Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Внеклассная работа как средство совершенствования математических знаний учащихся начальных классов общеобразовательной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимость массовой внеклассной работы по математике с учащимися начальных классов вызвано тем, что наше общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения в жизни. Без формирования интереса к математике, без образования и воспитания учащихся средствами математики, начиная с младшего школьного возраста, без взаимосвязи классной и внеклассной работы школа не сможет… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
    • 1. 1. психолого-педагогические основы отбора содержания и форм внеклассной работы
    • 1. 2. методологические основы содержания и форм внеклассной работы
  • ГЛАВА II. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
    • 2. 1. основы методики организации и проведения внеклассных занятий со всем классом и с отдельными учащимися
    • 2. 2. методика проведения различных видов внеклассных занятий
  • ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 3. 1. Этапы эксперимента и процесс его организации
    • 3. 2. Сравнительный анализ математических знаний учащихся в контрольных и экспериментальных классах

Внеклассная работа как средство совершенствования математических знаний учащихся начальных классов общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Важнейшая задача школы — давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки, умения, применять их на практике. В связи с этим нужна такая организация обучения, при которой бы дети включались в работу. Многое зависит от учителя: как он организует работу, в том числе и с учетом уровня подготовленности класса, их интересов, индивидуальных и возрастных особенностей каждого учащегося, выделяя целесообразность той или иной формы внеклассной работы. Если учитывать все эти моменты, то можно так поставить внеклассную работу, при которой легко добиться высоких результатов.

Реформа школы требует усиления связи между обучением, воспитанием и развитием детей. Большими резервами в решении поставленной задачи обладает взаимосвязанная урочная и внеурочная работа учащихся по разным предметам, в частности, по математике.

Внеклассная работа определяется как составная часть учебно-воспитательной работы школы, как одна из форм организации досуга учащихся. Она бывает разнообразной по содержанию и формам. Образовательной по содержанию является внеклассная работа по математике.

Внеклассные занятия по математике в начальных классах могут быть разных видов. По мнению методистов Байтовой М. А., Бельтюковой Г. В. -это «часы занимательной математики» со всем классом (19).

Перестройка начального математического образования и реформа школы связаны с новыми целями обучения, где основная школа становится главным звеном в образовании. Новые цели обучения вызывают изменение содержания, методов и форм обучения. Но процесс перестройки методов, форм и средств обучения идет сложнее и медленнее, чем перестройка содержания обучения. Особенно медленно, по нашему мнению, перестраивается внеклассная работа по математике в начальных классаходна из форм организации обучения младших школьников.

Научные исследования педагогов подчеркивают многоплановость и сложность решения вопросов, связанных с внеклассной работой в школе.

В. М. Медведев исследовал взаимосвязь классных и внеклассных занятий в средней школе (104). А. К. Ширкевич определил эту взаимосвязь как средство повышения качества знаний и общего развития учащихся начальных классов (182).

Анализ состояния постановки внеклассной работы показывает, что большинство исследователей рассматривают и раскрывают отдельные стороны организации и методики проведения внеклассной работы по математике (Б.А. Кордемский, И. И. Дырченко, B.C. Кролевец, Г. Д. Балк, Е. А. Акопян и др.) (77, 51, 82, 1) и взаимосвязи классных и внеклассных занятий по математике в средних и старших классах (З.О. Шварцман, Э. Базарова и др.) (171, 17). Результаты этих исследователей не могут быть непосредственно применены в практике обучения младших школьников ввиду специфики содержания начального курса математики и возрастных особенностей учащихся. В диссертационном исследовании Б. Ташмурадова (170) рассматриваются вопросы организации внеклассной работы с младшими школьниками по математике, основанной на использовании экспериментальных учебников «Математика в начальных классах», ч. I, И, III, под ред. А. И. Маркушевича. Б. Ташмурадов ограничивается описанием работы математических кружков, на которых рассматривается, в основном, оригинальный внепрограммный материал. Такой подход не может обеспечить массовость внеклассной работы по математике в начальных классах, включение в нее «слабых» и «средних» учащихся (170).

Диссертационное исследование Дудко Л. Н. (50) посвящено теоретическим аспектам постановки внеклассной работы как средству повышения качества знаний и умений младших школьников. Дудко JI. Н. дает теоретический анализ подходов совершенствования методики внеклассной работы по математике, опираясь на разработанную A.M. Пышкало общую концепцию методики обучения. Конкретной методики по организации и проведению внеклассной работы по математике и методических указаний по их использованию при организации различных форм внеклассной работы для повышения качества знаний и умений младших школьников нет.

Современные идеи организации массовой внеклассной работы по математике высказаны в трудах A.M. Пышкало (148, 160). Они частично нашли отражение и конкретизацию в работах Н. А. Янковской (192) и С. И. Сельдюковой (156). Но и в них проблема внеклассной работы не была основной и не исследовалась специально, целенаправленно.

До настоящего времени внеклассная работа по математике чаще всего строилась на принципах занимательности, развлекательности, в нее вовлекалась часть школьников из числа лучших учащихся. Об этом мы судим на основании длительного (с 1991 г.) изучения состояния постановки различных форм внеклассной работы по математике. Отдельные учителя даже отвергают необходимость ведения внеклассной работы в начальных классах.

Изучение состояния школьной практики убеждает в том, что внеклассная работа с младшими школьниками ведется, главным образом, не систематически, стихийно, можно сказать — «по красным датам календаря». Учителя не ориентируются на организацию внеклассной работы по математике, которая может заинтересовать «слабо» успевающих и «средних» учащихся. Методика проведения внеклассных занятий не достаточно разработана, поэтому эффективность внеклассной работы весьма низкая.

Необходимость массовой внеклассной работы по математике с учащимися начальных классов вызвано тем, что наше общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения в жизни. Без формирования интереса к математике, без образования и воспитания учащихся средствами математики, начиная с младшего школьного возраста, без взаимосвязи классной и внеклассной работы школа не сможет с надлежащей полнотой выполнить этот заказ общества. Внеклассную работу по математике нужно рассматривать как одно из важных средств совершенствования математических знаний в начальных классах общеобразовательной школы.

В исследованиях ряда психологов, например, В В. Давыдова и его сотрудников, качество знаний рассматривается как главное, существенное свойство учебной подготовки школьников, как интегральный показатель усвоения содержания обучения (45).

Качества знаний выполняют роль критериев оценки результатов усвоения учебного материала при сопоставлении установленных программой требований к знаниям и умениям учащихся с достигнутыми результатами обучения. В основном необходимый набор качеств знаний, отраженный в учебных программах, формируется в ходе обучения математике на уроках. Внеклассная работа может влиять на качество знаний непосредственно через содержание заданий, в частности, в результате поддержания интереса к предмету.

Внеклассная работа по математике создает дополнительные возможности учителям начальных классов по осуществлению дифференцированного подхода к «средним» и «слабым» учащимся для достижения планируемых результатов обучения. В этом случае она может способствовать совершенствованию математических знаний и умений. Однако внеклассная работа по математике в начальных классах как теоретически, так и практически не обеспечена. Методических пособий по проведению внеклассной работы по математике в начальных классах катастрофически мало, можно сказать с уверенностью, что их нет. В учебном пособии М. А. Байтовой, Г. В. Бельтюковой «Методика преподавания математики в начальных классах» дается краткая характеристика внеклассной работы и ее форм (19). В других источниках (статьях, тезисах) содержатся общие указания к проведению внеклассной работы. Будущие учителя начальных классов не получают достаточной подготовки в вузах к проведению данной работы. Возникло противоречие между необходимостью проведения внеклассной работы с младшими школьниками и недостаточным уровнем разработанности методических вопросов ее организации и проведения. Этим объясняется актуальность проблемы методики проведения внеклассной работы по математике в начальных классах общеобразовательной школы. В связи с этим для исследования мы избрали тему «Внеклассная работа как средство совершенствования математических знаний в начальных классах общеобразовательной школы».

Целью исследования является разработка методики организации и проведения внеклассной работы по математике, а именно, внеклассных занятий как со всем классом, так и с отдельными учащимися.

Объект исследования — внеклассная работа по математике в начальных классах общеобразовательной школы.

Предмет исследования — процесс совершенствования математических знаний при реализации различных форм внеклассных занятий по математике.

Цель, объект и предмет, а также задачи исследования позволили нам выдвинуть следующую гипотезу: если внеклассную работу организовать на основе разработанной нами методики, учитывающей групповые и индивидуальные формы организации, то это будет способствовать: а) повышению интереса детей к учениюб) совершенствованию математических знаний младших школьников.

Для реализации поставленной цели, проверки гипотезы исследования необходимо было решить ряд задач.

— анализ состояния проблемы (понятие внеклассной работы по математике, ее задачи, принципы, организация);

— определить основные методические условия эффективного воздействия внеклассной работы на совершенствование математических знаний всех учащихся;

— доказать влияние использования внеклассных занятий на итоговые результаты всей внеклассной работы по математике;

— разработать требования к организации и методике проведения разных видов внеклассных занятий;

— определить виды внеклассных занятий и разработать материал для внеклассных занятий по математике по темам и годам обучения в соответствии с их целью и содержанием изучаемого программного материала;

— экспериментально проверить разработанную методику организации и проведения внеклассных занятий со всем классом и с отдельными учащимися и методические рекомендации к их проведению с младшими школьниками.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы:

— анализ методической и психолого-педагогической литературы по теме диссертации, изучение действующих учебников и программ для начальных классов, педагогических вузов и училищ;

— социометрические — опрос, интервьюирование и анкетирование учителей, младших школьников и их родителей;

— изучение учащихся с разной успеваемостью и интересами на протяжении всего периода их участия во внеклассных занятиях;

— анализ состояния и организации внеклассных занятий по математике в начальных классах;

— изучение и наблюдение внеклассной работы — констатирующий и поисковый эксперименты.

Исследование велось на протяжении 9 лет поэтапно. На первом этапе (1991 — 1994 гг.) изучалось состояние теории и практики внеклассной работы по математике в начальных классах.

На втором этапе (1994 — 1997 гг) на основе обобщения результатов определялись исходные теоретические положения, составлялись методические рекомендации и материалы к внеклассным занятиям по математике с учащимися начальных классов, издано учебное пособие под грифом Министерства общего и профессионального образования «Внеклассная работа по математике».

На третьем этапе (1997 — 2000 гг.) осуществлялась проверка разработанных рекомендаций и развернутых планов — конспектов внеклассных занятий в пяти школах г. Карачаевска, в семи школах г. Черкесска и десяти школах Малокарачаевского района.

Научная новизна состоит в следующем:

— разработана методика организации и проведения внеклассной работы в начальных классах и предложены методические рекомендации к проведению внеклассных занятий со всем классом и с отдельными учащимися.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что предлагаемая методика организации и проведения внеклассной работы, охватывающей всех учащихся начальных классов, расширяет и углубляет понимание путей влияния обучения математике на общее развитие и развитие индивидуальных способностей младших школьников.

Практическая значимость определяется тем, что предложенная методика организации и проведения внеклассных занятий со всем классом и с отдельными учащимися, методические рекомендации и разработки внеклассных занятий дают возможность учителю, опираясь на них, правильно использовать их, обеспечив тем самым, оптимальное развитие учащихся.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается ;

— многообразием, объемом и полнотой изученного фактического материала;

— выбором методов исследования, соответствующих поставленным задачам;

— опорой на результаты фундаментальных психолого-педагогических исследований;

— результатами экспериментальной проверки основных положений и рекомендаций. (Педагогический эксперимент охватил более 250 учителей начальных классов г. Карачаевска, г. Черкесска и Малокарачаевского района и 980 младших школьников);

— результатами использования разработанной методики проведения внеклассной работы, методических рекомендаций и разработок внеклассных занятий в массовой практике учителей начальных классов школ г. Карачаевска, г. Черкесска, Малокарачаевского района.

На защиту выносится:

1. Методика организации и проведения внеклассной работы, ориентированная на совершенствование математических знаний младших школьников, позволяющая сочетать групповые, индивидуальные и массовые формы работы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры математики и методики ее преподавания Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета, на заседаниях секций математики и методики ее преподавания Черкесского педучилища и Кабардино-Балкарского педагогического колледжа, Невинномысского института непрерывного профессионального образования, на городских и районных семинарах учителей начальных классов г. Карачаевска, г. Черкесска и Малокарачаевского района, г. Кисловодска, на курсах повышения квалификации учителей начальных классов в Институте усовершенствования учителей г. Черкесска, на научных конференциях в г. Карачаевске, г. Нальчике, г. Кисловодске.

Изданное автором учебное пособие под грифом Министерства общего и профессионального образования «Внеклассная работа по математике» и разработки внеклассных занятий по темам и классам апробированы и используются в учебном процессе студентов Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета, Черкесского педучилища, Кабардино-Балкарского педагогического колледжа, Кабардино-Балкарского государственного университета,.

Невинномысского института непрерывного профессионального образования, Ставропольского государственного педагогического университета и в практике работы учителей начальных классов г. Москвы,.

Карачаево-Черкесской республики, Ставропольского края, Кабардино-Балкарской республики и других регионов России.

Автор разработала и вела спецкурс (46 ч) по теме «Внеклассная работа как средство совершенствования математических знаний в начальных классах» на стационарном и заочном отделениях факультета педагогики и методики начального обучения и руководила дипломными работами студентов стационарного отделения Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета.

Результаты исследования отражены в восьми публикациях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В связи с возрастающими требованиями к эффективности обучения, коренному улучшению подготовки молодежи к самостоятельной жизни, особую актуальность приобретает внеклассная работа по математике в начальных классах.

Наше исследование теории и практики внеклассной работы, экспериментально проверенная методика ее проведения в начальных классах позволяет сделать следующие выводы:

В печати неоднократно отмечалось, да и наши исследования подтверждают, что разрыв между обучением и воспитанием находит свое выражение в отсутствии единства между урочной и внеклассной работой. Между тем, то и другое — органические части единого процесса формирования личности молодого человека. В связи с этим внеклассные занятия в начальных классах должны быть связаны с классными. Добиваясь единства урочной и внеклассной работы в начальных классах, учителя совершенствуют математические знания учащихся, развивают их познавательный интерес, расширяют кругозор.

Изучение основных пособий для учителей и студентов показывает, что отдельные общие указания и примеры внеклассных занятий по математике с учащимися начальных классов недостаточны для реализации на практике массовой внеклассной работы. Необходимо, чтобы в учебниках и учебно-методических пособиях для пединститутов, педуниверситетов, педучилищ и для учителей начальных классов были глубоко и содержательно раскрыты вопросы организации и методики проведения внеклассной работы по математике в начальных классах.

Наши исследования показали, что внеклассная работа по математике в начальных классах во многих школах Карачаево-Черкесии носит случайный, бессистемный характер. Одной из главных причин этого явления является недостаточная подготовка студентов к внеклассной работе с младшими школьниками. Эта подготовка должна осуществляться в системе и одновременно с их математической и методической подготовкой и применяться в процессе педпрактики в школе.

Организуя внеклассную работу в школах села или города, надо заботиться об ее многообразных формах. Только многообразная внеклассная работа способна удовлетворить повышение потребности современных детей и развивать их богатые творческие способности.

Установлено, что массовая внеклассная работа по математике в начальных классах может успешно осуществляться, оказывая положительное влияние на совершенствование математических знаний учащихся, при соблюдении некоторых условий:

— в разных формах она должна проводиться со всеми учащимися систематически с постоянной опорой на индивидуальные особенности младших школьников;

— содержание занятий должно быть связано с программой математики начальных классов, что не препятствует использованию во внеклассной работе внепрограммного материала для совершенствования математических знаний учащихся младших классов;

— использование различных форм, методов и средств обучения на внеклассных занятиях должно определяться целью занятий, быть ориентировано на дальнейшее развитие учащихся, на подготовку их к обучению в средних и старших классах;

— обязательна непрерывность и системность включения всех учащихся начальных классов в разные виды внеклассной работы по математике.

Нами определено содержание внеклассной работы по математике в начальных классах. Уточнены формы, методы и средства организации внеклассной работы. Составлены методические рекомендации и разработки внеклассных занятий по математике для учителей начальных классов и студентов педвузов. Эти методические рекомендации и разработки экспериментально проверены.

Конкретизированы требования к разным видам внеклассных занятий, построенных на целесообразном сочетании массовой, групповой и индивидуальной форм включения учащихся в работу.

Проверена и сопоставлена результативность обучения математике в школе:

— при отсутствии внеклассной работы по математике в начальных классах;

— по обычной методике проведения внеклассной работы по математике;

— при систематическом массовом охвате всех учащихся разными формами внеклассной работы по экспериментальной методике.

Проведено сравнение качества знаний, степени развития интереса к математике, активности учащихся на уроках математики и внеклассных занятиях, достигаемых при этих условиях. Полученные в ходе проверки экспериментальной методики результаты подтвердили ее преимущество в совершенствовании математических знаний младших школьников.

Свидетельством полезности нашего исследования является и то, что разработанная нами методика организации и проведения внеклассных занятий, разработки внеклассных занятий и методические рекомендации по их организации с воодушевлением и интересом встречены учителями начальных классов Карачаево-Черкесской республики, г. Кисловодск, г. Невинномысска, г. Пятигорска.

Проведенные нами исследования позволили сформулировать принцип построения содержания внеклассной работы:

1) материал должен излагаться так, чтобы раскрыть ребенку ведущие, общие свойства данной области действительности, подлежащей дальнейшему изучению;

2) практические умения и навыки необходимо строить на базе соответствующих теоретических сведений;

3) в содержание внеклассной работы йключаются определенные системы упражнений, обеспечивающие овладение способом анализа материала и средствами моделирования открываемых свойств, а также упражнения по использованию детьми уже готовых моделей для открытия новых свойств материала;

4) при подборе материала обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности развития младших школьников.

При таком построении учебного процесса познавательная деятельность младших школьников приобретает иной характер, чем при обычном обучении, у них развивается способность теоретического мышления, что помогает совершенствованию математических знаний, умений и навыков.

В проведенном нами исследовании изучены основные аспекты методики проведения внеклассной работы по математике в начальных классах. Вместе, с тем установлена необходимость более глубокого исследования проблемы совершенствования подготовки будущих учителей к организации внеклассной работы по математике в начальных классах.

Материал диссертации ориентирует на проведение таких дальнейших исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.А. Пути развития творческой деятельности учащихся в процессе внеклассной работы по математике. Автореферат дисс. канд. пед. наук — М., 1973. — 24 с.
  2. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М. И. Моро, A.M. Пышкало. М.: Педагогика, 1977. -247 с.
  3. И.Н. Вопросы усовершенствования внеклассной работы по математике и подготовки учителя к ее проведению. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1969. — 26 с.
  4. Н.Н., Сахаров И. П. Забавная арифметика. С. П.: «Лань».-ё 1996.-С. 17, 18.
  5. Н.А. Содержание и организация общего развития младших школьников в условиях внеклассной работы. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Тбилиси, 1977. — 25 с.
  6. Ш. А. Здравствуйте, дети! / Пособие для учителя М.: Просвещение, 1983. -208 с.
  7. Ш. А. Как живете дети? / Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 176 с.
  8. Ш. А., Сакварелидзе Г. А. Шестилетние дети в школе // Советская педагогика, № 9, 1972. С. 26−31.
  9. Н.В. Методы, формы и содержание работы математических кружков по элементарной математике и началам высшей. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1950. 515 с.
  10. Г. П. Различия мыслительной деятельности младших школьников // Типические особенности умственной деятельности младших школьников М., 1968. — С. 71 — 124.
  11. Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  12. А.Г. Внеклассная работа по арифметике // Обучение арифметике в начальной школе / Под ред. А. С. Пчелко. М., 1963. -С.92−101.
  13. В.Г. и др. Свободное время и всестороннее развитие личности. -М.: Мысль, 1965.- 167 с.
  14. П.У. Математическая шкатулка. Карачаевск. К-ЧГПУ. 1994. С. 58−78.
  15. П.У. Внеклассная работа по математике. -М.: Издат-школа, 1997. 87 с.
  16. П.У. Через сказку в мир математики. М. Издат-школа, 1997. — 90 с.
  17. Э. Взаимосвязь классных и внеклассных занятий по математике в IV классе как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Автореферат дисс. канд. пед. наук. -Ташкент, 1973. 189 с.
  18. Ш. А. Реализация внутрипредметных связей при решении математических задач. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Л.: 1990. -18 с.
  19. М.А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение, 1976. — 335 с.
  20. М.Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике. М.: Учпедгиз, 1956. — 248 с.
  21. Некоторые вопросы внеурочных занятий по математике в современной средней школе. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Ярославль, 1972,-14с.
  22. Н.С. Клуб почемучек в нашей школе // Начальная школа, № 11,1972.-С. 16−17.
  23. А.И. Из опыта внеклассной работы в начальных классах // Подготовка студентов педагогических институтов к внеурочной работе по математике. Вологда, 1975. — С. 111−117.
  24. Г. Н. Счет и число. (Как люди учились считать). 6-е изд. — М.: Гостехиздат, 1956. — 32 с.
  25. О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1975. 208 с.
  26. B.C. Воспитание познавательных интересов у учащихся. Народное образование // Народное образование, № 7, 1967. С. 25.
  27. С.Т. Выбор наследника // Начальная школа, № 5, 1995. С. 27.
  28. Н.Я., Мышкис А. Д. Научно-техническая революция и школьный курс математики // Математика в школе, № 3, 1987. -С. 40−43.
  29. Внеклассная работа в школе / Под ред. А. И. Прокофьевой. Воронеж, 1957.-244 с.
  30. Внеклассная работа в начальных классах средней школы/ Под ред. А. А. Яковлева. М., 1951. — 230 с.
  31. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. — 442 с.
  32. В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. М.: Знание, 1993. — 336 с.
  33. Вопросы внеклассной и внешкольной работы с детьми // Сборник статей.-М., 1955.-С. 17.
  34. Воспитание школьников во внеурочное время // Сборник методических материалов. М.: Просвещение, 1971. — С. 25.
  35. JI.C. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.-519 с.
  36. Н., Дырченко И. Развитие математических способностей учащихся. Ташкент: Укитувчи, 1998. — С. 105.
  37. М.Г. Клуб юных математиков // Начальная школа, № 11, 1971. -С. 45−46.
  38. М. Математические чудеса и тайны: Математические фокусы и головоломки / Сокр. пер. с анг. B.C. Бермана / Под ред. Г. Е. Шилова. -3-е изд. М.: Наука. 1978. — 127 с.
  39. Е.М. Арифметические игры и упражнения / Пособие для учителей начальной школы. М.: Просвещение, 1968. — 111 с.
  40. М.Б., Павлович B.C. Внеклассная работа по математике в восьмилетней школе. М.: Просвещение, 1965. — 208 с.
  41. А.Г. Внеклассная работа в начальных классах. К.: Рад. школа, 1982. — 128 с.
  42. .В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. М.: Просвещение, 1982. — 144 с.
  43. О.В. Олимпийские игры в обучении младших школьников // Начальная школа № 5,1995. С. 19 — 23.
  44. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  45. И. Я. Мир чисел. Рассказы о математике. Ленинград, 1954. -144с.
  46. И.Я. История арифметики / Пособие для учителей. 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1965. — 415 с.
  47. .Г. Воспитать интерес к математике // Начальная школа, № 11, 1975.-С. 48−51.
  48. .Г. Занимательная математика в учебно-воспитательной работе И Початкова школа, № 1, 1970. С. 43 — 46. (На укр. яз.)
  49. Л.Н. Внеклассная работа по математике как средство повышения качества знаний и умений младших школьников. Дисс.. канд. пед наук. -М., 1998.- 148 с.
