Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация познавательной деятельности студентов колледжа на занятиях по органической химии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На первом этапе изучалось состояние проблемы исследования в теории и практике химического образованияпроводился анализ философской, психологической, педагогической, методической, справочно-нормативной литературы по проблеме исследованиябыла проанализирована учебно-программная документация по химическому образованию в общеобразовательных школах и средних профессиональных учебных заведенияхобобщен… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Системный подход как основа организации познавательной деятельности студентов
    • 1. Системный подход как методология познания
    • 2. Формирование химических понятий на основе системного подхода
  • Глава II. Организация познавательной деятельности студентов колледжа в процессе преподавания органической химии
    • 1. Содержание курса органической химии в средних профессиональных учебных заведениях
    • 2. Реализация системного подхода в обучении химии в средних профессиональных учебных заведениях
  • Глава III. Исследование эффективности использования системного подхода при формировании химических понятий

Организация познавательной деятельности студентов колледжа на занятиях по органической химии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, потребовали кардинального изменения приоритетов среднего профессионального образования, переориентации его целей и задач на удовлетворение интересов и потребностей каждой отдельной личности, а не только общества в целом. Ведущие принципы новой государственной политики в области образования были закреплены в Законе Российской Федерации «Об образовании». Их реализация нашла выражение в создании различных типов образовательных учреждений, предоставлении средним профессиональным учебным заведениям и преподавателям права работать по разным (в том числе авторским) программам, выбирать учебники и строить учебный процесс в соответствии с интересами обучающихся и творческим потенциалом преподавателя.

Однако в своем развитии современные российские образовательные учреждения столкнулись с целым рядом серьезных трудностей, которые отрицательно сказались на состоянии естественнонаучного образования. Причиной их возникновения стали сложные социально-политические условия в стране. Это привело, в частности, к значительному ослаблению экономической базы образовательных учреждений. В своем большинстве школы оказались неукомплектованными техническими средствами и учебным оборудованием, нарушилась система обеспечения их учебниками и учебно-методическими пособиями. Падение престижа естественнонаучного образования обусловило снижение интереса к изучению предметов этого цикла в школе.

Неудовлетворенность системой образования естественна для общественного самосознания, и это стимулирует необходимые изменения образовательной системы в новых условиях существования личности и общества в целом [126].

По мнению В. А. Яблокова, консервативность системы образования обеспечивает ее устойчивость, высокую степень надежности и сводит к минимуму риск навредить обучаемым необдуманными или слишком поспешными преобразованиями [126]. Однако это достоинство может стать и недостатком в динамично развивающемся мире.

В России создалась ситуация, благоприятная для существенных изменений во всех сферах жизни общества, для перестройки педагогического процесса в свете системного видения мира и места человека в немрезко возросло значение личности в судьбе общества, следовательно, образовательная система должна сыграть важную роль в раскрытии творческого потенциала человека. К сожалению, следует признать, что в настоящее время система образования недостаточно нацелена на формирование у учащихся совокупности понятий о мире и своей роли в нем. Поэтому непрерывно ведется поиск эффективных методов организации учебного процесса, разрабатывается содержательная часть обучения, а также систематические курсы практической психологии и педагогики, направленные на решение проблем методики обучения, появляются учебники, основанные на принципах системного подхода к изучению курса химии в средней школе [см. там же, с. 15].

В учреждениях среднего профессионального образования (УСПО) обучаются студенты на базе основного общего образования, в течение первого года обучения УСПО реализовывает основную образовательную программу среднего (полного) общего образования. На изучение курса органической химии программой предусмотрено 32 часа (на примере Новосибирского экономико-юридического колледжа, Химико-технологического колледжа и Сибирского бизнес-колледжа), в школе предусмотрено в два раза больше учебных часов, при этом объем информации подлежащий усвоению одинаковый. Кроме того, учебные группы УСПО формируются из студентов имеющих разный уровень знаний по химии. В свою очередь Государственный образовательный стандарт рекомендует УСПО, осуществляющим подготовку специалистов на базе девяти классов, реализовывать основную образовательную программу среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого среднего профессионального образования.

