Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культурно-образовательное пространство сельской школы как среда личностного развития школьника

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тенденции становления культурно-образовательного пространства современнойсельской5 школы как: среды личностного развития"исаморазвитияшкольников,.суть которых состоит в интеграции учебного-.воспитательного^, социального процессов, обеспечивающих развитие личностных структур сознания и деятельностиориентации на личностно-ориентированный тип образования^ который создает реальные условия для… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Сущность и особенности становления культурно-образовательного пространства сельской школы
    • 1. 1. Культурно-образовательное пространство как предмет педагогического исследования
    • 1. 2. Взаимосвязь социализации и воспитания в становлении личности сельского школьника.40"¦>
    • 1. 3. Личность школьника в культурно-образовательном пространстве сельской школы
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Педагогические условия организации культурно-образовательного пространства сельской школы как среды личностного развития школьника.84*
    • 2. 1. Диагностика эффективности влияния культурно-образовательного пространства сельской школы на личностное развитие школьника
    • 2. 2. Личностно-ориентированный подход к проектированию культурно-образовательного пространства сельской школы г
    • 2. 31. Опытно-экспериментальная личностно-развивающая модель культурно-образовательного пространства сельской школы. 120¦
  • Выводы по второй главе

Культурно-образовательное пространство сельской школы как среда личностного развития школьника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Основным фактором, стабилизирующим и развивающим наше общество, является образование. Современное Российское образование находится в условиях глобального кризиса, охватившего не только все общественные, экономические, политические структуры, но и само образование: Кризисные явления в образовании проявляются в социальной незащищенности субъектов образования, несоответствии его содержания и технологий новым условиям, снижении воспитательного потенциала образования, его отчужденности от жизненных проблем учащихся, от культуры, науки, производства.

Несмотря на широкую декларацию принципов демократизации, гуманизации, развития и открытости, образование по-прежнему остается системой, направленной на воспроизводство знаний и формирование личности адаптивного типа, слабо ориентированной на удовлетворение потребностей личности, на ее свободное саморазвитие, творческую самореализацию, индивидуальное самоопределение в культуре. Это относится как к образовательным учреждениям города, так и сельским школам, в которых отмеченные негативные тенденции и процессы проявляются особенно остро.

Изменившиеся социальные и экономические условия жизни села требуют кардинальных изменений в деятельности самой школы. Школа не может отставать от изменений жизни, школа не может оставаться старой. Школа должна обеспечить образовательную поддержку инновационным процессам в социально-экономической жизни общества. Сегодня образование и воспитание на селе отстают от потребностей современной жизни, прежде всего потому, что не ориентированы на формирование у учащихся личностных качеств, ценностных ориентации, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям социума и необходимых для организации самостоятельной, достойной жизни на селе. Несоответствие содержания образования и воспитания, принципов организации педагогической деятельности школы потребностям изменившегося социума сегодня, стало особенно очевидным.

Естественным выходом из создавшегося положения является переход от традиционных образовательных систем к созданию инновационных, в том числе культурно-образовательного = пространства сельской школы, т. е. такое их преобразование, которое направлено на: изменение формы бытия образования — в пространстве и времени. В? отличие от системы, ограничивающей с жизнедеятельность сельской школы определенными рамками, нормами, стереотипами, заданным содержанием, культурно-образовательное пространство — такая" форма жизнедеятельности, которая выводит сельскую школу, а вместе с ней и учащихся сельской? школы в широкиймир культурного взаимодействия, науки, технологий, намного расширяет возможности личностного саморазвития, самореализации и самоопределения.

Многочисленные педагогические издания последних лет свидетельствуют о все возрастающей приверженности авторов к понятию «пространство»: единое: образовательное пространство, воспитательное пространство, культурно-образовательное пространство, пространство детства и т. д. (С.К. Болдырева, Н. Л. Селиванова, Е.В. Бондаревская).

Понятие «образовательное пространство», как правило, используется в сочетании с понятием- «культура» ичащевсего исследователиведут речь о культурно-образовательном пространстве, которое мыслится средой развития личности. Мы. полагаемчто активное вхождение в теоретическую? педагогику данного понятия напрямую связано с гуманизацией? образования, изменением его парадигмы, переходом к образованию личностно-ориентированного типа, методологическим основанием которого является культурологический подход.

В структуре культурологического личностно-ориентированного образования все его компоненты претерпевают изменения: в содержании и направленности образовательных процессов, в актуализации процессов социализации, культурной идентификации, индивидуализации, жизненного самоопределения личности, включение в которые способствует становлению личности обучающегося как субъекта культуры, истории, собственной жизни. Гуманистическая система образования предполагает выход в национальную культуру, сельский социум, расширение жизненного пространства личности сельского школьника. Все это убеждает в необходимости в качестве формы бытия современного образования рассматривать культурно-образовательное пространство сельской школы.

Тоской отсчета в исследовании проблем становления и развития культурно-образовательного пространства стала ситуация распада его единства. В результате процессов демократизации и гуманизации образования произошла резкая дифференциация образовательных учреждений и региональных образовательных систем, которые встали на путь индивидуализации, поиска собственных моделей выживания и развития.

Обособление образовательных учреждений, и особенно в сельской местности, обострило противоречия между системой образования и социумом, актуализировало необходимость их объединения в решении общих задач. Ответом на эту потребность стало создание различного рода образовательных проектов культурно-образовательного пространства сельской школы, в том числе социокультурных и культурно-образовательных комплексов. Исследование принципов и содержания их деятельности, связей и отношений, скрепляющих их участников, механизмов самоорганизации и саморазвития привело к введению в систему педагогического знания нового понятия — «культурно-образовательное пространство» (Е. В. Бондаревская, Л. В. Новиков, Н. К. Сергеев, Е. А. Ямбург и др.)., посредством которого было зафиксировано явление интеграции образования на разных уровнях его осуществления: мировое образовательное пространство, образовательные пространства страны, региона, муниципального объединения, отдельного образовательного учреждения, наконец, образовательное пространство личности.

В настоящее время в педагогической науке и отдельных ее отраслях — теории воспитания, дошкольной педагогике, теории высшего образования развернут достаточно широкий спектр исследований по названной проблеме:

— исследования, направленные на выявление и уточнение сущностных характеристик образовательного пространства как социокультурного и педагогического явления (И.В.Абакумова, Г. И. Герасимов, Б.С. ГершунскийД. ВГ Григорьев, Ю. В. Громыко, А. Я. Данилюк, Н. Б. Крылова, Ю. С. Мануйлов, П. П. Пивненко, В. В. Рубцов, Е. А. Ямбург и др.), обоснование отдельных его подструктур: информационного пространства (Н.Н1 Гладченкова, В. В. Гура,.

