Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Воспитание и образование личности. 
Ребенок как объект и субъект воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вторая трактовка воспитания связана с распространенной в демократических обществах идеей свободы ребенка, его права на самостоятельное принятие решений, касающихся его отношений к миру, обществу, своей дальнейшей судьбе и своему дальнейшему развитию. Вслед за О. С. Газманом можно в этом смысле говорить о педагогике свободы", противопоставленной «педагогике необходимости». Педагогика необходимости… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Воспитание и образование личности
  • 2. Подходы к воспитанию
  • 3. Основные принципы воспитания
  • Заключение
  • Список литературы

Воспитание и образование личности. Ребенок как объект и субъект воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Существуют две противоположных трактовки воспитания.

Согласно первой из них, типичной, например, для отечественной педагогики советского времени, воспитание есть воздействие государства и его образовательных институтов на развитие личности, осуществляемое в интересах государства или общества (при приоритете государственных интересов, обобщаемых в виде общеобязательной идеологии, принимаемой обществом).

В этом случае воспитание превращается в своего рода манипулирование психикой учащегося, навязывание ему тех или иных ценностей и направлений развития сверху. В то же время учащийся лишен персональной социальной, этической и пр. ответственности за принимаемые им решения, его мировоззрение, поведение и поступки оцениваются лишь по степени их соответствия навязанному обществом (вернее, государством при молчаливом согласии общества) эталону.

Вторая трактовка воспитания связана с распространенной в демократических обществах идеей свободы ребенка, его права на самостоятельное принятие решений, касающихся его отношений к миру, обществу, своей дальнейшей судьбе и своему дальнейшему развитию. Вслед за О. С. Газманом можно в этом смысле говорить о педагогике свободы", противопоставленной «педагогике необходимости». Педагогика необходимости не только диктует конечный результат воспитания («формирование советского человека» или «человека развитого социалистического общества», «коммунистическое воспитание» и пр.), но и определяет его институциональную структуру («трудовое воспитание», «патриотическое воспитание», осуществляемые специальными мероприятиями по специальной программе) и даже его методы. [1, 34]

Напротив, педагогика свободы исходит из идеи сотрудничества взрослых и детей с целью обеспечить оптимальные условия для самостоятельного выбора и самостоятельного развития учащегося, его жизненного (личностного) самоопределения. Отсюда введенное Газманом понятие «психологической поддержки» как совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей решения проблем, помощи ему в сохранении человеческого достоинства и достижении позитивных результатов в образовании, саморазвитии, общении, образе жизни, вообще в самореализации. [1, 35]

Воспитание и есть управляемая система процессов взаимодействия общества и личности, обеспечивающая, с одной стороны, саморазвитие и самореализацию этой личности, с другой, соответствие этого саморазвития ценностям и интересам общества.

Так понимаемое воспитание направлено в первую очередь на личностно-смысловые компоненты психики, в особенности на мотивы и смысловые установки личности. Его цель формирование у детей культуры достоинства.

Что касается «педагогики необходимости», то «задачу социализации, окультуривания человека эта педагогика, в принципе, выполняет хорошо… Однако без педагогики свободы (то есть, если… у него не остается возможности для реализации собственного выбора) он воспитывается несвободным. Кроме того, примем во внимание, что социальное программирование личности, социально-педагогический контроль,…в конечном счете диктуют методы, ориентированные не на внутреннее „хочу“ ребенка, а на внешнее „надо“. Отсюда эта педагогика не может существовать без санкций, без принуждения».

Очевидно, что «педагогика необходимости», в основе которой лежит понимание ребенка как объекта манипулятивного воспитания, если не исчерпала себя, то не может обеспечить способность самостоятельной ориентировки ребенка и подростка в окружающем мире (включая систему социальных и межличностных отношений), самостоятельного выбора и принятия самостоятельных решений, в том числе касающихся собственной судьбы (биографии). [1, 36] Между тем, живя в молниеносно изменяющемся обществе и не имея возможности подготовить ребенка к определенному состоянию этого общества (плохо ли, хорошо ли, но именно это мы делали в советское время), мы просто не имеем другой разумной потенциальной цели образования, кроме как выращивание человека, способного занять самостоятельную позицию по отношению к внешним условия. Иными словами, воспитание школьника это в значительной мере выращивание у него способности и потребности к творчеству, в первую очередь к социальному и личностному творчеству творчеству самого себя.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века //Новые ценности образования. Вып. 6. М., 2006.
  2. А., Стругацкий Б. Страна багровых туч. Рассказы. Статьи, интервью. М.: 2000.
  3. А.А. Научить человека фантазии (творчество и развивающее образование) //Вопросы психологии, 2002.
  4. В.И. О концепции воспитания в системе общего и профессионального образования Российской Федерации //Гуманизация образования. Вып. 4. М., 2000.
  5. В.С. Ценностные ориентации старшеклассника 90-х //"Школа 2000″. Концепции. Программы. Технологии. Вып. 2. М., 2000.
Заполнить форму текущей работой