Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Специфика образовательной коммуникации на открытых образовательных ресурсах: дискурсивные модели, модели командной работы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учет культурно-прагматической специфики насыщения контентом: пользователями индивидуалистских культур контент часто пополняется и меняется, т. е. можно отметить тенденцию к созданию уникального контента. В коллективистских культурах, как правило, ресурсы подобного рода используются преимущественно для потребления и ретрансляции уже существующего контента. Более того, можно отметить большое… Читать ещё >

Специфика образовательной коммуникации на открытых образовательных ресурсах: дискурсивные модели, модели командной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Несомненно, вопросы, затрагивающие аспекты повышения образовательной эффективности ресурсов, созданных для поликультурной аудитории, являются одними из актуальных и обсуждаемых.

Если рассматривать специфику национальных стилей педагогической коммуникации, то стоит отметить, что они отражают своеобразие культурной и образовательной системы той или иной страны. Национально-когнитивная специфика будет практически полностью перенесена в формат онлайн-коммуникации.

Поскольку современное образовательное пространство носит поликультурный характер, встает вопрос эффективной организации командной работы при иоликультурном составе обучающихся. Совершенно очевидно, что состав команды будет играть существенную роль. В интернациональных командах зачастую имеет место разница в способах принятия решений, работы с информацией, коммуникации, отношения к конфликтам и т. п. Представители дифференцированных культур привносят различные коммуникативные стили в работе онлайн. Например, представители коллективистских культур быстро социализируются в сети и охотно выполняют задания, требующие командной работы. В то же время представители индивидуалистских культур используют более прагматичные подходы к решению задач в Сети. На Западе в первую очередь ценится профессионализм и навыки делового общения, а не личные связи и отношения. Таким образом, главной дидактической задачей в «западном» понимании при формировании команды будет организация группы людей, нацеленных на решение конкретной задачи и эффективно взаимодействующих друг с другом. А в восточном понимании формирование команды нацелено на создание эмоционального комфорта, эмпатии, поддержки, доверительной атмосферы. В данном контексте предметная компетентность и общие цели носят вторичный характер. Кроме того, в данном контексте следует учесть возможные технологические проблемы, проблемы нахождения в разных временных зонах, проблемы обратной связи, специфика диалога онлайн. Следует особенно выделить проблему принятия решений в поликультурной виртуальной среде, во многом обусловленную различиями в научных и образовательных культурах. Групповая работа в индивидуалистских культурах часто может восприниматься как не совсем справедливо

вое решение академических задач. Во-первых, в индивидуалистских культурах, особенно в США, для стимулирования студентов нужно обязательно добавить элемент соревнования. Во-вторых, в такой группе будет больше дискуссий и споров, каждый будет активно высказывать собственное мнение и отстаивать свои идеи. Этот момент должен быть не просто учтен, но и поощряться, например, с помощью средств коммуникации: групповых дискуссий или конференций онлайн. Если для западных студентов в групповой работе нет возможности отследить «вклад» каждого, то такая задача будет считаться решенной не вполне справедливо. В коллективистских культурах в данном контексте предпочтительнее будут групповые поощрения.

На наш взгляд, некоторые шаги по организации культурно-специфического открытого образовательного ресурса могут выглядеть следующим образом.

  • 1. Учет культурных различий, целей, ожиданий, коммуникативных барьеров, факторов успеха в представлении целевой аудитории. Совершенно очевидно, что в разных культурах существуют разные модели работы с учебной информацией, по-разному выстраивается взаимодействие между обучающими и обучающимися. В западных культурах доминирует ориентация на лучшего ученика, в культурах Востока — на среднего ученика. В соответствии с данной спецификой выстраиваются разные стратегии и тактики педагогической коммуникации.
  • 2. Учет культурно-академической специфики. Специфичность образовательных моделей во многом определяют «роли» учителя и ученика: на сегодняшний день существует концепция доминанты учителя (teachercentred) и доминанты ученика {learner-centred) в культурных образовательных системах. Первая модель характерна для восточных культур, где учебный процесс зачастую пассивный (односторонний), состоящий из передачи знаний от преподавателя студентам. Вторая модель, носящая более интерактивный характер, имеет место в западных культурах. Следует отметить, что практически вся вышеуказанная специфика переносится в электронный формат педагогической коммуникации и будет отражена в открытых образовательных ресурсах.
  • 3. Особенности эргономического дизайна ресурса. В данном контексте необходимо учитывать национальные особенности когнитивных механизмов работы с учебной информацией и их значение в процессе работы с электронными учебными ресурсами: социокультурный подход к созданию интерфейсов образовательных сетевых ресурсов; специфика цветового и шрифтового восприятия контента в разных культурах, а также культурно-специфические модели организации учебной информации.
  • 4. Учет культурно-прагматической специфики насыщения контентом: пользователями индивидуалистских культур контент часто пополняется и меняется, т. е. можно отметить тенденцию к созданию уникального контента. В коллективистских культурах, как правило, ресурсы подобного рода используются преимущественно для потребления и ретрансляции уже существующего контента. Более того, можно отметить большое количество текстового контента на открытых ресурсах коллективистских культур.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой