Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства
Диссертация
Построение учебного процесса должно отвечать требованиям дидактики, которые направлены прежде всего на повышение качества обучения и его эффективности в процессе формирования личности. Так, принцип научности показывает глубокие межпредметные связи, он подкрепляет получаемые знания научными положениями. «Золотое правило дидактики» -принцип наглядности, является основополагающим при изучении… Читать ещё >
Содержание
- Глава1. Теоретические основы развития творческой активности учащихся 5−7 классов средствами народного декоративно-прикладного искусства
- 1. 1. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования личности школьника
- 1. 2. Психологические особенности развития творческой активности средствами народного декоративно-прикладного искусства
- 1. 3. Возрастные, анатомо-физиологические особенности развития личности
- 1. 4. Педагогические возможности развития творческой активности школьников на занятиях народным декоративно-прикладным искусством
- 1. 5. Роль и место национальной культуры, традиций и искусства в образовательном процессе
- Выводы
- Глава 2. Методические основы организации занятий по изучению народного декоративно-прикладного искусства в школе
- 2. 1. Формирование художественных навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства
- 2. 2. Дидактические принципы изучения основ народного декоративно-прикладного искусства
- 2. 3. Поисковый эксперимент. Анализ состояния преподавания и изучения народного декоративно-прикладного искусства в школах Казахстана
- 2. 4. Развитие творческой активности учащихся в процессе изучения народного декоративно-прикладного искусства
- Выводы
Список литературы
- Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана. Алма-Ата. Жалын, 1979.-252 с.
- Акишев К.А. и др. Древняя культура Центрального Казахстана. Алма-Ата, 1979.
- Алексеев С.С. О цвете и красках. М.: Искусство, 1962. — 52 с.
- Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Советский художник, 1968. — 285 с.
- Алексеева В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. М.: Советский художник, 1965. — 71 с.
- Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в коммунистическом воспитании трудящихся: Автореф. дис. .канд. философ, наук. Махачкала, 1968 — 23 с.
- Алтынсарин И. Кибитка и дом. Собр. соч. Т. 1. — Алма-Ата, 1975.
- Амиргазин К.Ж. Декоративно-прикладное искусство. М., 1995.
- Амиргазин К.Ж. Казахское прикладное искусство (на каз. языке). Ал-маты. — 1995 -48 с.
- Амиргазин К.Ж. Теоретические основы и методика обучения школьников казахскому декоративно-прикладному искусству. М., 1994.
- Амиргазин К.Ж. Художественная обработка кожи и меха (содержание и методика обучения в кружках общеобразовательных школ Казахской ССР): Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1984. — С. 15 .
- Амиргазин К.Ж., Мырзаканов М. С. Прикладное искусство. Алматы, 1995.
- Ананьев Б.Г. Человек предмет познания. Ленингр. Ун-т, 1969.
- Апраксина O.A. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
- Аргынбаев X.А. Историко-культурные связи русского и казахского народа и его влияние на культуру казахов // Труды Института истории, археологии и этнографии АН Каз. СССР. Алма-Ата, 1959. — 217 с.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -171 с.
- Асылханов Е.С. Изучение декоративно-прикладного искусства Казахстана в общеобразовательной школе и педагогических институтах республики: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1935. — 17 с.
- Ауэзов М. Мысли разных лет. Алма-Ата. — 1959.
- Афанасьев В.Г. Образование и культура. Некоторые проблемы. В кн.: Молодежь и образование. — М., 1972.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (метод. основы). М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Бакушинский A.B. Исследования и статьи. М.: Педагогика, 1981. -277 с.
- Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925. — 286 с.
- Балкенов Ж. Методическое руководство по изобразительной деятельности: Метод, руководство учителей начальных классов. Алма-Ата: Мин. просвещения Каз. ССР. 1982. — 43 с. (на каз. яз.).
- Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М.: Просвещение, 1979. — 110 с.
- Баранов С.П., Болтина Л. Р., Воликова Т. В., Сластенин A.B. Педагогика. М.: Просвещение, 1981. — 388 с.
- Баримбеков Ж.Ш. Казахский орнамент. Альбом для раскрашивания. -Алма-Ата: Онер, 1986. 43 с.
- Басенов Т. Орнамент Казахстана в архитектуре. Алма-Ата: АН Каз. ССР, 1957.-216 е.: ил.
- Беляев Т.Ф. Изобразительное искусство в малокомплектной школе. -М.: Просвещение, 1969. 158 е.: ил.
- Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М. Знание, 1981.
- Беспалько В.П. Программированное обучение (Дидактические основы).- М.: Высшая школа, 1970. 300 с.
- Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1982.- 174 с.
- Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода. Автореф. докт. .дис. М., 1993.
- Болатбаев К. Использование народной педагогики в процессе подготовки будущих учителей изобразительного искусства на материале Республики Казахстан. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Алма-Ата. — 1995.
- Борев Ю.Б., Эстетика, 2-е изд., доп. М., 1975.
- Булатов С.С. Народное декоративно-прикладное искусство Казахстана в эстетическом восприятии школьников. Автореф. докт. .дис. М., 1993.
- Булатов С.С. Психолого-педагогические особенности формирования изобразительных умений и навыков во внеклассной работе. Автореф. дис. .канд. пед. наук, 1985.
- Валиханов Ч. Вооружение киргиз и их военные доспехи. Собр. соч. -Т. 1. — Алма-Ата, 1961.
- Валиханов Ч.Ч. Графическое наследие. Собр. соч. В 5-ти тт. Т. 5. -Алма-Ата, Издательство Главная редакция Казахской Советской Энциклопедии, 1985.-С. 152−179.
- Валиханов Ч.Ч. Следы шаманства у киргизов. Собрание сочинений. -Алма-Ата. Главная редакция Казахской Советской Энциклопедии, 1985. С. 48−71.
- Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Сов. Художник, 1966. — 118 с.
- Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII-ХХвв. Народное искусство Х-ХХ веков. М.: Искусство, 1974. — С. 105 108.
- Васильев Е.И. Декоративное рисование как одно из средств художественного воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1956, — 16 с.
- Венгер JI.A. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. — 365 е.
- Венгер JI.A. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. — 96 с.
- Венев И.Д. Экспериментальное искусство развития восприятия цвета в дошкольном возрасте: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1965. — С.19
- Ветлугина H.A. Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1979.- 144 с.
- Волков ИЛ. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 144 с.
- Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством. Науч. тр. /Под ред. Б. Н. Юсова. М.: АПН СССР, 1981.- 159 с.
- Воронов B.C. О крестьянском искусстве. М.: Советский художник, 1972.-350 с.
- Воспитание дело творческое. — М.: Просвещение, 1978. — 147 с.
- Воспитание увлечением. / Сост. А. Т. Лященко. М.: Мол. Гвардия, 1980.- 175 с.
- Выготский JI.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1967. — 93 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. — 446 с.
- Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1976. — 254 с.
- Глазычев В.Л. Эстетическое воспитание вторая функция. Из истории эстетического и художественного воспитания. — М.: Сов. художник, 1975.-С. 64−74.
- Глинская И.П. Декоративное рисование: Методические разработки. -Л., 1971.- 23 с.
- Глинская И.П. Изобразительное искусство: Методика обучения в 1−3 кл. Киев: Радяньска школа, 1978. — 111 е.
- Глинская И.П. Изобразительное искусство: Методика обучения в 4-бкл Киев: Радяньска школа, 1981. — 126 с.
- Гусельникова A.M. Совершенствование уроков пути к полной успеваемости: Из опыта работы Степногорской средней школы № 1 им. Н. Островского. — Алма-Ата, 1975. — 24 с.
- Давыдов В В. Виды обобщения и обучения: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
- Данилова М.А. Процесс обучения в школе. М.: Учпедгиз, 1960. -С.299 .
- Данилова М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.- 519 с.
- Декоративное искусство СССР, 1980. № 9. — 49 с.
- Дембинский С.И., Лавров A.M., Триселев A.B. Методические руководства к таблицам по изобразительному искусству для 1−4 классов восьмилетней школы. М.: Просвещение, 1968. — 64 с.
- Деншин А.И. О мастерах Дымки // Сб. Трудов НИИ ИХП. Вып. 3. М., 1966.-С. 191−215.
- Джангужин Р.Н. Новаторство как традиция: Проблема преемственности в развитии художественной культуры. Алма-Ата: Казахстан, 1982. -175 с.
- Джанибеков У. Культура казахского ремесла. Алма-Ата: Онер, 1982. — 144 е.: ил.
- Джанибеков У. Эхо. Алма-Ата: Онер, 1991. — 301 е.: ил.
- Дмитриева A.A. Формирование художественно-образного мышления у школьников / Под ред. Б. П. Юсова. М.: Изд-во АПН СССР, 1981. — С. 75−94.
- Донцова Т.Б. Развитие реалистического отражения действительности при передаче пространства в рисунках учащихся 1−4 классов: Сб. научных трудов / Под ред. Б. П. Юсова. М.: Изд-во АПН СССР, 1981. — С. 49−75.
- Елатомцев И М. Роль декоративного искусства в эстетическом воспитании учащихся. Минск: Нарасвета, 1965.
- Ералин К. Изобразительное искусство Казахстана в системе художественно-профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства и художественного труда в педагогических институтах. Автореф. докт. .дис. М., 1992.
- Ибрагимов У.Ш. Формирование у студентов факультета дошкольного воспитания педагогических умений по руководству изобразительной деятельностью детей. Автореферат, дис. .канд. пед. наук. М., 1985. -19 с.
- Ибраева К.Т. Казахский орнамент. Алматы: Онер, 1991. 125 е.: ил.
- Иванов С.В. Типы структуры урока (Вопросы советской дидактики. -М.: Изд-во АПН РФСФР, 1952. 152 с.
- Ивахнова Л.А. Методические рекомендации к проведению уроков восприятия изобразительного искусства (учебное пособие). Алма-Ата, 1993.-28 с.
- Ивахнова Л.Г. Подготовка учителей к конструированию, содержание учебных предметов художественного цикла. Алматы, 1991. — 19 с.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. доп. М.: Учпедгиз, 1961. -233 е.: ил.
- Изобразительное искусство 1−9 классы. Программа для общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1994. — 160 с.
- Изобразительное искусство УШ-Х1 классы. Программа для школ с углубленным изучением изобразительного искусства. М., 1991.
- Изобразительное искусство в средней школе. Материалы к проведению эксперимента / Под ред. Б. П. Юсова. — М.: НИИ ОП АП СССР, 1972.-С.141 .
- Изобразительное искусство и художественный труд 1−8 классы. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений. М., 1992.
- Изобразительное искусство: Программа восьмилетней школы. Алма-Ата: Мин. просвещения Каз. ССР, 1983. — 61 с.
- Изобразительное искусство: Программы восьмилетней школы. М.: Просвещение, 1981. — 77 с.
- Искусство и школа: Кн. для учителя / сост. А. К. Василевский. М. Просвещение, 1981. — 288 с.
- Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников: Сб. научных трудов НИИ общ. педагогики АПН СССР. М., 1981.-121 с.
- Каган М.С. О прикладном искусстве (некоторые вопросы теории. М.: Художник РСФСР, 1961. — 160 с.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших школьников: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1980. — 160 е.: ил.
- Казакова Т.Г. Развитие у школьников творчества: Конспект занятий рисованием, лепкой, аппликацией. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1985. — 192 е.: ил.
- Казыханова Б. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании. Алма-Ата: Казахстан, 1967. — 167 е.: ил.
- Казыханова Б. Эстетическая культура казахского народа. Алма-Ата: Казахстан. 1973. — 223 с.
- Казыханова Б., Алимбетова Е. Возьми в дорогу красоту. Алма-Ата: Онер, 1985. — 136 с.
- Камаков А.О. Эстетическое воспитание 4−6 классов средствами декоративно-прикладного искусства (на материале народного декоративного искусства Казахстана): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1982. — 17 с.
- Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М.: Просвещение. 1980. -123 е.: ил.
- Касиманов С.К. Прикладное искусство казахского народа (на каз. яз.). -Алма-Ата: Казахстан, 1995. 193 с.
- Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 304 с.
- Кириллов Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980. — 159 с.
- Козыбаев М., Аргынбаев Х. А., Муканов М. С. Казахи. Историко-этнографические исследования. Алматы, 1995. — 420 с.
- Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 1984. — 119 с.
- Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: Просвещение, 1976.-57 с.
- Конышева Н.М. Лепка в начальных классах: Пособие для учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1980. — 80 е.: ил.
- Корешков В.В. Программа педагогических институтов. Методика преподавания декоративно-прикладного искусства. М., 1987.
- Корешков В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды. Автореф. докт. .дис. -М., 1994.
- Косминская В.Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лабораторный практикум. М.: Просвещение, 1981. — 127 е.: ил.
- Костерин Н.П. Учебное рисование: Учебное пособие для учащихся педучилищ. М.: Просвещение, 1980. — 235 с.
- Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М., 1971.
- Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1−3 классах. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
- Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1977. — 207 с.
- Кузин B.C. Психология. М.: АГАР, 1997. — 304 с.
- Кутепова Т.И. Предупреждение ошибок на уроках рисования: Из опыта работы. Д.: Учпедгиз, 1962. — 94 с.
- Лабунская Г. В. Внешкольная и внеклассная работа с детьми по изобразительному искусству: Программы, инструктивные указания. М.: Учпедгиз, Полиграф, книга, 1948. — 40 с.
- Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.-207 с.
- Лемберг Р.Г. Дидактические очерки. 2-е изд., перераб. — Алма-Ата: Мектеп, 1964. — 140 с.
- Лепский Г. С. Изобразительное искусство в системе начального образования (1−3 классы): Сб. научных трудов. /Под ред. Б. П. Юсова. М.: Изд-во АГ1Н СССР, 1981. — С. 3 — 28.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981, — 186 с.
- Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. — 175 с.
- Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний, умений и навыков у учащихся / Под ред. В. Г. Ананьева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. -269 с.
- Лында A.C. Методики формирования самоконтроля у учащихся в процессе учебных занятий: Учебное пособие. М.: Мин. просвещения, 1973.- 137 с.
- Любарская Л.Н. Развитие художественной творческой активности у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. — 16 с.
- Люблинская A.A. Очерки психического развития ребенка. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1965. — 363 с.
- Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1983. — 159 е.: ил.
- Малик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981. -96 с.
- Малкин И.И. О современной модели урока. (Методические указания) /Под ред. Д. В. Василькеева. Казань, 1969. — 11 с.
- Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство в 3-х томах. Альбом. Алматы: Онер. 1994. — 248 с.
- Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1981.- 192 с.
- Медведев Л.Г. Концепция эстетического воспитания и художественного образования учащихся Казахстана, Алма-Ата, 1994.
- Медведев Л.Г. Проблемы эстетического воспитания учащихся средней школы на занятиях по изобразительному искусству // Сб. пробл. развития творческих способностей учащихся, студентов на занятиях по ИЗО. -Омск, 1996.-С. 11−21
- Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М.: Просвещение, 1986, — С. 159
- Медоев А. Гравюра на скалах. Алма-Ата, 1957.
- Муканов М.С. Казахская юрта. Алма-Ата: Кайнар, 1981 — 223 с.
- Муканов М.С. Казахские домашние художественные ремесла. Алма-Ата: Казахстан, 1979. — С. 120 .
- Муканов С. Народное наследие (на каз. яз.). Алма-Ата, 1974.
- Мурадова Э Х. Киргизское изобразительное искусство как средство эстетического воспитания учащихся: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Фрунзе, 1968.-24 с.
- Муратаев К. Художественные традиции народного искусства и современное керамическое производство Казахстана: Автореф. дис. .канд. искусствовед, наук. М., 1982. — 17 с.
- Народное декоративно-прикладное искусство казахов /Под ред. Н. В. Нурмухаммедова. Л.: Аврора, 1970. — 207 е.: ил.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Нешумов Б.В. Практикум в учебных мастерских. Технология конструкционных материалов. М., 1979, — 191 е.: ил.
- Нешумов Б.В. Художественное проектирование. М., 1980. — 174 с.
- Никонова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1975.
- Огородников И. Т. Повышение эффективности урока. М.: Знание, 1960.-39 с.
- Онищук В.А. Урок в современной школе. М.: Просвещение, 1981. -190 с.
- Основы декоративного искусства в школе / Под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина. М.: Просвещение, 1981. — 175 е.: ил.
- Пантелеев Г. Н., Максимов О. В., Пантелеева Л. В. Декоративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976. — 173 с.
- Пилипенко Д.Г. Исследование эстетико-воспитательных возможностей занятий декоративным искусством в общеобразовательной школе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1976. — 24 с.
- Позднякова Г., Сининькая Н. Казахские сувениры. Алма-Ата: Казахстан, 1976. — 184 с.: ил.
- Полунина В Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1982. — 191 е.: ил.
- Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. — 96 с.
- Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан 2030»: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казах-станцев. Алматы, 1997. — 117 с.
- Похолкин Г. В. Трудовое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в школе как средство развития творческих способностей учащихся: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1978. — 24 с.
- Проблемы народного искусства: Сб. статей (НИИ теории и истории изобразительного искусства Академии художеств СССР. М.: Изобраз. искусство, 1982. — 168 е.: ил.
- Развитие художественных способностей. Труды Института художественного воспитания. Вып. 100 / Под ред. Н. П. Сакулиной. М.: АПН РСФСР, 1989.
- Раппорт С.Х. Мышление в образах и декоративность. Художественный образ и декоративность в искусстве Азии и Африки. М.: Сов. художник, 1969. — 188 с.
- Рассохина Э. Казахские национальные традиции в современной одежде. Алма-Ата: Онер, 1982. — 80 е.: ил.
- Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. М.: Просвещение, 1976. — 119 е.: ил.
- Рондели Л.Н. Народное декоративно-прикладное искусство: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1984. — 142 е.: ил.
- Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение. — 2-е изд. перераб. и доп., 1980. — 239 е.: ил.
- Ростовцев H.H., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987. — 176 с.
- Рыданова А.И. Современный школьный урок. Минск: Знание БССР, 1972−20 с.
- Савенкова Л.Г. Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1984. — 16 с.
- Сакулина Н.П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей, 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1982. — 208 е.: ил.
- Сакулина Н.П., Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.: Просвещение, 1978. 270 с.
- Сейилжанова Г. Насипа народная мастерица: Метод, пособие. Алма-Ата: Изд. Респ. Дома народного творчества Казахстана, 1980. — 16 с.
- Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С. А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. — 264 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.-96 с.
- Стариченко Н.П. Развитие художественно-образного мышления студентов художественно-графического факультета: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1984. 17 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1969.-247 с.
- Сухомлинский В.П. Как воспитывать настоящего человека. Киев: Радяньска школа, 1975.-230 с.
- Сюзева В.Ф. Исследования вопросов эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства в начальных классах (декоративная работа): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1971. — 20 с.
- Тажмуратов А. Казахские прикладные искусства. Алма-Ата: Казахстан, 1977. — 96 е.: ил.
- Традиции и новаторство в художественном освоении действительности. Сб. научных трудов / Под ред. К. К. Каратаева. Алма-Ата: Наука, 1981, — 109 с.
- Турсун-Заде Ф. М. Художественные традиции и прогресс искусства. -Душанбе: Ирфон, 1976. 98 с.
- Уроки изобразительного искусства: Методические разработки к типовой экспериментальной программе для общеобразовательных школ с 5-дневной учебной неделей. / Под общей ред. Б. П. Юсова. М.: АПН СССР, 1983.-87 с.
- Уроки рисования в начальной школе (Г.В. Лабунская, Г. А. Назарев-ская, Е.Е. Рожкова). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 166 с.
- Ушинский К.Д. Предметы первоначального обучения: Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. Т. 2. — М.: Учпедгиз, 1954. — 634 с.
- Фоменко В.Т. Исследование структуры урока. Душанбе: Ирфон, 1969.- 155 с.
- Хакимова Р.Н. Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания старшеклассников в процессе внеклассной работы (На материале Марийской АССР): Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1980.-29 с.
- Хасанов В.Р. Народное декоративное искусство Узбекистана как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Ташкент, 1970. — 29 с.
- Хворостов A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1981. — 176 е.: ил.
- Хворостов A.C. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством. М., 1983.
- Хибнера В.А. Формирование навыков рисования путем упражнений у учащихся первого класса. Автореф. дис. .канд.пед.наук. JL, 1969. — 23 с.
- Чернявская М.С. Обучение языку изобразительного искусства как фактор развития выразительности детских художественных работ: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1974. — 22 с.
- Шацкий Т.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х тт. Т. 2. -М.: Педагогика, 1980.
- Шацкий Т.С. Искусство как элемент детской жизни. Революция искусство — дети. — М.: Просвещение, 1966. — 122 с.
- Шорохов Е.В. Композиция М.: Просвещение, 1986. — 207 с.
- Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1977. — 112 с.
- Основы композиции: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1979. — 303 с.
- Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. 2-е изд. М.: Просвещение, 1975. — 95 с.
- Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 3 классе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1985. — 192 е.: ил.
- Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическое воспитание в средней общеобразовательной школе. Автореф. докт. .дис, — М., 1988.
- Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическое воспитание в средней общеобразовательной школе. -М., Докт. дисс. 1988 г.
- Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Просвещение, 1979.- 192 е.: ил.
- Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Просвещение, 1979.-192 е.: ил.
- Щербаков A.B. Проблема руководства изобразительным творчеством ребенка. Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством / Под ред. Б. П. Юсова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1981.-С. 95 -122.
- Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество. Проблема руководства изобразительным творчеством. М.: Просвещение, 1969.-271 с.
- Щипанов A.C. Юным любителям кисти и резца: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1975. — 255 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.-64 с.
- Юсов Б.П. Грамотность и выразительность детского рисунка: Авто-реф. дис. .канд. пед. наук. М.: — 23 с.
- Юсов Б.П. Теоретические и педагогические основы системы знаний в изобразительном искусстве. Система эстетического воспитания школьников / Под общей ред. С. А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. — С. 169−214.
- Юсов В.Н. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии (О периодах возрастной актуализации занятий различными видами искусства. Теория эстетического воспитания. Вып. 3. М.: Изд-во АПН СССР, 1975. — С. 43 — 55.
- Яблонский В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции». 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1989. — 78 с.
- Яковлев Н.М. Методика и практика урока в школе. М.: Просвещение, 1970.-286 с.