Комплексная оценка школьной зрелости у детей 5-6 лет
Кризис 3 лет был связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов. Произнося: я сам, ребенок стремился действовать в этом мире, изменять его. Теперь он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. И пусь желание занять это… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школьному обучению
- 1. 1. Готовность к обучению в школе и ее виды
- 1. 1. 1. Психологическая готовность
- 1. 1. 2. Интеллектуальная готовность
- 1. 1. Готовность к обучению в школе и ее виды
- 2. 1. Обзор методик по определению школьной зрелости
- 2. 2. Результаты комплексной оценки школьной зрелости
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии детской психологии. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого — педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избtжать школьной дезадаптации. Подготовка детей к школе — задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе — только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.
3. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого. Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:
1. понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.
2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.
3. распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.
4. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).
По итогам диагностического обследования могут создаваться специальные группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.
Глава 1. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школьному обучению
1.1. Готовность к обучению в школе и ее виды
1.1.1. Психологическая готовность
К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно — родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу».
Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства — психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Проблема психологиеской готовности к школе для психологии не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости.
Американские исследователи этой проблемы в основном интересуются интеллектуальными возможностями детей в самом широком смысле. Это находит отражение в применяемых ими батарейных тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических функций
Зарубежные исследования школьной зрелости в основном направлены на создание тестов, отечественные же психологи глубоко прорабатывают теоретические проблемы психологической готовности к школе, продолжая труды Л.С. Выготского[9].
Так Л. И. Божович выделяет несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них — определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе ею признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:
1) широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;
2) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» [3].
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника». Этому новообразованию Л. И. Божович придавала очень большое значение, считая, что «внутренняя позиция школьника» может выступать как критерий готовности к школьному обучению. Следует заметить, что «внутренняя позиция школьника» и широкие социальные мотивы учения — явления сугубо исторические. Дело в том, что существующая в нашей стране система общественного воспитания и обучения предполагает несколько ступеней взросления:
1) ясли, детский сад — дошкольное детство;
2) школа — с поступлением в школу ребенок встает на первую ступеньку взросления, здесь начинается его подготовка к самостоятельной взрослой жизни; именно такое значение придается школе в нашем обществе;
3) высшая школа или работа — взрослые люди.
Таким образом, школа является связующим звеном между детством и взрослостью, причем если посещение дошкольных учреждений является необязательным, то посещение школы до сих пор было строго обязательным, и дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений. Дети не хотят учиться дома, потому что в школе они не только удовлетворяют познавательную потребность, а получают новой социальный статус, Обучение в школе приводит к результату, важному как для ребенка, так и для окружающих его взрослых.
Новообразование «внутренняя позиция школьника», возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляющее собой сплав двух потребностей — познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, дозволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.
Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности — главный камень преткновение психологической готовности к школе. Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе — вопрос весьма слабо проработанный в литературе. Трудность заключается в том, что с одной стороны произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороны — слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе[8].
Д.Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, где ребенок поднимается на более высокую ступень развития, чем при игре в одиночку. Коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. «Функция контроля еще очень слаба, — пишет Д. Б. Эльконин, — и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения. Из этой идеи о генезисе произвольности не ясно, какого уровня развития должна достичь последняя к переходному периоду от дошкольного к младшему школьному возрасту, т. е. к моменту поступления ребенка в школу. А ведь несомненно, что процесс школьного обучения с самых первых шагов опирается на некий уровень развития произвольного поведения [24].
Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:
— умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
-умение ориентироваться на заданную систему требований;
— умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
— умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу[18].
Фактически это — параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе.
В работах Е. Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы: отношение к взрослому, к сверстнику к самому себе
Уровень развития этих явлений определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности [15].
Н.Г. Салмина в качестве показателей психологической готовности к школе также выделяет произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности. Она обращает внимание на уровень сформированности семиотической функции и личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др.
Список литературы
- Амоношвили Ш. А. Здравствуйте дети.- М., 1983
- Божович Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна/.- М., 1995
- Божович Л.И. Этапы формирования личности. М.; Воронеж, 1995
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-н/Д, 1983.
- Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М. В. Гамезо, МЛ. Матюхиной, Т.С. Михальчик/. М., 1984
- Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Там же. М., 1982. Т. 2.
- Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровинкой/.- М., 1995
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993
- Диагностическая и координационная работа школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровинкой/.- М., 1987
- Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984.
- Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. -СПб.: Дельта, 1999. 224.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология.- М., 1991
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.- М., 1983
- Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
- Особенности психического развития детей 6 — 7 летнего возраста. /Под ред. Д. Б. Эльконина, А.Л. Венгера/.- М., 1988 .
- Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития/ Под ред. З. И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной/. М., 1982.
- Психическое развитие младших школьников /Под ред. В.В. Давыдова/. М., 1990.
- Развитие творческой активности школьника /Под ред. А.М. Матюшкина/. М., 1991.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., «Владос», 1995
- Цукерман Г. А. Школьные трудности благополучных детей. М., 1994.
- Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Избр. психол. тр. М., 1989.
- Эльконин Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей, М., 1981