  50. И.И. Развитие математических способностей учащихся на внеклассных занятиях. Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1963. -19 с.
  51. Е.А. Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе внеклассной работы по математике в восьмилетней школе. Автореферат дисс. канд. пед. наук.-М., 1973. 19с.
  52. Е.А. Игротека математического кружка. М.: Наука, 1972. -145 с.
  53. JI.C. Формирование познавательных интересов младших школьников во внеучебной деятельности. Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1977. — 16 с.
  54. И.В. Единство обучения и воспитания учащихся на уроках и на внеклассных занятиях по математике / Доклад о работах, представленных в качестве дисс. канд. пед. наук. Л., 1965. — 27 с.
  55. У. Внеурочные занятия как средство активизациипознавательной деятельности учащихся. Дисс.канд. пед. наук, 1. Алма-Ата, 1975.- 171 с.
  56. Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. 1 класс / Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1989. — 47 с.
  57. В.Г. Некоторые приемы организации внеклассной работы по математике // Начальная школа, № 6, 1989. С. 29 — 32.
  58. И.Д., Подьяков Н. Н., Пышкало A.M. Проблемы обучения, воспитания и развития детей 6-летнего возраста в школе и детском саду // Советская педагогика, № 9, 1983. С. 44 — 50.
  59. И. Г. Эстетическое воспитание в процессе изучения математики на материале внешкольной работы. Автореферат дисс. канд. пед. наук. -М., 1971. 18 с.
  60. Н.А. Стихи о математике // Начальная школа, № 6, 1987. -С. 32 -35.
  61. Г. В. Геометрия для малышей. М.: Просвещение, 1978. — 136с.
  62. Г. В. Некоторые приемы организации внеклассной работы по математике // Начальная школа № 6, 1989. С. 29 — 32.
  63. В.А. Внеклассная работа по арифметике в начальных классах. Пособие для учителя. М.: Учпедгиз. 1960. — 151 с.
  64. В.А. О занимательном в обучении арифметике // Начальная школа, № 7,1963. С. 24 — 28.
  65. В.А., Пчелко А. С., Шор Я.А. Методика преподавания арифметики в начальной школе / Пособие для педагогических училищ. -М.: Учпедгиз, 1956. 243 с.
  66. Е.И. В царстве смекалки / Под ред. М. К. Поталова. 3-е изд. -М.: Наука, 1981.-208 с.
  67. Истомина Кастровская Н. Б. Методическая система развивающего обучения математике в начальной школе. Автореферат дисс. док. пед. наук — Москва: МИСиС, 1995. — 42 с.
  68. Кабанова Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
  69. Г. Х. От одного до десяти / Пер. с осетин. Н. Найденовой. -М.: Советская Россия, 1972. 22 с.
  70. Т.Н., Кейлина З. А. Внеклассная и внешкольная работа. М.: Просвещение, 1972. — 196 с.
  71. Э. История математики в древности. М.: Госиздат физ. — мат. лит-ры, 1987.-176 с.
  72. Кан-Калик В. А. Основы профессионального педагогического общения. -М., 1987. -546 с.
  73. Д.В. Задачи воспитывающие исследовательские умения у младших школьников // Начальная школа, № 7, 1983. С. 51 — 55.
  74. Ю.Д. Математика и дети. М.: Просвещение, 1983. — 234с.
  75. Е.А. Математический утренник. 3 класс // Начальная школа, № 6, 1982. С. 47 — 48.
  76. .А. Увлечь школьников математикой. М.: Просвещение, 1982. -196 с.
  77. Э.Г. Теория и практика внеурочной работы общеобразовательной школы. Автореферат дисс. док. пед. наук. М., 1972.-60 с.
  78. Г. С. О взваимоотношении воспитания и развития ребенка // Советская педагогика, № 12,1956. С. 64.
  79. А.Я. Вечера занимательной арифметики. М.: Просвещение, 1967.-183 с.
  80. B.C., Оксман JI.C., Янковская Н. А. Устные упражнения по математике в 1 3 классах. — М.: Просвещение, 1979. — 143 с.
  81. B.C. Внеклассная работа по математике в V X классах средней школы. Автореферат дисс. канд. пед. наук. — Киев, 1956. — 26 с.
  82. В. А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. — 168 с.
  83. В.А. Математические способности и их развитие у школьников // Советская педагогика, № 9,1962. С. 10−116.
  84. Н. В. Организация и проведение предметных олимпиад в начальных классах // Начальная школа, № 1,1992. -С.21 30.
  85. М. Г, Использование различных форм внеурочной работы для воспитания у учащихся потребности в самообразовании. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1968. — 148 с.
  86. Ю. Н., Сухотская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. Л.: Знание, 1967. — 268 с.
  87. В. Д. Конкурс-смотр знаний по математике // Начальная школа, № 6,1982.-С. 45−47.
  88. Н. В. Формирование умственной самостоятельности. Минск: Народная Асвета, 1972. — 236 с.
  89. Л. Щ., Ташмурадов Б. Внеклассная работа по математике // Начальная школа, № 1,1975. С. 31 — 35.
  90. Л. А. Педагогика и современность. М.: Просвещение, 1964. -С. 43 — 50.
  91. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. — С. 210.
  92. И. Я. Показатели качеств процесса и эффективности обучения // Педагогика и народное образование в СССР. Экспресс информация. Выпуск I (85). НИИ ОП АПН СССР. М., 1985. — 18 с.
  93. X. Й. Как воспитывает процесс обучения. М., 1982. — с.49, 65.
  94. В. Великаны и карлики в мире чисел / Пер. с 5-го нем. Изд. Л. С. Товалевой. М.: Гос. изд-во физ. — мат. литер., 1959. — 67 с.
  95. В. Веселое и занимательное о числах и фигурах. М.: Физматгиз, 1963. — 264 с.
  96. С.В. Система внеклассной работы по предмету как средство предупреждения неуспеваемости учащихся. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Тбилиси, 1982. — 26 с.
