Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессиональной готовности у студентов педвузов к музыкально-эстетической работе в начальной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К числу нерешенных проблем в обсуждаемом плане на сегодняшний день относится музыкально-педагогическое образование учителя начальных классов. Исследование проблемы формирования профессиоv нальной готовности будущего учителя начальной школы к музыкально-эстетической деятельности связано с потребностью практической реализации решений партии и правительства о всестороннем и гармоническом развитии… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К М73ЫКАЛШ0-ЭСТЕТШЕСК0Й ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК 1ЩАГ01ШЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Современное состояние 1уогзыкально-эстетической подготовки учителя начальной школы
    • 1. 2. Теоретические предпосылки формирования профессиональной готовности учителя начальных классов к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников
    • 1. 3. Структура и содержание’профессиональной готовности учителя начальной школы к музыкально-эстетической работе с учащимися
  • ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ФОРМИРОВАНИЕМ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К МУЗЫКАЛШО-ЭСТЕТИЖСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    • 2. 1. Взаимосвязь музыкальных дисциплин и видов деятельности в учебной работе студентов
    • 2. 2. Самостоятельная и внеаудиторная работа будущих учителей в процессе профессиональной подготовки к музыкально-эстетическощу воспитанию младших школьников
    • 2. 3. Музыкально-практичеекая деятельность в системе формирования у студентов профессиональных знаний, ужений и навыков
    • 2. 4. Основные педагогические условия формирования профессиональной готовности к музыкально-эстетической работе

Формирование профессиональной готовности у студентов педвузов к музыкально-эстетической работе в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из них является дальнейшее повышение социальной роли и профессионального престижа советского учителя в коммунистическом воспитании подрастающего поколения. «Главное сегодня в том, чтобы повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся, на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к общественно-полезному труду. Решающая роль здесь, конечно, принадлежит учителю. Не следует скупиться на внимание к его труду, быту, повышению квалификации» /14,с.60/. Школьный учитель, — говорил К. У. Черненко, — «доверенное лицо общества в воспитании наших детей, надежная опора партии в агитации и пропаганде, во всей идеологической деятельности. Истоки многих гражданских качеств, тех знаний, которые долгие годы служат человеку, нераздельно связаны с работой школьных учителей, а их у нас, товарищи, около трех миллионов. Нам надо всемерно поднимать, оберегать престиж учителя, постоянно заботиться об улучшении условий его труда и быта, идейной и профессиональной подготовке» /20,с.365/.

Усиление социальной значимости труда учителя обусловливает ^ повышение требований к его подготовке. В постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к ТРУДУ» (декабрь, 1977), «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (апрель, 1979), «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» (июнь, 1979), «О мерах по совершенствованию подготовки, повышению квалификации педагогических кадров системы просвещения и профессионально-технического образования и улучшению условий их труда и быта» (апрель, 1984) уделяется большое внимание совершенствованию учебного процесса, формированию марксистско-ленинского мировоззрения, улучшению качества профессиональной подготовки и идейно-политического воспитания специалистов, укреплению связи с производством, практикой коммунистического строительства.

Перед высшими учебными заведениями поставлены задачи по улучшению учебно-воспитательной, научно-методической работы: добиваться, чтобы лекции носили проблемный характер, отражали актуальные вопросы теории и практики, современные достижения общественного и научно-технического развития, способствовали углубленной самостоятельной работеактивизировать семинарские и лабораторные занятия, являющиеся эффективными формами закрепления знаний и проявления творческих способностей студентоввырабатывать у студентов навыки самостоятельной подготовки докладов, рефератов, публичных выступлений, умений участвовать в творческих дискуссиях, формировать необходимые творческие умения и качества будущего воспитателя, организатора, пропагандиста коммунистических идейусилить роль кафедр как главного звена высшего учебного заведения, определяющего содержание и единство учебного, научного и воспитательного процесса обучения /15,16,17,18/.

В свете задач, стоящих перед советской школой, основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы предусмотрено значительное повышение качества учительских кадров, владеющих современными знаниями и имеющих хорошую практическую подготовку, улучшение психолого-педагогического обучения, организации и содержания практики, расширение преподавания эстетики, этики, методики воспитательной работы и т. д. «Необходимо, -подчеркивается в этом документе, — развивать чувство прекрасного, формировать здоровые художественные вкусы, умение правильно понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, пения, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу» /19,с.48/.(Требования максимальной интенсификации учебного процесса в школе, применительно к музыкальным занятиям, означают комплексное решение таких задач, как развитие музыкального слуха учащихся, обучение музыкальной грамоте, умению слушать музыку и исполнять хоровые произведения, воспитание любви к музыке, потребности в эстетических переживаниях от общения с него, формирование высоких вкусов и идеалов" !

В музыкально-педагогической литературе все настойчивее выдвигается требование повысить уровень массового музыкально-эстетического развития школьников. При этом в печати, дискуссиях, на конференциях отмечаются трудности, возникающие в процессе его осуществления, ставятся принципиально важные вопросы, касающиеся содержания и методики эстетического воспитания средствами музыки. В этой связи весьма современным представляется введение в систе-щ школьных занятий программы «Музыка», разработанной под руководством академика АПН СССР, композитора Д. Б. Кабалевского и построенной на принципиально новом подходе к задачам эстетического воспитания. Опираясь на то положительное, что было создано в истории развития этой проблемы в советской школе и за рубежом, композитор строит целостную систему учебной работы в общеобразовательной школе и приводит учащихся к овладению искусством слушать а^узыку. Перестройка массового музыкально-эстетического воспитания объективно требует решительно улучшить профессиональную подготовку учителей, высоко компетентных специалистов, способных тактично и мастерски «воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры» /100,с.4/. Успех решения этой проблемы в большой мере зависит от уровня музыкально-педагогической подготовки учителей, их умения соединить музыкальные знания с педагогической деятельностью. При этом учитель обязан знать в неизмеримо большем объеме" /21,с.52/, чем предусмотрено учеб ной программой.J.

Но приходится констатировать, что в настоящее время общеобразовательные школы недостаточно пока еще обеспечены учителями музыки — специалистами не только в младших, но и старших классах. По данным Министерства просвещения РСФСР, сегодня количество учителей музыки составляет около 18 тыс.человек. В абсолютном большинстве школ уроки музыки в 1−3 классах проводят учителя начальных классов /165,с.3/, «не имеющие, как правило, необходимой для таких занятий подготовки» /178,с.II/. Следовательно, ответственность за эстетическое воспитание учащихся в массовой начальной школе сегодня и в перспективе ложится на учителей без художественно-графического и музыкально-педагогического образования. 7.

I Как известно, в учебный план и программы специальности «педагогика и методика начального обучения» включены музыкальные дисциплины, но общий результат их изучения не удовлетворяет сегодня ни школу, ни педагогические учебные заведения, ни самих учителей. Это в значительной степени обусловлено тем, что музыка как предмет, не является в должной мере профилирующей дисциплиной. Объем знаний и умений, приобретаемых студентами, не вполне отвечает требованиям, предъявляемым учителю современной школой. Музыкальное развитие их нередко подменяется элементарным обучением отдельным дисциплинам. Используемый в учебном процессе музыкальный материал, практически остается нереализованным в школе, поскольку ему не придается четкой профессионально-педагогической направленности. В этих условиях становится все более очевидным, что учитель должен быть специально подготовлен к управлению эстетическим развитием детей в целостном воспитательном процессе начальной школы.

К числу нерешенных проблем в обсуждаемом плане на сегодняшний день относится музыкально-педагогическое образование учителя начальных классов. Исследование проблемы формирования профессиоv нальной готовности будущего учителя начальной школы к музыкально-эстетической деятельности связано с потребностью практической реализации решений партии и правительства о всестороннем и гармоническом развитии каждого советского человека. Сегодня становится все более очевидным, что необходим поиск и нахождение путей дальнейшего совершенствования музыкально-педагогической подготовки учителя начальных классов, профессиональная компетентность которого, наряду с общественно-политической, психолого-педагогической и методической подготовкой, должна заключать в себе высокий уровень специальной музыкально-педагогической готовности. Разносторонняя профессиональная психолого-педагогическая подготовка, широкая эрудиция в пределах своей специальности, знания особенностей формирования и развития личности младшего школьника на разных возрастных этапах, его интересов, склонностей в сочетании с музыкальным образованием, позволят учителю осуществить решение круга задач музыкально-эстетического воспитания.^.

Опыт соответствующей музыкально-педагогической подготовки учителей начальных классов уже имеется в Златоустовском, Куйбышевском, Свердловском № I, Юрьев-Польском педагогических училищах, Владимирском, Липецком, Магнитогорском, Омском, Шуйском педагогических институтах. Обучение проводится по экспериментальной «Программе музыкальной подготовки учителей начальных классов в педагогических училищах на базе 8 классов и педагогических институтах» /165/, основанной на принципах и методах школьной системы обучения «Музыка» /196/. Программа была предложена и разработана научным коллективом лаборатории музыкального обучения и воспитания НИИ школ МП РСФСР при непосредственном участии педагогов-музыкантов названных выше учебных заведений: Н. И. Беляевой, М. Н. Бородиной, А. В. Доросинской, В. М. Жукова, Н. П. Кудряшовой, Л. МЛерны-шовой и др.

За последние годы появился ряд исследований, посвященных художественно^ и музыкально-педагогическому образованию будущих учителей начальных классов (С.А.Аничкин, М. А. Верб, В. Т. Кальянов, Н. М. Конышева, А. Я. Никитин, Г. А. Петрова, Г. С. Ригина, С. И. Ростова, В. И. Шарабуров и др.). Однако до сих пор большинство вопросов, относящихся к данной проблематике, остается не в общепедагогическом плане, а на методическом уровне. В частности, недостаточно изучен процесс формирования такой интегральной характеристики личности учителя, как профессиональная готовность к музыкально-эстетической работе в начальной школе. В немногочисленных исследованиях, научных статьях /38,39,106,167,168,175,179,180,193,205, 210,2БЗ/^разработаны лишь отдельные стороны организации, содержания и методики обучения будущих учителей начальных классов музыкальным дисциплинам. Следовательно, актуальность темы диссертационной работы определяется недостатком конкретных экспериментальных исследований в педагогической науке, раскрывающих важность профессиональной подготовки учителя, его возможностей, роли в формировании средствами музыки активной жизненной позиции младшего школьника. Изучение проблемы ставит задачи теоретического и практического характера.).

Существующее противоречие между все возрастающими требованиями к музыкально-педагогическощу образованию учителей начальных классов и уровнем их знаний определило выбор темы диссертации и позволило следующим образом сформулировать проблему исследования: каковы пути и педагогические условия, обеспечивающие формирование профессиональной готовности студентов педвузов к музыкально-эстетической работе в начальной школе? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является подготовка учителей начальных классов школы в системе высшего педагогического образования, а его предметом выступает процесс формирования у студентов профессиональной готовности к музыкально-эстетической работе с младшими школьниками.

В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования были поставлены задачи:

I. Определить содержание и структуру профессиональной готовности учителя начальных классов к музыкально-эстетической работе.

2. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия и пути формирования профессиональной готовности будущих учителей к иузыкально-эстетической>работе в начальной школе.

3. Опираясь на результаты исследования, разработать, апробировать и внедрить научно-практические рекомендации по совершенствованию музыкально-педагогической подготовки студентов.

В ходе исследования было выдвинуто предположение о том, что профессиональная готовность к музыкально-эстетической работе как структурное образование личности учителя начальных классов, представляет собой конечный и закономерный результат действия и сложного взаимодействия всех педагогических систем высшей школы, обеспечивающих деятельностный, целостный, дифференцированный подход, последовательное и поэтапное формирование у студентов музыкальных представлений, интересов и способностей, активно-позитивного отношения к педагогической профессии, единство учебной, самостоятельной и внеаудиторной деятельности, групповых и индивидуальных форм обучения, вооружение будущих учителей основами теории и методики музыкально-эстетической работы, соответствующими умениями и навыками, первоначальным опытом работы с младшими школьниками.

Методология исследования определяется концепцией коммунистического воспитания, программными документами КПСС и Советского государства по вопросам политики, идеологии, эстетики и народного образования. В качестве специальной методологии выступали фундаментальные положения, вытекающие из марксистско-ленинского учения о социальной, деятельностной и творческой сущности личности, ее формирования в условиях развитого социализма. Теоретическая основа исследования сложилась из психологической теории личности.

Б.Г.Ананьев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, С.Л.1убинштейн) — психологии музыкальных способностей (Н.А. Гарбузов, А. Л. Готсдинер, Н. А. Ветлугина, Л. А. Мазель, В. Н. Мясищев, Е. В. Назайкинский, Б.М.Теплов) — общей теории формирования: личности учителя (Э.А.Гришин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, А.И.Щербаков) — теории и методики эстетического воспитания (Н.Я. Брюсова, А. Я. Зись, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачев, В.Н.Шацкая) — музыкальной педагогики (Б.В.Асафьев, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Л. А. Баренбойм, Т. Л. Беркман, Н. Л. Гродзенская, Д. Б. Кабалевский, Г. Г. Нейгауз, М. А. Румер, Б.Л.Яворский).

В поисках средств решения задач и проверки исходных предположений был использован комплекс/методов исследования: теоретический анализ научной литературы и учебно-методической документацииизучение и обобщение педагогического опытадиагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы, поперечные срезы) — обсервационные методы (прямые, косвенные наблюдения, самонаблюдение, самооценка) — прогностические методы (метод экспертных оценок, моделирование, шкалирование) — праксиметрические методы (анализ продуктов творческой деятельности студентов, профессио-графический анализ) — экспериментальные методы (констатирующий, формирующий эксперимент) — математические методы (корреляционный анализ, методы обработки данных эксперимента) — ретроспективный и послеоперациональный анализ личной педагогической деятельности. Методика исследования строилась на таких принципах, как объективность, единство исследования, обучения и воспитания, диалектики общего и специфического, взаимодополняемость и взаимоконтролируемость исследовательских методов и приемов, динамичность, конструктивность (С.Г.Вершловский).

Основной опытно-экспериментальной базой исследования был избран Липецкий государственный педагогический институт. Использован также опыт Владимирского, Магнитогорского, Омского, Злато-устовского, Куйбышевского, Свердловского, Шуйского и Юрьев-Польского педагогических институтов и училищ.

Исследование осуществлялось в течение десяти лет и включало в себя три этапа.

Первый этап (1975;1976) связывался с теоретическим осмыслением проблемы. В этот период была построена рабочая модель профессиональной готовности учителя начальных классов к музыкально-эстетической работе в школе, разработана программа ее эмпирической проверки, определены научный аппарат, гипотеза и методы исследования.

Второй этап (1976;1982) преимущественно посвящался опытно-экспериментальной работе. В качестве экспериментальных были взяты три студенческих академических группы факультета начальных классов. Динамика роста исследуемых профессиональных качеств студентов экспериментальных групп, выраженных комплексными оценками по 10−12 балльной шкале, сравнивалась с требуемым уровнем профессионально-эстетических качеств модели учителя, знания, умения и навыки которой определены в разработанной профессиограмме. Контрольные замеры носили и лонгитюдный характер, и осуществлялись посредством поперечных «срезов», что позволило достаточно полно раскрыть сущность изменений, происходящих в процессе формирования профессиональной готовности студентов к музыкально-эстетической работе с младшими школьниками.

Третий этап (1982;1985) носил теоретически-обобщавдий характер. На этом этапе произведены корреляция, интерпретация, классификация и систематизация полученной информации, апробация и внедрение основных результатов исследования, литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования определяется тем, что в нем с позиций системного анализа раскрыты сущностные характеристики, модель и динамика профессиональной готовности учителя начальной школы к музыкально-эстетической работе, выявлены и обоснованы механизмы и ведущие педагогические условия ее формирования у студентов педвузов, а именно:

— разработана предметная профессиограмяа учителя начальных классов (музыкально-эстетическая деятельность);

— теоретически обоснована и практически доказана возможность и необходимость в условиях педагогического факультета подготовки учителей начальных классов к музыкально-эстетической работе в соответствии с требованиями школьной программы «Музыка» ;

— определены профессиональные характеристики формирования готовности (музыкальные способности, музыкально-эстетические знания, умения и навыки, критерии проведения уроков музыки и характеристики профессиональной пригодности студентов к музыкально-эстетической работе, функциональные компоненты профессиограммы), уровни развития, исследована динамика их формирования;

— теоретически разработана и экспериментально внедрена в учебный процесс педагогическая система формирования профессиональной готовности студентов к музыкально-эстетической работе в составе системообразующих «блоков»: изучение психолого-педагогических и специальных дисциплин, самостоятельная и внеаудиторная деятельность, педагогическая практика, музыкально-практическая деятельность;

— выявлены гипотетически и проверены экспериментально ведущие педагогические условия формирования профессиональной готовности: деятельностный, целостный, дифференцированный подход, программно-целевая и профессионально-педагогическая направленность;

— в соответствии с логикой и замыслом исследования разработаны вопросы содержания и методики формирования профессиональной готовности студентов, рассмотрены специфика и возможности предметов музыкального цикла, формы организации занятий.

Практическая значимость работы выражается в том, что содержащиеся в ней теоретические выводы, научно-методические материалы могут быть использованы в деятельности педагогических учебных заведений, осуществляемых профессиональную подготовку студентов к художественно^ образованию и эстетическому воспитанию учащихся. Ценность работы состоит в возможности ее непосредственного внедрения в учебный процесс педагогических факультетов. Теорети-I ческие материалы могут найти применение и в дальнейшем исследовании проблемы совершенствования профессиональной готовности сту-> дентов. Результаты исследования позволяют разработать научно I обоснованные практические рекомендации, направленные на максимальное использование возможностей учителя начальной школы, на систематическую и целенаправленную работу по формированию у них чувстi j венно-эмоциональной сферы, отношения к музыкально-эстетическим j явлениям.

Материалы могут быть реализованы в курсе «Методика музыкального воспитания в общеобразовательной школе» для студентов педагогических институтов и училищ, в учебной работе повышения квалификации ИУУ, самоподготовке и самообразовании учителей.

Достоверность научных результатов, лично полученных соискателем, обеспечена опорой на марксистско-ленинскую методологию, реализацией комплексной методики, адекватной природе изучаемого явления и задачам исследования, репрезентативностью и статистической значимостью выборок, сочетанием качественного и количественного анализа, подтверждена опытно-экспериментальным путем.

В результате проведенного исследования правомерным, на наш взгляд, является утверждение того, что к числу основных условий оптимального формирования профессиональной готовности к музыкально-эстетической работе следует отнести:

1. Деятельноетный подход, предполагающий включение всех студентов в различные виды музыкально-педагогической деятельности в течение всех лет обучения.

2. Целостный подход, обеспечивающий единство и взаимосвязь всех составляющих процесс профессионального обучения и воспитания студентов.

3. Дифференцированный подход, осуществляемый на основе изучения динамики профессиональной готовности студентов к музыкально-эстетической работе, начиная с I курса.

4. Придание всем видам деятельности студентов программно-целевой и профессионально-педагогической направленности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования доложены и получили одобрение на итоговых научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Липецкого педагогического института (1976;1984) — на республиканском совещании-семинаре «Совершенствование методики музыкального воспитания и обучения на факультетах начального обучения пединститутов и отделений по подготовке учителей начальных классов педучилищ» (Липецк, 1977) — на У Всероссийской научно-практической конференции «Результаты и перспективы работы в общеобразовательных школах РСФСР по музыкальному образованию» (Куйбышев, 1978) — на совещании Головного координационного совета «Современные методы обучения и их роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса» (Москва, 1979). Основные положения исследования обсуждались на заседаниях лаборатории музыкального обучения и воспитания НИИ школ Министерства просвещения РСФСР, на семинарах по обмену опытом в ЦИУУ (1976;1983).

Объективные научные результаты исследования систематизированы и обобщены в диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование проблемы формирования профессиональной готовности студентов педагогических факультетов к музыкально-эстетической работе в начальной школе отражает заботу партии и правительства о всестороннем и гармоническом развитии каждого советского человека и связывается с необходимостью повышения уровня массового эстетического воспитания школьников.

Несмотря на значительную работу по совершенствованию содержания музыкально-педагогического образования, проведенную за последние годы, существующая система профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к музыкально-эстетической работе не вполне соответствует объективным потребностям социальной и педагогической практики и необходимости усиления эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Поэтому в исследовании рассматриваются вопросы, связанные с формированием профессиональной готовности студентов к музыкально-эстетической работе в условиях педвуза.

Проблема определения путей совершенствования профессиональной подготовки и педагогических условий находит решение в применении методологии системного анализа. На основании традиционной системы профессиональной подготовки учителя, признаков системы, выделенных из общей теории систем и имеющихся определений системы в педагогической литературе, мы разработали педагогическую систему, программно-целевым назначением которой являлось формирование профессиональной готовности студентов к музыкально-эстетической работе в начальной школе. Эта система была включена в традиционный учебно-воспитательный процесс педвуза на протяжении всех лет обучения. В качестве основных формирующих систему «блоков» выступали: изучение психолого-педагогических и специальных дисциплинсамостоятельная и внеаудиторная работапедагогическая практикаМузыкально-практическая деятельность.

В ходе исследования было установлено, что эффективность действия педагогической системы формирования профессиональной готовности зависит не столько от каких-либо специальных воздействий, сколько от организации правильной подготовки будущего учителя в целом.

Выдвинутая в начале исследования гипотеза о вероятности формирования профессиональной готовности учителей начальных классов в условиях вуза полностью подтвердилась. Это становится возможным, если реализуется ряд педагогических условий, основными из которых являются:

1. Целостный подход, обеспечивающий единство и взаимосвязь всех составляющих процесс профессионального обучения и воспитания.

2. Придание всем видам деятельности студентов программно-целевой и профессионально-педагогической направленности.

3. Деятельностный подход, предполагающий включение всех студентов в различные виды музыкально-педагогической деятельности в течение всех лет обучения.

4. Дифференцированный подход, осуществляемый на основе изучения динамики профессиональной готовности студентов к музыкально-эстетической работе, начиная с I курса.

Сложные взаимосвязи и взаимозависимости формирующих систему «блоков» предопределили характер средств, методов и приемов экспериментального обучения и послужили основанием для теоретического освещения педагогических условий. Установлено, что взаимодействие «блоков» педагогической системы осуществляется в трех сферах деятельности студентов: учебной, самостоятельной и внеаудиторной, единство которых является основополагающим в разработке теории и практики формирования профессиональной готовности.

Педагогическое руководство процессом подготовки рассматривается как управление взаимодействием системообразующих «блоков». Сложная взаимозависимость «блоков», формирующих педагогическую систему, единство сфер деятельности студентов обеспечивают благоприятную среду для реализации педагогических условий. Каждое из них проявляется в тесной связи с другими, усиливает значение любого из условий и понимается нами как причинно-детерминированная связь между системообразующими «блоками». Характер этих связей обусловливается педагогической системой формирования профессиональной готовности и предопределяется формой, содержанием и методикой обучения студентов.

В структуре учебного процесса групповые лабораторные занятия по циклу специальных дисциплин являются комплексными по форме и содержанию и носят специфический характер. %зыкальные предметы при этом имеют внутреннее органическое единство, основанное на принципах и методах школьной программы «Цузыка». Каждая дисциплина, каждый вид деятельности на лабораторных занятиях требует тематической, смысловой и эмоциональной связи, преемственности между ниш. Обеспечивая возможность реализации педагогических условий формирования профессиональной готовности, комплексная форма предусматривает органическую связь знаний и умений, полученных в индивидуальных классах обучения, самостоятельной и внеаудиторной работе, музыкально-практической деятельности. Специфика музыкальных дисциплин и центральное место лабораторных занятий в процессе подготовки дают основание считать учебную форму наиболее приемлемой в обучении студентов. Комплексное содержание лабораторных занятий тесно связано с формой и методами его проведения, со знаниями и умениями, используемыми, в свою очередь, при дальнейшем изучении нового материала. Поэтому любое последующее занятие есть обобщение знаний и умений на более высоком уровне.

Эксперимент подтвердил необходимость взаимосвязи внеаудиторной работы студентов с учебной и самостоятельной деятельностью. Внутренне принятая обучающимися и координируемая учебной программой внеаудиторная деятельность выступает как фактор практического преломления знаний и умений на слушательскую аудиторию и рассматривается как логическое продолжение учебной и самостоятельной работы. Виды, формы подготовки и проведения внеаудиторных мероприятий могут быть разнообразными в зависимости от степени самостоятельности, уровня подготовленности студентов, проявления у них познавательной активности, достаточной сформированности знаний и умений. Единство учебной, самостоятельной и внеаудиторной деятельности, наличие многочисленных связей между «блоками» определяют закономерности и особенности динамики развития качественных критериев профессиональной подготовки.

С позиций системного анализа определен конечный результат проявления педагогической системы, выступающий как готовность к действиям и операциям, представленным в профессиограмме функциональными компонентами. Профессиональная готовность в исследовании характеризуется музыкально-образовательным и музыкально-педагогическими компонентами, выражающими способность к проведению уроков музыки, музыкально-воспитательных мероприятий и определяющими музыкальное развитие студентов.

В эксперименте прослежена динамика формирования заложенных в профессиограмме качеств личности учителя и подтверждена полнота разработанных нами профессиональных характеристик, определяющих свойства личности и профессиональную компетентность в воспитании младших школьников. Исследовательские данные показывают, что качественные критерии развиваются до уровня, необходимого учителю начальных классов при решении задач музыкально-эстетического воспитания с учетом требований программы «Цузыка». Критерии результативности — это степень творческой самостоятельности студентов и уровни сформированное&tradeмузыкально-педагогических и специальных знаний, умений, сущность которых рассматривается по признаку их овладения.

На основании качественных критериев и профессиональных характеристик установлены три уровня готовности учителя к музыкально-эстетической работе — высокий, достаточно высокий и средний, определяющие сформированность профессиональных знаний и умений. Нами выявлено, что наилучших результатов достигают студенты, имеющие высокий уровень общего развития и хорошую успеваемость в школе и институте. Следует отметить, что музыкальная подготовка играет важную роль в музыкально-педагогическом образовании обучаю-^ щихся, но не является решающей.

Анализ теоретических и практических вопросов, связанных с музыкально-эстетическим воспитанием, позволил выделить при разработке профессиограммы интеллектуально-мыслительный, чувственно-эмоциональный и музыкально-образовательный компоненты. Совокупность знаний и умений, характеризующих эти компоненты, вполне широко и определенно охватывает круг требований каждого из них.

Теоретическое обоснование и выявление структуры музыкальноэстетической работы учителя начальных классов представляет собой дальнейшее развитие и конкретизацию теории формирования профессиональной готовности. Качественные критерии, предлагаемые в диссертации, определены с учетом специфики музыкального искусства и будущей деятельности учителя по воспитанию и обучению младших школьников. Таким образом, выполненное исследование позволило получить ряд объективных данных, характеризующих состояние, тенденции и перспективы формирования профессиональной готовности учите-., ля начальной школы, внести дополнительные сведения в решение настоящей проблемы и при этом сформулировать следующие выводы.

1. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о возможности профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к музыкально-эстетической работе в школе в условиях педвуза полностью подтвердилась. Для определения путей и педагогических условий процесса подготовки мы стремились возможно полнее проанализировать и использовать все новое в области педагогической науки, что получило признание и вошло в практику музыкально-педагогического обучения студентов. В поисках путей и средств формирования профессиональной готовности представляется важным отметить, что эффективность подготовки во многом определяется сложившимися к ней отношениями и мотивами в ее овладении.- На наш взгляд, решение проблемы становится возможным, если реализуется ряд педагогических условий, таких как целостный, деятельностный и дифференцированный подход, программно-целевая и профессионально-педа-гошческая направленность в обучении.

2. Системный анализ деятельности учителя начальных классов по реализации школьной программы «Музыка» послужил основой созда- «ния модели профессиональной готовности, построенной нами в результате научного поиска. Она дала возможность вскрыть и обосновать пути и условия, обеспечивающие процесс формирования профессиональной готовности студентов педагогического факультета.

Анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической и специальной литературы, а также деятельности учителей, осуществляющих музыкально-эстетическое воспитание учащихся, способствовал в нашей работе систематизации и классификации музыкально-педагогических и специальных знаний, умений и навыков, выступающих в профессиограмме как сформированная готовность к действиям и операциям. Вычленение чувственно-эмоционального и музыкально-образовательного компонентов, отражающих особенности музыкально-эстетического процесса в школе, является основополагающим теоретическим фактором проведенного исследования в развитии музыкальных способностей и формировании профессиональных качеств личности учителя.

3. Создание педагогической системы формирования профессиональной готовности, установление функциональной зависимости между структурными и функциональными компонентами и взаимосвязи между формообразующими «блоками» способствовали определению педагогических условий процесса подготовки.

4. Основные формирующие педагогическую систему «блоки» -изучение психолого-педагогических и специальных дисциплин, самостоятельная и внеаудиторная работа, педагогическая практика, музыкально-практическая деятельность, имеют сложные внутрисистемные связи, а сама педагогическая система формирования профессиональной готовности органически связана со всем учебно-воспитательным процессом вуза.

5. Для успешного формирования профессиональной готовности необходимо определить конкретные музыкально-педагогические и специальные знания, умения и навыки, вырабатываемые в течение 3,5 лет, выявить владение ими до музыкально-педагогической практики третьекурсников и после нее. На каждом этапе обучения важно установить тот минимум знаний и умений, который следует сформировать у будущего учителя в течение музыкально-практической деятельности в определенной последовательности на всем протяжении процесса подготовки.

6. Единство учебной, самостоятельной и внеаудиторной деятельности, сложные взаимодействия «блоков» педагогической системы способствовали обеспечению оптимального режима формирования профессиональной готовности будущего учителя начальных классов к музыкально-эстетической работе. Учебно-воспитательный процесс взаимосвязывает между собой учебную деятельность, осуществляемую на основе учебных планов и программ, с самостоятельной и внеаудиторной работой, проводимой в вузе и за его пределами. Каждое педагогическое условие при этом проявляется в тесной связи с другими условиями. Их взаимосвязь и характер, с одной стороны, обусловлены педагогической системой формирования необходимых профессиональных характеристик у студентов, с другой — предопределены формой, содержанием и методикой обучения. Комплексные лабораторные занятия в сочетании с индивидуальной работой есть наиболее приемлемая форма обучения, позволяющая успешно реализовать основный принцип педагогики — связь теории и практики.

7. Изучение учебного материала школьной программы «ОДузыка» служит ориентиром на будущую профессию учителя начальных классов по части музыкально-эстетического воспитания младших школьников. Овладение этой программой на групповых занятиях, в индивидуальных классах, в самостоятельной и во внеаудиторной деятельности студентов позволяет усилить профессионально-педагогическую направленность учебно-воспитательного процесса.

8. Методические рекомендации, разработанные нами в диссертации и применяемые в ходе обучающего эксперимента содействовали качественному изменению уровней сформированное^ профессиональных характеристик и могли бы быть использованы при разработке отдельных вопросов по настоящей проблематике.

9. Данное исследование раскрывает лишь часть вопросов, связанных с многофакторным процессом формирования профессиональной готовности, и не претендует на раскрытие всей многогранности проблемы, а предложенная методика — на полноту и исключительность.

Однако исследование может служить основой для дальнейших творческих поисков с целью развития и совершенствования процесса формирования профессиональной готовности будущих учителей к музыкально-эстетической деятельности. Дальнейшего изучения, на наш взгляд, требуют такие аспекты проблемы, как формирование профессионального интереса к эстетическому воспитанию детейисследование влияния синтеза искусств на профессиональное становление личности учителяразработка педагогических условий формирования музыкально-эстетических потребностей у будущих учителей начальной. школы. Формирующие «блоки» педагогической системы, комплексная форма лабораторных занятий дают право предполагать их использование в решении неизученных вопросов этой проблемы.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

В результате проведенного исследования мы нашли возможным дать научно-практические рекомендации.

1. На современном этапе музыкально-педагогического обучения студентов факультетов начальных классов в системе высшего педагогического образования надо исходить из понимания важности задач эстетического воспитания, обучения и развития младших школьников средствами музыкального искусства. Предметы же эстетического цикла должны занять достойное место в учебном процессе вуза и школы.

2. Учитывая слабо сформированный интерес к музыкальному искусству и будущей профессии, следует систематически осуществлять работу со студентами по формированию профессионального интереса, увлеченности к музыкально-эстетической деятельности в школе.

3. Исходя из специфики музыкально-эстетической работы учителя начальных классов, процесс формирования профессиональной готовности всеми своими сторонами (учебная, самостоятельная, внеаудиторная деятельность) должен быть направлен на развитие музыкальных способностей, выработку музыкально-педагогических и специальных знаний, умений, навыков.

4. В целях совершенствования профессиональной подготовки учителей к музыкально-эстетической работе в общеобразовательной школе, необходимо привести в соответствие программу музыкального обучения студентов с требованиями школьной программы «ОДузыка». Это даст возможность осуществить педагогизацию процесса подготовки, усиливая, тем самым, программно-целевую, профессионально-педагогическую направленность обучения.

5. Рассматривая активную музыкально-практическую деятельность в качестве одного из основных формирующих «блоков» педагогической системы, как решающий фактор в формировании профессиональной подготовки, считаем нужным начать ее осуществление с I курса в сочетании с регулярными учебными занятиями.

6. В успешном формировании профессиональной готовности учителей ведущую роль играет единство учебной, самостоятельной и внеаудиторной деятельности, позволяющее широко и максимально развивать музыкальные способности, вырабатывать знания и умения. Поэтому, самостоятельную и внеаудиторную работу необходимо считать как составные части управляемого учебно-воспитательного музыкально-педагогического процесса.

7. В результате анализа опытной работы следует заметить, что формирование профессиональной готовности учителей начальных классов надо строить с учетом совокупности педагогических условий, обращая пристальное внимание на постепенное усвоение студентами музыкально-педагогических и специальных знаний, умений во всех видах деятельности и формах занятий.

8. Было бы весьма желательным при отборе абитуриентов на педагогические факультеты выявлять и отдавать предпочтение лицам, имеющим, помимо общего, достаточный уровень эстетического развития и хорошие музыкальные данные, в виду того, что такие студенты добиваются достаточно высокого уровня музыкального развития.

9. Уделять особое внимание развитию чувственно-эмоционального восприятия музыки студентами как основы постижения музыкального искусства.

10. Ввиду того, что профессиональная подготовка (в том числе и музыкально-педагогическая) учителей начальных классов в настоящее время встает как одна из важнейших социально-педагогических проблем, можно утверждать о необходимости ее решения в течение не четырех, а пятилетнего обучения, увеличив при этом количество учебных часов на освоение музыкальных дисциплин.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Соч., 2-е изд., т.21, с.269−317.
  2. К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. Соч., 2. е изд., т.4, с.419−459.
  3. К., Энгельс Ф. Капитал. Критика политической экономии.
  4. T.I, кн.1. Соч., 2-е изд., т.23, с.1−784.
  5. .И. Проекты резолюций к П съезду РСДРП. Проект резолюции об отношении к учащейся молодежи. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.7, с.246−255.
  6. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметкиоб одной реакционной философии. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.18, с.7−384.
  7. В.И. Философские тетради. К вопросу о диалектике. Полн.собр.соч., 5-е изд., с.3X8−322.
  8. В.И. Очередные задачи советской власти. Полн.собр.соч., 5. е изд., т.36, с.165−208.
  9. В.И. Речь на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920 года. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.41, с.398−408.
  10. В.И. Странички из дневника. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.45, с.363−368.
  11. Программа Коммунистической партии Советского Союза. Принята
  12. ПП.съездом КПСС (17−31 октября 1961 года). М.: Политиздат, 1961. — 144 с.
  13. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических
  14. К. У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии: Докл. на Пленуме ЦК КПСС 14 июня 1983 г. В кн.: Народ и партия едины. Избранные речи и статьи. — М.: Политиздат, 1984, с.345−373.х Й х
  15. Э.Б., Цыпин Г. М. Программа, устремленная в будущее.- Сов. музыка, 1978, № 10, с.45−56. ^ 22. Абдуллина О. А. К проблеме педагогических умений. В сб.:
  16. Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей. -М., 1972, C. II-I8.
  17. О.А. О формировании педагогических умений. Сов. педагогика, 1972, № II, с.93−104.
  18. Л.А. Яворский в Первом Московском государственном музыкальном техникуме. В сб.: Б. Яворский, т.1. Статьи, воспоминания, переписка. 2-е изд., испр. и доп./Под ред.Д.Шостаковича. — М.: Сов. композитор, 1972, с.133−148.
  19. В.А. Готовность спортсмена к соревнованиям. М., 1969. 250 с.
  20. .Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М.:1. Знание, 1972. 32 с.
  21. С.А., Третьякова З. И. Подготовка учителя к эстетическому воспитанию школьников: Метод.пособие. Свердловск. Изд-во Свердл.гос.пед.ин-та, 1975. 81 с.
  22. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа. 1980. -368 с.
  23. Л.Г. К вопросу исследования функциональной структуры музыкально-педагогической деятельности. В сб.: Вопросы фортепианной педагогики/Под ред.Ю. М. Гохфельда. М., 1980, с.19−32.
  24. Л.А. О музыкальном воспитании в СССР. Вместо введения. В кн.: Музыкальное воспитание в СССР. Вып.1 /Под ред. Л. А. Баренбойма. М., Сов. композитор, 1978, с.5−57.
  25. Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.1. Л.: Музыка, 1974. 336 с.
  26. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки.
  27. В.Г., Кузьмин Н. Н. Об уровне практической подготовленности выпускников педагогического института к воспитательной работе. Сов. педагогика, 1979, $ 4, с.87−92.
  28. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоениязнаний в школе. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
  29. В.В. Организация самостоятельной работы студентов. Сов. педагогика, 1969, № 8, с. ПО-119.
  30. Ю.В. Введение в эстетику. М.: Советский художник, 1965. 328 с.
  31. Н.Я. Музыка в школе. В сб.: Революция, искусство, дети. Материалы и документы. Из истории эстетического воспитания в советской школе. I9I7-I923 г. г./Сост. Н.П.Старо-сельцева. М., Просвещение, 1966, с.207−212.
  32. И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: 1980. — 192 с.
  33. К.И. Проблемы и перспективы современного высшего образования. Воронеж: 1977. — 123 с.
  34. З.И. Педагогическая практика важнейшее звено всистеме подготовки учителя. Сов. педагогика, 1982, № 7, с.63−67.
  35. Э.А. Педагогическая практика важное средство подготовки будущего учителя. Сов. педагогика, 1978, № 12, с.98−101.
  36. М.А. Эстетическое воспитание старшеклассников. Методическое пособие. Л.: 1970. — 152 с.
  37. С.Г. Воспитание активной позиции личности. Л.:1. Лениздат, 1981. 143 с.
  38. Н.А. К вопросу о системе эстетического воспитания.- В сб.: Эстетика и человек /Под ред.В. А. Разушого. М., 1967, с.30−36.
  39. Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. 415 с.
  40. К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М.: Просвещение, 1981. 128 с.
  41. Вопросы воспитания: системный подход. Сб.стат./Под ред. Л.И.
  42. Новиковой. М.: Прогресс, 1981. — 136 с.
  43. Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей./Подред.А. И. Пискунова. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1972.- 260 с.
  44. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.2.е изд. М.: Просвещение, 1967. — 93 с.
  45. Л.С. Психология искусства. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Искусство, 1968. 576 с.
  46. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. В кн.: Психологическая наука в СССР, т.1. М., АПН РСФСР, 1959, с.441−469.
  47. А.Д. Исследование состояния психической готовностичеловека к деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дис. на соиск. канд.пед.наук. Л., 1972. — 19 с.
  48. Н.А. Внутризонный интонационный слух и методы егоразвития. М.-Л.: 1951. — 64 с.
  49. Н.Ф. Студент: путь к личности. М.: Молодая гвардия, 1982. 142 с.
  50. Н.М. Яворский и музыкальное воспитание детей.
  51. В сб.: Б.Яворский. Статьи, воспоминания, переписка, т.1./ Под ред. Д.Шостаковича. М., Сов. композитор, 1972, с.115−132.
  52. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965.260 с.
  53. Н.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского. М.:1. Педагогика, 1974. 272 с.
  54. А.Л. О восприятии музыки и музыкальном слухе. Всб.: Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. /Сост. А. Л. Готсдинер. Л., ВДузыка, 1981, с.41−57.
  55. К. Воспитание творческой активности учащихся при изучении музыки. В кн.: Эстетическое воспитание школьной молодежи./Под ред. Б. Т. Лихачева, Г. Зальмона. М., Педагогика, 198I, с.124−131.
  56. А.А., Бондаревская Е. В. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки студентов. Сов. педагогика, 1982, № 8, с.83−87.
  57. Э.А. Формирование этико-педагогической направленностибудущего учителя. В кн.: Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте. М., 1980, с.69−70. — МГПИ им. В. И. Ленина.
  58. Н.Л. Воспитательная работа на уроках пения. М.:1. АПН РСФСР, 1953. 156 с.
  59. Н.Л. Слушание музыки в школе. М.: АПН РСФСР, 1961. 194 с.
  60. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-хтомах, М.: Русский язык, т.1 А-3, 1981. — 699 е., т.2. И-0, 1979. — 779 е., т.З. П, 1980. — 555 с.
  61. .М. Формирование самостоятельности студентов в процессе обучения дирижированию на музыкально-педагогическом факультете: Автореф.дис. на соиск. канд.пед.наук. М., 1977. — 15 с.
  62. Т.С. Формирование профессиональной направленности студентов во внеучебной работе: Автореф. дис. на соиск.учен. степ. канд.пед.наук. М.: 1972. — 24 с,
  63. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956, с.136−203.
  64. Г. А. Хороведение и управление хором. М.: Музгиз, 1957. 106 с.
  65. Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1968.676 с.
  66. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы.
  67. Минск: Изд-во ЕГУ, 1978. 320 с.
  68. .И. Самостоятельная работа на уроках. М.: Учпедгиз, 196I. 239 с.
  69. Л.В. Беседы с учителями. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1975. 191 с.
  70. Л.В. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975.440 с.
  71. А.В. Роль Л.С.Выготского в разработке проблем восприятия. Вопросы психологии, 1966, № 6, с.13−24.
  72. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.:
  73. Высшая школа, 1975. 316 с.
  74. А.Я. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Искусство, 1975. — 447 с.
  75. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. ВылЛ. М.: Знание, 1972. — 72 с.
  76. Исследование художественных интересов школьников. /Под ред.
  77. Е.В.Квятковского, Ю.У.Фохта-Бабушкина. М.: Педагогика, 1974. — 160 с.
  78. Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир: 1972. — 264 с. (Владим.пед. ин-т им. П.И.Лебедева-Полянского).
  79. Д.Б. Идейные основы музыкального воспитания в Советском Союзе. Сов. музыка, 1970, № 9, с.14−21.
  80. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование умственной деятельности иумственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. -288 с.
  81. М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.:197I. 132 с.
  82. М.И. Речь на вечере, посвященном чествованию учителейорденоносцев сельских школ. В сб.: 0 коммунистической сознательности. — М., Политиздат, 1974, с.104−107.
  83. М.И. Речь на совещании учителей-отличников городскихи сельских школ, созванном редакцией «Учительская газета». В сб.: 0 воспитании коммунистической сознательности. -М., Политиздат, 1977, с.92−96.
  84. В.Т. Эстетическая подготовка учителя в школе: Автореф.дис. на соиск. учен.степ. канд.пед.наук. М.: 1970. — 21 с.
  85. Н.В. Формирование интереса общественно-педагогическойдеятельности у студентов педвуза: Автореф. на соиск. учен, степ. канд.пед.наук. Киев: 1980. — 18 с.
  86. Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М.: Искусство, 1971. — 161 с.
  87. Т.В. Развитие слухового, музыкального и художественного восприятия в начальный период обучения. В сб.: Вопросы музыкальной педагогики. Вып.I./Под ред. В. А. Натансон. М., %-зыка, 1979, с.3−21.
  88. А.Г. Психология личности. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1970. 392 с.
  89. Комплексная педагогическая практика студентов в школе. Методическое пособие в помощь начинающему преподавателю педагогики. М.: МЕЛИ им. В. И. Ленина. 1973. — 72 с.
  90. И.Я. Методы совершенствования учебного процессав высшей технической школе. М.: Высшая школа, 1976. -112 с.
  91. Н.М. Содержание и структура профессиональной готовности учителя к эстетическому воспитанию школьников. В сб.: Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования /Под ред.В. А. Сластенина. М., 1979, с.78−90.
  92. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения впедагогических исследованиях. Сов. педагогика, 1970, Л 9, с.103−115.1Г7. Коршунов A.M. Роль восприятия в процессе познания. В кн.:
  93. Чувственное познание. М., 1965,-237 с. 118. Костюк Г. С. Актуальные вопросы формирования личности ребенка.- Сов. педагогика, 1949,? II, с.73−101.
  94. Г. С., Менчинская Н. А., Смирнов А. А. Актуальные задачишколы и проблема психологии обучения. Вопросы психологии, 1963, № 5, с.48−60.
  95. Краткая профессиограмма учителя начальных классов среднейобщеобразовательной школы /Под ред.А. И. Щербакова. Л.: 1976. — 59 с.
  96. Краткий философский словарь /Под ред.М.Розенталя, П.Юдина.- 4-е изд., доп. и испр. М.-Л.: Политиздат, 1954. — 704с.
  97. Ю.А. Очерки по эстетике музыки. М.: Сов. композитор, 1972. 272 с.
  98. Н.К. Быть учительницей почетная обязанность. — Обучителе. Избранные статьи и речи /Сост. Н. И. Стриевская. -М., АПН РСФСР, 1959, с.274−276.
  99. Н.К. 0 задачах художественного воспитания. Избр.пед.произв., 2-е изд./Сост. Ф. С. Озерская, Н. А. Сундуков. -М., Просвещение, 1968, с.296−299.
  100. Н.К. Чем должен владеть учитель, чтобы быть хорошимсоветским педагогом? Пед.соч.: в 10 томах. — М., 1959, т. З, с.639−641.
  101. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: 1967.183 с.
  102. Н.В. Психологическая структура деятельности учителяи формирование его личности: Автореф.дис. на соиск.учен. степ. док.псих.наук. Л., 1965. — 39 с.
  103. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.:1961. 98 с.
  104. Ю.Н. Психологическая природа деятельности. В кн.:
  105. Творческая направленность деятельности педагога /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л., 1978. — с.7−10.
  106. Н.Д. Психология. М.: Высшая школа, 1964. — 256 с.
  107. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  108. А.Н. Проблемы развития психики. М.: 1972. — 576 с.
  109. А.Н. 0 социальной природе психики человека. Вопросы психологии, 1981, I.
  110. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  111. И.Я. Факторы сложности познавательных задач. В кн.:
  112. Новые исследования в педагогике. М., 1970, Л I, с.86−91.
  113. В.Т. Современный студент. В сб.: Социальная психология личности /Под ред. А. А. Бодалева. Л., Знание, 1974, с.125−140.
  114. .Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979. 168 с.
  115. .Т. Теория коммунистического воспитания (опыт методологического исследования). М.: Педагогика, 1974. -496 с.
  116. Лихачев Б, Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972.159 с.
  117. .Т. Теоретические и практические основы системы эстетического воспитания школьников в условиях развитого социализма. Сов. педагогика, 1978, № 4, с.73−91.
  118. .Т. Формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Сов. педагогика, 1981, № II, с.26−34.142,143,144,145 146 147 148 149 152 597 013 430 272
  119. Д.О. Яи Амос Коменский. М.: Педагогика, 1970.- 440 с.
  120. Ю.А. В.И.Ленин о классовом критерии в искусстве. В сб.: Эстетическое наследие В.И.Ленина и проблемы искусства /Под ред. А. Я. Зись, М., Искусство, 1971, с.214−249.
  121. А.В. В мире музыки. Статьи и речи /Сост. Г. Б.Бер-нандт, И. А. Сад. М.: Сов. композитор, 1971. — 540 с.
  122. А.В. Избранные статьи по эстетике /Сост. А. Ф. Ермакова. М.: Искусство, 1975. — 391 с.
  123. А.В. 0 воспитании и образовании /Под ред. А.М.Ар-сеньева. М.: Педагогика, 1976. — 636 с.
  124. М.Р. Взаимодействие педагогического, института и школы в подготовке учителя. Сов. педагогика, 1981, № 9,с.77−84.
  125. А.А. Учителю о психологии младшего школьника. -М.: Просвещение, 1977. 224 с.
  126. Л.А. Вопросы анализа музыки. М.: Сов. композитор, 1978. — 352 с.
  127. Л.А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений.- М.: Музыка, 1967. 752 с.
  128. А.С. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. М.: Педагогика, 1977. — т.1 — 397 е., т.2 — 320 с.
  129. А.С. Мои педагогические воззрения. Соч., т.5, М., 1958. — 588 с.
  130. В.Г. Педагогическая практика и формирование у студентов профессионального интереса. В кн.: Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования /Под ред. В. А. Сластенина. М., 1979, с.11−24.
  131. А.В. Категория потребности в историческом материализме. Белгород: 1971. — 123 с.
  132. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.
  133. М.: Педагогика, 1972. 168 с.
  134. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.
  135. М.: Педагогика, 1975. 368 с.
  136. С. Из истории массового музыкального воспитания.
  137. Б.Л.Яворский. В сб.: Музыкальное воспитание в школе /Сост. О. А. Апраксина. Вып.12. М., Музыка, 1977, с.75−85.
  138. ОДузыка в начальной школе /Под ред. Д. Б. Кабалевского. М.:
  139. НИИ школ Ш РСФСР, 1979. 164 с. V 165. Музыка. Программа музыкальной подготовки учителей начальных классов в педагогических училищах на базе 8 классов и педагогических институтах. Проект /Под ред. В. А. Шимкевича.
  140. Музыкально-педагогическая подготовка учителя. Вып.399. М.: 1970. — 208 с. МП РСФСР. Отв.ред. Г. М. Цыпин /Моск.пед.ин-т им. В.И.Ленина/.
  141. ВДузыкально-эстетическая подготовка учителя /Под ред.О. А. Апраксиной. М.: 1970. — 63 с. (НШ художественного воспи-««» тания АПН СССР).
  142. В.Н. Проблема способностей в советской психологии иее ближайшие задачи. В сб.: Проблемы способностей. М., АПН РСФСР, 1962, с.5−14.
  143. В.Н., Готсдинер А. Л. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение. В сб.: Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества /Сост. А.Л.Готсди-нер. Л., %-зыка, 1981, с. 14−29.
  144. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.:1. Музыка, 1972. 383 с.
  145. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музгиз, 1961. 320 с.
  146. Общая психология /Под ред.А. В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1977. — 479 с.
  147. Общие вопросы эстетического воспитания в школе /Под ред. В.Н.
  148. А.Н. К вопросу взаимосвязи музыкальных дисциплин в процессе подготовки учителя начальных классов. В сб.: Вопросы теории и методики музыкального воспитания. Минск: 1977, с.38−47.
  149. И.Т. Актуальные проблемы исследования педагогической подготовки учителей в высшей школе. Сов. педагогика, 1975, № 2, с.87−94.
  150. С.И. Словарь русского языка. 9-е изд., испр. и доп.- М.: Сов. Энциклопедия, 1972. 816 с.
  151. Основы вузовской педагогики: Учебное пособие для студентовуниверситета /Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: 1972. — 312 с.
  152. А.Л. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио. Л.: %згиз, 1954. — 158 с.
  153. В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев: Музична Украина, 1975. — 199 с.
  154. И.П. Физиология высшей нервной деятельности. В сб.:
  155. Двадцатилетний опыт. М., Медгиз, 1951. — 507 с.
  156. Педагогическая практика: Учебное пособие для пед. ин-тов /В.К.
  157. Розов, В. С. Морозова, Е. П. Белозерцев, О. А. Абдуллина /Под ред. В. К. Розова. М.: Просвещение, 1981. — 159 с.
  158. Педагогическая энциклопедия: в 4-х томах /Под ред. И. А-Каирова, Ф. Н. Петрова. Т.З. — М.: Сов. энциклопедия, 1966. -911 с.
  159. Г. А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя.- Казань: 1976. 200 с.
  160. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.:1. Педагогика, 1972. 184 с.
  161. К.К. 0 знаниях, навыках, умениях. Сов. педагогика, 1963, № II, с.98−102.
  162. Владимир: 198I, с.43−54. 194. Прангишвили Д. С. Установка и деятельность. М.: Педагогика. Вопросы психологии, 1972, № I, с.3−10. ^ 195. Программа педагогических институтов и педагогических училищ.
  163. Спецкурс по изучению экспериментальной программы «Музыка» в общеобразовательной школе (начальные классы), /Под ред. В. А. Шимкевича. М., 1978. — 12 с. 196. Программа по музыке для общеобразовательной школы (1−3 классы). М., Просвещение, 1977. — 120 с.
  164. Программа по музыке для общеобразовательной школы (экспериментальная) 4−7 классы. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1979. -182 с.
  165. Программы педагогических институтов. Музыка и методика еепреподавания. М.: Просвещение, 1975. — 45 с.
  166. Программы педагогических институтов. Программа и типовая инструкция по организации и проведению педагогической практики студентов /Под ред.А. И. Пискунова и С.О.Мелик-Нубаро-ва. М.: Просвещение, 1975. — 24 с.
  167. Психология /Под ред. В. А. Крутецкого. 2-е изд., перераб. идополн. М.: Просвещение, 1974. — 304 с.
  168. Психология /Под ред. А. А. Смирнова, К. Н. Корнилова, Б. М. Теплова. М.: Учпедгиз, 1948. — 192 с.
  169. Психология труда и личности учителя: Сб.научн.тр. /Под ред.
  170. А.И.Щербакова. Вып.П. Л.: 1977. — 131 с. (Ленинградский ин-т им. А.И.Герцена).
  171. В.Н. Психологические возможности человека. М.: Знание, 1972. 64 с.
  172. С.Х. Природа искусства и специфика музыки. В сб.:
  173. Эстетические очерки. Вып.4 /Под ред. С. Х. Раппопорт. М., Музыка, 1977, с.39−78.
  174. Г. С. Проблема формирования звуковыеотного слуха: Автореф. на соиск.учен.степ. канд.пед.наук. М., 1964.- 18 с.
  175. С.И. Формирование художественной культуры студентовпедагогических институтов: Автореф. дис. на соиск.учен. степ. канд.пед.наук. Новосибирск, 1974. — 19 с.
  176. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.
  177. C.JT. Принципы и пути развития психологии. М.:1. АПН РСФСР, 1959. 354 с.
  178. С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. — М.:
  179. Педагогика, 1976. 416 с. ' 210. Рудометкина Т. С. Роль и место хорового класса в музыкальной подготовке студентов педагогического факультета. В сб.: Музыкально-педагогическая подготовка учителя. — Учен.зап.
  180. МИШ им. В. И. Ленина, № 406. М., 1972, с.68−73.211. 'Руиер М. А. Активизация мышления на уроке музыки. В сб.:
  181. Музыкальное воспитание в школе. Вып.8 /Сост. О. А. Апраксина. М., %зыка, 1972, с.86−95.
  182. В.Н. Основания общей теории систем. М.: 1974.279 с.
  183. Ю.А. Психология студенческого возраста и становлениеспециалиста. Вестник высшей школы, 1969, № 8, с.16−21.
  184. Сац И. Я. Яворский в Московской Народной консерватории. Всб.: Б.Яворский. T.I. Статьи, воспоминания, переписка. -2-е изд., испр. и доп. /Под ред. Д.Шостаковича. М., Сов. композитор, 1972, с.77−98.
  185. В.И. Социальная активность и нравственно-волевоеразвитие студентов. В сб.: Вопросы психологии личности. — Рязань: 1973, с.4−17.
  186. И.М. Рефлексы головного мозга. М.: Изд. АН СССР, 1961. 99 с.
  187. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа /Под ред.
  188. Л.А.Баренбойма. Л.: %зыка, 1970. — 160 с.
  189. М.Н. Пути совершенствования эстетического воспитанияв школе. Сов. педагогика, 1982, № 10, с.115−116.
  190. В.А. Идея комплексного подхода к воспитанию и подготовка учителя. В кн.: Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования /Под ред. В. А. Сластенина. — М., 1979, с.3−11.
  191. В.А. К вопросу о профессиограмме учителя общеобразовательной школы. Сов. педагогика, 1973, $ 5, с.72−80.
  192. В.А. Проблемы подготовки учителя в советских психолого-педагогических исследованиях. Сов. педагогика, 1981, № I, с.86−94.
  193. В. А. Программно-целевой подход к формированию социально активной личности учителя. В кн.: Теория и практика высшего педагогического образования. /Отв. ред. В. А, Сластенин. — М., 1984, с.3−15.
  194. В.А. Формирование личности учителя советской школыв процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  195. В.А. Формирование творческой личности будущего учителя. Сов. педагогика, 1975, № I, с.83−93.
  196. Словарь русского языка: В 4-х томах. т.1 /Ред.коллегия:
  197. М.П.Алексеев, С. Г. Бархударов, Г. П. Блок, В. В. Виноградов и др. Редактор тома А. П. Евгеньева. М.: АН СССР. Институт1. Языкознания, 1957. 963 с.
  198. А.Н. Значение ленинской теории отражения и учения опартийности искусства для музыкальной науки. В сб.: Октябрь и музыка /Сост. А. А. Александров, Л. И. Левин. — М., 1977, с.57−135.
  199. А.Н. %зыка как вид искусства. М.: %зыка, 1970.192 с.
  200. Л.Ф. Качественные характеристики уровней сформированное ти общепедагогических умений в процессе профессионального обучения студентов. В кн.: Формирование социально активной личности учителя. — М.: МПМ им. В. И. Ленина, 1982, с.119−124.
  201. Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя: Спецкурс. Ярославль: 1976. -82 с.
  202. A.M. Физиология высшей нервной деятельности иучебно-воспитательный процесс в военных училищах: Учебн. пособие. М.: ВПА, 1979. — 177 с.
  203. Т.А. Педагогические основы формирования общественной активности студентов во внеучебной работе: Автореф. дис. на соиск.учен.степ. канд.пед.наук. Тюмень, 1979. -19 с.
  204. В.А. О воспитании. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1979. 270 с.
  205. Н.Ф. Психологические основы управления усвоениемзнаний: Автореф. дис. на соиск.учен.степ. доктора психол. наук. М., 1969. — 34 с.
  206. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.:1975. 344 с. (Моск. ун-т).
  207. Г. С. Проблема духовной потребности. М.: Наука, 1979. 192 с.
  208. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН1. РСФСР, 1961. 536 с.
  209. .М. Психология музыкальных способностей. М.: АПН1. РСФСР, 1947. 335 с.
  210. Э.Д. Формирование личности советского учителя в процессе деятельности студентов педагогических институтов: Автореф. на соиск.учен.степ. канд.пед.наук. М.: 1980. -15 с.
  211. Д.Н. Экспериментальные. основы психологии установки.- Тбилиси: Изд-во АН Грузии, 1961. 210 с.
  212. .С. Самоуправляемые системы и причинность. М.:1. Мысль, 1972. 254 с.
  213. Л.И. Психология организации деятельности школьников.- М.: Просвещение, 1980. 160 с.
  214. К.Д. Собрание сочинений /Под ред. А. М. Еголина, Е.Н.
  215. Медынского, В. Я. Струминского. т.2. Педагогические статьи I857-I86I г. г. — М.-Л.: 1948−1952. — 656 с.
  216. А.А. Место музыки в духовном развитии человека.
  217. В сб.: Роль цузыки в эстетическом^воспитании детей и юношества /Сост. А. Л. Готсдинер. Л., Цузыка, 1981, с.5−14.
  218. Формирование духовных потребностей школьников: Сб.науч.тр., вып. 130 /Под ред. Ю. В. Шарова. Новосибирск: 1976. — 232 с.
  219. Философский словарь /Под ред. М. М. Розенталя. 3-е изд.
  220. М.: Политиздат, 1972. 496 с.
  221. Хрестоматия по программе «Музыка» для общеобразовательнойшколы (первый класс). М.: 1976. — 74 с.
  222. В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.:
  223. Советский композитор, 1970. 559 с.
  224. О.А. Психология: психологическая характеристикавыполнения спортивных упражнений, связанных с риском. -М.: ГЦОЛИФК, 1979. 45 с.
  225. Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой. М.:1. Экономика, 1975. 191 с.
  226. П.Г. Хор и управление им. М.: И/{узыка, 1961.240 с.
  227. В.Й. Исследование методов формирования исполнительских навыков игры на баяне: Автореф.дис. на соиск.учен. степ. канд.пед.наук. М., 1977. — 21 с.
  228. К.Д. Роль эмоционального фактора в учебном процессе. -В сб.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы /Под ред. А. А. Бодалева. Л., 1976, с.40−45.
  229. В.Н. Щузыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. — 200 с.
  230. С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х томах
  231. Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980, т.1. — 304 е., т.2 — 416 с.
  232. С.Т. Педагогические сочинения, т.2. М.: Просвещение, 1964. 476 с.
  233. А.И. Некоторые вопросы совершенствования подготовкиучителя. Сов. педагогика, 1971, № 9, с.82−89.
  234. А.И. О подготовке студентов будущих учителей кисследованию педагогических явлений и процессов. В сб.:
  235. Психология труда и личности учителя /Под ред.А.И.Щербако-ва. Л., 1977, с.124−131.
  236. А.И. Психологические основы формирования личностисоветского учителя в системе высшего педагогического образования. Л.: Просвещение, 1967. — 266 с./
  237. А.И. Психология личности учителя. В сб.: Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. М., Просвещение, 1973, с264−275.
  238. А.И. Психолого-педагогичёская подготовка учителявоспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе. В кн.: Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя /Под ред.А. И. Щербакова. — Л., 1980, с.3−46.
  239. Г. И. Проблема, познавательного интереса в педагогике.- М.: Просвещение, 1971. 352 с.
  240. Г. И. Функции обучения и познавательный процесс. Всб.: Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся /Под ред. Г. И. Щукиной. Л.: 1977, с. 517 (Ленинградский пед. ин-т им. А.И.Герцена).
  241. Эстетическое воспитание в пединституте: Сб.тр. /Под ред.Н.Е.
  242. Силаева. М.: 1977. — 149 с. (Моск.обл. пед. ин-т им. Н.К.Крупской).
  243. П.М. Психология чувств. М.: АПН РСФСР, 1958.382 с.
  244. Э. Характеристика метода первоначального музыкального воспитания (Швейцария). М.: ИСМЕ, 1970.
  245. Дж. Проблемы, вызванные отношением подростков к музыкекак к школьному предмету (Англия). М.: ИСМЕ, 1970.
  246. JJUU^^x Р<*AAJLS% JJMJUIL umAS IM^OU/U ^jb^QJ^L-iM/iJy. Р^^лЬзмлЖО/ iWsoL PwtW, —e^MAV тъ7 H. b%t 60273. НоахуЬ. ^"ton^oLpLu>~oiibcUw^ ье/^^ФоАЛммл^ GUa МилМм^имА clev peZty&^iilvnA^dim^ (P^^seiWfcc-. —: JUUaavIc. Iaas otxv Adbv^b^, KzAM^uJft? ftW
Заполнить форму текущей работой