Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Образовательные технологии. 
Теория обучения и воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обучение проводится в определенной последовательности, которая должна быть тщательно продумана педагогом и, но возможности, представлена как совокупность целенаправленных действий в процессе коммуникации с учащимися. Если эти условия выполнены, то говорят о педагогической или образовательной технологии. Часто, и на наш взгляд, вполне обоснованно, непременным признаком образовательных технологий… Читать ещё >

Образовательные технологии. Теория обучения и воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обучение проводится в определенной последовательности, которая должна быть тщательно продумана педагогом и, но возможности, представлена как совокупность целенаправленных действий в процессе коммуникации с учащимися. Если эти условия выполнены, то говорят о педагогической или образовательной технологии. Часто, и на наш взгляд, вполне обоснованно, непременным признаком образовательных технологий считается эффективное использование технических средств обучения, прежде всего компьютеров. В современном понимании концепт технологии относится к техническим наукам. Нет никаких оснований извлекать его из техносферы и придавать ему универсальное значение. В противном случае размывается концептуальный статус концепта технологии, равно как и концепта образовательной технологии. Образовательная технология — это целенаправленный процесс обучения, состоящий из отдельных действий, при осуществлении которых используются технические средства, прежде всего компьютеры. Эти средства используются постольку, поскольку они способствуют росту эффективности обучения.

Разумеется, использование технических средств обучения не отменяют фундаментального статуса педагогики. Речь идет о своеобразном типе интердисциплинарных связей, при которых акцепторной теорией является дидактика. Что же касается, например, информатики, то она имеет донорный характер. Одной этой констатации достаточно для того, чтобы критически относиться ко всяким попыткам абсолютизации технических средств обучения. Они вспомогательное средство, не более того. Использование технических средств не должно ни в малейшей степени умалять актуальность концептуального устройства учебной дисциплины. Приобщение к нему учащихся — главная задача педагога.

Следует отметить, что использование технических средств обучения не раз провозглашалось панацеей от всех трудностей образования. Но, как правило, ожидания не оправдывались. Использование в учебной деятельности фототехники, радио и учебных фильмов не привело к существенным успехам в дидактике. Ситуация изменилась кардинальным образом после появления компьютеров и другой цифровой техники. Компьютеры стали активно использоваться в процессах обучения в 1970;е гг. Важной вехой в этом процессе стало изобретение всемирной сети Интернет. В 1990;е гг., имея в виду использование компьютеров с подключением к Интернету, стали говорить о коммуникационных и информационных технологиях обучения.

Компьютер обладает двумя характерными особенностями, которые особенно актуальны в деле образования. Во-первых, способность быстро считать, во-вторых, осуществлять визуализацию любых процессов.

Ученые то и дело встречаются с большим объемом вычислений. Компьютеры позволяют сократить время расчетов до минимума. Не вынуждая учащихся осуществлять трудные расчеты, требующие много времени, можно высвободить значительные резервы времени для изучения концептуального устройства наук. К сожалению, эта возможность используется в средней школе значительно менее эффективно, чем в лучших университетах страны. Школьным дидактикам есть над чем подумать.

Обратимся теперь к феномену визуализации. Длительное время считалось, что развитие науки приводит к возрастанию ее абстрактности, непременно сопровождающейся падением наглядности. Развитие компьютерной техники опрокинуло это представление. То, что наблюдается на экране компьютера, воспринимается органами чувств. Соответствующая картина должна быть должным образом интерпретирована. Но даже при этом условии чувственное познание не подавляется, а считается необходимым феноменом. Этим обстоятельством имеют возможность воспользоваться педагоги, стремящиеся к наглядности обучения.

Обратим особое внимание на метод каскадной визуализации концептуального устройства теории. Любой образованный человек знает, что реальное явление, кажущееся на первый взгляд достаточно простым, в концептуальном отношении многозвенное и сложное. Начиная с древности, педагоги бились над проблемой представления концептуального устройства мира в ясном для обучаемых виде. С этой целью они проводили эксперименты, рисовали схемы, пытались что-то разъяснить «на пальцах». Но очень часто они слышали в ответ «Не понимаем». Компьютерные технологии в значительной степени облегчили участь педагогов. Теперь есть возможность поэтапно визуализировать процесс обучения. Например, преподаватель физики сначала показывает реальный эксперимент, затем добавляет экранные изображения, предлагает некоторый текст об увиденном и услышанном (обучаемому надо освоиться со словами), строит виртуальную модель, действующими субъектами которой оказываются концепты (так, скорость тела изображается стрелкой), проводит анимацию (концепты начинают двигаться), предлагает студенту управлять анимацией, подсчитать значения переменных и т. д. Налицо удивительно эффективный педагогический метод визуальной каскадной концептуализации.

Некоторые благоприятные возможности использования компьютеров:

  • • дистанционное обучение;
  • • сведение к минимуму рутинной работы;
  • • широкое использование моделирования;
  • • закрепление лучшего мирового опыта в любой области знания и возможность обращения к нему;
  • • общение с педагогами, друзьями и сверстниками, в том числе с иностранцами;
  • • использование интерактивных способов обучения;
  • • визуализация трудных для наблюдения реальных процессов, а также, что особенно важно, концептуальных переходов;
  • • приобщение к аккуратности за счет использования электронных таблиц, графиков и диаграмм;
  • • возможность найти ответ на любой вопрос;
  • • всемерная экономия времени.

Разумеется, использование коммуникационных и информационных технологий не обходится без известных трудностей. На приобретение цифрового оборудования не всегда есть достаточное количество финансов. Далеко не всегда педагог имеет возможность оборудовать компьютерный класс, но своему усмотрению, приобрети нужные компьютеры, программное обеспечение, веб-камеры, интерактивные доски.

Значительная часть педагогов знакома с цифровой техникой хуже воспитанников. К тому же им трудно своевременно учитывать новые возможности техники.

При обучении младших школьников информационные технологии должны использоваться с особой осторожностью. Лишь в основной школе учащиеся приобретают должную степень компетентности в пользовании информационной техникой.

Учащиеся, чрезмерно увлеченные компьютерами, особенно компьютерными играми, часто плохо думают и говорят. Следовательно, их непременно следует ставить в такие условия, когда им придется проговаривать свои действия и думать прежде, чем дать осмысленный ответ, а не обращаться к базе данных за очередной подсказкой.

Педагог должен осознанно и, следовательно, избирательно относиться к выбору обучающих, демонстрационных и контролирующих программ, компьютерных пакетов задач, дидактических материалов, лабораторных работ и моделей. Они должны соответствовать тому пониманию учебной дисциплины, которой руководствуется преподаватель.

Как бы то ни было, в наши дни использование коммуникационных и информационных технологий стало необходимостью. Отстраненное отношение к ним стало педагогическим анахронизмом.

Выводы

  • 1. Современные педагоги руководствуются образовательными технологиями. Образовательная технология — это целенаправленный процесс обучения, состоящий из отдельных действий, при осуществлении которых используются технические средства, прежде всего компьютеры.
  • 2. Образовательные технологии должны использоваться лишь постольку, поскольку они повышают эффективность обучения.
  • 3. В педагогическом деле первична дидактика, а технические средства вторичны. В дидактике информатика служит донорной наукой.
  • 4. Следует всячески избегать как необоснованного восхваления, так и отрицания актуальности технических средств.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой