Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

История зарождения вокальной терапии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пение оказывает влияние на развитие ладовысотного слуха, формирует чувства ритма и темпа речи, координирует слух и голос, улучшает дикцию. Способствуя развитию эмоциональной отзывчивости на музыку оно положительно влияет на нравственное и интеллектуальное развитие ребенка. Из всех средств музыкотерапии самое сильное влияние на тело оказывает пение. Научившись выражать свое состояние голосом… Читать ещё >

История зарождения вокальной терапии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первые упоминания о музыкальной терапии были найдены в описаниях культуры древней Греции. Многие мыслители задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, стараясь определить их роль и значение в формировании духовного мира и телесного здоровья. Уже тогда было замечено, что звуки способны оказывать определенное влияние на человека.

В рассказах Гомера повествуется об исцелении музыкой раненых воинов, а Гиппократ применял звукотерапию в качестве лечения больных.

В Древней Греции большое внимание было отведено искусству: живописи и театру. В галереях выставляли скульптуры, прославляющие благородные человеческие качества: «Милосердие», «Справедливость» и др. С помощью силы театрального воздействия формировалось мировоззрение народа, провозглашались идеи. Музыкальное искусство в классической Греции воспринималось как триединство «мусических искусств» — поэзии, танца и музыки.

Древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н.э.), Аристотель, Платон (|V в. до н.э.) рассматривали музыку, как профилактическое и лечебное средство в борьбе с разными недугами. Они утверждали, что музыкальные звуки структурируют Вселенную, а значит вносят гармонию в человеческое тело и душу.

Основные музыкальные компоненты — мелодия и ритм, влияют на настроение: повышают активность человека либо успокаивают его. Широкую известность получило учение Пифагора об эвритмии, под которым понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях: не только в пении, танце, игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, речи, поступках, в рождении и смерти. Через определение ритма в жизни своего тела, окружения, природы, можно легко подключиться к ритму мирового целого — жизни Космоса, основанной на законах Вселенской гармонии. Позже, нахождение верного ритма, оформилось в этике в широко распространенном понятии, как «такт».

Пифагор, по свидетельству учеников, проводил специальные занятия по хоровому пению, подбирал мелодии, с помощью которых можно было воздействовать на души молодых людей. Он был убежден, что гармония в музыке рождает гармонию в душе.

О целительном воздействии звучания музыкальных инструментов говорил Демокрит (V в. до н.э.). Он рекомендовал слушать флейту для излечения от смертельных инфекций.

По мнению Платона, устранению головной боли помогали лечебные травы, действие которых усиливалось музыкой и пением. Платон утверждал, что могущество и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит. Ритмы и лады воздействуя на мысль делают ее аналогичной им самим. Аристотель описал музыкальные лады, ведущие к изменению психики.

В древнегреческих произведениях множество свидетельств оказания влияния на человека через музыку. Например, в эпосе об «Одисее» музыка и пение исцелили кровоточащую рану Одиссея. Герой Ахилл приступы своей ярости усмирял игрой на лире, а Орфей своим пением не только смягчал нрав людей, но и укрощал животных.

Искусство пения имеет многовековую историю. Оно существовало уже до нашей эры в Египте, Малой Азии, Древней Греции. Основными жанрами греческой вокальной музыки являлись: френ (гимн скорби), пэан (победный гимн радости), дифирамб (приподнято — лирический торжественный гимн).

Вокалотерапия эффективно использовалось при врачевании. Демосфен (384 — 322 гг. до н.э.), с помощью специальных тренировок, сумел устранить дефекты собственной речи и стал известным оратором. Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 гг. до н.э.), Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.), Галлен (ок. 130 — ок. 200) первыми сделали попытки описать строение гортани и изучить недостатки речи. Слово исполнителя всегда относилось к сознанию, тембр и музыкальное сопровождение — к чувствам.

Притча, связанная с использованием музыки как лечебного средства, упоминалась еще в Ветхом Завете. В ней говорится, что Давид, искусно игравший на арфе, излечил царя Саула от нервной депрессии.

В Древнем Китае «музыка была неотъемлемой составной частью всей жизни, частью философской, космологической и религиозной картины мира китайцев на протяжении нескольких тысячелетий, одинаково — порывом души и продуктом ума» [70; с. 114]. В традиционной китайской медицине, в качестве диагностики и лечения (в том числе с использованием музыкотерапии), применялось воздействие на активные биологические точки (точки акупунктуры).

Согласно древнекитайской философии, лечение душевных и физических расстройств должно осуществляется посредством воздействия определенных тонов, звуков музыкальных инструментов на активные точки меридиана и связанные с ними области тела. Музыкальный лад (пентатоника), базируясь на пяти тонах, согласуется с пятью типами семантического интонирования в китайском языке, с загадочными законами природы, с частями света и континентами. По убеждению древних китайцев, звуки музыкальных инструментов способствуют установлению связи между их звучанием, вибрациями различных органов тела и колебаниями космоса.

В Древней Индии музыкотерапия основывалась на идее единства Вселенной и закона ритма, воздействующих на духовную сущность человека. Индийская философия полагает, что даже самый простой язык невозможен без участия музыки. Ее воздействие определяется не только мастерством исполнителя, но и уровнем его духовного развития. Вокальному искусству в Индии отдавалось большее предпочтение, так как оно считалось более естественным, по сравнению с инструментальным.

«Как бы ни были совершенны струны, они не могут произвести то же впечатление на слушателя, что и голос, который исходит прямо из души, как дыхание, и приноситься на поверхность посредством ума и голосовых органов тела» [70; с. 63].

Индийская философия утверждает, что с помощью музыки может быть отражено спокойствие души и мира. Ни одно искусство не может так вдохновить человека, как музыка.

Американские индейцы верили, что звук магическим образом соединяет силы неба и земли.

Они исцеляли больных напевая песни под аккомпанемент тыквенных трещоток.

В Средние века музыкотерапия была связана с теорией аффектов, изучавшей влияние различных ритмов, мелодий, и гармоний на эмоциональное состояние человека. Ученый средневековья Авиценна, в труде «Канон врачебной науки» (1024 г.), подробно рассмотрел заболевания и способы лечения голосового аппарата, взаимосвязь функций головного мозга и голосового аппарата. Особое значение в механизме голосообразования ученый отводил голосовым складкам, определяя их активную роль в процессе фонации.

В начале ХIХ века французский врач-психиатр Ж. Э. Эскироль начал активно использовать музыкальную терапию в психиатрических учреждениях.

Первые попытки научного доказательства воздействия музыки на организм человека относятся к ХVII веку, а экспериментальные исследования — к концу ХIХ — началу ХХ века. Ученые впервые делают попытку подвести под эмпирические факты физиологический базис.

В России в 1913 году по инициативе В. М. Бехтерева был основан комитет, в который входили врачи и представители музыкального мира, по исследованию музыкально — терапевтических эффектов. В. М. Бехтерев определял музыку одним из действующих вспомогательных средств.

Восприятие музыки доступно всем, даже детям. Оно не требует предварительной подготовки, оказывает эстетическое и нравственное воспитание, развивает слух. Исследования С. С. Корсакова, В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова, Г. П. Шипулина и др. доказали положительное влияние музыки на различные системы человека: сердечно — сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную, нервную. Были сделаны выводы о том, что отрицательные эмоции блокируют функции коры головного мозга, а положительные, от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие.

Начало ХХ века характеризуется большой активностью в развитии наук, в частности фониатрии и логопедии. В Берлине во главе с Г. Гутцманом, в Вене — с Е. Фрешельсом создаются отделения по оказанию помощи людям с нарушениями речи и голоса при тесном сотрудничестве врачей — фониатров и логопедов.

В России разработкой основ фониатрии занимались Е. Н. Малютин, И. И. Левидов, Ф. Ф. Заседателев, Л. Д. Работнов, М. И. Фомичев, В. Г. Ермолаев. Работы ученых привели к пониманию многих явлений в физиологии голосообразования, имели большое теоретическое и практическое значение для постановки певческого голоса и устранения его дефектов.

Во второй половине ХХ века музыкотерапия развивается как самостоятельное направление и широко практикуется в странах Европы и США. В Японии ее используют для нормализации физического и психического состояния человека: на производстве, в школе и т. д. Врачи университетской клиники Мюнхена успешно применяют музыкотерапию при лечении детей с ДЦП.

В США музыкальная терапия используется в психиатрических и военных клиниках, в борьбе против табакокурения и алкоголизма, в снижении веса, отращивании волос у облысевших. В Китае выпускаются музыкальные альбомы, прослушав которые пациенты оздоравливаются. В этот период происходит организация музыкально — психотерапевтических обществ и центров в Швеции, Австрии, Швейцарии, Германии, России.

Научно — технический прогресс определил возможность применения музыкотерапии как лечебно — коррекционного средства воздействия на человека.

В последнее время музыкотерапия выступает самостоятельным направлением в психотерапии, выполняя ряд психокоррекционных задач. Спокойная музыка обеспечивает седативный эффект, ритмичная является тонизирующей при восстановительной сосудистой терапии. (И.М. Гринева).

Применение вокалотерапии, как активного метода музыкотерапии, в лечебно — оздоровительных целях разработаны С. В. Шушарджаном (доктором медицинских наук, профессором, действительным членом Международной академии энергоинформационных наук, президентом Международной ассоциации традиционной музыки, профессиональным оперным певцом).

В 1997 году в Москве создана Международная академия интегративной музыкотерапии (МАИМ). Лучшие достижения современной клинической и традиционной медицины, компьютерные технологии и искусства были объеденены в систему, цель которой профилактика и коррекция, в целях поддержания здоровья человека. Одним из направлений академии является подготовка специалистов нового поколения — музыкотерапевтов.

В 1999 году, в Италии представители отечественной школы музыкотерапии принимали активное участие в Международном конгрессе по интегративной медицине.

В 2000 году в Москве был организован Первый Международный Конгресс «Музыкотерапия и Восстановительная медицина в ХХI веке». Он проходил на базе МАИМ, где обсуждались вопросы использования музыкотерапии в восстановительной медицине.

В 1970;1980 годах было выпущено несколько монографий с проведенными исследованиями по изучению влияния музыкотерапии на детей с проблемами в развитии: применение музыки с лечебной целью у детей, страдающих неврозами (К. Швабе, 1974), ранним детским аутизмом (Р.О. Бенезон, 1973), органическими заболеваниями головного мозга (Э. Коффер — Ульбрих, 1971). Проводились исследования по объективизации влияния музыки на детей (У. Грюс, Г. Грюс, З. Мюллер, 1971). В 1982 году в Берлине издана книга Ю. Брюкнер, И. Медераке, К. Ульбрих «Музыкотерапия для детей», в которой рассматривались виды музыкотерапии, используемые в коррекционной работе с детьми.

Нарушения голоса и интонации у детей с различной речевой патологией исследовалось В. И. Филимоновой, Т. В. Колпак, Л. А. Копачевской. Авторы провели обследование и выявили акустические характеристики голоса, доказав что его патология часто является компонентом структуры различных речевых нарушений. В работе американского педагога Д. К. Вильсона.

«Нарушения голоса у детей» затронуты вопросы анатомии, физиологии, методы инструментального обследования и лечения голоса.

Проблемам голоса посвящены труды С. Л. Таптаповой, разработавшей методику восстановления звучной речи после удаления гортани или ее частичной резекции; Е. С. Алмазовой, занимавшейся проблемой коррекции голоса у детей при рубцовых деформациях гортани; Е. В. Лавровой — коррекция расстройств голоса функционального и органического генезе, О. С. Орловой, изучившей спастические нарушения голоса и разработавшей систему коррекционной работы по предупреждению и устранению нарушений голоса у педагогов.

Большой вклад в разработку идей музыкального воспитания для детей внесли Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, В. Н. Шацкая.

В дальнейшем, в работе с детьми все большее внимание стало уделяться недирективным методам развивающим творчество и рефлексию, в противоположность педагогическим дидактическим методам традиционного музыкального воспитания. Это направление получило название «музыкотерапия».

Ю.С. Шевченко сформулировала задачи музыкотерапии для детей, это развитие: наблюдательности, внимания, чувства ритма, темпа, времени, мыслительных способностей, фантазии, языковых и невербальных навыков, волевых качеств, общей и мелкой моторики. Автор выделяет четыре основных аспекта лечебного использования музыки в психокоррекции детей:

  • 1. Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно — психическую сферу при ее пассивном или активном восприятии. В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением игр, воспитательных мероприятий или режимных моментов, специальной психотерапевтической ориентацией традиционных занятий с детьми.
  • 2. Использование музыки в качестве вспомогательного приема, сопровождающего такие процедуры как аутотренинг, игротерапию, лечебную драматизацию и прочие. Чувства, возникающие под воздействием музыки, закрепляют в сознании и подсознании ребенка содержание внушений, облегчают овладение приемами саморегуляции, вживание в образ, побуждают воображение.
  • 3. Коррекция двигательных и речевых расстройств осуществляется в форме групповых занятий с ритмическими играми, хороводами, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма в ускоренном или замедленном темпе, игрой на ударных инструментах и т. п. Упражнения ритмико — психомоторной терапии обеспечивает многоканальность стимулов, организующих и концентрирующих внимание за счет сочетания акустических, оптических, тактильных и кинестетических элементов упражнений.
  • 4. Музыкотерапия как форма артпедагогики направлена на коррекцию личностных особенностей, дезадаптирующих ребенка в коллективе сверстиков. В процессе эмоционально насыщенных занятий у детей формируются навыки общения. Робкие, боязливые, тормозимые дети приобретают уверенность в себе, ощущение равного среди равных, повышается их самооценка. Расторможенные, агрессивные, эгоцентричные дети приучаются сдерживать импульсивные побуждения, считаться с интересами окружающих.

На современном этапе различают следующие направления музыкотерапии:

  • — активная музыкотерапия — вовлекает в процесс музицирования самого пациента. Активное участие в музыкотерапевтическом сеансе дает возможность пациенту выразить непосредственно свое эмоциональное состояние игрой на каком-либо инструменте, что приводит к разрешению внутренного конфликта, и, как следствие, к стабилизации психо — эмоционального состояния. К активным формам музыкотерапии относят: вокалотерапию, ритмотерапию, хореотерапию, игровую психотерапию;
  • — рецептивная музыкотерапия — позволяет пациенту получать музыкотерапевтический сеанс, не учавствуя в нем активно. Одним из направлений рецептивной музыкотерапии является музыкопсихотерапия, основной задачей которой является нормализация психо — эмоционального состояния пациента. Другим направлением, разрабатываемым российской музыкотерапевтической школой, стало музыкорефлексотерапия. Целью данного направления является контактное лечебное воздействие акустическими сигналами непосредственно на рефлекторные точки и зоны человека;
  • — интегративная музыкотерапия — сочетает в своей методологии подходы рецептивной и активной музыкотерапии. К одной из разновидностей ее относят музыковокалотерапию, сочетающую пассивное прослушивание функциональной музыки с активными вокальными упражнениями. Часть этих упражнений используется для осуществления биоакустической стимуляции функции жизненно важных органов. С помощью других активизируются адаптационные интеллектуальные и эстетические способности человека.

В истории музыкальной педагогики существовали разные системы музыкального воспитания детей, которые опирались на отдельные виды музыкальной деятельности и в данной системе признавались ведущими.

Вначале 20 века, возникла система музыкально — ритмического воспитания детей, разработанная швейцарским композитором и педагогом Эмилем Жаком — Далькрозом (1865−1950). Основой для создания системы стало движение под музыку (синтез музыки и движения).

Автор впервые сумел объяснить активную, двигательную природу музыкально — ритмического чувства, впервые выделил ритмику в качестве метода музыкального воспитания, развил идею использования движений в качестве естественной возможности развития музыкального восприятия, передачи образного выражения музыки в пластических движениях.

Система основывается на следующих принципах: обучение ритмике возможно для всех и необходимо каждому ребенку; началом воспитания является глубокое погружение ребенка в музыку, активизация его воображения и умения выражать себя в движении; музыкально — ритмическое воспитание носит системный характер. Далькроз был убежден, что «занятия должны приносить радость, иначе они теряют половину своей цены». Данная система приобрела широкую популярность во всем мире: был организован Институт музыки и ритма (недалеко от Дрездена), открыты школы Далькроза в Москве и С. — Петербурге (1910; е годы).

Хоровое пение стало основой для системы, разработанной венгерским композитором, ученым — фольклористом и педагогом Золтаном Кодаем (1882−1967). Автор считал музыку основным средством приобщения к добру, красоте и человечности.

Основные принципы системы: музыкальное искусство — центр образования человека; музыкальный вкус воспитывается с детства; систематические занятия должны начинаться с 3-х лет; ежедневное пение развивает душу и тело; основа музыкального воспитания — музыкальный фольклор. Используемые методы и приемы (обучение пению по нотам на основе релятивной сольмизации, где используются слоговые названия ступеней лада (йо, ле, ви, на, со, ра, ти), условные обозначения длительностей звуков (та — четверть, ти — восьмая, па — пауза) и ручные знаки (определенное движение рукой обозначает каждую ступень лада) способствовали эффективному развитию музыкального слуха и музыкально — ритмического чувства.

Эта система использовалась в детских садах, школах, педучилищах и вузах. Свои национальные аналоги данной системы существуют во многих странах мира (США, Великобритании, Японии, в странах Прибалтики).

Игра на детских музыкальных инструментах легла в основу педагогической системы австрийского композитора, педагога, драматурга и актера Карла Орфа (1895−1982). «Метод элементарного музицирования» способствовал музыкально — творческому развитию детей. В этой системе акцент ставился на музыкально — театрализованные игры посредством пения, речи, жестов, пантомимы, танца, игры на музыкальных инструментах. Однако меньше внимания уделялось восприятию музыки.

Основными положениями данной системы явились: активизация творческого начала каждого ребенка; коллективная деятельность; совместное музицирование с применением щелчков, хлопков, притопов и т. д.; признание того, что нет неодаренных детей; представление результата начального музыкального образования в форме импровизационного спектакля. Автором было создано пятитомное пособие для занятий с детьми «Шульверк» («Школа действия), в котором предлагались разнообразные народные песни (немецкие, австрийские, французские, каталонские и др.), пословицы, поговорки, считалки, дразнилки. Орф совместно с К. Заксом) усовершенствовал детские музыкальные инструменты, создал институт Карла Орфа, где могли пройти и проходят курсы по методике изучения данной системы. Аналоги системы К. Орфа существуют сегодня в разных странах мира.

В СССР существовала система разработанная советским композитором, общественным деятелем, педагогом, членом Академии наук СССР, доктором искусствоведения, профессором Дмитрием Борисовичем Кабалевским (1904;1987). Главной задачей педагога было научить детей (школьников) эмоционально воспринимать музыку, чувствовать ее, формировать музыкальную культуру, как неотъемлемую часть духовной культуры.

Главным принципом этой системы стал принцип тематизма, подразумевающий изучение музыки в контексте определенной темы (например «Песня, танец, марш», «Интонация в музыке»), и, позволяющий идти от простого к сложному (например, от понимания темы «Три кита»: песня, танец, марш к пониманию песенности, танцевальности и маршевости).

Программа для школы строилась на принципе цикличности — закрепление и освоение нового материала в ряде схожих тем в разные годы обучения. Автор издал книги, в которых раскрыты основы методики «Как рассказывать детям о музыке», «Про трех китов и многое другое» и др. Последователем данной системы стала О. П. Радынова (Москва), где данные подходы отражены в современной авторской программе «Музыкальные шедевры».

Система музыкального воспитания для дошкольников, признанная во всем мире, связана с именем доктора педагогических наук, профессора, Натальи Алексеевны Ветлугиной (1909;1995). Ею доказано уникальное значение музыкального воспитания в развитии дошкольника, разработана система комлексного использования каждого из видов музыкальной деятельности от теоретических основ, до практических технологий. Музыкальное воспитание было призвано влиять на нравственный облик, умственную и физическую активность ребенка.

Основными принципами данной системы стали: связь музыкального воспитания с жизнью и современностью; постепенность и последовательность развития музыкальности ребенка; преемственность музыкального развития на разных возрастных этапах; сочетание музыкальной деятельности с другими видами детской деятельности; качественность музыкального репертуара для детей.

Н.А. Ветлугина является автором программ и методических пособий для детских садов, педагогических училищ и вузов «Музыкальный букварь», «Музыкальное развитие ребенка», «Музыкальные занятия в детском саду», «Детский оркестр», «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр» и др.).

Появились современные программы, технологии музыкального воспитания, образования и развития детей:

  • — программа «музыкальные шедевры» О. П. Радыновой. Цель — формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (3 — 7 лет). Ведущий вид музыкальной деятельности — восприятие;
  • — программа по ритмической пластике детей «Ритмическая мозайка» А. И. Бурениной. Цель — развитие ребенка (3 — 9 лет), формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Ведущий вид деятельности
  • — движение под музыку;
  • — система и методика «Солнышко» Е. Р. Ремизовской. Комплексность с акцентом на творческую деятельность. Ядром «солнышка» является художественно — игровой образ, а его лучи — виды деятельности;
  • — игровая продуктивная технология развития музыкального творчества дошкольников (ИПТ) Л. С. Ходонович. Приобщение детей (3 — 6 лет) к музыкальной культуре; овладение средствами музыкальной выразительности; воспитание качеств творческой личности;
  • — «Сонатал» — педагогика, метод поющего дыхания — методика Михаила Львовича Лазарева (доктора мед. наук, профессора МАНИ, кандидата психологических наук), создателя программы «Интоника», ««Здравствуй» и комплекса «Здоровячок». В основе программ заложена философия здоровья, создающая благоприятные условия для формирования умственной деятельности, предполагающее гармоничное развитие ребенка с помощью музыки, движения и цвета.
  • — методика Шиничи Сузуки — обучение детей построено на интересе, а не по принуждению. Основные факторы обучения ребенка музыке: активное слушание, мотивация, повторение, безнотное обучение, последовательность в обучении, индивидуальные занятия, вовлечение родителей, любовь.
  • 1.7 Влияние пения на развитие дошкольников с речевыми нарушениями

О влиянии музыки на эстетическое, умственное, физическое воспитание детей писали В. М. Бехтерев, Ю. А. Флоренская, М. Я. Басов, Н. Г. Александрова, Н. Г. Ветлугина, А. В. Кенеман, Е. Н. Зоткина и др.

Пение является самым доступным и мобильным видом музыкальной деятельности детей. Это связано с тем, что именно голос является первым инструментом для ребенка, овладевая которым, он достаточно умело может пользоваться. Занятия пением вызывают положительные эмоции, что в свою очередь позволяет активизировать и речевую деятельность. Такие характеристики, как интонация, ритм, паузы и другие являются общими для речи и музыки.

Искусство пения — это, прежде всего правильное дыхание, которое является одним из важнейших факторов здоровья человека. Оно гармонизирует процесс дыхания и голосоведения, способствует нормализации мышечного тонуса, формированию кинетических двигательных мелодий. Занятия пением помогают ребенку почувствовать, а потом осознать эти явления в своей речи.

Пение оказывает влияние на развитие ладовысотного слуха, формирует чувства ритма и темпа речи, координирует слух и голос, улучшает дикцию. Способствуя развитию эмоциональной отзывчивости на музыку оно положительно влияет на нравственное и интеллектуальное развитие ребенка. Из всех средств музыкотерапии самое сильное влияние на тело оказывает пение. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия напряжения, для самовыражения. Вокал — уникальное средство самомассажа внутренних органов, который способствует их функционированию и оздоровлению.

Исследования западных ученых показали, что искусство пения не только развивает легкие, грудную мускулатуру, но и укрепляет сердечную мышцу. По статистике у большинства профессиональных певцов продолжительность жизни выше средней. Пение является одним из лучших дыхательных упражнений: тренируется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких.

Венгерский композитор З. Кодай утверждал: «Чудесное средство ритма — дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких. Все это ставит пение рядом с физической культурой. То и другое нужно каждый день — не в меньшей степени, чем пища».

Отечественными учеными отмечено, что те дети, которые посещают уроки вокала меньше болеют и лучше успевают в школе [69]. Хоровое пение оказывает положительный эффект при лечении заикания [51].

С помощью пения с детства можно успешно развивать музыкальный слух и певческий голос. Голос увеличивается по диапазону, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой окраске. Он становится более устойчивым и выносливым, выдерживает длительную речевую нагрузку.

Зависимость состояния голоса от развития музыкального слуха рассматривалось в работах отечественных авторов М. Ф. Заринской, Е. М. Малининой, чешского фониатра Е. Седлачковой, доказавших, что снижение акустико — фонационных стереотипов и ослабление способности восприятия звука существенно влияют на регуляцию самой фонации.

Пение активизирует работу левого (логического) и правого (образного) полушарий головного мозга, что проявляется в повышении работоспособности, активизации внимания, улучшения настроения детей. В процессе занятий вокалотерапией активно решаются воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности ребенка, воспитанием общей музыкальной культуры детей.

Основоположник музыкальной дошкольной педагогики Н. А. Ветлугина выделяет четыре вида музыкальной деятельности доступных для дошкольников: слушание, исполнительство (пение, музыкально — ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах), творчество и музыкальную грамоту.

Автор и ее последователь Б. М. Теплов указывает на важность всех видов музыкальной деятельности для общего развития и воспитания ребенка, которые помогают формировать навыки активного восприятия, обогащают сенсорный опыт, прививают знания, развивают интеллект и культуру ребенка.

Использование музыки в дефектологии активно применялось многими авторами. Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт, А. Я. Мухина разработали фонетическую или речедвигательную ритмику для детей с нарушениями слуха.

М.П. Вайзман подробно показал возможности использования музыки для коррекции психомоторных расстройств у детей олигофренов. В процессе занятий музыкой, пением у детей с умственной отсталостью активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания (С.М. Миловская, И.В. Евтушенко). Формированию и развитию слуховых представлений у заикающихся посвящены работы по пению Л. З. Андроновой, М. А. Арутюнян. Влияние воздействие музыки на развитие речевой функции, слухового восприятия, моторики у школьников с нарушением слуха раскрывается в работах Е. З. Яхниной.

Введение

специальных музыкально — ритмических занятий в курс лечения для заикающихся было предложено профессором В. А. Гиляровским в 1930 году. Разновидностью этой системы стала логопедическая ритмика разработанная Г. А. Волковой для детей страдающих не только заиканием, но и дислалией, дизартрией, ринолалией, нарушениями голоса, алалией и афазией.

Вопросами разработки эффективных методов вокальной терапии в логопедии занимались: Е. С. Алмазова, Е. В. Лаврова, О. С. Орлова, Е. С. Правдина, Г. Н. Пустынникова, С. Л. Таптапова и другие.

Использование вокалотерапии в детском саду требует тесного взаимосотрудничества с врачами, психологами, музыкальными руководителями.

Дизартрия — сложное речевое расстройство, включающие нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточностью иннервации мышц дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата.

