Организация познавательной деятельности студентов колледжа на занятиях по органической химии
Диссертация
На первом этапе изучалось состояние проблемы исследования в теории и практике химического образованияпроводился анализ философской, психологической, педагогической, методической, справочно-нормативной литературы по проблеме исследованиябыла проанализирована учебно-программная документация по химическому образованию в общеобразовательных школах и средних профессиональных учебных заведенияхобобщен… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Системный подход как основа организации познавательной деятельности студентов
- 1. Системный подход как методология познания
- 2. Формирование химических понятий на основе системного подхода
- Глава II. Организация познавательной деятельности студентов колледжа в процессе преподавания органической химии
- 1. Содержание курса органической химии в средних профессиональных учебных заведениях
- 2. Реализация системного подхода в обучении химии в средних профессиональных учебных заведениях
- Глава III. Исследование эффективности использования системного подхода при формировании химических понятий
Список литературы
- Аверьянов А.Е. Категория «система» в диалектическом материализме. — М., 1974.-С. 11.
- Ахметов Н.С. Актуальные вопросы курса неорганической химии. М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. -192 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-191 с.
- Беспалов П.И., Орехов А. В., Чернобельская Г. М. Реализация индивидуального подхода в условиях модульного обучения//Химия в школе. 1999. -№ 7.-С. 26−31.
- Буданова А.А., Юшко Т. А. Системный подход к изучению темы «Растворы» в курсе общей химии//Химия: методика преподавания. 2003. — № 2. -С. 19−22.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.-М., 1973.-С. 98−100.
- Братенникова А.Н., Василевская И. Е. К вопросу о стандарте общеобразовательной подготовки по химии//Химия в школе. 2000. — № 8. — С. 61−64.
- Буринская Н.Н. Научно-методические основы политехнического образования при обучении химии в современной школе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1987.-47 с.
- Ю.Воронина Л. П. Методика заключительного обобщения знаний учащихся по неорганической и органической химии в X классе средней общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1978. — 21 с.
- Воскобойникова Н.П. Технология педагогических мастерских в практической деятельности учителей/ТХимия в школе. 1999. — № 6. — С. 23−25.
- Воскобойникова Н.П., Галыгина И. В., Галыгина JI.B. К вопросу о педагогических технологиях и системах обучения//Химия в школе. 2002. — № 2. -С. 16−21.
- Гальперин П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и по-нятий//Доклады АПН РСФСР. 1958. — № 2.
- Гельман 3. Узкий специалист это нонсенс//Высшее образование в России. -2001. -№ 6. — С. 40.
- Горский Д.П. Определение. М.: Мысль, 1974. — 311 с..Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовкивыпускников по специальности 0602 «Менеджмент»: ГОСТ 04–0602-Б. -Введ.01.09.2002.-М., 2002.-23 с.
- Грудинин В.Ф. Формирование у учащихся системы понятий о кислотно-основных свойствах веществ при изучении химии в средней школе: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. М., 1984. — 15 с.
- Гузеев В.В. Просто и технологично о методах обучения//Химия в школе.2001.-№ 10.-С. 16−22.
- Гузеев В.В. Структура образовательного процесса. Типы и структуры уро-ков//Химия в школе. 2002. — № 1. — С. 17−25.
- Гузеев В.В. Организационные формы//Химия в школе. 2002. — № 4. -С. 22−28.
- Гузеев В.В. Матрица разнообразия и модель обучения//Химия в школе.2002.- № 5. -С. 10−15.
- Гузеев В.В., Бершадский М. Е. Мониторинг учебного процесса//Химия в школе. 2002. — № 8. — С. 10−17.
- Гузеев В.В., Бершадский М. Е. Мониторинг учебного процесса//Химия в школе.-2002.-№ 10.-С. 15−21.
- Давиденко В.В. Системный подход к определению перспектив развития среднего профессионально-педагогического образовательного учреждения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1997. — 21 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
- Диалектика и логика. Законы мышления/Под. ред. Б. М. Кедрова. М.: Изд-во АН СССР, 1962. — С. 113−114.
- Дидактика средней школы/Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1982. — С. 193.
- Дроздов A.M. Использование принципов и методов физики при формировании первоначальных химических понятий: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Л., 1985.-16 с.
- Дряпина М.В. Дайте ребятам возможность поиграть//Химия в школе. -1994.-№ 1.-С. 51−52.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
- Егорова Г. И. Формирование кругозора учащихся при реализации гуманитарной концепции химического образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Омск, 1995.- 18 с.
- Енякова Т.М., Суходолова С. Г. Сравнительный подход к изучению углево-дородов//Химия в школе. 2000. — № 6. — С. 41−46.
- Есина И.В. Тестовая экзаменационная работа по органической хи-мии//Химия в школе. 1996. — № 2. — С. 41−45.
- Ефимова Н.И. Сочетание индивидуальной и коллективной работы учащихся на уроках химии: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. — 15 с.
- Ждан Н.А. Реализация содержательно-деятельностных связей в обучении химии как средство повышения системности и осознанности знаний учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 1998. — 18 с.
- Журавлев И.К. Дидактические основы построения учебного предмета общеобразовательной школы: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. -М., 1990. 56 с.
- Занков JI.B. Обучение и развитие. М.: Просвещение, 1975. — 440 с. 39.3отов Ю. Б. Организация современного урока: Кн. для учителя/Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
- Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. -М.: Педагогика, 1978. 128 с.
- Зуева М.В. Методика преподавания химии в средних специальных учебных заведений: Учеб. метод, пособие для сред. учеб. заведений. М.: Высшая школа, 1978. — 196 с.
- Зуева М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии. М.: Просвещение, 1987. -142 с.
- Зуева М.В. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии. -М.: Просвещение, 1989. 159 с.
- Иванова Р.Г. Исследования по методике преподавания химии. Повышение эффективности обучения. М.: НИИСИМО, 1980. — 78 с.
- Иванова Р.Г. Пути совершенствования урока химии: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. М., 1971. — 25 с.
- Иванова Р.Г. Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии. -М.: Просвещение, 1988. 158 с.
- Иванова Р.Г., Каверина А. А. Об основных направлениях обновления химического образования при переходе к двенадцатилетней школе//Химия в школе. 2000. — № 3. — С. 2−5.
- Ильясов И.И., Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. М.: Изд-во Корпорация «Логос», 1994.-208 с.
- Качалова Г. С. Система экспериментальных задач как средство усиления практической направленности обучения химии: Автореф. дис. канд. пед. наук. АПН, НИИСиМО, 1989. -18 с.
- Качалова Г. С. Изучение курса химии общекультурного уровня в 8 клас-се//Химия в школе. 1996. — № 3. — С. 25−29.
- Качалова Г. С. Обобщающие схемы как средство реализации системного подхода в обучении//Химия в школе. 1999. — № 6. — С. 14−23.
- Качалова Г. С., Ким A.M., Куулар JI.JI. Химия 8: Учебно-методический комплекс по курсу химии для VIII класса. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002.-240 с.
- Ким A.M. Органическая химия в системе непрерывного химического образования: Монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001. — 140 с.
- Ким A.M. Органическая химия: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2001. — 814 с.
- Кирюшкин Д.М., Полосин B.C. Методика обучения химии. М.: Просвещение, 1970.-495 с.
- Комплект программ для классов различных профилей/Автор-составитель Г. С. Качалова. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1993. — 55 с.
- Копытова С.А. Моделирование вариативного разноуровневого образовательного поля в профессиональной подготовке: Науч. метод. сб./Институт проб. разв. СПО/Отв. ред. Т. Н. Маннина. М., 2002. — С. 171−173.
- Ксенофонтова И.Н. Модульная технология: изучаем металлы//Химия в школе. 2002. — № 2. — С. 37−43.
- Кузнецов В.И. Формирование мировоззрения учащихся при изучении химии.-М.: Просвещение, 1978. 151 с.
- Кузнецова JI.M. Методика формирования основных понятий химии в начальном курсе на основе модельных представлений о строении вещества: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1984. — 16 с.
- Кузнецова Н.Е. Повышение эффективности методов и средств обучения и развитие учащихся на уроках химии: Межвуз. сб.науч. работ. JL: ЛГПИ, 1984.-140 с.
