Формирование готовности будущих специалистов дошкольного образования к реализации преемственности в системе «ДОУ — начальная школа»
Среди разнообразных проблем, возникающих в контексте гуманизации образования и его реформирования, особую актуальность приобрели те, которые связаны с реализацией преемственности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и начальной школы. На современном этапе развития системы образования значительно возросло понимание того, что обновление образовательного процесса должно начинаться с более… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические и практические основы подготовки будущих педагогов дошкольного образования к реализации преемственности в системе «ДОУ — начальная школа»
- 1. 1. Сущность понятия «преемственность» в системе дошкольного и начального школьного образования
- 1. 2. Анализ проблемы преемственности ДОУ и начальной школы на современном этапе развития системы образования
- 1. 3. Состояние профессиональной подготовки специалистов к реализации преемственности в системе «ДОУ — начальная школа» в теории и практике педагогического образования
- 1. 4. Модель формирования готовности будущих специалистов дошкольного образования к реализации преемственности в системе
- ДОУ — начальная школа"
- Выводы по главе 1
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности модели формирования готовности будущих специалистов дошкольного образования к реализации преемственности в системе «ДОУ — начальная школа».
II. 1 Исходное состояние готовности педагогов-практиков и будущих специалистов дошкольного образования к реализации преемственности в системе «ДОУ- начальная школа».
11.2 Содержание и методика исследования.
11.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущих специалистов дошкольного образования к реализации преемственности в системе «ДОУ — начальная школа».
Выводы по главе II.
Список литературы
- Абашина В.В. Профессиональная подготовка будущих педагогов к управлению математическим развитием детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Сургут, 1998.- 21 с.
- Абдукаримов X. Преемственность школы и педвуза в ориентации учащихся и студентов на учительскую профессию: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1981.-18 с.
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1990. 141 с.
- Агафонов А.Б. Преемственность в развитии физических понятий у учащихся старших классов средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, 1983. 16 с.
- Алексеев П.В.- Панин А.В. Философия. Учебник для ВУЗов, — М.: ТЕИС, 1996.-504 с.
- Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет // Педагогический поиск. — М.: Педагогика, 1988. — С. 9−56.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Просвещение, 1984. —296 с.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети. М.: Просвещение, 1983. — 208 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амоношвили, 1995. 456 с.
- Амонашвили Ш. А. Школа жизни. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили 1998.-80 с.
- Ананьев Б.Г. О преемственности в обучении // Сов. педагогика. 1953. № 2.-С. 23−25.
- Андреева А.В. Особенности подготовки будущего учителя на основе антропологического подхода: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 2002. — 24 с.
- Андриянчик А.Н. Проблема преемственности в обучении старшеклассников и студентов технического вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Минск, 1978.- 19 с.
- Анисимова Л.П. Организационно-педагогические условия преемственности в подготовке детей к обучению в школе: Дисс. .канд. пед. наук. — Самара, 1997.- 173 с.
- Антонова А.В. Подготовка учащихся педагогического училища к руководству эстетическим воспитанием детей дошкольного возраста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1993. — 17 с.
- Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающей системы // Психология формирования и развития личности — М.: Наука, 1981 — С. 319.
- Асеев В.Г. О диалектике детерминации психического развития // Принцип развития в психологии М.: Наука, 1978. — 248 с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологических исследований. М.: Изд. МГУ, 1984.- 103 с.
- Асмолов А.Г. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования // Учительская газета. 1994. — 26 апр. (№ 17−18). — С. 2.
- Асмолов А.Г. Чему учить, как учить, ради чего учить // Начальная школа: плюс- минус. 1998. — № 8. — С. 3.
- Афонина Г. М. Педагогика. Курс лекций и семинарских занятий / Под ред. Абдуллиной О. А. Второе издание, Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 512 с.
- Бабанский Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации: Школа // Сов. педагогика. 1982. — № 1. — С. 30−39.
- Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. -294 с.
- Барсуков Н.В. Управление процессом подготовки учительских кадров в педагогических училищах в современных условиях. Дис.. канд. пед. наук. -М., 1998.-160 с.
- Барышникова Н.Г. Преемственность формирования учебной деятельности студентов педвуза (на материале изучения лингвистических дисциплин): Автореф. дис. канд. пед. наук. Барнаул, 2000. — 17 с.
- Батаршев А.В. Преемственность в обучении в общеобразовательной и профессиональной школе (Теоретико-методологический аспект) / Под ред. А. П. Беляевой. СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1996. — 80 с.
- Батурин Б.С. Проблема преемственности в диалектико-материалестическом учении о развитии: Автореф. дис.. канд. философ, наук. Алма-Ата, 1981. — 19 с.
- Батурина О.А. Подготовка студентов педагогического вуза к общению с учащимися: Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб, 1994. — 19 с.
- Безруких М.М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу: Пособие для студ. сред, и высш. пед.учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей. — 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 240 с.
- Белошистая А.В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа: плюс-минус. 2002. — № 7. — С. 3−10.
- Беспалько В.П., Татаур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. М.: Высшая школа, 1989.-144 с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-230 с.
- Боброва М.П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной педагогической деятельности: Дисс. .канд. пед. наук. Барнаул, 1997. — 290 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологические исследования. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Борисов У.Р. Особенности подготовки студентов к воспитательной работе с шестилетними первоклассникам.: Автореф. дис.. канд. пед. наук-М., 1992−16с.
- Бородкина Г. В. Еще раз о готовности к школе. Первые результаты эксперимента // Начальная школа: плюс-минус. — 2002. № 10. — С. 71−174.
- БСЭ.-М., 1975.-Т. 20, — С. 1530.
- Бушля А.К. О преемственности учебно-воспитательной работы в 1−10 классах // Начальная школа. 1952. — № 12. — С. 38−48.
- Варданян Ю.В. Мотивационное обеспечение овладения профессией учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1990 — 16 с.
- Васильев Ю.В. Новые подходы в теории управления школой // Советская педагогика. 1989. — № 8. — С. 60.
- Васильева JI.A. Биометрия (Избранные главы): Учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1999. — 110 с.
- Веракса Н. Модель позиционного обучения студентов отделений и факультетов дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1995. — № 2.-С. 23.
- Выготский JI.C. Переиздание. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашви-ли, 2002. — 224 с. — (Антология гуманной педагогики).
- Выготский JI.C. Педагогическая психология — М.: Педагогика, 1991. -497 с.
- Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. М.: Из-во АПН, 1960.-500 с.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6 т / Под ред. А. В. Запорожца Т.4.-М.: Педагогика, 1984. 432 с.
- Ганелин Ш. И. Дидактический принцип сознательности. М.: Из-во АПН РСФСР, 1961.-224 с.
- Ганелин Ш. И. Педагогические основы преемственности учебно-воспитательной работы в IV-V классах / Известия АПН СССР. М., 1955-Выпуск 72.- С. 5−21.
- Гегель Г. Энциклопедия философских наук Т. 3 — М.: Мысль, 1977. — 471 с.
- Гегель Г. Энциклопедия философских наук Т. 1 М.: Мысль, 1975. — 452 с.
- Глушков В.М. Гносеологическая природа информационного моделирования // Вопросы философии. 1963. — № 10. — С. 14.
- Годник С.М. Проблемы изучения преемственности высшей и средней школы // Сов. педагогика. 1980. — № 9. С. 52−56.
- Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. Воронеж: Из-во Воронежского университета, 1981. — 208 с.
- Годник С.М. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1990.-32 с.
- Головина Е.А. У нас хорошо. К вопросу преемственности между детским садом и школой // Начальная школа: плюс-минус. 2002. — № 7. — С. 11−14.
- Готфруа Ж. Что такое психология. М.: Мир, 1996. — 491 с.
- Губарева Л.Ф. Формирование профессиональной подготовки студентов факультетов начальных классов к реализации принципов гуманной педагогики.: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. Самара, 1994. — 21 с.
- Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионально-педагогического образования / Под общей ред. акад. РАО. В. П. Матросова. М.: Прометей, 1999. — 116 с.
- Гурова Р. А. Школа и вуз. О преемственности в обучении и воспитании // Народное образование, 1971. -№ 3. С. 24.
- Гусельникова Н.В. Преемственность допрофессиональной подготовки учащихся старших классов в системе «школа-вуз»: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — Новосибирск, 2002. 22 с.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика, 1995. — № 1.- С. 29−31.
- Дейкина А.Ю. Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе медеообразования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Барнаул, 2000. 20 с.
- Дистерверг А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз., 1956. -371 с.
- Должикова Р.А. Преемственность образования детей в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе: Дис.. канд. пед. наук. — Курган, 1998. 164 с.
- Домрачев Г. В., Ефимов С. Ф., Тимофеева Р. В. Закон отрицания отрицания. М.: Высш. шк., 1961.- 140 с.
- Драпкина С.Е. Преемственность знаний и развития мыслительной деятельности у учащихся // Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в V-VII классах. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.-С. 50−105.
- Дуброва В.П., Милашевич Е. П. Педагогическая практика в детском саду: Учеб. Пособие для студ. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 160 с.
- Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов кпедагогической деятельности. Дис.. доктора пед. наук. М., 1983.-356 с.
- Дуранов М.Е., Михайлов П. А. Педагогический подход к преемственному обучению как системе // Пути повышения эффективности обучения в школе / Ред. кол.: М. Е. Дуранов (отв. ред.), В.А. Черкасов- Челяб. гос. пед. инт, 1977.-Вып. 11.-С. 3−11.
- Ермакова Е.В. Подготовка студентов педагогических вузов к осуществлению валеологического образования детей ДОУ: Автореф. дис.. канд. пед. наук-М., 1999.-23 с.
- Ерофеева И.Ю. Формирование исследовательских умений у студентов факультетов дошкольного воспитания: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1986. — 16 с.
- Жаркова Л.И. Формирование ценностного отношения будущего учителя к непрерывному педагогическому образованию (на примере Алтайского университетского школьно-педагогического округа): Автореф. дис. канд. пед. наук. — Барнаул, 20 002. — 21 с.
- Загвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов// Сов. педагогика. -1978. № 10. — С. 66−72.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». — 2-е изд. М.: ИНФРА -М., 2000.-52 с.
- Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Хрестоматия по возрастной психологии М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 256 с.
- Запорожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников / Дошкольное воспитание. 1972. -№ 4. — С. 37−42.
- Захаров В.П. Применение математических методов в социально-психологических исследованиях. Учебное пособие. JL, ЛГУ, 1985. — 64 с.
- Зеленков А.И. Философско-методологический анализ проблемы преемственности в научном познании: Автореф. дис.. д-ра философ, наук. — Минск, 1986.-19 с.
- Зимняя И.А. Элементарный курс педагогической психологии: Учебное пособие. — М.: Центр повышения качества подготовки специалистов, 1992. — 111 с.
- Золотарь К.И. Преемственность в обучении // Сов. педагогика, 1968. № 9. -С.114−129.
- Зотов А.Ф. Идеализированная модель, как основа научной теории. В сб.: Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической науке. — Ч. 1. — М.:НИИ ОП АПН ССР, — С. 4.
- Иванова Т.В. Особенности развития психологической готовности студенчества к педагогической деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук — М., 1983.- 18 с.
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход к построению курса химии. — М.: Просвещение, 1972. — 72 с.
- Ильясов Н.И. Научно-педагогические основы совершенствования готовности будущих учителей к творческой деятельности: Автореф дис.. канд. пед. наук — Алма-Ата, 1986 25 с.
- Исаев И.Ф. Мотивационное обеспечение овладения профессией учителя: Автореф дис.. канд. пед. наук М., 1988 — 23 с.
- Исаенко Г. Н. Роль исторической преемственности в развитии науки М.: Знание, 1969.-24 с.
- Истоки: Базисная программа развития ребенка — дошкольника / Авторский коллектив: Алиева Г. И., Антонова Т. В., Анаутова Е. П. и др., 2-е издание, испр. и доп. — М.: Издательский дом «Карапуз», 2001. — 420 с.
- Ковардакова М.А. Формирование у студентов умения анализировать педагогический процесс в дошкольном учреждении: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1990. 16 с.
- Коджаспирова Г. М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 352 с.
- Кожекина Т.В., Клименко И. Ф. Подготовка и защита дипломных работ в педагогических образовательных учреждениях. — М.: Вербум — М, 2002. -112 с.
- Козин С.В. Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного обучения и воспитания в современных условиях (на материале школ-пансионатов г. Москвы): Дис.. канд. пед. наук. -М., 1996. -201 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах. — М.: Педагогика, 1982.- Т.1.- 656 с.
- Константинова В.Ф. Организационно-педагогические условия подготовки высококвалифицированного творческого специалиста в педагогическом колледже: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Томск, 1999. -19 с.
- Концепция непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста // Начальная школа: плюс минус. — 2000. — № 10. -С. 11−30.
- Корнева М.И. Прогимназия как образовательное пространство развития личности ребенка: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1996.-24 с.
- Кравцова Е.Е. Школы для маленьких или маленькие школы / Обруч —1997.- № 1.- С. 4−6.
- Кузнецова В.К. Вопросы преемственности и адоптации в условиях учебно-воспитательного комплекса. (Из опыта учительского коллектива УВК «Феникс» № 1666 г. Москвы). // Начальная школа — 1996. № 8. — С. 9−16.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Д.: Изд-воЛГУ, 1980.- 172 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности Л., 1967. — 183 с.
- Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель, 1976.-57 с.
- Кулюткин Ю. Н. Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. — М.: Педагогика, 1971. — 111 с.
- Куревина О.А. Наш эксперимент образованию // Начальная школа: плюс-минус. — 2002. -№ 4. — С. 56−60.
- Куревина О.А. Первые результаты эксперимента // Начальная школа: плюс- минус. 2002. — № 10. — С. 65−70.
- Кухта A.M. Пути обеспечения преемственности в организации учебной работы в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1970. — 19 с.
- Лебедев А.А. УИРС и НИРС // Вестник высшей школы. -1976. № 7. -С. 49 -52.
- Ш. Лейтес Н. С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Хрестоматия по возрастной психологии М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 256 с.
- Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов развития человека // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. — С. 196−212.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1.-М.: Педагогика, 1983. 392 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Из-во МГУ, 1972.575 с.
- Лыкова В.Я. Педагогические основы преемственности воспитательной работы детского сада и школы. Дис.. доктора пед. наук. — Одесса, 1992. -343 с.
- Лысенкова С.Н. Когда легко учиться / Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. 3-е изд., с испр. и доп. — М.: Педагогика, 1989. — С. 59−101.
- Люблинская А.А. О преемственности учебной работы в школе // Преемственность в процессе обучения в школе / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л., 1969. — С.2−23.
- Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника М.: Просвещение, 1977. 75 с.
- Макарова В.Н. Формирование готовности студентов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1996.-19 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М.: Просвещение, 1983. 96 с.
- Маханева А. Проблема преемственности между детским садом и школой/ дошкольное воспитание. 1998. — № 9 — С. 6−11.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Просвещение, 1975. — 132 с.
- Медынский Е.Н. О принципах советской дидактики // Сов. педагогика. — 1937.-№ 5.-С. 22−31.
- Мерк А.А. Реализация идеи непрерывного образования в комплексе «детский сад лицей — колледж — ВУЗ»: Дисс. .канд. пед. наук. — Тюмень, 1999.-223 с.
- Мороз А.Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной работе учащихся средней общеобразовательной школы и студентов вуза (На материале школ и вузов УССР): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1972.-23 с.
- Морозова О.П. Хрестоматия по педагогике- 2-е издание, дополненное переработанное. Издательство БГПУ, Барнаул, 1999. — 255 с.
- Мукашев З.А. Преемственность как момент развития. Алма-Ата: Казахстан, 1975.-102 с.
- Недопасова В.Г. Особенности деятельности преподавателя высшей школы по руководству научно-исследовательской работой студентов // Пути оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузе. — Барнаул, 1982. —53 с.
- Новицкая М. Ступени преемственности: народный педагогический опыт. // Обруч.-1997.- № 1.-С. 12−13.
- Орлов А.Н. Управление подготовкой учительских кадров в процессе непрерывного образования: проблемы и перспективы. М.: Изд-во МИГУ, 1991.-196 с.
- Орлов А.Н., Левгерова О. В. Принципы управления учебно-воспитательным процессом в высшем педагогическом учебном заведении. В кн.: Организационно-управленческие инновации в системе педагогического образования. Барнаул, 1999. С. 84−88.
- Основы дидактики / Под ред. Есипова Б. П. — М.: Просвещение, 1967. — 472 с.
- Палавандишвили М.Л. Психолого-педагогическая подготовка воспитателя детского сада в педагогическом училище: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1990.-32 с.
- Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. — М.: Просвещение, 1987. 207с.
- Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. — М.: Высшая школа, 1986. — 123 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под. ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996 — 602 с.
- Педагогический словарь / Глав. Ред.: И. А. Каиров, Н. К. Гончаров, Н. Д. Кузьмин и др. В двух томах. М.: Издательство АПН РСФСР, 1960. Т.1 -774 с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения: В 2-х томах. -М. Из-во АПН РСФСР, 1963. Т.2. 563 с.
- Петров А.В. Преемственность и развивающее обучение. Под ред. чл.-корр. РАО А. В. Усовой. — Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1994. — е.: ил. — 185 с.
- Петров А.В. Системно-структурный подход к обучению и реализации преемственности при формировании фундаментальных понятий: Методич. рекомендации для преподавателей физики. — Горно-Алтайск: ГАГПИ, 1993. — 31 с.
- Петроченко Г. Г. Система работы по формированию у студентов дошкольного отделения педагогических умений / Вопросы обучения и воспитания. -Минск, 1976.-С. 192−208.
- Платонов К. К. Адаскин Б.И. Об изучении и формировании личности учащегося. — М.: Высшая школа. 1966. 97 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.2-е издание перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1984. 174 с.
- Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 400 с.
- Подласый П.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
- Поздняк Jl.В. Подготовка организатора дошкольного воспитания в системе высшего педагогического образования: Дис.. канд. пед. наук. М., 1984. -260 с.
- Прахова К.Н. Педагогическая практика в процессе формирования у студентов профессионально-педагогических умений старшего воспитателя дошкольного учреждения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1984. — 16 с.
- Преемственность в работе детского сада и начальной школы / Под общ. ред. Г. К. Широковой. М.: Ансел Пресс, Ансел — М, 1998. — 96 с.
- Проблемы методологии и методики исследований профессионального обучения в профтехучилище / А. П. Беляева, С. Я. Баев, Н. Ф. Золотухина и др., Под ред. А. П. Беляевой. М., 1985. — 108 с.
- Программа «Преемственность», познание мира. Составитель Федосова Н. А. М., АПКиПРО, 1999. — 36 с.
- Психологический словарь / Под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. -2-е изд., перераб и доп., — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
- Раджибов У.А. Динамика естественно научного знания: Системно-методический анализ. — М.: Наука, 1982. — 336 с.
- Разборова Л.И. Психологические особенности формирования готовности студентов педагогических вузов к работе в дошкольных учреждениях: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1976. 16 с.
- Рассказова Н.П. Подготовка студентов к работе с родителями по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук-М., 1995.-21 с.
- Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: Кн. для преподават. высш. и средн. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. 304 с. — (Педагогическая мастерская).
- Решетов С.А. Системный подход к построению курса химии. М., Изд-во МГУ, 1983.-174 с.
- Ржецкий Н.Н. Основы системно-структурного исследования процесса обучения // Программированное обучение. Вып.23, 1986. С. 29−43.
- Рубанов В.Г. Проблема преемственности как закономерность общественного развития: Автореф. дис. .канд. философ, наук. — Томск, 1979. 19 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2-х т.Т.1. М.: Педагогика, 1989.- 485 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: в 2-х томах, Т.-2. М.: Педагогика, 1981.- 184 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. Изд. 2-е, отв. Ред. К. В. Шорохова. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
- Селезнева Н.Т. Подготовка студентов педагогических вузов к психолого-педагогическому изучению младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук М., 1988. — 21 с.
- Семушина Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя ДДУ. Дис.. канд. пед. наук. -М., 1979. 188 с.
- Семушина Л.Г. О профессиональных умениях и навыках // Дошкольное воспитание. 1976. — N2 10 — С. 65−69.
- Семушина Л.П. Преподавание курса дошкольной педагогики в педагогическом училище: Пособие для преподавателей и студентов педагогических институтов М.: Просвещение, 1990. — 125 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии СПб.: ООО «Речь», 2000. — 350 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 159 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1977.- 28 с.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 4-е изд. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 1632 с.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Ерофеевой. 2-е изд., стереотип. М.: «Академия», 2000. — 344 с.
- Соколова Г. К. Организационно-педагогические условия обеспечения преемственности дидактических моделей дошкольного и начального общего образования: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — М., 1998. 20 с.
- Сорокин Н.А. Дидактика: Учеб. пособие для пед. институтов. М.: Просвещение, 1974. — 222 с.
- Сороко Э.М. Структурная гармония систем / Под ред. Е. М. Бабасова. -Минск: Наука и техника, 1984. 264 с. *
- Стеркина Р.Б. Поговорим о преемственности // Обруч. 1997. — № 1. — С. 3−4.
- Стернин А.О. К вопросу о понятии преемственности в марксисткой философии // методические вопросы современной науки / Воронеж, гос. ун-т. -Воронеж, 1969. С. 21−24.
- Стефановская Т.А. Технология обучения педагогике в вузе. Методическое пособие. Второе издание. — Москва, Изд-во «Совершенство», 2000. 272 с.
- Структура и содержание общепедагогической подготовки студентов педагогических институтов: Сборник научных трудов/ Под ред. А. И. Писку нова М., МГПИ им. Ленина, 1984. — 73 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 2. / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. М.: Педагогика, 1980. — 384 с.
- Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов (Программно-методическое пособие). М.: ДАЕ, 2000. — 120 с.
- Тамарин В.Э. Преемственность как закономерность и принцип обучения // Вопросы преемственности школьного и вузовского обучения. Барнаул, 1975.-С. 84−87.
- Тамарин В.Э. Сущность и пути оптимизации преемственности учебной и внеклассной работы со школьниками // Преемственность учебной и внеклассной работы со школьниками / Барнаул, гос. пед. ин-т. — Барнаул, 1982.-С. 4−48.
- Таранова Т.Н. Подготовка воспитателей в дошкольных педагогических училищах к музыкально — эстетическому воспитанию детей: Автореф. дис.. канд. пед. наук —М., 1992.— 17 с.
- Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Наука, 1940.-С. 1103.
- Усова А.Ф. О статусе принципов дидактики // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике / Ред. кол.: А. В. Усова (отв. ред.), А.Н. Звягин- Челяб. гос. пед. ин-т. Челябинск, 1985. — С. 12−24.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М: Из-во АПН РСФСР, 1949. Т.5. -592 с.
- Философский словарь / Под. ред. И. Т. Фролова. — 6-е изд. — М.: Политиздат, 1991.-560 с.
- Харин Ю.А. Диалектика социального отрицания. Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, Минск, 1972. 280 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1990. — 576 с.
- Харькин В.Н. Педагогическая имповизация: Учебное пособие для студентов педвуза 2-е издание, перераб. и доп. М.: Педагогика, 1989. — 342 с.
- Хозиев В.Б. О судьбах психолого-педагогических инноваций // Сб. научных трудов Вып. 1, — Сургут, 1995. — С. 47−64.
- Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. -М.: Педагогика, 1981.-208 с.
- Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. — М.: Наука, 1978.-81 с.
- Шевченко JI.JI. Практическая педагогическая этика.- М.: Из-во Соборъ. 1997.-506 с.
- Шикова Р.Н. Подготовка будущих учителей к использованию тестовых задач в обучении математике младших школьников: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1989.-176 с.
- Шипулин. Н.И. Организационно-педагогические условия деятельности УНПК в системе непрерывного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Барнаул., 1998. — 19 с.
- Шипулина И.А. Программа действий по осуществлению преемственности по схеме: прогимназическое-начальное гимназическое-общегимназическое образование // Начальная школа: плюс-минус. 2002. — № 7. — С. 3−10.
- Шиянов Е.Н. Формирование мотивационно ценностного отношения студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1977.-28 с.
- Штофф В.А. Понятие модели в современной науке // Некоторые вопросы диалектического материализма. Л.: ЛГУ, 1962. — С. 41−54.
- Штофф В.А. Современные проблемы идеологии научного познания. — М.: Знание, 1975.-40 с.
- Щербаков А.И., Рыков Н. А. Научно-педагогические основы подготовки учителя биологии // Л.: ЛГПУ, 1973. С. 11.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте./ Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М.: Просвещение, 1981. 304 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. -392 с.
- Anderson I. W. Increasing teacher effectiveness. Paris, 1991. — 193 p.
- Carin A.A., Sund R.B. Teaching science through discovery. 3 ed. Columbus (Ohio), 1975.- 239 p.
- Elligngton H.J., Addinal E., Ptrcival F. Games and simulations science education. London — New York, 1981. — 227 p.
- Langton N.H., Addinal E., Ellington H.J. Ptrcival F. The value of simulations and games in teaching of science // European Journal of Education. 1980. Vol.4p 15.-№ 3.- P. 9−14.
- Teacher’s Role and Teacher Education. // F Central east European View. / Edited by Beata Kotscfy / Budapest, 1996. — 151 p.
- Maslow A. Motivation and personality. New York, 1970. — P. 340. p
- ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
- Дисциплина «Психолого-педагогические условия преемственности дошкольного и начального школьного образования»
- Специальность 0313 дошкольное образование1. Горно-Алтайск 20 011. Пояснительная записка
- Содержание курса предусматривает проведение лекционных, семинарских и практических занятий, аудиторной и самостоятельной работы.
- Содержание курса предполагает логический переход от теоретического изучения проблемы к ее практической реализации в практике дошкольных учреждений и школы.
- Изучение дисциплины завершается зачетом в конце семестра.
- Примерный учебно-тематический план курса
- Наименование разделов и тем Кол-во часов
- Мак с Все го. тео-рет Сем. И Пра кт Самос т1. Введение. 2 2 2
- Цель, задачи, предмет, содержание спецкурса. 1
- Место спецкурса в общей системе психолого-педагогической подготовки студентов. 1
- Теоретико-методологические основы преемственности детского сада и школы в воспитании и обучении детей. 15
- Сущность преемственности как философской категории. 2 2 1 1
- Научно-теоретические основы преемственности дошкольного и начального школьного образования. 2 2 1 1
- Состояние проблемы преемственности на современном этапе. 3 3 1 2
- Сущность и содержание преемственности в воспитательно-образовательной работе ДОУ и начальной школы. 3 3 2 1
- Педагогические условия преемственности. 3 3 2 1
- Передовой опыт реализации преемственности в работе детского сада и школы. 2 1 1 1
- Подготовка ребенка к школьному обучению. 18
- Сущность понятия «подготовка к школе». 2 2 1 1
- Социальная ситуация развития в старшем дошкольном возрасте. 1 1
- Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. 4 4 2 2
- Роль общения и предметной среды при подготовке ребенка к школьному обучению. 2 2 1 1
- Диагностика готовности к школьному обучению. 3 2 1 1 1
- Карта индивидуального развития ребенка-дошкольника. 2 1 1 1
- Подготовка к школе детей не посещающих ДОУ. 2 2 1 1
- Исследование вопросов готовности к школьному обучению. 2 2 1 1
- Реализация осуществления преемственности в образовательном процессе ДОУ и начальной школы. 9
- Система организационных и методических связей ДОУ и начальной школы. 3 3 1 2
- Анализ содержания программы и состояния работы с детьми старшего дошкольного возраста. 2 1 1 1
- Своеобразие учебно-воспитательной работы в первом классе общеобразовательной школы. 2 1 1 1
- Различные типы образовательных учреждений реализующих преемственность дошкольного и начального школьного образования.1. Итого: 44 38 20 18 61. Содержание курса1. Введение
- Теоретико-методические основы преемственности детского сада и школы в воспитании и обучении детей.
- Тема № 1. Сущность преемственности как философской категории
- Тема № 2. История вопроса преемственности в психолого-педагогической теории.
- Взгляды Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинско-го- В. А. Сухомлинского на сущность и закономерности процесса преемственности в образовании.
- Вклад ученых-психологов С. Л. Рубинштейна, JT.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович и других исследователей, в разработку вопросов преемственности в развитии личности на этапах дошкольного и младшего школьного возраста.
- Исследования в области преемственности дошкольного и начального школьного образования в трудах педагогов XX века.
- Тема № 3. Состояние проблемы преемственности ДОУ и начальной школы на современном этапе.
- Историческая постановка вопроса преемственности дошкольного и начального школьного образования.
- Причины разрыва преемственных связей ДОУ и начальной школы.
- Тема № 4. Сущность и содержание преемственности в воспитательно-образовательной работе ДОУ и начальной школы.
- Определение понятия «преемственность дошкольного и начального школьного образования» с позиций разных авторов.
- Преемственность ДОУ и начальной школы как двусторонний процесс.
- Психологические, педагогические и методические аспекты преемственности.
- Тема № 5. Условия осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования.
- Сущность понятия «педагогические условия».
- Внешние условия: социально-экономические, материально-технические, дидактические, санитарно-гигиенические, эстетические.
- Внутренние условия: физиологические и психологические особенности организма, объем индивидуальных знаний, преобладание учебно-познавательных мотивов деятельности.
- Тема № б. Передовой опыт реализации преемственности в работе детского сада и начальной школы.
- Осуществление преемственны связей в работе УВК «Феникс» г. Москвы- Комплекса «Лосинный остров» г. Москвы- Детского центра-прогимназии № 117 АОО «ГАЗ» г. Нижний Новгород и других.
- Передовой опыт реализации преемственных связей дошкольного и начального школьного образования в Республике Алтай.
- Подготовка ребенка к школьному обучению.
- Тема № 1. Сущность понятия «готовность к школе».
- Тема N. я 2. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста.
- Развитие и становление познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте. Изменения в структуре и содержании детской деятельности.
- Тема № 3. Физическая готовность к школьному обучению.
- Тема N9 4. Личностная готовность к обучению в школе.
- Тема № 5. Психологическая готовность к школьному обучению.
- Тема N9 б. Диагностика психолого-педагогической готовности к школьному обучению.
- Тема № 7. Роль развивающей предметно-пространственной среды при подготовке ребенка к школьному обучению.
- Принципы построения развивающей среды. Взаимодействие специалистов ДОУ по созданию развивающей среды.
- Тема № 8. Подготовка к школе детей, не посещающих дошкольные учреждения.
- Организация групп развития для детей не посещающих ДОУ. Примерный распорядок работы групп развития. Содержание и формы педагогической работы в группах развития.
- Современные программы подготовки детей к школе не посещающих ДОУ.
- Тема № Р. Карта индивидуального развития ребенка-дошкольника.
- Общая характеристика карты индивидуального развития ребенка. Цели заполнения и основное содержание карты развития. Способы работы картой развития.
- Тема № 10. Исследование вопросов готовности к школьному обучению.
- Вопросы подготовки ребенка к школе в трудах отечественных педагогов и психологов: А. В. Запорожца, Л. И. Божович, В.с. Мухиной, Д. Б. Эльконина, Н. В. Нижегородцевой, И. В. Дубровиной и других.
- Исследование вопросов подготовки к школьному обучению в трудах зарубежных ученых: Т. Беньовы, Г. Догман, Д. Догман и других.
- Реализация преемственности в образовательном процессе ДОУ и начальной школы.
- Тема № 1. Система организационных и методических связей ДОУ и начальной школы.
- Роль воспитателя и учителя в осуществлении преемственных связей детского сада и школы. Формы взаимодействия ДОУ и начальной школы. Планирование работы по вопросам преемственности детского сада, школы и семьи.
- Тема № 2. Анализ содержания программы, состояния работы с детьми старшего дошкольного возраста.
- Тема № 3. Особенности учебно-воспитательной работы в первом классе общеобразовательной школы.
- Тема N° 4. Реализация преемственности ДОУ и начальной школы через различные типы образовательных учреждений.
- Учебно-исследовательские задания.
- Выявить мотивационную готовность ребенка к учению по результатам индивидуального наблюдения и опроса первоклассников. На основании полученного результата разработать педагогические рекомендации для воспитателя детского сада.
- Составить анкету для родителей детей б-ти лет с целью выявления состояния подготовки детей к школе в условиях семьи. Провести анкетирование, проанализировать полученные результаты. Разработать памятку для родителей по подготовке детей к школе.
- Провести диагностику физической, личностной и интеллектуальной готовности ребенка к школе на основании полученных результатов.
- Изучить и проанализировать состояние преемственных связей со школой в прикрепленном дошкольном учреждении. Составить схему организационных и методических связей ДОУ и начальной школы.
- Основные понятия по курсу:
- Готовность к школьному обучению- психолого-педагогический феномен, целостная интегральная характеристика ребенка, включающая в себя морфологическую, интеллектуальную, личностную готовность.
- Педагогические условия — теоретические и практические ориентиры, установки, способы, средства организации образовательного процесса.
- Преемственность связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое сменяя старое, сохраняет в себе его элементы.
- Принципы обучения базисные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
- Программа воспитания и обучения в детском саду — государственный документ, определяющий цель, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми в детских дошкольных учреждениях.
- Развитие личности — сложнейший процесс объективной действительности, это процесс и результат количественных и качественных изменений человека.
- Развивающая предметно-пространственная среда — это все материальные вещи, природные и искусственно созданные, которые окружают ребенка в пространстве, где он находится, и способствующие его разностороннему развитию.
- Примерная тематика курсовых работ
- Дидактические условия преемственности дошкольного и начального школьного образования.
- Проблема психологической готовности ребенка к школе.
- Формы взаимодействия ДОУ и начальной школы и их роль в осуществлении преемственности.
- Преемственность ДОУ и начальной школы: проблемы и перспективы развития.
- Преемственность дошкольного и начального школьного образования в подготовке ребенка к школе.
- Алексеев П.В.- Панин А.В. Философия. Учебник для ВУЗов, М.: ТЕИС, 1996.-504 с.
- Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающей системы // Психология формирования и развития личности М.: Наука, 1981 — С. 319.
- Асеев В.Г. О диалектике детерминации психического развития // Принцип развития в психологии М.: Наука, 1978. — 248 с.
- Афонина Г. М. Педагогика. Курс лекций и семинарских занятий / Под ред. Абдулиной О. А. Второе издание, Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 512 с.
- Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. — 294 с.
- Безруких М.М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. М.: Академия, 1998. -240 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологические исследования. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- БСЭ.-М., 1975. —Т. 20,-С. 1530.
- Венгер Л.А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М.: Знание, 1994. -224 с.
- Веракса Н. Модель позиционного обучения студентов отделений и факультетов дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. — 1995. -№ 2.-С.23.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: Изд-во АПН, 1960.-500с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т ./ Под ред. А. В. Запорожца Т.4.-М.: Педагогика, 1984. 432 с.
- Гегель Г. Энциклопедия философских наук Т. 1 М.: Мысль, 1975. -452 с.
- Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1981. — 208 с.
- Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учеб. пособие для студ. Сред. Пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. — М.: «Академия», 1998.-272 с.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика, 1995. — № 1.-С. 29−31.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.: Изд. 2-е, переработанное. — СПб.: Акцент, 1996 224 с.
- Дистерверг А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз., 1956. -371 с.
- Догман Г., Догман Д. Дошкольное обучение ребенка. М. Аквариум, 1995. 425 с.
- Догман Г., Догман Д. Как научить ребенка читать. М. Аквариум, 1998. -443 с.
- Догман Г., Догман Д. Как развивать интеллект ребенка. М.: Аквариум, 1998. 436 с.
- Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. В 2 ч. Ч 2. Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. 2-е изд., испр. И доп. -М.: Просвещение, 1988. — 270 с.
- Дуброва В.П., Милашевич Е. П. Педагогическая практика в детском саду: Учеб. Пособие для студ. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 160 с.
- Дьяченко О.М., Астськова Н. Р. и др. Дети в школу собирайтесь. М.: Академия, 1999.-192 с.
- Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Хрестоматия по возрастной психологии М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 256 с.
- Запорожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников / Дошкольное воспитание. 1972. — № 4. — С. 37−42.
- Зимняя И.А. Элементарный курс педагогической психологии: Учебное пособие. — М.: Центр повышения качества подготовки специалистов, 1992. -111с.
- Исаенко Г. Н. Роль исторической преемственности в развитии науки — М.: Знание, 1969.-24 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 656 с.
- Корнева М.И. Прогимназия как образовательное пространство развития личности ребенка: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1996.-24 с.
- Кравцова Е.Е. Школы для маленьких или маленькие школы / Обруч 1977, № 1.- С. 4−6.
- Кузнецова В.К. Вопросы преемственности и адоптации в условиях учебно-воспитательного комплекса. (Из опыта учительского коллектива УВК «Феникс» № 1666 г. Москвы). // Начальная школа 1996, — № 8. — С. 9−16.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности Д., 1967. -183с.
- Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Хрестоматия по возрастной психологии — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 256 с.
- Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов развития человека // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. — С. 196−212.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1.-М.: Педагогика, 1983. 392 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М.: Изд-во МГУ, 1972.575 с.
- Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника М.: Просвещение, 1977. С. 75.
- Маханева М.А. Проблема преемственности между детским садом и школой/ дошкольное воспитание, 1998.- № 9. С. 6−11.
- Морозова О.П. Хрестоматия по педагогике- 2-е издание, дополненное переработанное. Издательство БГПУ, Барнаул, 1999. 255 с.
- Мукашев З.А. Преемственность как момент развития. Алма-Ата.: Казахстан, 1975.-102 с.
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. — 256 с.
- Новицкая М. Ступени преемственности: народный педагогический опыт. // Обруч.-1997.- № 1.-С. 12−13.
- Обеспечение готовности детей к школьному обучению (нормативно-методические документы) / отв. ред. Курнешова Л. Е. М., Центр инноваций в педагогике, 1998. 78 с.
- Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. М.: Высшая школа, 1986. — 123 с.
- Педагогический словарь / Глав, ред.: И. А. Каиров, Н. К. Гончаров, Н. Д. Кузьмин и др. В двух томах. — М.: Издательство АПН РСФСР, 1960. Т.1 — 774 с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения: В 2-х томах. — М. Изд-во АПН РСФСР, 1963. Т.2. 563 с.
- Петроченко Г. Г. Развитие детей 6−7 лет и подготовка их к школе. Минск: Высшая школа, 1982. 182 с.
- Петроченко Г. Г. Система работы по формированию у студентов дошкольного отделения педагогических умений / Вопросы обучения и воспитания. -Минск, 1976.-С. 192−208.
- Платонов К. К. Адаскин Б.И. Об изучении и формировании личности учащегося. М.: Высшая школа. 1966. — 97 с.
- Подготовка детей в детском саду к школе. П.р. А. П. Усовой. М., 1995. — 263 с.
- Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР. П.р. Парамоновой Л.А. М. Просвещение, 1989. 210 с.
- Преемственность в работе детского сада и начальной школы / Под общ. ред. Г. К. Широковой. М.: Ансел Пресс, Ансел, 1998. — 96 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду./ Отв. ред. М. А. Васильева. М.: Просвещение, 1985. — 174 с.
- Психологический словарь. / Под ред. Зинченко В. П., Мещерякова б.Г. 2-е изд., перераб. и доп., — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Изд. 2-е, отв. Ред. К. В. Шорохова. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х томах, Т.- 2. М.: Педагогика, 1981.- 184 с.
- Семушина Л.Г. О профессиональных умениях и навыках // Дошкольное воспитание. 1976. -№ 10. — С. 65−69.
- Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. A.M. Прохоров. — 4-е изд.-М.: Сов. Энциклопедия, 1989. 1632 с.
- Сороко Э.М. Структурная гармония систем / П. р. Е.М. Бабасова-Минск: Наука и техника, 1984. 64 с.
- Стеркина Р.Б. Поговорим о преемственности // Обруч. 1997, № 1. — С. 3−4.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 2. /Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. М.: Педагогика, 1980. — 384 с.
- Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов (Программно-методическое пособие). М.: ДАЕ, 2000. 120 с.
- Тамарин В.Э. Преемственность как закономерность и принцип обучения // Вопросы преемственности школьного и вузовского обучения. Барнаул, 1975.
- Толковый словарь русского языка. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Наука, 1940.-С. 1103.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М.: Из-во АПН РСФСР, 1949. Т.5. -592 с.
- Федосова Н.А. Подготовка детей к школе, не посещающих дошкольные учреждения И Начальная школа 1999. — № 9. — С. 40.
- Философский словарь / Под. ред. И. Т. Фролова. 6-е изд. — М.: Политиздат, 1991.-560 с.
- Харин Ю.А. Диалектика социального отрицания. Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, Минск, 1972. 280 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие 2-е издание, перераб. и доп.-М.: Высш. шк., 1990. 576 с.
- Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
- Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. М.: Из-во Соборъ. 1997.-506 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте./ Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.-304 с.