Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Задания для самоконтроля

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные этапы занятия: а) организация детей на занятии; б) повторение изученного на предыдущих занятиях; в) актуализация чувственного опыта и опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний; г) сообщение темы и целей занятия, сообщение нового материала воспитателем, восприятие и первичное осознание его детьми; д) повторение, обобщение и систематизация… Читать ещё >

Задания для самоконтроля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Заполните предложенную таблицу, опираясь на понятие методики (табл. 8.1).

Таблица 8.1

Схема анализа методики воспитания и обучения дошкольников.

Зачем?

Чему обучать и как воспитывать?

Как обучать и воспитывать?

Почему так, а не иначе?

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.

Теория и методика развития речи детей.

Теория и методика формирования математических представлений у детей.

Теория и методика экологического образования детей.

Теории и методики развития детского изобразительного творчества.

Зачем?

Чему обучать и как воспитывать?

Как обучать и воспитывать?

Почему так, а не иначе?

Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром.

2. Обоснуйте оптимальность выбора использованных воспитателем продуктивных форм, методов и средств организации образовательного процесса по каждой из методик.

Педагогическая ситуация № 1. В целях формирования экологической культуры детей педагог обращается с просьбой к родителям свозить своих детей в парк на выходные и объяснить правила поведения в лесу. На следующей неделе он проводит занятие по рисованию на тему «Парк».

Педагогическая ситуация № 2. После проведения подготовительных упражнений к освоению нового вида упражнений (кидание мяча в корзину) педагог предлагает детям отгадать загадки про мяч и корзину и определить, чем они будут сейчас заниматься, какими качествами нужно обладать и как данное физическое упражнение может пригодиться в жизни.

Педагогическая ситуация № 3. Перед проведением занятия по лепке педагог создает проблемную ситуацию — «холодный пласти — лин», анализирует свойства вещества в зависимости от внешних условий и предлагает детям самостоятельно решить возникшую проблему, не вмешиваясь в ход событий. Затем проводится обсуждение и отбирается наиболее эффективный вариант дальнейших действий.

Педагогическая ситуация № 4. Музыкальный работник предлагает детя. м «сыграть» (под аккомпанемент взрослого) на музыкальных инструментах, которые лежат на столике. Подойдя к столику, дети находят лишь предметы-заместители (палочки, бутылки и т. д.). Педагог побуждает детей поэкспериментировать с предметами и предположить, как можно сыграть на них, извлечь звук.

Педагогическая ситуация № 5. Педагог разделяет детей на несколько подгрупп и предлагает составить рассказ по одной картине от лица различных героев, изображенных на ней. Затем рассказы сравниваются. Детей подводят к выводу, что воспринимать одну и ту же ситуацию и действовать в ней можно по-разному.

Педагогическая ситуация № 6. На занятии по математике педагог предлагает детям зарисовать на бумаге содержание задачи. Для этого он приводит пример на материале другой задачи, зарисовывая ее содержание на доске. В конце занятия педагог предлагает сравнить, чем отличались эти две задачи.

3. Трасформируйте предложенную схему анализа открытого занятия воспитателя под каждую из изученных методик (но алгоритму, предложенному М. Н. Перовой[1]).

Схема анализа

I. Место данного занятия в системе других занятий.

  • 1. Подготовленность данного занятия предшествующими занятиями, т. е. обоснованность темы и цели данного занятия.
  • 2. Степень готовности детей на данном занятии к восприятию знаний на последующих занятиях.

II. Структура занятия.

  • 1. Основные этапы занятия: а) организация детей на занятии; б) повторение изученного на предыдущих занятиях; в) актуализация чувственного опыта и опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний; г) сообщение темы и целей занятия, сообщение нового материала воспитателем, восприятие и первичное осознание его детьми; д) повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний детей под руководством воспитателя и в самостоятельной деятельности; е) подведение итогов занятия.
  • 2. Соответствие структуры занятия его теме и цели.
  • 3. Целесообразность длительности каждого этапа занятия.
  • 4. Взаимосвязь этапов занятия и подчиненность их основной дидактической цели занятия.

III. Материал занятия.

  • 1. Научный уровень учебного материала.
  • 2. Соответствие учебного материала (упражнений, теоретического материала, практических заданий) теме и цели занятия, возможностям детей.
  • 3. Разная степень трудности учебного материала.
  • 4. Количество учебного материала на занятии.

IV. Реализация основных дидактических принципов на занятии.

  • 1. Научность сообщаемых знаний.
  • 2. Доступность знаний детям, учет их возрастных особенностей, уровня развития и усвоения знаний.
  • 3. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода.
  • 4. Связь материала с жизнью.
  • 5. Активизация мыслительной деятельности детей. Развитие самостоятельности, навыков самоконтроля, познавательных интересов, речи детей.
  • 6. Использование наглядных средств обучения: а) выбор наглядных пособий и дидактического материала; б) его соответствие теме и целям занятия, возрасту детей, целесообразность, внешнее оформление, правильность использования; в) сочетание слова, наглядности и ручной деятельности на занятии.
  • 7. Охранительный режим на занятии.

V. Методы и приемы.

  • 1. Разнообразие методов и приемов, их соответствие возрасту детей, содержанию учебного материала.
  • 2. Развивающая направленность методов и приемов.
  • 3. Приемы, которыми достигались создание положительного отношения к материалу занятия и преодоление индифферентности.

VI. Проверка знаний детей. Похвала, одобрение и подбадривание детей.

VII. Облик воспитателя.

  • 1. Речь воспитателя: ясность, точность, выразительность, эмоциональность.
  • 2. Знание материала занятия. Владение методами и приемами работы на занятии, демонстрация наглядности, проведение практической работы.
  • 3. Общий характер поведения воспитателя на занятиях. Влияние поведения воспитателя на активность детей.

VIII. Общая оценка занятия.

  • 1. Степень достижения образовательной, развивающей и воспитательной целей занятия.
  • 2. Дисциплина детей на занятии.
  • 3. Знания, полученные на занятии детьми. Виды сформированных умений и навыков.
  • 4. Способы осуществления связи нового материала с уже известным. Способы осуществления непрерывности повторения.
  • 5. Сочетание индивидуальной и фронтальной работы на занятии.

Оцените успешность своей работы. По какой методике было легче составлять схему анализа? Почему? Сделайте выводы.

4. Чем технология отличается от методики? Учитывая выделенные различия, охарактеризуйте специфику реализации всех компонентов образовательного процесса по каждой из предложенных технологий (табл. 8.2).

Специфика реализации компонентов образовательного процесса в рамках образовательных технологий со О).

Таблица 8.2

Аксиологический компонент.

Гносеологический компонент.

Дидактический компонент.

Педагогический компонент.

Психологический компонент.

Кибернетический компонент.

Технология физического воспитания и развития ребенка.

Технология развития речи детей.

Технология формирования математических представлений у детей.

Технология экологического образования детей.

Технология развития детского изобразительного творчества.

Технология музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

5. Сделайте развернутые аннотации для 3—4 методических пособий по технологиям воспитания и обучения дошкольников.

  • [1] Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М.: ВЛАДОС, 2001.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой