Культурно-образовательное пространство сельской школы как среда личностного развития школьника
Диссертация
Тенденции становления культурно-образовательного пространства современнойсельской5 школы как: среды личностного развития"исаморазвитияшкольников,.суть которых состоит в интеграции учебного-.воспитательного^, социального процессов, обеспечивающих развитие личностных структур сознания и деятельностиориентации на личностно-ориентированный тип образования^ который создает реальные условия для… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Сущность и особенности становления культурно-образовательного пространства сельской школы
- 1. 1. Культурно-образовательное пространство как предмет педагогического исследования
- 1. 2. Взаимосвязь социализации и воспитания в становлении личности сельского школьника.40"¦>
- 1. 3. Личность школьника в культурно-образовательном пространстве сельской школы
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Педагогические условия организации культурно-образовательного пространства сельской школы как среды личностного развития школьника.84*
- 2. 1. Диагностика эффективности влияния культурно-образовательного пространства сельской школы на личностное развитие школьника
- 2. 2. Личностно-ориентированный подход к проектированию культурно-образовательного пространства сельской школы г
- 2. 31. Опытно-экспериментальная личностно-развивающая модель культурно-образовательного пространства сельской школы. 120¦
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе- Ростов-на-Дону, Изд-во РГУ, 2003.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность, и психология личности- — М.: Педагогика^ 1980-
- Абульханова-Славская К. М. Стратегия жизни.-М.: Наука, 1991.-229 с.
- Артемьев А.И. Социология личности. — М.: ООО «Арба Т XXI», 2001. -25 с., 8-. Асмолов А. Содействие ребенку развитие личности // Новые ценности образования: забота-поддержка-консультирование. — Mi: Инно-ватор,* 1996. — Вып. 6. — С. 39−44.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990- - 367 с.
- Блонский П.П. Как я стал педагогом // Блонский П. П- Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т. 1. / Под ред. Л. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — 304 с. — С.30−38.
- Блонский П.П. Педология ^ в массовой г школе первой- ступени: М.: Работник просвещения, 1930. — 200 с.
- Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX в. // Педагогика. Л996. — № 3- — С. 72−75.
- Божович Л.И. Личность и ее* формирование в детском? возрасте. -М.: Просвещение, 1968.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая- парадигма- личностно-ориентированного образования-// Инновационная' школа. 1997. № 1. С.37−45.
- Бондаревская Е. В: Теория- и практика личностно-ориентированного1 образования. Ростов-на-Дону, 2000.
- Броневщук C.F. Профильная дифференциация * обучения? в сельской школе. Пособие для руководителей и учителей сельских школ. — М., 2000.
- Булкин А.П. Ключевые понятия педагогики (Социокультурный и исто-рико-семантический аспекты) // Школа.-1999: — № 6.- С. 64−70.
- Бутрым Г. А. Пути совершенствования! процесса? социализации" школьников в системе: воспитания: Автореф: дис. канд пед. наук Минск 1999.-48C.
- Вахромов Е.Е., Самоактуализация и жизненный: путь человека.// Современные проблемы смысла жизни: Материалы VI-VII симпозиумов. -М.: Самара. 2002. — С.42−49.
- Веселова В.В. Билет в будущее. М.: Знание, 1990. — 80 с.
- Воспитательная система школы. Проблемы и поиски. /Сост. Н. Л. Селиванова. М.: Знание, 1989. — 80 с.
- Воспитательная- система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории / Под ред.В. А. Караковского и: др. М.: Сентябрь, 1997.-112с.
- Вульфов Б.З. Исследования в области социальной: педагогики: основания, научный аппарат, специфика организации //Вести, ун-та? Российской Академии Образования. 1978: — № - С.35−45.31 .Вульфов Б. З. Семь парадоксов воспитания. М.- Новая: школа, 1994. -78с.
- Вульфов Б.З. Социальный педагог в- системе общественного воспитания // Педагогика. 1992. — № 5−6. — С. 45−49.3 31 Гаврилюк В .В., Трикоз H.A. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации //Социологические исследования. 2002. № 1.