- Кузнецова Н.Е. Теоретические основы формирования систем понятий в обучении химии: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. JI., 1986. — 45 с.
- Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии. М.: Просвещение, 1989. — 144 с.
- Кузнецова Н.Е. Педагогические технологии в предметном обучении. -СПб.: Образование, 1995.-49 с.
- Курдюмова Т.Н. Поливариантное экспресс-тестирование//Химия в школе. -1996.-№ 2.-С. 38−40.
- Ленин В.И. Философские тетради/Полн. сбор. соч. 2-е изд. — Т. 29.- С. 316.
- Макареня А.А., Кривых С. В., Ишкова JI.B. От химического образования к междисциплинарному подходу//Химия в школе. 2000. — № 7. — С. 2−6.
- Макарова О.Б. Методика обучения естественнонаучным дисциплинам (биология, экология, валеология, естествознание): Учеб. пос. Ч. 1. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000. — 92 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. — С. 145,392.
- Маурина И.Я. Системный подход к созданию учебных таблиц по химии: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1974. — 23 с.
- Медакова И.Ю. Дидактические основы формирования творческого системного мышления учащихся технических лицеев в предметах гуманитарного цикла: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1995. 19 с.
- Методические рекомендации по повышению качества обучения химии в вечерней школе. Красноярск, 1974. — 95 с.
- Минченков Е.Е. Научно-методические основы отбора содержания и структурирования школьного курса химии: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. М., 1987.-39 с.
- Николаев JI.A. Современная химия. -М.: Просвещение, 1970. 543 с.
- Пак М. С. Алгоритмика при обучении химии. М.: Владос, 2000. — 112 с.
- Пак М.С., Ласточкин А. Н. Об использовании интегративно-модульных кар-точек//Химия в школе. 2001. — № 2. — С. 26−30.
- Перминова Л.М. Начальное профессиональное образование: развитие внутренней мотивации учения//Химия в школе. 2002. — № 7. — С. 20−26.
- Пидкасистый П.И. Педагогика. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 640 с.
- Пилипко Н.И. Взаимосвязь систем понятий в курсе неорганической и органической химии средней школы: Автореф. дис. канд. пед. наук Л., 1978. -23 с.
- Попков В.А., Коржуев А. В. Теория и практика высшего профессионального образования. -М.: Академический проект, 2004. С. 56−58.
- Проект концептуальных основ развития среднего профессионального образования в Новосибирской области//Среднее профессиональное образование. 1998.-№ 2-С. 50−53.
- Ромашина Т.Н. Методика закрепления и совершенствования знаний по органической химии на основе опорных схем и тренировочных упражнений: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1985. — 16 с.
- Румянцев Б.В. О построении курса органической химии на основе теории поэтапного формирования умственных действий//Химия в школе. 2004. -№ 4.-С. 12−16.
- Савич Т.З. Формирование понятия о химической реакции. М.: Просвещение, 1978.-112 с.
- Сероусов И.Ю. Активизация познавательной деятельности студентов колледжа в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин: Автореф. дис. канд. пед. наук. Брянск, 1998. — 23 с.
- Силласте В.К. Моделирование учебного материала на основе его структуры в курсе химии общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Л., 1981.-20 с.
- Системные исследования/Юбщая теория систем обзор проблем и результатов. — М., 1969. — С. 30−40.
- Системные исследования/ТРазличные подходы к общей теории систем. М., 1969.-С. 55−79.
- Системные исследования//Теория структур и ее место в системном подходе. -М., 1970.-С. 10−20.
- Системные исследования/Юпределение понятия системы и системного подхода. М., 1970. — С. 32−40.
- Системные исследования/Методические проблемы психологического анализа деятельности. М., 1975. — С. 82−90.
- Системные исследования//Системно-структурный анализ познавательной деятельности. М., 1975. — С. 97−102.
- Системные исследования/Юрганизационно-управленческая деятельность и задача разработки системных теорий «популятивных» объектов. М., 1975. -С. 172−179.
- Системные исследования/Юсновные проблемы «системности» теории. М., 1975.-С. 179−211.
- Системные исследования//Системность и ресурсы развития школы. М., 1995−1996.-С. 78−84.
- Системные исследования//Ресурсы национального сознания. М., 1995−1996.-С. 74−77.
- Смирнова Т.В. Формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения школьников в процессе обучения химии: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. — 22 с.
- Соколов В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1995. — С. 27−213.
- Суге-Маадыр С. И. Формирование понятия о дисперсных системах при изучении химии в средней школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. JL, 1990. -17 с.
- Суровцева Р.П. Самостоятельная работа учащихся при изучении неметаллов в курсе химии средней общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1977. — 17 с.
- Тарасова О.В., Зюзина Л. Ф., Зайцев О. С. Системный подход к построению экологизированного курса химии//Химия: методика преподавания.2002.-№ 7.-с. 74−77.
- Титова И.М. Из опыта интенсификации познавательной деятельности учащихся//Химия в школе. 1993. — № 4. — С. 51−52.
- Титова И.М. Методические основы развивающего обучения химии: Ав-тореф. дис. д-ра. пед. наук. JL, 1994. — 41 с.
- Титова И.М. Методика организации адаптационно-развивающего общения в процессе обучения//Химия в школе. 1996. — № 6. — С. 9−18.
- Турлакова Е.В. Методика формирования системы биохимических понятий в школьном курсе химии: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1994. -20 с.
- Тыльдсепп А.Р. Методические основы формирования системных знаний по химии в общеобразовательной школе: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. Л., 1983.-38 с.
- Удалов Г. С. Повышение эффективности усвоения курса неорганической химии средней школы на основе установления взаимосвязей между химическими понятиями: Автореф. дис. канд. пед. наук. JL, 1979. — 20 с.
- Уемов А.И. Логика и методология системных исследований. Киев-Одесса, 1977.-255 с.
- Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.-С. 7−23.
- Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1986. 174 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М., 1950 — Т.10. — С. 560.
- Федорович В.А. Неисчерпаемость материи и категория структуры/Леченые записки МГПИ. 1970. — № 409.
- Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя//3авуч. 2000. — № 1.- С.62−65.
- Фридман Л.М. Как предотвратить неуспеваемость учащихся?//3авуч. -1999.-№ 7.-С. 54−85.
- К обоснованию содержания базового химического образования//Химия в школе. 1999. — № 5. — С. 17−22.
- Цветков JI.А. Преподавание органической химии в средней школе. М.: Просвещение, 1988.-239 с.
- Чепиков М.Г. Интеграция науки. М.: Мысль, 1981. — 276 с.
- Чертков И.Н. Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии. М.: Просвещение, 1991. — 190 с.
- Чертков И.Н. Химия. М.: Медицина, 1985. — 527 с.
- Шалашова М.М. Непрерывность и преемственность в развитии системы понятий об окислительно-восстановительных реакциях в школьном курсе органической химии: Автореф. дис. канд. пед. наук. Нижегородец 1998. -16 с.
- Шептулин А.П. Система категорий диалектики. М., «Наука», 1967. -375 с.
- Шептулин А.П. Диалектический метод познания. М.: Политиздат, 1983. -320 с.
- Шорова Ж.И. Пути повышения эффективности обучения химическому языку в 7−8 классах: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1981. — 21 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-391 с.
- Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдито-риал УРСС, 1997.-444 с.
- Яблоков В.А. Содержанию обучения системную организацию//Химия в школе. — 1997.-№ 4.-С. 15−19.
- Fahmy, A.F.M., Lagowski, J.J.- «Systemic Approach in Teaching and Learning Aliphatic Chemistry" — Modern Arab Establishment for printing, publishing- Cairo, Egypt (2000).
- Fahmy A. F. M., El-Hashash M., «Systemic Approach in Teaching and Learning Heterocyclic Chemistry». Science Education Center, Cairo, Egypt (1999).
- Fahmy A. F. M., Hashem, A. I., and Kandil, N. G.- Systemic Approach in Teaching and Learning Aromatic Chemistry. Science, Education Center, Cairo, Egypt (2000).