Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Синтетическое методологическое кодирование педагогического исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассмотрим далее синтетическое методологическое кодирование педагогического исследования, сочетающее жанр, методы, новизну и практическую значимость, — на примере статьи А. Р. Бессуднова, Д. Ю. Куракина и В. М. Малика «Как возник и что скрывает миф о всеобщем высшем образовании?» (Вопросы образования. № 3. 2017). Кодирование жанра исследования — социально-педагогическое, кодирование метода… Читать ещё >

Синтетическое методологическое кодирование педагогического исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассмотрим далее синтетическое методологическое кодирование педагогического исследования, сочетающее жанр, методы, новизну и практическую значимость, — на примере статьи А. Р. Бессуднова, Д. Ю. Куракина и В. М. Малика «Как возник и что скрывает миф о всеобщем высшем образовании?» (Вопросы образования. № 3. 2017). Кодирование жанра исследования — социально-педагогическое, кодирование метода — статистический анализ проблемного поля с привлечением множества источников различного уровня и содержательной направленности, ретроспективный анализ проблемы, сравнительно-статистический анализ содержательного поля вузовского образования в РФ и в различных зарубежных странах. Кодирование новизны результата — в дополнение к ранее известным статистическим результатам о распространенности высшего образования в РФ получены выводы, подкрепленные анализом репрезентативных статистических массивов, задействовавшие данные по гендерному аспекту и проблемам доступности высшего образования для различных социальных групп, — эти данные опровергли широко распространенный вывод об избыточности отечественного высшего образования, выявив процент охвата населения РФ высшим образованием на уровне 27—34%, а также в качестве побочного результата представили: а) соответствие динамики охвата вузовским обучением населения РФ динамике, проявляемой в странах Восточной Европы, и отставание от стран Западной Европы; б) факт социального неравенства по отношению к вузовскому обучению, сохраняющийся еще со времен СССР. Дополнительной кодировкой такого результата будет клише: развенчание мифа, широко распространенного заблуждения, вымысла.

Социально-практическое значение исследования кодируется так: получен вывод, актуальный для перспективного государственного планирования сегмента вузовского образования, ориентированного на полноценное соответствие национальным потребностям и международным стандартам.

Еще одним примером кодировки исследовательского поиска являются результаты методологического обследования статьи Е. И. Абрамовой и Е. П. Шишмолиной «Моделирование иноязычного языкового пространства при обучении студентовнелингвистов» (Вопросы образования. 2017. № 3), жанровым кодом которой будет дидактическое исследование. Актуальность темы кодируется как противоречие между слабым владением студентами английским языком и тем минимально необходимым уровнем, который требуется для полноценной профессионально-личностной реализации современного выпускника вуза. Новизна результата кодируется как создание в противоположность существующей традиционной модели обучения студента в одной малой группе с одним преподавателем инновационной модели, ориентированной на многоаспектное включение студента в общение на английском языке в заранее смоделированных преподавателем ситуациях: в процессе написания делового письма, аннотации к статье на английском языке, участия в профессионально ориентированном конкурсе на английском языке, в выступлении на английском языке перед большой аудиторией, в участии в защите индивидуального проекта, в сдаче экзамена в форме междисциплинарной конференции и т. п. При этом исследовательский поиск авторов разворачивался вокруг того, способствует ли внедрение данной модели повышению уровня академической успеваемости студентов, и в процессе контрольного эксперимента этот уровень в экспериментальных группах оказался выше, чем в группах контрольных, обучавшихся по обычной методике.

Наконец, еще один пример методологического синтетического обследования будет связан с исследованием Н. Г. Малошонок на тему «Как восприятие академической честности среды университета связано со студенческой вовлеченностью?» (Вопросы образования. 2015. № 4). К кодированию новизны результата относится тезис о том, что получен не опубликованный ранее результат: если честность среды рассматривать посредством оценки четырех переменных (списывания на экзаменах, плагиата в процессе сдачи курсовых и дипломных работ, покупки этих работ, взятки), то вовлеченность студента в активное взаимодействие с преподавателем будет отрицательно коррелировать с первыми двумя переменными. Это означает, что более вовлеченный в учебное и внеучебное взаимодействие с преподавателем студент ниже оценивает распространенность списывания и плагиата в студенческой среде, а студент, оценивающий эти параметры выше, менее вовлечен в общение со своим педагогом.

Вторая часть данного результата свидетельствует о том, что оценка распространенности скачивания работ из Интернета положительно коррелирует с вовлеченностью студента в учебный процесс (чем выше студент оценивает распространенность скачивания, тем сильнее вовлечен он в учебный процесс) — это авторами было неожидаемым и интерпретировалось как критическое отношение вовлеченных в учебный процесс студентов к своим сокурсникам, скачивающим выпускные и курсовые работы из Интернета.

Нам известен еще ряд пока не опубликованных исследований, дающих предварительные не ожидавшиеся авторами результаты: например, традиционно считавшаяся положительной корреляционная связь между научной деятельностью преподавателя вуза и его педагогическим мастерством не подтверждается. Предположим в качестве интерпретации тезис о том, что научно «заряженный» профессор или доцент находится в плену своих мыслей и когнитивных схем и потому труднее взаимодействует в учебном процессе со студентами, испытывает трудности в донесении простого для него и непосильного студентам учебного материала; наоборот, интенсивно «заряженный» на учебный процесс преподаватель не имеет времени серьезно сосредоточиться на научной работе, уделить ей достаточное для получения качественного результата время.

Не претендуя на представление для методологического кодирования всех возможных исследовательских сюжетов, отметим в качестве одного из возможных исследование тем из массива диссертаций по той или иной специальности за достаточно долгий период времени — такое исследование могло бы сгруппировать исследования по широким содержательным полям и на этой основе выявить лакуны, белые пятна в сфере актуальных проблем, требующие приложения свежих исследовательских сил.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой