Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Преодоление противоречий современной общеобразовательной школы в деятельности муниципального органа управления образованием

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Mi ift’rt деятельности школ, по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса. Эта система исходит из того, что: деятельность муниципального органа управления образованием (МОУО) по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах совершенствуется на основе постоянного изучения потребностей в образовательных услугах учащихся, родителей, учителей… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕЗ
  • Глава 1. Теоретические предпосылки выявления и преодоления противоречийвременной общеобразовательной школы
    • 1. 1. Основные направления и функции деятельности муниципального органа управления образованием по выявлению и преодолению противоречий современной общеобразовательной школы
    • 1. 2. Сущнь, держание и технология выявления овных противоречий общеобразовательной школы
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Пути и условия преодоления противоречий современной общеобразовательной школы
    • 2. 1. Информационная система муниципального органа управления образованием как условие преодоления противоречий
    • 2. 2. Стимулирование труда учителей, руководителей школ, работников муниципального органа управления образованием и преодоление противоречий общеобразовательной школы
  • Выводы по второй главе

Преодоление противоречий современной общеобразовательной школы в деятельности муниципального органа управления образованием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования обусловлена задачами дальнейшего повышения качества воспитания и обучения подрастающего поколения.

Активная необходимость повышения качества работы школы требует изменение и совершенствования управления образованием, особенно на уровне городского, районного звена. Несколько лет назад в нашу деловую жизнь вошло понятие «муниципальный орган управления образованием» (МОУО). Так называются теперь прежние районные и городские отделы народного образования. Изменение их статуса — не механический шаг: усложнилась жизнь и деятельность школ, их социальные задачи, меняются в связи с этим и функции управления. Становление муниципальных органов управления образованием проходит сложно и противоречиво, оно слабо подкреплено законодательством и подзаконной, нормативно-инструктивной документацией. Как следствие этого, не отрегулированы отношения муниципальных органов с учебными заведениями, с одной стороны, и нечетко разграничены функции с региональными управленческими структурами — с другой. Отсюда идет неопределенность статуса муниципальных органов, их штатная и финансовая маломощность, традиционные и управленческие концепции, тотальное обновление кадров и другие противоречия и проблемы. Управленческие трудности растут и от того, что работают муниципальные органы в условиях новых задач развития образования, требующих высокого профессионализма от сотрудников и руководителей.

В этих условиях необходим поиск новых управленческих структур, разработка современных моделей и технологий образования. Изменение потребностей школы делает необходимым укрепление МОУО в роли организатора деятельности школ, расстановке и повышения квалификации педагогических кадров, в усилении конкретной научно-методической помощи учителю. Для этого МОУО необходимо кардинально обогатить содержание, улучшить стиль и методы своей деятельности по управлению общеобразовательными школами и другими учебно-воспитательными учреждениями, упорядочить систему контроля, активизировать методическую работу с учителями и руководителями школ, а также систему отчетности и информирования, изучения, пропаганды и внедрения передового опыта учебной и воспитательной работы, повышения ответственности педагогических коллективов и каждого учителя за содержание и эффективность своей работы.

Успех решения этих задач во многом зависит от применения адекватных критериев оценки работы школ, их руководителей, учителей и воспитателей, для чего необходима научная разработка критериев оценки управления школами со стороны МОУО, методики их применения.

О повышении уровня образованности и воспитанности молодого поколения, значении повышения результативности работы школы и устранении недостатков в руководстве его говорится во многих государственных документах, в частности, в Постановлении правительства РСФСР «О системе государственного управления образованием в Российской Федерации» от 9 января 1992 г. № 21.

Сегодня жизнь нашего общества насыщена большим многообразием противоречий. Многие противоречия (внешние, внутренние) той или иной системы возникают в результате неудовлетворительного управления этой системой и социально-экономическими условиями. Это относится и к системе образования. Главные причины, как уже отмечалось, — это несовершенство большинства нормативных актов МО РФ и недостаточный уровень профессионально-управленческих знаний и умений руководителей школ, МОУО.

Еще одной причиной, существенно снижающей уровень управления образованием является отсутствие научно обоснованной технологии выявления (диагностирования) противоречий в деятельности школы, учителя, МОУО. Это значительно осложняет работу по преодолению недостатков, а следовательно, и снижает эффективность учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы.

Актуальность проблемы совершенствования, повышение качества и эффективности управления общеобразовательной школой со стороны МОУО посредством выявления противоречий и поиском оптимальных форм и средств их разрешения вызвана еще и тем, что еще в ряде случаев руководителями школ, начальниками и ведущими специалистами МОУО допускаются серьезные просчеты в управлении учебно-воспитательным процессом в школах. Типичными среди них выступает такие, как: недостаточный уровень реализации основных функций управления — педагогический анализ, планирование, стимулирование, слабая упорядоченность информации об объекте управления, низкий уровень организации освоения главных направлений и принципов научной организации педагогического трудаа отсюда — недостаточный уровень научно-методической и организационно-педагогической деятельности, а также методической работы МОУО с руководителями школ.

Степень разработки проблемы.

В литературе, касающейся избранной нами темы исследования, частично разработаны методологические и теоретические вопросы деятельности МОУО, организации его работы, внутришкольного руководства и контроля, научной организации педагогического труда. В этом отношении научно обоснованные рекомендации содержатся в трудах Ю. К. Бабанского, Ф. Ф. Вяккорева, Ю. В. Васильева, В. И. Загвязинского, Ю. К. Кузнецова, В. С. Лазарева,.

A.М.Моисеева, Н. Д. Малахова, Ф. Г. Паначина, М. Л. Портнова, М. М. Поташника, И. П. Раченко, В. П. Симонова, В. П. Стрезикозина, Н. С. Сунцова,.

B.А.Сухомлинского, П. Н. Третьякова, Ф. Е. Штыкало, Т. Н. Шамовой, а также в докторских диссертациях Ю. К. Конаржевского, М. И. Кондакова, А. А. Орлова, И. П. Раченко, В. П. Худоминского, И. К. Шалаева, кандидатских диссертациях В. Н. Бегей, В. Ю. Кричевского, В. И. Кротова, Э. Р. Лихацкой, Ю. Ю. Раткус, Г. М. Тюлю, Г. Ф. Федоровой, Ю. В. Чернова.

Вместе с тем, еще недостаточно разработаны и не получили системного освещения виды деятельности МОУО по выявлению и преодолению противоречий в управлении современной общеобразовательной школой. В исследованиях об управлении учебно-воспитательным процессом в общеобразовательных школах недостаточно раскрыты вопросы совершенствования работы МО-УО на основе разрешения выявленных противоречий. Отсутствуют на сегодняшний день системные исследования по определению механизма выявления противоречий в деятельности МОУО, администрации школы, учителя. В связи с этим не уточнены и оптимальные направления деятельности МОУО по управлению современными общеобразовательными школами, соответствующее содержание деятельности и структура аппарата МОУО.

Актуальность проблемы и недостаточная разработанность вопросов совершенствования управленческой деятельности МОУО обусловили выбор темы исследования: «Преодоление противоречий современной общеобразовательной школы в деятельности муниципального органа управления образованием».

Объект исследования — деятельность МОУО по управлению общеобразовательными школами.

Предмет исследования — деятельность МОУО по преодолению противоречий современной общеобразовательной школы, пути и условия их преодоления.

Цель исследования — исследовать деятельность МОУО по выявлению противоречий в управлении общеобразовательными школами и определить пути наиболее эффективного их преодоления.

Гипотеза исследования — деятельность МОУО по выявлению и преодолению противоречий в управлении современной общеобразовательной школой повысит эффективность учебно-воспитательного процесса, в том случае, если:

— определены главные направления деятельности МОУО выявленных противоречий;

— используется оптимальная структура аппарата управления МОУО, направленная на преодоление выявленных противоречий, с четким функционалом всех работников и технологией его реализации;

— совершенствуется управленческая деятельность руководителей школ;

— функционирует единая информационная система МОУО;

— создана эффективная система стимулов повышения педагогического мастерства.

Задачи исследования состояли в том, чтобы:

1. Провести анализ научной литературы для определения содержательных компонентов деятельности МОУО.

2. Разработать технологию выявления и прогнозирования противоречий в деятельности МОУО, школы, учителя.

3. Определить и экспериментально проверить условия эффективности преодоления противоречий в деятельности администрации школы, учителя, МОУО.

4. Разработать научно-методические рекомендации по реализации технологии выявления противоречий в деятельности администрации школы, учителя, МОУО.

Теоретико-методологическую основу данного исследования составляют:

— исследования, посвященные концептуальным основам регионального и муниципального образования (В.Н.Аверкин, М. В. Артюхов, В. И. Подобед, М. М. Поташник и др.);

— исследования, связанные с философско-методологическим осмыслением теории гуманистических ценностей и гуманизации образования (С.Г.Вершловский, А. И. Дулов, В. И. Загвязинский, Л. П. Кисатинов, Т. А. Стефановская, В. А. Сухомлинский и др.);

— исследования по психолого-педагогическим аспектам развития инновационных процессов в образовании (В.П.Беспалько, Л. С. Выготский, А. И. Кочетов,.

A.Н.Леонтьева, И. П. Раченко, С. Л. Рубинштейн и др.);

— изучение вопросов организационно-педагогических условий эффективности инновационной деятельности педагогических кадров (Ю.В.Васильев,.

B.В.Васильев, Т. И. Шамова, Ю. К. Конаржевский, В. С. Лазарев, В. М. Лизинский,.

А.М.Моисеев, А. А. Орлов, В. И. Подобед, М. М. Поташник, М. Л. Портнов, Н. Решетников, К. М. Ушаков, И. К. Шалаев и др.);

— исследования по проблемам противоречий (В.В.Бородкин, В. Н. Зайцев и др-);

— вопросы педагогических технологий (В.П.Беспалько, В. И. Питюков и др.).

В ходе исследования применялись следующие методы: изучение литературы по проблемам противоречий, образования, школоведения и теории управления, которое дало возможность глубже уяснить состояние управления школами, подойти к определению основных функций МОУО в развитии современной общеобразовательной школынаблюдения за работой руководителей школ, ведущих специалистов МОУОбеседы с руководителями школ, учителями, специалистами МОУО, начальниками МОУО области, странысоциологический опрос учащихся, родителей, педагогованкетирование руководителей школ, учителей, работников аппарата МОУОсравнительный анализ состояния управления учебно-воспитательным процессом в школах городастатистическая обработка данных о состоянии управления в общеобразовательных школах города и управления областиопытно-экспериментальная работаанализ результатов экспериментальной и опытной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит:

— в обосновании основных направлений деятельности МОУО с учетом основных противоречий в управлении школой;

— в определении технологии выявления (диагностирования) противоречий в деятельности администрации школы, учителя, МОУО;

— в классификации противоречий с учетом управленческого аспекта;

— в уточнении перечня и содержания компонентов педагогического мастерства педагога, управленческой деятельности руководителей школы, аналитических и методических качеств работников МОУО;

— в определении оптимальных условий преодоления противоречий в деятельности МОУО, администрации школы, учителя.

Практическая ценность. Повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах будет содействовать использование разработанной технологии выявления противоречий в управлении школами, внедрение в практику работы МОУО положения об оценке деятельности работников аппарата МОУО, общественно-государственной системы управления образованием в городе, структуры аппарата МОУО, обеспечивающей усиление научно-методической деятельности, положения об оценке деятельности учителей, руководства школ и введение дифференцированной оплаты их труда, освоение организационно-деятельностного подхода по главным направлениям научной организации педагогического труда, создание системы деятельности МОУО по преодолению противоречий в управлении современными общеобразовательными школами.

На защиту выносятся:

1. Технология прогнозирования и выявления противоречий в деятельности МОУО.

2. Информационная система МОУО, как форма деятельности по преодолению противоречий.

3. Система стимулирования труда учителей, руководителей школ и работников аппарата МОУО.

Достоверность и обоснованность выводов обеспечивается методологией и методами исследования, адекватными его целям и задачам, использованием программно-целевого и комплексного подхода к анализу деятельности руководящих кадров школ и работников МОУО, органическим соединением теоретических разработок и практической реализацией их в процессе выполнения автором служебных функций в школах и МОУО, широтой объема исследования и длительностью апробации полученных результатов.

Апробация работы Апробация исследования и внедрение его результатов в практику работы осуществлялось в процессе работы диссертанта в школе № 2 и муниципальном органе управления образованием в г. Саянске.

Основные теоретические и практические результаты исследования представлялись на:

— Научно-практической конференции курсов повышения квалификации заведующих рай (гор)ОНО Центрального ордена дружбы народов института усовершенствования учителей (Москва, декабрь 1990 г.);

— Семинаре — курсах зав. рай (гор)ОНО Иркутской области (Саянск, октябрь 1990 г.);

— Областных педагогических чтениях «Взаимодействие теории и практики в разработке проблем управления» (Иркутск, февраль 1991 г.);

— Всесоюзном научном совещании исполнителей Головной научно-исследовательской организации АПН СССР по «Комплексному исследованию проблем НОТ в системе просвещения (НОТ учителя, учащихся и руководителя)» (Пятигорск, март 1991 г.);

— Областной конференции творческих работников образования «Актуальные проблемы семейного воспитателя в современных условиях» (Иркутск, апрель 1992 г.);

— Школе-семинаре при Международном Центре Обучающихся Систем (МЦОС) «Образовательные стандарты. Оценка достижений, диагностика, управление качеством образования» (Москва, июнь 1993 г.);

— Курсах повышения квалификации зав. рай (гор)ОНО Иркутской области (Иркутск, апрель 1995 г.);

— Четвертой научно-практической конференции Восточно-Сибирского института МВД РФ (Иркутск, 1999 г.);

— Научной конференции «Новые информационные технологии» (Неделя информатики в Иркутске, 15−20 февраля 1999 г.);

— Научно-практической конференции «Проблемы содержания и методика преподавания предметов физико-математического цикла» (Иркутск, 1999 г.);

— Межвузовской конференции по математике и проблемам ее преподавания в ВУЗе (авторские 1 п.л.) (Иркутск 1999 г.);

— Международной конференции «Образование взрослых — шаг России в XXI век» (Нижний Новгород, 1999 г.);

— Всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы информатизации образования» (авторские 0,5 п.л.) (Пермь, 1999 г.);

— Курсах повышения квалификации зав. рай (гор)ОНО Иркутской области (Иркутск, апрель 1999 г.);

— Межвузовской научно-практической конференции ИГЛУ «Целостность образовательного пространства: проблемы, перспективы развития» (Иркутск, октябрь 1999 г.);

— Региональной научно-практической конференции ИИПКРО «Инновационные процессы в образовательных учреждениях Иркутской области: состояние, проблемы и перспективы развития» (Иркутск, октябрь 1999 г.);

Опубликованы: статья в журнале «Народное образование» № 3, 1991 г., методические рекомендации «НОТ младшего школьника» (Иркутск, 1993 г.).

Внедрение в практику. Основные результаты исследования внедрены в практику семи школ г. Саянска Иркутской области. Система работы Саянского МОУО по совершенствованию управления учебно-воспитательным процессом в общеобразовательных школах используется в практике работы МОУО Иркутской области, а также в гг. Нерюнгри, Петровск-Забайкальске, Ростов-Ярослав-ске, Угличе (Ярославской области), с. Вознесенское (Амурского района, Хабаровского края).

Решением коллегии Главного управления образования Иркутской области, рекомендовано всем МОУО использовать опыт деятельности Саянского городского управления образования по проблемам: «Освоение демократических начал в управлении школами», «Аттестация учителей», «Аттестация руководителей школ», «Оценка деятельности работников аппарата МОУО», «Совершенствование структуры аппарата МОУО» .