B.З. Коган, И.В. Новиков), воспитательного пространства (ВА. Караков-ский, A.B. Мудрик, Л. И. Новикова, H.JI. Селиванова, Ю. П. Сокольников и др.), пространства дошкольного детства (Л.А. Венгер, Т. С. Комарова, C.B. Петерина, P.M. Чумичева и др.), пространства дополнительного образования (A.C. Дежникова, Л. Г. Диханова, E.H. Сорочинская и др.);

— педагогические исследования, в которых образовательное пространство рассматривается с позиций субъекта образования (субъективное образовательное пространство) как пространство личностного саморазвития (Е.В. Бондаревская, Н. М. Борытко, Г. И. Герасимов, И. Д. Демакова, Л. Н. Куликова,.

C.B. Кульневич, В. В. Сериков, В. И. Слободчиков, И. Д. Фрумин, Б.Д. Элько-нин и др.);

— исследования, связанные с решением вопросов проектирования развивающей образовательной среды (В.И. Слободчиков, В. А. Петровский, Н. Б. Крылова, Е. Г. Осовский, B.C. Швырев и др.), в которых изучаются философские аспекты понятия «образовательная среда», приемы и технологии ее проектирования;

— педагогические изыскания в области конструирования образовательной среды, рассмотренные в работах О. С. Газмана, М. В. Кларина, И. Д. Фрумина, В. Я. Левина и др.

Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, духовно — нравственного становления детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни, взаимодействие семьи, общественных институтов составляют основу современной государственной политики, выраженной в Законе Российской Федерации «Об образовании» .

Полезность таких исследований не вызывает сомнения, но практически все они осуществляются в рамках традиционного системного подхода, вследствие чего среда рассматривается (специально создается) как часть закрытой образовательной системы, ограниченная рамками образовательного учреждения.

В последнее время особое внимание исследователей стало уделяться изучению проблем социального воспитания и социализации человека. Основываясь на теоретических положениях философских концепций развития личности 3. Берна, К. Г. Юнга, К. Янга и др., и социально — психологических исследованиях Б. Г. Ананьева, Л. В. Выготского, И. С. Кона, JI.H. Леонтьева. A.B. Петровского, современные исследователи (Л.В. Байбородова, A.A. Бо-далев, Л. П. Буева, Б. З. Вульфов, М. С. Комаров, М. З. Ильчюков, Б. А. Смирнов, Т. В. Лисовский, A.B. Мудрик, М. И. Рожков, Д. И. Фельдштейн и др.) определили задачи, механизмы. ифакторы социализации-человека на современном этапе развития российского общества, обосновали роль социального воспитания и образования в процессе социального становления, По их мнению, система образования, конечно, не является единственным институтом, оказывающим влияние на социальное становление человека. Но именно на ней в настоящее время лежит большая ответственность за процесс интеграции индивида в социальную систему, освоение им знаний, социальных норм и культурных ценностей.

Именно образовательные учреждения, аккумулируя в себе кадровые, материальные, методические ресурсы, рассматриваются как центр социокультурного поля, фокусирующего позитивные социальные воздействия на учащегося.

Важным фактором социального становления личности ребенка признаны разнообразные-воспитательные системы (В.А. Караковский, Л. И1 НовиковаС. Л. Паладьев, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова, Д. М. Сидоркин и др.). Определены возможности в решении езадач социального становлениядетей учреждений дополнительного образования! (Л.В. Золотарева) и разнообразных детских общественных организациях (А!.ВВолохов, М. И. Рожков и др.).

Глубоко исследован детский коллектив какосновная! социальная среда развития современного ребенка (А.Т. Куракин, Л: И. Новикова, И.Б., Первин и др.).

Однако, несмотря на провозглашенный приоритет образования в современном российском обществе, интерес к проблемам воспитания и социального 5 становления! школьников ¡-со стороны ученых, педагоговпрактиковпсихологов, социологов, школа, как основной социальный институт, обеспечивающий процесс социального? воспитания, мало продвинуласьв? аспекте созданияусловий" для" развития^ социальной5 иг культурной? компетентности личности, ее самоопределения в социуме.

Практикам показывает, что даже при самых серьезных усилиях творческиработающих учителей обычная? массовая школа не в состоянии создать условия, достаточные: для удовлетворения социальных и 5 личностных интересов современных школьников. Она не может в полной мере выполнить социальный заказ общества! на социально устойчивую, адаптивную личность прежде всего в силу своей замкнутости, оторванности от жизни детей и проблем всего общества, «отсутствия взаимодействия с другими институтами социализации.

Для преодоления< этого¦ недостатка> необходим более: широкий 5 взгляд¦> на культурно-образовательную среду * сельской школы, основанной на. принципахинтегративности, целостностиоткрытости среды" культуре и социуму, взгляд, сближающий категории «среда» и «образовательное пространство». В5 условиях демократизации и гуманизации образованияего обращенности к культуре: образовательная * среда по г своим" качественным" параметрам приближается' к культурно-образовательному пространству, в котором* представлена весь универсум ценностей культуры и культурных формжизнинеобходимых личностного становления и саморазвития сельского школьника. Изучение взаимной ¦ обусловленности феноменов 1 «образовательная среда», «образовательное пространство», их диалектических взаимопереходов будет способствовать лучшему пониманию условий и факторов: современного * образования, обеспечивающих его личностно-развивающий эффект.

Проблема нашего исследования и состоит в том, чтобы определить пути, условия и средства перехода от образовательной системы: как упорядоченной образовательной! средьь к культурно-образовательному пространству сельской * школы. как: более высокому уровню организации образования. С учетом необходимости решения: этой проблемы сформулирована тема^ нашего исследования: «Культурно-образовательное пространство сельской школы как среда личностного развития школьника».

Объект исследования!- деятельность сельской? школы по созданию освоению и наполнению содержанием культурно-образовательного пространства.