По утверждению М. М. Шалашовой, современная парадигма образования, носящая личностно-ориентированный характер, предполагает такие методические подходы к организации усвоения учебного материала, которые способствовали бы развитию познавательной активности и личностных качеств учащихся [120].

Как известно, важной особенностью развивающего обучения является создание условий в учебном процессе для продуктивной деятельности по использованию знаний, их обобщению и систематизации. Выход из создавшегося положения в настоящее время может быть найден при использовании в процессе формирования химических понятий комплекса специально разработанных средств (схемы понятий и соответствующие им перечни понятий, задачи, разработанные с учетом профиля обучения) реализуемые с учетом принципов системного подхода.

Значительный вклад в теорию и практику формирования системы понятий органической химии внесли: В. Н. Верховский, Я. Л. Гольдфарб, JI.M. Сморгон-ский, JI.A. Цветков, И. Н. Чертков. В работах этих авторов рассмотрены пути повышения эффективности обучения при формировании системных знаний.

В педагогических исследованиях разработаны различные аспекты системности: Л. Я. Зорина О.С. Зайцев, А. А. Макареня, Т. З. Савич, Н. Е. Кузнецова, А. С. Корощенко, Е. И. Тупикин, Т. С. Ярославцева. Системность и осознанность знаний становятся стержневыми идеями обучения. Возможности повышения эффективности обучения вследствие системности знаний должны базироваться не на расширении программного материала, а в результате совершенствования структуры учебного предмета, его отдельных разделов и тем (Л.Я. Зорина, И .Я. Лернер, А. А. Макареня, М. С. Пак, Л. А. Цветков и др.).

Выявлено противоречие между существующей системой химических понятий, закрепленной в программе, например по курсу органической химии, и способностью студентов ее усвоить и применить. В средних специальных учебных заведениях в условиях дефицита учебного времени это противоречие становится еще более заметным. Этим противоречием и обусловлена актуальность нашего исследования и выбор темы.

Объект исследования — процесс обучения органической химии на основе системного подхода в учреждениях СПО.

Предмет исследования — специально организованный процесс обучения, способствующий целенаправленному формированию понятий курса органической химии в учреждениях СПО.

Цель исследования — формирование у студентов осознанных знаний органической химии, которые они смогут применить в новых учебных ситуациях.

В соответствии с целью была выдвинута рабочая гипотеза. Познавательная деятельность студентов колледжа на занятиях по органической химии будет происходить наиболее эффективно, если применять методическую систему, включающую в себя: методику специального обучения студентов приемам работы со схемами химических понятийа также комплекс дидактических средств (обобщающих схем, перечней понятий, интегрально-модульных карточек, матриц, познавательных заданий основанных на принципе профильности), соответствующих системе понятий курса органической химии средних профессиональных учебных заведений и профилю обучения.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи:

1. Провести анализ литературы по проблеме организации познавательной деятельности на занятиях по органической химии.

2. Выделить из системы основных химических понятий, формируемых в курсе органической химии, понятия, позволяющие разработать обобщающие схемы и перечни понятий, и соответствующие им комплекс заданий.

3. Разработать методическую систему к применению обобщающих схем, перечней понятий, комплекса заданий в обучении органической химии.

4. Провести педагогический эксперимент и на основе анализа его результатов дать оценку эффективности разработанной методической системы.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы исследования использовались следующие методы:

— теоретические: анализ и синтез при изучении философской, психологопедагогической, психологической, методической литературы, обобщение и сравнение достижений отечественной и зарубежной педагогики, прогнозирование, моделирование;

— эмпирические: наблюдение, анкетирование, опрос, собеседование, педагогический эксперимент, обобщение педагогического опыта;

— статистические: математическая и статистическая обработка данных эксперимента, графическое представление результатов эксперимента.

Научная новизна исследования состоит в том, что разработана методическая система формирования у студентов УСПО в условиях дефицита учебного времени системной познавательной деятельности, включающая:

— содержание, методы и средства, обеспечивающие его эффективность (обобщающие схемы и перечни понятий, система заданий);

— вариативное содержание и методические требования к комплексу заданий;

— проблемно-алгоритмические формы подачи учебной информации (обобщенные схемы химических понятий и соответствующие им перечни понятий).

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе изучалось состояние проблемы исследования в теории и практике химического образованияпроводился анализ философской, психологической, педагогической, методической, справочно-нормативной литературы по проблеме исследованиябыла проанализирована учебно-программная документация по химическому образованию в общеобразовательных школах и средних профессиональных учебных заведенияхобобщен опыт работы учителей средних школ и преподавателей УСПО города Новосибирска по разработке и внедрению в учебный процесс дидактических материалов, найдены подходы к решению поставленной проблемы. Полученный материал позволил сформулировать гипотезу исследования, а также определить основные цели и задачи.

На втором этапе был проанализирован пакет материалов (схемы понятий, перечни понятий, комплекс заданий) — разработана методика их применения при изучении органической химии в УСПО на основе системного подходабыли определены и обоснованы теоретические положения методической системы формирования понятий на занятиях органической химии, обоснована ее структура и содержание.

На третьем этапе проводилась экспериментальная проверка методической системы формирования понятий на занятиях органической химии у студентов средних профессиональных учебных заведений, проведена статистическая обработка результатов, проведена систематизация, обобщены и оформлены результаты теоретического и экспериментального исследованиясформулированы выводы, оформлен текст диссертации.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что.

— выявлены и обоснованы методические условия, позволившие усовершенствовать процесс преподавания органической химии в УСПО;

— разработанная система организации познавательной деятельности студентов в процессе преподавания органической химии может быть внедрена в учебный процесс УСПО различных профилей;

— знание этих условий позволит усовершенствовать процесс преподавания и других естественно-научных дисциплин преподаваемых в условиях УСПО.

Практическая значимость исследования заключается в том, что.

— разработана методика формирования у студентов УСПО системных знаний, включающая конкретные методические рекомендации по применению обобщающих схем основных химических понятий и соответствующих им перечней понятий при изучении органических соединений, ориентированные на установление системности, преемственности и развитие химических знаний.

На защиту выносятся следующие положения:

Формирование системных знаний у студентов УСПО можно провести более совершенно, если будет отобран комплекс знаний о знаниях, формируемый у студентов при обучении химии.

На основе обобщающих схем можно создать определенную последовательности формирования понятий органической химии, а также систему заданий, направленных на формирование у студентов системной познавательной деятельности.

Комплекс дидактических средств, соответствующих системе понятий раздела органической химии УСПО и профилю обучения, является неотъемлемой частью методики формирования системной познавательной деятельности.

Разработанная методика позволяет осуществить диагностику и оценку сформированное&tradeхимических понятий.

Структура диссертации. Диссертационная работа изложена на 126 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы, содержит 12 таблиц, 5 диаграмм, 6 рисунков, 6 схем. Библиография включает 129 наименований. Имеются 15 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

По проблеме организации познавательной деятельности студентов колледжа были поставлены задачи, что в свою очередь позволяет сделать следующие выводы:

1. Анализ литературы показал необходимость применение в образовательном процессе системного подхода, так как этот процесс является особой системой, входящей в более сложную образовательную системусистему среднего профессионального образования. Системный подход, примененный к содержанию раздела органической химии в колледже, позволил выстроить систему основных химических понятий и на ее основе разработать такие средства обучения, как: обобщающие схемы химических понятий и перечни понятий. Показано, что эти средства обучения обеспечивают преемственность в изучении различных тем раздела органической химии, а принципы системного обучения (иерархичность, целостность, структурность, множественность описания системы и взаимосвязанность системы и среды) способствуют систематизации, повышению прочности химических знаний студентов УСПО.

2. Разработана методическая система, обеспечивающая формирование у студентов системной познавательной деятельности, предусматривающая использование обобщающих схем и перечней понятий, которая способствует сохранности базовых знаний, создает необходимые условия для их применения и развития, обеспечивает непрерывность и преемственность химического образования с учетом профиля среднего профессионального учебного заведения.

3 Разработанный комплекс дидактических средств (обобщающих схем, перечней понятий, интегративно-модульных карточек, матриц, познавательных заданий), соответствующих системе понятий курса органической химии средних профессиональных учебных заведений, позволяет решить важные задачи: активизации познавательной деятельности, разрешения проблемы перегрузки студентов.

4.Результаты педагогического эксперимента подтвердили, что разработанная методическая система, включающая методику формирования понятий курса органической химии в средних профессиональных учебных заведениях на основе применения обобщающих схем, перечней понятий и специального обучения работе с понятиями, оказывает положительное влияние на формирование и развитие у студентов химических понятий. Она позволяет формировать системы химических понятий в условиях дефицита учебного времени.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Е. Категория «система» в диалектическом материализме. — М., 1974.-С. 11.
  2. Н.С. Актуальные вопросы курса неорганической химии. М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
  3. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. -192 с.
  4. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-191 с.
  5. П.И., Орехов А. В., Чернобельская Г. М. Реализация индивидуального подхода в условиях модульного обучения//Химия в школе. 1999. -№ 7.-С. 26−31.
  6. А.А., Юшко Т. А. Системный подход к изучению темы «Растворы» в курсе общей химии//Химия: методика преподавания. 2003. — № 2. -С. 19−22.
  7. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.-М., 1973.-С. 98−100.
  8. А.Н., Василевская И. Е. К вопросу о стандарте общеобразовательной подготовки по химии//Химия в школе. 2000. — № 8. — С. 61−64.
  9. Н.Н. Научно-методические основы политехнического образования при обучении химии в современной школе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1987.-47 с.
  10. Ю.Воронина Л. П. Методика заключительного обобщения знаний учащихся по неорганической и органической химии в X классе средней общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1978. — 21 с.
  11. Н.П. Технология педагогических мастерских в практической деятельности учителей/ТХимия в школе. 1999. — № 6. — С. 23−25.
  12. Н.П., Галыгина И. В., Галыгина JI.B. К вопросу о педагогических технологиях и системах обучения//Химия в школе. 2002. — № 2. -С. 16−21.
  13. П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и по-нятий//Доклады АПН РСФСР. 1958. — № 2.
  14. Гельман 3. Узкий специалист это нонсенс//Высшее образование в России. -2001. -№ 6. — С. 40.
  15. Д.П. Определение. М.: Мысль, 1974. — 311 с..Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовкивыпускников по специальности 0602 «Менеджмент»: ГОСТ 04–0602-Б. -Введ.01.09.2002.-М., 2002.-23 с.
  16. В.Ф. Формирование у учащихся системы понятий о кислотно-основных свойствах веществ при изучении химии в средней школе: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. М., 1984. — 15 с.
  17. В.В. Просто и технологично о методах обучения//Химия в школе.2001.-№ 10.-С. 16−22.
  18. В.В. Структура образовательного процесса. Типы и структуры уро-ков//Химия в школе. 2002. — № 1. — С. 17−25.
  19. В.В. Организационные формы//Химия в школе. 2002. — № 4. -С. 22−28.
  20. В.В. Матрица разнообразия и модель обучения//Химия в школе.2002.- № 5. -С. 10−15.
  21. В.В., Бершадский М. Е. Мониторинг учебного процесса//Химия в школе. 2002. — № 8. — С. 10−17.
  22. В.В., Бершадский М. Е. Мониторинг учебного процесса//Химия в школе.-2002.-№ 10.-С. 15−21.
  23. В.В. Системный подход к определению перспектив развития среднего профессионально-педагогического образовательного учреждения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1997. — 21 с.
  24. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
  25. Диалектика и логика. Законы мышления/Под. ред. Б. М. Кедрова. М.: Изд-во АН СССР, 1962. — С. 113−114.
  26. Дидактика средней школы/Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1982. — С. 193.
  27. A.M. Использование принципов и методов физики при формировании первоначальных химических понятий: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Л., 1985.-16 с.
  28. М.В. Дайте ребятам возможность поиграть//Химия в школе. -1994.-№ 1.-С. 51−52.
  29. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  30. Г. И. Формирование кругозора учащихся при реализации гуманитарной концепции химического образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Омск, 1995.- 18 с.
  31. Т.М., Суходолова С. Г. Сравнительный подход к изучению углево-дородов//Химия в школе. 2000. — № 6. — С. 41−46.
  32. И.В. Тестовая экзаменационная работа по органической хи-мии//Химия в школе. 1996. — № 2. — С. 41−45.
  33. Н.И. Сочетание индивидуальной и коллективной работы учащихся на уроках химии: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. — 15 с.
  34. Н.А. Реализация содержательно-деятельностных связей в обучении химии как средство повышения системности и осознанности знаний учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 1998. — 18 с.
  35. И.К. Дидактические основы построения учебного предмета общеобразовательной школы: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. -М., 1990. 56 с.
  36. JI.B. Обучение и развитие. М.: Просвещение, 1975. — 440 с. 39.3отов Ю. Б. Организация современного урока: Кн. для учителя/Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
  37. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. -М.: Педагогика, 1978. 128 с.
  38. М.В. Методика преподавания химии в средних специальных учебных заведений: Учеб. метод, пособие для сред. учеб. заведений. М.: Высшая школа, 1978. — 196 с.
  39. М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии. М.: Просвещение, 1987. -142 с.
  40. М.В. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии. -М.: Просвещение, 1989. 159 с.
  41. Р.Г. Исследования по методике преподавания химии. Повышение эффективности обучения. М.: НИИСИМО, 1980. — 78 с.
  42. Р.Г. Пути совершенствования урока химии: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. М., 1971. — 25 с.
  43. Р.Г. Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии. -М.: Просвещение, 1988. 158 с.
  44. Р.Г., Каверина А. А. Об основных направлениях обновления химического образования при переходе к двенадцатилетней школе//Химия в школе. 2000. — № 3. — С. 2−5.
  45. И.И., Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. М.: Изд-во Корпорация «Логос», 1994.-208 с.
  46. Г. С. Система экспериментальных задач как средство усиления практической направленности обучения химии: Автореф. дис. канд. пед. наук. АПН, НИИСиМО, 1989. -18 с.
  47. Г. С. Изучение курса химии общекультурного уровня в 8 клас-се//Химия в школе. 1996. — № 3. — С. 25−29.
  48. Г. С. Обобщающие схемы как средство реализации системного подхода в обучении//Химия в школе. 1999. — № 6. — С. 14−23.
  49. Г. С., Ким A.M., Куулар JI.JI. Химия 8: Учебно-методический комплекс по курсу химии для VIII класса. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002.-240 с.
  50. Ким A.M. Органическая химия в системе непрерывного химического образования: Монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001. — 140 с.
  51. Ким A.M. Органическая химия: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2001. — 814 с.
  52. Д.М., Полосин B.C. Методика обучения химии. М.: Просвещение, 1970.-495 с.
  53. Комплект программ для классов различных профилей/Автор-составитель Г. С. Качалова. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1993. — 55 с.
  54. С.А. Моделирование вариативного разноуровневого образовательного поля в профессиональной подготовке: Науч. метод. сб./Институт проб. разв. СПО/Отв. ред. Т. Н. Маннина. М., 2002. — С. 171−173.
  55. И.Н. Модульная технология: изучаем металлы//Химия в школе. 2002. — № 2. — С. 37−43.
  56. В.И. Формирование мировоззрения учащихся при изучении химии.-М.: Просвещение, 1978. 151 с.
  57. JI.M. Методика формирования основных понятий химии в начальном курсе на основе модельных представлений о строении вещества: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1984. — 16 с.