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Основные результаты исследования соответствуют положениям и задачам, сформулированным в Законе РФ «Об образовании». В свете этого документа избранная нами тема исследования оказалась вполне актуальна. Действительно, дальнейшее улучшение работы современной общеобразовательной школы во многом зависит и от укрепления муниципального органа управления образованием, от совершенствования его деятельности по преодолению противоречий современной общеобразовательной школы. В работе достигнута цель исследования — разработана и апробирована технологи выявления противоречий в управлении общеобразовательными школами, показаны эффективные пути, условия, формы и средства их преодоления. Одним из важных побочных результатов исследований явилась работа по классификации противоречий: выделено пять групп противоречий — организационные, социально-психологические, информационные, ресурсные, стиля управленческих отношений.

В ходе исследования была подтверждена выдвинутая нами гипотеза. Разработанные автором рекомендации по совершенствованию деятельности муниципального органа управления образованием (МОУО) на основе выявленных и прогнозируемых противоречий с использованием структуры деятельности МОУО, администрации школы, учителя по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в школах нашли свое практическое воплощение.

В процессе исследования было выявлено, что эффективность учебно-воспитательного процесса в школах зависит от своевременного выявления и преодоления противоречий в деятельности школы, учителя, муниципального органа управления образованием. Необходимо постоянно совершенствовать деятельность муниципального органа управления образованием по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в школах на основе выявленных противоречий.

Установлена необходимость совершенствования системы работы муниципального органа управления образованием по преодолению противоречий в.

Mi ift’rt деятельности школ, по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса. Эта система исходит из того, что: деятельность муниципального органа управления образованием (МОУО) по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах совершенствуется на основе постоянного изучения потребностей в образовательных услугах учащихся, родителей, учителей, на основе использования эффективных форм и средств преодоления выявленных противоречий в деятельности МОУО, администрации школ, учителяисследования и практическая апробация основных направлений деятельности МОУО показала, что эффективность учебно-воспитательного процесса значительно возрастает при усилении научно-методической помощи школе в разработке содержания образования и воспитания, программ, методик, педагогических технологий со стороны МОУОэффективность управления МОУО учебно-воспитательным процессом значительно возрастает при изучении и проведении работы по повышению уровня управленческой деятельности руководителей учреждений образованияразработка и практическое использование нормативно-правовой базы деятельности всех структурных подразделений МОУО способствует повышению эффективности управления учебно-воспитательным процессом в школахсоздание единой информационной системы обеспечивает совершенствование управленческой деятельности МОУО и повышение эффективности учебно-воспитательного процесса школпродолжительная экспериментальная работа по созданию системы стимулирования деятельности учителя, руководителей школ, работников аппарата МОУО, убедительно доказала, что использование критериев по оценке деятельности учителей, руководителей школ, работников аппарата МОУО, обеспечивающих объективную оценку при использовании материально-морального стимулирования, способствует развитию творчества в школе и в целом в системе образования города, повышает эффективность учебно-воспитательного процессаорганизационно-исследовательская работа МОУО по использованию главных направлений, принципов научной организации педагогического труда в разрешении противоречий в деятельности школы, показала, что при этом у всех участников появляется стремление самореализоваться, самоутвердиться, жажда выделиться, честолюбие, разумный эгоизм и т. п., а все эти качества личности являются движущей силой, питающей педагогическое творчество, которое способствует совершенствованию деятельности МОУО, повышению эффективности учебно-воспитательного процесса и в целом развитию системы образования в городедеятельность МОУО постоянно совершенствуется при системном подходе в руководстве по преодолению основных противоречий в работе школьных коллективовисследования показали, что данная работа значительно повышает эффективность учебно-воспитательного процесса при постоянном научном руководственеобходимой предпосылкой эффективности учебно-воспитательного процесса в школах является создание в педагогических коллективах нормальной морально-психологической атмосферы.

Все это дает основание констатировать, что цель работы достигнута.

Длительная опытно-экспериментальная работа и положительные ее результаты, дают основание дать практические предложения:

1. В целях совершенствования деятельности МОУО, повышения эффективности управления современными общеобразовательными школами, необходимо систематически использовать разработанную технологию выявления противоречий в деятельности МОУО, администрации школы, учителя. Это позволит своевременно находить пути, формы, средства по их преодолению. Также нужно постоянно изучать потребности населения в образовательных услугах.

2. Считать одной из главных задач МОУО создание системы стимулирования труда работников образования. Одним из путей создания такой системы является — разработка и использование научно обоснованных положений об аттестации учителей, руководителей школ, работников аппарата МОУО. Положения должны учитывать социально-экономические условия конкретного муниципального образования.

3. С целью усиления аналитической деятельности МОУО, руководителей школ, учителей должна быть создана информационная система. Наличие информационной системы позволит делать объективный анализ всех структур, элементов системы образования в городе, повысит качество всей управленческой деятельности, следовательно поможет преодолеть противоречия современной общеобразовательной школы.

Перспектива дальнейших исследований в данном направлении связывается с проблемой совершенствования деятельности МОУО по разработке теоретических основ и практических рекомендаций административного управления муниципальными образовательными системами, на основе преодоления противоречий современной общеобразовательной школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Г. Психология в управлении и для управления. (Руководителям и подчиненным) М.: Сентябрь, 1998 — 159 с. (Б-ка журн. «Директор школы" — Вып. № 5.)
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. 335 с.
  3. В.Н., Иванов Н. М. Финансовая политика в сфере образования: вчера, сегодня, завтра. Новгород: Регион, центр развития образования, 1997.-50 с.
  4. А.К. Информация и информационные системы. М.: Радио и связь, 1982. — 160 с.
  5. ., Плескач М. Об информационном обеспечении управления. //Нар. образование. 1991-№ 2. — С. 18−19.
  6. . Состояние интуиции и анализа в управленческой деятельности. //Нар. образование. 1978. — № 7. — С. 72−76.
  7. М.В. Управление муниципальной образовательной системой: опыт Сибирского региона. //Педагогика. 1999. — № 5. — С. 14−18.
  8. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. — М.: Высш. школа, 1974. 111 с.
  9. В.Г. Научное управление обществом. М.: Политиздат, 1975. -С. 383
  10. В.Г. Социальная информация и управление обществом. М.: Политиздат, 1975. — 408 с.
  11. Ю.К. Педагогика: учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. -С. 478
  12. В.В. Системная детерминация человеческой деятельности. Дисс. Докт. Философ. Наук. Свердловск, 1986. — 385 с.
  13. A.M. и др. Психология управления./Бандурка A.M., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Харьков: Фирма „Реноме“, 1998. — 464 с.
  14. В. Мониторинг качества обучения средство управления образованием. //Мир образования. — 1996. — № 2. — С. 31−36.
  15. В.В. Проблемы противоречия в материалистической диалектике. М.: Мысль, 1982. — 195 с.
  16. Ю.В. ИПК: сегодня и завтра М.: Изд-во ИПК и ПРНО, 1996.-24 с.
  17. Ю.В. Теория и практика педагогического управления в школе.- М.: Педагогика, 1989. 315 с.
  18. В.В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1990. — 140 с.
  19. Л.И. Планирование работы средней общеобразовательной школы. М.: Новая школа, 1996. — 119 с.
  20. И.Ф. Деятельностный смысл бытия человека. Дисс. Докт. Философ. Н. Минск-Рига, 1988. 372 с.
  21. М.А. и др. Методические рекомендации по анализу учебно-воспитательной работы и управленческой работы / Вейт М. А., Самсонов Ю. А., Тучкова Г. Г. Липецк: Изд-во ЛОПУУ, 1996. — 105 с.
  22. С.Г. Рабочая книга андрагога. СПб.: Знание, 1998. -198с.
  23. Д. Главное постоянная диагностика (реализация управленческих функций в системе регионального управления). //Образование и рынок. — 1998. — № 3. — С. 41−43.
  24. В. Аттестация: доказательство аксиомы. //Народное образование. 1994. — № 8. — С. 35−37.
  25. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя.- М.: Изд-во „Дело“, 1994. 318 с.
  26. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики. Под ред. Т. И. Шамовой. — М.: Педагогика, 1991. — 192 с.
  27. A.M., Микаладзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структура и регуляция: Психологический анализ. М.: изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
  28. В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: Монография. Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997. -421 с.
  29. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 520 с.
  30. Л.С. Развитие высших психологических функций: Из неопубликованных трудов М.: Акад. пед. наук РСФСР- Ин-т психологии, -1960.-500 с.
  31. Е.И. Вопросы применения информационных технологий в сфере образования и обучения. //Информационные технологии. 1998.- № 2. С. 132−136.
  32. Г. Г. Совершенствование функций управления общеобразовательной школой в условиях ее реформы. М.: Новая школа, 1988. — 189 с.
  33. Д., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М: Прогресс, 1976. 188 с.
  34. Ю.М. Системно-информационный анализ процессов управления. Новосибирск: Наука, 1988. — 332 с.
  35. В.В. Виды общения в обучении. М: Педагогика, 1977. — 256 с.
  36. А. Избранное педагогическое сочинение. М.: Учпедгиз, 1956.-303 с.
  37. А.И. Научно-педагогическая школа. Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 1999.-239 с.
  38. В.И. Взаимосвязь управления экономики образования. //Педагогика. 1998. — № 8. — С. 23−25.
  39. В.И. Введение в научное исследование по педагогике. М.: Просвещение, 1988. — 238 с.
  40. В.И. Методы педагогических исследований. М.: Просвещение, 1972.-215 с.
  41. В.И. Проектирование образовательных систем. //Педагогика, 1999. — № 5. — С. 8−13.
  42. В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. -М.: Знание, 1991. 63 с. (б-ка „Современ. шк.: проблемы руководства“).
  43. В.Н. Преодоление противоречий в системе просвещения. //Сов. педагогика. 1989. — № 8. — С. 31−38.
  44. М.Г. Организация труда директора. М.: Просвещение, 1971. -176 с.
  45. В.И. Организационно педагогическая деятельность руководите ля школы. М.: Новая школа, 1992. — 114 с.
  46. А.Г. Человек и его работа. / Здравомыслов А. Г., Рожин В. П., Язов В. В. М.: Мысль, 1967. — 105 с.
  47. A.M. Моделирование системы управления школой. Иркутск: ИПКРО, 1990. — 67 с.
  48. Р.Н. Организация и методика информационной работы. М.: Наука, 1982. — 192 с.
  49. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1981. — 328 с.
  50. М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (социологический аспект). Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1974. — 224 с
  51. Л. П. Кичатинова Н.А. Результаты исследования состояния воспитательной работы в школах г. Байкальска. Иркутск. — 1992. — 52 с (Рукопись).
  52. Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников. -Иркутск: ИГПИ, 1989. 178 с.
  53. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: НМО „Творческая педагогика“, 1992. — 136 с.
  54. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса как фактор повышения эффективности управления общеобразовательной школой. // Дисс. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Челябинск, 1980. — 358 с.
  55. Конаржевский Ю. А, Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой (ч. 1). — М.: ОУ „Педагогический поиск“, 1997.-105 с.
  56. Ю.А. Технология педагогического анализа учебно-воспитательного процесса (ч. 2). М.: ОУ „Педагогический поиск“, 1997. -110с.
  57. Ю.А. Формирование педагогического коллектива. — М.: ОУ „Педагогический поиск“, 1997. 98 с.
  58. М.И. Опыт работы передовых районов и городских отделов образования по руководству школьным делом. // Дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1951. — 152 с.
  59. М.И. Теоретические основы школоведения // Дисс. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1980. — 356 с.
  60. М.И. и др. Управление народным образованием в районе (городе). М.: „Просвещение“, 1981. — 192 с.
  61. .С. Управление школой продленного дня. Киев: Радянська школа, 1988. — 122 с.
  62. А.И. Культура педагогического исследования. Минск: Изд-во „Народная асвета“, 1992. — 132 с.
  63. Кочетов А. И, Педагогическая диагностика в школе. Минск: Изд-во „Народная асвета“, 1987. — 215 с.
  64. В.И. Философский анализ соотношения деятельности и поведения в человеческой активности: Дисс. Канд. Философ. Н. Томе, 1989. -156 с.
  65. В.Ю. Совершенствование управленческих знаний как фактор повышения эффективности работы директора школы. // Дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Д., 1980. -160 с.
  66. Ю.К. Гороно и школы // Нар. образование. 1982. — № 2. -186 с.
  67. Ю.К. Управление школами в условиях перехода ко всеобщему среднему образованию. // Дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М., 1972. — 160 с.
  68. Н.И., Максимов Н. А. Руководитель и коллектив. М.: Экономика, 1979. — 119 с.
  69. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: ЛГУ, 1970.-98 с.
  70. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л. ЛГУ, 1986. -110 с.
  71. Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. М.: Новая школа, 1997. -142 с.
  72. B.C. Управление школой: теоретические основы и методы. — М. Центр социальных и экон. исследований, 1997. 336 с.
  73. А.Н. Деятельность и сознание// Вопросы философии. 1972. -№ 2.-С. 21−29.
  74. А.Н. Деятельность. Сознаниею. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  75. В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. М.: „Пед. поиск“, 1999.-160 с.
  76. В.М. Работа администрации школы с учителем. М.: „Пед. поиск“, 1997. — 120 с.
  77. Э.Р. Организация творческих поисков педагогических коллективов школ района (города) по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. // Дисс. на соискание ученой степени кандида та педагогических наук. М., 1981. — 152 с.
  78. Н. Под аккомпанемент аттестации // Нар. образование. 1995. № 1.-С. 24−29.
  79. А.Н. и др. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении / Майоров А. Н., Сахарчук Л. Б., Сотов А. В. СПб.: Санкт-Петербургск. гос. ун-т пед. мастерства, 1992. — 77 с.
  80. И.Д. Нововведения на муниципальном уровне управления образованием. М.: РАО ИГО, 1995. — 149 с.
  81. Н.Д. Развитие муниципальных систем управления образованием. // Педагогика. -1998. № 7. — С. 20 — 26.
  82. Н.Д. Эксперимент в районе: поиски и решения. // Советская педагогика. -1989. -№ 3. С. 76−81.
  83. А. Оплата труда учителя: какой ей быть? // Нар. образование. -1988.-№ 10.-С. 40−43.
  84. М., Измайлов Г. Практикум по психологии. Измерения в психологии. Часть 1. Общая психомоторика. М.: Педагогика, 1988. -310с.
  85. A.M. и др. Основы информатики, 2-е издание. / Михайлов А. М., Черный А. И., Гиляревский Р. С. М.: Наука, 1968.- 756 с.
  86. Модели и проблемы аттестации / Гребенщикова С., Мамаева Л., Шевченко В. и др. //Нар. образование. 1996. — № 3. — С. 112−114.
  87. Начало пути: поколение со средним образованием /Под ред. М. Х. Титма. -М.: Наука, 1989.-240 с.
  88. Нововведения во внутришкольном управлении. / Моисеев A.M., Капто А. Е., Лоренсов А. В. и др. М.: Рос. Пед. агенство, 1998. — 230 с.
  89. Ю. Информированный учитель — образованный ученик. // Образование и рынок. 1998. — № 2 — С. 52.
  90. С. и др. Искусство управления. / Норкот С., Паркинсон, Рус-томджи М.К. СПб.: Лениздат, 1992. — 141 с.
  91. Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии: пер. с нем. М.: Прогресс, 1978. — 380 с.
  92. Общественно-государственная экспертиза экспериментальных площадок и инноваций в образовании. /Иванов Д. А, Иванова Е. Л., Шестакова И. Г., Тубельский АН. М.: НПО Школа самоопределения, 1997. — 63 с.
  93. В. Информационное обеспечение внутришкольного управления: проект „София ИТР“. // Мир образования. — 1997. — № 2. — С. 55
  94. А.М. Социальное управление: некоторые вопросы теории и практики. М.: Мысль, 1980. — 269 с.
  95. Опыт разработки педагогических программ развития школы. /Под ред. А.В.Гаврилина- Владимирский обл. институт усоверш. учителей. — Владимир, 1995.-72 с.
  96. А.А. Функции управления общеобразовательной школой. // Новые исследования в педагогических науках. 1984. — № 2. — С. 8−14.
  97. Ф.Г. Управление просвещением в СССР. Учеб. пособие по спецкурсу для студентов 1'11И. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  98. А.И. Преемственность человеческой деятельности: Дисс. Канд. Философ. Наук. Киев, 1989. — 199 с.
  99. А.Н., Воробьев Г. В. Теория и практика педагогического эксперимента. М.: Педагогика, 1979. — 206 с.
  100. В.И. Основы педагогической техники. М.: Российское педагогическое агенство, 1977. — 174 с.
  101. К.К., Голубев Г. Г. Психология. М.: Высшая школа, 1977.-256 с.
  102. В.И. Как удовлетворить образовательные интересы? // Сов. педагогика. 1990. — № 11. — С. 46−51.
  103. В.И. Оптимизация управленческой деятельности областного отдела народного образования. // Дисс. на соискание ученого звания кандидата педагогических наук. Л., 1981. — 160 с.
  104. В.И. Региональная структура управления образованием. // Сов. педагогика. -1991. № 9. — С. 29 — 35.
  105. В.И., Жилина А. И. Совершенствование структуры управления образованием в регионе // Сов. педагогика. 1989. — № 6. — С. 47−52.
  106. В.И. и др. Совершенствование управления народным образованием в районе / Подобед В. И., Казарцев С. Д., Загорский А. Я. // Сов. педагогика. 1987. — № 10. — С. 67−71.
  107. К.В. и др. Информационное обеспечение АСУ. / Пономарев К. В., Кузьмин Л. Г., Моров В. И. М.: Техника, 1981. — 247 с.
  108. М.М., Лазарев B.C. Управление развитием школы. — М.: Новая школа, 1995.-414 с.
  109. М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой (в вопросах и ответах). М.: Новая школа, 1997. — 350 с.
  110. М.М. Управление современной школой. М.: Ailli ЦИ111, 1992.-168 с.
  111. М.Л. Азбука школьного управления. М.: Просвещение, 1991. -190 с.
  112. Н.П. Алгоритм перестройки: труд наука — техника — организация -человеческие отношения. — Пятигорск: ГПИИЯ — 1989. — 24 с.
  113. И.П. Диагностика качества профессионально-педагогической деятельности учителя. Пятигорск: ГПИИЯ, 1990. -116 с.
  114. И.П. Диагностика развития педагогического творчества учителя. Пятигорск: ГПИИЯ, 1992. — 195 с.
  115. И.П. Диагностика и технология выбора методов педагогической деятельности учителя. Пятигорск: ГПИИЯ, 1994. — 21 с.
  116. И.П. Интегративная педагогика, ч. 1. Пятигорск: ПЛТ, 1998. -209 с.
  117. И.П. Интегративная педагогика, ч. 2. Пятигорск: ПЛУ, 1998. -215с.
  118. И.П. Интегративная педагогика, ч. 3. Пятигорск: ПЛУ, 1998. — 223 с.
  119. И.П. Как осуществить научный подход к выбору форм, методов и средств педагогического труда: (Учеб., практ. задания и метод, советы). Пятигорск: ГПИИЯ, 1987. — 58 с.
  120. И.П. НОТ учителя. М.: Просвещение, 1989. — 236 с.
  121. И.П. Новое мышление в организации и управлении педагогической деятельностью. Пятигорск.: ГПИИЯ, 1989. — 16 с.
  122. И.П. Проблема научной организации труда в школе. М.: Педагогика, 1987. -150 с.
  123. И.П. Принципы научной организации педагогического труда. -Киев.: Радянська школа, 1990. -187 с.
  124. И.П. Развитие педагогического творчества учителей. Пятигорск: ГПИИЯ, 1979.-42 с.
  125. И.П. Технология развития педагогического творчества: Сб. науч. работ. Пятигорск.: ГПИИЯ, 1996. — 90 с.
  126. И.П. Технология развития педагогического творчества: Сб. науч. работ. Пятигорск.: ГПИИЯ, 1994. — 148 с.
  127. И.П. Технология развития педагогического творчества: менеджер организатор учебно-воспитательного процесса. — Пятигорск.: ПЛУ, 1997.-69 с.
  128. Ю.Ю. Пути совершенствования управленческой деятельностью района: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Л.: РАО ИОВ, 1982. — 21 с.
  129. Н. Эволюция доктрины управления образованием. // Мир образования. -1997. № 6. — С. 10−16.
  130. X. Об организации труда в отделе народного образования. -Таллин: ГТУ, 1977.-120 с.
  131. С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. т.1−488 е., т. 2−328 с.
  132. С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: педагогика, 1976.
  133. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. /Лазарев B.C., Афанасьева Т. П., Елисеева И. А., Пуденко Т. Н. М.: Цент социальных и экон. исслед-й, 1995. — 158 с.
  134. И.Г. Квалиметрические методики и процедуры в управлении качеством школьного образования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. СПб., 1999. — 21 с.
  135. О., Вытол Г. Бюджет времени и рационализация труда работников рай (гор) оно. // Материалы конференции по вопросам совершенстщ 1вования форм и методов работы отделов народного образования. М.: Просвещение, 1978.- 121 с.
  136. В.Ф., Антипин В. А. Справка по результатам изучения социально-психологического климата в школе № 2 г. Саянска (12 15 февр. 1990 г.) — рукопись.
  137. А. Педагогическое диагностирование // Нар. образование. — 1998.-№ 6.-С. 127.
  138. В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  139. В.П. Педагогический менеджмент. М.: Роспедагенство, 1997.-262 с.
  140. Ю.В., Гусев В. Ф. Аттестация педагогических кадров: проблемы и решения // Сов. педагогика. -1991. № 1. — С. 87
  141. М.Н., Краевский В. В. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. М.: Педагогика, 1978. — 206 с.
  142. М.Н. Методология и методика педагогического исследования. М.: Педагогика, 1986. -123 с.
  143. В.А., Подымова Л. С. Педагогика. Инновационная деятельность. М.: Прометей, 1998. — 219 с.
  144. Т.А. Технология обучения педагогике в ВУЗе. Иркутск: Издательство ИГЛУ, 1999.
  145. Т.А. Педагогика: наука и искусство: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов ВУЗов и слушателей институтов повышения квалификации. М.: Совершенство, 1998 — 356 с.
  146. Г. Н. Деятельность районо по управлению учебно-воспитательным процессом в школе. // Материалы конференции по вопросам совершенствования форм и методов работы отделов образования. М.: Просвещение, 1978. — 118с.
  147. А.П. Информация и человек. М.: Сов. Россия, 1980. — 208 с.
  148. В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1973. — 206 с.
  149. B.C. Директору школы о планировании. Челябинск: Че-ляб. пед. ин-т., 1974. — 152 с.
  150. С.П., Алферов Ю. С. Управление школой в федеральном государстве. М.: АПП ЦИТП, 1992. (Б-ка» Современная школа: проблемы руководства."). — 56 с.
  151. П.И. Новая модель управления: московский вариант. // Нар. образование. 1991. — № 7 — С. 20−24.
  152. Третьяков П. И Основное содержание управленческой деятельности руководителей школ. // Мир образования. 1996. — № 1. — С. 54−57.
  153. П.И. Сознавать себя господином // Нар. образование. 1991. -№ 12.-С.6−10
  154. П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе. М.: Педагогика, 1991. — 186 с.
  155. П.И. Управление школой по результатам. М.: Новая школа, 1998.-282 с.
  156. JI. А. Распорядительная деятельность районо как средство управления школами // Дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. JL, — 1980. — 218 с.
  157. А.А. Информационное обеспечение деятельности рай (гор) оно // Материалы конференции по вопросам совершенствования форм и методов работы отделов народного образования. М.: Просвещение, 1978. — 118с.
  158. А.Д. Информация: Методологические аспекты. М.: Наука, 1971.-295 с.
  159. А.Д. Проблемы информации в современной науке: Философские очерки. М.: Наука, 1975. — 287 с.
  160. К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. М.: Сентябрь, 1995. — 125 с.
  161. В.В. Логика организации школы. М.: Сентябрь, 1998. — № 4. -127 с. — (Б-ка журн. «Директор школы»).
  162. Ф.А. Информационные потребности в области педагогики и народного образования на современном этапе и пути их оптимальногообеспечения. II Теория и практика общественно-научной информации-1. Вып. 9, 1994.- С. 189−210
  163. В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск:1. Наука, 1981.-304 с.
  164. JI.M. и др. Изучение личности учащихся и ученических коллективов./ Фридман JI.M., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. М.: Просвещение, 1988. — 202 с. (психол. наука — школе).
  165. Н.Д. Информация и управленческие отношения в педагогическом процессе общеобразовательной школы. Алма-Ата: Кн. Изд-во, 1982.-199 с.
  166. П.В. Аттестация или имитация? // Нар. образование. — 1997.-№ 3.-С. 52−56.
  167. С. Нужна ли школе диктатура? (Размышления о стиле школьного руководителя) // Мир образования. 1997. — № 6. — С. 35
  168. А.В. и др. Информационно-правовая технология совершенствования управления многопрофильным образовательным учреждением. / Чернов А. В., Носков С. И., Удилов В. П. Иркутск: РИЦ ГП «Облинформпечать», 1998. — 135с.
  169. Ю.В. Информационное обеспечение управления учебно-воспитательным процессом в средней общеобразовательной школе. Новосибирск: Кн. изд-во, 1980. -132 с.
  170. И.К. НОТ педагогического коллектива и общая технология управления школой. / Коллективная монография «Проблемы научной организации труда в школе». М.: Педагогика, 1987. — С. 60−75.
  171. И.К. Перестройка управления педагогическим коллективом на основе программно-целевого подхода. Барнаул: БГПУ, 1987. — 29 с.
  172. И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы. Барнаул- Москва: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987. — 133 с.
  173. Шамова Т. И, Нефедова К. А. Совершенствование методов и форм внут-ришкольного управления // Сов. педагогика. 1988. — № 2. — С. 41−45.
  174. Т.И., Третьяков П. Н. Управление развитием инновационных процессов в школе. М.: Педагогика, 1995. — 215с.
  175. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М.: АППЦИТП, 1992.-62 с.
  176. А. С. Из опыта изучения труда работников просвещения. -М: Просвещение, 1985. 109с.
  177. М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990.-143с.
  178. Ф.Е. Работа отделов народного образования по управлению школами. М.: Педагогика, 1981. — 205 с.
  179. Я. Реальность или иллюзия? // Нар. образование. 1989. — № 5. — С. 48−51.
  180. Щетинин В. П и др. Экономика образования. / Щетинин В. П., Хромен-ков Н. А, Рябушкин Б. С. М.: Моск. пед. ун-т, 1995. — 148 с.
  181. Е.А. Школа для всех. М.: Новая школа, 1997. — 268 с.
Заполнить форму текущей работой