Предмет исследования: — процесс личностного-развития!школьника в культурно-образовательном? пространстве сельской школы:

Цель исследования: — обоснование* модели: культурно-образовательного: пространства: сельскойшколы, обеспечивающего" личностное развитие школьника:

Гипотезой исследования стало"предположениео том, что: необходимость работы, по: созданию культурно-образовательного пространства сельской: школы как среды, способствующей личностному развитию школьника, будет эффективна, если:

— ученик занимает положение субъекта образовательно-воспитательного процесса, личность сельского школьника, его личностное и индивидуальное развитие станут главными ценностями, и целямиобразовательно-воспитательной деятельности школы-:

— культурно-образовательное пространство? сельской школы будет наполнено личностно значимым содержанием, способным порождать у учащихся личностные смыслы учения, творчества, жизнедеятельности;

— образовательно-воспитательный процесс г будет способен задавать траектории личностного развития учащихся, будут включены механизмы социализации личности сельского школьника;

— жизнедеятельность школьниковв культурно-образовательном? пространстве сельской школы будет регулироваться принципами культуросооб-разности, непрерывностиобразования, жизнетворчествакомпетентности, индивидуализации, субъектности.

В" соответствии с темой, объектом, предметом и? целью" исследования были поставлены следующие задачи? исследования:

1. Выявить сущность и содержание понятий «культурно-образовательное пространство сельской, школы"> и «среда личностногоразвития? сельского школьника».

2. Осуществить мониторинг влияниякультурно-образовательного пространства сельской школы на личностное развитие школьника.

3- Определить условия и средства? личностного развития? школьника? в культурно-образовательном пространстве современной сельской школы.

4. Разработать вариативную модель организации культурно-образовательного пространства сельской школы в условиях проектной парадигмы.

Методологические и теоретические основы исследования^ стали философские представления о пространстве как способе сосуществования, взаимодействия, взаимообусловленности образования и культуры, в результате которого создаются различные культурные среды бытия личности в образовании, питающие ее развитие.

Для анализа содержания/ и структуры культурно-образовательного пространстваиспользовались аксиологический и системно-структурный подходы, для определения? принципов его организации, функционирования и развития — синергетический исредовый подходы, закономерности u и сценарии личностного развития школьников в культурно-образовател ьном пространстве сельской школы изучались с опорой на личностный, деятельностный и ак-меологический подходы.

Исходными теоретическими исследованиями, положеннымив основу нашей работы, являются:

— теории г развития личности каксубъекта деятельности, общения и саморазвития (К.А. Альбуханова-Славская, Б. Г. Ананьев, A.F. Асмолов, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, C.JI. РубинштейнФ.И. Фельд-штейн);

— гуманно-личностный подход в обучении и воспитанииконцепции личностно-ориентированного образования? (Ш.А. Амонашвили, E. Bi: Бонда-ревская, В. Т. Зинченко, В.В. Сериков);

— теории интеграции в образовании (А.Я. Данилюк, АЛО. Лиферов);

— культурологические: концепции> содержания образования (В.В. Краев-скийB.C. Леднев, И. Я: Лернер, М. НСкаткин);

— исследования, связанные с изучением особенностей? функционирования и развития сельской школы (М.П. Гурьянова, А. Ф. Иванов, Л.Е. Кондра-тенков, П. П. Пивненко, Г. Ф. Суворова, A.M. Цирульников);

— научные положения теории управления социальными и образовательными процессами (Б.С. Гершунский, М. С. Коган, A.B. Мудрик, М.М. Поташник);

— основы педагогического проектирования образовательного процесса и образовательной среды (Н.Г. Алексеев, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, В. В. Сериков, В. Л. Сластенин, Л. П. Тряпицына, В. Я. Левин и др.).

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— уточненыи конкретизированы понятия «культурно-образовательное пространство? сельской? школы», «образовательная iсреда», выявлены их специфические признаки, общее и особенное, функции в личностном развитии и саморазвитии сельских школьниковi.

— выявлены тенденции становления культурно-образовательных пространствсовременных сельских школ, разработана вариативная модель организации культурно-образовательного пространства4сельской*школы в условиях проектной парадигмы;

— изученоположение школьников! вь культурно-образовательнош среде сельской школы, их ценностные ориентации, способы саморазвития;

— выявлены условия! и факторы, стимулирующие личностное развитие школьников в культурно-образовательном пространстве сельской школы.

Теоретическая? значимость, результатов! исследования состоит, в следующем:

— в теориипедагогической? науки уточнено" понятие «культурно-образовательное: пространство сельскойшколы», выявлен — его научный потенциал, сущностные характеристикисвязи с: сопряженными понятиями «образовательная система» и" образовательная среда", раскрыты прогностические возможности использования этого понятия для проектирования моделей культурно-образовательного пространства сельских школ;

— разработана авторская s вариативная модель организации культурно-образовательного пространства сельской школы в условиях проектной парадигмы, дана характеристика принципов её развития, выделены принципы, имеющие значение для! управления^ развитием культурно-образовательного пространства любой сельской школы: культуросообразность, интегратив-ность, целостность, открытость, ориентация на личность (личностный подход);

— определены* условиж и средства личностного^ развитияшкольника: в культурно-образовательном пространстве современной сельской школы-:

— внесен вклад в развитие: теории? проектирования культурно-образовательных систем на селе;

Полученные теоретические: выводывносят вклад в развитие научных представлений о культурно-образовательном пространстве сельскош школыкак прогностическом факторе личностного развития: школьника, могут служить основой для? проектирования? культурно-образовательного и социокультурного пространства сельской школы.

Практическая значимость результатов исследования заключается:

— в возможности использования разработанной: в исследовании вариативной: модели организации: культурно-образовательного пространства сельской? школы в практической? работе: сельских школ: по>созданию программ развитияконцепций и моделей образовательно-воспитательной: работы, программ модернизации образования на селе-:

— материалы"исследования шогут быть использованы, руководителями и преподавателями * вузов? в? практической и лекционной? работе при5 подготовкестудентов педагогических вузов для работы в сельскойшколе;

— разработанный диагностический инструментарийможет быть использован1 для дальнейшего исследования проблем личностного развития: сельских школьников.*.

Достоверность, и: обоснованность результатов проведенного? исследования: обеспечена соответствием методологии^ исследования поставленной проблемеполнотой рассмотрения объекта на теоретическом" и практическом уровнях-: применением комплекса: методов, адекватных предмету исследованиярепрезентативностью объема выборки и статистической значимостью экспериментальных данных.

Базой исследования были избраны культурно-образовательные пространства сельских школ Ростовской области, отдельные исследовательские задачи решались на базе других образовательных учреждений — филиала Московского государственного социального университета, Каменского педагогического колледжа, муниципальных образовательных учреждений? средних общеобразовательных школ №№ 3- 4, 6, 16 г. Батайска Ростовской области.

Этапы и методы исследования.

Исследование проводилось в течение 1998; 2005 г. г. в три этапа.

На I этапе (1998;2000 гг.) — проводился=анализ философской, педагогической и исторической литературыопределялась источниковая! базаразрабатывался план и программа исследования. На этом этапе выяснялись сущность и особенности становления? культурно-образовательного пространства сельской школы.

На II этапе (2000;2003 гг.) — исследовательской работы анализировалась практика деятельности современной сельской школы, разрабатывалась вариативная модель организации культурно-образовательного пространства сельской школы.

На 1Иэтапе (2003;2005гг.) — объединяет теоретическую деятельность и методическое осмысление хода и результатов исследованияоформление материалов в диссертационный текстразвитие и уточнение выводов предыдущих этапов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культурно-образовательное пространство сельской школы является открытой системой, где имеется особым образом организованная социокультурная и педагогическая среда, стимулирующая развитие и саморазвитие каждого включенного в нее индивида, это система * условий для личностного и творческого развития детей и педагоговвсех субъектов образовательного процесса, это среда развития и воспитания личности.

2. Среда личностного развития сельского школьника понимается? как поле жизедеятел ьностии жизнетворчества ребенка, обуславливающее развитие его личности на основе присвоения! гуманистических ценностей, обретения? личностных смыслов, познания окружающего мира и преобразования. себя>в атмосфере личностного1 взаимодействия? субъектов «педагогического процесса:

3. Тенденции становления культурно-образовательного пространства современнойсельской5 школы как: среды личностного развития"исаморазвитияшкольников,.суть которых состоит в интеграции учебного-.воспитательного^, социального процессов, обеспечивающих развитие личностных структур сознания и деятельностиориентации на личностно-ориентированный тип образования^ который создает реальные условия для развития у сельских школьников потребности в полноценном-удовлетворении образовательных, духовных и культурных потребностей и запросов, предоставлении им свободы выбора способов самообразования, самореализации в культурно-образовательной среде сельской* школыорганизации? культурно-образовательного пространства сельской? школы напринципах гуманизации,. культуросообразности, интегра-тивности, целостности, открытости, регионализации;

4. Модель культурно-образовательного1 пространства! сельской школы, представленнаяценностно-мотивационным, когнитивно-содержательнымпрограммно-методическим" и? практико-технологическим компонентамиСодержание каждого блока культурно-образовательной! среды раскрывается через? цели, ценности, средства личностного? развития сельских школьников.

5: Условия? и средства личностного развития! исаморазвития сельских школьников! в культурно-образовательном пространстве сельскойшколы, обоснованные с позиций личностно-ориентированного образования, которые реализуется — через культуросообразное содержание образования, способное порождать личностные смыслы и запускать процессы саморазвитиясоздавать пространство свободы, самореализации, творчестваорганизовать поддержку процессов личностного развития и саморазвития школьников, направленных на формирование его социальной зрелости.

6. Результаты диагностики социальной зрелости выпускников сельских школ и их способность к самореализации. Наиболее подготовленными к личностному саморазвитию и самоактуализации I оказались дети, которые обучались в специально организованных условиях сельского культурно-образовательного комплекса.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на ежегодных научно-практических конференциях, на методических семинарах, на. внутривузовских педагогических чтениях. Результаты исследования отражены в статьях, программах, тезисах, докладах. Материалы — исследования внедрены в образовательный? процесс ряда сельских школ Ростовской области.

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Результаты исследования показывают, что в новых социально-экономических условиях жизни инициировать и удовлетворить образовательные потребности сельских школьников возможно только при условии создания целостной системы непрерывного образования, путем интеграции образовательно-воспитательных возможностей сельского социума с опорой на развиваемый образовательный потенциал семьи. Наиболее востребованной и универсальной формой организации образовательного процесса на селе является социокультурный комплекс, который выступает как организатор и координатор социально-образовательной деятельности, центр оздоровительной и культурно-просветительной работы среди населения, входящий в структуру кульурно-образовательного пространства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Целью нашего исследования явилась обоснование модели культурно-образовательного пространства сельской школы, обеспечивающего личностное развитие школьника. Мы предполагали, что необходимость работыпо созданию культурно-образовательного пространства? сельской школыкак среды, способствующей личностному развитию школьника, будет эффективна, если ученик займет в ней положение субъекта образовательно-воспитательного процесса, личность^ сельскогошкольника, его личностное, и индивидуальное развитие станут главными ценностями-и целями образовательно-воспитательной деятельности школы, культурно-образовательное пространство сельскойшколы будет наполненоличностно значимымсодержаниемспособным порождать у учащихсяличностные смыслы учениятворчества, жизнедеятельности.

В своем: исследованиимы доказали, что в современнойкультурно-образовательной ситуации образование все более начинает осознаваться как сложный культурныйпроцесс, как личностно-ориентированная1 культурнаядеятельность. Система образования рассматривается как система условий для личностного становлениякультурного саморазвития.

Образовательное пространство и образовательная средапредставляют взаимосвязанные структуры, назначение которых соответствовать — потребностям культурного развития,. социализации? и образованиясельского школьника. Основное содержание культурно-образовательного пространства сельской ! школы" в нашем исследовании рассматриваются в контексте личностного развития школьника, формирования его социальной зрелости.

На основе анализа исследованийв «которых рассматриваются проблемы образовательногопространства учебных заведений, выделены основные компоненты культурно-образовательного пространства: ценностно-мотивационный, когнитивно-содержательный, программно-методический и практико-технологический и определены его функции: социально-адаптационнаякультурологическаявоспитательнаягуманистическая.

Технология проектирования культурно-образовательного пространства призвана актуализировать все компонентыобразовательной" среды, отразить интересы, субъектов образования, способствовать личностному развитию сельского школьника, поддерживать его индивидуальность, способность к творчеству и саморазвитию.

Изучениеважнейших тенденцийразвития" культурно-образовательного пространства современной — сельскойшколы позволяет определиться — вего качественных характеристиках, среди которых в контексте нашего исследования выделены следующие:

— интеграция! культурно-образовательных учреждений различного уровня, направленных на формирование социальной зрелости сельских школьников-:

— творческое взаимодействиепедагогического коллектива сельской школы с образовательно-воспитательными-учреждениями разного уровня как базовыми организациямии социумомспособствующимиличностному развитию сельских школьников;

— ориентация на тип образованиякоторый создает реальные условия для развития? у сельских школьников-потребности и-способности-к непрерывному образованию, полноценному удовлетворению образовательныхдуховных и культурныхпотребностей и запросов, предоставляющий свободу выбора способов самообразования, самореализациив культурно-образовательной? среде: сельской школы;

— проектирование образовательного процесса во взаимосвязи теоретических знанийиндивидуальной и коллективной практической деятельности, на основе социально и личностно значимых ценностей;

— интеграция учебного и воспитательного процессов, позволяющая активизировать развитие творческих способностей сельских школьников и: актуализировать развитие личностных структур? сознания и деятельности;

— организациякультурно-образовательного — пространствасельской школы на принципах гуманизации, гуманитаризациисоциализации, регионализации, что обеспечивает освоение ценностейнациональной культуры, создает условия для культурной идентификации сельских школьников, стимулирует их личностное развитие.

В настоящее время в связи с укреплением позиций гуманистического образования встают задачипроектирования новой образовательной среды как многомерного пространства, адекватного современным потребностям юношества и соответствующего тенденциям развития современной? культуры, экономики, производства и технологий.

Интеграция"воспитательных сил общества, стремление к объединению и созданию условий для? личностного развития сельского школьника, тенден-щш к оптимизации воспитательного процесса представляют собой объективную закономерность и являются парадигмалъной установкой существования современного культурно-образовательного пространства. Плодотворное и целенаправленное взаимодействие различных социальных институтов способно? предоставить, ребенку возможность активной и: многообразной деятельности, без которой невозможно формирование собственного социального опыта, активной позиции, других качеств развитой личности.

К педагогическим основаниям единствасоциализациии воспитания можно отнестимоделирование культурно-образовательного пространства школы, которое дает возможность четко сформулировать основополагающие требованияк организаторам: этих процессов, направить педагогическое мышление и деятельность, на создание реальных условийдля • оптимального" личностного развития сельских школьников.

Нобходимым условием" самореализации сельского школьника в культурно-образовательном пространстве сельской школы является воспитательная система, направленная на решение следующих задач:

— обеспечение образованности, общекультурного развития личности и развития индивидуальных способностей каждого учащегося;

— воспитание личности, способной к свободному, добровольному выбору сельского образа жизни и преобразованию жизнедеятельности села и сельскохозяйственного труда;

— формирование экологического сознания как внутреннего регулятора поведения учащихся в окружающей природной среде;

— научение учащихся * умелому сочетанию трудовой деятельности в сельском хозяйстве с заботливым отношением к земле, технике, окружающей природе как основе жизнедеятельности человека.

Моделирование культурно-образовательного пространства предусматривает: диагностирование, проектирование и продуцирование педагогического результата. Так как в основе диагностированиялежит набор действий^ дающий возможность судить в целом о среде и ее составляющих. Проектирование — это, по существу, моделирование пространства и прогнозирование возможностейсреды. Продуцирование выражает технологию формирования и развития личности через среду, превращаемую действиями субъекта в средство воспитания, развития и образования.

Критерием личностного' развития сельского школьника в условиях культурно-образовательного пространства сельской школы: является социальная зрелость личности выпускника. Сферами проявления которой выступают: учение, общениежизнедеятельность коллективагруппысемья, социум, самовоспитание.

Социальная зрелость выпускника современной — сельской школы характеризует его как гражданина, защитника своего Отечества, члена коллектива, труженика, будущего семьянина, связанного с другими людьми общностью целей, деятельности и мерой ответственности за свои поступки. В связи с этим моделями поведения социально зрелой личности являются: гражданин, семьянинученик, труженик, мужчина (женщина),.

Уровень воспитанности выражает степень соответствия реального поведения учащегося моделямповедения социально зрелой личности. Длядиагностикисоциальной зрелости предлагается шкала, включающая 4 уровня: высокий, достаточный, низкий, неудовлетворительный. В наибольшей степени подготовленными к личностному саморазвитию и самоактуализации оказались дети, которые получили педагогическую помощь и поддержку в процессе обучения? в условиях сельского культурно-образовательного комплекса в парадигме личностно-ориентированного образования, что означает:

— соблюдение принципов природосообразности (учет закономерностей физического и психического развитиядетей), культуросооб-разности (образование и организация учащихся школы в контексте культуры), индивидуально-творческий подход (удовлетворение потребностей школьников разнообразных видах творческой деятельности), жизне-творчество (обучение технологиям построения собственной жизни и решения реальных жизненных проблем), сотрудничество (взаимодействие детей и взрослых, взаимоуважение, поддержка друг друга и др.);

— учитель, работающий в системе личностно-ориентированного образования, должен проявлять ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству и демонстрировать гуманную педагогическую позицию, заботиться о сохранении экологии детства, владеть смысло-поисковыми, личностно-развивающими технологиями и технологиями педагогической поддержки индивидуальности? каждого ребенка, уметь простраивать и обогащать предметно-развивающую и культурно-образовательную среду.

Школьная гуманистическая культурно-образовательная среда отражает влияние, идущее извне образовательного учреждения, — преломляет его и обеспечивает построение в школе такого учебно-воспитательного процесса, которыйспособствует личностному развитию, самоопределению личности в открытом социуме. Речь идет о восприятии образования: как личностно-значимой ценности, как процесса овладения ребенком различными способами взаимодействия с миром, духовно-нравственного обогащения и развития гуманных качеств личности.

Концептуальные подходы к построению образовательно-воспитательного процесса могут быть выражены следующим образом:

— целевая установка на воспитание человека высокой гуманитарной культуры, на превращение школы из преимущественно просветительного учреждения в центр духовной, нравственной и эстетической культуры-:

— личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностейзаложенных природой вкаждом индивидууме, построение личностно-ориентированной школы;

— развивающее обучение как содержательная и методическая основа обновления и улучшения образовательно-воспитательного процесса.

— системность и комплексность воспитательной работы: осуществление цельной и последовательной программы воспитания, связь учебной и вне-учебной деятельности детей, опора на комплексные воспитательные общешкольные циклы;

— педагогизация окружающей среды, участие в целенаправленном процессе формированиямолодого поколения: всех социальных институтов, интенсификация семейного воспитания.

Сельским школам принадлежит системообразующая роль, винтеграции деятельности всех субъектов культурно-образовательного пространства в целостную систему, создающую оптимальные условия для социальной защиты детства, развитиякаждой детской личности, ее творческой: самореализации, самоопределения и адаптации в"социокультурномпространстве. Для этого надо осуществить переход от традиционного знаниевого образования к лич-ностно-ориентированному образованию гуманистического типа, целью и смыслом которого является воспитание человека культуры, хозяина земли.

Проведенное исследование создает предпосылки для < дальнейшей разработки проблемы. Мы считаем, что разработанные и представленные в диссертации модели культурно-образовательного пространства сельских школ требуют своих дальнейших технологических разработок и совершенствования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе- Ростов-на-Дону, Изд-во РГУ, 2003.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность, и психология личности- — М.: Педагогика^ 1980-
  3. Абульханова-Славская К. М. Стратегия жизни.-М.: Наука, 1991.-229 с.
  4. А.И. Социология личности. — М.: ООО «Арба Т XXI», 2001. -25 с., 8-. Асмолов А. Содействие ребенку развитие личности // Новые ценности образования: забота-поддержка-консультирование. — Mi: Инно-ватор,* 1996. — Вып. 6. — С. 39−44.
  5. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990- - 367 с.
  6. П.П. Как я стал педагогом // Блонский П. П- Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т. 1. / Под ред. Л. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — 304 с. — С.30−38.
  7. П.П. Педология ^ в массовой г школе первой- ступени: М.: Работник просвещения, 1930. — 200 с.
  8. М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX в. // Педагогика. Л996. — № 3- — С. 72−75.
  9. Л.И. Личность и ее* формирование в детском? возрасте. -М.: Просвещение, 1968.
  10. Е.В. Гуманистическая- парадигма- личностно-ориентированного образования-// Инновационная' школа. 1997. № 1. С.37−45.
  11. Е. В: Теория- и практика личностно-ориентированного1 образования. Ростов-на-Дону, 2000.
  12. C.F. Профильная дифференциация * обучения? в сельской школе. Пособие для руководителей и учителей сельских школ. — М., 2000.
  13. А.П. Ключевые понятия педагогики (Социокультурный и исто-рико-семантический аспекты) // Школа.-1999: — № 6.- С. 64−70.
  14. Г. А. Пути совершенствования! процесса? социализации" школьников в системе: воспитания: Автореф: дис. канд пед. наук Минск 1999.-48C.
  15. Е.Е., Самоактуализация и жизненный: путь человека.// Современные проблемы смысла жизни: Материалы VI-VII симпозиумов. -М.: Самара. 2002. — С.42−49.
  16. В.В. Билет в будущее. М.: Знание, 1990. — 80 с.
  17. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски. /Сост. Н. Л. Селиванова. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  18. Воспитательная- система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории / Под ред.В. А. Караковского и: др. М.: Сентябрь, 1997.-112с.
  19. .З. Исследования в области социальной: педагогики: основания, научный аппарат, специфика организации //Вести, ун-та? Российской Академии Образования. 1978: — № - С.35−45.31 .Вульфов Б. З. Семь парадоксов воспитания. М.- Новая: школа, 1994. -78с.
  20. .З. Социальный педагог в- системе общественного воспитания // Педагогика. 1992. — № 5−6. — С. 45−49.3 31 Гаврилюк В .В., Трикоз H.A. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации //Социологические исследования. 2002. № 1.
  21. О. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования: забота-поддержка-консультирование. М.: Инноватор, 1996. — Вып. 6. — С. 10−38.
  22. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Газман О. С., Вейсс P.M., Крылова.Н. Б. Новые ценности образования. -М.: Ин-т пед. инноваций РАО- 1995. G. 16−45.
  23. О. Потери и обретения в воспитании // Инновационное движение в российском школьном? образовании / Под ред. Э. Днепрова, А. Каспржака, Ан.Пинского. М-: Парсифапь, 1997. — 416 е.- G. 360−382-
  24. О.С. «Социализация» // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М.: Ин-т пед. инноваций РАО, 1995. — С.89−90.
  25. Г. И. Управление инновациями и инновационное управление: //Инновационная школа. 1995- № 2.
  26. .С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания- и веры // Педагогика. 1998. -№ 2. — С. 49 — 57.
  27. .С. Философия образования для 21 века. М.: Флинта, 1998:
  28. В.И. Проблема?структурирования образовательного пространства// Педагогика. 1997. -№ 3-- С.10−15.
  29. H.H. Моделирование культурно-информационной среды образовательного учреждения. Ростов-на-Дону.-2003 .-72с.
  30. Н.Ф. Социализация школьников- как явление педагогическое // Педагогика. -1998: № 5. С.42−46.
  31. Л.И. Личностно-социальная концепция А.С.Макаренко в современной педагогике (сравнительный анализ отечественного и зарубежного макаренковедения): Автореф.дис.д-ра пед.наук. Екатеринбург, 1998.-43 с.
  32. О. В. Поликультурное образовательное пространство как среда поддержкш и защиты личности учащегося. Тирасполь: РИО ПГУ, 2000-
  33. М.П. Сельская школа и социальная педагогика // Пособие для педагогов- — Минск, 2000-
  34. Гурьянова М. П- Социально-педагогическая поддержка сельского населения. — Mi: Изд-во АСОПиР РФ. 184 с.
  35. Э.Н. Образование личности. Пособие для преподавателей. -MI: Интерпракс. 1994. -136 с.
  36. А. Я. Теория интеграции образования. Ростов-на-Дону, 200 051. Данильчук В. И. Гуманитарная парадигма? в проектировании педагогического образования- // Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона. — Ростов н/Д, 1998. С. 85.
  37. И. Д Воспитание в условиях гуманизации образования. — М: 1998.
  38. С.Д. Диагностика эффективности образовательной среды. — М., 1997.
  39. О.Н., Мотыль A.B. Социальная идентификация и адаптация личности.// Социологические исследования.-1995: № 6. — С.110−119.
  40. В.М. Современные тенденции обновления сельской школы: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук,—М., 1999.56.3агвязинский В. И. Педагогическое: творчество учителя. М-: Педагогика, 1987.- 159с:
  41. И.Л. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. Вып.2: — М, 1992. — С.8−32.
  42. Зубова J1.B. Критерии социализации! ребенка в образовательном процессе // Материалы конф. ОГУ и лицея № 1. Июнь 1999 г. Оренбург: Изд-во ОГУ, 1999.- С. 55−58.