- Газман О. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования: забота-поддержка-консультирование. М.: Инноватор, 1996. — Вып. 6. — С. 10−38.
- Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Газман О. С., Вейсс P.M., Крылова.Н. Б. Новые ценности образования. -М.: Ин-т пед. инноваций РАО- 1995. G. 16−45.
- Газман О. Потери и обретения в воспитании // Инновационное движение в российском школьном? образовании / Под ред. Э. Днепрова, А. Каспржака, Ан.Пинского. М-: Парсифапь, 1997. — 416 е.- G. 360−382-
- Газман О.С. «Социализация» // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М.: Ин-т пед. инноваций РАО, 1995. — С.89−90.
- Герасимов Г. И. Управление инновациями и инновационное управление: //Инновационная школа. 1995- № 2.
- Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания- и веры // Педагогика. 1998. -№ 2. — С. 49 — 57.
- Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века. М.: Флинта, 1998:
- Гинецинский В.И. Проблема?структурирования образовательного пространства// Педагогика. 1997. -№ 3-- С.10−15.
- Гладченкова H.H. Моделирование культурно-информационной среды образовательного учреждения. Ростов-на-Дону.-2003 .-72с.
- Голованова Н.Ф. Социализация школьников- как явление педагогическое // Педагогика. -1998: № 5. С.42−46.
- Гриценко Л.И. Личностно-социальная концепция А.С.Макаренко в современной педагогике (сравнительный анализ отечественного и зарубежного макаренковедения): Автореф.дис.д-ра пед.наук. Екатеринбург, 1998.-43 с.
- Гукаленко О. В. Поликультурное образовательное пространство как среда поддержкш и защиты личности учащегося. Тирасполь: РИО ПГУ, 2000-
- Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика // Пособие для педагогов- — Минск, 2000-
- Гурьянова М. П- Социально-педагогическая поддержка сельского населения. — Mi: Изд-во АСОПиР РФ. 184 с.
- Гусинский Э.Н. Образование личности. Пособие для преподавателей. -MI: Интерпракс. 1994. -136 с.
- Данилюк А. Я. Теория интеграции образования. Ростов-на-Дону, 200 051. Данильчук В. И. Гуманитарная парадигма? в проектировании педагогического образования- // Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона. — Ростов н/Д, 1998. С. 85.
- Демакова И. Д Воспитание в условиях гуманизации образования. — М: 1998.
- Дерябо С.Д. Диагностика эффективности образовательной среды. — М., 1997.
- Дудченко О.Н., Мотыль A.B. Социальная идентификация и адаптация личности.// Социологические исследования.-1995: № 6. — С.110−119.
- Егоров В.М. Современные тенденции обновления сельской школы: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук,—М., 1999.56.3агвязинский В. И. Педагогическое: творчество учителя. М-: Педагогика, 1987.- 159с:
- Зимняя И.Л. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. Вып.2: — М, 1992. — С.8−32.
- Зубова J1.B. Критерии социализации! ребенка в образовательном процессе // Материалы конф. ОГУ и лицея № 1. Июнь 1999 г. Оренбург: Изд-во ОГУ, 1999.- С. 55−58.
- Иваненко И.Н. Воспитание как фактор социализации молодежи в- новых социокультурных условиях //Педагогический: альманах. 2002, № 2. С. 52−57
- Иваненков С.П. Проблемы социализации" современной молодежи. -Оренбург: Печатный Дом «Димур», 1999. 290 с.
- Иванов А.Ф. Сельская- школа: Из опыта работы Мятлевской средней школы Калужской области. — М., 1987.
- Иванов В.М. Педагогические условия социализации городских старшеклассников: Автореф.дис.канд.пед.наук. Киев, 1998. — 24 с.
- Ивановская О.В. Вера в системе ценностных ориентации студентов педагогического вуза: Автореф.дис.канд.пед.наук. Волгоград- 1996. -16 с.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). -М.: Педагогика, 1984. 144 с.
- Казакова Е.И. Технология проектирования личностных достижений: Методические материалы. СПб., 1994. 17с.
- Калинина Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое: сопровождение: Монография. Ульяновск: УИПКПРО, 2004: — 228 с.
- Каргапольцева Н.А. Монтессори -образование: проблема социализации и воспитания личности. Монография. — М.: «Педагогический вестник», 1999. — 184 с.
- Кирьякова А.В. Ориентация" школьников на социально значимые ценности: Автореф.дис.д-ра пед.наук. СПб!, 1991. — 32 с. 73?Кирьякова?А.В: Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография- Оренбург: Изд-во Юж.- Урал, 1996. — 190 с.
- Киселев А.П. Организационно-педагогические условия" функционирования общеобразовательных учреждений- на селе: Дис:.канд. пед. наук.—М, 1998.
- Кларин М.В. Инновационные1 модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М-: Арена,. 1994.- 222 с.
- Кларин М.В. Личностная ориентация- в непрерывном- образовании // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14 — 21.
- Кларин М.В. Непрерывное образование: — идея, принцип, парадигма-// Инновационная деятельность в образовании. — 19 941 № 3-
- Кларин М.В. Педагогическая технология- в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989, — 80 с.
- Климов Е.А. О среде обитания человека глазами психолога, выступление — на пленарном заседании? Первой? Российской конференции- по i экологической психологии (Москва, 3−5 декабря? 1996 г.).
- Ковалев F.A. Психическое: развитие: ребенка и жизненная? среда //Вопросы психологии. 1993, № 1. — С. 13−23
- Ковалев" Г. А., Абрамова- Ю. Г. Пространственный фактор: школьной среды: альтернативы" и- перспективы //Учителю об экологии детства: М., 1996. С. 189−199.
- Коган В.З. Общественная активность личности как социально-психологическая" проблема: Автореф. дис.канд.филос.наук. — М, 1970.-19с.
- Конев В.А. Культура и архитектура:педагогического- пространства?// Вопр. филос.- 1996.-№ 10. -G. 46−57.
- Кондратенков:А. Е. Сельская общеобразовательная школа на современном этапе. (Вопросы трудового воспитания учащихся). — М., 1979:.
- Концептуальные основы модели сельской: школы «Образование, культура, сельскохозяйственный. труд, экология». —Ростов-на-Дону, 1994.
- Концепция структуры: и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) (проект) // Всерос. совещание работников образования. 14−15 января 2000 г. М, 2000- -13 с.
- Концепция- общественного воспитания- учащихся по месту жительства // Бюллетень ВНИК. Вып. 1. Гос. комитет СССР по народному образованию: АПН СССР. ВНИИК «Школа-микрорайон». Mi: Во-ен.изд-во, 1989.-С. 62−90.
- Краевский В.В. Методология педагогического:исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара, СамГПИ, 1994.-165с.
- Кривов Ю. О месте понятия «социализация» в современной педагоги-ке.\Педагогика.-№ 2.-2003 .-с.11−22.).
- Крылова Н. Б. Культурология образования. М: Народное образование, 2000:
- Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Газман О. С., Вейсс P.M., Крылова Н. Б. Новые ценности- образования: содержание гуманистического образования. М.: Ин-т пед. инноваций РАО, 1995.-С. 67−103.
- Куликова Л. Н- Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 1997.
- Кульневич С. ВL Педагогика самоорганизации: — феномен- содержания: Монография: — Воронеж,. 1997.
- Кульневич С. В: Педагогика личности.Ч.1 Стратегия и тактика личностного воспитания. -Воронеж, 1997.
- Кульневич С.В. Личностная? ориентация- методологической" культуры учителя // Педагогика. 1997. — № 5.- С. 108 — 115.
- Кульневич С. В: Единое? образовательное пространство области (обоснование синергетической разработки). — Воронеж, 1998:
- Лазарев- B.C., Поташник? М. М. Как разработать программу развития школы.—М., 1993.
- Леднев B.C. Понятийно-терминологические проблемы педагогики //Понятийный аппарат? педагогики? и образования: Сб.научтр. / Отв.ред.Е.ВЛтсаченко. Екатеринбург, 1996. — Вып.2. — 340 с.
- Леонтьев Д. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Издание 2-е. М: Политиздат, 1997.
- Лисовский В.Д. Духовный мир? и ценностные ориентации молодежи России. — СПб., 2000
- Лиферов А.П. Интеграция мирового образования реальность третьего тысячелетия — М: Славянская школа, 1997. — 226 е.
- Ломакина O.E. Проектирование в образовании: необходимость и реальность.// Школьные технологии.2003:№ 4--С.86−93:
- Лукина А.К. Проектирование пространства развития подростка в современных условиях.// Педагогика. 2002.-№ 1.-С.23−27.
- Мануйлов ?Ю. С. Средовый подход в воспитании: Автореф. дисс.. д.и.н. М., 1998.
- Маслоу А. Саомоактуализация.// Психология личности- Тексты. — М: 1982.
- ПО. Михайлов A.A. Инновационная- деятельность сельского учебно-воспитательного комплекса как социально-педагогическая проблема: Автореф. дис. канд- пед. наук.— Чебоксары, 2000.
- КМудрик A.B. Социализация и воспитание М.: Сентябрь, 1997- - % е.,
- Мудрик А. В. Социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995у Вып.З.- С. 54−57.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект) // Всерос. совещание работников- образования, 14−15 января 2000 г. Mi, 2000. — 7 с.
- Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека- // Педагогика. 1998- - № 4. — С.3−8.
- Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Педагогическое общество России. М., 2000.
- Новиков A.M. Формирование умений и навыков в трудовом обучении // Сов. Педагогика.-1972, — № 8. С. 34−41.
- Новикова JI.H. Проблема управления- школьным- ученическим кол-лективом//Вопросы управления" и руководства процессом воспитания школьников: Материалы респ.науч.-пракг. конф. / Под ред. Л. К. Балясной. М.: Пед. об-во РСФСР, 1971.- С.50−65.
- Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / Ред.-сост. Н. Б. Крылова. М.: Ин-т пед. инноваций РАО, 1995.-113с.
- Образование в поисках человеческих смыслов // Под ред. чл.-корр. РАО, проф- Бондаревской Е. В. — Ростов-на-Дону, 1995-
- Пивненко П.П. Теоретико-методологические- основы развития- российской сельской школы. Ростов-на-Дону .- 2001s- 227с.
- Проектирование в образовании: проблемы, поиск, решения. — Mi, 1994.
- Петерина С.В. Теория и методика повышения эффективности процесса воспитания в дошкольных учреждениях: Дис. д-ра пед.наук. -Б.м., 1991.-359 с.
- Петровский А.В. Психология о каждом из нас. М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1992. — 332 с.
- Петровский В.А. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. М.: Просвещение, 1984. — 272 с.
- Развивающееся социально-педагогическое пространство условие развития региона / Под ред. Ю. В. Васильева, А. М. Новикова. — М.: Изд-во ИПК И ПРНО МО, 1994. — 24 с.
- Ричардсон F. Образование для свободы / Пер. с англ. И. Иванова, П.Петрова. М.: Рос.гос.гуманит.ун-т, 1997. — 211 с.
- Роджерс К.Р. К науке о личности // История зарубежной психологии (30−60 гг. XX в.): Тексты / Халл К., Скиннер Б., Миллер Д. и др. / Под ред. П. Я. Гальперина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — G.200−230.
- Рубцов В-В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знаний. Выступление на пленарном заседании Первой российской конференции по экологической психологии (Москва, 3−5 декабря 1996 г.)
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: «Перемена», 1994. — 152 с.
- Сериков В.В. О концепции и технологии личностно ориентированного образования // Педагогические инновации в учреждениях образования: сущность, критерии, прогноз. Волгоград: В1 НУ, 1994.
- Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования пед. систем. М.: Логос, 1999.
- Сериков В.В. Теория и практика проектирования образовательных систем. М., 1999. — 272с.
- Слободчиков В1 И. Образовательная среда: реализация целей образо-вания5 в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор-Веппе! colledge. -М: 1997.
- Слободчиков В-И., Исаев? Е.И. Психология" развития человека- М.: Школа-Пресс, 2000/140- Слободчиков? В .И, Исаев Е. И. Антропологический принцип в- психологии развития // Вопр. психол. 1998. — № 6. — С. 3 — 17.
- Смирнов В.И. Общая- педагогика? в? тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Пед. об-во России, 1999. — 416 с.
- Советский энциклопедический" словарь / Гл.ред. А. М. Прохоров. -4-е изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1989. 1632 с.
- Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1986. 136 с.
- Сокольников Ю. П- Системный? подход в исследовании воспитания- -М.: Прометей, 1993.- 200 с.
- Сорочинская Е. Н. Теория и практика подготовки социальных педагогов детско-юношеских объединений. Дисс. докт. пед. наук. М: 1996.
- Состояние^ сельскош школы: России: ш перспективы её устойчивого развития. Методическое пособие- М, 2000. — 255 с.
- Кудрявцев М.Д. Физкультурное образовательное пространство? как среда реабилитации и социальной адаптации учащихся. М.: АПК и ПРО, 2002.-186 е.
- Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. -Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. -148 с.149- Социокультурная модернизация в России. М., 1994.
- Строкова Т.А. Педагогическая, поддержка и: помощь в современной образовательной практике//Педагогика. 2002, № 4, С.21−27/
- Субетто А. И! Качество человека как объект квалиметрии образования // 8-й симпозиум: квалиметрия человека и образования. M. 1999, Ч. I.
- Теория- и практика воспитательных систем: / Под ред.: Л. И. Новиковой и др.: В 2 кн. Кн.2.-М.: — Изд. ИТП- и МИО РАО 1993 -207 с-
- Тищенко А. В:. Нравственное самоопределение старшеклассника сельской школы Автореф. дис.канд.пед.наук. — Ростов-н/Д, 2000.-23с.
- Тощенко Е.С. Проблемы кадрового обеспечения воспитательного процесса! по месту жительства?// Дети? и подростки вне школы: проблемы- и перспективы. Межвуз.сб.науч.тр. Челябинск: ЧГИИ-иК, 1992.-С.83−91.
- Третьяков П.И., Сенновский И. Б. Технология- модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П. И. Третьякова, — М.: Новая школа, 1997. 352 с.
- Тряпицына А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной- деятельности школьников: Автореф.дис.д-ра пед. на-ук.-СПб., 1991.-35 с.
- Фрумин И. Демократизация школы как основное направление ее обновления // Инновационное движение в российском? школьном образовании / Под ред. Э. Днепрова, Л. Каспржака, Ан.Пинского. М.: Парсифаль, 1997. — С.97−141.
- Цирульников А. М- Вариативность в организации сельской^ школы. // Научный доклад на соискание ученой степени докт. пед. наук. — Mi, 1994.
- Чалов А.Н. Подготовка учителя сельской школы. Ростов-н/Д 1981.
- Чаловt А.Н. Учитель * сельской- общеобразовательной? школы. — Ростов-на-Дону, 1981.
- Черепанов В.В. Управление развитием инновационных процессов в сельских школах: Дис. канд. пед. наук, —Тюмень, 1995.
- Шалаев- И.О., Вереев A.A. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства. // http://www.bspu.secna.ru/Journal/pedagog/pedagog4/articll.html1
- Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. — СПб., 1996.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб.пособие. 4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 с.
- Шендрик И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование. М.: АПКиПРО, 2003 — 156 е.
- Щербаков Б.Ю. Парадигмы современного образования: человек культуры. М.: Логос, 2001. — 144 с.
- Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск: РИО КГПУ, 2002. — 218 с.
- Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе.// Социологический журнал. 1994.- № 3
- Якиманская Ш С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
- Ямбург Е.А. Контуры культурно-исторической педагогики // Педагогика. 2001.-№ 1.-С. 3- 10
- Ямбург Е.А. Школа для всех. М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
- Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997.
- Ясвин В*.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. — М., 1997.
- Ясвин В! А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2000. 125 с.