Нравственное воспитание женщины в татарской демократической педагогике: конец XIX — начало XX веков
Диссертация
С ростом кардинальных политических и социально-экономических преобразований в России и Татарстане перед педагогической наукой со всей остротой встала воспитательная задача формирования нового поколения граждан, достойных преемников духовной культуры и народных традиций. Известно, что большое значение в нравственном становлении личности играет преемственность традиций предшествующих поколений… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Историко-педагогические предпосылки развития нравственного воспитания женщины в татарской демократической педагогике второй половины XIX — начала XX веков
- 1. 1. Социальные и общественно-педагогические факторы развития нравственного воспитания татарской женщины в татарской демократической педагогике второй половины XIX — начала XX веков
- 1. 2. Особенности нравственного воспитания женщины в контексте исследований трудов татарских прогрессивных педагогов второй половины XIX — начала XX веков
- Выводы по первой главе
- Глава II. Организация процесса нравственного воспитания женщины в татарской национальной школе в конце XIX — начале XX веков
- 2. 1. Содержание нравственного формирования личности женщины на рубеже XIX- XX веков
- 2. 2. Методы и средства нравственного воспитания женщины в прогрессивных татарских мектебе и медресе для девочек в конце второй половины XIX -начале XX веков
- 2. 3. Роль личности учителя в нравственном воспитании женщины в историческом контексте
- Выводы по второй главе 1
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы
- АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ Национальный архив Республики Татарстан
- Ф.1, оп.4, д. 5482. Переписка по обследованию фактического положения дел в новометодных мектебе и медресе Казанской губернии. 1913 г.
- Ф.92, оп.2, д. 5763. Дело канцелярии Попечителя Казанского Учебного округа по III столу. Мектебе и Медресе. Переписка по поводу их открытия и существования.
- Ф.92, оп.2, д. 8777. Дело канцелярии Попечителя Казанского Учебного Округа по 3-му столу.
- Ф.92, оп.2, д. 10 735. Дело канцелярии Попечителя Казанского Учебного Округа по III столу. Мектебе и Медресе. Переписка по поводу их открытия и существования.
- Ф.92, оп.2, д. 17 116. Казанский учебный округ. Стол секретный. Секретные донесения директора народных училищ Вятской губернии в деятельности и об участии в открытии татарской школы в деревне «Иж-Бобья» Вятской губернии Сарапульского уезда.
- Ф.92, оп.2, д. 19 435. Дело канцелярий Попечителя Казанского Учебного Округа по III столу. Мектебе и медресе по поводу их открытия и существования.
- Ф.92, оп.2, д. 23 178. Ходатайство жены Казанского 1-й гильдии купца Аитовой об открытии в городе Казани частного среднего учебного заведения.
- Ф.92, оп.2, д. 23 941. Об открытии частных учебных заведений. Протоколы педагогических заседаний, списки учащих и учащихся во вновь открытых учебных заведениях.
- Ф.160, оп.1, д. 1289. Дело канцелярии директора народных училищ Казанской губернии о разрешении жене Казанского купца Фатихе Аитовой открыть в Казани женский мектебе для обучения татарских девочек.
- Ф.160, оп.1, д. 1577. Директору народных училищ об открытии мусульманских училищ.
- Ф.160, оп.1, д. 1688. Сведения о медресе и мектебе города Казани.
- Ф.1065, оп.1, д. 7. Казанская частная женская гимназия, учрежденная Ф.Аитовой.
- Абдуллин, Я.Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место /Я.Г.Абдуллин. Казань: Иман, 1998. — 41 с.
- Абдуллин, Я.Г. Из истории татарской общественной мысли /Я.Г.Абдуллин. Казань, 1979. — С.91−117.
- Абдуллин, Я.Г. Социально-философская характеристика просветительства среди татар Поволжья и Приуралья (XIX век): дис. .д-ра филос. наук /Я.Г.Абдуллин- АН СССР. Казан, филиал. Ин. яз. лит. и ист. им. Г. И. Ибрагимова. Казань, 1975. — 307 с.
- Абдуллин, Я.Г. Татарская просветительская мысль /Я.Г.Абдуллин. Казань: Татар, кн. изд-во, 1976. — 319 с.
- Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителей /Подгот. О. С. Богдановой, В. И. Петровой, В. С. Ханчиным и др.- Под ред. И. А. Каирова и О. С. Богдановой. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение. 1978. — 318 с.
- Айвазова, С.Г. Тендерное равенство в контексте прав человека /С.Г.Айвазова /И М.: Эслан, 2001.-79 с.
- Акмаев, JI.P. Основные тенденции развития непрерывного педагогического образования в Великобритании (последняя четверть XX века): дис. канд. пед. наук /Л.Р.Акмаев- КГПУ. Казань, 2002. — 185 с.
- Аль-Шаади, Салех Мохсен-Али. Основные тенденции развития системы образования в Йеменской республике: дис. .канд. пед. наук /Салех Мохсен-Али Аль-Шаади- КГПУ. Казань, 2004. — 182 с.
- Амин Касим Новая женщина /К.Амин- пер. со 2-го араб.- изд. и предисл. И. Ю. Крачковского. Спб.: тип. Киршбаума, 1912. — XVIII, 121с.
- Аминов, М.Т. Использование эстетико-педагогического наследия татарских просветителей в национальной школе: дис. .канд. пед. наук /М.Т.Аминов- КГПУ. Казань, 1999. — 176 с.
- Андреева, Е.А. Нравственно-правовое воспитание младших школьников: дис. .канд. пед. наук /Е.А.Андреева- КГПУ. Казань, 2002. -235 с.
- Баймурзина, В.И. Становление и развитие башкирской народной педагогики: дис. .канд. пед. наук/В.И.Баймурзина- КГПУ. Казань, 1999. -362 с.
- Батчаева, Х.Х.-М. Прогрессивные идеи и опыт Карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников: дис. .канд. пед. наук/Х.Х.-М.Батчаева- КГПУ. Казань, 1992. — 186 с.
- Батыршина, А.Р. Нравственное воспитание школьников на краеведческом материале: (Из опыта работы школ Республики Татарстан): дис. .канд. пед. наук/А.Р.Батыршина- КГПУ. Казань, 1996. — 211 с.
- Биктимирова, Т.А. Деятельность партийных организаций Среднего Поволжья по вовлечению женщин в социалистическое строительство (19 211 926 гг.): дис. .канд. ист. наук /Т.А.Биктимирова- Казан, гос. университет. -Казань, 1982. 222 с.
- Биктимирова, Т.А. Ступени образования до Сорбонны /Т.А.Биктимирова. Казань: Алма-Лит, 2003. — 184с.
- Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2. т. /П.П.Блонский- Сост. и авт. вступ. статьи: М. Г. Данильченко, А.А.Никольская- Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. Т.1., 1979. 304 с.
- Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории /Н.И.Болдырев. М.: Педагогика. — 224 с.
- Бондарь, A.B. Формирование воспитательных умений будущего учителя. Учебное пособие для педагогических учебных заведений /A.B.Бондарь. Казань: РИЦ «Школа», 2004. — 304 с.
- Булгаков, В.Д. Общественно-педагогическая деятельность и научно-педагогические взгляды С.В.Смоленского (1849−1909): дис. .канд. пед. наук /В.Д.Булгаков- КГПИ. Казань, 1990. — 173 с.
- Валеева, P.A. Гуманистическое воспитание: опыт реформаторских школ Европы первой половины XX века /Р.А.Валеева- Науч. ред. З. Г. Нигматов. Казань: КГПУ, 1996. — 172 с.
- Валиахметова, Н.Р. Развитие профессионально-педагогического образования учителя начальной школы в России конца XIX начала XX вв.: дис. .канд. пед. наук /Н.Р.Валиахметова- КГПУ. — Казань, 2005. — 251 с.
- Вилькеев, Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов: Уч. пособие для студентов пединститутов /Д.В.Вилькеев- Отв. ред. А. О. Прохоров. Казань: Изд-во КГПИ, 1992. — 108 с.
- Вульфсон, Б.Л. Педагогическая мысль в современной Франции /Б.Л.Вульфсон. М.: Педагогика, 1983. — 184 с.
- Габдрахманов, Н.Г. Школьные традиции как средство нравственного воспитания подростков в условиях обновления общего образования: дис. .канд. пед. наук /Н.Г.Габдрахманов- КГПИ. Казань, 1997. -227 с.
- Габдуллин, Г. Г. Воспитательный потенциал педагогических дисциплин: Учеб. пособие для сист. доп. проф. пед. образования /Г.Г.Габдуллин, И.Э.Ярмакеев- Под ред. Г. Г. Габдуллина. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2004. — 463 с.
- Гаврилов, В. А. Проблемы развития теории нравственного воспитания школьников в советской педагогике (1945−1985) /В.А.Гаврилов- Отв. ред. В.И. Кожокарь- Молд. гос. ун-т им. В. И. Ленина. Кишинев: Штиинца, 1990.- 169, 1. с.
- Газизов, P.P. Тенденции развития среднего образования в Казанской губернии во второй половине XIX века: дис. .канд. пед. наук /Р.Р.Газизов- КГПУ. Казань, 2001. — 185 с.
- Газизова, Ф.Г. Народные традиции как средство нравственного воспитания младших учащихся сельской школы: дис. .канд. пед. наук /Ф.Г.Газизова- КГПУ. Казань, 2004. — 196 с.
- Гайнуллин, М.Х. Каюм Насыров и просветительское движение среди татар /М.Х.Гайнуллин. Казань, 1955. — 95 с.
- Галиахметов, И.Р. Влияние идей К.Д.Ушинского на взгляды и деятельность татарских просветителей и педагогов во второй половине XIX -начале XX века: дис. .канд. пед. наук /И.Р.Галиахметов- КГПИ. Казань, 1993.-174 с.
- Галиахметова, Р.Н. Развитие нравственно-правовой культуры учащихся школ инновационного типа (на материале гуманитарных дисциплин): дис. .канд. пед. наук /Р.Н.Галиахметова- КГПУ. Казань, 2001. -159 с.
- Галишникова, Е.М. Развитие эстетической мысли и практики в педагогике XVIII—XIX вв.еков (на примере Казанской губернии) /Е.М.Галишникова. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2003. — 111 с.
- Гибазова, Л.А. Развитие образования в Казани во второй половине XIX века: дис. .канд. пед. наук /Л.А.Гибазова- КГПУ. Казань. — 2002. -204 с.
- Гильмутдинов, Б.Р. Тенденции развития и педагогические условия прогрессивной мысли Ислама в современной школе: дис. .канд. пед. наук /Б.Р.Гильмутдинов- КГПУ. Казань. — 2002. — 178 с.
- Гимазова, P.A. Просветительская деятельность Нигматуллиных-Буби (конец XIX начало XX вв.): дис. .канд. ист. наук /Р.А.Гимазова- Казан, гос. ун-т. — Казань, 2004. — 215 с.
- Горохов, В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья /В.М.Горохов. Казань, 1941. — 260 с.
- Добролюбов, H.A. Избранное /Н.А.Добролюбов /сост. и примеч. Т. В. Громовой. М.: Правда, 1985. — 543 с.
- Духовная культура и татарская интеллигенция: Исторические портреты: сб. с. /Науч. ред. и сост. Р. М. Мухаметшин. Казань, 2000. — 159 с.
- Еналиев, З.О. Идеология татарского национального образования в общественно-политической мысли XIX начало XX вв.: автореф. дис. .канд. ист. наук /З.О.Еналиев- Казан.гос.ун-т. — Казань, 1998. — 20 с.
- Женщина в исламе /Ред.-сост. Г. Нуруллина. Москва: «Умма», 2003. — 383 с.
- Женщина в обществе: мифы и реалии: сб. ст. /ред.-сост. Л. С. Крупшин. М.: Информация XXI век, 2001. — 329 с.
- Женщины в обществе: реалии, проблемы, прогнозы /Н.М.Римашевская, А. И. Посадская, А. И. Жукова и др.- отв. ред. Н. М. Римашевская: Ин-т социально-экономических проблем народонаселения. М.: Наука, 1991. — С. 29−34.
- Женщины. История. Общество: сб. науч. ст. /Твер. центр жен. истории и тендерных исследований- под общ.ред.В. И. Успенской. Тверь: ОГУП «Тверское областное книжно-журнальное издательство», 2002. — 320 с.
- Жестовская, Ф.А. Проблемы татарского просветительства в XIX -начале XX веков в историко-политическом измерении: автореф. дис. .канд. ист. наук /Ф.А.Жестовская- Казан, гос. ун-т. Казань, 2004. — 29 с.
- Закирова, В.Г. Традиционная педагогическая культура татарской семьи: дис. .д-ра пед. наук /В.Г.Закирова- КГПУ. Казань. — 2002. — 351 с.
- Залялиев, Ш. Ш. Нравственное воспитание подростков на прогрессивных народных традициях в произведениях внеклассной работы: дис. .канд. пед. наук /Ш.Ш.Залялиев- КГПИ. Казань. — 1974. — 225 с.
- Ибрагим А.И. Абед Халил. Использование нравственного потенциала ислама в воспитании учащихся подросткового возраста: дис. .канд. пед. наук /А.И.Абед Халил.Ибрагим- КГПУ. Казань. — 1996. -204 с.
- Ибрагимова, Е.М. Непрерывная педагогическая подготовка учителя в системе допрофессионального образования: дис. .д-ра пед. наук /Е.М.Ибрагимова- КГПУ. Казань, 1999. — 340 с.
- Идиятуллина, Г. Г. Абу Наср Курсави и среднеазиатские истоки татарской общественной мысли конца XVIII начала XIX вв. (по материалам «ал-Иршад ли-л-ибад»): автореф. дис. .канд. ист. наук /Г.Г.Идиятуллина. -Казань, 2001.-22 с.
- Из истории татарской общественной мысли. Казань, 1979. — 169 с.
- Институтки: воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц /В.М.Бокова, Л.Т.Сахарова- Вст. ст. А. Ф. Белоусова. М.: Новое лит. обозрение, 2001. — 568 с.
- Ислам и женщина Востока. Ташкент: Фан, 1990. — 111 с.
- Исхаков, Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению /Д.М.Исхаков. Казань: Издат-во «Иман», 1997.-80 с.
- Исхакова, P.P. Педагогическое образование в Казанской губернии в середине XIX начале XX веков /Р.Р.Исхакова. — Казань: ЗАО «Новое знание», 2004. — 280 с.
- Козлов, Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников /Э.П.Козлов. Изд-во Ростов, унив-та, 1983. — С.286.
- Кокберн, Синтия Пространство между нами: Обсуждение тендерных и национальных идентичностей в конфликтах. Перевод с англ. М. Торхшолевой /С.Кокберн. М.: Идея-Пресс, 2002. — 256 с.
- Коллонтай, А.И. Избранные статьи и речи /А.И.Коллонтай. М., Политиздат, 1972. -430 с.
- Я.А.Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие: сборник /Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. -М.: Педагогика, 1987.-412 с.
- Кондорсе, Мари Жан Антуан Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. Пер. И. А. Шагиро /М.Ж. А. Кондорсе. М.: «Соцэкгиз», 16 тип. Треста «Полиграф-книга», 1936. — С.221−247.
- Королева, Г. И. Подготовка учителя в Казанском университете в дореволюционный период (1804−1917): дис. .канд. пед. наук /Г.И.Королева- КГПИ. Казань. — 1979. — 230 с.
- Крупская, Н.К. Воспитание молодежи в ленинском духе /Н.К.Крупская- вст. статья В. В. Шинкаренко. М.: Педагогика, 1989. — 320 с.
- Курбанов, Т.Я. Татарские учителя и учащаяся молодежь Поволжья и Приуралья в период буржуазно-демократической революции /Т.Я.Курбанов //Из истории педагогики Татарии. Казань, 1967, Сб.1. С.53−64.
- Лейкина Свирская, В. Р. Русская интеллигенция в 1900—1917 годах /В.Р.Лейкина-Свирская. — М.: Мысль, 1981.-С.8.
- Лихачев, Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников: учебное пособие по спецкурсу для пед. ин-тов. /Б.Т.Лихачев. М.: Просвещение, 1979.- 168 с.
- Макаренко, А.С. Сочинения в 4 т. /А.С.Макаренко. М., «Правда», 1987. — Т.4. — С.43−308.
- Маликов, Р.Ш. Становление и развитие тюркско-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья: дис. .д-ра пед. наук /Р.Ш.Маликов- КГПУ. Казань. — 2000. — 411 с.
- Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника /И.С.Марьенко. М.: Педагогика, 1985. — 104 с.
- Махмутова, А.Х. Борьба за женское образование у татар (90-е годы XIX века 1917 г.): дис.канд. ист. наук /А.Х.Махмутова- КГУ. — Казань, 1970.-276 с.
- Махмутова, А.Х. Возникновение светских женских школ у татар /А.Х.Махмутова //Очерки истории народов Поволжья и Приуралья. Казань, 1967.- С. 174−186.
- Махмутова, А.Х. Лишь тебе, народ, служенье! (История татарского просветительства в судьбах династии Нигматуллиных-Буби) /А.Х.Махмутова. Казань: Магариф, 2003. -455 е.: ил.
- Махмутова, А.Х. Становление светского образования у татар (Борьба вокруг школьного вопроса. 1861−1917) /А.Х.Махмутова. Казань, 1982. — С.76−93.
- Махмутова, А. Феномен Мухлисы Буби /А.Х.Махмутова //Гасырлар авазы=Эхо веков. 2000. — №½. — С.203−209.
- Мудрик, A.B. Учитель: мастерство и вдохновение: Кн. для старшеклассников /А.В.Мудрик. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
- Мухаметзянова, Г. В., Ялалов, Ф.Г. История и становление татарского гимназического образования /Г.В.Мухаметзянова, Ф. Г. Ялалов. -Казань: Иссо РАО, 1997. 100 с.
- Мухаметшин, А.Г. Становление и развитие педагогической мысли в Волжской Булгарии (VII-XIV вв.): дис. .канд. пед. наук/А.Г.Мухаметшин- КГПУ. Казань, 1995. — 184 с.
- Назмутдинов, В.Я., Амиров, Д.Ф., Ибрагимов, А. Ф. Управление обучением, воспитанием и развитием личности /В.Я.Назмутдинов, Д. Ф. Амиров, А.Ф.Ибрагимов- Под общ. редакцией А. Н. Хузиахметова. -Казань: РИЦ «Школа», 2004. 384 с.
- Народное просвещение у татар в дооктябрьский период: сб. ст. /Рос. АН, Казан, науч. центр, Ин-т яз., лит. и истории им. Г. Ибрагимова- редкол.: С. С. Аминов, Р. У. Амирханов (отв. ред.). Казань: ИЯЛИ, 1992. — 147, 1. с.
- Нафигов, Р.И. Формирование и развитие татарской общественно-политической мысли (Очерки истории 1895−1917) /Р.И.Нафигов. Казань, Изд. КГУ, 1964.-С.З-15.
- Нигматов, З.Г. Гуманистические основы педагогики: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. заведений /З.Г.Нигматов. Казань: Высш.шк., 2004. — 400 с.
- Нигматов, З.Г., Хузиахметов, А.Н. Курс лекций по педагогике. Теория и методика воспитания /З.Г.Нигматов, А. Н. Хузиахметов. Казань, 1996. — С.52−70.
- Нравственное воспитание в условиях развитого социализма /Е.М.Бабосов, В. М. Вахманова, А. П. Винокуров и др.- под ред. Е. М. Бабосова, Л. Ф. Евменова. Минск: Вышейш. школа, 1991. — 174 с.
- Нравственное воспитание. Проблемы теории и практики /Л.М.Архангельский, А. И. Афанасьева, О. С. Богданова и др., и Редкол.: А. И. Уледов (отв. ред.) и др. М.: Мысль, 1979. — 303 с.
- Нравственность и религия. Изд-во «Наука», Москва, 1964. 191 с.
- Нурутдинов, И.Г. Молодежь в тюркско-татарском идейно-политическом движении начала XX века: автореф. дис. .канд. ист. наук /И.Г.Нурутдинов- Казан, гос. ун-т. Казань, 2000. — 23 с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР -XVIII первая половина XIX вв. /Отв. ред. М. Р. Шабаева. М.: -«Педагогика», 1973. — С. 133−142.
- Очерки истории татарской общественной мысли /Под ред. P.M. Мухаметшина. Казань: Татарское кн. изд-во, 2000. — 191 с.
- Педагогическое наследие. Белинский В. Г., Чернышевский Н. Г., Герцен А. И., Добролюбов H.A. /сост. А. Ф. Смирнов. М.: Педагогика. 1988. -496 с.
- Пирогов, Н.И. Избранные педагогические сочинения /Н.И.Пирогов- сост. А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок. М.: Педагогика, 1985. — 496 с.
- Прусс, H.M. Влияние видных русских педагогов Казанского края на развитие просвещения и педагогической мысли нерусских народов, конец XIX начало XX вв.: дис. .канд. пед. наук /Н.М.Прусс- КГПИ. — Казань, 1979. — 204 с.
- Равкин, З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем: Кн. для учителя /З.И.Равкин. М.: Просвещение, 1990. — 207 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Большая Российская энциклопедия. — Т.1. — А-М — 1993. — С.275−309.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. /Гл. ред.
- B.В.Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия. — Т.2. — 1998.1. C.320−564.
- Рустямова, А. Б. Ижбобинская женская школа и подготовка учительниц из татар /А.Б.Рустямова //Из истории педагогики Татарии. /Сборник статей. Отв. ред. проф. Я. И. Ханбиков. Казань, 1972. — С. 148 154.
- Салихов, Р. Татарская буржуазия Казани и национальные реформы второй половины XIX начала XX веков /Радик Салихов. — Казань: Мастер Лайн, 2001.- 123 с.
- Саурбаева, О.Г. Тенденции развития государственной системы образования в России первой половины XIX века: дис. .канд. пед. наук /О.Г.Саурбаева- КГПУ. Казань. — 2001. — 206 с.
- Сироткин, Л.Ю. Егерева, С.Ф. Нравственный выбор и его воспитание. Науч.-метод. пособие /Л.Ю.Сироткин, С. Ф. Егерева /Казан, гос. пед. ун-т- Казан, гос. акад. культуры и искусств. Казань, 1999. — 79 с.
- Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб пособие для студ. пед. учеб. заведений /В.А.Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н.Шмелев- под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С.309.
- Смирнова, В.Н. Женский вопрос на демократическом и социалистическом этапах революции (женщины Татарии в Революции игражданской войне): автореф. дис. .д-ра ист. наук /В.Н.Смирнова. -Воронеж, 1971.- С. 11−15.
- Стетсон, Ш. Экономическое рабство женщин. Исследование экономических взаимоотношений мужчин и женщин как фактора в социальной эволюции /Ш.Стетсон- пер. с англ. и изд. М.Мамуровского. М.: Т-во Тип. А. И. Мамонтова, 1903. — 265 с.
- Туишев, Ю.А. Развитие народного образования в Татарской АССР. (К 30-летию Татар. АССР) /Ю.А.Туишев. Казан. Тип.им. Александрова, 1950.-24 с.
- Тутаев, М.З. Октябрь и просвещение /М.З.Тутаев. Казань, 1970.1. С. 11.
- Тухватуллина, Л.И. Концепция человека в арабо-мусульманской и татарской социальной философии: проблема трансформации: дис. .канд. филос. наук /Л.И.Тухватуллина- Ин-т истории АН РТ, Отд. истории обществ, мысли и исламоведения. Казань, 2002. — 199 с.
- Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т.1. /К.Д.Ушинский- Сост. С. Ф. Егоров. М. Педагогика, 1988. — 496 с.
- Файзуллина, Г. Я. Гуманизм педагогического наследия В.А.Сухомлинского: дис. .канд. пед. наук /Г.Я.Файзуллина- КГПИ. -Казань. 1986. — 220 с.
- Федосеева, Э.П. Бестужесвкие курсы первый женский университет в России (1878−1918) /Э.П.Федосеева- под ред. Э. П. Днепрова. -М.: Педагогика, 1973. — С. 133−142.
- Фукс, К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях: Краткая история Казани /К.Ф.Фукс. Репринт, воспр. Казань: ФондТЯК, 1991.-210 с.
- Ханбиков, Я.И. История педагогики татарского народа /Я.И.Ханбиков. Казань: КГПИ, 1975. — С.24−105.
- Ханбиков, Я.И. Основные направления в развитии педагогической мысли татарского народа в XI XX вв.: автореф. дис. .д-ра пед. наук /Я.И.Ханбиков. М., 1968, 27 с.
- Харисова, Л. Символ нравственности и гуманизма /Л.Харисова //Казань. 2004. — № 4. — С. 116−117.
- Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное издание. 4-е изд. перераб. и доп. /И.Ф.Харламов. — М.: Гардарики, 1999. — С.340−347.
- Харламов, И.Ф. Теория нравственного воспитания. История и современная проблематика и основные педагогические идеи /И.Ф.Харламов. Минск: Изд-во БГУ, 1972. 363 с.
- Хасбиева, Р.П. Нравственное формирование личности старшеклассника в системе внутриколлективных отношений: дис. .канд. пед. наук /Р.П.Хасбиева- КГПУ. Казань. — 2004. — 204 с.
- Хузиахметов, А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника /А.Н.Хузиахметов. Казань: ГУП «Полиграфическо-издательский комбинат», 1998. — 290 с.
- Хузина, А.Б. Нравственное воспитание детей младшего среднего возраста в семье средствами народной педагогики (на примере татарской семьи): дис. .канд. пед. наук /А.Б.Хузина- КГПУ. Казань. — 1996. — 208 с.
- Чернокозов, И.И. Профессиональная этика учителя: Кн. для учителей. 2-е изд., доп. /И.И.Чернокозов. — Киев: Радянська школа. — 1988. -221 с.
- Что должны знать учителя: знание, умение и нравственные ценности хорошего педагога: сб. ст. /Под ред. Д. Дияла- пер. с англ. Е.Н.Егоровой- под ред. Н. Н. Михайлова. М.: Прогресс-Традиция, 2001. -336 с.
- Шайдуллина, Л.И. Арабская женщина и современность (Эволюция ислама и женский вопрос) /Л.И.Шайдуллина. М.: «Наука», 1978. — 200 с.
- Шайдуллина, Л.И. Коран и шариат о положении женщины в семье и обществе: автореф. дис. .канд. ист. наук /Л.И.Шайдуллина. М., 1963. -С.3−12.
- Шарафутдинов, З.Т. Историческая преемственность в развитии татарского национального образования: дис. .д-ра пед. наук /З.Т.Шарафутдинов- Набержно-челн. гос. пед. ин-т. Казань, 1999. — 82 с.
- Шарафутдинов, З.Т. Педагогическое пространство татарского народа /З.Т.Шарафутдинов- Казан, гос. пед. ун-т. Казань- КГПУ, 2000. -180 с.
- Юзеев, А. Место джадидизма в татарской общественной мысли конца XIX начала XX веков /А.Н.Юзеев // Гасырлар авазы=Эхо веков. -1992.-№½.-С.164−173.
- Юзеев, А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII XIX вв. /А.Н.Юзеев. — Казань: Татарское книжн. изд-во, 2001. — 192 с.
- Абдуллин, Я.Г. Татар мэгърифэтчелегенец узенчэлеклэренэ карата /Я.Г.Абдуллин//Казан утлары. 1969.-№ 12. — Б.163.
- Акчура, И. Дин моназараларында иркенчелек хакында /И.Акчура. -Казан. «Мэгариф», 1906. 18 б.
- Эмирхан, И.Б. Татар фэлсэфэсе Ьэм милли мэгариф /И.Б.Эмирхан, — Казан: Тат.кит.нэшр., 2003. 335 б.
- Эмирхан, Ф. Икенче адым / Ф. Эмирхан //Кояш. 1916. — 3 октябрь.
- Эмирхан, Ф. Мегаллимэ вэ туташлар дикъкатенэ /Ф.Эмирхан //Фатих Эмирхан Сайланма эсэрлэр. Ике томда. 2 нче том. Казан: Татарстан китап нэшрияты. Матур эдэбият редакциясе. — 1958. — Б.402−405.
- Эмирхан, Ф. Татар кызы /Ф.Эмирхан //Фатих Эмирхан Сайланма эсэрлэр. Ике томда. 1 нче том. Казан: Таткнигоиздат- Матур эдэбият редакциясе. 1957. — Б.327−336.
- Байчура, Ш. Теркестан вэ татарлар /Ш.Байчура //Идел. 1996. -№ 7. — Б. 60−65.
- Баруди, Г. М. эл-Гокуду с-сэляс: никях, талак, ямин: «Мэгариф исламия"дан я^езъэ самин. /Г.М.Баруди. 4-нче басма. — Казан: Литотип. Харитонова, 1904. — 326 б.
- Биктимирова, Т.Э. Татар хатын-кызлары мэгърифэт юлында /Т.Э.Биктимирова. Казан: «Печатный двор», 2002. — 140 б.
- Бубый, Г. Буби мэдрэсэсенец тарихы /Г.Г.Бубый //Бертуган Бубыйлар Ьэм Иж-Бубый мэдрсэсе: Тарихи-документаль м^ыентык. Казан: Рухият, 1999. — Б.43−61.
- Бубый, М. Ислам деньясында хатыннар /М.Г.Буби //Бертуган Бубыйлар Ьэм Иж-Бубый мэдрэсэсе: Тарихи-документаль м^ыентык. Казан: Рухият, 1999.- Б. 107−109.
- Бубый, М. Троицкида Яушевларньщ мэктэбе рэсме рэвештэ кэшадында Мехлисэ Бубый тарафыннан сейлэгэн нотык /М.Г.Буби //Гасырлар авазы=Эхо веков. 2000. — №½. — С.209−211.
- Бубый. М. Троицкида Яушевларньщ тарафыннан хекумэт рехсэте белэн ачылган дарелмегэллиматны рэсме рэвештэ кэшадында сейлэгэн нотык /М.Г.Буби //Гасырлар авазы=Эхо веков. 2000. — №½. — С.211−214.
- Бурнашева, 3. Татар хатын—кызлары хэрэкэте тарихыннан /З.Бурнашева. Казан, 1971. — Б. 61−63.
- Ж^элэлиев, Ш. Ш. Милли тэрбия нигезлэре (исламдагы Иэм татар халык педагогикасындагы рухи-эхлакый потенциал милли тэрбия теориясенец нигезе) /Ш.Ш.^элэлиев. — Казан: Алма-Лит, 2003. — 174 б.
- ИбраЬимов, Г. Татар хатыныц тарихи ycYe /Г.ИбраЬимов //Галимжан ИбраИимов Эсэрлэр сигез томда. 7 том. Тарихи хезмэтлэр (19 111 927). Казан: Татарстан китап нэшрияты. — 1984. — Б.217−221.
- Исхакый, Гаяз Зиндан. Сайланма проза Иэм сэхнэ эсэрлэре. /Г.Г.Исхакый. Тезучесе, текст Иэм искэрмэмэлэрне хэзерлэуче Л. Гайнанова, кереш Иэм ахыр суз авторлары И. Нуруллин, Ь. Мэхмутова, Л.Гайнанова. -Казан: Татар, кит. нэшр., 1991. 671 б.
- Кадыйри, 3. Ислам деньясында хатын-кыз мэсьэлэсе /З.Кадыйри. -Уфа: Электро-Типография «Турмушъ», 1915. 48 б.
- Кадыйри, 3. Кызлар доньясы /З.Кадыйри. Казань. Типо-Лит. Т-го Д-ма «В.Еремов и А. Шашабрин» бывш. Ключникова, 1911. 36 б.
- Гафур Колэхмэтов Яшь гомер. Сайланма эсэрлэр /Г.Колэхмэтов -Казан, Татарстан китап нэшрияты, 1981. Б.51−106.
- Максуди, Эхмэт Ьади Мирас вэ мокасэмэ. Хокук исламия. 3-нче кис. /Эхмэт Ьади Максуди. Казан, 1905. 31 б.
- Мэдрэсэлэрдэ китап киштэсе. Фэнни-популяр очерклар. Казан: Татар, кит. нэшр., 1992. — 238 б.
- Мэулетова, Б. Минем сораулар /БадрищЛан Мэулетова //Эль-Ислах. 1908. — 9 март.
- Мулланурова, Р. Тац яктысына тиц /Р.Мулланурова //Соембикэ. -1999. № 6. — Б.8−9.
- Нуруллин, И.З. Фэтих Эмирхан: Атаклы кешелэр тормышы /И.З.Нуруллин. Казан: Тат. кит. нэшр., 1988. — 279 б.
- Рэсулова, 3. Хуж-иэхмэтов, Э. Мэгърифэт йолдызлыгында /З.Э.Рэсулова, Э.Н.Хужиэхмэтов- Э. Н. Хужиэхмэтов редакциясендэ. Казан: «Матбугат йорты» нэшрияты, 1998. — 258 б.
- Рестэмова, А. Октябрь революциясенэ кадэрге чорда татар хатын-кызларына белем биру мэсьэлэсенэ карата /А.Б.Рестэмова //Совет мэктэбе. -1957. -№ 6. -Б.7−10.
- Санникова, В.Н. Татар хатын-кызлары Теркестанда /В.Н.Санникова//Совет мэктэбе. 1987. -№ 11.- Б.9−10.
- Сэйфи, А. Татар хатын-кызлары азатлык юлында. (Кыскача тарихи караш) /А.Сэйфи. Казан: Тат. Окт. Ун еллыгын узыру узэк ком. нэшре, 1927. 72 б.
- ТаЬирова, С. Лэбибэ мэктэбе /С.ТаЬирова //Азат хатын. -1965. -№ 1.-Б.11.
- Фэхреддин, Р. МэшИур хатыннар /Р.Фэхреддин. Оренбург: Шэрипов, 1903.448 б.
- Фэхреддин, Р. Нэсыйхэт (кыз балалар очен нэсыйхэт) /Р.Фэхреддин //Идел. 2000. — № 4. — Б.28−36.
- Фэхредди, Р. Нэсыйхэт /Р.Фэхреддин //Идел. 2000. — № 5. — Б.4452.
- Хесэния Лэбибэ Татар зиагыларыньщ 1332 сэнэгэ карата телэклэре /Л.Ь.Хесэния //Ац. 1913. — № 2.
- Хужиэхмэтов, Э.Н. Мэгърифэт йолдызлыгы /Э.Н.Хужиэхмэтов. -Казан: Мэгариф, 2002. Б. 101−112.
- Хужиэхмэтов, Э.Н. Лэбибэ Хесэния /Э.Н.Хужиэхмэтов //Мэгърифэт. 2002. — 22 июнь-6 июль.
- Хужиэхмэтов, Э.Н. Фатиха Аитова /Э.Н.Ху^иэхмэтов //Мэгърифэт. 2002. — 13−22 июль.
- Althusser, L. (1971) Ideology and Ideological state Apparatuses in Lenin and Philosophy and other Essays /L.Althusser, New Left Books, London.
- Boyd, W. The history of Western Education /W.Boyd. Great Britain, 1976. -P.280- 329.
- Boys will be boys //The English. 2002. — 23−31 august.
- Deem, R. Women and Schooling /R.Deem. USA. — 1978. — 170 p.
- Entwistle, H. Class, culture and education /H.Entwistle. Great Britain, 1978.-214 p.
- Family Life in the Late Middle ages //The English. 2003. -№ 1.
- Gender and Stratification /Ed. by Rosemary Crompton and Michael Mann. Cambridge: Polity Press, 1994. — XXIV, 273 p.
- Henkel, M. Emerging concepts of Academic Leadership and their implications for Inta-institutional roles and relations in Higher Education /M.Henkel //European Journal of Education. 2002. — Volume 37. — Number 1. -P.29.
- Krychkova, N. Problems of today’s youth /N.Krychkova //English. -2002.-№ 5.
- Mc Dowall, David Britain in close-up /D.Mc Dowall, Longman, 1992. P.91−156.
- Oakley, Ann Sex, Gender and Society /A.Oakley. Great Britain, 1972. -220 p.
- Osborn, A. Religious Teaching in British School /A.Osborn //Мельчина О.П., Морозова Л. Ю. On Education. О педагогике. M.: Флинта: Наука, 1999. — С.66−80.
- The Radical Tradition in Education. Britain. DDR, 1970. — 299 p.
- Savington, Sandra J. Communicative Curriculum Design for the 21st Century /S.J.Savington //Forum. English teaching. 2002. — January. — Volume 40. -Number 1.-P.2−3.
- Sokol, Daniel K. The Use of Ethics in the EFL Classroom /D.K.Sokol //Forum. October 2004. — Volume 42. — Number 4. — P.2−5.