Формирование готовности студентов педагогического вуза к конструктивному разрешению конфликтов
Диссертация
Определив структуру и содержание готовности будущих учителей к конструктивному разрешению конфликтов нами были намечены перспективы формирования названной готовности у студентов педвуза. Данные перспективы были обусловлены теоретическим обоснованием педагогических условий, реализация которых делает процесс формирования готовности будущих учителей к конструктивному разрешению конфликтов… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы формирования готовности студентов педагогического вуза к конструктивному разрешению конфликтов
- 1. 1. Конфликт как социально-психологическое явление: научно- 13 категориальный анализ
- 1. 2. Готовность студентов педагогического вуза к конструктивному 40 разрешению конфликтов: структурная и сущностная характеристика
- 1. 3. Педагогические условия формирования готовности студентов 61 педагогического вуза к конструктивному разрешению конфликтов
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию 84 готовности студентов педагогического вуза к конструктивному разрешению конфликтов
- 2. 1. Первоначальное состояние готовности студентов 84 педагогического вуза к конструктивному разрешению конфликтов (по результатам констатирующего эксперимента)
- 2. 2. Формирование готовности студентов педагогического вуза к 103 конструктивному разрешению конфликтов
- 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию 125 готовности студентов педагогического вуза к конструктивному разрешению конфликтов
Список литературы
- Абрамова В.Н. Конфликтология. Конспект лекций для слушателей СФПК и студентов МФПП КГП. — Обнинск, 1994. — С.82
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологичекие проблемы. -М., 1990. С. 25−26.
- Алешина Ю.Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающих женщин // Вопросы психологии. -1989. -№ 5. С. 80−88.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.2. М.: Педагогика, 1980.-С.288
- Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, решения конфликтов. -М.: Народное образование, 1995. С. 128
- Андреева Г. М. Актуальные проблемы социальной психологии. М., 1988.-С.270 с
- Андреева Д А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в Вузе // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып. XIII. Л.: ЛГУ. -1973. — С. 62−69.
- Андреева И.Н. Методологические основы изучения социально-психологического климата в академической группе Вуза: Дисс. канд. филос. наук.-Минск, 1985.-С.165
- Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник для Вузов. -М.: ЮНИТИ, 1999.-c.551
- Арсеньев А. Парадоксальная универсальность Человека и некоторые проблемы психологии и педагогики // Развитие личности. 1998. -№ 2. -С. 4451.
- Архангельский JI.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. — С.64
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: метод, основы. М.: Просвещение, 1982. -С. 192
- Башкатов И.П. Причины возникновения динамики конфликтов в образовательных учреждениях // Симиотика и этиология конфликтов в системе образования. Белгород, 1998. — С 15−20.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1978. С.412
- Белинская А.Б. Формирование практической готовности социальных педагогов к разрешению конфликтов среди подростков в учебном коллективе: Дисс. канд. Пед. наук. М., 1997. — С.131
- Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание // Философские науки. 1990,-№ 6.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. СПб.: Лениздат, 1992. -с.400
- Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1961.-С.694
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Отв. ред. Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева. М., 1976. — С 144−171.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. -М.: Межд. пед. академия, 1995. С.326
- Бородкин Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука, 1989. -С. 190
- Бороздина Г. В. Психология делового общения. Учебник. 2-е изд. — М., 2003.-С. 295
- Бройниг Г. Руководство по ведению переговоров. М.: ИНФРА-М, 1996.-С.112
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М. Воронеж, 1996. С.392
- Бубер М. Проблема человека. Перспективы // Лабиринты одиночества. -М.: Прогресс, 1989.-С. 90−112.
- Бурганова И.Ф. Психологические барьеры в интеллектуальном творчестве. Дисс. канд. психолог, наук. Казань, 1999. — С. 185
- Ванек Д., Ман Ф. Профессиональная подготовка учителей и проблемы мотивации достижения и контроля действия // Вопросы психологии. — 1989. -№ 3. С. 75−79.
- Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. Т.16.-№ 3.-1995.-С. 90 101.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. — С. 142
- Вдовина Н.Р. Динамика нравственного развития личности студентов // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып XIII. -Л.: ЛГУ, 1973.-С. 170−177.
- Ветров Ю. П. Волкова В.В. развитие коммуникативных способностей будущих преподавателей. Ставрополь, 2002. — С.69
- Водеников В.А. Мониторинг профессионального развития в практической подготовке студентов // Практическая подготовка психологов в системе высшего-образования. Материалы межвузовской научно-практической конференции. М., 1998. — С. 168−171.
- Воробьев Н. Художественное моделирование, конфликты и теория игр // Содружество наук и тайны творчества. М., 1968.
- Вострокнутов С.И. Формирование рефлексивных умений у студентов университета в процессе подготовки к воспитательной деятельности. Дисс. канд. психолог, наук. Казань, 1999. — С. 190
- Выготский J1.C. Проблема сознания // Выготский JI.C. Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — С. 156−167.
- Выготский JI.C. Психология. М., 2000. -С. 1008
- Газман О. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XX века // Новые ценности образования. Вып. 6. -М., 1996.-С.197I
- Танеев A.M. Конфликтологическая культура молодежи: проблемы формирования // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. -М.: РАН, 1999. — С. 45−54.
- Танеев A.M., Тронова Л. С. Конфликтология: практикум. Казань: Изд-во КФЭИ, 1996. -С. 284
- Гоноболен Ф.И. О некоторых практических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С. 100−111.
- Григорьева Т.Г., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. М., 1997. С.198
- Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. М., 1997.-С.116
- Гришина Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению (на примере изучения членов трудовых коллективов) // Психологические состояния. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. — Вып.10. — С. 90−96.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — С.464
- Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов. JL, 1978. — С.314
- Гусева А.С., Козлов В. В. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг. -М.: Народное образование, 1997. -С. 183
- Гусейнов А.А., Апресян Р. Г. Этика. Учебник. М., 1998. — С.472
- Гусейнов А.Ш. Внутригрупповая активность как фактор повышения коммуникативной компетентности в студенческих группах. Дисс. канд. психолог, наук. Краснодар, 1999. — С.196
- Давиденко Т.М. Рефлексивное управление конфликтом в школе // Симиотика и этиология конфликтов в системе образования. Белгород, 1995. — С. 52−57.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М., 1960
- Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2001.-С.320
- Дмитриев А.В., Кудрявцев В. Н., Кудрявцев С. В. Введение в общую теорию конфликтов (Юридическая конфликтология, ч.1.). М.: РАН, 1993. — С.212
- Добрович А.Б. Воспитателю и психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. М.: Просвещение, 1987. — С.207
- Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М.: АОЗТ «Яуза», 1996. -С.242
- Добрынин Н.Ф. Проблема значимости в психологии. В кн.: Материалы совещания по психологии (1−6 июля 1955 г.) — М., 1957.
- Дойч М., Шикман С. Конфликт: социально психологическая перспектива // Социальный конфликт: современные исследования. Реферативный сборник. — М.: ИСАИ, 1991. -С. 70−74.
- Дойч М. Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы) // Социально-политический журнал. 1997. — № 1. — С. 202−217.
- Донцов А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования). М.: Изд-во Моск. Ун-т., 1984. — С. 141
- Донцов А.И., Полозова Т. А. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Психологический журнал. — 1980. № 6. С. 119−133.
- Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С. 74−78.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей вуза. Минск: Изд-во БГУ, 1978.-С.319
- Дэна Д. Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. СПб.: АОЗТ «Институт личности», 1994. -С. 138
- Егоршин А.П. Управление персоналом. Н. Новгород, 1997. -С. 475
- Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2001. -С.386
- Емельянов Ю.Н. Исследование и проектировка межличностных ситуаций как теоретико-прикладное направление социальной психологии // Вестник ЛГУ. Серия 6, 1986. Вып.1. — С. 55−62.
- Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Учебное пособие. — Л., 1991.-С.162
- Ефимова Л.А. Студенческий коллектив одно из условий формирования профессиональной направленности личности учителя //
- Психологические аспекты изучения направленности личности учащейся молодежи. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1988. -С. 122
- Журавлев В .И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995. С.183
- Журавлева Г. А. Профессиональное самоопределение и отношение к профессии студенческой молодежи // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып. XIII. Л.: ЛГУ, 1973. — С. 177−182.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. -С. 160
- Задыкин В.Г., Зайцева Е. В. Конфликтная личность в конфликтном противоборстве (психологические аспекты проблемы). М.: Просвещение, 1998.-С.150
- Зайцев А.К. К объяснению агрессивности // Социальный конфликт. — 1995.-№ 3−4.-С. 105−115.
- Залунин В.И. Некоторые проблемы формирования творческого мышления // Формирование творческого мышления студента (теоретические и прикладные вопросы). — Владивосток, 1990. С. 9−10.
- Захарова Л.И. Личностные особенности, стили поведения и типы профессиональной самоидентификации у студентов педвуза // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 60−66.
- Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса. Пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1994.-С.317
- Здравомыслов А.Г. Социальные аспекты конфликта. М., 1995. -С. 194
- Здравомыслов А.Г. Проблемы взаимодействия конфликтов в макро- и микроуровнях // Социальный конфликт. 1994. — № 1. — С 5−18.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. Ростов н/Д, 1997. С.480
- Ильин МБ. Мельвиль А. Ю. Власть// Полис. № 6 (42). 1997. С.146−163.
- Исаев Е.И., Косарецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопросы психологии. 2000. — № 3.-С 57−66.
- Исследование конфликтов в психологии. М.: ЮНИТИ, 1999. — С. 5054.
- Каверин С.Б. Потребность власти//Теория и практика социализма. № 2. — 1991. — М.: Знание, 1991,-С.63
- Кагальняк А.И.,. Яшин К. Е. Формирование самооценки профессионально значимых качеств будущих учителей // Вопросы психологии. -1989 -№ 5.-С. 45−51.
- Кан-Калик В. А. Грамматика общения. Грозный, 1988. — 68 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. М., 1987. — С.190
- Киршбаум Э.И. Гуманизация высшего образования в формировании творческого мышления // Формирование творческого мышления студента (теоретические и прикладные вопросы). — Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1990.-С. 10−15.
- Киршбаум Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: Дисс. канд. психолог, наук. JI., 1986. -С.252
- Климентьева А.Я. Обучение методам управления конфликтами учителей и руководителей школ // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология, разрешения. М.: РАН, 1999. — С. 213−231.
- Климентьева А .Я. Формирование основ профессионализма у студентов в области педагогической конфликтологии: Дисс. канд. педагогич. наук. -Калуга, 1999.-С.279
- Клушина Н.П. Методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной работы. Ставрополь, 2001. — С.195
- Кобзев М.С. Проблемы формирования личности учителя в педвузе // Формирование профессионально-педагогических качеств у студентов пединститута. Саратов, 1985. — С. 3−13.
- Козуб E.JI. Особенности взаимосвязи общения и межличностных отношений в студенческих группах педагогического Вуза. Дисс:. канд. психолог, наук. -М., 1994. -С. 183
- Козер Л. Завершение конфликта // Социальный конфликт: современные исследования. Реферативный сборник. М., 1991. — С. 27−35.
- Коломинский Я. Л. Психология личности и взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969. — С. 193
- Кондратьев М.Ю. Авторитет педагога как результат его персонализации //Психология развивающейся личности/ Под ред А. В: Петровского. М., 1987
- Корнелиус X., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М.: АО Стрингер, 1992. -С. 213
- Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. — М.: Политиздат, 1979. -С.216 103: Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. СПб, 1999. — С.448
- Коныгина М. Н, Подготовка специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности в этнокультурной среде. Дис. канд. Пед. наук. Ставрополь, 1998. — С. 189
- Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. М., 1979. -С.216
- Косырев В .И., Сластенин В. А., Старов М. И. Динамика отношения студентов к учению в педагогическом Вузе // Вопросы психологии. 1985. — № 3.-С. 61−67.
- Котова И.Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. Ростов-на-Дону, 1997.-С. 141
- Котова И.Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов-на-Дону, 1997.С. 112
- Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. — С.992
- Краткий психологический словарь /Сост. JI.A. Карпенко- Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985 — С.431
- Кроник А.А., Кроник Е. А. В главных ролях: вы, мы, ты, он, я: Психология значимых отношений. М., 1989. — С.207
- Кроник А.А., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. -Дубна, 1998.-С.224
- Кричевский P.JI. Если вы руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М., 1993. — С.352
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М., 1991.-С.407
- Культура жизни личности: проблемы теории и методологии социально-психологического исследования / Под ред. Л. В. Сохань. Киев, 1988 -С.192
- Культура жизни личности: проблемы теории и методологии социально-психологического исследования / Под ред. Л. В. Сохань и В. А. Тихонович. Киев: Наукова думка, 1988. — С. 192
- Культура и развитие человека: очерк философско-педагогических проблем/Под ред. В. П. Иванова. Киев: Наукова Думка, 1989. -С. 320
- Кулюткин Ю.Н. Психологическое знание и учитель // Вопросы психологии. 1983. -№ 3. — С. 52−57.
- Куницина В.Н. К вопросу о возрастных особенностях восприятия человека человеком // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып. XIII. Л.: ЛГУ, 1973. — С. 118−122.
- КуницынаВ.Н. Трудности межличностного общения. СПб., 1991.
- Куприянов Р.В. Социально-психологические механизмы возникновения конфликтов в диаде преподаватель студент Вуза: Дисс. канд. психолог, наук. — Казань, 2000. — С. 177
- Курганова П.М. Конфликты в сфере управления школой // Педагогика. № 11,1992. — С. 38−47.
- Лебедева М.М. Уметь вести переговоры: Практические рекомендации по подготовке и проведению переговоров. М., 1991. — С. 129
- Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. М., 1993. — С. 156
- Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. — С.316
- Левин А.И. Гуманитарное образование, развитие и качество подготовки современного специалиста // Качество высшего профессионального небюджетного образования: современное состояние и перспективы. М., 2000. -С. 115−116.
- Левитан К.М. Культура педагогического общения: Учеб. пособие. -Иркутск, 1985.-С.104
- Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969. — С.424
- Ледяев В .Г. Власть: концептуальный анализ. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001. —С. 384
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. -С. 304
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. -М., 1983.-Т. 2.-С. 320
- Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей//Психологический журнал. 1992. — Т.13. — № 2 С. 107−117
- Линденбратен В.Д. Педагогика сотрудничества в высшей школе как условие формирования творческого мышления // Формирование творческого мышления студента. Владивосток, 1990. — С 30−35.
- Линчевкий Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликте. Учебное пособие. СПб., 2000. -С. 71
- Лобова М.В., Мириманова М. С. Выбор стратегии поведения в проблемно-конфликтной ситуации // Материалы межвузовской научно-практической конференции. М., 1998. — С. 113−115.
- Лоренц К. Агрессия (Так называемое слово «зло»). М., 1994. -С. 272
- Лупьян Я.В. Барьеры общения, конфликты, стресс. Ростов, 1991. -С.206
- Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер Ком, 1999. — С.688
- Маклаков А.Г. Общая психология. Спб: Питер, 2002. — С.592
- Майорова А.В. Конфликтогенность студенческого социума (некоторые подходы к анализу) // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. -М.: РАН, 1999. С. 171−180.
- Марголина Т.И. Конфликтность как метаиндивидуальная характеристика учителя: Дисс. канд. психолог, наук. Пермь, 1995 — 163 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993. -С. 192
- Матюшкин A.M., Понукалин А. А. Проблемные ситуации в психологической подготовке специалистов в Вузе // Вопросы психологии. -1988. -№ 2. -С. 76−82.
- Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. -Пермь, 1970. С.405
- Методы активизации процесса обучения /Сост.: Бобрышов С. В. и др. Ставрополь: СКСИ, 2000. — С. 127
- Мильруд Р.П. Формирование профессиональных убеждений у будущих учителей // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 77−85.
- Миронова Т.В. Роль субъективного опыта в профессиональном становлении психолога // Практическая подготовка психологов в системе высшего образования. Материалы межвузовской научно-практической конференции. М., 1998. — С. 197−200.
- Митина Л.И., Кузьменкова О. В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя // Вопросы психологии. 1998. — № 3. -С.3−16.
- Мусатов С.А. Принципы социально-психологической организации студенческих коллективов // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып. XIII. Л.: ЛГУ, 1973. — С. 159−161.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М., 1960. — С.394
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. В кн.: Психологическая наука в СССР. — М, 1960. т.2. С.110−125.
- Натаров В.И., Соловьев А. С. Индивидуально-психологические особенности у студентов заочников и успешности их обучения // Вопросы психологии. — 1989. -№ 5. — С. 52−55.
- Новинский И.И. Понятие связи в марксисткой философии. М., 1961. С.119−120.
- Найденова Л.И. Социологические теории конфликтов и их разрешения // Социально политический журнал. — 1994. — № 1−2. — С. 81−91.
- Немов Р.С. Психология. В 3 т. М., 1995. — Т.2. — С.496
- Общая психология. Учебное пособие для студентов ин-тов. / Под ред. А. В. Петровского и др. М., 1986. — С.464
- Орлова Э.А., Филонов Л. Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1977. — С. 319−342.
- Панферов В.Н. Общение и массовая информация в учебно-воспитательном процессе в Вузе // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып. XIII. Л.: ЛГУ, 1973. — С. 55−58.
- Паринова Г. К. Активизация учебной деятельности студентов и её роль в профессиональной подготовке // Формирование профессионально-педагогических качеств у студентов пединститута: Межвузовский сборник научных трудов. Саратов: СГПИ, 1985. — С. 67−73.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории теории. СПб.: ИГУП, 1999. — С.592
- Реан А.А. Рефлексивно перцептивный анализ деятельности педагогов. — М., 1990. -С.248
- Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. -М.* Большая Российская энциклопедия, 2002. С.528
- Пелевина Т.В. Социально-психологический анализ внутригрупповых взаимоотношений в студенческих учебных группах // Человек и общество / Под ред. Б. Г Ананьева и др. Ученые записки. Вып. XIII. Л.: ЛГУ, 1973. — С. 154 159.
- Пеленев А.Ф. Предупреждение и преодоление межличностных конфликтов в педагогических коллективах: Автореферат. Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1990. — С.20
- Петровский А.В. Психология о каждом из нас. М.: РОУ, 1992. — С.332
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. История психологии: Учебное пособие для высшей школы. М.: РГГУ, 1994. — С.448
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. — М.: ТОО «Горбунок», 1992. -С. 224
- Петровская Л.А. О понятийной схеме в социально-психологическом анализе конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. -М., 1977. С. 126−143.
- Петровская JI.А., Спиваковская А. С. Воспитание как общение -диалог// Вопросы психологии. 1983. № 2. — С.56−62
- Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи. // Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. — С. 440−582.
- Пидкасистый П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. — М., 1999. — С.354
- Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. -Нижний Новгород, 1992. С.262
- Полозова Т.А. О методических принципах исследования внутригруппового конфликта // Новые исследования в психологии. — М., 1981. -№ 2.-С. 94−98.
- Полозова Т.А. Межличностный конфликт в группе (теоретические принципы и опыт экспериментального исследования). Автореф. дисс. канд. психолог, наук. М., 1980.
- Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. -С.232
- Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). М., 1974. — С.397
- Практическая психология о детях или как научиться понимать себя и других. М., 1999. — С. 376.
- Прихожан A.M., Тостых Н. Н. Дети без семьи. М., 1990. С. 291
- Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича. -М., 1981. С.232
- Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе /Под ред. Коссаковски А., Кюна X., Ломшпера И., Розенфельда Г. М. -М., 1981.
- Психология популярных профессий /Под ред. Л. А. Головей. СПб.: Речь, 2003. — С.256
- Психологический словарь (Под общей редакцией А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского). М., 1990. — С. 494.
- Психологический словарь / авт.-сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смрнова, И. О. Гордеева, Л.М. Балабанова- Под общей ред. Ю. Л. Неймера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — С.640
- Рабинович П.Д., Нуждена М. П. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей // Вопросы психологии. 1987. — № 6. -С. 112−115.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара, 2001. — 672 с.
- Рахматшаева В.А. Быть в гармонии с собой и другими. — Астрахань, 1993.-С.64
- Реан А.А. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента // Вопросы психологии. 1983. — № 5. — С. 58−60.
- Ребус Б.М. Психологические основы делового общения: Учебное пособие для руководителей образовательных учреждений, учителей и практических психологов. — М., 2002. С. 192
- Резаев А.В. Парадигмы общения. СПб., 1993. — С.384
- Резвитский И.И. Философские основы теории индивидуальности. Л., 1973.-С.174
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М., 1995. — С.529, л
- Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. В. Давыдова: В 2-х тг. Т.1. — М., 1993. — С.608, С. 502
- Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. М.: Педагогика, 1988. — С. 120
- Рубан Л.С. Молодежь в полиэтническом регионе: взгляды, позиции, ориентации (Астрахань и Астраханская область). Учебное пособие. -Астрахань, 1999.-С. 91
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание // Хрестоматия по психологии / Под ред. В. В. Мироненко. М., 1977. — С. 43−53.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.-С.720
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — С. 128
- Салохжн Н.П. Коллективистские отношения в студенческой группе // Социальные проблемы образования. Сборник науч. трудов. — Свердловск: Свердл. пед .ин-т, 1991. С. 72−75.
- Селиванов В.И. Избранные психологические произведения (воля, её развитие и воспитание). — Рязань: Изд-во РГПИ, 1992. — С.569
- Селиванов В.И., Федоров И. А. Студенческие коллективы // Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. — С. 155−164.
- Сикевич З.В. Общая культура студента // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып. XIII. Л.: ЛГУ, 1973. — С.49−55.
- Симонов П.В. Ключевое значение потребностей в изучении психологии человека // Проблемы комплексного изучения человека. М., 1983.).
- Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. — Киев: Внешторгиздат, 1991. С. 192
- Скотт Дж. Г. Сила ума: Описание пути к успеху в бизнесе. Выпуск 1. -Киев: Изд-во общества ВЕК, 1991. С.226
- Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. Киев. Изд-во «Верзилин и Ко, ЛТД», 1991. — С. 208
- Скрипкина Т.П. Психология доверия: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2000. — 264 с.
- Сластенин В.А. М.: «Магистр — Пресс», 2000.-488 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
- Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. — 6-е изд. — М.: Политиздат, 1989. 447 с.
- Социологический словарь. — Минск 1991. — 480 с.
- Социальная психология: Учеб. пособие для студентов педвузов/ Под ред. А. В. Петровского, 1987. 224 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976. — 160 е., 1. С. 28−29
- Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997. — 800 с.
- Словарь по этике /Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. — 6-е изд. М., 1989- 447 с.
- Соловьев B.C. Соч. в 2-х томах. М., 1990.
- Социальная психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов /А.В. Петровский и др- Под ред. А. В. Петровского. М., 1987. — 224 с.
- Сперанский В.И. Конфликтующие и конфликтогенные люди // Социально-политический журнал. — 1996. — № 4. — С. 152−161.
- Сперанский В.И. Конфликт: сущность и особенность его проявления // Социально-политический журнал. 1995. — № 3. — С. 152−161.
- Сперанский В.И. Конфликтная ситуация и инцидент // Социально-политический журнал. — 1995. -№ 5. — С. 129−143.
- Сперанский В.И. Конфликтогенные факторы социальной напряженности // Социально-политический журнал. 1996. — № 2. — С. 152 162.
- Сперанский В.И. Основные виды конфликтов: проблемы классификации // Социально-политический журнал. 1995. — № 4. — С. 164−175.
- Столович JI.H. Природа эстетической ценности. М., 1972. — С.271
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. 1997. — С.736
- Страхов В.И. Психологический анализ коллективного внимания студентов // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып. XIII. Л. ЛГУ, 1973. — С. 167−170.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. — 109 с.
- Столович Л.Н. природа эстетической ценности. М., 1972. — С.271
- Сугакова Л.И. Организованность и организаторские навыки студенчества // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып. XIII. Л.: ЛГУ, 1973. — С. 162−167.
- Сулейманов И.И. Конфликт: теория и управление // Симиотика и этиология конфликтов в системе образования. Белгород, 1995. — С. 27−31.
- Творогова Н.Д. Экспериментальное изучение социальной перцепции в процессе общения студентов в учебной группе // Вопросы психологии. — 1981. -№ 4.-С. 119−123.
- Творогова Н.Д. Формирование приемов общения студентов и преподавателей // Вопросы психологии. 1983. — № 6. — С. 88−91.
- Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1985 -С.534
- Тернер Дж. Структура современной социологической теории. М., 1985.-С.396
- Тидор С.Н. Психология управления: От личности к команде. -Петрозаводск: Изд-во Петраз. ин-та, 1997. С.364
- Тимофеев Ю.П. Профессиональное Психодиагностика межличностных отношений в малых группах. Астрахань: АГПУ, общение и его развитие. — Астрахань, 1995. — С. 136
- Тимофеев Ю.П. Профессиональное общение и его развитие с помощью видеотренинга: Дисс. доктора психолог, наук. М., 1994. 347 с.
- Тимофеев Ю.П., Коваленков Н. Н. Конфликтология. Учебное пособие. Астрахань: АГПУ, 1996. — С.77
- Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста // Хрестоматия по истории психологии: период открытого кризиса (начало 10-х гг. — середина 30-х гг. 20 в.)/ Под. ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждана. М.: Изд-во МГУ, 1980. -С.301
- Фельдштейн Д.И., Воробьев Л. И. Конфликты в условиях школы // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения: Межвуз. сб. научных трудов. М.: МОПИ им. Н. К. Крупской, 1986. — С. 4−17.
- Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб, 1999. — С.412
- Филимонова О.Ф. Жизненное пространство человека: (Аксиологический аспект). Саратов: СПТИ, 1998. — С.320
- Филиппов А.В., Ковалев С. В. Ситуация как элемент психологического тезауруса //Психологический журнал. Том 7. № 1. — 1986. — С 14−21.
- Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. -М.: Наука, 1992.-С.158
- Флирт Э. Конфликт // Социальный конфликт. 1996. — № 3. — С. 3644.
- Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. — С.376
- Франкл В. Человек в поисках смысла: введение в логотерапию // Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Питер Ком, 1997. — С.279
- Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я // Преступная толпа. М: Институт психологии РАН, Изд-во «КСП+», 1998. — С. 119−194.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989. — С.274
- Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. — С. ЗЗО
- Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1994. — С.238
- Фрыгина Н.И. Факторы превращения когнитивного конфликта в межличностный конфликт в ситуациях группового обсуждения. Автореф. дисс. канд. психолог, наук. М., 1980. — С. 16
- Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. — Красноярск: Изд-во Краен, ун-та, 1996. С. 156
- Хасан Б.И., Сергоманов П. А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С. 79−85.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1986. — С. 391
- Хувик Р.В. Тренинг по разрешению конфликтных ситуаций // Социальный конфликт. 1994. — № 2. — С. 72−94.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. — С.608
- Черноволенко В.Ф. Мировоззрение и научное познание. Киев, 1979. — С.174
- Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. -М.: Педагогическое общество России, 1999. С.186
- Чесноков Д.И. Общественный интерес и механизм действия социальных законов. Вопросы философии. — 1996. — № 9. — С.3−14
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. 4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. — М.: ВЛАДОС, 1995. С.544
- Шестопал Е.Б. Личность и политика: Критические очерки современных западных концепций политической социологии. М.: Мысль, 1988.-С.203
- Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. — Минск, 1996.-С.288
- Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональная подготовка учителя: Учебное пособие. Москва-Ставрополь, 1991. — С. 180
- Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. — Москва-Ставрополь, 1991. С.206
- Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: дис. докт. Пед. наук. М., 1991. — С.400
- Шиянов Е.Н. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к воспитательной работе в школе: Межвузовский сборник научных трудов. Ставрополь, 1990. — С. 5−27.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону, 1995. — С.38
- Шмелева Н.Б. Профессионально личностное развитие специалиста социальной работы. Ульяновск, 1997. — С.239
- Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. — Минск, 1992. С.128
- Эллис А., Ландж А. Не давите мне на психику. СПб., 1997. — С. 293
- ЮнгК.Г. Психологические типы. -М., 1996. С.717
- Якунин В.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. СПб.: Полиус, 1998. -С.639
- Юнг К. Конфликты детской души. М., 1995. — С. 214
- Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психологический журнал. 2000. — Том 21. — № 4. -С. 79−88.
- Яшуткин В.А. Формирование культуры педагогических отношений с воспитанниками учреждений интернатского типа у студентов педвуза. Дисс.канд.пед.наук. Ставрополь, 1997. С.236
- Burrell N., Vogl S. Turf-side conflict mediation for students. Mediation Quarterly. 1990. — 7. — P. 237−250.
- Communication, social cognition, and affect. Hillsdale (N.J.) ets. — 1988. -259 p.
- Corwin R.G. Patterns of organizational conflict. Administrative Science Quarterly. — 1969. — 14. — P. 507−520.
- Darkenwald G.G. Organizational conflict in Colleges and Universities.-. Administrative Science Quarterly. 1971. — 16. — P. 407−412.
- Hartup W. Conflict and friendship relations. In Shantz & W. Hartup (Eds.) Conflict in child and adolescent development. Cambridge, England: Cambridge University Press. — 1992. — P. 186−215.
- Higgins A., Priest S. Resolving conflict between young people. Education Psychology in Practice. — 1990. — 6 (2). — P. 60−64.
- Holl E.T. The hidden dimension, N.-Y. 1966. — 324 p.
- Johnson D.W., Johnson R., Dudley В., Acikgoz K. Effects of conflict resolution training on elementary school students. Journal of Social Psychology. -1994.-134.-P. 803−817.
- Koch M., Miller S. Resolving student conflicts with student mediators. -Principal. 1987. — 66. — P. 59−62.
- Lasswell G.H. Power and Personality. N.Y., 1976.
- Levinger G. Towards the Analysis of Close Relationships // Journal of Experimental Social Psychology. 1980. Vol. — 16. — P. 510−544.
- Macmurray, John. Persons in relation. London, 1970. — 235 p.