  43. И.Н. Воспитание как фактор социализации молодежи в- новых социокультурных условиях //Педагогический: альманах. 2002, № 2. С. 52−57
  44. С.П. Проблемы социализации" современной молодежи. -Оренбург: Печатный Дом «Димур», 1999. 290 с.
  45. А.Ф. Сельская- школа: Из опыта работы Мятлевской средней школы Калужской области. — М., 1987.
  46. В.М. Педагогические условия социализации городских старшеклассников: Автореф.дис.канд.пед.наук. Киев, 1998. — 24 с.
  47. О.В. Вера в системе ценностных ориентации студентов педагогического вуза: Автореф.дис.канд.пед.наук. Волгоград- 1996. -16 с.
  48. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). -М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  49. Е.И. Технология проектирования личностных достижений: Методические материалы. СПб., 1994. 17с.
  50. Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое: сопровождение: Монография. Ульяновск: УИПКПРО, 2004: — 228 с.
  51. Н.А. Монтессори -образование: проблема социализации и воспитания личности. Монография. — М.: «Педагогический вестник», 1999. — 184 с.
  52. А.В. Ориентация" школьников на социально значимые ценности: Автореф.дис.д-ра пед.наук. СПб!, 1991. — 32 с. 73?Кирьякова?А.В: Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография- Оренбург: Изд-во Юж.- Урал, 1996. — 190 с.
  53. А.П. Организационно-педагогические условия" функционирования общеобразовательных учреждений- на селе: Дис:.канд. пед. наук.—М, 1998.
  54. М.В. Инновационные1 модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М-: Арена,. 1994.- 222 с.
  55. М.В. Личностная ориентация- в непрерывном- образовании // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14 — 21.
  56. М.В. Непрерывное образование: — идея, принцип, парадигма-// Инновационная деятельность в образовании. — 19 941 № 3-
  57. М.В. Педагогическая технология- в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989, — 80 с.
  58. Е.А. О среде обитания человека глазами психолога, выступление — на пленарном заседании? Первой? Российской конференции- по i экологической психологии (Москва, 3−5 декабря? 1996 г.).
  59. F.A. Психическое: развитие: ребенка и жизненная? среда //Вопросы психологии. 1993, № 1. — С. 13−23
  60. Ковалев" Г. А., Абрамова- Ю. Г. Пространственный фактор: школьной среды: альтернативы" и- перспективы //Учителю об экологии детства: М., 1996. С. 189−199.
  61. В.З. Общественная активность личности как социально-психологическая" проблема: Автореф. дис.канд.филос.наук. — М, 1970.-19с.
  62. В.А. Культура и архитектура:педагогического- пространства?// Вопр. филос.- 1996.-№ 10. -G. 46−57.
  63. Кондратенков:А. Е. Сельская общеобразовательная школа на современном этапе. (Вопросы трудового воспитания учащихся). — М., 1979:.
  64. Концептуальные основы модели сельской: школы «Образование, культура, сельскохозяйственный. труд, экология». —Ростов-на-Дону, 1994.
  65. Концепция структуры: и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) (проект) // Всерос. совещание работников образования. 14−15 января 2000 г. М, 2000- -13 с.
  66. Концепция- общественного воспитания- учащихся по месту жительства // Бюллетень ВНИК. Вып. 1. Гос. комитет СССР по народному образованию: АПН СССР. ВНИИК «Школа-микрорайон». Mi: Во-ен.изд-во, 1989.-С. 62−90.
  67. В.В. Методология педагогического:исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара, СамГПИ, 1994.-165с.
  68. Ю. О месте понятия «социализация» в современной педагоги-ке.\Педагогика.-№ 2.-2003 .-с.11−22.).
  69. Н. Б. Культурология образования. М: Народное образование, 2000:
  70. Н.Б. Социокультурный контекст образования // Газман О. С., Вейсс P.M., Крылова Н. Б. Новые ценности- образования: содержание гуманистического образования. М.: Ин-т пед. инноваций РАО, 1995.-С. 67−103.
  71. Л. Н- Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 1997.
  72. С. ВL Педагогика самоорганизации: — феномен- содержания: Монография: — Воронеж,. 1997.
  73. С. В: Педагогика личности.Ч.1 Стратегия и тактика личностного воспитания. -Воронеж, 1997.
  74. С.В. Личностная? ориентация- методологической" культуры учителя // Педагогика. 1997. — № 5.- С. 108 — 115.
  75. Кульневич С. В: Единое? образовательное пространство области (обоснование синергетической разработки). — Воронеж, 1998:
  76. Лазарев- B.C., Поташник? М. М. Как разработать программу развития школы.—М., 1993.
  77. B.C. Понятийно-терминологические проблемы педагогики //Понятийный аппарат? педагогики? и образования: Сб.научтр. / Отв.ред.Е.ВЛтсаченко. Екатеринбург, 1996. — Вып.2. — 340 с.
  78. Д. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Издание 2-е. М: Политиздат, 1997.
  79. В.Д. Духовный мир? и ценностные ориентации молодежи России. — СПб., 2000
  80. А.П. Интеграция мирового образования реальность третьего тысячелетия — М: Славянская школа, 1997. — 226 е.
  81. O.E. Проектирование в образовании: необходимость и реальность.// Школьные технологии.2003:№ 4--С.86−93:
  82. А.К. Проектирование пространства развития подростка в современных условиях.// Педагогика. 2002.-№ 1.-С.23−27.
  83. Мануйлов ?Ю. С. Средовый подход в воспитании: Автореф. дисс.. д.и.н. М., 1998.
  84. А. Саомоактуализация.// Психология личности- Тексты. — М: 1982.
  85. ПО. Михайлов A.A. Инновационная- деятельность сельского учебно-воспитательного комплекса как социально-педагогическая проблема: Автореф. дис. канд- пед. наук.— Чебоксары, 2000.
  86. КМудрик A.B. Социализация и воспитание М.: Сентябрь, 1997- - % е.,
  87. Мудрик А. В. Социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995у Вып.З.- С. 54−57.
  88. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект) // Всерос. совещание работников- образования, 14−15 января 2000 г. Mi, 2000. — 7 с.
  89. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека- // Педагогика. 1998- - № 4. — С.3−8.
  90. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Педагогическое общество России. М., 2000.
  91. A.M. Формирование умений и навыков в трудовом обучении // Сов. Педагогика.-1972, — № 8. С. 34−41.
  92. JI.H. Проблема управления- школьным- ученическим кол-лективом//Вопросы управления" и руководства процессом воспитания школьников: Материалы респ.науч.-пракг. конф. / Под ред. Л. К. Балясной. М.: Пед. об-во РСФСР, 1971.- С.50−65.
  93. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / Ред.-сост. Н. Б. Крылова. М.: Ин-т пед. инноваций РАО, 1995.-113с.
  94. Образование в поисках человеческих смыслов // Под ред. чл.-корр. РАО, проф- Бондаревской Е. В. — Ростов-на-Дону, 1995-
  95. П.П. Теоретико-методологические- основы развития- российской сельской школы. Ростов-на-Дону .- 2001s- 227с.
  96. Проектирование в образовании: проблемы, поиск, решения. — Mi, 1994.
  97. С.В. Теория и методика повышения эффективности процесса воспитания в дошкольных учреждениях: Дис. д-ра пед.наук. -Б.м., 1991.-359 с.
  98. А.В. Психология о каждом из нас. М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1992. — 332 с.
  99. В.А. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. М.: Просвещение, 1984. — 272 с.
  100. Развивающееся социально-педагогическое пространство условие развития региона / Под ред. Ю. В. Васильева, А. М. Новикова. — М.: Изд-во ИПК И ПРНО МО, 1994. — 24 с.
  101. F. Образование для свободы / Пер. с англ. И. Иванова, П.Петрова. М.: Рос.гос.гуманит.ун-т, 1997. — 211 с.
  102. К.Р. К науке о личности // История зарубежной психологии (30−60 гг. XX в.): Тексты / Халл К., Скиннер Б., Миллер Д. и др. / Под ред. П. Я. Гальперина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — G.200−230.
  103. Рубцов В-В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знаний. Выступление на пленарном заседании Первой российской конференции по экологической психологии (Москва, 3−5 декабря 1996 г.)
  104. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: «Перемена», 1994. — 152 с.
  105. В.В. О концепции и технологии личностно ориентированного образования // Педагогические инновации в учреждениях образования: сущность, критерии, прогноз. Волгоград: В1 НУ, 1994.
  106. В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования пед. систем. М.: Логос, 1999.
  107. В.В. Теория и практика проектирования образовательных систем. М., 1999. — 272с.
  108. Слободчиков В1 И. Образовательная среда: реализация целей образо-вания5 в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор-Веппе! colledge. -М: 1997.
  109. Слободчиков В-И., Исаев? Е.И. Психология" развития человека- М.: Школа-Пресс, 2000/140- Слободчиков? В .И, Исаев Е. И. Антропологический принцип в- психологии развития // Вопр. психол. 1998. — № 6. — С. 3 — 17.
  110. В.И. Общая- педагогика? в? тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Пед. об-во России, 1999. — 416 с.
  111. Советский энциклопедический" словарь / Гл.ред. А. М. Прохоров. -4-е изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1989. 1632 с.
  112. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1986. 136 с.
  113. Сокольников Ю. П- Системный? подход в исследовании воспитания- -М.: Прометей, 1993.- 200 с.
  114. Е. Н. Теория и практика подготовки социальных педагогов детско-юношеских объединений. Дисс. докт. пед. наук. М: 1996.
  115. Состояние^ сельскош школы: России: ш перспективы её устойчивого развития. Методическое пособие- М, 2000. — 255 с.
  116. М.Д. Физкультурное образовательное пространство? как среда реабилитации и социальной адаптации учащихся. М.: АПК и ПРО, 2002.-186 е.
  117. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. -Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. -148 с.149- Социокультурная модернизация в России. М., 1994.
  118. Т.А. Педагогическая, поддержка и: помощь в современной образовательной практике//Педагогика. 2002, № 4, С.21−27/
  119. Субетто А. И! Качество человека как объект квалиметрии образования // 8-й симпозиум: квалиметрия человека и образования. M. 1999, Ч. I.
  120. Теория- и практика воспитательных систем: / Под ред.: Л. И. Новиковой и др.: В 2 кн. Кн.2.-М.: — Изд. ИТП- и МИО РАО 1993 -207 с-
  121. Тищенко А. В:. Нравственное самоопределение старшеклассника сельской школы Автореф. дис.канд.пед.наук. — Ростов-н/Д, 2000.-23с.
  122. Е.С. Проблемы кадрового обеспечения воспитательного процесса! по месту жительства?// Дети? и подростки вне школы: проблемы- и перспективы. Межвуз.сб.науч.тр. Челябинск: ЧГИИ-иК, 1992.-С.83−91.
  123. П.И., Сенновский И. Б. Технология- модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П. И. Третьякова, — М.: Новая школа, 1997. 352 с.
  124. А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной- деятельности школьников: Автореф.дис.д-ра пед. на-ук.-СПб., 1991.-35 с.
  125. И. Демократизация школы как основное направление ее обновления // Инновационное движение в российском? школьном образовании / Под ред. Э. Днепрова, Л. Каспржака, Ан.Пинского. М.: Парсифаль, 1997. — С.97−141.
  126. Цирульников А. М- Вариативность в организации сельской^ школы. // Научный доклад на соискание ученой степени докт. пед. наук. — Mi, 1994.
  127. А.Н. Подготовка учителя сельской школы. Ростов-н/Д 1981.
  128. А.Н. Учитель * сельской- общеобразовательной? школы. — Ростов-на-Дону, 1981.
  129. В.В. Управление развитием инновационных процессов в сельских школах: Дис. канд. пед. наук, —Тюмень, 1995.
  130. Шалаев- И.О., Вереев A.A. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства. // http://www.bspu.secna.ru/Journal/pedagog/pedagog4/articll.html1
  131. В.Д. и др. Управление проектами. — СПб., 1996.
  132. Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб.пособие. 4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 с.
  133. И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование. М.: АПКиПРО, 2003 — 156 е.
  134. .Ю. Парадигмы современного образования: человек культуры. М.: Логос, 2001. — 144 с.
  135. М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск: РИО КГПУ, 2002. — 218 с.
  136. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе.// Социологический журнал. 1994.- № 3
  137. Якиманская Ш С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
  138. Е.А. Контуры культурно-исторической педагогики // Педагогика. 2001.-№ 1.-С. 3- 10
  139. Е.А. Школа для всех. М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
  140. В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997.
  141. Ясвин В*.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. — М., 1997.
  142. Ясвин В! А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2000. 125 с.
Заполнить форму текущей работой