  97. А. А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. -415с.
  98. А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977. — С. 87 — 88.
  99. Д.А. Внеклассная работа по математике как активная творческая деятельность учащихся и как логическое продолжение классных занятий. Дисс. канд. пед. наук, Ташкент, 1973. — С. 11−19.
  100. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. — 64 с.
  101. В.Г. Развивающие задачи по математике для внеклассной работы // Начальная школа, № 6, 1980. С. 17−22.
  102. В.Г. Решение логических задач. (Для внеклассных занятий) // Начальная школа, № 2,1979. С. 56 — 59.
  103. В.М. Исследование взаимосвязей классных и внеклассных занятий в общеобразовательной средней школе. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1968. Т.1. — 249 е., Т.2. — 153 с.
  104. Н.А., Моро М. И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах. М., 1965. — 212 с.
  105. Методика начального обучения математике / Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения» / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1972. — 320 с.
  106. М.И. Игровые ситуации как средство повышения эффективности обучения младших школьников математике. Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1979. — 156 с.
  107. О.И. В математическом кружке // Начальная школа, № 6, 1993.-С. 38−41.
  108. А.Т. Некоторые формы и методы организации воспитательных и познавательных мероприятий с учащимися при внеклассном изучении родного края (на примере школ Кабардино-Балкарской АССР). Автореферат дисс. канд. пед. наук Баку, 1970. -28с.
  109. М.И., Пышкало A.M. Актуальные вопросы обучения математике // Начальная школа, № 7, 1976. С. 20 — 25.
  110. М.И., Пышкало A.M. Методы обучения младших школьников / Методические рекомендации в помощь лектору и методисту института усовершенствования учителей. М., 1977. — 65 с.
  111. М.И., Пышкало A.M. Средства обучения математике в начальных классах / Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981. -144 с.
  112. М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов детей младшего школьного возраста. Известия АПН РСФСР, вып. 1955. -12с.
  113. А.И. Повышение эффективности преподавания математики. М.: Учпедгиз, 1962.-198 с.
  114. А. В. Социальная педагогика. М.: Академия, 1999. — С. 20.
  115. Музалева 3. В. Олимпиада по математике // Начальная школа, № 6, 1990.-С. 46.
  116. А. Д., Борлыкова Б. Н. Математическая олимпиада // Начальная школа, № 6, 1997. С. 24 — 26.
  117. Ю. К. Совершенствование методико математической подготовки будущих учителей начальных классов на педагогическом факультете. Дисс. канд. пед. наук. — К., 1984. — 168 с.
  118. Р.С. Психология. М.: Владос, 1998. — С. 528, 530.
  119. К.И., Пышкало A.M. Математика в начальных классах. 4.1 / Под ред. А. И. Маркушевича. М.: Просвещение, 1968. — 190 с.
  120. Л.Л. Логические упражнения. // Начальная школа № 6, 1996. -С. 23−27.
  121. Ш. Н. Взаимосвязь классной и внеурочной работы по математике как условие повышения качества начальной математической подготовки школьников (На материале школ Узбекской ССР): Дисс. канд. пед. наук. Б.М., 1970. — 231 с.
  122. Общая психология / Под ред. В. В. Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1973. — 104 с.
  123. Г. С. Развитие хорошо успевающих учащихся в начальных классах. Дисс. канд. пед. наук. М., 1970. — 168 с.
  124. Организация обучения и воспитания в современной начальной школе / Сборник научных трудов / Под ред. A.M. Пышкало, О. Н. Сороцкой. -М.: Изд-во АПН СССР, НИИ общей педагогики, 1978. 110 с.
  125. Основы методики начального обучения математике / Пособие для учителей / Под ред. А. С. Пчелко. М.: Просвещение, 1965. — 375 с.
  126. И.П. Полное собрание сочинений. Изд. 2, т. З, кн. 2. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951, изд. 2, т. З, кн. 2. — С. 188.
  127. Т.С. Развитие самостоятельности школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1964. — 268 с.
  128. Педагогика / Под ред. И. А. Каирова и др. М.: Учпедгиз, 1956. — С.95.
  129. О.И., Сазанова Л. И. Клуб веселых математиков // Начальная школа, № 10,1972. С. 67−70.
  130. А. Внеурочное время и всестороннее развитие детей // Народное образование, № 10, 1965. С. 32.
  131. О.В. Интересна ли детям математика // Начальная школа, № 9, 1976.-С. 43−46.
  132. Н.И. Избранные педагогические сочинения. М. Изд-во АПН РСФСР, 1952. — С. 229.
  133. Повышение эффективности обучения в начальных классах / Сборник научных трудов /Сост. A.M. Пышкало. М.: НИИ содержания и методов обучения, 1976. — 84 с.
  134. И.П. Вопросы внеклассной работы по математике в школе (V-XI классы) / Пособие для учителя. 2-е изд. перераб. — М.: Учпедгиз, 1962. -192 с.
  135. И.П. Педагогика. М.: Владос, 1999. — С. 126.
  136. Н.С. Методика преподавания арифметики /Пособие для учителя. М.: Учпедгиз, 1955. — 402 с.
  137. Положение о средней трудовой школе РСФСР. М., 1934. — 140 с.
  138. Я.А. Психология творческого мышления. 4.1, раздел «Мыслительная задача». — М., 1960. — С. 109 — 125.
  139. Преемственность в обучении математике / Сборник статей / Сост. A.M. Пышкало. М.: Просвещение. 1978. — 239 с.
  140. Программы начальной школы. М.: Учпедгиз, 1998. — 160 с.
  141. С. Смелей, подумай ! Найди ответ // Начальная школа, № 6,1997.-С. 26−27.
  142. Психологические возможности младших школьников в усвоении математики / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1969. — 288 с.
  143. A.M. Актуальные проблемы обучения и воспитания шестилетних детей // Советская педагогика, № 10, 1974. С. 54 — 62.
  144. A.M. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Просвещение, 1973. — 208 с.
  145. A.M. Методическая система обучения геометрии в начальной школе. М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1975. — 60 с.
  146. A.M. Проблемы совершенствования содержания и методики обучения и воспитания младших школьников // Повышение эффективности начального обучения / Сост. В. Г. Горецкий, Н. И. Политова, J1.C. Геллерштейн. М.: НИИ школ, 1977. — С. 29 — 36.
  147. Развитие школьников в процессе обучения (3−4 кл.) / Под ред. J1.B. Занкова. -М.: Просвещение, 1967. 165 с.
  148. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. -М.: Наука, 1975. 210 с.
  149. В.Н. Конкурс знатоков // Начальная школа, № 5−6, 1992 -С. 34−36.
  150. .А. Как научить учиться. Новосибирск, 1974. — 126 с.
  151. Н.Г., Сохина В. П. Обучение математике в начальной школе. М.: Просвещение, 1975. — 285 с.
  152. Свободное время школьников / Под ред. J1.K. Петровой. М.: Просвещение, 1969. — 176 с.
  153. А. А., Сорокин П. И. Числа, фигуры, задачи во внеклассной работе / Пособие для учителей 1−3 классы. М.: Просвещение, 1977. -175 с.
  154. С.И. Нестандартные текстовые задачи в обучении младших школьников математике. Дисс. канд. пед. наук. 1982. -173с.
  155. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: Просвещение, 1980. — С. 41.
  156. Т.А. Геометрия вокруг нас // Начальная школа, № 6, 1989.-С. 39−40.
  157. Ю.И. Мир чисел С.-П.: МиМ — ЭКСПРЕСС, 1995. — 157с.
  158. Совершенствование обучения младших школьников / Под ред. A.M. Пышкало. -М.: Педагогика, 1984. 128 с.
  159. С.А. От интересов к способностям. М.: Знание, 1968. -246 с.
  160. Д.М. Активизация познавательной деятельности учащихся во внеклассной работе. Автореферат дисс. канд. пед. наук. М. 1978. -16 с.
  161. П.И. Занимательные задачи по математике. С решениями и методическими указаниями / Пособие для учителя 1−4 кл. М.: Просвещение, 1967. — 152 с.
  162. Средства обучения математике в начальных классах / Пособие для учителя / Сост. М. И. Моро, A.M. Пышкало. М.: Просвещение, 1981. 144 с.
  163. В. Д. Нестандартные задачи // Начальная школа, № 5, 1981. -С. 27−29.
  164. Д.Я. Краткий очерк истории математики. 4-е изд. М.: Наука, 1984.-285 с.
  165. Структура и содержание начального обучения в школе будущего: материалы Всесоюзного совещания научного совета по проблемам обучения и воспитания в начальной школе / Под ред. A.M. Пышкало. -М.: Изд-во АПН СССР НИИ общей педагогики, 1977. 48 с.
  166. В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975. — С. 76.
  167. И.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М: Просвещение, 1988. — 230 с.
  168. . Организация и методика внеклассной работы по математике в начальных классах. Дисс. канд. пед. наук. Самарканд, 1975.-188 с.
  169. Требования к знаниям и умениям школьников / Дидактико-методический анализ / Под ред. А. А. Кузнецова. М.: Педагогика, 1987. -Юс.
  170. В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. М.: Просвещение, 1975. 176 с.
  171. С.Б. Методические рекомендации для учителей начальных классов и студентов практикантов: Внеклассная работа по математике в начальных классах. Карачаевск: КЧГПУ, 1990. 120 с.
  172. Г. А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1996. -С.305.
  173. К.Д. Собрание сочинений. М.: Наука, 1967, Т. 12. — С. 172.
  174. Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике. М.: Просвещение, 1985. — 268 с.
  175. А.Я. Задачи повышенной трудности. (Для занятий математического кружка) // Начальная школа, № 6, 1983. С. 64 — 67.
  176. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-204 с.
  177. С.И. Решение логических задач повышает интерес к чтению // Начальная школа, № 6, 1995. С. 30.
  178. З.О. Связь классных и внеклассных занятий по математике в старших классах общеобразовательной средней школы. Дисс. канд. пед. наук. М., 1967. — 360 с.
  179. К.А. Взаимосвязь классной и внеклассной работы как средство повышения качества знаний и развития учащихся начальных классов. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1969. 172 с.
  180. Х.Ш. Интенсификация обучения математике в школе. -Махачкала: ДГПУ. 1992. — 180 с.
  181. Х.Ш. Развитие устных вычислительных навыков по математике // Начальная школа, № 8, 1991. С. 46−50.
  182. Г. К. Сказка как средство воспитания // Начальная школа, № 3, 1995.-С. 30.
  183. Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся на уроке. -М.: Советская педагогика, 1975. С. 42.
  184. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 264 с.
  185. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  186. Д.Б. Очерки психологии детей. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1950.-С. 172.
  187. П.М., Эрдниев Б. П. О необходимости улучшения программы по математике для четырехлетней начальной школы // Математика в школе,№ 3, 1987.-С. 48.
  188. Э.Г. Внеклассная работа по математике // Начальная школа, № 6,1969. -С. 46−48.
  189. Н.А. Проблема методического обеспечения учебной деятельности младших школьников в процессе обучения математике. Автореферат дисс канд. пед. наук. М., 1979. — 16 с.
  190. Н.Т. Воспитание самостоятельности младшего школьника во внеучебной деятельности в условиях группы продленного дня. Дисс. канд. пед. наук. М., 1978. — 269 с.
Заполнить форму текущей работой