  58. Н.Е. Повышение эффективности методов и средств обучения и развитие учащихся на уроках химии: Межвуз. сб.науч. работ. JL: ЛГПИ, 1984.-140 с.
  59. Н.Е. Теоретические основы формирования систем понятий в обучении химии: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. JI., 1986. — 45 с.
  60. Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии. М.: Просвещение, 1989. — 144 с.
  61. Н.Е. Педагогические технологии в предметном обучении. -СПб.: Образование, 1995.-49 с.
  62. Т.Н. Поливариантное экспресс-тестирование//Химия в школе. -1996.-№ 2.-С. 38−40.
  63. В.И. Философские тетради/Полн. сбор. соч. 2-е изд. — Т. 29.- С. 316.
  64. А.А., Кривых С. В., Ишкова JI.B. От химического образования к междисциплинарному подходу//Химия в школе. 2000. — № 7. — С. 2−6.
  65. О.Б. Методика обучения естественнонаучным дисциплинам (биология, экология, валеология, естествознание): Учеб. пос. Ч. 1. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000. — 92 с.
  66. К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. — С. 145,392.
  67. И.Я. Системный подход к созданию учебных таблиц по химии: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1974. — 23 с.
  68. И.Ю. Дидактические основы формирования творческого системного мышления учащихся технических лицеев в предметах гуманитарного цикла: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1995. 19 с.
  69. Методические рекомендации по повышению качества обучения химии в вечерней школе. Красноярск, 1974. — 95 с.
  70. Е.Е. Научно-методические основы отбора содержания и структурирования школьного курса химии: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. М., 1987.-39 с.
  71. JI.A. Современная химия. -М.: Просвещение, 1970. 543 с.
  72. Пак М. С. Алгоритмика при обучении химии. М.: Владос, 2000. — 112 с.
  73. Пак М.С., Ласточкин А. Н. Об использовании интегративно-модульных кар-точек//Химия в школе. 2001. — № 2. — С. 26−30.
  74. Л.М. Начальное профессиональное образование: развитие внутренней мотивации учения//Химия в школе. 2002. — № 7. — С. 20−26.
  75. П.И. Педагогика. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 640 с.
  76. Н.И. Взаимосвязь систем понятий в курсе неорганической и органической химии средней школы: Автореф. дис. канд. пед. наук Л., 1978. -23 с.
  77. В.А., Коржуев А. В. Теория и практика высшего профессионального образования. -М.: Академический проект, 2004. С. 56−58.
  78. Проект концептуальных основ развития среднего профессионального образования в Новосибирской области//Среднее профессиональное образование. 1998.-№ 2-С. 50−53.
  79. Т.Н. Методика закрепления и совершенствования знаний по органической химии на основе опорных схем и тренировочных упражнений: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1985. — 16 с.
  80. .В. О построении курса органической химии на основе теории поэтапного формирования умственных действий//Химия в школе. 2004. -№ 4.-С. 12−16.
  81. Т.З. Формирование понятия о химической реакции. М.: Просвещение, 1978.-112 с.
  82. И.Ю. Активизация познавательной деятельности студентов колледжа в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин: Автореф. дис. канд. пед. наук. Брянск, 1998. — 23 с.
  83. В.К. Моделирование учебного материала на основе его структуры в курсе химии общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Л., 1981.-20 с.
  84. Системные исследования/Юбщая теория систем обзор проблем и результатов. — М., 1969. — С. 30−40.
  85. Системные исследования/ТРазличные подходы к общей теории систем. М., 1969.-С. 55−79.
  86. Системные исследования//Теория структур и ее место в системном подходе. -М., 1970.-С. 10−20.
  87. Системные исследования/Юпределение понятия системы и системного подхода. М., 1970. — С. 32−40.
  88. Системные исследования/Методические проблемы психологического анализа деятельности. М., 1975. — С. 82−90.
  89. Системные исследования//Системно-структурный анализ познавательной деятельности. М., 1975. — С. 97−102.
  90. Системные исследования/Юрганизационно-управленческая деятельность и задача разработки системных теорий «популятивных» объектов. М., 1975. -С. 172−179.
  91. Системные исследования/Юсновные проблемы «системности» теории. М., 1975.-С. 179−211.
  92. Системные исследования//Системность и ресурсы развития школы. М., 1995−1996.-С. 78−84.
  93. Системные исследования//Ресурсы национального сознания. М., 1995−1996.-С. 74−77.
  94. Т.В. Формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения школьников в процессе обучения химии: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. — 22 с.
  95. В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1995. — С. 27−213.
  96. Суге-Маадыр С. И. Формирование понятия о дисперсных системах при изучении химии в средней школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. JL, 1990. -17 с.
  97. Р.П. Самостоятельная работа учащихся при изучении неметаллов в курсе химии средней общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1977. — 17 с.
  98. О.В., Зюзина Л. Ф., Зайцев О. С. Системный подход к построению экологизированного курса химии//Химия: методика преподавания.2002.-№ 7.-с. 74−77.
  99. И.М. Из опыта интенсификации познавательной деятельности учащихся//Химия в школе. 1993. — № 4. — С. 51−52.
  100. И.М. Методические основы развивающего обучения химии: Ав-тореф. дис. д-ра. пед. наук. JL, 1994. — 41 с.
  101. И.М. Методика организации адаптационно-развивающего общения в процессе обучения//Химия в школе. 1996. — № 6. — С. 9−18.
  102. Е.В. Методика формирования системы биохимических понятий в школьном курсе химии: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1994. -20 с.
  103. А.Р. Методические основы формирования системных знаний по химии в общеобразовательной школе: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. Л., 1983.-38 с.
  104. Г. С. Повышение эффективности усвоения курса неорганической химии средней школы на основе установления взаимосвязей между химическими понятиями: Автореф. дис. канд. пед. наук. JL, 1979. — 20 с.
  105. А.И. Логика и методология системных исследований. Киев-Одесса, 1977.-255 с.
  106. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.-С. 7−23.
  107. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1986. 174 с.
  108. К.Д. Собрание сочинений. М., 1950 — Т.10. — С. 560.
  109. В.А. Неисчерпаемость материи и категория структуры/Леченые записки МГПИ. 1970. — № 409.
  110. А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя//3авуч. 2000. — № 1.- С.62−65.
  111. Л.М. Как предотвратить неуспеваемость учащихся?//3авуч. -1999.-№ 7.-С. 54−85.
  112. К обоснованию содержания базового химического образования//Химия в школе. 1999. — № 5. — С. 17−22.
  113. JI.А. Преподавание органической химии в средней школе. М.: Просвещение, 1988.-239 с.
  114. М.Г. Интеграция науки. М.: Мысль, 1981. — 276 с.
  115. И.Н. Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии. М.: Просвещение, 1991. — 190 с.
  116. И.Н. Химия. М.: Медицина, 1985. — 527 с.
  117. М.М. Непрерывность и преемственность в развитии системы понятий об окислительно-восстановительных реакциях в школьном курсе органической химии: Автореф. дис. канд. пед. наук. Нижегородец 1998. -16 с.
  118. А.П. Система категорий диалектики. М., «Наука», 1967. -375 с.
  119. А.П. Диалектический метод познания. М.: Политиздат, 1983. -320 с.
  120. .И. Пути повышения эффективности обучения химическому языку в 7−8 классах: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1981. — 21 с.
  121. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-391 с.
  122. Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдито-риал УРСС, 1997.-444 с.
  123. В.А. Содержанию обучения системную организацию//Химия в школе. — 1997.-№ 4.-С. 15−19.
  124. Fahmy, A.F.M., Lagowski, J.J.- «Systemic Approach in Teaching and Learning Aliphatic Chemistry" — Modern Arab Establishment for printing, publishing- Cairo, Egypt (2000).
  125. Fahmy A. F. M., El-Hashash M., «Systemic Approach in Teaching and Learning Heterocyclic Chemistry». Science Education Center, Cairo, Egypt (1999).
  126. Fahmy A. F. M., Hashem, A. I., and Kandil, N. G.- Systemic Approach in Teaching and Learning Aromatic Chemistry. Science, Education Center, Cairo, Egypt (2000).
Заполнить форму текущей работой