В клинической картине обнаруживается общность двигательного и речевого расстройства, то есть патология эфферентного и афферентного звена управления. Патология эфферентного звена проявляется в ограниченности произвольных движений языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениях тонуса, гиперкинезах, атаксии. Афферентные нарушения выражаются в нарушениях проприоцептивной импульсации от органов артикуляции, дыхания и голосообразования.

Клинико-физиологические аспекты дизартрии связаны с локализацией и тяжестью поражения мозга.

Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных эндогенных и экзогенных факторов.

В структуру дефекта при дизартрии входят как речевые, так и неречевые нарушения.

Нарушения фонетически нормативной произносительной стороны речи, в силу двигательной недостаточности ее эмоционально — выразительных просодических свойств (регистровых, тембровых, ритмических, звуковысотных, громкостных, временных), определяют первичность просодических расстройств и вторичность фонетических, что требует двойственной направленности логопедической работы.

Среди различных подходов к классификации дизартрии лежат принципы локализации мозгового поражения, степень понятности речи для окружающих и синдромологический подход.

Вне зависимости от формы дизартрии, наблюдаются голосовые и просодические нарушения речи. Голос характеризуется как тихий, слабый, прерывистый, монотонный, глухой, назализованный. Голосовые модуляции недоступны или слабо выражены. Асинхронность дыхания и фонации замечается в быстром истощении силы выдоха во время речи.

Интонационные нарушения (мелодики, темпа, ритма, акцентуации, паузации), как и голосовые проявляются в различной степени и в разных вариантах. Причиной этого являются центральные парезы и параличи мышц глотки, гортани, неба, языка, а также нарушения тонуса мышц в артикуляционной, фонационной и дыхательной мускулатуре. Поэтому логопедическая работа должна строится с учетом патогенеза просодических расстройств, дифференцируя методы и приемы коррекционной работы.

Характерной особенностью дизартрии у детей часто является ее смешанный характер с сочетанием различных клинических синдромов. Распространенный очаг поражения одних мозговых структур задерживает созревание и функционирование других, в результате чего дизартрия может сочетаться с задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, моторной алалией, заиканием. Диагноз любой формы дизартрии должен быть дополнен анализом вторичных нарушений, вследствие первичного очагового поражения мозга.

Система помощи детям с дизартрией предусматривает раннюю диагностику и раннее начало систематической медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной работы.

Механизм голосообразование представляет сложный процесс тесного взаимодействия органов и систем с их биологическими обратными связями на основе слухового, вибрационного и проприоцептивного анализаторов, сигнализирующих в центральную нервную систему об их состоянии и деятельности.

Развитие и изменение голоса ребенка теснейшим образом связано с изменениями и ростом всего организма, и, в частности, его голосового аппарата и центральной нервной системы. Неравномерность роста разных частей голосового аппарата приводит к тому, что голос ребенка меняется по мере его взросления по силе, высоте, тембру, диапазону, регистрам.

В современном языкознании под просодикой понимают совокупность суперсегментных, или ритмико — интонационных свойств речи. Компонентами интонации являются: мелодика или изменение частоты основного тона голоса (высотный или мелодический компонент), длительность или темп (временной, темпоральный компонент), интенсивность (динамический компонент), паузы, тембр.

Сложность структуры дефекта при дизартрии определяет направления и содержание комплексного коррекционного воздействия, включающего медицинский, психолого — педагогический и логопедический блок. Применение разнообразных нетрадиционных форм в работе в дополнение к традиционным позволит ускорить коррекционный процесс и добиться желаемого результата.

Анализ литературных источников показал, что мощное воздействие музыки на эмоциональную сферу ребенка, при различных речевых нарушениях, оказывается очень эффективным. Именно с помощью вокалотерапии возможна работа по формированию и развитию у детей просодики речи, голоса, дыхания; целью которой является разрушение неверных условно — рефлекторных связей и создание новых навыков.

Применение вокалотерапии, в комплексе лечебно — оздоровительных и педагогических мероприятий, позволит качественно по-новому достигнуть положительных результатов в работе с детьми, оптимизируя коррекционно — воспитательный процесс в целом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой