. 75−94.
  70. Т.Б. Развитие реалистического отражения действительности при передаче пространства в рисунках учащихся 1−4 классов: Сб. научных трудов / Под ред. Б. П. Юсова. М.: Изд-во АПН СССР, 1981. — С. 49−75.
  71. Елатомцев И М. Роль декоративного искусства в эстетическом воспитании учащихся. Минск: Нарасвета, 1965.
  72. К. Изобразительное искусство Казахстана в системе художественно-профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства и художественного труда в педагогических институтах. Автореф. докт. .дис. М., 1992.
  73. У.Ш. Формирование у студентов факультета дошкольного воспитания педагогических умений по руководству изобразительной деятельностью детей. Автореферат, дис. .канд. пед. наук. М., 1985. -19 с.
  74. К.Т. Казахский орнамент. Алматы: Онер, 1991. 125 е.: ил.
  75. С.В. Типы структуры урока (Вопросы советской дидактики. -М.: Изд-во АПН РФСФР, 1952. 152 с.
  76. Л.А. Методические рекомендации к проведению уроков восприятия изобразительного искусства (учебное пособие). Алма-Ата, 1993.-28 с.
  77. Л.Г. Подготовка учителей к конструированию, содержание учебных предметов художественного цикла. Алматы, 1991. — 19 с.
  78. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. доп. М.: Учпедгиз, 1961. -233 е.: ил.
  79. Изобразительное искусство 1−9 классы. Программа для общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1994. — 160 с.
  80. Изобразительное искусство УШ-Х1 классы. Программа для школ с углубленным изучением изобразительного искусства. М., 1991.
  81. Изобразительное искусство в средней школе. Материалы к проведению эксперимента / Под ред. Б. П. Юсова. — М.: НИИ ОП АП СССР, 1972.-С.141 .
  82. Изобразительное искусство и художественный труд 1−8 классы. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений. М., 1992.
  83. Изобразительное искусство: Программа восьмилетней школы. Алма-Ата: Мин. просвещения Каз. ССР, 1983. — 61 с.
  84. Изобразительное искусство: Программы восьмилетней школы. М.: Просвещение, 1981. — 77 с.
  85. Искусство и школа: Кн. для учителя / сост. А. К. Василевский. М. Просвещение, 1981. — 288 с.
  86. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников: Сб. научных трудов НИИ общ. педагогики АПН СССР. М., 1981.-121 с.
  87. М.С. О прикладном искусстве (некоторые вопросы теории. М.: Художник РСФСР, 1961. — 160 с.
  88. Т.Г. Изобразительная деятельность младших школьников: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1980. — 160 е.: ил.
  89. Т.Г. Развитие у школьников творчества: Конспект занятий рисованием, лепкой, аппликацией. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1985. — 192 е.: ил.
  90. . Роль художественного наследия в эстетическом воспитании. Алма-Ата: Казахстан, 1967. — 167 е.: ил.
  91. . Эстетическая культура казахского народа. Алма-Ата: Казахстан. 1973. — 223 с.
  92. ., Алимбетова Е. Возьми в дорогу красоту. Алма-Ата: Онер, 1985. — 136 с.
  93. А.О. Эстетическое воспитание 4−6 классов средствами декоративно-прикладного искусства (на материале народного декоративного искусства Казахстана): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1982. — 17 с.
  94. Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М.: Просвещение. 1980. -123 е.: ил.
  95. С.К. Прикладное искусство казахского народа (на каз. яз.). -Алма-Ата: Казахстан, 1995. 193 с.
  96. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 304 с.
  97. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980. — 159 с.
  98. М., Аргынбаев Х. А., Муканов М. С. Казахи. Историко-этнографические исследования. Алматы, 1995. — 420 с.
  99. Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 1984. — 119 с.
  100. Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: Просвещение, 1976.-57 с.
  101. Н.М. Лепка в начальных классах: Пособие для учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1980. — 80 е.: ил.
  102. В.В. Программа педагогических институтов. Методика преподавания декоративно-прикладного искусства. М., 1987.
  103. В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды. Автореф. докт. .дис. -М., 1994.
  104. В.Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лабораторный практикум. М.: Просвещение, 1981. — 127 е.: ил.
  105. Н.П. Учебное рисование: Учебное пособие для учащихся педучилищ. М.: Просвещение, 1980. — 235 с.
  106. B.C. Вопросы изобразительного творчества. М., 1971.
  107. B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1−3 классах. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
  108. B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1977. — 207 с.
  109. B.C. Психология. М.: АГАР, 1997. — 304 с.
  110. Т.И. Предупреждение ошибок на уроках рисования: Из опыта работы. Д.: Учпедгиз, 1962. — 94 с.
  111. Г. В. Внешкольная и внеклассная работа с детьми по изобразительному искусству: Программы, инструктивные указания. М.: Учпедгиз, Полиграф, книга, 1948. — 40 с.
  112. Г. В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.-207 с.
  113. Р.Г. Дидактические очерки. 2-е изд., перераб. — Алма-Ата: Мектеп, 1964. — 140 с.
  114. Г. С. Изобразительное искусство в системе начального образования (1−3 классы): Сб. научных трудов. /Под ред. Б. П. Юсова. М.: Изд-во АГ1Н СССР, 1981. — С. 3 — 28.
  115. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981, — 186 с.
  116. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. — 175 с.
  117. .Ф. Формирование графических знаний, умений и навыков у учащихся / Под ред. В. Г. Ананьева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. -269 с.
  118. A.C. Методики формирования самоконтроля у учащихся в процессе учебных занятий: Учебное пособие. М.: Мин. просвещения, 1973.- 137 с.
  119. Л.Н. Развитие художественной творческой активности у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. — 16 с.
  120. A.A. Очерки психического развития ребенка. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1965. — 363 с.
  121. Ю.В. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1983. — 159 е.: ил.
  122. Малик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981. -96 с.
  123. И.И. О современной модели урока. (Методические указания) /Под ред. Д. В. Василькеева. Казань, 1969. — 11 с.
  124. А.Х. Казахское народное прикладное искусство в 3-х томах. Альбом. Алматы: Онер. 1994. — 248 с.
  125. М.И. Современный урок: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1981.- 192 с.
  126. Л.Г. Концепция эстетического воспитания и художественного образования учащихся Казахстана, Алма-Ата, 1994.
  127. Л.Г. Проблемы эстетического воспитания учащихся средней школы на занятиях по изобразительному искусству // Сб. пробл. развития творческих способностей учащихся, студентов на занятиях по ИЗО. -Омск, 1996.-С. 11−21
  128. Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М.: Просвещение, 1986, — С. 159
  129. А. Гравюра на скалах. Алма-Ата, 1957.
  130. М.С. Казахская юрта. Алма-Ата: Кайнар, 1981 — 223 с.
  131. М.С. Казахские домашние художественные ремесла. Алма-Ата: Казахстан, 1979. — С. 120 .
  132. С. Народное наследие (на каз. яз.). Алма-Ата, 1974.
  133. Мурадова Э Х. Киргизское изобразительное искусство как средство эстетического воспитания учащихся: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Фрунзе, 1968.-24 с.
  134. К. Художественные традиции народного искусства и современное керамическое производство Казахстана: Автореф. дис. .канд. искусствовед, наук. М., 1982. — 17 с.
  135. Народное декоративно-прикладное искусство казахов /Под ред. Н. В. Нурмухаммедова. Л.: Аврора, 1970. — 207 е.: ил.
  136. .М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  137. .В. Практикум в учебных мастерских. Технология конструкционных материалов. М., 1979, — 191 е.: ил.
  138. .В. Художественное проектирование. М., 1980. — 174 с.
  139. Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1975.
  140. И. Т. Повышение эффективности урока. М.: Знание, 1960.-39 с.
  141. В.А. Урок в современной школе. М.: Просвещение, 1981. -190 с.
  142. Основы декоративного искусства в школе / Под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина. М.: Просвещение, 1981. — 175 е.: ил.
  143. Г. Н., Максимов О. В., Пантелеева Л. В. Декоративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976. — 173 с.
  144. Д.Г. Исследование эстетико-воспитательных возможностей занятий декоративным искусством в общеобразовательной школе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1976. — 24 с.
  145. Г., Сининькая Н. Казахские сувениры. Алма-Ата: Казахстан, 1976. — 184 с.: ил.
  146. Полунина В Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1982. — 191 е.: ил.
  147. Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. — 96 с.
  148. Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан 2030»: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казах-станцев. Алматы, 1997. — 117 с.
  149. Г. В. Трудовое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в школе как средство развития творческих способностей учащихся: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1978. — 24 с.
  150. Проблемы народного искусства: Сб. статей (НИИ теории и истории изобразительного искусства Академии художеств СССР. М.: Изобраз. искусство, 1982. — 168 е.: ил.
  151. Развитие художественных способностей. Труды Института художественного воспитания. Вып. 100 / Под ред. Н. П. Сакулиной. М.: АПН РСФСР, 1989.
  152. С.Х. Мышление в образах и декоративность. Художественный образ и декоративность в искусстве Азии и Африки. М.: Сов. художник, 1969. — 188 с.
  153. Э. Казахские национальные традиции в современной одежде. Алма-Ата: Онер, 1982. — 80 е.: ил.
  154. Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. М.: Просвещение, 1976. — 119 е.: ил.
  155. Л.Н. Народное декоративно-прикладное искусство: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1984. — 142 е.: ил.
  156. H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение. — 2-е изд. перераб. и доп., 1980. — 239 е.: ил.
  157. H.H., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987. — 176 с.
  158. А.И. Современный школьный урок. Минск: Знание БССР, 1972−20 с.
  159. Л.Г. Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1984. — 16 с.
  160. Н.П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей, 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1982. — 208 е.: ил.
  161. Н.П., Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.: Просвещение, 1978. 270 с.
  162. Г. Насипа народная мастерица: Метод, пособие. Алма-Ата: Изд. Респ. Дома народного творчества Казахстана, 1980. — 16 с.
  163. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С. А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. — 264 с.
  164. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.-96 с.
  165. Н.П. Развитие художественно-образного мышления студентов художественно-графического факультета: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1984. 17 с.
  166. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1969.-247 с.
  167. В.П. Как воспитывать настоящего человека. Киев: Радяньска школа, 1975.-230 с.
  168. В.Ф. Исследования вопросов эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства в начальных классах (декоративная работа): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1971. — 20 с.
  169. А. Казахские прикладные искусства. Алма-Ата: Казахстан, 1977. — 96 е.: ил.
  170. Традиции и новаторство в художественном освоении действительности. Сб. научных трудов / Под ред. К. К. Каратаева. Алма-Ата: Наука, 1981, — 109 с.
  171. Турсун-Заде Ф. М. Художественные традиции и прогресс искусства. -Душанбе: Ирфон, 1976. 98 с.
  172. Уроки изобразительного искусства: Методические разработки к типовой экспериментальной программе для общеобразовательных школ с 5-дневной учебной неделей. / Под общей ред. Б. П. Юсова. М.: АПН СССР, 1983.-87 с.
  173. Уроки рисования в начальной школе (Г.В. Лабунская, Г. А. Назарев-ская, Е.Е. Рожкова). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 166 с.
  174. К.Д. Предметы первоначального обучения: Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. Т. 2. — М.: Учпедгиз, 1954. — 634 с.
  175. В.Т. Исследование структуры урока. Душанбе: Ирфон, 1969.- 155 с.
  176. Р.Н. Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания старшеклассников в процессе внеклассной работы (На материале Марийской АССР): Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1980.-29 с.
  177. В.Р. Народное декоративное искусство Узбекистана как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Ташкент, 1970. — 29 с.
  178. A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1981. — 176 е.: ил.
  179. A.C. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством. М., 1983.
  180. В.А. Формирование навыков рисования путем упражнений у учащихся первого класса. Автореф. дис. .канд.пед.наук. JL, 1969. — 23 с.
  181. М.С. Обучение языку изобразительного искусства как фактор развития выразительности детских художественных работ: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1974. — 22 с.
  182. Т.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х тт. Т. 2. -М.: Педагогика, 1980.
  183. Т.С. Искусство как элемент детской жизни. Революция искусство — дети. — М.: Просвещение, 1966. — 122 с.
  184. Е.В. Композиция М.: Просвещение, 1986. — 207 с.
  185. Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1977. — 112 с.
  186. Основы композиции: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1979. — 303 с.
  187. Е.В. Тематическое рисование в школе. 2-е изд. М.: Просвещение, 1975. — 95 с.
  188. Т.Я. Изобразительное искусство в 3 классе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1985. — 192 е.: ил.
  189. Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическое воспитание в средней общеобразовательной школе. Автореф. докт. .дис, — М., 1988.
  190. Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическое воспитание в средней общеобразовательной школе. -М., Докт. дисс. 1988 г.
  191. Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Просвещение, 1979.- 192 е.: ил.
  192. Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Просвещение, 1979.-192 е.: ил.
  193. A.B. Проблема руководства изобразительным творчеством ребенка. Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством / Под ред. Б. П. Юсова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1981.-С. 95 -122.
  194. B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество. Проблема руководства изобразительным творчеством. М.: Просвещение, 1969.-271 с.
  195. A.C. Юным любителям кисти и резца: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1975. — 255 с.
  196. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.-64 с.
  197. .П. Грамотность и выразительность детского рисунка: Авто-реф. дис. .канд. пед. наук. М.: — 23 с.
  198. .П. Теоретические и педагогические основы системы знаний в изобразительном искусстве. Система эстетического воспитания школьников / Под общей ред. С. А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. — С. 169−214.
  199. В.Н. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии (О периодах возрастной актуализации занятий различными видами искусства. Теория эстетического воспитания. Вып. 3. М.: Изд-во АПН СССР, 1975. — С. 43 — 55.
  200. В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции». 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1989. — 78 с.
  201. Н.М. Методика и практика урока в школе. М.: Просвещение, 1970.-286 с.
Заполнить форму текущей работой