Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Переход от языческих традиций к православным основам воспитания и обучения в школе Древней Руси

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Иван IV способствовал созданию первой типографии в Москве и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади. Развитие ремесел, торговли, потребность в книгах в связи с расширением территории, необходимость упрочения государственности, политика централизации мотивировали Ивана IV к организации книгопечатания. Он отдал приказание устроить типографию (в Европе книгопечатный станок был… Читать ещё >

Переход от языческих традиций к православным основам воспитания и обучения в школе Древней Руси (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В процессе Великого переселения народов (VI—VIII вв.) происходило расселение славян на обширных пространствах Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы. В VIII—IX вв. они селились на северных берегах Невы и Ладожского озера, на востоке — на средней Оке и верхнем Дону, постепенно ассимилировав часть местного балтийского, финно-угорского, ирано-язычного населения.

Реконструировать различные стороны жизни восточных славян, в том числе основные черты и особенности воспитания и обучения, стало возможным благодаря археологическим открытиям последних десятилетий, работам историков, этнографов, фольклористов и лингвистов. Домашний быт и семейное воспитание достаточно подробно отражены в народных и колыбельных песнях, сказках, притчах, былинах, загадках. В народном творчестве раскрываются богатая и самобытная история славянского народа, а также лучшие черты его характера: уважение к старшим, доброта, сила духа, смелость, трудолюбие, взаимопомощь.

Различные практики воспитания и обучения восточных славян уходят своими корнями в недра первобытно-общинного строя, где дети с раннего возраста включались во все конкретные виды деятельности, в том числе в специальные ритуалы. В первобытных родовых общинах воспитание носило общественный характер: каждый ее член должен был заботиться о детях, воспитывать все качества, необходимые для признания социальной зрелости, и следить за их поведением. Эти функции выполняли ближайшие родственники и наиболее авторитетные сородичи.

Так же, как и в истории других народов, в жизни славян особую роль играли возрастные инициации, о чем свидетельствуют многообразные данные фольклористики.

В первобытных родовых общинах подростки, достигшие половой зрелости, проходили специальную подготовку, в ходе которой:

  • • развивали выносливость, храбрость и волю;
  • • учились охотиться и изготовлять орудия труда;
  • • получали трудовые знания, умения и навыки;
  • • приучались быть дисциплинированными, соблюдать правила поведения.

Взрослые обеспечивали усвоение подростками системы важнейших ценностей — взаимопомощи, подчинения личных интересов интересам общины; приобщали их к религиозным тайнам и мировоззренческим представлениям, принятым в общине.

Завершалась подготовка обрядом инициаций, в ходе которого подростки должны были продемонстрировать результаты обучения и воспитания, физическую и социальную зрелость. Прошедшие испытания получали статус взрослого человека.

Девочек обучали элементарным навыкам домохозяйства: собирательству растительной пищи, уходу за младшими детьми.

Дальнейшее расселение у славян совпало с распадом родоплеменного строя. По мере его разложения и перехода к земледельческо-скотоводческой экономике развиваются такие процессы, как:

  • • общественное разделение труда;
  • • зарождение имущественного и социального неравенства;
  • • дробление общин на семьи как самостоятельные хозяйственные ячейки;
  • • превращение воспитания из общинного в семейно-сословное.

Хозяйственной ячейкой в VIII—IX вв. была преимущественно малая семья, объединявшая соседскую территориальную общину — вервь. В семье стали сосредоточиваться процессы воспитания. Дробление общин на семьи, усиление имущественных и сословных различий вели к тому, что воспитание превращалось из равного и всеобщего в семейно-сословное. Инициации утратили всеобщий характер и стали достоянием элиты, институтом, закреплявшим ее привилегированное положение, возвышающим над общинниками.

Древнерусское государство было образовано в Восточной Европе в IX в. Летопись указывает, что князь Владимир после крещения киевлян начат строить церкви, собирать детей знатных лиц и «даяти нача на учение книжное». Для детей бояр и дружинников в Киеве в 988 г. была открыта школа.

В «Повести временных лет» содержатся основные сведения о том, как государством управляли трое братьев-варягов: старшего из них звали Рюриком, от которого пошло название династии, в течение долгих лет правившей Русью. Государство начало свое существование с жесткой централизованной власти.

С X в., вплоть до монгольского нашествия в XIII в., Русь была активно развивающимся государством с богатой культурой. В то же время страна постоянно воевала (в XIII в. — первой половине XV в. Русь выдержала более 160 войн: 45 сражений с татарами, 40 — с литовцами, 30 — с немецкими рыцарями).

Фундаментальные изменения в социальных процессах восточных, западных и южных славян произошли в середине I тыс. н.э.

У восточных славян сформировались четыре социальных слоя:

  • 1) общинники-земледельцы;
  • 2) ремесленники;
  • 3) племенная феодализирующаяся знать;
  • 4) языческое жречество.

В социальных слоях усиливались различия в воспитании детей в зависимости от их общественной принадлежности, что красноречиво отражено в древнерусских эпосах, былинах, сказках.

Среди рядовых общинников-земледельцев и ремесленников практиковалось трудовое воспитание при соблюдении наследственного ученичества. Идеалом общинников-земледельцев являются такие персонажи, как Иван — крестьянский сын, Никита Кожемяка и другие, будучи образцами трудолюбия и профессионального умения.

В основе идеала основной массы общинников лежал труд как высшая социальная и нравственная ценность.

Знатная племенная прослойка придавала особое значение подготовке к ратному делу и руководству общиной. Ориентирами служили вожди и воины. Древнейшие русские былины, например, «Волхв Всеславьевич», рисуют идеальный образ вождя-воина, на примере которого воспитывались племенная знать восточных славян, вожди и дружинники.

Для жрецов главными было умственное воспитание и преподавание культовых знаний. Жреческий идеал предполагал интеллектуальное овладение священным религиозным знанием. Древние славяне были язычниками. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные отношения того времени. В воспитание причудливо вплетались заговоры, заклинания, магия. Рощи, реки, озера почитались священными. У каждого племени существовало общее святилище, куда сходились члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.

Огромное значение имела народная педагогика, которая передавала из поколение в поколение вековые приметы, помогала спасаться от природных стихий, вводила подраставшее поколение в мир природы, используя пословицы, поговорки, приметы: «Месяц красен — к дождю»; «Кукушка закуковала — пора лен сеять» и др.

Так сформировался особый, принципиально отличный от западноевропейского, культурный мир, который характеризовался своими взглядами на воспитание и образование, отношением к общечеловеческим ценностям, способам передачи их от поколения к поколению.

К этому времени относятся и первые письменные свидетельства о славянах. О них сообщали римские, арабские, византийские источники. Римский писатель и государственный деятель Плиний Старший, историк Тацит, географ Птолемей часто упоминают их под именем венедов. Многие источники сообщали о своеобразном пиктографическом письме—"русских письменах" — и существовании славянской азбуки (глаголицы).

Дальнейшую историю Древней Руси необходимо рассматривать в контексте с общим историко-культурным развитием восточно-славянских народов, для которых важнейшим событием стало принятие православия.

Христианство «повенчало» Русь с Византией, открыв доступ к переводным текстам античной культуры, на образцах которой в совокупности с народной мудростью зарождалась и собственная система воспитания и обучения. С введением христианства связано и начало школьного образования в Древней Руси.

Славянская азбука традиционно считается изобретением византийских монахов-миссионеров Кирилла (до принятия монашества Константин) (827—869) и Мефодия (815—885), происходивших из византийского города Солуни, в котором проживало многочисленное славянское население. Древнейшие города с кириллицей и глаголицей относятся к концу IX — началу X в. В острой борьбе за религиозное политическое влияние между Римско-католической и восточной Византийской православной церковью эти две азбуки сыграли исключительную роль в становлении самосознания славян. Существует несколько точек зрения на проблему становления и развития кириллицы и глаголицы. Глаголица использовалась в богослужебных книгах Далмации, видоизмененная кириллица употреблялась в Болгарии.

Кирилл и Мефодий были славянскими просветителями, создателями славянской азбуки, проповедниками христианства, первыми переводчиками богослужебных книг с греческого языка на славянский. С течением времени кириллица стала основой всех славянских алфавитов, в том числе и русского.

Этот процесс повлек за собой неоднозначное социокультурное последствие. Российские лингвисты, психоэтнолингвисты, опираясь на материалы о многовековом развитии русского языка, предприняли анализ языковых оснований древнерусской ментальности. В исторической динамике широкие лингвистические и семиотические исследования объяснили это явление не только в контексте феномена веры, но и в контексте истории русского языка — в терминологии «церковославянско-русской диглоссии». Оказалось, что единение языческого и православного в культуре Древней Руси происходило в особом языковом поле, которое создавалось благодаря восприимчивости простого русского человека к писаным словам и присутствующему в них нравоучительному пафосу, а также вниманию летописцев к событиям повседневности.

Диглоссия характеризуется рядом признаков:

  • • недопустимостью применения книжного языка как средства разговорного общения;
  • • отсутствием в латинице кодификации разговорного языка;
  • • своей спецификой в сравнении с языковой ситуацией двуязычия, заключавшейся в языковом разделении, социальной дифференциации общества: латынью владел homo litteratus («ученый человек») или священнослужитель, а простолюдины латыни не знали и понимали лишь разговорный язык. Эта языковая дифференциация не была преодолена даже в процессе ликвидации безграмотности советского периода.

Простые люди воспитывали детей в семье. Дома их обучали:

  • • сельскохозяйственному труду;
  • • домохозяйству;
  • • мастерскому делу.

При этом воспитание в целом продолжало оставаться в рамках древнеязыческой морали.

В целях преодоления этой древнеязыческой идеологии и укрепления православия стали открываться артели иконописцев, в которых «мастера грамоты» из духовенства наряду с художественным ремеслом обучали чтению, письму, церковному пению. Здесь складывалась особая мораль: мастер не должен был утаивать от ученика секреты мастерства, а также преуменьшать талант своего подопечного, даже если он превосходил его собственный.

Обучение девочек было сосредоточено преимущественно при женских монастырях, их обучали чтению, письму, пению и швейному делу.

Ярослав Мудрый (1019—1054) открыл много школ не только в Киеве, но и в Новгороде, Переяславле, Суздале, Владимире, Муроме, Ростове и др. Кроме обучения письму, счету (элементам математики), элементам богослужения, церковным ритуалам, большое внимание уделялось освоению книжной мудрости. Некоторые школы по сравнению с простым обучением грамоте представляли собой повышенную ступень образования. В них обучали грамматике, риторике, диалектике (под диалектикой подразумевали основы философии), т. е. всему тому, что было характерно для школ этого типа в Византии. Главная задача школ состояла в подготовке грамотного и объединенного новой верой управленческого аппарата и священников, деятельность которых проходила в сложной борьбе с сильными традициями языческой религии среди новгородцев и угро-финских племен, которыми был окружен Новгород.

Контингент учащихся новгородской школы состоял из детей духовенства и городской администрации. Книжная мудрость осваивалась по «изборникам» (хрестоматиям) энциклопедического характера («Изборник Святослава»; 1073). Большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли монастыри, благодаря которым на протяжении X— XI вв. письменность проникла во все слои населения.

Большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли монастыри, благодаря которым на протяжении X—XI вв. письменность проникла во все слои населения. Начало монастырским образовательным центрам положил русский просветитель и религиозный деятель, монах Сергий Радонежский (1314—1391). Он основатель Троицкого монастыря (сейчас — Свято-Троицкая Сергиева лавра), а также монастырей — СпасоАндроникова и Зачатьевского (Москва), Свято-Благовещенского (Киржач), Борисоглебского (Ростов), Высоцкого (Серпухов), Богоявленского (Старо-Голутвин), которые были и образовательными центрами. Сергий Радонежский считается видным общественным деятелем Руси, так как активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику. Он является инициатором введения общежитийного устава в русских монастырях.

Следует отметить, что в некоторых монастырях укреплялось отрицательное отношение к рациональному, естественно-научному знанию. Если в западноевропейских университетах обучение проходило с использованием научных инструментов познания, то в монастырях Руси сложилось отношение к книжным знаниям как только к духовным сокровищам, которое следует накапливать как религиозное мировоззрение, формирующее духовную чистоту и послушание.

В XIV—XV вв. формирование Русского централизованного государства с центром в Москве создало благоприятные условия для развития просвещения. Во многих городах открывались приходские школы при храмах и монастырях.

Иван Васильевич IV (Иван Грозный) (1533—1584) в 1547 г. венчается на царство. На политическую авансцену времен «Избранной Рады» вышли священник Благовещенского собора в Кремле Сильвестр, который оказывал активное влияние на духовную жизнь царя — он приобщил Ивана IV к книгам и способствовал его образованию.

В 40—60-х гг. XVI в. по распоряжению Ивана Грозного специально для царской библиотеки был создан уникальный памятник литературы — «Лицевой летописный свод»[1] (летописный свод событий мировой и особенно русской истории) в единственном экземпляре. Он состоит из 10 томов, которые содержат около 10 тыс. листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 17 тыс. миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 г.

Иван IV способствовал созданию первой типографии в Москве и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади. Развитие ремесел, торговли, потребность в книгах в связи с расширением территории, необходимость упрочения государственности, политика централизации мотивировали Ивана IV к организации книгопечатания. Он отдал приказание устроить типографию (в Европе книгопечатный станок был изобретен в 1448 г. Иоганном Гутенбергом). Основоположником отечественного книгопечатания стал выдающийся просветитель Иван Федоров (1510—1583). В 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец создали первую книгу — «Апостол». Это первая точно датированная печатная русская книга значительно превосходит все предшествовавшие как в текстологическом, так и в полиграфическом смысле. На следующий год в типографии Федорова вышла его вторая книга — «Часовщик».

«Азбука» Федорова — учебник, по которому могли заниматься и дети, и взрослые. В качестве дидактического материала в ней использовались Священное писание, «Грамматика» Иоанна Дамаскина. Кроме указанных, до конца XVII в. было отпечатано свыше 500 книг, в том числе и светских — таких как первый московский букварь В. Ф. Бурцова-Протопопова, «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648), «Считание» с таблицей умножения и простыми дробями (1648), первый иллюстрированный «Букварь» известного писателя Кариона Истомина. Деловые бумаги, летописи, летописные своды конца XIV—XV вв. свидетельствуют о распространении не только церковной грамотности: в Москве читали и светские произведения — «Слово о полку Игореве», «Задонщину» и др.

Укрепление Московского государства и книгопечатание повлекли за собой и некоторый подъем образования. Появлялись многочисленные приходские и частные школы, где обучались грамоте и счету дети не только духовенства, но и ремесленников и купцов. Православное духовенство, признавая необходимость образования, полагало, что грамотность — великая сила, которой суждено иметь на народное благочестие и нравственность решительное влияние, спасительное или гибельное, смотря по тому, какое направление ей будет дано.

Во второй половине XVII в. было напечатано более 300 тыс. букварей, около 150 тыс. учебных «Псалтырей» и «Часословов».

В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка.

Ф. М. Ртищев (1626—1673) — друг и фаворит царя Алексея Михайловича, просветитель, меценат, основавший Андреевский монастырь, Ртищевскую школу, ряд больниц, школ и богаделен — на свои средства основал школу при Андреевском монастыре, где 30 ученых монахов, приглашенных из Киева, преподавали греческий, латинский и славянский языки, риторику, философию и другие науки.

Распространение грамотности и организация обучения сопровождались оживленными спорами по поводу сложившейся диглоссии между «латинствующими», «простолюдинами» и «грекофилами». Часть высшего духовенства и знати (грекофилы) отстаивали незыблемость византийских православных традиций, выступали за узкобогословское направление в образовании. Идеологи латинофильского направления Симеон Полоцкий и Сильвестр Медведев выступали за более широкое светское образование, приобщение к европейской науке и культуре через распространение латинского языка и литературы. Они пользовались покровительством при дворе, их поддерживала царевна Софья.

Грекофил В. В. Голицын пользовался поддержкой патриарха Иоакима. В 1681 г. по инициативе патриарха и царя Федора Алексеевича открылась типографская школа «греческого чтения, языка и письма» при Печатном дворе. В 1685 г. в ней обучались 233 ученика.

В 1687 г. в России было открыто первое высшее зшебное заведение — Славяио-греко-латинская академия (предназначавшееся для подготовки кадров высшего духовенства и чиновников государственной службы). В академии, соединявшей черты высшей и средней школы, преподавались предметы средневековой схоластической школы: славянский, греческий и латинский языки, грамматика, риторика, психология, физика и др., а также богословие. Главное место занимал греческий язык. После преобразования Славяно-греко-латинской академии доминировать в преподавании стал латинский язык. В 1687 г. в академии занималось 28 учеников, в следующем году — 32, с каждым годом количество учащихся увеличивалось Это учебное заведение содействовало распространению общего образования в России. Славяно-греко-латинскую академию окончили М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский и другие. С открытием в 1755 г. Московского университета академия стала уделять большое место преподаванию богословия. В 1814 г. она была преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Свято-Троицкую Сергиеву лавру.

На протяжении всего Средневековья продолжалась борьба церкви с языческими представлениями. Главную роль в православном воспитании играл духовный отец, несший перед Богом ответственность за просвещение и духовную чистоту чада. Большое значение имела народная система воспитания, которая в большой степени была нацелена на мирскую жизнь человека. Законы, этические нормы общежития, правила семейной жизни и ведения домохозяйства были изложены в «Домострое» — памятнике русской литературы XVI в. Интерес к образованию возрос в связи с полемикой между сторонниками ориентации на латинизированную схоластическую культуру и грекофилами, культивировавшими византийские церковные и образовательные традиции. В привилегированных сословиях дети, как правило, получали домашнее образование.

  • [1] Слово «лицевой» в названии Свода означает наличие в нем огромного количестваминиатюр, т. е. история дана «в лицах».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой